«Приобщение к прекрасному» (комплексный анализ текста в 11 классе)
методическая разработка по литературе (11 класс)

Сергеева Елена Михайловна

Применение технологии развития критического мышления на уроках русского языка 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Пригородненская средняя общеобразовательная школа»

Вишнёвский филиал

Применение технологии развития критического мышления на уроках русского языка

Учитель Сергеева Е.М.

«Приобщение к прекрасному»

 (комплексный анализ текста в 11 классе)

  1. Вступительное слово.

В отечественной методике обучение родному языку всегда рассматривалось в неразрывной связи с развитием и воспитанием ученика. Основной целью образования в соответствии с ФГОС является воспитание личности гражданина России.

Становление личности – духовно-нравственное и эстетическое – в немалой степени зависит от речевой среды, текстов, которые мы слышим, читаем, произносим. Это они создают ту атмосферу, в которой формируется и совершенствуется личность.

Методическим средством, которое служит основой создания на уроках русского языка не только обучающей, но и воспитывающей, развивающей речевой среды, является текст. Именно текст позволяет создать благоприятную речевую среду, которая способствует совершенствованию чувства языка, развитию творческих и исследовательских способностей обучающихся, их коммуникативной компетенции.

Сегодня мы посмотрим, как можно использовать ТРКМ на уроке, посвящённом комплексному анализу текста.

  1. – Представьте себя в роли учеников. Заканчивается третья учебная четверть. Последние дни марта. На улице пасмурно и сыро. С каким настроением вы сегодня пришли на урок? На столах у вас лежат полоски разноцветной бумаги. Поднимите ту, которая соответствует вашему настроению.

(Нетрудно догадаться, что многие, в связи с пасмурной погодой,  поднимут полоски тёмных цветов.)

- Да, настроение, прямо скажем, неважное. Постараюсь его вам немного приподнять. Послушайте звуки весеннего леса.

(Включается презентация «Приобщение к прекрасному».

Слайд: на фоне зарисовок весенней природы звучат птичьи голоса)

- Какие ассоциации вызывают у вас эти звуки? Создайте словесный этюд «Утром в весеннем лесу».

(Слайд -  например: «Весеннее утро распахнулось небесной синевой. В лесу солнечно, тепло. В воздухе сладостный аромат берёзового сока. Птицы, радуясь солнцу, выводят свои радужные трели. Так хочется после долгой,  глухой зимы оказаться в весеннем лесу, насладиться его красотой»).

- После такого виртуального похода в весенний лес мы вполне можем согласиться с И.Буниным.

(Слайд – И.Бунин: «Ты раскрой мне, природа, объятья, чтоб я слился с красою твоей…»)

  1. – Поможет нам насладиться красотой весеннего леса и лирическая миниатюра В.П.Деткова «Доброго леса».

- Что вы знаете о её авторе?

(Слайд: Биографическая справка о писателе.)

  1. - Прочитаем текст лирической миниатюры и выполним задания к нему.

Доброго леса

В апрельскую субботу отправился за сморчками. Лес уже шагнул навстречу лету: подсох, зеленью задымился, обрёл новые голоса птиц…  Сквозь лёгкий прельный запах прошлогодней листвы свежестью пробивается дух берёзового сока. Он хранит в себе память о снеге и тайну первого листа… Хорошо, хмельно им дышится. Мысли и чувства светлеют добротой. И грибная неудача лишь забавляет.

Перепробовал все свои заговоры и нашёптывания; но сморчков нет как нет.  Все бугорки живут лишь мгновением надежды. Вскроешь – а там упрямый стебелёк травы пробивается сквозь лежалую листву. Что ж, и в том польза – помог зелёному дружку плечи расправить…  Пошептался с ним -  и дальше.

Так, в игре-охоте, время летит неприметно. Всё здесь одно к одному – увлекает новизной. У каждого дерева и куста – своё особое выражение.  И даже если ты без труда признаёшь их зимой и летом, сейчас, по весне, тебя ждёт немало сюрпризов. На что уж берёзка привычна глазу, но и она под светлой вуалью лопнувших почек смотрится таинственной незнакомкой.

Взглянул на иву, и первое, что подумалось о ней, - «щебечет». Стал доискиваться, почему такое слово пришло. То ли птичьи голоса определили впечатление, то ли ещё что… Не сразу отгадку нашёл. Но без птиц и правда не обошлось – на изогнутых ветвях первые пары желтоватых остроконечных листков как десятки раскрытых клювов.

Лес первое зелёное слово говорит, а птицы его подхватывают на все лады, солнцем высвечивают и разносят, дарят людям. И бойчей всех, на правах старожила, синичка выплёскивает своё «цви-цви». Не отстаёт от неё и зяблик, захлёбывается в восторге.  Зорянка,  та потише,  и песня её тоньше, светлая такая, точно паутинка на солнце. А дрозд ещё не распелся. Посвистывает, соловья кличет на  подмогу.

Живая тишина леса…  Вряд ли найдёшь место целебнее для оглушённого городского жителя. Зелень – лучшая тишина для глаз. А птичьи голоса лишь ласкают слух. Хочешь – вслушивайся в них. Задумался – они тебе не помеха. Наоборот, о чём-то напомнят, что-то подскажут.

Вот подумал об этом, а сам себя неуютно почувствовал… Что –то мешает мне говорить с лесом… Даже остановился, прислушался…

Ну, так и есть, это ж город с «домашним уютом» на природу пожаловал. Совсем рядом транзистор заголосил во все свои полупроводниковые лёгкие.

Два парня и девушка, должно быть студенты, развели у поваленного дерева огромный костёр, пьют вино из единственного стакана, передавая его по кругу, и, напрягая голоса, чтобы пересилить технику, на полукрике беседуют.

Подошёл. Поприветствовал. Извинился.

- Выключите, пожалуйста, на минутку свою «машину»…

Ребята было захорохорились, но девушка одним движением руки оборвала крикуна и выжидающе посмотрела на меня.

- Помолчим, - предложил я, присаживаясь на валежину, и поднял палец вверх. Пернатые певцы не подвели меня. Словно торжествуя свою победу над крикливой техникой, они ударили дружно…

Девушка кивнула с тихой улыбкой.

Опустил палец в сторону костра и «включил» его потрескивание и протяжное ветровое «фф-фф-фф»…

Отвёл руку в сторону порыва ветра – и шумливо заговорили одетые в облако первой зелени осины…

Не затягивая минуту молчания, встал, ещё раз извинился и не удержался от назидания:

- Сам тише – больше слышишь…

- Спасибо вам… - хорошо сказала девушка.

- Спасибо и вам… за внимание… Доброго леса…

И пошёл своей дорогой, с напряжением ожидая, словно выстрела в спину, транзисторного крика…

Но было тихо. Говорил только лес.

а)  Докажите, что этот текст относится к художественному стилю речи.

 (Автор словами рисует картину родной природы – лес ранней весной. Тексту присущи эмоциональность, яркость и выразительность. Состояние весенней природы помогает лирическому герою увидеть её красоту,  пробудиться от зимнего оцепенения, отдохнуть от городского «домашнего уюта», скрежета улиц, открыть в себе добрые мысли и чувства).

б) В тексте автор  удачно использует средства художественной выразительности. Вам предстоит поработать в группах:

1 группа выписывает из текста олицетворения;

2 группа – метафоры;

3 группа – сравнения;

4 группа – эпитеты;

5 группа – перифраз;

6 группа – синекдоху.

(Слайд ПК: олицетворения – «лес говорит», «лес шагнул навстречу», «неудача забавляет», «бугорки живут», «заговорили осины»;

метафоры – «лес задымился зеленью», «помог зелёному дружку плечи расправить», «под светлой вуалью лопнувших почек», «зелёное слово», «ива щебечет», «одетые в облако первой зелени осины»;

эпитеты – «упрямый стебелёк», «живая тишина»;

сравнения – «берёзка смотрится таинственной незнакомкой», «пары желтоватых остроконечных листков как десятки раскрытых клювов»; перифраз – «пернатые певцы»;

синекдоха – «город на природу пожаловал»).

- Какой же вывод вы сделаете?

Всё перечисленное говорит о том, что приведённый текст является примером художественного стиля речи.)

в) Какой тип речи преобладает в тексте: описание или повествование? Свой ответ обоснуйте. 

(Преобладает описание, так как текст представляет собой весенний пейзаж).

г) Найдите в тексте слова, которые характеризуют душевное состояние лирического героя. («Хорошо», «хмельно»; «неуютно»).

д)  Почему герой испытывает явно противоположные чувства? Ответить на данный вопрос нам поможет исследовательская работа по тексту. Выполните задание в группах:

1) найдите и выпишите слова, обозначающие те предметы и явления, которые заставляют лирического героя чувствовать себя неуютно в весеннем лесу;

2) найдите и выпишите слова, обозначающие предметы и явления, которые способствуют умиротворённости лирического героя («хорошо, хмельно дышится»).

По итогам работы в группах заполните следующую таблицу:

«неуютно»

«хорошо, хмельно»

то, что мешает слушать живую тишину леса, говорить с ним

то,  от чего мысли и чувства светлеют добротой

Слайд ПК:

«неуютно»

«хорошо, хмельно»

«транзистор заголосил во все полупроводниковые лёгкие»

«у поваленного дерева огромный костёр»

«пьют вино из единственного стакана»

«на полукрике беседуют»

 «дух берёзового сока»

 «упрямый стебелёк травы»

 «берёзка под светлой вуалью»

 «ива щебечет»

 «птицы зелёное слово солнцем  

 высвечивают и разносят»

                 

то, что мешает слушать живую тишину леса, говорить с ним

то,  от чего мысли и чувства светлеют добротой

е) Как вы понимаете смысл словосочетания «живая тишина»? Что включает в это понятие автор?

 Составьте кластер.

Слайд ПК:

 Например:

                                   живая тишина

                           

          зелень                                              птичьи голоса

лучшая тишина для глаз                          ласкают слух

                                 целебное средство

                                 для городского жителя                              

ё) - Читая текст, мы слышим музыку весеннего леса. Назовите лесных «оркестрантов». Как автор текста передаёт мелодии, выводимые ими?

(Пернатые певцы: синичка – «выплёскивает «цви-цви»; зяблик – «захлёбывается в восторге»; зорянка  - «песня её тоньше, светлая такая, словно паутинка на солнце»; дрозд – «посвистывает». «Потрескивание» костра; «протяжное ветровое «фф-фф-фф». Ива «щебечет», «шумливо заговорили осины»).

ж) - Как заканчивается лирическая миниатюра? («Тонкий» вопрос)

(«Было тихо. Говорил только лес»).  

- Почему транзисторный крик в лесу больше не повторился? («Толстый» вопрос)

(Лирический герой в конце повествования словно  «дирижёр» лесного оркестра. Человек, способный увидеть, услышать, почувствовать красоту родной природы, он сумел «открыть» ёё для тех, кто изначально был духовно «глух» и «слеп», показать им, как можно увидеть и услышать прекрасное в природе: «Сам тише – больше слышишь».)

з) - Как вы понимаете смысл пожелания: «Доброго леса»?

(ассоциируется с пожеланием «Доброго здоровья!»)

и) - К какой проблеме в качестве иллюстрации можно использовать данный текст?

(Проблема восприятия  красоты природы.  Как увидеть и услышать прекрасное в природе?)

к)  - Составьте синквейн.

Слайд ПК: например,

Лес

Добрый, живой

Шагнул, задымился, запел

Первое зелёное слово сказал

Лекарь

- Мы благодарны В.П. Деткову за приобщение к прекрасному в природе, за эстетическое наслаждение от чтения и анализа текста, за радость интеллектуального поиска.

 Всем спасибо!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приобщение к прекрасному Урок русского языка в 11 классе «Комплексный анализ текста» Учитель Вишнёвского филиала МКОУ « Пригородненская СОШ» Сергеева Е.М.

Слайд 7

Весеннее утро распахнулось небесной синевой. Солнечно. Тепло. В воздухе сладостный запах берёзового сока, распускающихся почек и первых лесных цветов. Повсюду раздаётся заливистый щебет птиц . После долгой , глухой зимы так хочется пройтись по весеннему лесу, вобрать в себя всю красоту, всю нежность, всю тёплую суть природы.

Слайд 8

Ты раскрой мне, природа, объятья, Чтоб я слился с красою твоей. И.А.Бунин

Слайд 9

Лирическая миниатюра «Доброго леса» Владимир Павлович Детков

Слайд 10

Владимир Павлович Детков родился в 1937 г. в подмосковном городе Наро-Фоминске в семье военнослужащего. Школу закончил в г. Шостке на Сумщине , затем учился в Азово-Черноморском сельскохозяйственном институте Ростовской области. Трудовая биография связана с Курской землёй: был агрономом, комсомольским работником, журналистом. В 1975 году окончил литературный институт. С 1978 года - член Союза писателей. С февраля 1987 года возглавил курскую областную писательскую организацию. Первая книга писателя «Встреча на рассвете» издана в 1978 году в г. Воронеже. В 1981 году вышла в свет вторая под названием «Три слова». Повесть «Свет мой милый» выпущена издательством «Современник» в 1984 году. В том же году на экраны страны вышел «Люблю. Жду. Лена», поставленный режиссёром С. Никоненко по повести В. Деткова. Позже публикуется повесть «Отава - поздняя трава», замечательная новелла «Молитва». Затем ответственный секретарь Курского отделения Союза писателей России

Слайд 11

Средства выразительности Олицетворение - Метафора - Сравнение – Эпитет - Перифраз - Синекдоха -

Слайд 12

Олицетворение – «лес говорит», «лес шагнул навстречу», «неудача забавляет», «бугорки живут», «заговорили осины» Средства выразительности Метафора – «лес задымился зеленью», «помог зелёному дружку плечи расправить», «под светлой вуалью лопнувших почек», «зелёное слово», «ива щебечет», «одетые в облако первой зелени осины» Сравнение – «берёзка смотрится таинственной незнакомкой», «пары желтоватых остроконечных листков как десятки раскрытых клювов»

Слайд 13

Средства выразительности Эпитет – «упрямый стебелёк», «живая тишина» Перифраз – «пернатые певцы» Синекдоха – «город на природу пожаловал»

Слайд 14

д ушевное состояние лирического героя «хорошо», «хмельно» « неуютно »

Слайд 15

д ушевное состояние лирического героя «хорошо», «хмельно» « неуютно » «дух берёзового сока» «упрямый стебелёк травы» «берёзка под светлой вуалью» «ива щебечет» «птицы зелёное слово солнцем высвечивают и разносят» «транзистор заголосил во все полупроводниковые лёгкие» «у поваленного дерева огромный костёр» «пьют вино из единственного стакана» «на полукрике беседуют» то, от чего мысли и чувства светлеют добротой то, что мешает слушать живую тишину леса, говорить с ним

Слайд 16

живая тишина с оставим кластер зелень птичьи голоса лучшая тишина для глаз ласкают слух целебное средство для городского жителя

Слайд 17

«тонкий» и «толстый» вопросы Как заканчивается миниатюра «Доброго леса»? Почему транзисторный крик больше не повторился? «Тонкий» вопрос «Толстый» вопрос

Слайд 18

К какой проблеме в качестве иллюстрации можно взять этот текст? Проблема восприятия красоты природы. Как увидеть и услышать прекрасное в природе?

Слайд 19

Составим синквейн Лес Добрый, живой Шагнул, задымился, запел Первое зелёное слово сказал ЛЕКАРЬ

Слайд 20

Мы благодарны В.П.Деткову за приобщение к прекрасному в природе, за эстетическое наслаждение от чтения и анализа текста, за радость интеллектуального поиска. Спасибо !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема «КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА» 9 класс

Задание части С в 9 классе представляет собой сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста. Именно это задание КИМа прверяет реальное состояние практических умений учащегося, а именно:понимать ...

Комплексный анализ текста. 9 класс.

Материал для подготовки к ГИА....

Функциональные стили речи. Комплексный анализ текста. 9 класс.

На уроке отрабатываются навыки работы с  текстами разных стилей.  Повторяются  стили речи: научный, официально-деловой, художественный. Проверяются грамматические умения  и навыки...

Комплексный анализ текста 5 класс

Данное задание может быть использовано на уроке русского языка в 5 классе...

Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень

Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...

Работа с текстом. Комплексный анализ текста. 9 класс.

Комплексный анализ текста предназначен для подготовки учащихся 9 класса ГИА по русскому языку. В него входит синтаксический материал части В9 - В14. Повторяются простое осложненное предложение, а так ...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...