Тема: Урок нравственности по рассказу К. Паустовского «Телеграмма»
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Проклова Ирина Юрьевна

Форма: модельный урок – размышление

Метод: проблемный с использованием ИКТ и применением технологии развития критического мышления

 

Цель: 

1) Продолжать знакомство обучающихся  с творчеством К. Г. Паустовского, показать многообразие творчества писателя.

2) Коррекция мышления на основе словесно-логического обобщения речи на основе пересказа, ответов на вопросы.

3) Воспитывать доброе, заботливое отношение к матери.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx21.68 КБ
Файл k_konspektu.pptx702.95 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Урок нравственности по рассказу К. Паустовского  «Телеграмма»

(9 класс)

Форма: модельный урок – размышление

Метод: проблемный с использованием ИКТ и применением технологии развития критического мышления

Цель:  

1) Продолжать знакомство обучающихся  с творчеством К. Г. Паустовского, показать многообразие творчества писателя.

2) Коррекция мышления на основе словесно-логического обобщения речи на основе пересказа, ответов на вопросы.

3) Воспитывать доброе, заботливое отношение к матери.

Наглядный материал: тексты рассказа на каждого ученика, эпиграф, пословицы о матери.

Оборудование:

  • мультимедийная презентация;
  • музыкальное сопровождение формата mp3;

Предварительное домашнее задание: Написать сочинение на тему: «Мать, которую я вижу на рисунке, вызывает у меня чувство…».

Ход урока

Организационный момент.

  1. Активизация внимания  обучающихся.  Работа с  эпиграфом: «Если зовет тебя мать – мчись к ней в самой крылатой ракете…» (слайд №2)

- Как вы понимаете эти слова?

- Когда может позвать мама?

- Подберите близкие слова к слову «мчись».

- Что означает это слово?

- Какую мысль выразил автор этих строк?

- Находим ли мы подтверждение этой мысли в рассказе «Телеграмма»?

  1.  Сообщение темы урока. (слайд №3)

      3. Беседа учителя с обучающимися:

1. Какое впечатление произвел на вас рассказ «Телеграмма»?

2. Какие чувства пришлось вам испытать, читая его?

3. Кто из героев рассказа вызвал у вас жалость?

4. Почему?

5. Кого вы  осуждаете? За что?

      4. Чтение сочинений обучающихся:

«Мать, которую я вижу на рисунке, вызывает у меня чувство…»  (слайд №4)

5. Диспут.  (слайд №5)

Знакомство со значением слова диспут и вопросами к нему.

-Что заставило Екатерину Петровну написать дочери Насте письмо? (чтение письма) (слайд №6)

- Писала ли она ей раньше такие письма?

- Как бы вы откликнулись на такое письмо?

- Как поступила Настя? (равнодушно, безразлично, спокойно – выбрать правильный ответ) (слайд №7)

- Почему Настя не поехала к матери?

- Как она относится к матери и художнику? Сравните.

- Какой она человек? (добрый, жестокий, заботливый, равнодушный, внимательный, бессердечный, любящий, безразличный – обучающиеся должны назвать нужные качества и привести примеры). (слайд №8)

- Какие чувства овладели Настей, когда она поняла, что теряет мать? (слайд №9)

(Предлагается тест, нужно выбрать правильный ответ:

- горе

-страх

-отчаяние

-стыд

-разочарование

-безразличие)

-  Какое чувство к ней испытываете вы? (слайд №10) (Предлагается тест, нужно выбрать правильный ответ:

-жалею

-сочувствую

-осуждаю

-презираю

-ненавижу

-разделяю ее горе)

6. Чтение понравившихся отрывков.

7. Слушание песни «Прости меня, мама» (В. Вершинина)

8.Итог урока:

(Предлагается работа с пословицами:  «Дитя плачет, а у матери сердце болит», «Нет лучшего дружка, чем родная матушка», «При солнышке тепло, при матери добро»). (слайд №11)

Ответы на вопросы:

1.Как вы понимаете выражение «непоправимая вина», «невыносимая тяжесть»? (слайд №12)

2.Почему автор озаглавил рассказ «Телеграмма»?

3.Как можно было озаглавить по-другому?

Чему учит этот рассказ?  ( о том, как страшно потерять маму;   об одиночестве, доброте и милосердии,   о человечности, об отношении к маме, о моих родных ,   о том, какой ценой Настя расплатилась за свой эгоизм, почему Настя не поняла, что не деньги были нужны её маме.)

9. Напутствие: (слайд №13)

10.Задание на дом: (слайд №14)

Список литературы:

1.Адонина Т.И. Уроки внеклассного чтения. 5-9 класс: пособие для педагога спец. Образовательной школы., 2014.

2. источник шаблона презентации : http://www.playcast.ru/uploads/2018/09/14/25822303.png; . https://3.bp.blogspot.com/-mA7IFoCBoco/Wz-atn7HcbI/AAAAAAAAC3k/Ehmf81kQnpwZ5mW7IijddkI-QuBr1cSxQCLcBGAs/s1600/Powerpoint%2BBackgrounds%2B%2528Lovely%2BChrist%2529%2B%25286%2529.jpg; http://4.bp.blogspot.com/-c_tXB2K_M-g/UJutrErd2eI/AAAAAAAAGj4/b1naZj1SB4c/s1600/%D0%BC%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0+%D1%81%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%B1%D0%BE.png  ; http://s2.pic4you.ru/allimage/y2013/06-02/12216/3510362.png 

3.https://yandex.ru/collections/search/boards/?text=%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D1%8E%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%BA%20%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D1%83%20%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0%20%D0%BF%D0%B0%D1%83%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE&utm_source=yandex&utm_medium=serp&utm_campaign=dynamic

4.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

« Если зовет тебя мать – мчись к ней в самой крылатой ракете…»

Слайд 3

Урок Нравственности. по рассказу К.Паустовского "ТЕЛЕГРАММА"

Слайд 4

Такой мы представляем Катерину Петровну, героиню рассказа «Телеграмма».

Слайд 5

Диспут. Это публичный спор, при котором, отстаивая свою точку зрения, нужно уважительно относится к мнению собеседника.

Слайд 6

Письмо Катерины Петровны дочери : « Ненаглядная моя! Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, - смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет – совсем уж не тот, - да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень»

Слайд 7

Равнодушно безразлично спокойно

Слайд 8

Какой она человек? добрый жестокий заботливый равнодушный внимательный бессердечный любящий безразличный

Слайд 9

- горе -страх -отчаяние -стыд - разочарование -безразличие

Слайд 10

-жалею -сочувствую -осуждаю -презираю -ненавижу -разделяю ее горе

Слайд 11

« Дитя плачет, а у матери сердце болит », « Нет лучшего дружка, чем родная матушка » «При солнышке тепло, при матери добро»

Слайд 12

« непоправимая вина » «невыносимая тяжесть»

Слайд 13

Напутствие. Не забывай о том, что мать вспомнила нас, Отец же воспитал родное чадо Поэтому страшись в беспечности своей В их старые сердца пролить хоть каплю яда, К тому же - минет час: ты старцем будешь сам, Смотри ж, не нарушай священного уклада. (из книги «В мире мудрых мыслей» Н.Хиероу .)

Слайд 14

Домашнее задание: написать письмо – покаяние своей маме (принести в конверте)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарный план урока Тема «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

     На уроках литературы мне интересно работать с детьми над изучением произведений художественной литературы, героями которых являются их сверстники, оказавшиеся в условиях нра...

Самоанализ урока литературы в 6 классе по теме: «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»

Урок обобщающий. С применением технологий проблемного обучения. развития критического мышления, ИКТ технологий. Прослеживается формирование УУД....

Презентация к уроку литературы по рассказу К.Паустовского "Телеграмма"

Данная презентация может быть использована на уроке литературы в 8 классе...

Урок-мастерская по рассказу К. Паустовского "Телеграмма"

Уже несколько лет я использую новую технологию: урок-мастерская. Считаю, что этот урок помогает обеспечить развитие индивидуальности, способностей каждого ребёнка. Этот урок поможет учащимся по-новому...

Урок литературы в 8 классе на тему "Уроки нравственности в рассказе К.Паустовского "Телеграмма"

Урок литературы в 8 классе. Анализ текста. Формирует умение давать характеристику героям, определять тему и идею рассказа....

Урок по теме «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»

Урок обобщающий с применением технологий развития критического мышления, технологий проблемного обучения....