Рабочая программа по литературе в 11 классе
рабочая программа по литературе (11 класс)
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по литературе за курс 11 класса.
(Учебник ЛИТЕРАТУРА. 10 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. / Лебедев Ю.В. Л. – М.: Просвещение, 2010 г.)
Данная рабочая программа рассчитана на углублённое изучение литературы в 11 классе в объёме 170 часов (5 ч в неделю) и составлена на основе «Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Профильный уровень», «Примерной программы по литературе» и «Программы по литературе для 10–11 классов общеобразовательных учреждений. Профильный уровень (автор программы В.Я. Коровина – М., 2009)». Программа реализуется по учебнику Лебедев Ю.В. «ЛИТЕРАТУРА. 10 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. / Лебедев Ю.В. Л. – М.: Просвещение, 2010 г.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе 11 класс соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. на основании Программы по литературе для 10–11 классов общеобразовательных учреждений. Профильный уровень (автор программы В.Я. Коровина – М., 2009)
Настоящая программа по литературе разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 11 классе МБОУ «СШ №25».
Программа определяет минимальный объем содержания курса литературы для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по литературе согласно учебному плану МБОУ «СШ №25».
Представленная рабочая программа полностью соответствует Примерной программе по литературе и «Программе по литературе для 10–11 классов общеобразовательных учреждений. Профильный уровень (автор программы В.Я. Коровина – М., 2009)».
Количество часов – 170, в неделю – 5 часов. Уроков внеклассного чтения - 12, РК – 10. Творческих работ – 12, из них сочинений – 10.
- СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Введение.
Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов.
Литература начала XX века
Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала XX века. Человек и эпоха — основная проблема искусства. Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.
Писатели-реалисты начала XX века
Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество», «За всё тебя, Господь, благодарю…»
Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике Бунина.
Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования в прозе И. А. Бунина. Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада. Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Психологизм бунинской прозы и особенности «внешней изобразительности». Тема любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры И. А. Бунина.
Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ (углубление представлений).
Александр Иванович Куприн. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Повести «Поединок», «Олеся»(обзор), рассказ «Гранатовый браслет». Поэтическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия повести. Гуманистическая позиция автора. Трагизм любовной темы в повестях «Олеся», «Поединок». Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова и пробуждение души Веры Шейной. Поэтика рассказа. Символическое звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской психологической прозы в творчестве А. И. Куприна.
Теория литературы. Сюжет и фабула эпического произведения (углубление представлений).
Максим Горький. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Рассказ «Старуха Изергиль». Романтический пафос и суровая правда рассказов М. Горького. Народно-поэтические истоки романтической прозы писателя. Проблема героя в рассказах Горького. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль».
«На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.
Теория литературы. Социально-философская драма как жанр драматургии (начальные представления).
Серебряный век русской поэзии.
Символизм.
«Старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб.
«Младосимволисты»: А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов.
Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки русского символизма.
Валерий Яковлевич Брюсов. Слово о поэте.
Стихотворения: «Творчество», «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны». Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова — урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля.
Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения). Шумный успех ранних книг К. Бальмонта: «Будем как солнце», «Только любовь», «Семицветник».
Поэзия как выразительница «говора стихий». Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта. Интерес к древнеславянскому фольклору («Злые чары», «Жар-птица»). Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта.
Андрей Белый (Б. Н. Бугаев). Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения). Влияние философии Вл. Соловьева на мировоззрение А. Белого. Ликующее мироощущение (сборник «Золото в лазури»). Резкая смена ощущения мира художником (сборник «Пепел»). Философские раздумья поэта (сборник «Урна»).
Акмеизм
Статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» как декларация акмеизма. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Обзор раннего творчества Н. Гумилева, С. Городецкого, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Кузмина и др.
Николай Степанович Гумилев. Слово о поэте.
Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай». Романтический герой лирики Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX века.
Футуризм
Манифесты футуризма. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного, «самовитого» слова. Урбанизм поэзии будетлян. Группы футуристов: эгофутуристы (Игорь Северянин и др.), кубофутуристы (В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, Вас. Каменский), «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев и др.). Западноевропейский и русский футуризм. Преодоление футуризма крупнейшими его представителями.
Игорь Северянин (И. В. Лотарев).
Стихотворения из сборников: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы», «Медальоны» (три стихотворения). Поиски новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность поэтического творчества. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и ирония поэта.
Теория литературы. Символизм. Акмеизм. Футуризм (начальные представления).
Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись (углубление и закрепление представлений).
Александр Александрович Блок. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Когда вы стоите на моем пути...».
Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии Вл. Соловьева. Темы и образы ранней поэзии: «Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации. Блок и символизм. Образы «страшного мира», идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема Родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом». Поэт и революция.
Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее восприятие современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Символическое и конкретно-реалистическое в поэме. Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую поэзию XX века.
Теория литературы. Лирический цикл (стихотворений). Верлибр (свободный стих). Авторская позиция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений).
Новокрестьянская поэзия (Обзор)
Николай Алексеевич Клюев. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Рожество избы», «Вы обещали нам сады...», «Я посвященный от народа...». Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, Майкова, Мея и др. Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Клюев и Блок. Клюев и Есенин. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Художественные и идейно-нравственные аспекты этой полемики.
Сергей Александрович Есенин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская», «Сорокоуст», «Я покинул родимый дом...», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...».
Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно-поэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Кольцова, влияние Блока и Клюева. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым людям.
Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое восприятие революционной
ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия. Поэтика есенинского цикла («Персидские мотивы»).
Теория литературы. Фольклоризм литературы (углубление понятия). Имажинизм. Лирический стихотворный цикл (углубление понятия). Биографическая основа литературного произведения (углубление понятия).
Литература 20-х годов XX века
Обзор с монографическим изучением сборника рассказов «Конармия» И. Бабеля.
Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» и др.).
Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А. Блок, 3. Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Мережковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам и др.).
Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом (В. Хлебников, поэты-обэриуты).
Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения («Конармия» И. Бабеля, «Россия, кровью умытая» А. Веселого, «Разгром» А. Фадеева). Трагизм восприятия революционных событий прозаиками старшего поколения («Плачи» А. Ремизова как жанр лирической орнаментальной прозы; «Солнце мертвых» И. Шмелева). Поиски нового героя эпохи («Голый год» Б. Пильняка, «Ветер» Б. Лавренева, «Чапаев» Д. Фурманова).
Русская эмигрантская сатира, ее направленность (А. Аверченко. «Дюжина ножей в спину революции»; Тэффи. «Ностальгия»).
Теория литературы. Орнаментальная проза (начальные представления).
Владимир Владимирович Маяковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой».
Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт и революция. Пафос революционного переустройства мира. Космическая масштабность образов. Поэтическое новаторство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха). Своеобразие любовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия поэта. Широта жанрового диапазона творчества поэта-новатора.
Традиции Маяковского в российской поэзии XX столетия.
Теория литературы. Футуризм (развитие представлений). Тоническое стихосложение (углубление понятия). Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная.
Литература 30-х годов XX века (Обзор)
Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значения поэзии в творчестве А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака, О. Мандельштама и др.
Новая волна поэтов: лирические стихотворения Б. Корнилова, П. Васильева, М. Исаковского, А. Прокофьева, Я. Смелякова, Б. Ручьева, М. Светлова и др.; поэмы А. Твардовского, И. Сельвинского.
Тема русской истории в литературе 30-х годов: А. Толстой. «Петр Первый», Ю. Тынянов. «Смерть Вазир-Мухтара», поэмы Дм. Кедрина, К. Симонова, Л. Мартынова.
Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в творчестве М. Шолохова, Н. Островского, В. Луговского и др.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита».
История создания романа «Белая гвардия». Своеобразие жанра и композиции. Многомерность исторического пространства в романе. Система образов. Проблема выбора нравственной и гражданской позиции в эпоху смуты. Образ Дома, семейного очага в бурном водовороте исторических событий, социальных потрясений. Эпическая широта изображенной панорамы и лиризм размышлений повествователя. Символическое звучание образа Города. Смысл финала романа.
История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость повествования: от символического до сатирического. Сочетание реальности и фантастики. «Мастер и Маргарита»: за Христа или против?
Традиции европейской и отечественной литературы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (И.-В. Гете, Э. Т. А. Гофман, Н. В. Гоголь).
Теория литературы. Разнообразие типов романа в русской прозе XX века. Традиции и новаторство в литературе.
Андрей Платонович Платонов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Рассказ «Усомнившийся Макар». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя — мечтателя и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородства детей. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская многозначность названия. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин).
Теория литературы. Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений).
Анна Андреевна Ахматова. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Песня последней встречи...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить...», «Приморский сонет». Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Слияние темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны. А.А,Ахматова как православный поэт.
Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и благородство скорбного стиха. Трагическое звучание «Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.
Теория литературы. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы (закрепление понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений).
Осип Эмильевич Мандельштам. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...», «Silentium», «Мы живем, под собою не чуя страны...». Культурологические истоки творчества поэта. Слово, словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта. Описательно-живописная манера и философичность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Ритмико-интонационное многообразие. Поэт и «век-волкодав». Поэзия Мандельштама в конце XX — начале XXI века.
Теория литературы. Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы рифмовки (закрепление понятий).
Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...», «Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину». Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди. Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи (революция, Гражданская война, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Этический максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывателей, «читателей газет». Образы Пушкина, Блока, Ахматовой, Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века.
Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление понятия).
Михаил Александрович Шолохов. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.) «Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса. Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Тема семейная в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе. Традиции Л. Н. Толстого в прозе М. А. Шолохова. Художественное своеобразие шолоховского романа. Художественное время и художественное пространство в романе. Шолоховские традиции в русской литературе XX века. Теория литературы. Роман-эпопея (закрепление понятия). Художественное время и художественное пространство (углубление понятий). Традиции и новаторство в художественном творчестве (развитие представлений).
Литература периода Великой Отечественной войны. (Обзор)
Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака, H. Тихонова, М. Исаковского, А. Суркова, А. Прокофьева, К. Симонова, О. Берггольц, Дм. Кедрина и др.; песни А. Фатьянова; поэмы «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник» О. Берггольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Сын» П. Антокольского. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и эпической поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям.
Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А. Толстого, М. Шолохова, К. Паустовского, А. Платонова, В. Гроссмана и др.
Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны: драматургия К. Симонова, Л. Леонова. Пьеса-сказка Е. Шварца «Дракон».
Значение литературы периода Великой Отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины XX века.
Литература 50—90-х годов (Обзор)
Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильева и др.
Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели» (Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Е. Евтушенко и др.). Особенности языка, стихосложения молодых поэтов-шестидесятников. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики: В. Соколов, В. Федоров, Н. Рубцов, А. Прасолов, Н. Глазков, С. Наровчатов, Д. Самойлов, Л. Мартынов, Е. Винокуров, С. Старшинов, Ю. Друнина, Б. Слуцкий, С. Орлов и др.
«Городская» проза: Д. Гранин, В. Дудинцев, Ю. Трифонов, В. Макании и др. Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений.
«Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестях С. Залыгина, В. Белова, В. Астафьева, Б. Можаева, Ф. Абрамова, В. Шукшина, В. Крупина и др.
Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина («Пять вечеров»), А. Арбузова («Иркутская история», «Жестокие игры»), В. Розова («В добрый час!», «Гнездо глухаря»), А. Вампилова («Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын») и др.
Литература Русского зарубежья. Возвращенные в отечественную литературу имена и произведения (В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Иванов, Г. Адамович, Б. Зайцев, М. Алданов, М. Осоргин, И. Елагин).
Многообразие оценок литературного процесса в критике и публицистике.
Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание к личности; методическое богатство, современная ритмика и инструментовка). Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Кима и др.
Александр Трифонович Твардовский. Жизнь и творчество. Личность. (Обзор.) Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...» (указанные произведения обязательны для изучения).
«В тот день, когда закончилась война...», «Дробится рваный цоколь монумента...», «Памяти Гагарина». Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX века. Размышления о настоящем и будущем Родины. Чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Искренность исповедальной интонации поэта. Некрасовская традиция в поэзии А. Твардовского.
Теория литературы. Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия). Гражданственность поэзии (развитие представлений). Элегия как жанр лирической поэзии (закрепление понятия).
Борис Леонидович Пастернак. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь». «Марбург», «Быть знаменитым некрасиво...». Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир, «дойти до самой Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал. Образы-символы и сквозные мотивы в романе. Образ главного героя — Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака.
Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.)
Повесть «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.
Теория литературы. Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как литературный повествовательный жанр (закрепление понятия).
Варлам Тихонович Шаламов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Рассказы «На представку», «Сентенция». Автобиографический характер прозы В. Т. Шаламова. Жизненная достоверность, почти документальность «Колымских рассказов» и глубина проблем, поднимаемых писателем. Исследование человеческой природы «в крайне важном, не описанном еще состоянии, когда человек приближается к состоянию, близкому к состоянию зачеловечности». Характер повествования. Образ повествователя. Новаторство Шаламова-прозаика.
Теория литературы. Новелла (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (развитие представлений). Традиции и новаторство в художественной литературе (развитие представлений).
Николай Михайлович Рубцов. «Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся).
Основные темы и мотивы лирики Рубцова — Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания. Драматизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и судьбы народа. Традиции Тютчева, Фета, Есенина в поэзии Рубцова.
Валентин Григорьевич Распутин. «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни». (Обзор.)
Нравственное величие русской женщины, ее самоотверженность. Связь основных тем повести «Живи и помни» с традициями русской классики.
Иосиф Александрович Бродский. Стихотворения: «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня...»).
Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. «Естественность и органичность сочетания в ней культурно-исторических, философских, литературно-поэтических и автобиографических пластов, реалий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой поток непринужденной речи, откристаллизовавшейся в виртуозно организованную стихотворную форму» (В. А. Зайцев). Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского.
Теория литературы. Сонет как стихотворная форма (развитие понятия).
Булат Шалвович Окуджава. Слово о поэте. Стихотворения: «До свидания, мальчики», «Ты течешь, как река. Странное название...», «Когда мне невмочь пересилить беду...».
Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия «оттепели» и песенное творчество Окуджавы. Арбат как особая поэтическая вселенная. Развитие романтических традиций в поэзии Окуджавы. Интонации, мотивы, образы Окуджавы в творчестве современных поэтов-бардов.
Теория литературы. Литературная песня. Романс. Бардовская песня (развитие представлений).
Александр Валентинович Вампилов. Пьеса «Утиная охота». Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.
Из литературы народов России
Р. Гамзатов. (Обзор.) Соотношение национального и общечеловеческого в лирике поэта.
Понятие о поэтическом мире Р. Гамзатова; изобразительно-выразительные средства его поэзии; воспитывать чувство уважения к культуре других народов
Теория литературы. Национальное и общечеловеческое в художественной литературе (развитие представлений).
Литература конца XX — начала XXI века
Общий обзор произведений последнего десятилетия.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Дата по плану | Дата проведения |
Введение. Судьба России в 20 веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы 20 века. Литература русского зарубежья. Реализм и модернизм. Характеристика литературного процесса начала 20 века. Многообразие литературных направлений, стилей, школ, групп. | |||
Введение. Судьба России в 20 веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы 20 века. Литература русского зарубежья. Реализм и модернизм. Характеристика литературного процесса начала 20 века. Многообразие литературных направлений, стилей, школ, групп. | |||
И.А. Бунин. Жизнь и творчество. Лирика И.А. Бунина. Ее философичность, лаконизм и изысканность. «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество», «Последний шмель», «Песня» | |||
«Господин из Сан-Франциско». Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям. Поэтика рассказа | |||
«Господин из Сан-Франциско». Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям. Поэтика рассказа. | |||
Тема любви в рассказах И.А. Бунина «Чистый понедельник», «Легкое дыхание». Своеобразие лирического повествования в прозе писателя | |||
Тема любви в рассказах И.А. Бунина «Чистый понедельник», «Легкое дыхание». Своеобразие лирического повествования в прозе писателя | |||
Проблематика и поэтика рассказов И.А. Бунина Психологизм и особенности «внешней изобразительности» бунинской прозы. «Сны Чанга» и другие рассказы | |||
А.И. Куприн. Жизнь и творчество. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Автобиографический и гуманистический характер повести | |||
А.И. Куприн. Жизнь и творчество. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Автобиографический и гуманистический характер повести | |||
Трагизм любовной темы в повести «Олеся». Своеобразие изображения природы и духовного мира человека | |||
Трагизм любовной темы в повести «Олеся». Своеобразие изображения природы и духовного мира человека | |||
Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет». Домашнее сочинение по творчеству И.А. Бунина и А.И. Куприна | |||
Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет». Домашнее сочинение по творчеству И.А. Бунина и А.И. Куприна | |||
Л.А. Андреев. Жизнь и творчество. «Иуда Искариот». Социальные и нравственные проблемы рассказа | |||
Л.А. Андреев. Жизнь и творчество. «Иуда Искариот». Социальные и нравственные проблемы рассказа | |||
М. Горький. Жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы. «Челкаш» | |||
М. Горький. Жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы. «Челкаш» | |||
«Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа | |||
«Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа | |||
«На дне» как социально-философская драма. Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы | |||
Три правды в пьесе «На дне». Ее социальная и нравственно-философская проблематика. Смысл названия пьесы | |||
Три правды в пьесе «На дне». Ее социальная и нравственно-философская проблематика. Смысл названия пьесы | |||
Жанр литературного портрета в творчестве Горького. Публицистические произведения писателя | |||
Жанр литературного портрета в творчестве Горького. Публицистические произведения писателя | |||
Письменная работа по творчеству М. Горького | |||
Письменная работа по творчеству М. Горького | |||
Русский символизм и его истоки | |||
В.Я. Брюсов. Слово о поэте. Брюсов как основоположник символизма. Проблематика и стиль произведений В.Я. Брюсова «Творчество», «Юному поэту», «Ассаргадон», «Старый викинг», «Работа», «Каменщик», «Грядущие гунны», «Городу», «Хвала человеку» | |||
В.Я. Брюсов. Слово о поэте. Брюсов как основоположник символизма. Проблематика и стиль произведений В.Я. Брюсова «Творчество», «Юному поэту», «Ассаргадон», «Старый викинг», «Работа», «Каменщик», «Грядущие гунны», «Городу», «Хвала человеку» | |||
К.Д. Бальмонт. Слово о поэте. Проблематика и поэтика сборников «Будем как солнце», «Только любовь. Семицветник». Тема России в эмигрантской лирике К. Бальмонта | |||
К.Д. Бальмонт. Слово о поэте. Проблематика и поэтика сборников «Будем как солнце», «Только любовь. Семицветник». Тема России в эмигрантской лирике К. Бальмонта | |||
Андрей Белый (Б.Н. Бугаев). Слово о поэте. Художественный мир сборников «Золото в лазури», «Пепел», «Урна». Проблемы и художественное своеобразие романа «Петербург» | |||
Андрей Белый (Б.Н. Бугаев). Слово о поэте. Художественный мир сборников «Золото в лазури», «Пепел», «Урна». Проблемы и художественное своеобразие романа «Петербург» | |||
Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма | |||
Н.С. Гумилев. Слово о поэте. Проблематика и поэтика лирики Н.С. Гумилева | |||
Н.С. Гумилев. Слово о поэте. Проблематика и поэтика лирики Н.С. Гумилева | |||
Футуризм как литературное направление. Русские футуристы | |||
Игорь Северянин (И,В. Лотарев). Поиски новых поэтических форм в лирике Северянина. Художественный мир сборников «Громкокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы», «Медальоны». Домашнее сочинение по поэзии Серебряного века | |||
А.А. Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о Прекрасной Даме» | |||
А.А. Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о Прекрасной Даме» | |||
Тема страшного мира в лирике А. Блока. «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека», «В ресторане», «Фабрика». Развитие понятия об образе-символе. Идеал и действительность в художественном мире Блока. «На железной дороге», «О подвигах, о доблестях, о славе», «Когда вы стоите на моем пути». Ритмы и интонация лирики Блока | |||
Тема страшного мира в лирике А. Блока. «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека», «В ресторане», «Фабрика». Развитие понятия об образе-символе. Идеал и действительность в художественном мире Блока. «На железной дороге», «О подвигах, о доблестях, о славе», «Когда вы стоите на моем пути». Ритмы и интонация лирики Блока | |||
Тема Родины в лирике А. Блока. «Россия», «На поле Куликовом», «Скифы» | |||
Поэма «Двенадцать» и сложность ее художественного мира | |||
Поэма «Двенадцать» и сложность ее художественного мира | |||
Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии. Н.А. Клюев. «Рождество избы», «Вы обещали мне сады», «Я посвященный от народа». Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии | |||
Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии. Н.А. Клюев. «Рождество избы», «Вы обещали мне сады», «Я посвященный от народа». Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии | |||
С.А. Есенин. Жизнь и творчество. Ранняя лирика. «Гой ты, Русь моя родная», «Письмо матери» | |||
С.А. Есенин. Жизнь и творчество. Ранняя лирика. «Гой ты, Русь моя родная», «Письмо матери» | |||
Тема России в лирике С.А. Есенина. «Я покинул родимый дом», «Русь Советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая», «Возвращение на родину» | |||
Любовная тема в лирике С.А. Есенина. «Не бродить, не мять в кустах багряных», «Собака Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ». Художественный мир сборника «Персидские мотивы» | |||
Любовная тема в лирике С.А. Есенина. «Не бродить, не мять в кустах багряных», «Собака Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ». Художественный мир сборника «Персидские мотивы» | |||
Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С.А. Есенина. Трагизм восприятия гибели русской деревни. «Не жалею, не зову, не плачу», «Мы теперь уходим понемногу», «Сорокоуст» | |||
«Анна Снегина»: лирическое и эпическое в поэме. Своеобразие композиции и системы образов | |||
«Анна Снегина»: лирическое и эпическое в поэме. Своеобразие композиции и системы образов | |||
Литературный процесс 20-х годов. Тема революции и Гражданской войны в прозе и в поэзии 20-х гг. Поиски поэтического языка новой эпохи. Русская эмигрантская сатира | |||
Трагическое осмысление темы России и революции в поэзии Д. Мережковского, З. Гиппиус, В. Ходасевича | |||
В. Хлебников. Новаторство поэтического языка | |||
Тема революции и Гражданской войны в творчестве А. Серафимовича, И. Бабеля, Вс. Иванова, А. Веселого, А. Фадеева. Трагизм восприятия революции в творчестве А. Ремизова и И. Шмелева. Поиски нового героя эпохи в прозе Б. Пильняка, Б. Лавренева, Д. Фурманова. | |||
Тема революции и Гражданской войны в творчестве А. Серафимовича, И. Бабеля, Вс. Иванова, А. Веселого, А. Фадеева. Трагизм восприятия революции в творчестве А. Ремизова и И. Шмелева. Поиски нового героя эпохи в прозе Б. Пильняка, Б. Лавренева, Д. Фурманова. | |||
Русская эмигрантская сатира, ее направленность в творчестве А. Аверченко и Тэффи | |||
В.В. Маяковский. Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики поэта. «А вы могли бы?», «Послушайте», «Скрипка и немножко нервно». Пафос революционного переустройства мира. Сатирический пафос лирики. «Прозаседавшиеся», «Нате!» | |||
В.В. Маяковский. Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики поэта. «А вы могли бы?», «Послушайте», «Скрипка и немножко нервно». Пафос революционного переустройства мира. Сатирический пафос лирики. «Прозаседавшиеся», «Нате!» | |||
«Облако в штанах»: проблематика и поэтика | |||
«Облако в штанах»: проблематика и поэтика | |||
Своеобразие любовной лирики В.В. Маяковского. «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой» | |||
Тема поэта и поэзии в творчестве В.В. Маяковского. «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину». Домашнее сочинение по лирике А.А. Блока, С,А, Есенина, В.В. Маяковского | |||
И.Э. Бабель. «Конармия». Психология человека в эпоху революции и Гражданской войны. Своеобразие формы повествования в рассказах | |||
И.Э. Бабель. «Конармия». Психология человека в эпоху революции и Гражданской войны. Своеобразие формы повествования в рассказах | |||
Е.И. Замятин. «Мы» как роман-антиутопия | |||
Е.И. Замятин. «Мы» как роман-антиутопия | |||
Литература 30-х гг. Обзор. Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е гг. | |||
Мысли и настроения лирики Б. Корнилова, П, Васильева, М. Исаковского, А. Прокофьева, Б. Ручьева, М. Светлова, И. Сельвинского | |||
Тема русской истории в литературе 30-х гг. Ю. Тынянов «Смерть Вазир-Мухтара». Поэмы Д. Кедрина | |||
А.Н. Толстой «Петр Первый»: проблематика и художественное совеобразие романа. Тема преобразования России | |||
А.Н. Толстой «Петр Первый»: проблематика и художественное совеобразие романа. Тема преобразования России | |||
«Литература потерянного поколения» как явление культуры 20 века. Э.М. Ремарк, Б.Брехт. | |||
«Литература потерянного поколения» как явление культуры 20 века. Э.М. Ремарк, Б.Брехт. | |||
Итоговая работа за первое полугодие | |||
Итоговая работа за первое полугодие | |||
М.А. Булгаков. Жизнь и творчество. М.А. Булгаков и театр. Судьбы людей в революции в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбиных» | |||
М.А. Булгаков. Жизнь и творчество. М.А. Булгаков и театр. Судьбы людей в революции в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбиных» | |||
История создания, проблемы и герои романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» | |||
История создания, проблемы и герои романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» | |||
Жанр и композиция романа «Мастер и Маргарита». Анализ эпизода из романа (по выбору учителя). Домашнее сочинение по творчеству М.А. Булгакова | |||
Жанр и композиция романа «Мастер и Маргарита». Анализ эпизода из романа (по выбору учителя). Домашнее сочинение по творчеству М.А. Булгакова | |||
А.П. Платонов. Жизнь и творчество. Повесть Платонова «Котлован»: обзор | |||
А.П. Платонов. Жизнь и творчество. Повесть Платонова «Котлован»: обзор | |||
А.А. Ахматова. Жизнь и творчество. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики Ахматовой. «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью» | |||
Судьба России и судьба поэта в лирике А.А. Ахматовой. «Мне ни к чему одические рати», «Мне голос был. Он звал утешно», «Я научилась просто, мудро жить», «Заплаканная осень, как вдова», «Родная земля», «Приморский сонет» | |||
Судьба России и судьба поэта в лирике А.А. Ахматовой. «Мне ни к чему одические рати», «Мне голос был. Он звал утешно», «Я научилась просто, мудро жить», «Заплаканная осень, как вдова», «Родная земля», «Приморский сонет» | |||
Поэма А.А. Ахматовой «Реквием». Единство трагедии народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы | |||
Поэма А.А. Ахматовой «Реквием». Единство трагедии народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы | |||
О.Э. Мандельштам. Жизнь и творчество. Культурологические истоки и музыкальная природа эстетического переживания в лирике поэта. «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса», «За гремучую доблесть грядущих веков», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез» | |||
О.Э. Мандельштам. Жизнь и творчество. Культурологические истоки и музыкальная природа эстетического переживания в лирике поэта. «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса», «За гремучую доблесть грядущих веков», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез» | |||
М.И. Цветаева. Жизнь и творчество. Тема творчества, поэта и поэзии в лирике М. Цветаевой. «Моим стихам, написанным так рано», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке»), «Кто создан из камня, кто создан из глины», «Попытка ревности», «Стихи к Пушкину». Тема Родины. «Тоска по родине! Давно», «Стихи о Москве». Своеобразие поэтического стиля. | |||
М.И. Цветаева. Жизнь и творчество. Тема творчества, поэта и поэзии в лирике М. Цветаевой. «Моим стихам, написанным так рано», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке»), «Кто создан из камня, кто создан из глины», «Попытка ревности», «Стихи к Пушкину». Тема Родины. «Тоска по родине! Давно», «Стихи о Москве». Своеобразие поэтического стиля. | |||
Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. Судьба и творчество. Н.А. Заболоцкий и обэриуты. «Движение», «Вечерний бар». Человек и природа в натурфилософской лирике поэта. «Метаморфозы», «Ночной сад». Философский характер поздней лирики. «Некрасивая девочка» и другие стихотворения. Домашнее сочинение по лирике А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой или Н.А. Заболоцкого | |||
Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. Судьба и творчество. Н.А. Заболоцкий и обэриуты. «Движение», «Вечерний бар». Человек и природа в натурфилософской лирике поэта. «Метаморфозы», «Ночной сад». Философский характер поздней лирики. «Некрасивая девочка» и другие стихотворения. Домашнее сочинение по лирике А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой или Н.А. Заболоцкого | |||
В.В. Набоков. Слово о писателе. Проблематика и поэтика романа «Машенька» | |||
В.В. Набоков. Слово о писателе. Проблематика и поэтика романа «Машенька» | |||
М.А. Шолохов: судьба и творчество. «Донские рассказы» | |||
М.А. Шолохов: судьба и творчество. «Донские рассказы» | |||
Картины Гражданской войны в романе «Тихий Дон». Проблемы и герои романа | |||
Картины Гражданской войны в романе «Тихий Дон». Проблемы и герои романа | |||
Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон» | |||
Женские судьбы в романе «Тихий Дон» | |||
Особенности жанра и художественной формы романа «Тихий Дон» | |||
Классное сочинение по творчеству М. Шолохова | |||
Классное сочинение по творчеству М. Шолохова | |||
Литература периода Великой Отечественной войны. Военная лирика Н. Тихонова, М. Исаковского, А. Суркова, К. Симонова, А. Ахматовой, О. Берггольц, А. Фатьянова | |||
Лирико-эпическая поэзия о Великой Отечественной войне. «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник» О. Берггольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Сын» П. Антокольского | |||
Жестокие реалии и романтическое восприятие мира в военной прозе и публицистике А. Толстого, М. Шолохова, К. Паустовского, Б. Горбатова, А. Платонова, В. Гроссмана (по выбору учителя) | |||
Нравственные конфликты и трагические ситуации в военной драматургии. К. Симонов «Парень из нашего города», Л. Леонов «Нашествие» | |||
Реальность и фантастика в пьесе Е. Шварца «Дракон» | |||
Литература второй половины 20-го века. Обзор. Темы и проблемы русской прозы: военная литература, «городская» и «деревенская» проза. Традиции и новаторство русской поэзии, драматургии. Возвращенные имена литературы русского зарубежья. Литературная критика и публицистика | |||
Новое осмысление военной темы в литературе 50-90-х гг. Ю. Бондарев. В. Богомолов, Г. Бакланов, В. Некрасов, К. Воробьев, В. Быков, Б. Васильев | |||
Новое осмысление военной темы в литературе 50-90-х гг. Ю. Бондарев. В. Богомолов, Г. Бакланов, В. Некрасов, К. Воробьев, В. Быков, Б. Васильев | |||
Поэзия периода «оттепели»: Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Е. Евтушенко (по выбору учителя) | |||
Традиции русской классической поэзии в лирике В. Соколова, В. Федорова, А. Прасолова, Н. Глазкова, Д. Самойлова, Л. Мартынова, Я. Смелякова, Е. Винокурова, Н. Старшинова. Ю. Друниной, Б. Слуцкого, Ю. Левитанского, С. Орлова (по выбору учителя) | |||
А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество. Лирика А.Т. Твардовского. Размышление о настоящем и будущем Родины. Осмысление темы войны. «Вся суть в одном-единственном завете», «Письмо матери», «Я знаю, никакой моей вины» | |||
А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество. Лирика А.Т. Твардовского. Размышление о настоящем и будущем Родины. Осмысление темы войны. «Вся суть в одном-единственном завете», «Письмо матери», «Я знаю, никакой моей вины» | |||
Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Философский характер лирики Б. Пастернака. Основные темы и мотивы его поэзии. «Февраль. Достать чернил и плакать!», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти до самой сути», «Гамлет», «Зимняя ночь» | |||
Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Философский характер лирики Б. Пастернака. Основные темы и мотивы его поэзии. «Февраль. Достать чернил и плакать!», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти до самой сути», «Гамлет», «Зимняя ночь» | |||
Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго». Его проблематика и художественное своеобразие | |||
Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго». Его проблематика и художественное своеобразие | |||
А.И. Солженицын. Жизнь и творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя. Повесть «Один день Ивана Денисовича» | |||
А.И. Солженицын. Жизнь и творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя. Повесть «Один день Ивана Денисовича» | |||
В.Т. Шаламов. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов» (по выбору учителя) | |||
В.Т. Шаламов. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов» (по выбору учителя) | |||
Н.М. Рубцов. Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики поэта и ее художественное своеобразие. «Видения на холме», «Русский огонек», «Я буду скакать по полям задремавшей отчизны», «Звезда полей», «В горнице» | |||
Н.М. Рубцов. Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики поэта и ее художественное своеобразие. «Видения на холме», «Русский огонек», «Я буду скакать по полям задремавшей отчизны», «Звезда полей», «В горнице» | |||
«Деревенская проза» в современной литературе. В.П. Астафьев. Взаимоотношения человека и природы в повествовании в рассказах «Царь-рыба» | |||
«Деревенская проза» в современной литературе. В.П. Астафьев. Взаимоотношения человека и природы в повествовании в рассказах «Царь-рыба» | |||
Нравственные проблемы романа «Печальный детектив» | |||
В.Г. Распутин. Нравственные проблемы произведений «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни» (по выбору учителя) | |||
В.Г. Распутин. Нравственные проблемы произведений «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни» (по выбору учителя). | |||
И.А. Бродский. Слово о поэте. Проблемно-тематический диапазон лирики поэта. «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня») | |||
И.А. Бродский. Слово о поэте. Проблемно-тематический диапазон лирики поэта. «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня») | |||
Авторская песня. Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, Ю. Кима | |||
Авторская песня. Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, Ю. Кима | |||
Б.Ш. Окуджава. Слово о поэте Военные мотивы в лирике поэта. «До свидания, мальчики». Стихи о Москве. «Ты течешь, как река. Странное название», Искренность и глубина поэтических интонаций. «Когда мне невмочь пересилить беду» | |||
Городская проза в современной литературе. Ю.В. Трифонов. «Вечные» темы и нравственные проблемы повести «Обмен» | |||
Городская проза в современной литературе. Ю.В. Трифонов. «Вечные» темы и нравственные проблемы повести «Обмен» | |||
Темы и проблемы современной драматургии (А. Володин, А. Арбузов, В. Розов) | |||
А.В. Вампилов. Слово о писателе. «Утиная охота». Проблематика, конфликт, система образов, композиция пьесы. | |||
А.В. Вампилов. Слово о писателе. «Утиная охота». Проблематика, конфликт, система образов, композиция пьесы. | |||
Из литературы народов России. М. Карим. Жизнь и творчество. «Подует ветер – все больше листьев», «Тоска», «Давай, дорогая уложим и скарб и одежду», «Птиц выпускаю». Отражение вечного движения жизни. Тема памяти о родных местах, мудрости предков. Психологизм лирики башкирского поэта. | |||
Классное сочинение по литературе 50-90-х гг. | |||
Классное сочинение по литературе 50-90-х гг. | |||
Основные направления и тенденции развития современной литературы: общий обзор произведений последнего десятилетия | |||
Основные направления и тенденции развития современной литературы: общий обзор произведений последнего десятилетия | |||
Д.Б. Шоу. «Дом, где разбиваются сердца». Духовно-нравственные проблемы пьесы. Традиции А.П. Чехова в пьесе Б. Шоу. | |||
Д.Б. Шоу. «Дом, где разбиваются сердца». Духовно-нравственные проблемы пьесы. Традиции А.П. Чехова в пьесе Б. Шоу. | |||
Т.С. Элиот. Слово о поэте. «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». Многообразие мыслей и настроений стихотворения. Средства создания комического | |||
Ф.Г. Лорка. Слово о поэте. «Песни», «Цыганское романсеро», «Поэма о канте хондо». Своеобразие фольклоризма поэзии Лорки | |||
Э.М. Хемингуэй. Слово о писателе и его романах «И восходит солнце», «Прощай, оружие!» | |||
Э.М. Хемингуэй. Слово о писателе и его романах «И восходит солнце», «Прощай, оружие!» | |||
Э.М. Хемингуэй. Нравственно-философские проблемы повести «Старик и море». Единение человека и природы. Сила духа главного героя. | |||
Э.М. Ремарк. «Три товарища». Трагедия и гуманизм повествования. Своеобразие художественного стиля писателя | |||
Э.М. Ремарк. «Три товарища». Трагедия и гуманизм повествования. Своеобразие художественного стиля писателя | |||
Проблемы и уроки литературы 20 века | |||
Проблемы и уроки литературы 20 века | |||
Обобщающее повторение курса русской литературы 19-20 вв. Консультации по подготовке к экзаменам | |||
Обобщающее повторение курса русской литературы 19-20 вв. Консультации по подготовке к экзаменам | |||
Обобщающее повторение курса русской литературы 19-20 вв. Консультации по подготовке к экзаменам | |||
Обобщающее повторение курса русской литературы 19-20 вв. Консультации по подготовке к экзаменам | |||
Обобщающее повторение курса русской литературы 19-20 вв. Консультации по подготовке к экзаменам | |||
Обобщающее повторение курса русской литературы 19-20 вв. Консультации по подготовке к экзаменам |
4. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
В результате изучения литературы на профильном уровне ученик должен знать (понимать):
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX—XX веков, этапы их творческой эволюции;
- историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
- основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;
- основные теоретико-литературные понятия,
уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять сквозные темы и ключевые проблемы русской литературы;
- соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
- определять жанрово-родовую специфику литературного произведения; сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;
выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
- выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно-исследовательские работы;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.
5. ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ
Промежуточная аттестация по литературе в 11 классе проводится в форме теста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...