Тема: Урок нравственности по рассказу К. Паустовского «Телеграмма»
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Форма: модельный урок – размышление
Метод: проблемный с использованием ИКТ и применением технологии развития критического мышления
Цель:
1) Продолжать знакомство обучающихся с творчеством К. Г. Паустовского, показать многообразие творчества писателя.
2) Коррекция мышления на основе словесно-логического обобщения речи на основе пересказа, ответов на вопросы.
3) Воспитывать доброе, заботливое отношение к матери.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 21.68 КБ |
k_konspektu.pptx | 702.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Урок нравственности по рассказу К. Паустовского «Телеграмма»
(9 класс)
Форма: модельный урок – размышление
Метод: проблемный с использованием ИКТ и применением технологии развития критического мышления
Цель:
1) Продолжать знакомство обучающихся с творчеством К. Г. Паустовского, показать многообразие творчества писателя.
2) Коррекция мышления на основе словесно-логического обобщения речи на основе пересказа, ответов на вопросы.
3) Воспитывать доброе, заботливое отношение к матери.
Наглядный материал: тексты рассказа на каждого ученика, эпиграф, пословицы о матери.
Оборудование:
- мультимедийная презентация;
- музыкальное сопровождение формата mp3;
Предварительное домашнее задание: Написать сочинение на тему: «Мать, которую я вижу на рисунке, вызывает у меня чувство…».
Ход урока
Организационный момент.
- Активизация внимания обучающихся. Работа с эпиграфом: «Если зовет тебя мать – мчись к ней в самой крылатой ракете…» (слайд №2)
- Как вы понимаете эти слова?
- Когда может позвать мама?
- Подберите близкие слова к слову «мчись».
- Что означает это слово?
- Какую мысль выразил автор этих строк?
- Находим ли мы подтверждение этой мысли в рассказе «Телеграмма»?
- Сообщение темы урока. (слайд №3)
3. Беседа учителя с обучающимися:
1. Какое впечатление произвел на вас рассказ «Телеграмма»?
2. Какие чувства пришлось вам испытать, читая его?
3. Кто из героев рассказа вызвал у вас жалость?
4. Почему?
5. Кого вы осуждаете? За что?
4. Чтение сочинений обучающихся:
«Мать, которую я вижу на рисунке, вызывает у меня чувство…» (слайд №4)
5. Диспут. (слайд №5)
Знакомство со значением слова диспут и вопросами к нему.
-Что заставило Екатерину Петровну написать дочери Насте письмо? (чтение письма) (слайд №6)
- Писала ли она ей раньше такие письма?
- Как бы вы откликнулись на такое письмо?
- Как поступила Настя? (равнодушно, безразлично, спокойно – выбрать правильный ответ) (слайд №7)
- Почему Настя не поехала к матери?
- Как она относится к матери и художнику? Сравните.
- Какой она человек? (добрый, жестокий, заботливый, равнодушный, внимательный, бессердечный, любящий, безразличный – обучающиеся должны назвать нужные качества и привести примеры). (слайд №8)
- Какие чувства овладели Настей, когда она поняла, что теряет мать? (слайд №9)
(Предлагается тест, нужно выбрать правильный ответ:
- горе
-страх
-отчаяние
-стыд
-разочарование
-безразличие)
- Какое чувство к ней испытываете вы? (слайд №10) (Предлагается тест, нужно выбрать правильный ответ:
-жалею
-сочувствую
-осуждаю
-презираю
-ненавижу
-разделяю ее горе)
6. Чтение понравившихся отрывков.
7. Слушание песни «Прости меня, мама» (В. Вершинина)
8.Итог урока:
(Предлагается работа с пословицами: «Дитя плачет, а у матери сердце болит», «Нет лучшего дружка, чем родная матушка», «При солнышке тепло, при матери добро»). (слайд №11)
Ответы на вопросы:
1.Как вы понимаете выражение «непоправимая вина», «невыносимая тяжесть»? (слайд №12)
2.Почему автор озаглавил рассказ «Телеграмма»?
3.Как можно было озаглавить по-другому?
Чему учит этот рассказ? ( о том, как страшно потерять маму; об одиночестве, доброте и милосердии, о человечности, об отношении к маме, о моих родных , о том, какой ценой Настя расплатилась за свой эгоизм, почему Настя не поняла, что не деньги были нужны её маме.)
9. Напутствие: (слайд №13)
10.Задание на дом: (слайд №14)
Список литературы:
1.Адонина Т.И. Уроки внеклассного чтения. 5-9 класс: пособие для педагога спец. Образовательной школы., 2014.
2. источник шаблона презентации : http://www.playcast.ru/uploads/2018/09/14/25822303.png; . https://3.bp.blogspot.com/-mA7IFoCBoco/Wz-atn7HcbI/AAAAAAAAC3k/Ehmf81kQnpwZ5mW7IijddkI-QuBr1cSxQCLcBGAs/s1600/Powerpoint%2BBackgrounds%2B%2528Lovely%2BChrist%2529%2B%25286%2529.jpg; http://4.bp.blogspot.com/-c_tXB2K_M-g/UJutrErd2eI/AAAAAAAAGj4/b1naZj1SB4c/s1600/%D0%BC%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0+%D1%81%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%B1%D0%BE.png ; http://s2.pic4you.ru/allimage/y2013/06-02/12216/3510362.png
3.https://yandex.ru/collections/search/boards/?text=%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D1%8E%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%BA%20%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D1%83%20%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0%20%D0%BF%D0%B0%D1%83%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE&utm_source=yandex&utm_medium=serp&utm_campaign=dynamic
4.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Если зовет тебя мать – мчись к ней в самой крылатой ракете…»
Урок Нравственности. по рассказу К.Паустовского "ТЕЛЕГРАММА"
Такой мы представляем Катерину Петровну, героиню рассказа «Телеграмма».
Диспут. Это публичный спор, при котором, отстаивая свою точку зрения, нужно уважительно относится к мнению собеседника.
Письмо Катерины Петровны дочери : « Ненаглядная моя! Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, - смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет – совсем уж не тот, - да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень»
Равнодушно безразлично спокойно
Какой она человек? добрый жестокий заботливый равнодушный внимательный бессердечный любящий безразличный
- горе -страх -отчаяние -стыд - разочарование -безразличие
-жалею -сочувствую -осуждаю -презираю -ненавижу -разделяю ее горе
« Дитя плачет, а у матери сердце болит », « Нет лучшего дружка, чем родная матушка » «При солнышке тепло, при матери добро»
« непоправимая вина » «невыносимая тяжесть»
Напутствие. Не забывай о том, что мать вспомнила нас, Отец же воспитал родное чадо Поэтому страшись в беспечности своей В их старые сердца пролить хоть каплю яда, К тому же - минет час: ты старцем будешь сам, Смотри ж, не нарушай священного уклада. (из книги «В мире мудрых мыслей» Н.Хиероу .)
Домашнее задание: написать письмо – покаяние своей маме (принести в конверте)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарный план урока Тема «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».
На уроках литературы мне интересно работать с детьми над изучением произведений художественной литературы, героями которых являются их сверстники, оказавшиеся в условиях нра...
Самоанализ урока литературы в 6 классе по теме: «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»
Урок обобщающий. С применением технологий проблемного обучения. развития критического мышления, ИКТ технологий. Прослеживается формирование УУД....
Презентация к уроку литературы по рассказу К.Паустовского "Телеграмма"
Данная презентация может быть использована на уроке литературы в 8 классе...
Урок-мастерская по рассказу К. Паустовского "Телеграмма"
Уже несколько лет я использую новую технологию: урок-мастерская. Считаю, что этот урок помогает обеспечить развитие индивидуальности, способностей каждого ребёнка. Этот урок поможет учащимся по-новому...
Урок литературы в 6 классе по теме "Уроки нравственности" (по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой")
сценарный план урока...
Урок литературы в 8 классе на тему "Уроки нравственности в рассказе К.Паустовского "Телеграмма"
Урок литературы в 8 классе. Анализ текста. Формирует умение давать характеристику героям, определять тему и идею рассказа....
Урок по теме «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»
Урок обобщающий с применением технологий развития критического мышления, технологий проблемного обучения....