«9 класс. Урок 5. Основная идея и поэтика «Слова…»
план-конспект урока по литературе (9 класс)
«9 класс. Урок 5. Основная идея и поэтика «Слова…»
Цели и задачи урока:
- дать понятие о жанре, сюжете и композиции “Слова о полку Игореве”, проанализировать образ князя Игоря, сравнить собственные представления о князе Игоре с представлениями художников и композитора, попробовать дать оценку действиям князя Игоря;
- развивать навыки работы с художественным текстом, навыки выразительного чтения, мышление учащихся, способность пользоваться различными источниками для получения информации, вырабатывать свою точку зрения;
- воспитывать интерес и уважение к истории страны, чувство патриотизма, ответственности за свои поступки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_urok_osnovnaya_ideya_i_poetika_slova_o.docx | 22.66 КБ |
Предварительный просмотр:
«9 класс. Урок 5. Основная идея и поэтика «Слова…»
Белякова Оксана Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ №9» г. Воскресенска
Московской области
Цели и задачи урока:
- дать понятие о жанре, сюжете и композиции “Слова о полку Игореве”, проанализировать образ князя Игоря, сравнить собственные представления о князе Игоре с представлениями художников и композитора, попробовать дать оценку действиям князя Игоря;
- развивать навыки работы с художественным текстом, навыки выразительного чтения, мышление учащихся, способность пользоваться различными источниками для получения информации, вырабатывать свою точку зрения;
- воспитывать интерес и уважение к истории страны, чувство патриотизма, ответственности за свои поступки.
1. Организационный момент.
2. Анализ части 2-3. Комментированное чтение.
Беседа. Заполнение таблицы в процессе анализа.
Прием «Сводная таблица»: заполнить таблицу по линиям сравнения.
Золотое слово | Линия сравнения | Плач Ярославны |
Святослав Всеволодович | Кто произносит | Ефросинья Ярославна |
Отец | Родство с Игорем. | Жена |
К великим князьям | К кому обращается. | К силам природы |
Ответа нет, только призыв | Есть ли ответ, реакция. | Природа смягчается и помогает Игорю |
Торжественное | Настроение. | Печальное |
Слово | Жанр. | Плач |
Призыв к объединению | Почему это центр «Слова». | Горечь всей русской земли |
Князь, летописец, приближенный | Предположения об авторе. | Женщина |
Выводы: 1.Какие идеальные черты русской женщины отразились в образе Ярославны?
2. Чему может научить «Золотое слово» современного читателя? (В чем актуальность).
3. Поэтика «Слова…»
Работа с литературоведческими понятиями. Делаем записи в тетради.
А) Жанр. Что такое жанр?
Жанр – это исторически сложившаяся разновидность (тип) литературных произведений, объединённых определённых набором формальных и содержательных признаков.
- Какие жанры древнерусской литературы вы знаете? Какие жанры устного народного творчества?
- Как бы вы определили жанр «Слова…»? Аргументируйте свой ответ.
Жанр «Слова о полку Игореве»: особенности и проблемы жанра «Слово о полку Игореве» впервые было опубликовано в 1800 году. И с тех пор исследователи определяли жанр по-разному: как песню, поэму, героическую поэму, воинскую, повесть, былину, ораторскую речь и т. д. Как определяли жанр «Слова» в XIX веке? Литераторы и историки XIX века расходятся во мнениях, к каком жанру относится «Слово о полку Игореве». Первый издатель «Слова» М. М. Херасков называет его песнью. Знаменитый историк Н. М. Карамзин пишет о «Слове» как об "отрывке поэмы". Историк Ф. И. Буслаев считает «Слово» исторической поэмой с элементами древней мифологии. Ученый-историк М. А. Максимович называет «Слово» песней: "..."Песнь о полку Игореве" ... есть первородный, изящный образец собственно-русской, настоящей исторической поэмы. В самом тексте она называется и песнью, и повестью; и если бы можно было употребить составное из них слово "песноповесть", то это было бы самое близкое и отличительное название сего рода поэмы русской, по ее лирико-эпическому характеру." ("Собрание сочинений М. А. Максимовича", 1880 г.) Филолог Н. Ф. Грамматин пишет о жанре «Слова» следующее: "...В сей песни или поэме ... несмотря на то, что она написана прозой, находится множество самых блестящих красот, щедро рассыпанных рукою поэзии <...> Она не есть правильная эпическая поэма и не заключает в себе никаких чудесных вымыслов <...> Вообще слог фигурен и чрезвычайно стихотворен..."
Вывод: «Слово...» сочетает разные жанры древнерусской литературы и УНТ, это эпические и лирические жанры, преобладает лирическое начало.
Б) Композиция. Что такое композиция литературного произведения?
Композиция – расположение, чередование, соотношение и взаимосвязь частей литературного произведения, служащее наиболее полному воплощению замысла художника.
Прочитайте план, который вы составили дома.
Сюжетный план «Слова...».
1.Вступление (зачин). Боян.
2.Сборы Игоря в поход. Затмение солнца.
3.Диалог на расстоянии между Игорем и Всеволодом Буй Туром.
4.Выезд Игоря. Зловещие знамения.
5.Отрывочные сведения о походе и битве, перемежающиеся с воспоминаниями об Олеге Гориславовиче и судьбе его гнезда.
6.Поражение князя Игоря. Сон Святослава.
7.Обращение к князям. Золотое слово Святослава.
8.Плач Ярославны.
9.Побег Игоря из плена.
10.Возвращение на Русь. Боян. Слава князьям!
- В чем особенности композиции «Слова...»? Хронологически ли расположены события? Почему автор не придает значения хронологии? Что для него важнее: хронологическая, документальная точность или чувства, эмоции?
- Найдите композиционные части. Какое событие является кульминацией «Слова»? Катарсисом? (плач Ярославны) Какие этапы отсутствуют? Какие фрагменты «Слова...» нельзя отнести ни к какому этапу?
Вывод: Композиция «Слова» необычна для исторической повести. Мы видим, что в центре внимания автора не столько последовательный рассказ о самих событиях похода, сколько рассуждения о нем, оценка поступка Игоря, раздумья о причинах «туги» и печали, охватившей всю Русскую землю в настоящем, обращение к событиям прошлого с его победами и несчастьями. Композиция «Слова...» подчинена эмоционально-лирическим требованиям и не имеет отношения к исторической или иной повествовательности, в которой соблюдалась именно хронологическая последовательность описываемых событий.
В) Тема. Что такое тема литературного произведения?
Тема произведения – это то, что лежит в основе того или иного текста.
- Какие темы звучат в произведении? (эпическая – судьба Русской земли, лирическая – судьба князей, тема отваги, самоотверженности, преданности, самопожертвования).
Поход, которому посвящено «Слово», начался в конце апреля 1185 года. В нем участвовали двоюродные братья киевского князя Святослава — новгород-северский князь Игорь Святославич с сыном и племянником и князь труб- чевский и курский Всеволод Святославич («Буй Тур»). Этот поход завершился страшным поражением. Войско было уничтожено, Игорь Святославич ранен и захвачен в плен. Такого поражения Россия еще не знала. Русские князья еще никогда не попадали в плен.
Г) Идея. Как определить идею художественного произведения?
Если у текста есть тема, значит должна быть и идея. Идея – это замысел писателя, который преследует определенную цель, то есть то, что писатель хочет преподнести читателю. Образно говоря, тема произведения – это то, что заставило творца создать работу. Так сказать, техническая составляющая. В свою очередь идея – это «душа» произведения, она отвечает на вопрос, почему было создано то или иное творение.
В чем же идея «Слова…»?
Главная идея «Слова…» в том, что вся Русь должна быть единой, а не разделенной на множество мелких княжеств. Такая раздробленность неизбежно приводит сильное государство к гибели. На примере князя Игоря Новгород-Северского показано, что поодиночке крупного врага не победить. Это можно сделать только общими силами. «Слово…» оказалось пророческим произведением. Оно предсказало дальнейшее историческое развитие России.
4. Доклады учащихся. «Слово…» в живописи и музыке.
5. Подведение итогов.
6. Рефлексия «Узнал новое-хочу разобраться»
7. Домашнее задание:
Записи в тетради знать. Страница 34-35 ответить на вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на РМО об основных идеях курса "Стратегии речевого поведения в англоязычной среде".
Краткий обзор о курсе "Стратегии речевого поведения в англоязычной среде"....
Презентация к уроку русского языка "Словообразование. Основные способы образования новых слов", 5 класс, программа С.И.Львовой
Презентация к уроку русского языка по теме "Словобразование. Основные способы образования новых слов", 5 класс, первый урок в разделе "Словообразование". Программа по русскому языку С.И.Львовой....
«Особенности тематики и центральная идея сказа «Левша». Слово о писателе.
Урок по литературе...
Н.С. Лесков. Сказ "Левша". Особенности проблематики и основная идея сказа.
Разработка урока поможет в его проведении....
Русский язык 6 класс по теме "Основные способы образования слов"
Технологическая карта урока с презениацией...
Обобщающий урок в 6 классе по теме «Основные способы образования слов».
Урок обобщения и систематизации полученных знаний по теме урока...