Формы взаимодействия учителей – предметников и педагогов дополнительного образования в области художественного творчества
статья по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7 класс)
Основными условиями эффективного развития творческих способностей детей являются: возможная индивидуализации обучения в рамках всего класса; работа с одарёнными детьми; использование системно-деятельностого подхода, поисковых ситуаций на уроке, которые реализуются в тесном взаимодействии учителя – предметника, педагога дополнительного образованияи учеников
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формы взаимодействия учителей – предметников и педагогов дополнительного образования в области художественного творчества
Так же как дополнительное образование не может решить самостоятельно всех задач образования и воспитания детей, так и общее образование не может обойтись без дополнительного. Так как современный мир диктует жёсткие условия формирования интеллектуально развитой личности, способной не только накапливать знания, но и применять их в жизненных ситуациях.
Можно назвать как минимум четыре условных уровня.
Первый характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов и т.д., работа которых мало сочетается друг с другом и полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей.
В такой ситуации дополнительное образование детей, как правило, не отражает специфики конкретного образовательного учреждения, а эффективность его для развития школы в целом малозаметна. Вместе с тем, для обучающихся занятия в этих творческих объединениях, могут быть достаточно значимыми.
Второй уровень – более сложный и более развитый. Он отличается определенной внутренней консолидированностью, различной направленностью деятельности. Однако в целом работу не удается построить на единой содержательной основе. Она распадается на отдельные фрагменты из-за отсутствия продуманной программы деятельности и неумения координировать работу педагогов дополнительного образования в едином учебно-воспитательном процессе школы.
Третий уровень – развитие дополнительного образования детей как отдельного подразделения школы, когда разнообразные творческие объединения работают на основе единой образовательной программы, а педагоги могут координировать свою деятельность.
Четвертый уровень предполагает интеграцию основного и дополнительного образования детей, организационное и содержательное единство основных структур школы. На этом уровне их деятельность строится с учетом основных концептуальных идей, обеспечивающих развитие учреждения в целом.
Наиболее продуктивной формой работы является групповая учебная работа. В ходе данной деятельности происходит групповое взаимодействие, которое является одним из основных способов активизации саморазвития ребенка. Именно групповая работа и взаимодействие самих обучающихся в ней является эффективным способом развития социальной компетентности обучаемого, его способности быть лидером или ведомым, реализовывать свои цели в группе.
Формирование социальной компетентности невозможно вне общения с окружающими людьми, без их помощи. Осознание групповой принадлежности, солидарности, взаимопомощи дает важное для воспитанников чувство эмоционального благополучия в социуме.
Работая в малых группах, обучающиеся учатся умению видеть позицию другого, оценивать ее, принимать или не принимать, соглашаться или оспаривать, а главное – иметь собственную точку зрения, отличать ее от другой, уметь ее отстаивать.
Во время сотрудничества в малых группах устанавливается позитивная взаимосвязь между членами группы; каждый вносит индивидуальный посильный вклад в результат общего дела; обязательно оказывается взаимопомощь в процессе работы; по окончании выполнения работы проводится рефлексия группового процесса, то есть анализ и оценка событий, имеющих место в групповой работе. Специально организованная групповая учебная деятельность способствует развитию ответственности, саморегуляции, адекватной самооценки воспитанников.
Субъект-субъектные отношения как форма организации жизни на занятии – это диалоговое обучение, дискуссии, диспуты, коммуникативные образовательные технологии. Педагоги дополнительного образования совместно с учителями предметниками используют в практике современные коллективные формы обучения, создают для учащихся разнообразные условия для общения в социуме.
Организуются презентации детских творческих работ (групповые и индивидуальные), проводятся занятия – экскурсии в творческие мастерские художников; реализуют проектную деятельность в масштабе одного занятия и цикла занятий. Сотрудничают с библиотекой, проводят экскурсии для родителей. Совместно с педагогами обучающиеся оформляют выставки детского творчества в подростковом клубе, школе, классе, а также активно участвуют в районных, городских, областных и международных конкурсах и выставках ДПТ. Педагогами широко используются различные методы арт-терапии для получения диагностического материала. Достоинством метода является наличие продукта творчества: рисунки, поделки, сувениры.
В настоящее время стали популярны и востребованы тренинги различного вида, используемые на разных этапах работы с коллективом:
Арт-встреча – встреча с искусством, которая может проходить в виде выставки, концерта, дискуссии, объединять различные формы представления того или иного жанра или нескольких жанров одновременно, объединённых одной тематикой. Арт-пространство – территория, предназначенная для свободного творческого самовыражения, творческой деятельности и взаимодействия людей. При этом само пространство выступает в качестве арт-объекта. Может быть в помещении клуба, на приклубной территории, на площади поселения и включать в себя выставки и интерактивные формы взаимодействия со зрителем.
Видео-лекторий – форма массового мероприятия, предполагающая коллективный просмотр видеоматериалов различной тематики с последующим их обсуждением. Выполняет воспитательную и образовательную функции.
Видео-круиз – мероприятие-путешествие (круиз), совершаемое участниками без каких-либо физических перемещений, благодаря использованию видеоматериалов.
Вечер-портрет – мероприятие, цель которого – раскрыть грани личности героя вечера, ознакомить читателей с его биографией и творчеством. Героем вечера может быть местный старожил, заслуженный врач или педагог, народный умелец, писатель, художник, герой-земляк и т.п.
День хобби – тематическое мероприятие, рассчитанное на целый день, объединяющее людей с определёнными хобби. Оно может включать в себя выставки, мастер-классы, ярмарки, аукционы и т.д. День весёлых затей – комплекс увеселительных, развлекательных мероприятий, проводимых в течение дня.
Таким образом, основными условиями эффективного развития творческих способностей детей являются: возможная индивидуализации обучения в рамках всего класса; работа с одарёнными детьми; использование системно-деятельностного подхода, поисковых ситуаций на уроке, которые реализуются в тесном взаимодействии учителя – предметника, педагога дополнительного образовании учеников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль курсовой подготовки в работе учителя технологии и педагога дополнительного образования
Работа учителя технологии, роль постоянного консультанта разнообразных ученических проектов, требует от учителя непрерывного профессионального роста, изучения все новых и новых технологий по раз...
Интегрированный урок "Музыка и математика" ФГОС Авторы: учитель начальных классов Кустова Людмила Владимировна, и учитель музыки и педагог дополнительного образования Шнейвас Эльвира Юрьевна. Музыка прилагается. (отредактировано в 2017 г.)
Методическая разработка урока по ФГОСИнтегрированный урок: "Музыка и математика" 1 классТема: «Число и цифра 4»Авторы: Учитель начальных классов Кустова Людмила В...
Выступление на заседании ГМО учителей музыки и педагогов дополнительного образования - "Дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения"
Дополнительные образовательные программы нового поколения требуют от педагогов решения весьма сложных задач, ориентированных на подготовку детей и подростков к углубленному освоению художественно и те...
«Тольятти – рождение нового города» . Выступление на Областном Форуме «Творчество молодых педагогов дополнительного образования Самарской области» в секции «Педагогический дебют»
Я - молодой педагог дополнительного образования, Головлева Анна Сергеевна, реализую программу «Школа молодого журналиста». Пришла во Дворец детского и юношеского творчества с искренним убеждение...
Роль современного педагога дополнительного образования в области хореографического искусства
В данной статье рассматривается роль современного педагога дополнительного образования в области хореографического искусства....
Выступление на методическом объединении педагогов дополнительного образования «Занятия декоративно-прикладным творчеством как инструмент для приобщения к народной культуре»
Выступление на методическом объединении педагогов дополнительного образования«Занятия декоративно-прикладным творчеством как инструмент для приобщения к народной культуре»...
Методическая разработка «Форма самоанализа занятия в работе педагога дополнительного образования»
В методической разработке рассмотрены методики самоанализа занятия педагога дополнительного образования, вопросники и схемы самоанализа учебного занятия, приведен один из вариантов формы сам...