Для учителей литературы. Программы для дополнительного образования в ЧОУ "Деловая Волна"
рабочая программа по литературе (6 класс)
Изучение зарубежной литературы расширяет кругозор учащихся и позволяет расматривать произведения русских писателей в сравнении с мностранными авторами. Ребята могут писать сочинения, опираясь на тексты не только отечественных авторов.Участие в конференциях, семинарах по зарубежной литературе развивает речь учеников, позволяет иметь свою точку зрения о литературе Западной Европы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
d.v.ignatenok_6_klass.docx | 45.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное общеобразовательное учреждение «Деловая волна»
(ЧОУ «Деловая волна»)
РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО на заседании педагогического совета протокол № ____ от _________ | УТВЕРЖДАЮ Директор ЧОУ «Деловая волна» _____И.Р.Королькова Приказ №____от__________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
к дополнительной общеразвивающей программе
За страницами учебника литературы (зарубежная литература )
Предмет
литература
на 2017-2018 учебный год
№ группы_____ Возрастная группа 12-13лет лет___________
Разработчик
Игнатенок С.В.
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2017
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана к программе по литературе для 6 класса для учащихся ЧОУ «Деловая волна».
Направленность программы
Программа имеет социально-педагогическую направленность.
Актуальность программы
Актуальность программы продиктована социальным запросом учащихся 12-13 лет и их родителей. Изучение зарубежной литературы способствует расширению и углублению гуманитарных знаний школьников, открывая перспективы более ясного представления о мировом литературном процессе и роли в нем отечественной литературы. Раздвигаются временные и пространственные горизонты литературного развития в разных странах, открывается возможность познакомить детей с творчеством писателей, чьи произведения стали достоянием всего человечества.
В соответствии с программой изучение зарубежной литературы строится на основе комплексного подхода, включающего аспекты историко-литературного, литературно-теоретического и культурологического изучения произведений и отдающего приоритет рассмотрению литературы как вида искусства.
.
Педагогическая целесообразность.
Педагогическая целесообразность программы связана с такими возрастными особенностями детей12-13 лет, как любознательность, наблюдательность; интерес к литературе и истории Франции, Англии, Германии. Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность. Она состоит в формировании нравственных позиций и обогащении духовного мира личности, в развитии эстетического вкуса учащихся, умения свободно выражать себя в речи и определять свое отношение к прочитанному, в подготовке к восприятию произведений писателей разных стран в контексте мирового литературного процесса.
Цели:
- расширить представления учащихся о литературном процессе;
-научить выявлять общее и особенное в творчестве писателей разных стран, принадлежащих к единому литературному направлению;
Задачи:
Познавательные:
-привить навык сопоставительного похода к явлениям национальных литератур,
вводя ученика в художественный мир писателя,
- научить воспринимать текст произведения как целостную художественную систему, обусловленную особенностями мировоззрения автора ;обогащение внутреннего мира ученика
-обратить внимание на преемственность традиций и их обновление;
-раскрыть гуманистический характер творчества писателей, проявляющийся в интересе к личности человека, его духовному миру, к условиям жизни и формированию характера;
-содействовать развитию навыков анализа художественных произведений различных литературных родов и жанров;
.
Воспитательные:
-использовать возможности литературы для нравственного и художественного воспитания учащихся
-совершенствовать навыки коллективной работы.
-способствовать развитию творческих способностей ученика.
-развивать у учащихся умения работать в группе, интереса к предмету, любознательности, интеллектуальных и творческих способностей.
-развивать интеллектуальные умения: приемы анализа, сравнения, обобщения
Предметные :
-обогащение внутреннего мира учащегося
-умение определять свое отношение к прочитанному произведению
-умение воспринять произведение в контексте мировой художественной литературы
Целевая аудитория
В группу принимаются учащиеся в возрасте 12-13 лет в начале учебного года. При наличии организационно-педагогических условий возможен добор учащихся в группу в течение учебного года.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
- умение оценивать правильность выполнения задачи, собственные возможности ее решения;
- умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы;
умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, формулировать аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты:
1. ученик научится определять род и жанр литературного произведения, особенности литературных направлений.
2. обучающийся познакомится с литературой Средних веков таких стран, как Англия, Франция, Германия.
3. ребята узнают имена поэтов и драматургов эпохи Возрождения таких, как Данте, Петрарка, Шекспир.
4. ученик научатся анализировать тексты таких произведений, как «Айвенго»
В. Скотта, романа «Три мушкетера» А Дюма, романа «Дети капитана Гранта» Ж. Вер
Условия реализации программы
Рабочая программа рассчитана на 1 год обучения. Объём учебных часов составляет 30 часов (1 час в неделю), исходя из 30 учебных недель в году. Продолжительность занятия – 40 минут.
Материально-техническое оснащение:
Для ученика: оборудованное рабочее место ученика в соответствии с целями и задачами урока
Для учителя: учебно-педагогический материал, подготовленный к занятию
№ п/п | Наименование ТСО | Марка | Год приобретения | Инвентарный № по школе |
1. | МФУ | kyocera | 2016 | 41013400037 |
2. | ММУ | Acer | 2008 | 04 000 000 000 388 |
3. | Монитор | Acer TFT 17 | 2008г. | 04 000 000 000 3800 449 |
4. | Персональный компьютер в сборе |
| 2008г. | 04 000 000 000 3800 571 |
5. | Экран | 2008 | ||
10. | Колонки |
Учебно-методический комплекс
Для учителя
1.Песнь о Роланде М.2007
2.Король Артур и рыцари круглого стола М.2013
3.Песнь о Нибелунгах М.2006
4.Данте Алигьери « Божественная комедия» М 2011
5.Петрарка Сонеты М.2000
6.В. Скотт «Айвенго» М. 2010
7.А.Дюма «Три мушкетера» М.2016
8.Ж.Верн «Дети капитана Гранта» М.2014
9.Сетон-Томпсон Рассказы о животных М.2009
10.Н.В. Будур Зарубежная детская литература М.2010
11. И.Н.Арзаманцева Детская литература М. 2005
Список литературы
1.Песнь о Роланде М.2007
2.Король Артур и рыцари круглого стола М.2013
3.Песнь о Нибелунгах М.2006
4.Данте Алигьери « Божественная комедия» М 2011
5.Петрарка Сонеты М.2000
6.В. Скотт «Айвенго» М. 2010
7.А.Дюма «Три мушкетера» М.2016
8.Ж.Верн «Дети капитана Гранта» М.2014
9.Сетон-Томпсон Рассказы о животных М.2009
Организация работы:
Форма организации групповая, продолжительность работы 40 минут, форма работы: семинары, практикумы, коллоквиумы, лекционная.
- Календарный учебный график:
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год | 01.09.2017 (01.09-08.09 -комплектование группы) | 25.05.2018 | 30 | 30 | по 1 часу, один раз в неделю |
Мониторинг качества освоения программы
Вводится пятибальная система оценки: отлично ( ученик может самостоятельно анализировать текст предложенного произведения зарубежной литературы), хорошо (ученик усвоил материал, но применять его для анализа текста не может), удовлетворительно (ученик частично усвоил материал, посетил не все занятия, в знаниях имеются пробелы), неудовлетворительно ( ученик не владеет материалом курса ).
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | |
Теория | Практика | ||
1 | Введение в курс зарубежной литературы. Литература Средних веков. Эпос Франции, Англии, Германии | 3 | 6 |
2 | Литература Возрождения | 2 | 3 |
3 | Литература 19 века | 4 | 8 |
4 | Литература 20 века | 2 | 2 |
Итого | 11 | 19 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение в школьный курс зарубежной литературы (1ч).
Общая характеристика содержания курса, определение места зарубежной литературы среди других школьных дисциплин и связи с изучением русской литературы. Периодизация литературного процесса
Литература средних веков (9 ч)
Средневековые памятники народного героического эпоса в их связи с событиями истории.
«Бео ву л ь ф».
Поэма «Беовульф» — произведение англосаксонской поэзии раннего средневековья, один из первых образцов героического эпоса в литературе средних веков. Подвиги отважного витязя Беовульфа. Описание боя Беовульфа с морским чудовищем Гренделем. Героическое и фантастическое в поэме. Особенности поэтического языка.
«Песнь о Роланде».
«Песнь о Роланде» — памятник народно-героического эпоса эпохи средневековья. Основные идеи и главные герои эпоса. Карл и Роланд. Роланд и Оливье. Ганелон. Описание боя в Ронсевальском ущелье. Роль гипербол и повторов в поэме. Речь героев и повествователя.
«Песнь о нибелунгах»- памятник народно-героического эпоса Германии. Подвиги отважного Зигфрида. Образы средневековых королев Брюнгильды и Кремхильды.
Литература эпохи Возрождения (3 ч)
Понятие Ренессанс. Культура эпохи Ренессанса. Лирические, драматические и эпические жанры в литературе этого периода.
Данте Алигъери. «Новая жизнь», «Божественная комедия».
Данте Алигьери — крупнейший итальянский поэт переходной эпохи от средних веков к Возрождению. Жизнь и творчество Данте. Книга «Новая жизнь». Данте и Беатриче. Данте о значении иносказания в художественном произведении. Поэма Данте «Божественная комедия» и ее аллегорический смысл. Построение поэмы. Содержание первой песни. Описание ада.
Ф. Петрарка. Сонеты.
Франческо Петрарка — крупнейший итальянский поэт эпохи Возрождения, знаток истории и культуры античности. Его ученые труды о Древнем Риме и римлянах («О знаменитых мужах»). Поэзия Петрарки — яркое явление в литературе Возрождения. Сонеты, составившие «Книгу песен». Особенности строения сонета. Образ Лауры и тема любви в лирике Петрарки. Признание заслуг поэта и его коронование лавровым венком на Капитолийском холме в Риме.
У.Шекспир. Сонеты, «Ромео и Джульетта».
Уильям Шекспир — великий драматург эпохи Возрождения и писатель на все времена. Биография Шекспира. Шекспировский вопрос. Английский театр во времена Шекспира. Сонеты Шекспира. Основные темы и особенности построения сонетов Шекспира. Трагедия «Ромео и Джульетта». Тема любви и вражды в трагедии. Основные события и герои. Образы Ромео и Джульетты. Утверждение силы любви, побеждающей родовую вражду семей Монтекки и Капулетти. А. С Пушкин о Шекспире и героях «Ромео и Джульетты». Шекспир в современном театре и кино.
Литература XIX века (12 часов)
Жанр романа. Крупнейшие романисты XIX века. Многообразие жанровых форм романа.
В. Скотт. «Айвенго».
Вальтер Скотт — создатель жанра исторического романа. Шотландия в жизни и творчестве Вальтера Скотта. Его интерес к истории и народному творчеству. Романы Скотта об истории Шотландии («Роб Рой») и Англии («Айвенго»). Изображение средневековой Англии в романе «Айвенго». Главные герои и основные события. Народные сцены и образ народного героя Робина Гуда. Описание рыцарского турнира. Достоверность исторических описаний.
А,Дюма. «Три мушкетера».
Историко-приключенческие романы французского писателя Александра Дюма. Роман «Три мушкетера». Исторические события XVII века и увлекательные приключения героев романа. Напряженность действия, определяемая враждой кардинала Ришелье и герцога Бекингема, соперничеством Ришелье с Людовиком XIII. История Д'Артаньяна и его друзей-мушкетеров — череда приключений, столкновений с непредвиденными обстоятельствами. Кодекс чести мушкетеров.
А. Конан Дойл. Рассказы о Шерлоке Холмсе (по выбору учителя).
Английский писатель Конан Дойл — автор знаменитых рассказов о Шерлоке Холмсе и повести «Собака Баскервилей». Причины их широкой известности. Образ сыщика Шерлока Холмса. Особенности его личности: эрудиция, сила логического мышления, наблюдательность, внимание к деталям, быстрота реакции, умение анализировать и обобщать факты. Шерлок Холмс и доктор Ватсон.
Литература XX века (4 ч. )
Отклики писателей на основные события XX столетия. Стремление рассказать о современности и заглянуть в будущее в научной фантастике XX века.
Антуан де Сент-Экзюпери. «М аленький п ри н ц».
Рассказ Антуана де Сент-Экзюпери о профессии летчика, о красоте Земли и ее обитателях в книге «Планета людей». Образ Земли как общего дома для всех живущих на ней людей. Философская сказка «Маленький принц», признанная самым известным произведением французской литературы XX века. Особенности литературного жанра философской сказки. Размышления о смысле жизни. Связь содержания сказки с происходящими в мире событиями. Роль посвящения-эпиграфа. Образы
рассказчика-летчика и Маленького принца, явившегося с «планеты детства». Описание планет, на которых побывал Маленький принц, и обсуждение жизненно важных вопросов: о власти и ответственности правителя, о честолюбии, тщеславии и совести, о том, зачем нужны деньги, и о честном отношении к своим обязанностям. Беседы Маленького принца с Лисом. Тема ответственности каждого за землю, на которой он живет, и за тех, кто нуждается в его помощи и защите. Главные открытия, сделанные Маленьким принцем, и главный урок, преподанный читателям сказки Сент-Экзюпери.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во занятий | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Введение в школьный курс зарубежной литературы | 1 | 11. 09. 2017 | |
2 | Литература Средних веков. Понятие об эпосе | 1 | 18.09.2017 | |
3 | Французский эпос. «Песнь о Роланде» | 2 | 25.09 2017 02.10. 2017 | |
4 | Английский эпос. Король Артур и рыцари Круглого стола | 2 | 09.10 2016 16. 10 2016 | |
5 | Немецкий эпос. «Песнь о нибелунгах» | 3 | 23.10.2017 13.11 2017 20.11.2017 | |
6 | Литература Возрождения. Данте Алигьери «Божественная комедия» | 3 | 27.11 2017 4.12 2017 11.12 2017 | |
7 | Литература 19 века Вальтер Скотт «Айвенго» | 4 | 18.12.2017 25.12 2017 15.01.2018 22.01.2018 | |
8 | Александр Дюма «Три мушкетера» | 4 | 29.01.2018 05.02.2018 12.02.2018 19.02.2018 | |
9 | Конан Дойл «Рассказы о Шерлоке Холмсе» | 4 | 26.02.2018 05.03.2018 12.03.2018 19.03.2018 | |
10 | Литература 20 века Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» | 4 | 02.04 2018 09.04.2018 16.04.2018 23.04.2018 | |
11 | Защита проектных работ учащихся по темам курса | 2 | 07.05.2018 14.05.2018 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль курсовой подготовки в работе учителя технологии и педагога дополнительного образования
Работа учителя технологии, роль постоянного консультанта разнообразных ученических проектов, требует от учителя непрерывного профессионального роста, изучения все новых и новых технологий по раз...
Интегрированный урок "Музыка и математика" ФГОС Авторы: учитель начальных классов Кустова Людмила Владимировна, и учитель музыки и педагог дополнительного образования Шнейвас Эльвира Юрьевна. Музыка прилагается. (отредактировано в 2017 г.)
Методическая разработка урока по ФГОСИнтегрированный урок: "Музыка и математика" 1 классТема: «Число и цифра 4»Авторы: Учитель начальных классов Кустова Людмила В...
Рабочая программа по дополнительному образованию "Я турист". Разработчик: учитель по физической культуре: Сучкова Галина Владимировна
В программе представлены материалы по дополнительному образованию детей пятых клаасов по приобщению к здоровому образу жизни через туризм....
Выступление на заседании ГМО учителей музыки и педагогов дополнительного образования - "Дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения"
Дополнительные образовательные программы нового поколения требуют от педагогов решения весьма сложных задач, ориентированных на подготовку детей и подростков к углубленному освоению художественно и те...
Выступление на семинаре ГМО учителей музыки и педагогов дополнительного образования - "Модель организации внеурочной деятельности обучающихся в рамках ФГОС"
"Модель организации внеурочной деятельности обучающихся в рамках ФГОС"...
Формы взаимодействия учителей – предметников и педагогов дополнительного образования в области художественного творчества
Основными условиями эффективного развития творческих способностей детей являются: возможная индивидуализации обучения в рамках всего класса; работа с одарёнными детьми; использование системно-деятельн...
Методическая разработка для учителей технологии и педагогов дополнительного образования Тема: «Методика подготовки обучающихся к практической части Всероссийской олимпиады школьников по технологии»
Методическая разработка составлена для учителей технологии и педагогов дополнительного образования, которые занимаются подготовкой участников Всероссийской олимпиады школьников по технологии, направле...