КТП по литературе 8 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (8 класс)
Календарно-тематическое планирование составлено по программе В.Я.Коровина в соответствии с требованими ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_8.docx | 35.41 КБ |
Предварительный просмотр:
№ п/п | Тема урока | Виды деятельности | Дата проведения |
Введение (1 час) | |||
1 | Русская литература и история | Осознанное чтение статьи, отклик на прочитанное, выражение личного читательского отношения к прочитаному. Составление плана | |
Устное народное творчество (2 часа) | |||
2 | В мире русской народной песни. | Объяснение специфики происхождения, форм бытования, жанрового своеобразия двух основных ветвей словесного искусства — фольклорной и литературной. Чтение и составление тезисов статьи учебника. Восприятие народных песен, частушек и их выразительное чтение (исполнение). Прослушивание и рецензирование актёрского исполнения песен. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия народная песня, частушка. Обсуждение иллюстраций учебника. | |
3 | Предания как исторический жанр русской народной прозы. | Восприятие преданий из учебника и практикума «Читаем, думаем, спорим...», их выразительное чтение и обсуждение. Рецензирование актёрского исполнения преданий Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Обсуждение картины В. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком». | |
Из древнерусской литературы (2 часа) | |||
4 | Житие князя Александра Невского | Чтение и обсуждение статьи учебника. Письменный ответ на вопрос. Восприятие и выразительное чтение по ролям фрагментов «Жития...». Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Соотнесение содержания жития с требованиями житийного канона. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие воинская повесть. Обсуждение картины П. Корина «Александр Невский». | |
5 | «Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века | Чтение и составление тезисов статьи учебника. Восприятие и выразительное чтение сатирической повести (в том числе по ролям). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Обсуждение древнерусских иллюстраций. Характеристика героя сатирической повести. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие сатирическая повесть. | |
Из литературы XVIII века (3 часа) | |||
6 | Д. И. Фонвизин «Недоросль» социальная и нравственная проблематика комедии. | Чтение статьи учебника «Денис Иванович Фонвизин» и составление её тезисов. Устный рассказ о писателе. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве Д. И. Фонвизина. Восприятие и выразительное чтение комедии (по ролям). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. | |
7 | Д.И. Фонвизин. «Недоросль": Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации | Чтение статьи учебника «Фонвизин и классицизм» и выявление в комедии канонов классицизма, национальной самобытности русского классицизма. Выявление в комедии характерных для произведений русской литературы XVIII века тем, образов и приёмов изображения человека. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие классицизм. | |
8 | Д.И.Фонвизин «Недоросль». Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов
| Участие в коллективном диалоге. Редактирование черновых вариантов планов письменных ответов на вопросы. | |
Из литературы XIX века (36 часов) | |||
9 | И.А. Крылов. Обоз – басня о войне 1812 года | Устный рассказ о писателе и истории создания басни. Восприятие и выразительное чтение басни (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Выявление характерных для басен тем, образов и приёмов изображения человека. Устный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Характеристика сюжета басни, её тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Выявление в басне признаков эпического произведения. | |
10 | К. Ф. Рылеев. "Смерть Ермака". Понятие о думе | Составление тезисов статьи учебника и статьи практикума «Читаем, думаем, спорим...». Устный рассказ о писателе и истории создания произведения. Восприятие и выразительное чтение думы (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие дума. Обсуждение иллюстраций учебника. | |
11 | А.С. Пушкин. "История Пугачева" [отрывки] | Составление тезисов статьи учебника и статьи из практикума «Читаем, думаем, спорим...». Устный рассказ о Пушкине-историке (на основе ранее изученного). Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве Пушкина. Восприятие и выразительное чтение фрагментов «Истории Пугачёва». Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Сопоставление заглавий к историческому труду о Пугачёве Пушкина и царя Николая I. Обсуждение материалов «Об исторических воззрениях А. С. Пушкина» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»). | |
12 | А.С. Пушкин. "Капитанская дочка" как реалистический исторический роман | Устный рассказ об истории создания романа. Восприятие и выразительное чтение фрагментов романа (в том числе по ролям). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Различные виды пересказов. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета романа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Толкование эпиграфов к главам романа. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия историзм, реализм, роман. | |
13 | А.С. Пушкин. "Капитанская дочка": образ главного героя | Составление лексических и историко-культурных комментариев. Различные виды пересказов. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героя и средств создания его образа. Выявление в романе характерных для русской литературы первой половины XIX века тем, образов и приёмов изображения человека. | |
14 | А.С. Пушкин. "Капитанская дочка": система образов романа | Различные виды пересказов. Характеристика отдельного персонажа и средств создания его образа. Сопоставительная характеристика героев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. | |
15 | А.С. Пушкин. "Капитанская дочка": нравственный идеал Пушкина в образе Маши Мироновой. | Устное рецензирование исполнения актёрами фрагментов романа (см. задания фонохрестоматии). Различные виды пересказов. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Составление плана сравнительной характеристики героинь романа. Устная характеристика героинь романа и средств создания их образов. | |
16 | А.С. Пушкин. "Капитанская дочка": образ предводителя народного восстания и его окружения. | Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики литературного героя. Анализ различных форм выражения авторской позиции. | |
17 | А.С. Пушкин. "Капитанская дочка": особенности содержания и структуры . | Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Соотнесение содержания романа с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека. Выявление черт фольклорной традиции в романе, определение в нём художественной функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств. Обсуждение иллюстраций к роману и фрагментов его киноверсий. | |
18 | А.С. Пушкин. "Капитанская дочка": Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов | Составление плана письменного ответа на проблемный вопрос. Редактирование черновых вариантов собственных письменных работ. | |
19 | А. С. Пушкин. «19 октября», «Туча». | Устные сообщения о поэте и истории создания стихотворений. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве Пушкина. Восприятие и выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Выявление характерных для стихотворений Пушкина тем, образов и приёмов изображения человека. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. | |
20 | А.С.Пушкин «К **» («Я помню чудное мгновенье...») и другие стихотворения, посвящённые темам любви и творчества | Восприятие и выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Игровые виды деятельности: конкурс на лучшее исполнение стихотворения или романса, ответы на вопросы викторины (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»). | |
21 | Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина | Письменный анализ стихотворения или сопоставительный анализ, анализ эпизода романа «Капитанская дочка»; ответ на проблемный вопрос. | |
22 | М. Ю. Лермонтов. «Мцыри» как романтическая поэма | Составление тезисов статьи учебника «Михаил Юрьевич Лермонтов». Устный рассказ о поэте и истории создания поэмы. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве Лермонтова. Восприятие и выразительное чтение фрагментов поэмы. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета поэмы, её тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Соотнесение содержания поэмы с романтическими принципами изображения жизни и человека. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие романтическая поэма. | |
23 | М. Ю. Лермонтов. «Мцыри» : образ романтического героя | Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героя и средств создания его образа. Обсуждение иллюстраций к поэме (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»). | |
24 | М. Ю. Лермонтов. «Мцыри» : особенности композиции поэмы | Выявление в поэме признаков лирики и эпоса. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Анализ различных форм выражения авторской позиции. Анализ портрета Мцыри, кавказского пейзажа и речевых особенностей героя. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определение их художественной функции. Ответы на вопросы викторины (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»). | |
25 | М. Ю. Лермонтов. «Мцыри». Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов | Чтение статьи учебника «Поэма | |
26 | Н. В. Гоголь. "Ревизор" как социально-историческая комедия | Составление тезисов статей учебника. Устный рассказ о писателе и истории создания комедии. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве писателя. Мосприятие и выразительное чтение фрагментов пьесы (по ролям). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный Ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Подбор примеров, иллюстрирующих понятие комедия. | |
27 | Н. В. Гоголь. «Ревизор" как сатира на чиновничью Россию | Характеристика сюжета пьесы, её тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Соотнесение содержания пьесы с реалистическими принципами изображения жизни и человека. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Анализ различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия сатира и юмор. | |
28 | Н. В. Гоголь. "Ревизор": образ Хлестакова | Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестома-тии). Устная характеристика Хлестакова и средств создания его образа. Объяснение жизненной основы и художественной условности, индивидуальной неповторимости и типической обобщённости художественного образа Хлестакова. | |
29 | Н. В. Гоголь. "Ревизор": сюжет и композиция комедии | Чтение и обсуждение статьи учебника «О новизне "Ревизора"». Выделение этапов развития сюжета комедии. Составление сообщения о композиционных особенностях комедии. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Сопоставление комедий «Ревизор» Гоголя и «Недоросль» Фонвизина. Выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим...». Обсуждение иллюстраций к пьесе. | |
30 | Н. В. Гоголь «Ревизор». Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов | Устный и письменный ответ на один из проблемных вопросов (по выбору учащихся). Составление плана ответа на проблемный вопрос. Написание сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Нахождение ошибок и редактирование черновых вариантов собственных письменных работ. | |
31 | Н. В. Гоголь «Шинель»: своеобразие реализации темы "Маленького человека" | Восприятие и выразительное чтение помести. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Умный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Выявление характерных для повести первой половины XIX века тем, образов и приёмов изображения человека. Устная характеристика героя и средств создания его образа. | |
32 | Н. В. Гоголь «Шинель» как "Петербургский текст" | Выявление признаков реалистического и фантастического произведения. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия символ и фантастический реализм. Обсуждение иллюстраций и киноверсии повести. | |
33 | Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова и Н.В.Гоголя. | Анализ (или сопоставительный анализ) стихотворений, анализ эпизода лироэпического или драматического произведения, письменный ответ на проблемный вопрос. | |
34 | И.С.Тургенев «Певцы»: сюжет и герои, образ повествователя в рассказе. | Составление тезисов статьи учебника, устный рассказ о писателе и истории создания рассказа. Подбор и обобщение дополнительного материала о И.С.Тургеневе и его сборнике «Записки охотника». Выразительное чтение рассказа «Певцы» | |
35 | М. Е. Салтыков – Щедрин. "История одного города" [отрывок]: сюжет и герои | Составление тезисов статьи учебника «Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин». Сообщение о писателе. Восприятие и выразительное чтение фрагмента романа. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохре-стоматии). Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания фрагмента романа. | |
36 | М. Е. Салтыков – Щедрин. "История одного города"[отрывок]: Средства создания комического | Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге Анализ различных форм выражения авторской позиции. Обсуждение статье «Уроки Щедрина» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»). Викторина по творчеству писателя | |
37 | Н. С. Лесков «Старый гений»: сюжет и герои | Составление тезисов статьи учебника разительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Составление лексических и историко-культурных комментариев. | |
38 | Н. С. Лесков «Старый гений»: проблематика и поэтика. | Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Анализ различных форм выражения авторской позиции. | |
39 | Л. Н. Толстой «После бала»: проблемы и герои | Составление тезисов статьи учебника «Лев Николаевич Толстой». Устный рассказ о писателе. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве писателя. Восприятие и выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Соотнесение содержания рассказа с реалистическими принципами изображения жизни и человека. Устная и письменная характеристика героев и средств создания их образов. | |
40 | Л. Н. Толстой «После бала». Особенности композиции и поэтика рассказа | Характеристика сюжета, тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания рассказа. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия контраст, антитеза, композиция, художественная деталь. Обсуждение иллюстраций к рассказу. | |
41 | Контрольная работа по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого | Контрольное сочинение на заданную тему | |
42 | Поэзия родной природы в русской литературе XIX века | Восприятие и выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фоно-хрестоматии). Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Выявление общности в восприятии природы русскими поэтами. Игровые виды деятельности: конкурс на лучшее исполнение стихотворения, литературная викторина. | |
43 | А. П. Чехов «О любви» | Устный рассказ о писателе. Подбор и обобщение дополнительного материала о его биографии и творчестве. Восприятие и выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фо-нохрестоматии). Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета, тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания рассказа. | |
44 | А. П. Чехов. "Человек в футляре" | Составление тезисов статьи учебника «Антон Павлович Чехов». Восприятие и выразительное чтение рассказа. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета, тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания рассказа. Устная и письменная характеристика героев. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Игровые виды деятельности: конкурс на лучший пересказ или рассказ о герое произведения, литературная викторина. | |
Из русской литературы XX века (21 час) | |||
45 | И. А. Бунин «Кавказ»: лики любви | Устный рассказ о писателе. Восприятие и выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета, тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания рассказа. Анализ различных форм выражения авторской позиции. | |
46 | А. И. Куприн. «Куст сирени»: история счастливой любви | Составление тезисов статьи учебника «Александр Иванович Куприн». Устный рассказ о писателе. Восприятие и выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета, тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания рассказа. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Обсуждение иллюстраций к рассказу. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия сюжет и фабула. | |
47 | Урок – диспут "Поговорим о превратностях любви" | Выразительное чтение стихов и прозы о любви. Инсценирование фрагментов рассказов. Участие в коллективном диалоге. Аргументирование своей позиции. Составление плана ответа на проблемный вопрос. Устный или письменный ответ на проблемный вопрос (с использованием цитирования). | |
48 | Контрольная работа по рассказам А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И. Куприна | Анализ фрагмента эпического произведения. Устный или письменный ответ на проблемный вопрос. Выполнение тестовых заданий | |
49 | А. А. Блок. "На поле Куликовом", "Россия": история и современность | Составление тезисов статьи учебни ка. Устный рассказ о поэте и истории создания стихотворений. Чтение и обсуждение глав из книги Д. С. Лихачёва о Куликовской битве и статьи «Россия Александра Блока» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...») Восприятие и выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть) Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполне ния актёров (см. задания фонохрестоматии). Устный или письменный otbgi на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Определение общего и инди видуального, неповторимого в литературном образе Родины в творчестве поэта. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие лирический цикл. | |
50 | С. А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» - поэма на историческую тему | Составление тезисов статьи учебника "Сергей Александрович Есенин». Устный рассказ о поэте и истории создания поэмы. Восприятие и выразительное чтение фрагментов поэмы. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие драматическая поэма. | |
51 | Образ Емельяна Пугачева в народных преданиях, в произведениях Пушкина и Есенина | Чтение и обсуждение статьи «Пушкин и Есенин о Пугачёве» и выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим...». Составление плана ответа на проблемный вопрос. Устный или письменный ответ на проблемный вопрос (с использованием цитирования). | |
52 | И. С. Шмелев. «Как я стал писателем»: путь к творчеству | Составление тезисов статьи учебника «Иван Сергеевич Шмелёв». Устный рассказ о писателе. Восприятие и выразительное чтение рассказа. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Анализ различных форм выражения авторской позиции. | |
53 | М. А. Осоргин «Пенсне»: фантастика и реальность | Составление тезисов статьи учебника. Устный рассказ о писателе и истории создания рассказа. Восприятие и выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Восприятие художественной условности как специфической характеристики искусства в различных формах — от правдоподобия до фантастики. Характеристика сюжета и героев рассказа, его идейно-эмоционального содержания. | |
54 | Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» | Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. | |
55 | Тэффи. "Жизнь и воротник" и другие рассказы | Восприятие и выразительное чтение рассказов. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжетов и героев рассказов, их идейно-эмоционального содержания. Восприятие художественной условности как специфической характеристики искусства в различных формах — от правдоподобия до фантастики. | |
56 | М.М. Зощенко "История болезни" и другие рассказы | Устный рассказ о писателе. Восприятие и выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Различные виды пересказов. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета и героев рассказа, его идейно-эмоционального содержания. Игровые виды деятельности: конкурс на лучший пересказ или рассказ о герое юмористического или сатирического произведения, литературная викторина. | |
57 | А. Т. Твардовский «Василий Теркин»: человек и война | Составление тезисов статьи учебника. Устный рассказ о поэте и истории создания поэмы «Василий Тёркин». Восприятие и выразительное чтение фрагментов поэмы (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета и героев поэмы, её идейно-эмоционального содержания. | |
58 | А. Т. Твардовский «Василий Теркин»: образ главного героя | Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героя. Устная и письменная характеристики героев поэмы. Обсуждение иллюстраций к поэме. | |
59 | А. Т. Твардовский «Василий Теркин»: особенности композиции поэмы | Сообщение об особенностях композиции поэмы. Выявление черт фольклорной традиции в поэме, определение в ней художественной функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств. Анализ различных форм выражения авторской позиции. | |
60 | Стихи и песни о Великой Отечественной войне | Восприятие и выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть), прослушивание и исполнение песен. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Структурирование и предъявление собранных материалов (по группам). Игровые виды деятельности: конкурс на лучшее исполнение стихотворений и песен, литературная викторина и др. | |
61 | В. П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет»: картины военного детства, образ главного героя | Составление тезисов статьи учебника «Виктор Петрович Астафьев». Устный рассказ о писателе и истории создания рассказа. Восприятие и выразительное чтение фрагментов рассказа. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета и героев рассказа, его идейно-эмоционального содержания. | |
62 | В. П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. | Различные виды пересказов. Устный или письменный ответ на проблемный вопрос. Участие в коллективном диалоге. | |
63 | Русские поэты о Родине, родной природе . | Восприятие и выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров Устный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе Родины в творчестве русских поэтов. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определение их художественной функции. | |
64 | Поэты русского зарубежья родине | Восприятие и выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворений (в том числе сопоставительный). Характеристика их идейно-эмоционального содержания. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определение их художественной функции. | |
65 | Годовая контрольная работа по литературе в формате ОГЭ | Годовая контрольная работа по литературе в формате ОГЭ по произведениям, входящим в перечень элементов содержания, проверяемых на ОГЭ | |
Из зарубежной литературы (4 часа) | |||
66 | У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». | Составление тезисов статьи учебника «Уильям Шекспир». Устный рассказ о писателе и истории создания трагедии. Восприятие и выразительное чтение фрагментов трагедии. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета и героев трагедии, её идейно-эмоционального содержания. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие конфликт. | |
67 | Сонет как форма лирической поэзии | Восприятие и выразительное чтение сонетов. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Игровые виды деятельности: конкурс на лучшее исполнение сонета, литературная викторина. | |
68 | Ж. Б. Мольер. Комедия «Мещанин во дворянстве» | Составление тезисов статьи учебника. Устный рассказ о драматурге и истории создания комедии. Восприятие и выразительное чтение фрагментов комедии. Характеристика сюжета и героев комедии, её идейно-эмоционального содержания. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Выявление черт фольклора в комедии, определение художественной функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств. Работа со словарём литературоведческих терминов. Подбор примеров, иллюстрирующих понятия комедия, сатира. | |
69 | В. Скотт. "Айвенго" | Составление тезисов статьи учебника и статьи из практикума «Читаем, думаем, спорим...». Устный рассказ о писателе и истории создания романа. Восприятие и выразительное чтение фрагментов романа. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллектив- ном диалоге. Характеристика сюжета и героев романа, его идейно-эмоционального содержания. Выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим...». | |
70 | Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. | Предъявление читательских и исследовательских умений, изученных в 8 классе. Выразительное чтение, в том числе наизусть. Устный монологический рассказ. Пересказ. Устный рассказ о писателе, произведении или герое. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-тематическое планирование по литературе Класс 9
Учебно-тематическое планирование по литературеКласс 9...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Задачник-практикум по литературе класс
Практические задания по литературе класс...
Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).
На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРА Класс 5-9 кл
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРАКласс 5-9 кл...
Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6
Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...
Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8
Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8...