Рабочая программа по литературе в 8 классе
рабочая программа по литературе (8 класс)
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по литературе за курс 8 класса.
(Учебник «Литература 8 кл.», В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин)
Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я.Коровиной. М. «Просвещение», 2012.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе 8 класс соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. на основании программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я.Коровиной М. «Просвещение», 2012.
Настоящая программа по литературе разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 8 классе МБОУ «СШ №25».
Программа определяет минимальный объем содержания курса литературы для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по литературе согласно учебному плану МБОУ «СШ №25».
Представленная рабочая программа полностью соответствует «Рабочей программе. Литература. Предметная линия учебников В.Я.Коровиной, В.П. Журавлева, В.И.Коровина (М.: Просвещение, 2014г.). Срок реализации программы учебного предмета «Литература» 5 класс – один учебный год (68 часов, 2 часа в неделю).
- СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Литература и история (1 ч)
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (4 ч)
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком…». Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3 ч)
Из «Жития Александра Невского». Защита русский земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (4 ч)
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.
«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (31 ч)
Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.
«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф.Рылеева – основа песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
К*** («Я помню чудное мгновенье…»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.Пушкин).
Роман «Капитанская дочка». Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношении к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н.
В.Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И.Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделенности двух Росссий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (46 ч)
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники)
Писатели улыбаются
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Ироническое повествование о прошлом, характеризующее отношение к современности.
М.Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения.
Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.
Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.
«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою родину (Е.Винокуров. «Москвичи»; М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги»; В.Высоцкий. «Песня о Земле» и др.). Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о Родине, родной природе
И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.Оцуп. «Мне трудно без России…» (отрывок); З.Гиппиус. «Знайте!», «так и есть»; Дон Аминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо…». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (9 ч)
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…».
В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).
Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.
«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
Повторение и систематизация изученного в 8 классе (5 ч)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема | Дата проведения | |
План 8А, 8Б | Факт 8А, 8Б | ||
1 триместр | |||
1 | Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. | 4.09 | |
2 | В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Лирические и хороводные песни. «В темном лесе, в темном лесе…», «Уж ты, ночка, ты; ноченька тёмная…», «Вдоль по улице метелица метёт…» Частушка как малый песенный жанр. Поэтика частушек. Отражение различных сторон жизни народа в частушках | 7.09 | |
3 | Исторические песни. Предание как исторический жанр русской народной прозы. Предание «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и формы народных преданий. | 11.09 | |
4 | Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. | 14.09 | |
5 | Внеклассное чтение. «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы 17века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Особенности поэтики бытовой сатиры. | 18.09 | |
6-8 | Д.И.Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме. Речевые характеристики персонажей как средство создания комических ситуаций. | 21.09 25.09 28.09 | |
9 | И.А. Крылов - поэт и мудрец, сатирик и баснописец. «Лягушки, просящие царя». «Обоз». Осмеяние самонадеянности, безответственности, зазнайства. Историческая основа басни. | 2.10 | |
10 | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению №1 «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и литературе XVIII века» (на примере 1-2 произведений»). | 5.10 | |
11 | К.Ф.Рылеев – декабрист, автор сатир и дум. Оценка дум современниками. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Предводитель казаков – Ермак Тимофеевич. Текст думы К.Ф. Рылеева – основа народной песни о Ермаке. | 16.10 | |
12 | А.С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. Стихотворения «Туча», «Я помню чудное мгновенье», «19 октября». Их основные темы и мотивы. | 19.10 | |
13 | Внеклассное чтение. А.С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе изученного в 6-7 классах). А.С. Пушкин. «История Пугачевского бунта» (отрывки). История Пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. | 23.10 | |
14 | А.С. Пушкин «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы. | 26.10 | |
15 | Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич. | 30.10 | |
16 | Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина. | 2.11 | |
17 | Гуманизм и историзм А.С. Пушкина в романе «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел. Фольклорные мотивы. Понятие о романе и о реалистическом произведении. | 6.11 | |
18 | Р.р. Классное сочинение №1 по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». | 9.11 | |
19 | Вн.чт.А.С. Пушкин. «Пиковая дама». Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Система образов персонажей в повести. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Эпилог, его место в философской концепции повести. | 13.11 | |
20 | Р.р. Урок-концерт по творчеству А.С. Пушкина.Викторина по творчеству А.С.Пушкина | 16.11 | |
21 | М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. | 27.11 | |
22 | М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре. Романтически – условный историзм поэмы. | 30.11 | |
23 | Композиция и художественные особенности поэмы. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Развитие представлений о жанре романтической поэмы. | 4.12 | |
24 | Р.р. Обучение сочинению по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»: 1.«Анализ эпизода в поэме «Мцыри» (по выбору учащегося). 2.«Мцыри как романтический герой». 3.«Природа и человек в поэме «Мцыри». | 7.12 | |
25 | Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении. | 11.12 | |
26 | Н.В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания и постановки комедии. «Ревизор» в оценке современников. | 14.12 | |
27 | Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе. | 18.12 | |
28 | Н.В.Гоголь «Ревизор». Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как общественное явление. | 21.12 | |
29 | Р.р. Особенности композиционной структуры комедии «Ревизор». Специфика завязки, развития действия, кульминации, финала, немой сцены. Подготовка к домашнему сочинению №2 «Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»). | 25.12 | |
30 | Н.В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества. | 28.12 | |
31 | Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании. | 11.01 | |
32 | М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа. Создание средства комического в произведении. Ирония, сатира, гипербола, гротеск, пародия, эзопов язык. | 15.01 | |
33 | Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита беззащитных. Сатира на чиновничество. Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа. | 18.01 | |
34 | Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика. Главные герои. Идея разделенности двух Россий. Мечта о воссоединении дворянства и народа. | 22.01 | |
35 | Мастерство Л.Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа. | 25.01 | |
36 | Внеклассное чтение. Нравственные проблемы повести Л.Н. Толстого «Отрочество». | 29.01 | |
37 | Внеклассное чтение. Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова. | 1.02 | |
38 | А.П. Чехов. Слово о писателе. «Самый большой город земли». Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа. | 5.02 | |
39 | И.А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Психологизм прозы писателя. | 8.02 | |
40 | А.И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Понятие о сюжете и фабуле. | 12.02 | |
41 | Р.р. Урок-диспут «Что значит быть счастливым?» Подготовка к домашнему сочинению №3 по рассказам Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна. | 15.02 | |
42-43 | А.А.Блок. Слово о поэте. «Россия». Историческая тема в стихотворении, ее современное звучание и смысл. | 26.02 29.02 | |
44 | С.А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачев»- поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Понятие о драматической поэме. | 4.03 | |
45 | Р.р. Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С. Пушкина и С.А. Есенина. Подготовка к домашнему сочинению. | 7.03 | |
46 | И.С. Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. | 11.03 | |
47 | Внеклассное чтение. Журнал «Сатирикон» «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Тэффи. «Жизнь и воротник». М.М. Зощенко. «История болезни». | 14.03 | |
48 | М.А. Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне». | 18.03 | |
49 | А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения родине. Восприятие поэмы современниками. | 21.03 | |
50 | Василий Теркин- защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина. Правда о войне в поэме Твардовского. | 25.03 | |
51 | Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство А. Твардовского в поэме. | 28.03 | |
52-53 | Внеклассное чтение. А.П. Платонов Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа. | 1.04 4.04 | |
54 | Р.р. Урок-концерт. Стихи песни о Великой Отечественной войне. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М.Исаковского («Катюша», «Враги сожгли родную хату»), Б. Окуджавы («Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют»), А.Фатьянова («Соловьи»), Л.Ошанина («Дороги»), Е.К. Маслова «Земля моя», «Доля солдатская», «Старые солдаты». | 8.04 | |
55-56 | В.П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе. | 11.04 22.04 | |
57 | Р.р. Классное сочинение №2 на тему «Великая Отечественная война в литературе 20 века» (произведение по выбору учащегося). | 25.04 | |
58 | Внеклассное чтение. Русские поэты о Родине, родной природе. И. Анненский «Снег», Д. Мережковский «Родное», «Не надо звуков», Н.Заболоцкий «Вечер на Оке», Н. Рубцов «Встреча», «Привет, Россия», Н. Асеев «Осень», Музыка из окон»,Е. К. Маслов «Исповедь». «Град Олегов», Л. Н. Маслова «Мой город». | 29.04 | |
59 | Внеклассное чтение. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.Оцуп «Мне трудно без России», З.Гиппиус «Знайте!», Дон Аминадо «Бабье лето», И.Бунин «У птицы есть гнездо». | 6.05 | |
60 | У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. | 13.05 | |
61 | Промежуточная аттестация. Контрольная работа | 16.05 | |
62 | Сонеты У. Шекспира: «Кто хвалится родством своим со знатью», «Увы, мой стих не блещет новизной». Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии. | 20.05 | |
63 | Внеклассное чтение. Жан Батист Мольер. Слово о писателе. «Мещанин во дворянстве»- сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии. | 23.05 | |
64 | Внеклассное чтение. Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества. Гротесковый характер изображения. В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман. | 27.05 | |
65 | Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Задание для летнего чтения | 30.05 | |
66-68 | Резерв |
- РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Личностные результаты:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы устанавливаются для учебных предметов на базовом и углубленном уровнях.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на углубленном уровне ориентированы преимущественно на подготовку к последующему профессиональному образованию, развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоением основ наук, систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету.
Предметные результаты освоения интегрированных учебных предметов ориентированы на формирование целостных представлений о мире и общей культуры обучающихся путем освоения систематических научных знаний и способов действий на метапредметной основе.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности.
«Русский язык и литература». (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения базового курса русского языка и литературы должны отражать:
1) сформированность понятий о нормах русского, родного (нерусского) литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
5) знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;
6) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского, родного (нерусского) языка;
7) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
9) владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
10) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
- ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ
Промежуточная аттестация по литературе в 8 классе проводится в форме теста, состоящего из вопросов и заданий трех уровней, аналогично тестам ЕГЭ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...