Методическая разработка урока литературы "К.М. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»"
методическая разработка по литературе (6 класс)
Учебный предмет: литература, 6-а класс. Учитель: Пономарева М.В.
Тема урока: К.М. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…».
Тип урока: «Открытие» новых знаний.
Цели урока:
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: открытие учащимися знания об авторе произведения, об интерпретации стихотворения и особенностях его построения; развитие творческой деятельности учащихся, а также их коммуникативных способностей; воспитание уважения к подвигу народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_simonov_1.docx | 46.85 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Учебный предмет: литература, 6-а класс. Учитель: Пономарева М.В.
Тема урока: К.М. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…».
Тип урока: «Открытие» новых знаний.
Цели урока:
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: открытие учащимися знания об авторе произведения, об интерпретации стихотворения и особенностях его построения; развитие творческой деятельности учащихся, а также их коммуникативных способностей; воспитание уважения к подвигу народа.
Ресурсы: интерактивная доска, маркер, распечатанные тексты стихотворения.
Этап урока, цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1.Этап мотивации. Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. 2.Этап актуализации и пробного учебного действия. Цель: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | Применяется приём «Проблемной ситуации» через который учащиеся подходят к выводу темы и целей урока. Применяется прием «Выступление эксперта» (подготовленный ученик рассказывает биографию поэта) и добавление материала учителем. | 1.Настраиваются на самостоятельную работу на уроке, подготавливают рабочие тетради. Предлагают варианты темы урока, варианты цели, обсуждают возможные результаты работы на занятии. Учащиеся слушают внимательно ответ одноклассника, по ходу фиксируют запись в рабочую тетрадь. | Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов. Коммуникативные: понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентировка на позицию партнера в общении и взаимодействии. Познавательные: умение строить речевое высказывание. Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи Личностные: сформированность потребности в самовыражении и самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств. Коммуникативные: формулирование собственного мнения, Познавательные: поиск и выделение информации, Регулятивные: планирование своих действий, различение способа и результата действий, внесение необходимых корректив в действие. |
3. Этап выявления места и причины затруднения. Цель: Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | Использую прием «Жокей и лошадки». Выдаются карточки с вопросами по биографии К.М. Симонова и ответы на вопросы. Каждый жокей (вопрос) должен найти свою лошадку (ответ на вопрос). | Цель: выявить места и причины затруднения. | Личностные: формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия. Коммуникативные: построение понятных для партнёров высказываний. Познавательные: структурирование знаний, построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения. Цель: Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | Предложить сформулировать цель урока. Какое стихотворение предлагается для анализа? Чтение стихотворения учителем. | Цель: выявить конкретную цель своих будущих учебных действий. | Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания. Коммуникативные: учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. Познавательные: выделение существенной информации, формулирование проблемы. Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. |
5. Этап реализации построенного проекта. Цель: Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | Использую приём «Подводящий диалог». Анализ стихотворения. Приём «Работа над понятием». | Беседа по прочитанному тексту с опорой на план анализа. Словарная работа. | Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и «незнания». Коммуникативные: формулирование собственного мнения (позиции), использование речи для регуляции своего действия, построение монологического высказывания. Познавательные: поиск разнообразных способов решения задач. Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, учёт правила в планировании и контроле способа решения, различение способа и результата действия. |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Цель: Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | Этап проходит параллельно с предыдущим этапом урока реализацией проекта, когда учащиеся объясняют свой выбор при работе с текстом стихотворения. | Работа по маркировке текста (в группах или по рядам). Предлагается выделить жёлтым маркером ключевые слова, которые помогают нам воссоздать картину. Зелёным маркером обозначить средства художественной выразительности. Цель использования. | Личностные: формирование мотивов достижения целей. Коммуникативные: понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, ориентировка на позицию партнёра, стремление к координации различных позиций в сотрудничестве, Познавательные: структурирование знаний, построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: учёт правила в планировании и контроле способа решения. |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Цель: Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | Приём «Творческий тест» | Проверка на уровне восприятия: Выявление умений творчески строить ответ на поставленный вопрос: - впиши пропущенное слово. | Личностные: развитие самооценки личности, формирование адекватной позитивной самооценки, формирование границ собственного «знания» и «незнания». Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с задачей, учёт правил в контроле способа решения, осуществление итогового и пошагового контроля по результату, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, внесение необходимых корректив действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок. |
8. Этап включения в систему знаний и повторения. Цель: Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. | Приём «Повторяем с контролем» | Ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу. | Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, различение способа и результата действия, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, выполнение учебных действий в материализованной громкоречевой и умственной форме. Познавательные: структурирование знаний, построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, доказательство. |
9. Этап рефлексии учебной деятельности. Цель: Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | Приём «Мысли во времени». | Задано слово «Война». В течение одной минуты учащиеся записывают свои мысли, связанные с заданным словом. Чтение вслух. | Личностные: формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия. Познавательные: построение речевого высказывания в устной и письменной форме. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературе. К. М. Симонов" Ты помнишь,Алеша, дороги Смоленщины".
План-конспект открытого урока в 6 классе....
урок литературы 6 класс по теме : К.М.СИМОНОВ « ТЫ ПОМНИШЬ ,АЛЕША, ДОРОГИ СМОЛЕНЩИНЫ».
Учебник: Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В.П. Полухина. – Москва: Просвещение, 2014 г. Цель урока: совершенствование навы...
Конспект урока по литературе в 6 классе . Стихотворение К.М. Симонова «Ты помнишь, Алёша , дороги Смоленщины …»
Конспект урока по литературе в 6 классе . Стихотворение К.М. Симонова «Ты помнишь, Алёша , дороги Смоленщины …»...
К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»
К.М. Симонов...
Технологическая карта урока литературы в 6 классе « Великая Отечественная война в стихотворении К. М. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины»
Тема урока: « Великая Отечественная война в стихотворении К. М. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины»Тип урока: урок открытия новых знанийЦель урока: Познакомить учащихся с...
Презентация к Уроку литературы в 6 классе « Великая Отечественная война в стихотворении К. М. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины»
Данная презентация предназначена для учащихся 6 класса общеобразовательной школы. Данный материал можно использовать на уроке литературы при изучении творчества К. Симонова. Презентация сос...
Методическая разработка урока литературы "Пока сердца стучатся, помните!" (по рассказу Ю.Яковлева "Девочки с Васильевского острова")
Данная разработка содействует воспитанию чувства патриотизма, гордости за наш народ....