Рабочая программа по дополнительному образованию "Я турист". Разработчик: учитель по физической культуре: Сучкова Галина Владимировна
методическая разработка по физкультуре (5 класс) на тему
В программе представлены материалы по дополнительному образованию детей пятых клаасов по приобщению к здоровому образу жизни через туризм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
В программе представлены материалы по дополнительному образованию детей пятых классов. | 42.25 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа занятий туристического объединения Я ТУРИСТ МБОУ Гимназии№8 направлена на развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни, на ознакомление школьников со своим краем, овладение определенным кругом знаний и умений, необходимых туристам и путешественникам.
Цели:
- получение теоретических и практических знаний, необходимых для участия в пешеходных и лыжных походах;
- привлечение учащихся к регулярным занятиям, как важному средству укрепления физического развития и здоровья;
- развитие оздоровительной и спортивно – массовой работы в коллективах общеобразовательных учреждений;
- формирование устойчивого интереса к самостоятельным занятиям в школе и дома и сознательного отношения к ним;
- воспитание и проверку морально-волевых качеств: дружбы, товарищества, взаимопомощи, ответственности за порученное дело, дисциплинированности, аккуратности, честности, силы воли, мужества, а также физической подготовленности и тренированности
Задачи:
- составлять план похода и разработать его маршрут;
- фиксировать наблюдения;
- ориентироваться в незнакомом месте при помощи карты, компаса и по различным особенностям местных предметов;
- ставить палатку, разводить костер, готовить пищу, изготавливать простейшее туристическое снаряжение;
- оказывать первую доврачебную помощь;
- делать пешие и лыжные переходы с грузом;
- вязать узлы;
- отработке приемов страховки и самостраховки;
- применять основные и вспомогательные веревки, карабины
В туристическое объединение записываются все желающие 5-х классов. Теоретические, практические занятия, а также занятия по общей физической подготовке проводятся в спортивном зале МБОУ Гимназии №8
Для оценки результатов реализации программы дополнительного образования организовать индивидуальные зачетные соревнования по пройденному курсу.
Учебно – тематически
1–й год занятий
№
Наименование разделов | Кол – во часов 148 | |||
Введение пр | ||||
1.1 | Оздоровительная роль туризма | 2 | 1 | 1 |
1.2 | Правила поведения юных туристов | 4 | 1 | 3 |
6 | 2 | 4 | ||
2. Азбука туристско – бытовых навыков юного туриста | ||||
2.1 | Основы безопасности в природной среде | 2 | 1 | 1 |
2.2 | Основы безопасности дома и в школе | 2 | 1 | 1 |
2.3 | Личное снаряжение и уход за ним | 4 | - | 4 |
2.4 | Личная гигиена юного туриста | 3 | 1 | 2 |
2.5 | Питьевой режим на туристической прогулке | 2 | - | 2 |
2.6 | Групповое снаряжение и уход за ним | 4 | 1 | 3 |
2.7 | Индивидуальный и групповой ремонтный набор | 2 | 1 | 1 |
2.8 | Организация биваков и охрана природы | 7 | 1 | 6 |
2.9 | Установка палаток | 4 | - | |
2.10 | Туристическая группа на турпрогулке | 6 | 2 | 4 |
36 | 8 | 24 | ||
3. Азбука топографии | ||||
3.1 | Мой дом, моя школа, школьный двор | 4 | 1 | 3 |
3.2 | План местности | 4 | 1 | 3 |
3.3 | Условные знаки | 4 | 1 | 3 |
3.4 | Ориентирование по сторонам горизонта | 4 | 1 | 3 |
16 | 4 | 12 | ||
4. Туристическое и экскурсионное ориентирование | ||||
4.1 | Ориентирование на местности | 8 | 2 | 6 |
4.2 | Виды туристического ориентирования | 4 | 1 | 3 |
4.3 | Способы отметки на КП | 4 | 1 | 3 |
4.4 | Экскурсионное ориентирование | 4 | 1 | 3 |
20 | 5 | 15 | ||
5. В гостях у доктора Айболита | ||||
5.1 | Оказание первой доврачебной помощи | 5 | 1 | 4 |
5.2 | Обработка ран, ссадин и наложение простейших повязок | 3 | 1 | 2 |
5.3 | Индивидуальная и групповая медицинская аптечка | 3 | 1 | 2 |
5.4 | Способы транспортировки пострадавшего | 5 | 1 | 4 |
16 | 4 | 12 | ||
7. Азбука спортивно – оздоровительного туризма | ||||
7.1 | Пешеходный туризм | 20 | 2 | 18 |
7.1.1 | Полоса препятствий пешеходного туризма | 9 | 1 | 8 |
7.1.2 | Туристские узлы и их применение | 3 | 1 | 2 |
32 | 4 | 28 | ||
8. Общая физическая подготовка | ||||
8.1 | Общая физическая подготовка и оздоровление организма | 22 | 1 | 21 |
22 | 1 | 21 | ||
9. зачетный летний однодневный поход ( вне сетки часов) | ||||
Итого | 148 | 32 | 116 |
Содержание программы
- – й год обучения
- Введение
- Оздоровительная роль туризма
Знакомство с детьми. Уточнение интересов и пожеланий занимающихся. Польза и значение туризма (прогулок и экскурсий) и краеведения (изучение и познание окружающего мира) для оздоровления организма человека, познания окружающего мира и самого себя. Польза чистого воздуха парков, лесов и полей для организма человека. Укрепление костно – мышечной системы, сердца, легких и других органов человека при активном передвижении на прогулках и экскурсиях.
Практическое занятие. Знакомство детей с помещениями (учебным классом, спортивным залом)
- Правила поведения юных туристов
История и традиции выполнения общественно полезных дел юными туристами. Правила поведения юных туристов на экскурсиях и туристических прогулках.
Правила поведения в учебном классе, спортивном зале, на Учебно – тренировочном полигоне, в парке (лесу), рассказ о порядке хранения снаряжения, оборудования, инвентаря и материалов.
Знакомство с кодексом чести юного туриста. Девизы юных туристов: «В здоровом теле - здоровый дух», «Чистота – залог здоровья».
Подготовка и участие в туристических прогулках, экскурсиях; в спортивно – оздоровительных состязаниях, играх и соревнованиях.
Практические занятия. Прогулка в лес с целью закрепления знаний о правилах поведения в природе и выработки навыков наблюдательности.
Азбука туристско – бытовых навыков юного туриста
Основы безопасности в природной среде
Правила поведения и соблюдения тишины при участии в туристической прогулке, экскурсии в лес, взаимопомощь в тургруппе. Правила поведения юных туристов во время различных природных явлений (снегопада, гололеда, грозы, ливня, тумана и пр.). Правила поведения в лесу при обнаружении задымления или очага возгорания. Правила безопасности при встрече в природной среде с представителями животного мира.
- Основы безопасности дома и в школе
Правила поведения в учебных и досуговых учреждениях. Музеях. Правила обращения с колюще – режущими предметами, электроприборами, предметами бытовой химии и медикаментами. Пожарная безопасность и правила поведения в чрезвычайных (аварийных) ситуациях. Знание телефонов аварийных служб.
Практическое занятие. Игры на темы: «что делать в случае…. (задымления, обнаружения очагов возгорания и пр.)?».
2.3 Личное снаряжение и уход за ним
Личное снаряжение юного туриста для туристской прогулки, участия в экскурсии: рюкзачок и требования к нему; обувь; требования к одежде (белье, спортивный костюм, куртка, брюки, Ветровка, головной убор и прю); личная посуда; средства личной гигиены; требования к упаковке продуктов для перекуса. Укладка рюкзачка, соблюдение гигиенических требований. Умение подобрать личное снаряжение в соответствии с погодными условиями и сезоном года. Уход за личным снаряжением.
Практические занятия. Сбор группы и прогулка по микрорайону (окрестностям школы) в межсезонье для выяснения и корректировки умений готовиться к участию в туристических мероприятиях.
2.4 Личная гигиена юного туриста
Правила соблюдения личной гигиены на турпрогулках, при организации перекусов. Личная гигиена при занятиях физическими упражнениями. Утренний и вечерний туалет. Соблюдение гигиенических требований личного снаряжения. Обязанности санитара тургруппы.
Практические занятия. Упаковка продуктов питания для организации перекуса. Личная гигиена на привале, при организации перекуса. Работа санитара туристской группы.
2.5 Питьевой режим на туристической прогулке
Питьевой режим во время туристской прогулки, экскурсии. Выносливость и сила воли, необходимость их формирования при занятиях туризмом. Необходимый запас воды для питья и правила его транспортировки во время туристской прогулки.
Практические занятия. Соблюдение правил гигиены при заборе воды для питья во время турпрогулки. Закрепление навыков подготовки запасов воды для питья и рационального ее расходования во время прогулки. Формирование силы воли и выносливости, соблюдение питьевого режима во время прогулки.
2.6 Групповое снаряжение и уход за ним
Групповое снаряжение: котелки, таганок, саперная лопатка, рукавицы, кухонная клеенка, половники, ножи, упаковка для продуктов питания. Требования к групповому снаряжению и правила ухода за ним. Палатки и тенты, их виды и назначение, устройство палаток и уход за ним. Стойки и колышки для палатки. Снаряжение для наблюдения за природой и выполнение простейших краеведческих, исследовательских заданий. Маршрутные документы и схемы для прогулки. Требования к уходу за снаряжением.
Практические занятия. Упаковка и распределение группового снаряжения для турпрогулки между участниками. Завхоз группы по снаряжению и его обязанности на прогулке. Овладение навыками пользования групповым снаряжением и применение его во время прогулки.
2.8 Организация биваков и охрана природы
Бивак на турпрогулке. Охрана природы при организации привалов и биваков. Требования к бивакам (дрова, источники воды, безопасность, эстетичность. Экология). Устройство и оборудование бивака (места для приема пищи, отдыха, гигиены и умывания, забора воды и мытья посуды).
Практические занятия. Планирование места организации бивака по плану местности. Организация бивачных работ. Разбивка лагеря для привала на прогулке.
2.9 Установка палаток
Устройство палаток. Выбор места на площадке (поляне) для установки палатки. Требования к месту для установки палатки на поляне (биваке). Установка палатки, тента для палатки или тента для отдыха группы.
Практические занятия. Проверка комплектации палатки и ее целостности перед выходом на прогулку. Упаковка палатки для транспортировки.
Занятие на местности. Овладение навыками установки, снятия и упаковки палатки.
2.10 Туристическая группа на турпрогулке
Строй туристической группы. Направляющий, замыкающий в туристской группе. Организация привалов во время прогулки. Ритм и темп движения группы во время прогулки. Взаимопомощь в группе. Привалы прогоночный, промежуточный, обеденный. Режим дня
Занятие на местности. Построение в походную колонну, организация движения группы. Работа направляющего и замыкающего группы
- Азбука топографии
- Мой дом, моя школа, школьный двор
Формирование представлений занимающихся о своем доме, школе и школьном дворе; назначение и расположение различных комнат, кабинетов в здании школы и сооружений школьного двора.
Практические занятия. Экскурсии по зданию школы, кабинетам и другим помещениям.
Занятие на местности. Экскурсия на школьный двор и пришкольный участок.
План местности
Рисунок и простейший план местности (школьного двора, двора своего дома или своей улицы). История развития способов изображения земной поверхности и их значение для человечества. Изображение местности на рисунке, схеме или плане.
Практические занятия. Рисовка занимающимися плана класса, своей комнаты. Знакомство с планом расположения школы, школьного двора, двора своего дома или своей улицы.
Занятие на местности. Измерение расстояний (шагами и парами шагов) на школьном дворе. Освоение навыков чтения и движения по схеме школы или школьного двор
- Условные знаки
Способы изображения на рисунках, схемах и планах водных объектов, искусственных сооружений, растительности и пр. Простейшие условные знаки.
Знакомство с изображением местности, школьного двора (ближайшего парка, леса). Юный топограф в туристической группе.
Практические занятия. Рисовка условных знаков. Кроссворды по условным знакам. Легенда туристического маршрута. Овладение навыками чтения легенды маршрута во время туристической прогулки. Рисовка условными знаками поляны, лагеря группы на туристической прогулке, экскурсии.
Занятие на местности. Составление легенды движения группы условными знаками.
3.4.Оринтирование по сторонам горизонта
Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование по сторонам горизонта. Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта по объектам растительного и животного мира, по местным признакам.
Практическое занятие. Выработка навыков определения сторон горизонта по солнцу, объектам растительного и животного мира, по местным признакам в условиях парка (леса) или района школы, пришкольного участка.
4.Туристическое и экскурсионное ориентирование
4.1.Ориентирование на местности
Ориентирование в лесу, у реки, в поле. Способы передвижения и ориентирование на местности. Линейные ориентиры (дорожки, тропы, линии электропередачи и др.), точечные ориентиры и объекты. Рельеф.
Ориентирование по звездному небу, солнцу. Измерение расстояний на местности: временем движения юных туристов, парами шагов и пр. Ориентирование по описанию (легенде). Разведчик туристической группы, его обязанности и действия на туристической прогулке (экскурсии).
Занятия на местности. Ориентирование с использованием легенды в школе, парке, микрорайоне школы. Ориентирование в парке по дорожно-тропиночной сети.
4.2.Виды туристического ориентирования
Виды туристического ориентирования и их различия. Знакомство с основами правил соревнований по туристическому ориентированию. Права и обязанности участников соревнований. Номер участника и требования к его креплению.
Практические занятия. Умение правильно и надежно крепить номер участника, упаковывать карту (схему) и обеспечивать ее сохранность. Движение по плану (схеме).
Занятие на местности – прохождение маркированного маршрута. Способы маркировки дистанции. Основные правила и условия соревнований туристического (экскурсионного) ориентирования на маркированной трассе. Прохождение дистанции «Маркированный маршрут» совместно с педагогом. Ознакомление с техническими приемами ориентирования.
Занятия на местности – прохождение обозначенного маршрута. Обозначенный маршрут на схеме, плане местности. Требования к вниманию участников соревнований на обозначенном маршруте. Основные правила и условия соревнований ориентирования на обозначенном маршруте. Прохождение дистанции «Обозначенный маршрут» совместно с педагогом. Ознакомление с техническими приемами ориентирования.
Занятия на местности – прохождение маршрутов ориентирования по выбору. Основные правила и условия соревнований туристического ориентирования по выбору. Условия определения победителей на дистанциях по выбору. Выбор оптимального пути движения (планирование маршрута) и количества контрольных пунктов (КП). Прохождение дистанции «Ориентирование по выбору» совместно с педагогом. Ознакомление с техническими приемами ориентирования.
4.3.Способы отметки на КП
Оборудование КП: призма, компостер, карандаш. Способы отметки на КП: компостерные и карандашные.
Занятия на местности. Обучение навыкам отметки на КП компостером в карточке участника. Игра-состязание на местности (школьный двор, стадион) «Отметься на КП»
4.4.Экскурсионное ориентирование
Экскурсионные объекты: памятники истории, архитектуры, искусства, природы и т. п. в микрорайоне школы, на своей улице (населенном пункте). Поиск, выявление, знакомство и нанесение на бумажную основу – план микрорайона школы, улицы, двора, различных памятников и других объектов.
Занятия на местности – экскурсионное ориентирование по легенде. Чтение легенды и движение по легенде в микрорайоне школы, по улице с отслеживанием указанных в легенде объектов, расстояний и направлений. Работа туристической группы при движении по легенде на экскурсии. Прохождение дистанции под руководством педагога.
5.В гостях у доктора Айболита
5.1.Оказание первой доврачебной помощи
Оказание первой доврачебной помощи:
- при порезах, ссадинах, ушибах, мозолях. Характеристика травм. Необходимая помощь. Способы обработки. Профилактика;
- попадании в глаза посторонних предметов. Профилактика и защита глаз от попадания посторонних предметов, химических жидкостей, газов. Необходимая помощь. Способы обработки;
- ожогах и обморожениях. Причины ожогов и обморожений. Виды ожогов и обморожений, признаки. Профилактика обморожений и защита организма от мороза;
- тошноте и рвоте (отравлении). Профилактика пищевых отравлений. Признаки отравления. Оказание необходимой помощи;
- солнечном, тепловом ударе. Причины теплового и солнечного удара. Необходимая помощь. Признаки заболевания.
5.2.Обработка ранок, ссадин и наложение простейших повязок
Правила и способы обработки ран, ссадин. Требования к правилам наложения повязок, материалы для обработки ран и наложения повязок.
Практическое занятие. Игра «Айболит» (необходимая первая доврачебная помощь, правила обработки ран и наложения повязок).
5.3.Индивидуальная и групповая медицинская аптечки
Состав медицинской аптечки для туристкой прогулки (индивидуальной и групповой). Назначение медикаментов, их упаковка и требования к хранению, определение срока годности для использования. Обязанности санитара (медика) группы.
Практическое занятие. Упаковка и маркировка аптечки для туристической прогулки (экскурсии). Проверка ее комплектности, срока годности медикаментов, их упаковка.
5.4.Способы транспортировки пострадавшего
Организация элементарной транспортировки пострадавшего при различных типах простых травм.
Практические занятия. Способы транспортировки пострадавшего на руках. Простейшие средства для транспортировки пострадавшего в условиях туристической прогулки (похода, экскурсии). Изготовление транспортных средств из курток, штормовок.
Занятия на местности. Изготовление транспортных средств из курток, штормовок. Транспортировка пострадавшего на слабо пересеченном рельефе на руках, простейших транспортных средствах. Взаимопомощь в туристической группе при транспортировке пострадавшего.
6.Основы краеведения
6.1.Родословие
Став семьи воспитанников (родословная). Семейные традиции и семейные праздники. Мой дом. Моя комната.
Практические занятия. Составление (совместно с родителями) генеалогического дерева своей семьи. Рисование на темы: «Дом, в котором я живу», «Моя комната», «Моя любимая игрушка». Рассказ о своих друзьях родителях.
6.2.Земляки
Изучение истории школы «Моя школа», «Мой класс», «Мои учителя». Интересные люди школы: технические служащие, учителя и выпускники. Знаменитые люди: выпускники школы, ветераны войн. Краеведческие должности: юный историк-краевед, юный краевед-летописец, юный краевед-фотограф.
Практическое занятие. Встреча с интересными людьми, прослушивание их рассказов о туристической (походной) жизни в школьные годы; встреча с ветеранами труда и войн.
6.3.Природное наследие
Растения и животные родного края, микрорайона, парка. Сезонные изменения фауны и флоры школьного двора, микрорайона школы. Фауна и флора леса, луга, берега реки. Природные материалы для изготовления поделок, сувениров, картин и пр. Необычные (причудливые) формы рельефа, растений. Голоса птиц и животных живого уголка, своего двора, парка (ближайшего леса), следы из жизнедеятельности в природе. Оказание помощи братьям меньшим (изготовление и установка кормушек для подкормки зимующих птиц). Правила поведения на природе и наблюдение за ней во время экскурсии. Подведение итогов экскурсии. Краеведческие задания юных туристов и их выполнение на экскурсии. Краеведческие должности (роли) юных туристов на экскурсии, во время турпрогулки: метеоролог, ботаник, зоолог, орнитолог, географ, эколог и пр..
Практические занятия. Ведение дневников наблюдений, впечатлений. Рисование зимнего двора, парка.
Занятие на местности. Экскурсии в парк (лес). Выполнение краеведческих заданий(сбор листвы различных пород деревьев, поиск и сбор отпечатков следов животных и птиц, сбор растений для гербариев и пр..).
Экскурсия в природоведческий ли зоологический музей. Соблюдение правил поведения и культуры общения в культурно – зрелищных учреждений. Формирование умения слушать экскурсовода, правильно осматривать экспонаты, помнить цель экскурсии – узнать и увидеть что–то новое, интересное; умения знатоков – краеведов не бояться задавать возникшие в ходе экскурсии вопросы.
7. Азбука спортивно – оздоровительного туризма
7.1 Пешеходный туризм
Способы преодоления простейших естественных препятствий (без туристического специального снаряжения); организация движения группы в лесном массиве; преодоление простых водных преград (ручьев, луж), преодоление крутых склонов; движение по дорогам (дорожкам), преодоление спусков. Переправа через условное болото по наведенным кладям (жердям). Переправа через условное болото по кочкам. Переправа по бревну на равновесие.
Практическое занятие. Просмотр видеофильмов о способах преодоления простейших естественных препятствий (без снаряжения).
Занятия на местности. Техника передвижения юных туристов: спуски, подъемы. Движение по слабопересеченной и равнинной местности. Обработка практических умений и навыков преодоления естественных и искусственных препятствий. Переправа через условное болото по кочкам. Переправа по бревну на равновесие. Преодоление естественных завалов. Движение по лесным массивам. Движение по песчаным склонам (спуски и подъемы).
7.1.1.Полоса препятствий пешеходного туризма (осень, весна)
Естественное и искусственное препятствия. Дистанция соревнований этап дистанции. Разметка и маркировка дистанции. Старт и финиш. Способы преодоления препятствия. Оказание взаимопомощи и взаимовыручки. Личное и командное, в том числе сквозное, прохождение дистанции полосы препятствий. Права и обязанности участника юного спортсмена-туриста в команде на соревнованиях.
Занятия на местности. Переправа через болото по кочкам; переправа по гати по наведенным кладям (жердям); переправа по бревну на равновесие; преодоление завала; «мышеловка»; туристические узлы; установка и снятие палатки; преодоление оврага (канавы) с помощью «маятника», спуски и подъемы, в том числе по песчаным склонам.
7.1.2.Туристические узлы и их применение.
Туристические узлы: прямой, проводник простой, ткацкий. Их свойства, назначение и применение юными туристами в туристических прогулках (походах).
Практические занятия. Вязка узлов по названию и по их назначению.
Пешеходные прогулки осенью и весной. Соблюдение правил движения в строю на маршруте и отдых на больших и малых привалах.
Наблюдение окружающих объектов природной (растительный и животный мир; живая и неживая природа) и искусственной среды. Рассказы юных знатоков природы о деревьях, кустарниках, травах, птицах, насекомых, животных, рельефе местности, водоемах и т. д., о сезонных изменениях в природе в парке (лесе).организация бивака и перекуса на большом привале, проведение подвижных игр и конкурса знатоков. Уборка места организации привала.
8.Общая спортивно-оздоровительная физическая подготовка
8.1.Общая физическая подготовка и оздоровление организма
Комплекс утренней физической зарядки. Развитие общей и специальной выносливости, кроссовая подготовка. Бег с препятствиями и по пересеченной местности. Развитие функциональных возможностей занимающихся (гимнастика, спортивные игры, лыжные гонки, плавание). Развитие силы. Гигиена при занятиях физическими упражнениями.
Практические занятия. Обучение основам техники бега. Упражнения на развитие быстроты, скоростно-силовых качеств, силы, выносливости, гибкости и координационных способностей. Спортивные игры. Гимнастические упражнения.
Занятия на местности. Бег в колонне по одному по пересеченной местности, бег по лестнице, бег «серпантином», прыжки в длину и высоту. Бег с препятствиями. Спортивные (в том числе народные) игры.
8.2.психолого-педагогическая и врачебно-медицинская диагностика функционального и физического развития и тестирование занимающихся (вне сетки часов)
Входное тестирование и диагностика (проводится осенью)
Рассказ детей о своих друзьях и своих семьях «Я и моя семья». Выявление психолого-педагогического портрета окружения занимающихся. Режим дня, физическое развитие и подготовленность, самоконтроль учащихся.
Практическое занятие. Рисование детей на тему «Моя семья». Проведение тестов с целью выявления темперамента, воображения, типа памяти и пр.
Занятие на местности. Проведение в игровой форме тестов с целью определения общего физического и функционального развития воспитанников.
Констатирующее тестирование и диагностика (проводится весной)
Практическое занятие. Организация самоконтроля за соблюдением режима дня, ведение дневника наблюдений за параметрами физического развития организма занимающихся.
Занятие на местности. Проведение в игровой форме контрольных тестов с целью констатации динамики общего физического и функционального уровня развития воспитанников за год.
9.Зачетный летний однодневный поход
Движение группы по маршруту протяженностью до 4-5 км с использованием плана местности или спорткарты. Организация лагеря туристической группы, бивака совместно с родителями. Участие в заготовке дров и сборе хвороста. Посильное участие в приготовлении пищи на костре. Сервировка дежурными туристического походного стола. Соблюдение правил и требований гигиены. Туристические и другие игры и состязания. Конкурс знатоков растений на поляне привала. Операции «Помоги братьям меньшим» и «Помоги природе» (очистка окрестностей от бытового мусора) и др.
Участие в:
- соревнованиях учащихся
- обучающая программа «Компас».
Литература
Алешин В.В. Соревнования по спортивному ориентированию. М., Физкультура и спорт, 1985
Бардин К.В. Азбука туризма. М., просвещение, 1981
Верхало Ю.Н. Снаряжение для горного туризма. М., профиздат, 1987
Огородников Б.И. Туризм и спортивное ориентирование. М., Физкультура и спорт, 1983
Огородников Б.И., Кирчо А.Н., Крохин Л.А. подготовка спортсменов ориентировщиков. М., Физкультура и спорт, 197
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для учащихся 5-11 классов по предмету "Физическая культура"
Проект авторской рабочей программы по "Физической культуре" для учащихся 5-11 классов. Авторская программа по физическому воспитанию «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 к...
Рабочая программа по физической культуре для учащихся начальных классов. Разработчик: учитель физической культуры Сучкова Галина Владимировна
В программе представлены материалы по развитию и обучению физической культуре детей начальных классов....
Рабочая программа по обучению физической культуре детей пятых классов. Автор-разработчик: учитель по физической культуре Сучкова Галина Владимировна
В программе представлены материалы по обучению физической культуре детей пятых классов....
Рабочая программа дисциплины Информатика для специальности 49.02.01 "Физическая культура"
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика» разработана на основе следующих документов:1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образовани...
Рабочие программы 5,6,7,8,9 классы по физической культуре за 2019-2020 г
Рабочие программы...
Адаптированная рабочая программа по математики 1 курс СПО для специальности "Физическая культура"
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Математика», на основ...
Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физкультура» предметная область «Физическая культура» для 9б класса на 2020-2021 учебный год
Содержание: 1.Паспорт рабочей программы 2.Введение3.Пояснительная записка4.Планируемые предметные и личностные результаты5.Базовые учебные действия.6.Содержание рабочей программы7.Учеб...
- Мне нравится (1)