Внеклассная работа: литературная гостиная "Чудесная сказка зимы"
план-конспект занятия по литературе (6, 7, 8 класс)

Рогачева Мария Петровна

В данной работе рассмотрены стихотворения о русской зиме, сценки об особенностях зимней поры, колядки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_gostinaya.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная гостиная "Чудесная сказка зимы"

Цель:

- знакомство с литературным наследием России, отражающим величие нашей культуры и богатство русского языка;

- повышение качества художественно-эстетического развития детей.

Задачи:

- формировать у детей эстетическое отношение к миру;

- воспитывать у детей отношение к слову, как к эффективному средству общения;

- способствовать художественному развитию ребёнка средствами искусства на основе произведений о зиме.

Оборудование: слайдовая презентация, выставка книг и репродукции картин по теме.

Музыкальное оформление: Пётр Чайковский «Зима», Георгий Свиридов «Вальс снежинок».

Ход мероприятия  

ВЕДУЩИЙ1:

Здравствуйте, дорогие гости нашей литературно- музыкальной гостиной. Наша   встреча посвящена удивительному времени года- зиме.

ВЕДУЩИЙ2:

 И хотя на календаре середина февраля, и в окна уже иногда заглядывает весеннее солнышко, так не хочется прощаться с царством метелей и вьюг, с чудесной зимней сказкой.

ВЕДУЩИЙ1:

У наших зим – особенная прелесть:
Под вечер успокоится пурга
И хлынет свет, как будто загорелись
Закатом подожженные снега.

ВЕДУЩИЙ2:
Сидит ворона на дубу жар-птицей,
Стоят оградой терема леса,
И кажется: вот-вот начнут твориться,
Как в мудрой русской сказке чудеса.

  ВЕДУЩИЙ1:   Издавна на Руси днем проводов осени и встречи зимы считалось первое ноября.

ВЕДУЩИЙ 2: Урожай собран, полны закрома, а мороз уже скачет по ельничкам да по березничкам. Зима тут как тут. Изо льда у нее корона, из инея – перстенек, снегом низан поясок.

ВЕДУЩИЙ 1:Русские зимы всегда удивляли и пугали своей суровостью путешественников. «…По истинной правде, - писал в свое время Марко Поло, - самый сильный холод на свете в России, трудно от него укрыться».

ВЕДУЩИЙ 2:У нашего же народа на этот счет иное мнение. Его слова о матушке- зиме пересыпаны задором и удалью: «В зимний холод всякий молод», «Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает»,

ВЕДУЩИЙ1 : «Строгая зима прибавит ума». Затрещали молодецкие морозы. Вьюги приспели, намели сугробы.

ВЕДУЩИЙ 2: Может, и нам сегодня удастся повернуть время вспять и ещё раз рассказать вам, дорогие гости, чудесную сказку зимы.

ВЕДУЩИЙ 1:В путь! За нами!

" Три белых коня" исполняет 6 класс.

Сценка в парке.

Звучит  музыка. Появляется  группа ребят в зимних шапках, варежках, шарфах. Ребята играют в снежки, но видно, что это занятие им наскучило.

 1 ученица: Ребята, я замерзла! Домой хочу! (топает ногами и потирает руки)

2 ученик: В снежки играть надоело, бегать тоже…

3 ученик:  Эх,  сейчас бы за компом посидеть, я вчера новую игру у приятеля скачал…

4 ученик: Ребята, нам же сочинение на завтра писать нужно! Тема: «Зимняя сказка».

5 ученица: Мороз и солнце! День чудесный! Скукотища! И где сказка? Один снег кругом, да к тому же холодно!

1 ученица: Всё,  хватит! Пойдемте скорее по домам.

2 ученик: Вот и метель усиливается.

3 ученик: А где же дорога? ( В ужасе, озираясь по сторонам) Как же мы домой доберемся?

Дети  начинают искать дорогу, понимают,  что- то произошло, и дорога, ведущая из парка,  исчезла.  Все растеряны.

4 ученик: Нет проблем! А навигатор в сотке для чего? Сейчас найдем дорогу…

5 ученица: Ребята…, что с телефоном случилось?

Все (по очереди ): И у меня…

Вдруг ребята  замечают женщину  в  шубке и белой шали, она посыпает серебром деревья, развешивает снежинки на ветки.

( В  стороне стоит мольберт с зимним пейзажем)

4 ученик: Ребята! ( с радостью)  Смотрите, там какая- то художница. Может быть, она нам поможет?

5 ученица: Художница? Рисует в такую метель? Да, странная… , но как- то выбираться нужно.

Ребята подходят к странной художнице.

(Начинает играть легкая музыка).

1 ученица: Здравствуйте, вы не подскажите, где дорога, ведущая из парка?

2 ученик: И хочется вам рисовать в такую погоду? Мы  в этом парке ничего красивого не увидели.

 Художница: Здравствуйте, дети. Я не просто художница. Я – Волшебница Зима. Решила украсить этот уголок парка серебристым снегом, искристым инеем, укрыть деревья белыми шалями, а траву белым ковром.

(Ребята в недоумении переглядываются, пожимают плечами).

Волшебница Зима: Мне жаль вас, ребята, ведь вы не замечаете сказки вокруг, разучились видеть красоту  природы. Неужели ваши сердца превратились в льдинки, ваши души зачерствели, а глаза не видят, как прекрасен мир вокруг!  Вам просто необходима помощь.

Хочу, чтоб вьюги и метели

Сюда скорее прилетели.

Волшебница Зима: В снежном вальсе закружите,

Волшебство свое начните!

( Танец «Снежинки »)     6 класс

Звучит музыка П. И. Чайковского «Зимний лес »

1 ученица: ( на фоне 1  музыки)

Ф.И.Тютчев  " Чародейкою зимою..."

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит —

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,-

Не мертвец и не живой —

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой —

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

2 ученица

А.С.Пушкин отрывок из романа " Евгений Онегин"

В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь. Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок веселых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Все ярко, все бело кругом.

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки 
жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно...
3 ученица

 ( на фоне музыки Бах Ария из Сюиты № 3)

В. Брюсов "Первый снег".

Серебро, огни и блестки,-
Целый мир из серебра!
В жемчугах горят березки,
Черно-голые вчера.

Это – область чьей-то грезы,
Это – призраки и сны!
Все предметы старой прозы
Волшебством озарены.

Воплощение мечтаний,
Жизни с грезою игра,
Этот мир очарований,
Этот мир из серебра! 

ВЕДУЩИЙ 1 : Декабрь… Свое название этот месяц получил еще в Древнем Риме – «денцем», то есть десятый. Более двух тысяч лет назад он стал двенадцатым месяцем в году, но называния своего не изменил.

ВЕДУЩИЙ 2: В Древней Руси декабрь нарекли так: «Студень». Он землю студит, ходит и гвоздит, приколачивает…

ВЕДУЩИЙ 1:  Январь… этот месяц получил свое название в честь древнеримского бога – Януса. Есть у этого месяца и древнерусское имя: «просинец», потому что небо в январе проясняется, показывает свою синеву.

ВЕДУЩИЙ 2: А вот февраль название свое получил в честь древнеримского мифического бога подземного царства Фебрууса.

 ВЕДУЩИЙ 1:  В Древней Руси февраль считали последним месяцем года, поэтому и назывался он «сечень», отсекающий год. Называли его еще «снежень» и «лютень» - от обильных снегопадов и лютых морозов до  не стихающих за окнами метелей.

ВЕДУЩИЙ 2 :"Метель"- так называется повесть А.С.Пушкина. Она изменила судьбы героев, указав путь к счастью.

Сцена объяснения героев  из повести А.С.Пушкина " Метель"

Песня " Зимний сон"

Ведущий1

 И было чудо на земле, и было чудо в небесах:

Как солнце вспыхнула в лучах звезда в полночной мгле.

Ведущий 2

То были времена чудес, сбывалися слова пророка;

Сходили ангелы с небес, звезда катилась от востока;

( под музыку)

Появляются калядовщики, одетые в шубы наизнанку, в костюмах, поют колядки, разговаривают меж собой. Впереди идёт девица «мехоноска»- она несёт кошель для сбора угощения. Затем она и распоряжается дележом сбора.

1.Вот и святки пришли,

Зиму в дом привели,

В сани  коней запрягли,

В путь- дорогу вывели,

Белый снег заледенили,

Лед на речке замостили,

Ребят в санки усадила,

По колядкам покатили.

2.Коляда, коляда!

А бывает коляда

Накануне рождества.

Коляда пришла,

Рождество принесла.

3.Коляда – моляда!

Ты пришла на двор

Накануне рождества

По снежному полю,

Гулять на просторе!

4. Хозяева небось нас ждут-поджидают, к кому зайдём? Ведь это добрая примета, значит, в новом году этот двор удачлив будет. Вон смотри в окне свеча горит. А есть такой обычай, коли хозяин ждет колядовщиков, он выставляет на окно зажженную свечу.

3. Ребята, давай сначала хвалим дом и его хозяина, потом обещаем удачу в новом году. Потом хвалим хозяйских детишек - сыновей и красных девушек и гостинцев просим.

1.Ну, что ж, хозяева, понравились вам наши колядки, угощать будете.

Хозяин. Ну как не наградить таких исполнителей!? Подставляйте шапки, да сумки.

Колядовщики:

Добрые вы, хозяева, желаем вам счастья в доме.

Но ведь счастье не только в сытости и в богатстве.

Настоящий клад – когда и в школе , и  в семье лад.

Выходит Волшебница Зима:

 Мои милые друзья! Я рада, что вы умеете видеть красоту зимней природы, слышать пение метели и шёпот падающего снега. А помогли вам прекрасные поэтические строки Пушкина, Сурикова, Брюсова, Бальмонта  и Тютчева. Наш слух ласкали мелодии Чайковского, Шопена, Баха.

Ведущий1 Ни одно время года так не волшебно, как зима. . Всё живое спряталось в глубину земли и спит, ожидая солнца. 

Ведущий 2Но пройдет немного времени, и будем встречать весну с её хлопотами, птичьим гомоном и журчащими ручьями, первыми цветами и капелью!

Ведущий 1И пусть так будет всегда! Будьте здоровы! До новых встреч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работа. Литературная игра "Путешествие в Диканьку" ( 6 класс)

Игра в рамка Недели русского языка и литературы для учащихся 6 классов по творчеству Н.В.Гоголя....

Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств (методические рекомендации для организации внеклассной работ в детских школах искусств)

Данная работа рассчитана на широкое применение в детских школах искусств, где присутствуют все условия для ее успешной реализации. Музыкально-литературная композиция объединяет в себе два прекра...

Урок литературного чтения "Сказка Пляцковского «Какая бывает зима?»

Урок литературного чтения во 2 классе учащихся с нарушением слуха...

Литературная гостиная " Чудесная сказка зимы"

Литературная гостиная " Чудесная сказка зимы"...

Внеклассная работа: литературная гостиная "Песнь материнского сердца"

Данный сценарий содержит подборку позтических и прозаических текстов, сценок, посвященных Дню Матери....