Методические разработки
методическая разработка по литературе (5, 6, 7, 9 класс)
Предлагаю Вашему вниманию свои разработки: конспкты уроков, презентации, викторину, рабочую программу элективного курса для 10 класса "Литература писателей Алтайского края"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Викторина, посвящённая творчеству Николая Васильевича Гоголя.
- Назовите имена этих героев.
2. Как называется сборник «весёлых и страшных историй, изданных пасичником Рудым Паньком»?
3.Кто помогал Гоголю в создании «Вечеров на хуторе близ Диканьки»?
4. Как называется первая повесть из вышеуказанного сборника?
5. Что собирала ведьма в рукав в ночь перед Рождеством?
6. Куда и зачем отправился Вакула, оседлав чёрта?
Угадай произведение:
7. «С той поры все утопленницы выходят в лунную ночь в панский сад греться на месяце».
8. «Последний день перед Рождеством прошёл. Зимняя ясная ночь наступила. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа»…
9. У каких двух героев Гоголя головы были похожи: у одного на редьку хвостом вниз, а у другого на редьку хвостом вверх?
10 Кто подсказал Гоголю сюжет «Ревизора» и «Мёртвых душ»?
11.Какое произведение Гоголя напоминает вам картина И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»?
12.Какую русскую народную пословицу выбрал Гоголь эпиграфом комедии «Ревизор»?
13.Чьи это слова: « Не приведи господь служить по учёной части! Всего боишься: всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек».
14.У кого из героев комедии «Ревизор» « больные выздоравливают, как мухи»?
15. Кто из персонажей комедии «Ревизор» «глуп, как сивый мерин»?
16Кому принадлежат слова о комедии: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех!»
17.О ком из героев поэмы «Мёртвые души» сказано: «Люди так себе, ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан»?
18. Зачем Чичиков дрессировал в детстве мышь?
Угадай героя:
19. «Маленького чина, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу»… 20. «Не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод»…
21. « Лицо его не представляло ничего особенного, оно было такое же , как и у многих худощавых стариков…гораздо замечательнее был наряд его; никакими средствами и стараньями нельзя было докопаться, из чего состряпан был халат его…»
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование. | |||
№ занятия | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения |
1 | Драгоценное наследие: краткая история литературы Алтая. | 1 | |
- | Тема Великой Отечественной войны | 7 | |
2 | Марк Юдалевич «Обожги меня горячим ветром». Лирика. | 1 | |
3 | М. Юдалевич « Школьный вальс», « На войне». | 1 | |
4 | В. Шукшин «Далёкие зимние вечера»( сборник рассказов) | 1 | |
5-6 | А. Соболев «Военный хлеб», «Тихий пост». | 2 | |
7-8 | В. Свинцов «Ушёл человек на войну» | 2 | |
- | Тема детства. Школа. Дети-взрослые. | 4 | |
9 | Л. Квин « История одной любви» | 1 | |
10 | А. Гусев «Школа выживания» | 1 | |
11 | А. Соболев «Рассказы о детях» | 1 | |
12 | П. Старцев «Прощание с детством» | 1 | |
- | «Тихая моя родина» в творчестве алтайских авторов | 2 | |
13 | В. Шукшин Книги о земле и людях Алтая.(Сборник « Земляки») | 1 | |
14 | Стихи С. Филатова, В. Кречетова, Н. Черкасова, Б. Укачина. С. Клюшникова, Г. Панова Л. Мерзликина об Алтае. | 1 | |
- | Отечественная история в книгах писателей Алтая. | 6 | |
15-16 | Л. Квин «На улицах Бородкина», «Купцы». | 2 | |
17-18 | П. Бородкин «Даёшь советы» и другие рассказы. | 2 | |
19 | И. Кудинов «Яблоко Невтона» | 1 | |
20 | А. Романов « Серебромонетчики» | 1 | |
- | Человек и природа | 4 | |
21 | В. Свинцов «Умирает речка» | 1 | |
22 | Е. Гущин «Орешки. Глоток воды» | 1 | |
23 | А. Лихолетов «Замутнённые родники» | 1 | |
24 | А. Астапов « Таймени на кантарике» | 1 | |
- | Историческая память. Корни. Судьба деревни. | 4 | |
25 | Н. Чебаевский «Страшная Мария» | 1 | |
26 | И. Семоненков «Пустынь земная» | 1 | |
27 | П. Шебалин « Дед» | 1 | |
28 | В. Иванов « Обмен». | 1 | |
- | Проблема детей и молодёжи в книгах современных авторов. | 7 | |
29 | З. Десятова «По Чуйскому тракту» | 1 | |
30 | А. Кирилин «Вольная воля» | 1 | |
31 | Л. Квин «Хэппи энд» | 1 | |
32 | С. Вторушин «Не кричи, кукушка». | 1 | |
33 | Л. Козлова «Проклятые Девяностые» | 1 | |
34 | В. Нарожный « По дороге в рай». | 1 | |
35 | Э. Прутковский «Плач аиста». | 1 |
Подписи к слайдам:
ПОВТОРЕНИЕ СВЕДЕНИЙ О ПРЕДЛОГАХ И СОЮЗАХ.
Цели: - повторить и систематизировать теоретические сведения о предлогах и союзах как о служебных частях речи, их морфологических признаках (делении на группы по значению и строению), роли в предложении; - совершенствовать умения и навыки: Обнаруживать , правильно писать предлоги и союзы; правильно ставить знаки препинания при них.
Вопрос. Что общего между предлогами и союзами и чем они отличаются друг от друга?
ПРЕДЛОГИ И СОЮЗЫ - ОБЩЕЕ НЕ ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОС; НЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ; НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. БЫВАЮТ ПРОСТЫМИ И СОСТАВНЫМИ. Являются служебными частями речи.
ПРЕДЛОГИ И СОЮЗЫ - РАЗЛИЧИЯ ПРЕДЛОГ СЛУЖАТ ДЛЯ СВЯЗИ СЛОВ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ И ПРЕДЛОЖЕНИИ; БЫВАЮТ ПРОИЗВОДНЫМИ И НЕПРОИЗВОДНЫМИ. СОЮЗ СЛУЖАТ ДЛЯ СВЯЗИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ЧАСТЕЙ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЛИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ; БЫВАЮТ СОЧИНИТЕЛЬНЫМИ И ПОДЧИНИТЕЛЬНЫМИ
Спишите. Раскройте скобки. Определите часть речи . Характер для человека - это то(же), что и запах для цветка. Молчание то(же) ответ. Что(бы) ни случилось, не теряй бодрости. Что(бы) быть истинными друзьями, нужно быть уверенными друг в друге. (В)течени.. недели все готовились к семинару. (В)продолжени.. фильма появились новые герои. Мы быстро договорились (на)счет похода. Ушел, (не)смотря на предупреждение.
ПРОВЕРИМ. 1 . Характер для человека - это то(же), что и запах для цветка. // то же 2. Молчание то(же) ответ. // тоже - союз 3. Что(бы) ни случилось, не теряй бодрости. // что бы 4. Что(бы) быть истинными друзьями, нужно быть уверенными друг в друге. // чтобы - союз 5. (В)течени.. недели все готовились к семинару. // в течение - предлог 6. (В)продолжени.. фильма появились новые герои. // в продолжении 7. Мы быстро договорились (на)счет похода. // насчет - предлог 8. Ушел, (не)смотря на предупреждение. // несмотря на - предлог
ПРОВЕРИМ. Не мил свет, если друга нет. Дерево затем и посадили, чтобы есть плоды. Сам погибай, но товарища выручай. Труд кормит, а лень портит.
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ: Достигли ли мы поставленных целей? Я легко справлялся… Я затруднялся… К АК ВЫ ОЦЕНИВАЕТЕ СЕБЯ НА УРОКЕ? К АК ВЫ ОЦЕНИВАЕТЕ ТОВАРИЩЕЙ?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ §§ 52 - 65 Упр. 400
Напишите синквейн к уроку. 1 строка – существительное, выражающее главную тему синквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающих действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определённый смысл (отношение к теме). 5 строка – заключение в форме имени существительного (синоним темы).
1.Предлоги 2.Простые, составные. (производные, непроизводные.) 3.Выражают, бывают, образуются. 4.Не являются членами предложения. 5. Служебные части речи.
Союзы Простые, составные. (сочинительные, подчинительные) Связывают, бывают, делятся. 4.Не являются членами предложения. 5. Служебные части речи.
Спасибо за урок!
И с ними семя мудрости я сеял: Рукою собственной выращивал лилею. И вот весь урожай, что я пожал, Пришёл, как речка, как ветер, убежал. Омар Хайям. Презентация выполнена учителем русского языка и литературы Большеугренёвского филиала МКОУ «Новиковская СОШ имени Фёдорова Н. Д.» Сизинцевой Мариной Анатольевной.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе
Учитель: Сизинцева М. А, учитель русского языка и литературы . |
Тема урока: Повторение сведений о союзах и предлогах. |
Тип урока: Урок обобщения и систематизации полученных знаний. |
Дата урока: 02 марта 2018 г. |
Образовательные ресурсы
|
Цели урока. Учебная цель: Формировать учебные умения по систематизации теоретических сведений о союзах и предлогах как служебных частях речи. Совершенствовать навыки применения изученных орфографических правил; подготовить учеников написанию контрольного диктанта. Деятельностная цель: формирование способностей систематизировать и обобщать, применять полученные знания в учебной деятельности. Содержательная цель: создание мотивации на успех каждого ученика. |
Задачи урока: 1. повторить и обобщить теоретические сведения о предлогах и союзах как о служебных частях речи, их морфологических признаках (делении на группы по значению и строению), роли в предложении; 2. Развивать орфографическую зоркость, мыслительные и речевые способности учащихся, умение анализировать, сравнивать. 3.Воспитывать культуру умственного труда, самостоятельность, активность, любовь к чтению, внимательное отношение к слову. |
План урока представляет собой технологическую карту (согласно требованиям ФГОС). На данном уроке учащиеся поставлены в позицию «добытчиков» знаний, а учитель выполняет роль консультанта. |
Методы обучения: Метод ситуационного анализа и решения ситуационных задач, мозгового штурма, исследовательский, кейс – метод (написание синквейна), наглядный, коммуникативный, системно – деятельностный подход. |
Формы обучения: Фронтальная, групповая (парная), индивидуальная. |
Приемы работы учителя: Организация работы в группах, самостоятельной работы обучающихся; коррекция и оценка работы обучающихся. |
Основные термины и понятия: служебные части речи: союз, предлог. Сочинительные и подчинительные союзы. Производные и непроизводные предлоги. Сложное предложение. |
Планируемые образовательные результаты: предметные: составлять алгоритм или план выполнения задания, обнаруживать союзы, отличать их от наречий и местоимений с предлогами; обнаруживать предлоги, отличать их от самостоятельных частей речи; правильно писать предлоги и союзы; определять вид сложного предложения, различать сложное предложение и предложение с однородными членами, правильно ставить знаки препинания при них. |
Метапредметные результаты:
Коммуникативные:
- Развивать умение слушать и понимать других;
- Оформлять свои мысли в устной и письменной форме, развивать умение работать в группе и в паре;
- Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка
Регулятивные:
- Развивать умение высказывать своё предположение на основе предыдущих знаний;
- Развивать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- Осознавать познавательную и личностную рефлексию;
- Прогнозировать предстоящую работу (составлять план/алгоритм); проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные:
- Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе создания алгоритма.
Личностные:
- Формирование устойчивой мотивации к познавательной деятельности;
- Формирование умения выражать свои мысли в группе и в паре
План - конспект урока | Прогнозируемые результаты | |||||
Структурный компонент урока | Методы обучения | Действия учителя | Действия учеников | Формы обучения | УУД | |
Мотивация к учебной деятельности. 1.Организационный этап. (цель: мобилизировать внимание школьников, создать мотивацию, актуализировать знания) | коммуникативный | 1. Приветствие учащихся. Здравствуйте, ребята! Сегодня прекрасный весенний день. Солнышко заглянуло к нам в класс, улыбнитесь друг другу. Запишите в тетрадях красиво и аккуратно дату. «Классная работа» (слайд №1)
| Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем столе, демонстрируют готовность к уроку, записывают в тетради дату. | Индивидуальная. | Регулятивные УУД: - волевая саморегуляция; Познавательные УУД: - общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные УУД: - смыслообразование (Я должен посмотреть…) Коммуникативные УУД: - планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками. | |
Постановка учебной задачи, целей урока. 2. Постановка цели и задач урока. 2. 1. Совместная формулировка темы урока. (цель: создать мотив к решению проблемной ситуации) | Словесно - коммуникативный | Скажите, пожалуйста, что вам было задано на дом? Исходя из домашнего прошлого задания, попытайтесь сформулировать тему сегодняшнего урока. ( Запись темы на доске. «Союзы и предлоги. Повторение и обобщение».) Слайд № 2. | Формулируют тему урока, записывают в тетради. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | 1) Познавательные: - умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. 2)Учебные: знать служебные части речи: союзы, предлоги | ||
2.2. Совместная формулировка целей. | Словесно - коммуникативный | Каковы цели урока? (учитель дополняет) Сегодня вы должны показать все свои знания, полученные при изучении темы. Если вы будете работать дружно, активно, то вершина знаний вам покорится. | Учащиеся формулируют цели урока. | Индивидуальная, групповая | 1) Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, - планирование, - прогнозирование. 2) Познавательные: - умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. 3) Коммуникативные: владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе выполнения учебной задачи. | |
Актуализация знаний и фиксирование затруднений. 3. Проверка Домашнего задания. 3.1 Выступление исследователей. | исследовательский | А теперь настало время выслушать доклад нашего историка. Слайд №4. | Сообщение ученика (индивидуальное исследовательское задание к уроку). (Смотрите ресурсный материал) | Индивидуальное выступление |
Сотрудничество с преподавателем и со сверстниками. Извлекают необходимую информацию из сообщений сверстников. Осуществляют логические операции. 2.Регулятивные: оценивают результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме. | |
3.2 Слово теоретиков | исследовательский | А теперь наши теоретики ответят на вопрос: «Что такое союз в лингвистике?» | Сообщение ученика (индивидуальное исследовательское задание к уроку). (Союз в лингвистике – служебная часть речи, служащая для соединения однородных членов и предложений.) Оценивают выступления товарищей. | Индивидуальное выступление | Личностные: понимают, что русский язык является одной из национально – культурных ценностей русского народа, осознают определяющую роль родного языка в развитии личности. | |
| Приём “Мозговая атака”. | Для дальнейшей работы распределимся на 2 группы. А теперь вспомните всё, что вы уже знаете о союзах и предлогах как о частях речи. Каждая группа получает карточки с вопросами по теории. Сидящие за одной партой задают друг другу по 2 вопроса. (Так опрашиваются пары учащихся.) Поменяйтесь оценочными листами, поставьте оценки друг другу. Вопрос эксперта (учителя) парам (группам): 8.Что общего между предлогами и союзами и чем они отличаются друг от друга? (отвечают вместе) (Отвечают вместе). Учитель направляет действия, корректирует ответы. | Задают друг другу вопросы, формулируют связные ответы на поставленные вопросы. Оценивают ответы товарищей. Выполняют взаимооценку. Вместе выделяют этапы ответа на поставленный вопрос. Отвечают на поставленный вопрос. Проверка по эталону: (презентация, слайды № 6, 7 ) | Устная работа в парах, в группах. При ответе на вопрос эксперта (учителя) фронтальный опрос. | 1) Регулятивные: - контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном. Владеют способами конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками, оценивание достигнутых результатов. 2) Познавательные: -умение осознанно и произвольно строить высказывания.
Владение коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, проявляют способность правильно излагать свои мысли в устной форме. | |
Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону. 4.Применение знаний и умений в новой ситуации. | Нагядный. Ситуационный анализ. | Прочитайте задание внимательно. Какие этапы работы вы выделили? (Направляет и корректирует работу учащихся) Презентация, кадр №8 | Читают задание, выделяют этапы работы над заданием, выполняют задание письменно в тетради. Меняются тетрадями, выполняют взаимопроверку по эталону (презентация кадр №9), выставляют оценки в оценочные листы. | Работа в парах. | 1)Коммуникативные: - умение выражать свои мысли - оценивание качества учебной деятельности 2) Регулятивные: - контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном, оценка результатов деятельности. 3) Познавательные: Владение всеми видами речевой деятельности, отбор и систематизация информации, применение приобретённых знаний. | |
5. Орфографическая минутка (Диктант в парах по упр. 394). Домашнее задание (цель: дать установку на отработку определенных умений) | Словесно – коммуникативный. Тренинг | Учитель предлагает учащимся продиктовать друг другу по 7 словарных слов, записать в тетради, выполнить взаимопроверку, поставить оценки в оценочные листы. дифференцированное домашнее задание, демонстрируя его на слайде. Выставляет обучающимся отметки за работу на уроке в журнал. | Диктуют друг другу по 7 слов. Делают записи в тетради. Выполняют взаимопроверку по эталону. Ставят оценки в оценочные листы. | Работа в парах. | 1)Коммуникативные: умение внимательно слушать и писать под диктовку. 2) Регулятивные: Осуществляют контроль, коррекцию и оценку деятельности. 3) Познавательные: владение всеми видами речевой деятельности. | |
6. Обобщение и систематизация знаний. 6. 1.Работа с карточками - заданиями | Тренинг+ активное осмысление знаний | Учитель предлагает выполнить работу с карточками – заданиями. | Учащиеся читают задание, выделяют этапы работы, выполняют задание, производят взаимопроверку по эталону (презентация, кадр №10), выставляют оценки в оценочные листы. | Работа в парах. | 1)Коммуникативные: - умение выражать свои мысли - оценивание качества учебной деятельности 2) Регулятивные: - контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном, оценка результатов деятельности 3) Познавательные: извлечение и анализ информации. | |
6. 2. Работа над упражнением 346. (Самостоятельное выполнение с последующей проверкой) | Словесный, поисковый | Предлагает выполнить упражнение №346. Прочитайте задание внимательно. Какие этапы работы вы выделили? (Направляет и корректирует работу учащихся) Записывает этапы работы над упражнением на доске. ( 1 Этап работы – выразительное прочтение текста. 2 этап - определение типа и стиля текста. 3 этап - проверка орфографии. 4. Зачитать выделенные союзы и предлоги. 5. Проверка постановки знаков препинания) | Принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств её решения. Производят самопроверку и взаимооценку. | Работа в парах. |
| |
Этап рефлексии деятельности. 7. Рефлексия.7. 1. Домашнее задание (упр. 400) | Словесно – коммуникативный. | Записывает задание на доске, предлагает сделать записи в дневниках. | Записывают задание в дневники, выделяют этапы работы над упражнением, задают уточняющие вопросы. | 1)Комммуникативные: владеют коммуникативно – целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, участия в обсуждениях. 2)Регулятивные: определяют последовательность действий 3) Познавательные: владение всеми видами речевой деятельности. | ||
7. 2. Подведение итогов. Рефлексия. | Предлагает подвести итог урока. Какие цели мы ставили? Как мы их достигли? Какие трудности появились в процессе работы? Как вы их преодолели? Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? Дайте оценку нашей работе. | Отвечают на поставленные вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. Проводят самоанализ своей деятельности на уроке. Оценивают свою работу и работу товарищей. (Листы самооценки) Стоят речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. Владеют навыками самоанализа учебной деятельности. | 1)Комммуникативные: владеют коммуникативно целессобразным взаимодействием в процессе речевого общения. 2)Регулятивные: оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме. 3) Познавательные: владение всеми видами речевой деятельности. | |||
7. 3. Написание синквейна. | Кейс – метод: написание синквейна. | Предлагает написать синквейн к уроку. Слайд №13 (Работа в парах[ (группах). Каждая группа зачитывает свой синквейн). 1 группа – союз. 2 группа – предлог. | Работают в группах. Каждая пара (группа) зачитывает свой синквейн. | Работа в парах | 1)Комммуникативные: Владеют логическими действиями: анализом, синтезом, обобщением. Проявляют способность правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 2) Регулятивные: Оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме. 3) Познавательные: владение всеми видами речевой деятельности. | |
Ресурсный материал. | ||||||
Из истории слова СОЮЗ. Слово «союз» очень древнее. Когда-то в нем выделялась приставка со-, имеющая значение «вместе», и корень -юз- со значением «связь», близкий по значению к словам «узы», «узел». Приставка со- в значении «вместе» есть во многих словах русского языка: сотрудник, соавтор и т.д. Значит, союз – это еще и то, что нас соединяет, объединяет, скрепляет. Не многие знают, что союз по происхождению является греческим. Несмотря на то, что это количественно небольшая группа служебных слов, по частоте употребления она занимает седьмое место (и главенствует в ней союз и). Кстати, очень любил этот союз А.С.Пушкин. Свидетельство тому – строки из его произведений. Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь. В Толковом словаре живого великорусского языка В.И.Даля так определил значение слова «союз»: «Взаимные узы, связь, скрепа, сцепление; часть речи, связующая слова». |
Подписи к слайдам:
Проверьте себя У н его (личн., Р.п), расспрашивать о ней (личн., П.п), прибывать на вокзал с н ими (личн., Т.п), сколько (относит.) врем ени , любуюсь е ю (личн., Т.п), грущу по ва с (личн.,П.п), их (притяж.) дом, её (притяж.) пальто, кое - кому (неопред., Д.п) рассказать .
Критерии оценивания : 0-1 ошибка – «5» 2-4 ошибки – «4» 5-6 ошибок – «3» 7 и более ошибок – «2»
Книги – это наши учителя, помощники, друзья, советчики. Учитесь ценить их с детских лет. Эти волшебники расскажут тебе о далёком прошлом, поведают о настоящем, увлекут в мир будущего. Они развивают ум, помогут вырабатывать характер. Выбирайте для чтения такие книги, которые облагораживают душу, тревожат сердце, формируют вкус.
Облагораживать – сделать благородным, т.е. честным, открытым, высоконравственным , исключительным по своим качествам. Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. ( С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка». - М.: ООО «ИНФОТЕКС», 2009г.)
Проверь себя: Наши – притяжательное Их – личное (3 лицо – они) Тебе – личное (2 лицо - ты) Они – личное (3 лицо) Которые – относительное
Определяем проблему урока, обсуждая в парах эти такие ?
«Открываем» новые знания Указательные местоимения Разряд Место- имения Значения Вопросы Постоян-ные признаки Изменяют-ся Синтакси-ческая роль
Указательные местоимения Разряд Место- имения Значения Вопросы Постоян-ные признаки Изменяют-ся Синтакси-ческая роль Указа-тель-ные Тот этот такой таков столько сей Указа-тельное значение Какой? Каков? Сколько? Разряд (указатель-ные местоимения) По падежам, некоторые - по родам и числам Могут быть любыми членами предложения
Узнаем указательные местоимения в тексте: Упражнение 439 на стр.185
Проверь себя Те места ( какие? – определение) Такого города ( какие? – определение) Этого читателя ( какого? – определение) Таков книголюб ( каков? – сказуемое )
Выпишите номера словосочетаний с указательными местоимениями: 1) помнить всегда 2) сколько времени 3) моего соседа 4) такой цветок 5) кое-где виднеются 6) видно отсюда 7) обещать себе 8) за этим зданием 9) после стольких попыток 10) всюду раздаётся 11) приветствую тебя 12) возле той речки
Ответы: 4, 8, 9, 12 1) - 2) - 3) - 4) – такой цветок 5) - 6) - 7) - 8) за этим зданием 9) после стольких попыток 10) - 11) - 12) возле той речки
Домашнее задание Уровень С: (на отметку «5») 1)§ 77 , 2) написать сочинение-рассуждение на тему «Роль книги в моей жизни», используя указательные местоимения. Уровень b : ( на отметку« 4 ») 1) § 77 , 2) упр. 4 37 стр. 1 8 4 .
Оцени свои знания Лист самооценки Задание Оценка 1. 2. 3. 4. 5.
Спасибо за сотрудничество
Предварительный просмотр:
Анкета – заявка
На участие в муниципальном конкурсе профессионального мастерства педагогов «Методическая система современного учителя»
По первому направлению – учителя русского языка и литературы.
- Сизинцева Марина Анатольевна
- Место работы: Большеугреневский филиал МКОУ «Новиковская СОШ имени Федорова Н, Д.».
- Должность: Учитель русского языка и литературы.
- Педагогический стаж работы: 19 лет. 5.Преподаваемый предмет: русский язык и литература.
- Номинация «Конспект урока».
- Тема урока: «Время глагола». Русский язык, 5 класс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....
«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс
Данная работа посвящена 1150- летию образования российской государственности. В работе представлены: история образования российской государственности, история симво...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind
Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...