Проблема чести, достоинства и нравственного выбора в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
презентация к уроку по литературе (8 класс) на тему

Николаева Наталья Александровна

Проблема чести, достоинства и нравственного выбора в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблема чести, достоинства и нравственного выбора в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Слайд 2

Эпиграф урока : «Береги честь смолоду» (пословица )

Слайд 3

Обратимся к главному герою повести Петру Гриневу, вспомним отдельные эпизоды его жизни. - Всмотритесь в юного Петрушу Гринева. - Расскажите о жизни Петруши в родительском доме. - Кто же оказал большое влияние на Петрушу? Найдите в тексте суждения отца Петруши о том, что сын его должен служить . Вывод: Действительно, главные уроки жизни Гринев получил не от француза и даже не от Савельича, а от своего отца Андрея Петровича. Правда для старика - Гринева – это прежде всего честное служение своему Отечеству.

Слайд 4

- Что мы можем сказать о матери Гринева? Вывод : Действительно, о ней сказано немного, но ее влияние скажется потом, когда станет раскрываться характер Петра. Доброта матери и весь быт семьи Гриневых развили в Петруше мягкость, совестливость.

Слайд 5

Как представлялась военная служба юному Петруше? Второй этап формирования Гринева начинается с момента отъезда его из родного дома. Вспоминаем, что первый удар мечтам наносит отец, решая Петрушу отправить в Армию и не в Петербург, а в Оренбург. Мечта о веселой и беззаботной жизни военного исчезает после пирушки с Зуриным .

Слайд 6

- Что же произошло? - Чем заканчивается эта история? - Какой урок преподал ему Зурин ? - Какое разочарование ждет Гринева в Белогорской крепости? - Каким предстает перед нами русское семейство Мироновых? Вывод : Вспомните строки из повести, где автор пишет: «Другого общества в крепости не было, но я другого и не желал». Уклад жизни Мироновых был очень близок семье Гриневых.

Слайд 7

Как проявил себя Петруша в ссоре со Швабриным? Почему он согласился на дуэль, хотя дуэли были запрещены? - Как ведут себя оба противника во время поединка? Вывод : Это могло стоить Петруше жизни. Но ведь герой еще мало знает людей. Он думал, что Швабрин будет вести себя по правилам дуэли, также честно, как и сам Гринев. Возможно, это тоже урок – не быть слишком доверчивым.

Слайд 8

- Какие события особенно сильно повлияли на формирование духовного мира героя? - Как ведет себя Гринев и какой его ответ на предложение Пугачева «не служить» против него. Вывод : Гринев говорит ему правду. Он понял, что этому человеку нельзя лгать. - Что привлекло Пугачева в Гриневе? Вывод : Пугачев человек прямой и открытый, он уважает прямых и мужественных людей, отсутствие дворянской спеси. В этом нравственном поединке победителями оказываются оба – и Пугачев, и Гринев, оценивший свою человеческую и дворянскую честь выше жизни.

Слайд 9

А есть ли представления о чести у Пугачева? Вывод : На большую высоту в наших глазах поднялся Пугачев, который не только увидел душевную красоту Гринева (молодого офицера), но и нашел в себе силы подавить собственное самолюбие.

Слайд 10

- На что решается Петр Андреевич, спасая дочь капитана Миронова? Перед каким выбором он стоит? Вывод : В этой ситуации Гринев -человек победил Гринева -солдата. - Что в этом поступке покоряет нас? - Что значит честь для Маши Мироновой? Какие черты характера проявляются в Маше в истории ее любви к Гриневу? Вывод : Многое в ее поступках объясняется тем, что она – дочь Мироновых. - А что значит честь для семейства Мироновых? Вывод : Действительно, скромно и честно жил Иван Кузьмич. И смерть свою встретил также достойно. И Василиса Егоровна до последнего момента была рядом с мужем. - Какие последние слова произносит Василиса Егоровна перед смертью? Найдите эти строчки в тексте.

Слайд 11

Давайте поразмышляем о том, почему герои поступали так, а не иначе. Например, Швабрин, Гринев, Маша. - Что важно для формирования личности человека? Вывод : Все мы родом из детства. И потому очень важно, в какой семье воспитывался человек. Во многом родители являются примером для своих детей. Кем были его учителя, друзья? Для Пушкина в повести правильный путь состоит не в том, чтобы из одного лагеря современности перейти в другой, а в том, чтобы приподняться над «жестоким веком», сохранив в себе человеческое достоинство и уважение к жизни других людей.

Слайд 12

Почему же повесть называется «Капитанская дочка»? Ведь встречи с Машей Мироновой занимают меньше места в повести? Вывод : Возможно, назвав повесть «Капитанская дочка», Пушкин хотел подчеркнуть, что его интересуют в первую очередь человеческие отношения.

Слайд 13

В. И Даль в своем словаре так определяет слово «честь» (записываем в тетради: «Честь» - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть). - Как вы думаете, «честь» - качество сугубо дворянское или общечеловеческое? Докажите это.

Слайд 14

Домашнее задание: Подготовиться к сочинению, которое будем писать в классе. Запишите темы сочинений: 1. Неожиданная встреча на страницах «Капитанской дочки» 2. Этот странный Гринев. 3. Детство Петруши Гринева на страницах «Капитанской дочки»». 4. Самое мучительное испытание Петруши Гринева в повести «Капитанская дочка»». 5. «Перечитывая «Капитанскую дочку»…», твоя тема. (2-3 предложения, как вы понимаете КАЖДУЮ тему)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока и презентация. Проблема нравственного выбора в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Организация  урока литературы, тема которого является сквозной через всё произведение, - сложная задача для учителя.В данном случае справиться с поставленной задачей помогает организация гр...

«Проблема нравственного выбора в повести А.С. Пушкина«Капитанская дочка»

Образовательная ситуация построена на ценностном выбореУровень развития субъектной позиции – субъект деятельностиЦенность –Человек.  Нравственный выбор....

План-конспект урока литературы на тему "Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринев и Швабрин" (разбор 3—5 глав повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)

Цели и задачи: проследить путь духовного становления Гринева; разви­вать навыки анализа текста, выразительного чтения и пересказа.Методические приемы: сжатый пересказ, аналитическая бесе­да, в...

Урок литературы в 7 классе по теме «Проблема чести в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Цель урока: привлечь внимание обучающихся к главным проблемам повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»;образовательные: -          рассуждение ...