Методическая разработка урока литературы "К.М. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»"
методическая разработка по литературе (6 класс)

Пономарева Марина Владимировна

Учебный предмет: литература, 6-а класс.                                                                                                      Учитель: Пономарева М.В.

Тема урока: К.М. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…».

Тип урока: «Открытие» новых знаний.

Цели урока:

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: открытие учащимися знания об авторе произведения, об интерпретации стихотворения и особенностях его построения; развитие творческой деятельности учащихся, а также их коммуникативных способностей; воспитание уважения к подвигу народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_simonov_1.docx46.85 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учебный предмет: литература, 6-а класс.                                                                                                      Учитель: Пономарева М.В.

Тема урока: К.М. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…».

Тип урока: «Открытие» новых знаний.

Цели урока: 

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: открытие учащимися знания об авторе произведения, об интерпретации стихотворения и особенностях его построения; развитие творческой деятельности учащихся, а также их коммуникативных способностей; воспитание уважения к подвигу народа.

Ресурсы: интерактивная доска, маркер, распечатанные тексты стихотворения.

Этап урока,

цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Этап мотивации.

Цель:

выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

2.Этап  актуализации и пробного учебного действия.

Цель:

подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Применяется приём «Проблемной ситуации» через который учащиеся подходят к выводу темы и целей урока.

Применяется прием «Выступление эксперта» (подготовленный ученик рассказывает биографию поэта) и добавление материала учителем.

1.Настраиваются на самостоятельную работу на уроке, подготавливают рабочие тетради.

Предлагают варианты темы урока, варианты цели, обсуждают возможные результаты работы на занятии.

Учащиеся слушают внимательно ответ одноклассника, по ходу фиксируют запись в рабочую тетрадь.

Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

Коммуникативные: понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентировка на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Познавательные: умение строить речевое высказывание.

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи

Личностные: сформированность потребности в самовыражении и самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Коммуникативные: формулирование собственного мнения,

Познавательные: поиск и выделение информации,
умение  строить речевое высказывание,
анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные: планирование своих действий, различение способа и результата действий, внесение необходимых корректив в действие.

3. Этап  выявления места и причины затруднения.

Цель:

Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Использую прием «Жокей и лошадки».

Выдаются карточки с вопросами по биографии К.М. Симонова и ответы на вопросы.

Каждый жокей (вопрос) должен найти свою лошадку (ответ на вопрос).

Цель: выявить места и причины затруднения.

Личностные: формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.

Коммуникативные: построение понятных для партнёров высказываний.

Познавательные: структурирование знаний, построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

4. Этап  построения проекта выхода из затруднения.

Цель:

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

Предложить сформулировать цель урока.

Какое стихотворение предлагается для анализа?

Чтение стихотворения учителем.

Цель: выявить конкретную цель своих будущих учебных действий.

Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов,  учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания.

Коммуникативные: учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Познавательные: выделение существенной информации, формулирование проблемы.

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

5. Этап  реализации построенного проекта.

Цель:

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Использую приём «Подводящий диалог».

Анализ стихотворения.

Приём «Работа над понятием».

Беседа по прочитанному тексту с опорой на план анализа.

Словарная работа.

Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и «незнания».

Коммуникативные: формулирование собственного мнения (позиции), использование речи для регуляции своего действия, построение монологического высказывания.

Познавательные:  поиск разнообразных способов решения задач.

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, учёт правила в планировании и контроле способа решения, различение способа и результата действия.

6. Этап  первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Цель:

Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Этап проходит параллельно с предыдущим этапом урока реализацией проекта, когда учащиеся объясняют свой выбор при работе с текстом стихотворения.

Работа по маркировке текста (в группах или по рядам). Предлагается выделить жёлтым маркером ключевые слова, которые помогают нам воссоздать картину.

Зелёным маркером обозначить средства художественной выразительности. Цель использования.

Личностные: формирование мотивов достижения целей.

Коммуникативные: понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, ориентировка на позицию партнёра, стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,
умение договариваться, приходить к общему решению,
контроль действий партнёра.

Познавательные: структурирование знаний, построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные: учёт правила в планировании и контроле способа решения.

7. Этап  самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Цель:

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

Приём «Творческий тест»

Проверка на уровне восприятия:

Выявление умений творчески строить ответ на поставленный вопрос:

- впиши пропущенное слово.

Личностные: развитие самооценки личности, формирование адекватной позитивной самооценки, формирование границ собственного «знания» и «незнания».

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с задачей, учёт правил в контроле способа решения, осуществление итогового и пошагового контроля по результату, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, внесение необходимых корректив действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок.

8. Этап включения в систему знаний и повторения.

Цель:

Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

Приём «Повторяем с контролем»

Ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу.

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, различение способа и результата действия, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, выполнение учебных действий в материализованной громкоречевой и умственной форме.

Познавательные: структурирование знаний, построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, доказательство.

9. Этап рефлексии учебной деятельности.

Цель:

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Приём «Мысли во времени».

Задано слово «Война». В течение одной минуты учащиеся записывают свои мысли, связанные с заданным словом.

Чтение вслух.

Личностные: формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.
Регулятивные: восприятие оценки учителя, адекватная самооценка.

Познавательные: построение речевого высказывания в устной и письменной форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы 6 класс по теме : К.М.СИМОНОВ « ТЫ ПОМНИШЬ ,АЛЕША, ДОРОГИ СМОЛЕНЩИНЫ».

Учебник: Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В.П. Полухина. – Москва: Просвещение, 2014 г. Цель урока:  совершенствование навы...

Конспект урока по литературе в 6 классе . Стихотворение К.М. Симонова «Ты помнишь, Алёша , дороги Смоленщины …»

Конспект урока по литературе в 6 классе . Стихотворение К.М. Симонова «Ты помнишь, Алёша , дороги Смоленщины …»...

Технологическая карта урока литературы в 6 классе « Великая Отечественная война в стихотворении К. М. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины»

Тема урока: « Великая Отечественная война в стихотворении К. М. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины»Тип урока: урок открытия новых знанийЦель урока: Познакомить учащихся с...

Презентация к Уроку литературы в 6 классе « Великая Отечественная война в стихотворении К. М. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины»

Данная презентация предназначена для учащихся 6 класса  общеобразовательной школы. Данный материал можно использовать на уроке литературы при изучении творчества К. Симонова. Презентация сос...