- Орг.момент. Актуализация знаний
- Проверка домашнего задания
- Осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий
- Самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем учителя. Работа в группах с текстом.
- Обобщение и систематизация результатов выполненных заданий
- Постановка домашнего задания
- Рефлексия
| Мы продолжаем знакомиться с произведением Д.И. Фонвизина «Недоросль» и его особенностями. - В каком жанре оно написано? - В каком году и где состоялась премьера пьесы? В 1766 г. Д.И. Фонвизин выступал с первой комедией «Бригадир» о русских нравах, которая, по словам Н.И. Панина, очень понравилась императрице Екатерине II. В комедии «Недоросль», как заметил П.А. Вяземский, «автор уже не шутит, не смеётся, а негодует на порок и клеймит его без пощады…». Но Екатерина всё же разрешает постановку пьесы в театрах Петербурга и Москвы. Успех был полный, публика аплодировала пьесе метанием кошельков на сцену. Знаменитый Григорий Потёмкин сказал тогда: «Умри, Денис, лучше не напишешь!» - Какое литературное направление господствовало в XVIII веке?
- Каков идеал человека для классицистов? - Есть ли такие герои в комедии «Недоросль»? - Какие идеи они исповедуют?
Дома вам нужно было найти значение слов «гражданин» и «недоросль». Давайте рассмотрим эти понятия.
- Что значит, в вашем понимании, быть гражданином?
- Кто такой «недоросль»?
- В каком значении использует автор слово «недоросль»? Действительно, второе значение этого слова появилось в словаре благодаря комедии Д.И. Фонвизина. Если посмотреть в словарь В.И. Даля, то там только одно значение слова. Давайте рассмотрим образ Митрофана и подумаем, можно ли его назвать истинным гражданином своей Родины. 1 группа – Найдите в тексте, о чём заботилась Простакова, воспитывая сына. 2 группа – Найдите сцену урока. Чему Митрофан учится на уроке? 3 группа – Каков итог воспитания и беззаветной преданности матери своему ребёнку?
- Каким видит сына Простакова?
Давайте прочтём по ролям Д. 1 явл. 4. - Каким мы видим Митрофанушку на самом деле? Чтение по ролям 2 группа – Д.4 явл.8 – разговор о грамматике (склонение слова «дверь»)
- К чему приводит воспитание Простаковой? 3 гр. по ролям читает Д.5 явл. Последнее – отношение Митрофана к матери. - Что Д.И. Фонвизин высмеивает в образе Митрофана и Простаковой?
- Может ли такой Митрофан – недоросль быть истинным гражданином? Почему?
- Какие пороки в образе Митрофана высмеивает Д.И. Фонвизин? - Как бы вы определили тему сегодняшнего урока?
А сейчас, обобщите всё сказанное сегодня на уроке и заполните таблицу с характерными чертами Митрофана. Митрофан (в переводе с греческого «являющий свою мать») | О воспитании и образовании |
| Основные черты характера |
| Отношение к другим людям |
| Отношение к просвещению |
| Отношение к родными близким людям |
| Особенности речи |
| Имя Митрофанушки стало нарицательным. Так называют молодых людей, ничего не знающих и ничего не желающих знать. |
- На следующем уроке мы продолжим анализировать комедию. Вам нужно: 1) прочитать по лицам Действие 1, явления 5,6,7 и ответить на вопрос «Чем смешна и одновременно страшна данная сцена?» 2) Подобрать цитаты к характеристикам: 1 гр. – Простакова 2 гр. – Стародум и Правдин 3 гр. – Еремеевна, Тришка. - Какой была тема нашего урока сегодня? - Что из обсуждаемого нами актуально сегодня для нас?
- Встречались ли вам в жизни люди, похожие на Митрофана? - Как вы думаете, а какая судьба в будущем ждёт героя пьесы Митрофана и людей, которые схожи с ним?
Комедия Фонвизина «Недоросль», хоть и была написана более двухсот лет назад, но актуальна до сих пор. Мы смеёмся над глупыми и жестокими Простаковыми и Скотиниными, которые пытаются прорваться в благородный мир образованных Страродума, Правдина, Милона. Противостояние идей, исповедуемых героями Фонвизина, их разное отношение к людям, поступкам, духовным ценностям не могут волновать нас и сегодня. Оценивание работы учащихся на уроке, с комментированием отметок. |
- Комедия - В 1782 году, в Петербурге.
- Классицизм.
- Законопослушный, добродетельный, образованный, воспитанный гражданин, который служит на благо Родины. - Да, Стародум и Правдин.
- Идеи передовых дворянских интеллигентов, остро критикующих «развращённый век» Екатерины II, её праздных и порочных вельмож и невежественных помещиков-крепостников. - Гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей. - Любить Родину, защищать её, соблюдать законы и уважать их, трудиться на её благо, быть честным и справедливым к окружающим людям. - В словаре С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой 2 значения этого слова. 1. – В России в XVIII веке молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший ещё на государственную службу. 2. – Глуповатый юноша – недоучка. - Это глупый юноша, неуч, невежа, лодырь и бездельник.
Д. 1, явл. 4; Д.2. явл. 6.
Д. 3, явл. 7, 8.
Д. 5, явл. Посл.
- Простакова считает сына ребёнком «деликатного сложения», всегда старается ему угодить. Чтение в группе по ролям. - Митрофан – обжора, с трудом отдохнув от обильного ужина, с утра уже пять булочек съел. Он не обременён ни умом, ни занятиями, ни совестью. - Сын грубит ей, не ценит её чувств, не жалеет мать, когда она падает в обморок. Ему всё равно, что будет с ним и семьёй. - Автор показывает грубость, которая хочет выглядеть любезно, жадность, которая прикрывается великодушием, а невежество претендует на образованность. - Сложно такого Митрофанушку назвать истинным гражданином. Он не имеет своего мнения, он глуп и ленив, любовь матери губит в нём личность. Она учит сына хитрости, изворотливости, лести и обману: «Мне очень мило, что Митрофанушка вперёд шагать не любит… Нашёл деньги – ни с кем не делись. Всё себе возьми, Митрофанушка. Не учись дурной науке!». Муж, который стал «подкаблучником», во всём поддакивает своей жене, не может стать примером мужественности для сына. Поэтому Митрофанушка живёт так, как советует ему мать. А она «рисует» счастливую жизнь с Софьюшкиными деньгами, конечно же, Митрофан соглашается: «Не хочу учиться, хочу жениться!» В разговоре о службе, он тоже согласен со всем: «По мне, куда велят». - Необразованность, невоспитанность, грубость. - Выслушиваются все мнения детей и приходим к названию темы урока: «Тема воспитания и образования в комедии «Недоросль»». Самостоятельное заполнение таблицы, коллективное обсуждение и обобщение учителем. Митрофан (в переводе с греческого «являющий свою мать») | О воспитании и образовании | Привык к безделью, приучен к сытной и обильной еде, свободное время проводит на голубятне. | Основные черты характера | Избалованный «маменькин сынок», выросший и сложившийся в невежественной среде крепостнического поместного дворянства. Не лишен от природы хитрости и сообразительности, но в то же время грубый и капризный. | Отношение к другим людям | Не уважает других людей. Еремеевну (няньку) называет «старой хрычовкой», угрожает ей суровой расправой; с учителями не разговаривает, а «лается» (по выражению Цыфиркина). | Отношение к просвещению | Умственное развитие крайне низко, испытывает непреодолимое отвращение к труду и учению. | Отношение к родными близким людям | Митрофан не знает любви ни к кому, даже к самым близким - к матери, отцу, нянюшке. | Особенности речи | Выражается односложно, в его языке много просторечий, слов и оборотов, заимствованных у дворовых. Тон его речи - капризный, пренебрежительный, порой грубый. | Имя Митрофанушки стало нарицательным. Так называют молодых людей, ничего не знающих и ничего не желающих знать. |
- Сегодня среди молодёжи довольно много «недорослей», которые не ставят пред собой целей, не хотят учиться, а пытаются найти во всём виноватых. Довольно много необразованных и невоспитанных людей, грубых и слабохарактерных. Поэтому нужно воспитывать в себе те качества, которые будут помогать в жизни: мобильность, толерантность, уверенность в себе, уделять больше времени знаниям, чтоб был широкий кругозор, быть грамотными и воспитанными. Ответы детей. - Здесь нельзя сказать однозначно, что ждёт героя. На его воспитание влияли различные факторы. Митрофан может остаться бестолковым и слабохарактерным, а женившись, стать «подкаблучником», как и отец. Или наоборот, будет грубым и жестоким человеком, как Скотинин. Но может он пойдёт «куда велят» и начнёт службу с низшей ступени карьерной лестница, постепенно будет учиться, образовываться и подниматься вверх, становясь истинным гражданином и приносящим пользу окружающим людям и Родине. |