К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»
Весь под ногами мир земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
К. Симонов
- О.Н.У.
- Проверка д/задания
- Мотивационный этап. Целеполагание
-Давайте посмотрим видеоклип и подумаем, о чем мы будем с вами
разговаривать на уроке (просмотр) https://youtu.be/MFOVwgqdvNc
- Так, о чем же пойдет речь сегодня на уроке?
(О Великой Отечественной войне)
- Так что же такое война? А что вы о ней знаете?
- Назовите дату начала войны.
- Блокада этого города длилась почти 900 дней. По Дороге жизни под непрерывными
бомбежками в город доставлялось продовольствие, а обратными рейсами вывозилось
население.
- Назовите дату окончания войны.
- Что проходит в честь Дня Победы в Москве на Красной площади?
- 70 лет отделяет нас от времен Великой Отечественной войны. Все меньше
остается среди нас ветеранов, которые могут рассказать о том, чем была война для
нашей страны. Может быть, через много лет люди почти не будут вспоминать об
этой войне. К сожалению, Великая Отечественная не была войной последней.
Поэтому переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут
привыкнуть к смерти, к голоду, к потере близких людей, к тревоге за судьбу своих
детей и своей страны. Эти чувства сохраняет и передает прежде всего поэзия. От
первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов.
- Так, о чем же пойдет речь сегодня на уроке?
- Сегодня на уроке мы познакомимся с поэтом, у которого в судьбе “совпало —
война, беда, мечта и юность”. Это Константин Михайлович Симонов
- Давайте сформулируем тему нашего урока: Великая Отечественная война в
произведениях русских поэтов 20 века. К.М. Симонов "Ты помнишь, Алеша,
дороги Смоленщины…»
- Работа по теме урока
- сообщение учащихся о поэте
- чтение стихотворения учителем
- Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?
Симонов пишет о тяжелых дорогах, по которым отступали наши войска. Эта картина полна боли, беспомощного стыда, сочувствия, сострадания.
- Словарная работа (устаревшие слова)
кринка — глиняный удлинённый горшок для молока;
тракт — большая проезжая дорога;
погост — кладбище;
салопчик — женская одежда.
- Анализ
- Какие картины предстают перед вами? (Константин Симонов на дорогах войны увидел страшную картину отступления советских войск. Перед нами предстают картины военного быта: бесконечные дожди, усталые женщины, которые хотят напоить и накормить отступающих голодных солдат, длинная дорога, вдоль которой стоят деревни с погостами.)
-Какие чувства вызывает это стихотворение? Какие строки больше всего потрясли вас, вызвали самые сильные переживания? (Стихотворение передает чувство горя, огромной беды, вызывает сострадание к тем, кто пережил войну. Дети прочитают те строки, которые больше всего поразили их.)
- Как поэт выразил свою любовь к Родине? Какими словами он прославил русских солдат? Какое чувство самое дорогое для русского человека? ( Отвечая на этот вопрос, ученики прочитают три последние строфы. )
- Обратимся вновь к началу стихотворения. Какие тропы вы знаете ?Какие изобразительные средства языка помогают передать горькие картины, которые увидел поэт на Смоленской земле? (Сжатые, но емкие картины войны созданы при помощи эпитетов, метафор, сравнений .Эпитеты: «бесконечные, злые дожди», «усталые женщины», «на великой Руси». Сравнение: «...Как кринки несли нам усталые женщины, / Прижав, как детей, от дождя их к груди...» )
-Как автору удаётся погрузить читателя в обстановку военного времени? ( Учащиеся приводят примеры из текста . Многочисленные эпитеты: «усталые женщины», «дорожная тоска», «со вдовьей слезой», плачущий крик». Приём контраста: чёрные дороги, размытые дождями, серые деревни с крестами над погостами и светлое в облике седых стариков в белом. Белое остро воспринимается на фоне черного, доброе противостоит злу).
- Какие еще средства выразительности показывают нам суровую горькую правду войны?(Эпитеты : усталые женщины , слезами измеренная чаща , вдовья слеза и т.д.)
- Найдите в тексте словосочетания, в которых автор призывает вспомнить свою историю, свои корни, в которых отражается вера в великое будущее нашей Родины. ( Родина – не дом городской, по - русски рубаху рванув на груди , по – русски три раза меня обняла и т.д.)
- Как вы думаете , что означает выражение: тракт, измеренный верстами? ( В старину на проезжих дорогах через каждую версту стояли полосатые верстовые столбы, обозначающие расстояние. )
- Почему тракт слезами измерен «чаще, чем верстами»?
- Для чего Симонов использует повторение: «...Деревни, деревни, деревни с погостами, / Как будто на них вся Россия сошлась...»?
— Как вы думаете, почему поэт рисует не картину боя, а осеннюю дорогу, на которую к солдатам выходят русские женщины и избу под городом Борисовом?
— О чем говорят поэту слова старухи?
- Теперь давайте попробуем сначала прочитать текст стихотворения самостоятельно ,про себя , а после несколько желающих попробуют выразительно прочитать нам стихотворение.
5. Подведение итогов урока. Рефлексия
- Автор показывает нам страшные реалии того времени, но в то же время надеется и верит в великое будущее нашей Родины.
- Почему это стихотворение стало популярным, любимым в народе? (Стихотворение не просто рассказывает о войне, её трудностях. Это стихотворение лирическое - передает переживания, боль, стыд, горечь бойцов, вынужденных отступать. Обращение к другу придает стихотворению особый лиризм, искренность .)
- Почему чувство любви к Родине было особенно остро осознано во время войны? ( Война сплачивает народ, учит видеть то, чего раньше, может быть, и не замечали .)
- Д/задание
Выучить наизусть отрывок из стихотворения К. М. Симонова «Ты помнишь, Алёша , дороги Смоленщины…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературе. К. М. Симонов" Ты помнишь,Алеша, дороги Смоленщины".
План-конспект открытого урока в 6 классе....
урок литературы 6 класс по теме : К.М.СИМОНОВ « ТЫ ПОМНИШЬ ,АЛЕША, ДОРОГИ СМОЛЕНЩИНЫ».
Учебник: Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В.П. Полухина. – Москва: Просвещение, 2014 г. Цель урока: совершенствование навы...
Конспект урока по литературе в 6 классе . Стихотворение К.М. Симонова «Ты помнишь, Алёша , дороги Смоленщины …»
Конспект урока по литературе в 6 классе . Стихотворение К.М. Симонова «Ты помнишь, Алёша , дороги Смоленщины …»...
Методическая разработка урока литературы "К.М. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»"
Учебный предмет: литература, 6-а класс....
Технологическая карта урока литературы в 6 классе « Великая Отечественная война в стихотворении К. М. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины»
Тема урока: « Великая Отечественная война в стихотворении К. М. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины»Тип урока: урок открытия новых знанийЦель урока: Познакомить учащихся с...
Презентация к Уроку литературы в 6 классе « Великая Отечественная война в стихотворении К. М. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины»
Данная презентация предназначена для учащихся 6 класса общеобразовательной школы. Данный материал можно использовать на уроке литературы при изучении творчества К. Симонова. Презентация сос...
Конспект урока на тему "Великая Отечественная война в творчестве К.М. Симонова на примере стихотворения « Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины»".
Тема: Великая Отечественная война в творчестве К.М. Симонова на примере стихотворения « Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины».Цель урока: дать представление о Великой Оте...