Рекомендации к самостоятельному летнему чтению повести А.Пушкина Капитанская дочка
учебно-методический материал по литературе (8 класс)
Подростку очень трудно самостоятельно разобраться в произведении литературы 19 века, так как ему далеки и непонятны язык, стильписателя, поведение и привычки героев, нравственные ориентиры людей далёкой эпохи. Лучше всего начинать читать произведение вместе, в классе. Но иногда приходится предлагать ребятам прочитать их самостоятельно. Например, летом. Чтобы чтение было осознанным, даю примерные вопросы, на которые стоит поискать ответы, и намечаю аспекты, на которые надо обратить внимание при чтении. Вот такой блок заданий получают ученики 8 класса, собирающиеся прочитать летом "Капитанскую дочку" А.Пушкина.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рекомендации к самостоятельному летнему чтению повести «Капитанская дочка»
- Целью Пушкина было объективное и честное изображение образа одного из самых противоречивых персонажей русской истории – Емельяна Пугачёва. Читатель должен был поверить в правдивость изображённого. Для этого автор выбирает особую форму повествования: МЕМУАРЫ. Тем самым он даёт понять, что события изложены человеком, принимавшим участие или бывшим свидетелем происходящего. Правда, события эти отстоят от современных не несколько лет. С одной стороны, какие-то детали могли уйти из памяти мемуариста. Но, с другой стороны, они настолько значимы, что автор помнит многие детали.
Задание. Укажите одно предложение, которое подтвердит, что перед нами мемуары П.А.Гринёва.
МЕМУАРЫ (французское memoires – воспоминания), разновидность документальной литературы, литературное повествование участника общественной, литературной, художественной жизни о событиях и людях, современником которых он был.
- Пушкину был важен рассказчик, которому поверит читатель. Читателями же были люди образованные, в большинстве своём – дворяне. Значит, рассказчик должен быть из их среды. Поэтому им становится именно Петр Андреевич Гринёв.
- Ещё одной целью Пушкина было объективное и честное изображение эпохи. Поэтому автор использует интересный ход: герой на наших глазах взрослеет, всё больше и лучше понимая людей, события, своё место в истории государства. Задание. Читая повесть, обратите внимание на поступки Гринёва-младшего. Проследите, как из ребёнка он превращается в мужчину. Напоминаю один из самых лёгких способов отличить одного от другого и от третьего:
Ребёнок не может отвечать за себя и свои поступки.
Подросток может отвечать за себя и свои поступки.
Взрослый отвечает за себя и за поступки других людей (помогает своим близким, добивается справедливости по отношению к другим людям).
Пожалуйста, проследите за ПОСТУПКАМИ Гринёва и решите, в каких ситуациях он ведёт себя как ребёнок – подросток – взрослый. В идеале, я получу от каждого очень краткий список. Например:
ребёнок |
|
подросток | |
взрослый |
- Обратите внимание, что у Маши Мироновой тоже идёт процесс взросления, но более мягко, незаметно.
ребёнок |
|
подросток |
|
взрослый |
|
- Всю повесть Пушкин предваряет эпиграфом: «Береги честь смолоду». А потом перед каждой главой появляется свой эпиграф. Вопрос: с темой главы или с основной мыслью связан эпиграф в каждом конкретном случае?
- Самый сложный и противоречивый образ (как я уже писала выше) – это образ Пугачёва. Реальный злодей, «убивец», человек запредельной жестокости. Но Пушкин показывает нам, что таковым он является не от природы. Таким он является в те часы своей жизни, когда это необходимо для его дела. Дело ведь, по сути, было благое: он вроде бы хотел дать послабление крестьянам, ограничить власть помещиков. Хотя, как пишет Википедия, « классовый характер восстания до сих пор является предметом научной полемики». Но Пушкин подчёркивает, что Пугачев был способен на порядочность и даже доброту, если это не вредило его «имиджу». Кроме того, это человек очень умный. Он понимает, что скорее всего он не сможет одержать победу и рано или поздно будет схвачен и казнён. Об этом в аллегорической форме (в форме сказки) рассказывает Гринёву:
Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-навсего только тридцать три года? — Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст!
Обратите внимание, что ответил ему Гринёв.
- А ещё взгрустните немного, потому что после возвращения в школу я задам учить эту сказку наизусть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История создания повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Детство и первые самостоятельные шаги Петра Гринёва. Урок литературы в 8 классе
Разработка первого урока по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"...
Интеллектуальная игра по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка". Темы и план сочинений по повести.
Интеллектуальная игра предназначена учащимся 8 класса для закрпеления по пройденному произведению. Материал представлен в форме игры...
А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Сюжет исторической повести. Исторические события и герои на страницах повести.
Урок литературы интегрированный с историей . Урок-исследование поможет учителю познакомить учащихся с историей создания повести "Капитанская дочка"; сформирует мение работать с архив...
Урок-презентация по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" "Историческая основа повести. "История Пугачева"
Урок литературы предназначен для изучения повести Пушкина "Капитанская дочка" в 8 классе. Разработка первого урока. Урок интегрированный, содержит богатый литературный и исторический материал....
Конспект урока литературы в 8 классе по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Тема: «Проблема чести, достоинства, нравственного выбора и духовного становления в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»».
В конспекте урока используется исценировка фрагмента повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"....
Самостоятельная работа по тексту повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Данная работа является промежуточной в ходе изучения повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Цель: текстовый анализ на базе предложенного эпизода; проверка знания текста произведения....
Самостоятельная работа по тексту повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Данная работа является промежуточной в ходе изучения повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Цель: текстовый анализ на базе предложенного эпизода; проверка знания текста произведения....