Рабочая программа по литературе (7 класс)
рабочая программа по литературе (7 класс)

Тимофеева Наталья Юрьевна

Цели изучения предмета «Литература»:

- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосозна­нием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся,необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

- постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление собственных оценок и суждений по поводу прочитанного;

- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет, и др.);

- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Задачи:

- постигать вершинные произведения отечественной и мировой литературы, читать и анализировать, основываясь на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

- поэтапно, последовательно формировать умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

- овладеть возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создавать собственный текст, представлять свои оценки и суждения по поводу прочитанного;

- овладеть важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет);

- использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_7a_klass-ispravleno.docx62.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 19»

города Чебоксары Чувашской Республики

Рассмотрено

на заседании ШМО

Руководитель ШМО

____________/___________

Протокол № ____ от _______

Согласовано

Заместитель директора

_________________________

Утверждено:

Приказом МБОУ «СОШ № 19» г. Чебоксары

№ О-_____ от _______________

Директор

______________Н.С. Бирюкова

Рабочая программа

Предмет: литература

Класс – 7А

Срок реализации программы: 2018-2019 учебный год

Учитель: Тимофеева Наталья Юрьевна

г. Чебоксары

2018 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе требований:

  • Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», утвержденным Приказом Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями);
  • Основной образовательной программы основного общего образования на 2018-2019 учебный год (Приказ № О-180 от 03.07.2018 г.);
  • Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5 - 9 классы / под ред. В.Ф.Чертова.– М.: Просвещение, 2015;
  • Учебного плана школы на 2018-2019 учебный год, утвержденного приказом по МБОУ «СОШ № 19» г. Чебоксары от 03.07.2018 г. № О-179;
  • Календарного учебного графика МБОУ «СОШ № 19» г. Чебоксары на 2018-2019 учебный год, утвержденного приказом по МБОУ «СОШ № 19» г. Чебоксары от 03.07.2018 г.№ О-181;
  • Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189);
  • Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) и внеурочной деятельности МБОУ «СОШ № 19» г. Чебоксары (Приказ от 16.07.2018 г. № О-187).

МБОУ «СОШ№ 19» г. Чебоксары является общеобразовательной. Литература изучается на базовом уровне. Предмет «Литература» входит в обязательную предметную область «Русский язык и литература».

Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения по литературе.

По программе количество часов составляет: в год - 68 часов, в неделю - 2 часа; из них: уроков развития речи –4 часа, итоговое контрольное тестирование – 1 час, промежуточная аттестация согласно учебному плану – ГОУ (годовая оценка успеваемости).

Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы, определен учебным планом МБОУ «СОШ № 19» г. Чебоксары и календарным учебным графиком на учебный год (приказы по МБОУ «СОШ № 19» г. Чебоксары).

Программа реализуется при помощи учебника:Литература. 7 класс. Учебник. В 2-х частях / В. Ф. Чертов и др. –М.: Просвещение, 2014.

Целиизучения предмета «Литература»:

- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся,необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

- постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление собственных оценок и суждений по поводу прочитанного;

- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет, и др.);

- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Задачи:

- постигать вершинные произведения отечественной и мировой литературы, читать и анализировать, основываясь на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

- поэтапно, последовательно формировать умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

- овладеть возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создавать собственный текст, представлять свои оценки и суждения по поводу прочитанного;

- овладеть важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет);

- использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Личностными результатами освоения программы по литературе являются:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения программы по литературе проявляются в умениях:

• самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

• самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

 • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

• оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

• владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

• создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

• осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

• формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты освоения программы по литературе состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX- XX В.В., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенные в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанром; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять одного или нескольких произведений

• определение в произведении элементом сюжета, композиции, изобразительно -выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) ценностно-ориентированной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) коммуникативной сфере:

 • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; вести диалог;

• написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

(68 часов)

«Сюжет как метафора жизни»(1 ч.)

(вводный урок)

Образ события в литературном произведении. Историческая и  биографическая основа художественного  изображения события. Протособытия и сюжет. Реальные и фантастические  сюжеты. «Вечные»  сюжеты  и «бродячие» сюжеты. Эпизоды как фрагменты  общей картины  жизни. Сюжетная линия как цепь эпизодов. Основные элементы сюжета. Воссоздание в сюжете жизненных противоречий, устойчиво-конфликтного состояния мира.

«Древнерусская литература» (1 ч.)

«Поучение» Владимира Мономаха.

Художественный образ  и личность Владимира Мономаха. Своеобразие  сюжета  и композиции «Поучения». Особенности языка. События и размышления о жизни  как отражение жизненной позиции  правителя и человека. Конфликт Мономаха  с братьями. Хроника  дружинных походов. Письмо Мономаха к князю Олегу Святославовичу.

Теория литературы. Красноречие. Жанр поучения. Композиция. Исповедь. Проповедь. Автобиография. Публицистика.

Развитие речи. Составление комментария к отдельным фрагментам  «Поучения» Владимира Мономаха. Обсуждение жизненной  ситуации, определяющей  мысли  и настроения героя. Сочинение-стилизация в форме поучения, наставления.

Классические сюжеты в мировой литературе (4 ч.)

М.де Сервантес (2 ч.)

Роман «Дон Кихот»(фрагменты).Роман Сервантеса и рыцарские романы. «Вечный» сюжет о подвиге во имя прекрасной дамы. Дон  Кихот как «вечный» образ. Социальная , философская, нравственная проблематика романа. Проблема выбора жизненного идеала. Конфликт иллюзии  и реальной действительности .

Теория литературы. «Вечный» сюжет.«Вечный» образ. Эпизод. Антитеза. Проблематика произведения. Пародия.

Развитие речи. Письменный ответ на вопрос об  отражении в  «вечном» образе «вечных» противоречий жизни.

У.Шекспир (2 ч.)

Трагедия «Ромео и Джульетта». Вечная» тема любви в трагедии. Основной  конфликт.  Понятие о трагическом. Смысл начальных строк  трагедии. Тема судьбы, трагической предопределенности. Судьба влюбленных  в жестоком мире. Трагическая ошибка. Образы Ромео и Джульетта как «вечные» образы. Смысл финала  трагедии.

Теория литературы. Трагическое. Трагедия. Конфликт.  «Вечный»сюжет. Завязка. Кульминация. Развязка.

Развитие речи. Выразительное чтение  по ролям. Устные ответы на вопросы об  особенностях завязки, кульминации и  развязки в трагедии. Выставка  иллюстраций к трагедии,  декорации к отдельным сценам.

Русская  литература 18  века (5 ч.)

Д.И.Фонвизин(5 ч.)

Слово о писателе.

Комедия «Недоросль». История создания комедии. Понятие о комическом.  Социальная и нравственная проблематика. Положительные  герои комедии  и их  конфликт  с миром Простаковых  и Скотининых .Основные стадии  развития конфликта. Проблема  воспитания, образования будущего гражданина. «Говорящие» фамилии и имена. Смысл  финала комедии.

Теория литературы. Комическое. Комедия. Сатира. Конфликт. Экспозиция. Завязка. Кульминация. Развязка. «Говорящие» фамилии. Речевая характеристика. Диалог. Монолог.

Развитие речи. Выразительное чтение  по ролям . Речевая характеристика  одного из действующих лиц комедии.  Отзыв о театральной постановке. Сочинение об  особенностях конфликта  и его  реализации в сюжете.

Характеристика конфликта  и способов  его разрешения в литературном произведении  (практикум)

Русская литература 19 века (28ч.)

А.С. Пушкин (4 ч.)

Слово о поэте.

Стихотворения «Туча», «Узник»,  «Анчар».

Своеобразие сюжета в стихотворениях. Темы  свободы и плена, добра и зла. Влияние фольклорной  традиции.  Параллелизм в изображении мира природы и мира  людей Роль  антитезы в композиции. Символические образы. Особенности  ритмики , метрики и строфики стихотворений.

Повесть  «Станционный  смотритель». Традиционный сюжет  и его  оригинальное переосмысление в повести. Обращение  к библейской истории о «блудном  сыне». Комическое и трагическое  в произведении. Образ Самсона Вырина и тема «маленького человека» в русской литературе.  Образ повествователя. Смысл финального эпизода. Гуманистическое звучание произведения.

Теория литературы.   «Вечный» сюжет. Тема «маленького  человека».  Интерьер.

Развитие речи. Выразительное чтение  стихотворения  наизусть. Краткая характеристика сюжета повести и выделение основных эпизодов. Письменный  ответ  на вопрос о нравственной проблематике произведения и о мотивах  обращения  писателя к библейской  истории.

Вн.чт. А.С. Пушкин «Метель»

М.Ю. Лермонтов (4 ч.)

Слово о поэте.

Стихотворения «Три пальмы», «Тучи». Своеобразие лирического сюжета. Пушкинские темы, мотивы и образы в стихотворении. Темы свободы и судьбы. Мотивы  одиночества и смирения. Событие  в биографии поэта как основа создания художественной картины жизни. Образы- символы в стихотворении.

Поэма  «Песня про царя Ивана Васильевича,  молодого   опричника и удалого купца Калашникова».

Особенности  сюжета поэмы, его  историческая основа. Картины  русского быта. Нравственная проблематика произведения.

Особенности  конфликта в «Песне…». Образы купца Калашникова  и опричника Кирибеевича. Проблема  героического характера. Эпизод  поединка как  кульминации  сюжета.  Образ Ивана Грозного  и тема «неправедной власти». Сопоставление  зачина и концовки  поэмы. Фольклорные  источники и  развития традиций устного народного  творчество в поэме.

Теория литературы.  Лирический сюжет. Параллелизм. Эпитет, метафора, сравнение, антитеза. Историческая основа  литературного сюжета. Герой. Конфликт. Эпизод. Кульминация сюжета. Фольклорные традиции  в литературном произведении. Белый стих.

Развитие речи. Выразительное чтение  стихотворения   и фрагментов поэмы наизусть. Письменный ответ на вопрос о своеобразном завершении кульминационного эпизода в поэме.

«Характеристика  сюжета литературного произведения»(практикум) (1 ч.)

Н.В. Гоголь (7 ч.)

Слово о писателе.

Повесть  «Тарас Бульба».

Историческая основа   повести. Картины природы и картины  народной жизни. Изображение героического характера, сильных, мужественных  защитников Отечества. Прославление  товарищества. Патриотическая тема и  тема предательства  в повести. Образы Остапа и Андрия  и  средства их  создания. Принципы    контраста  в изображении братьев. Образ Тараса Бульбы. Трагизм конфликта отца и сына. Конфликт долга и чувства в душах героев. Роль детали в раскрытии  характера. Смысл финала повести.

Теория литературы. Эпос. Герой. Повесть. Сюжет. Конфликт. Пейзаж.

Развитие речи. Выделение основных эпизодов в сюжетных линиях Остапа и Андрия. Письменный ответ  на вопрос  об основном  конфликте  повести. Устный пересказ  одного  из эпизодов повести и краткая его характеристика. Подбор  цитат к устному  рассказу о картине жизни, нарисованной в произведении.

Анализ эпизода эпического произведения (практикум) (1 ч.)

И.С.  Тургенев (3 ч.)

Слово о писателе.

Рассказы «Живые мощи», «Лес и степь». Биографическая основа рассказов. История создания цикла «Записки охотника». Образ охотника. Картины русской жизни и русской природы в рассказах. Мастерство пейзажной живописи. Образ русской крестьянки. Сила характера. Широта души Лукерьи. Сочетание эпического и лирического начал в рассказах.

Теория литературы. Рассказ. Очерк. Лирическая проза. Пейзаж.

Развитие речи. Подготовка сообщения о писателе и об истории создания цикла «Записки охотника» с использованием справочной литературы. Отзыв о самостоятельно  прочитанном рассказе из цикла «Записки охотника».

Вн.ч.  И.С. Тургенев. «Бежин луг».

Ф. И. Тютчев (1 ч.)

Слово о поэте.

Стихотворения «Фонтан», «Ещё земли печален вид…»,  «Неохотно и несмело…».

Философская проблематика  стихотворения. Параллелизм  в описании жизни природы и жизни человека. Природные образы и средства их создания. Особенности  сюжета в лирических произведениях.

Теория литературы. Параллелизм. Сюжет.

Развитие речи. Выразительное чтение  стихотворения  наизусть. Подготовка  вопросов для обсуждения философской проблематики   стихотворений поэта о природе.

А.А. Фет (2 ч.)

Слово о поэте.

Стихотворения  « Кот поёт, глаза прищуря…», «На дворе не слышно вьюги…», «Вечер».

Философская проблематика стихотворений. Параллелизм в описании жизни природы и жизни человека. Особенности  сюжета в лирических произведениях.  Традиции  балладного сюжета в стихотворении «На дворе не слышно вьюги..».

Теория литературы. Параллелизм. Сюжет. Баллада.

Развитие речи. Выразительное чтение  стихотворения  наизусть. Сочинение о взаимодействии жизни природы  и жизни человека на основе личных наблюдений и с использованием примеров из художественной литературы.

«Пейзаж в эпических и лирических произведениях»(практикум) (1 ч.)

Н.А. Некрасов (2 ч.)

Слово о поэте.

Стихотворение «В полном разгаре страда деревенская…»

Изображение народных характеров. Проблема социальной несправедливости. Образ русской крестьянки. Тема нелегкой  судьбы русской женщины. Эпическое начало в лирике Некрасова. Особенности языка. Развитие фольклорных традиций в стихотворениях.

Поэма «Русские женщины» ( «Княгиня Трубецкая»).

Историческая основа сюжета поэмы. Образ русской дворянки и средства его создания. Художественная функция диалога в поэме. Социальная и нравственная проблематика произведения. Авторская позиция и способы её выражения. Особенности строфики и ритмики.

Теория литературы. Лирический сюжет. Эпический сюжет. Фольклорные традиции. Строфа. Стихотворный размер.

 Развитие речи. Выразительное чтение  наизусть фрагментов. Подготовка сообщений об исторической основе поэмы и о судьбах отдельных декабристов, сосланных в Сибирь, с  использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

М.Е. Салтыков-Щедрин (2 ч.)

Слово о писателе. Сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Своеобразное художественное осмысление проблем российской действительности. Сочетание  фольклорных традиций литературной сказки. Особенности  сказочного сюжета. Социальная  и нравственная проблематика  сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина. Сатирическое обличение  общественных пророков. Проблема  взаимоотношений народа и власти. Изображение  народного характера. Авторская позиция и способы её выражения. Художественная функция гротеска и эзопова языка.

Теория литературы. Фантастика. Гротеск. Эзопов язык. Сатира.

Развитие речи. Письменный ответ на вопрос о  смысле финала одной из сказок. Сжатое изложение эпизода и ответ на вопрос о его значении в сюжете произведения. Подготовка сообщений о гротеске в литературе и  других видах искусства.

А.П. Чехов (3 ч.)

Слово о писателе.

Рассказ «Смерть чиновника», «Маска».

Смысл названия рассказов. Особенности сюжета и композиции. Приём повтора. Способы выражения авторской позиции. Приём повтора. Способы выражения авторской позиции. Роль художественной детали в рассказах. Смысл финал

Теория литературы. Художественная деталь.

Развитие речи. Письменный ответ на вопрос о смысле финала рассказа. Сообщения  о комических ситуациях на основе  жизненного и читательского опыта.

Вн.ч. А.П. Чехов. «Налим».

Русская литература 20 века (19 ч.)

Изображение исторического события  в литературном произведении (4ч.)

И. С. Шмелев. «Страх»

Е.И. Замятин. «Дракон».

А.А. Фадеев «Разгром» (фрагменты).

Образ исторического события в литературном произведении. Герои и прототипы, образ исторического события и  прототипическая ситуация. Соединение вымысла а правдоподобия,  достоверности и художественной условности. История в восприятии и оценке автора и его героев.  

Теория литературы. Образ события. Историческое  произведение.

Развитие речи. Рецензия на самостоятельно прочитанную книгу.

И.А. Бунин (1 ч.)

Слово о писателе. Рассказ «Подснежник».

Историческая основа произведения. Тема прошлого России в рассказе. Счастье и горе, праздники и будни в жизни главного героя. Приёмы антитезы и повтора в композиции  рассказа. Символический смысл названия.  

Теория литературы. Антитеза. Повтор. Символ.

Развитие речи. Подготовка устного сообщения о  биографии  писателя и его  жизни в эмиграции. Письменный ответ на вопрос о смысле названия рассказа.

А.И. Куприн (2 ч.)

Рассказ «Куст сирени».

Особенности сюжета рассказа. Жизнерадостное настроение и жизнеутверждающее начало в рассказе. Авторская позиция.

Теория литературы. Конфликт. Ирония.

Развитие речи. Устный ответ на вопрос о формах проявления комического в рассказе.

Сочинение   о событии, изображённом в художественном произведении (по сюжету рассказа И.С. Шмелева «Страх») (практикум)

В.В. Маяковский (1 ч.)

Слово о поэте. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Своеобразное решение темы назначения поэта и поэзии в сюжете и образной системе стихотворения. Жизнеподобие  и фантастика в произведении.   Лирический герой и средства создания его  образа. Смысл  основной метафоры произведения. Особая  функция необычайного диалога. Ритмическая организация. Особенности языка. Словотворчество.

Теория литературы. Реальное фантастическое в сюжете. Метафора. Гипербола. Ритм.  Словотворчество.

Развитие речи.  Выразительное  чтение   стихотворений наизусть.Сопоставление фактов биографии поэта и художественной картины. Обсуждение вопроса о роли  гиперболы в искусстве  и в разных ситуациях общения.

А.А. Ахматова (1 ч.)

Слово о поэте.

Стихотворения «Мужество», «Постучись кулачком - я открою…».

Историческая и биографическая основы стихотворений. События военного времени в восприятии поэта. Патриотическая тема в стихотворениях о войне. Фольклорные традиции. Особенности языка, строфики и ритмики.

Теория литературы. Тема. Фольклорные традиции. Трёхсложные размеры стиха (дактиль, анапест, амфибрахий).

Развитие речи.  Выразительное  чтение   стихотворения. Подготовка сообщения о  военной теме в лирике поэта.

Н.А. Заболоцкий (1 ч.)

Слово о поэте.

Стихотворения «Я не прошу гармонии в природе…», «В этой роще берёзовой…». «Гроза идёт».

Развитие традиций русской классической литературы в творчестве поэта. Параллелизм изображения жизни природы и жизни человека. Философская проблематика стихотворений. Трагические события в истории человечества и их отражение в произведениях поэта.

Теория литературы. Лирический сюжет. Проблематика.

Развитие речи.  Выразительное  чтение   стихотворения. Письменный ответ на вопрос о философской  проблематике стихотворения.

«Тропы  и поэтические фигуры»(практикум) (1 ч.)

Обобщение  сведений об изобразительно-выразительных  средствах. Выявление в поэтическом тексте тропов (метафора, олицетворение,  символ,  аллегория, гипербола, повтор, анафора и др.) и  объяснение  их  художественной  функции. Анализ особенностей языка художественного произведения.

М.А. Шолохов (5 ч.)

Слово описателе.

Рассказ «Судьба  человека»

Изображение трагедии в военные годы. Судьба  народа и судьба отдельного человека. Смысл названия рассказа. История Андрея Соколова и Вани  как типичные истории военного времени. Образ простого русского человека, труженика и воина. Андрей Соколов как цельный характер. События и биография  героя. Проблема нравственного выбора в рассказе. Особенности  композиции произведения. Образ рассказчика. Роль портретной детали и картин военной природы.

Теория литературы. Характер. Тип. Герой- рассказчик. Повествователь. «Рассказ в рассказе.

Развитие речи. Подготовка устных сообщений об  участниках великой Отечественной войны. Сочинение о биографии  литературного героя. Выразительное чтение фрагментов рассказа.

В.М. Шукшин (3 ч)

Слово о писателе.

Рассказ «Срезал», «Чудик».

Своеобразие шукшинских героев- «чудиков», правдоискателей. Изображение события в жизни героя как  средство  раскрытия характера. Сочетание смешного и серьезного, бытового и возвышенного. Мастерство писателя в построении диалога.

Теория литературы. Жанр рассказа. Рассказчик. Внешний и внутренний конфликт.

Развитие речи. Развернутые  аргументированные  ответы  на вопросы о роли события в жизни героя. Выразительное чтение диалогов.

«Рецензия на самостоятельно прочитанное  литературное произведение» (практикум)

Рецензия как жанр литературной критики и публицистики. Виды рецензий. Чтение фрагментов рецензий. Обсуждение примерного плана рецензии на одну из новинок художественной литературы. Подготовка к написанию рецензии.

Зарубежная литература (10 ч.)

«Жанр новеллы в зарубежной литературе» (обзор) (2 ч.)

П.Мериме. «Видение Карла ХI»

Э.А.По. «Низвержение в Мальстрём».

О.Генри. «Дары волхвов»

Становление новеллы как  жанра в европейской литературе. Жанровые признаки  новеллы. Жанровые признаки новеллы. Особая  роль  необычного сюжета, острого конфликта, драматизм действия. Строгость  построения новеллы. Новелла и рассказ как малые эпические жанры.

Теория литературы. Новелла. Рассказ. Сюжет.

Развитие речи. Отзыв о самостоятельно прочитанной новелле с изложением и анализом кульминационного эпизода.

«Сюжет в детективных произведениях» (3 ч.)

М. Леблан. «Солнечный зайчик».

А.К.Дойл. «Знак четырех».

Г.К.Честертон. «Лиловый персик».

А.Кристи. «Тайна египетской гробницы».

Ж.Сименон. «Показания мальчика из церковного хора».

Особый тип построения сюжета в детективах. Конфликт добра и зла, разрешающийся торжеством  добра. Преступник и сыщик как непосредственные участники конфликта.  Соединение двух  сюжетных линий в благополучной  развязке. Галерея ярких типов сыщиков.

Теория литературы. Сюжет. Сюжетная линия. Детектив. Тип.

Развитие речи.  Рецензия на самостоятельно прочитанную книгу.

«Сюжет  в фантастических произведениях»(обзор) (5 ч.)

Дж.Р.Р. Толкиен. «Хоббит, или туда и обратно».

А. Азимов. «Поющий  колокольчик».

Р. Шекли. «Страж-птица».

Использование научного метода в создании  гипотетических ситуаций, картин «вероятностного мира». Возможностей действительности в произведениях научной фантастики. Фентези как  особый вид фантастической литературы. Связь  фентези с  традицией мифологии, фольклора, рыцарского романа. Присутствие романтического  принципа двоемирия, конфликта мечты и реальности . Сюжет как цепь испытаний.

Теория литературы. Сюжет. Фантастика. Эпос. Фентези. Романтизм.

Развитие речи. Рецензия на самостоятельно прочитанную книгу.

Рекомендации книг для летнего чтения.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема уроков (раздела)

Кол-во часов

Примечание (для корректировки)

1

Сюжет как метафора жизни

1

Древнерусская литература

1

2

«Поучение» Владимира Мономаха. Художественный  образ и личность  Владимира Мономаха. Своеобразие  сюжета и композиции «Поучения».

1

Классические сюжеты в мировой литературе.

4

3

М. де Сервантес. Роман «Дон Кихот»(фрагменты). «Вечный» сюжет.Дон Кихот как «вечный» образ.

1

4

Социальная, философская, нравственная проблематика романа М. де Сервантеса «Дон Кихот».Конфликт иллюзии  и реальной действительности.

1

5

У. Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта». Вечная тема любви и трагедии.  Основной  конфликт . Тема судьбы.

1

6

Образы  Ромео и Джульетты   как  «вечные образы». Смысл  финала трагедии.

1

Русская литература 18 века.

4+1

7

Д.И. Фонвизин. Слово о писателе. Комедия «Недоросль». История создания комедии. Социальная и нравственная проблематика комедии.

1

8

Положительные  герои комедии  и их  конфликт  с миром Простаковых и Скотининых.

1

9

Проблема  воспитания, образования будущего гражданина. «Говорящие» фамилии и имена. Смысл  финала комедии.

1

10

Р.Р. Практикум.  Характеристика конфликта  и способов  его разрешения в литературном произведении .

1

11

Р.Р.. Сочинение по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

1

Русская литература 19  века

25+3

А.С. Пушкин.

4

12

А.С. Пушкин.Слово о поэте. Стихотворения «Туча», «Узник»,  «Анчар».Своеобразие сюжета в стихотворениях. Темы  свободы и плена, добра и зла.Символические образы .

1

13

Повесть  «Станционный  смотритель». Традиционный сюжет  и его  оригинальное переосмысление в повести.

1

14

Образ Самсона Вырина и тема «маленького человека» в русской литературе.

1

15

Урок внеклассного чтенияпо повести А.С. Пушкина «Метель»

1

М.Ю.Лермонтов

3+1

16

М.Ю.Лермонтов.

Слово о поэте. Стихотворения «Три пальмы», «Тучи».Своеобразие лирического сюжета. Темы свободы и судьбы.

1

17

 Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого  опричника  и удалого  купца Калашникова».Нравственная проблематика  произведения.

1

18

Особенности  конфликта в «Песне…» . Образы купца Калашникова  и опричника Кирибеевича. Образ Ивана Грозного  и тема «неправедной власти».

1

19

Р.Р.Практикум. Характеристика  сюжета литературного произведения.

1

Н.В. Гоголь.

6+1

20

Н.В.Гоголь.

Слово о писателе. Повесть  «Тарас Бульба» Историческая основа   повести. Картины природы и картины  народной жизни.  

1

21

Изображение героического характера, сильных , мужественных  защитников Отечества.

1

22

Прославление  товарищества. Патриотическая тема и  тема предательства  в повести.

1

23

Образы Остапа и Андрия  и  средства их  создания. Принципы    контраста  в изображении братьев.

1

24

Образ Тараса Бульбы. Трагизм конфликта отца и сына. Конфликт долга и чувства в душах героев.

1

25

Роль детали  в раскрытии  характера. Смысл финала повести.

1

26

Р.Р. (Сочинение)

Практикум. Анализ эпизода эпического произведения.

1

И.С. Тургенев.

3

27

И.С. Тургенев.Рассказы «Живые мощи». Биографическая основа рассказа.

Образ русской крестьянки.

1

28

И.С.Тургенев. «Лес и степь». История создания  цикла «Записки охотника».Мастерство пейзажной живописи.

1

29

Урок внеклассного чтения по рассказу И.С.Тургенева «Бежин луг».

1

Ф.И. Тютчев

1

30

Ф.И. Тютчев. Слово о поэте. Стихотворения  «Фонтан», «Еще земли  печален вид…»,  «Неохотно и несмело…».Философская проблематика стихотворений. Природные образы и средства их создания.

1

А.А.Фет.

1+1

31

А.А.Фет.Слово о поэте. Стихотворения «Кто поёт, глаза  прищуря…», «На дворе не слышно вьюги…», «Вечер». Философская проблематика стихотворений. Традиции балладного сюжета.

1

32

Р.Р.Практикум. Пейзаж в эпических и лирических произведениях.

1

Н.А.Некрасов.

2

33

Н.А.Некрасов.Слово о поэте .Стихотворение «В полном разгаре страда деревенская…».

Изображение народных  характеров. Проблема социальной несправедливости.Образ   русской крестьянки.

1

34

 Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»).Историческая основа  сюжета поэмы. Образ русской дворянки.

1

М.Е.Салтыков-Щедрин.

2

35

М.Е.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. Сказка «Повесть о том , как один  мужик двух генералов прокормил».Своеобразное художественное  осмысление проблем  российской  действительности.

1

36

Урок внеклассного чтенияпо сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик».

1

А.П.Чехов.

3

37

А.П.Чехов.Слово о писателе. Рассказ «Смерть чиновника».Смысл  названия рассказа .Особенности сюжета и композиции.

1

38

Рассказ «Маска».Способы выражения авторской позиции.

1

39

Урок внеклассного чтенияпорассказу А.П.Чехова «Налим»

1

Русская литература 20 века

16+3

И.А.Бунин

1

40

И.А.Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Подснежник». Историческая основа произведения. Тема прошлого России в рассказе.

1

А.И.Куприн.

2

41

А.И.Куприн. Рассказ «Куст сирени».Особенности сюжета рассказа. Жизнерадостное настроение  и жизнеутверждающее начало в рассказе.

Авторская позиция.

1

42

Урок внеклассного чтенияпо рассказу А.И.Куприна «Храбрые беглецы».

1

Изображение исторических событий  в художественной литературе.

4

43

И.С. Шмелев. «Страх». Образ исторического события в литературном произведении.

1

44

Е.И. Замятин. «Дракон». Герои и прототипы, образ исторического события и прототипическая  ситуация.

1

45

А.А.Фадеев. «Разгром» (фрагменты).Соединение вымысла  и правдоподобия. История в восприятии и оценке автора  и его героев.

1

46

Р.Р.  Практикум. Сочинение   о событии, изображённом в художественном произведении.

1

В.В.Маяковский

1

47

В.В.Маяковский.Слово о поэте.

Стихотворение «Необычайное приключение , бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Жизнеподобие  и фантастика в произведении.

Словотворчество Маяковского.

1

А.А. Ахматова.

1

48

А.А. Ахматова. Слово о поэте. Стихотворения «Мужество», «Постучись кулачком – я открою…».

Историческая и биографическая основы  стихотворений.

1

Н.А.Заболоцкий

1+1

49

Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. Стихотворения

«Я не ищу гармонии в природе..», «В этой роще березовой…», «Гроза идёт..». Философская проблематика стихотворений.

1

50

РР. Практикум. Тропы и поэтические фигуры.

1

М.А.Шолохов

5

51

М.А.Шолохов Слово о  писателе. Рассказ «Судьба человека».Изображение трагедии в военные годы.

1

52

Судьба  народа и судьба отдельного человека. Смысл названия рассказа.

1

53

История Андрея Соколова и Вани  как типичные истории военного времени.Андрей Соколов как цельный характер.

1

54

События и биография  героя. Проблема нравственного выбора в рассказе.

1

55

Особенности  композиции. Образ рассказчика. Роль портретной детали и картин военной природы.

1

В.М.Шукшин.

2+1

56

В.М.Шукшин.Слово о  писателе. Рассказ

«Срезал».Изображение события  в жизни  героя как  средство  раскрытия  характера.

1

57

Рассказ «Чудики». Своеобразие  шукшинских героев- «чудиков», правдоискателей.Мастерство писателя.

1

58

Р.Р.Практикум.Рецензия на самостоятельно прочитанное  литературное произведение.

1

Зарубежная литература

10

Жанр новеллы в зарубежной литературе.

2

59

П.Мериме. «Видение Карла ХI».Жанровые признаки новеллы.

1

60

Э.А.По. «Низвержение в Мальстрём». О.Генри. «Дары волхвов».Особая  роль  необычного сюжета.

1

Сюжет в детективных  произведениях.

3

61

А.Кристи. «Тайна египетской гробницы»

1

62

Ж. Сименон. «Показания мальчика из церковного хора»

1

63

Урок внеклассного чтения по рассказу А.К.Дойла «Знак четырех». Конфликт добра и зла.

1

Сюжет в фантастических произведениях.

4+1

64

Дж.Р.Р.Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно». Особый тип  построения сюжета в детективах.

1

65

А.А. Азимов «Поющий колокольчик».

Соединение двух сюжетных линий в благополучной развязке.

1

66

Р.Шекли«Страж–птица» (обзор). Сюжет как цепь испытаний.

1

67

Р.Р.Рецензия на самостоятельно прочитанную книгу.

1

68

Рекомендация  книг для летнего чтения.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...