«Приобщение к прекрасному» (комплексный анализ текста в 11 классе)
методическая разработка по литературе (11 класс)
Применение технологии развития критического мышления на уроках русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Приобщение к прекрасному» (комплексный анализ текста в 11 классе) | 40.41 КБ |
priobshchenie_k_prekrasnomu.pptx | 1.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Пригородненская средняя общеобразовательная школа»
Вишнёвский филиал
Применение технологии развития критического мышления на уроках русского языка
Учитель Сергеева Е.М.
«Приобщение к прекрасному»
(комплексный анализ текста в 11 классе)
- Вступительное слово.
В отечественной методике обучение родному языку всегда рассматривалось в неразрывной связи с развитием и воспитанием ученика. Основной целью образования в соответствии с ФГОС является воспитание личности гражданина России.
Становление личности – духовно-нравственное и эстетическое – в немалой степени зависит от речевой среды, текстов, которые мы слышим, читаем, произносим. Это они создают ту атмосферу, в которой формируется и совершенствуется личность.
Методическим средством, которое служит основой создания на уроках русского языка не только обучающей, но и воспитывающей, развивающей речевой среды, является текст. Именно текст позволяет создать благоприятную речевую среду, которая способствует совершенствованию чувства языка, развитию творческих и исследовательских способностей обучающихся, их коммуникативной компетенции.
Сегодня мы посмотрим, как можно использовать ТРКМ на уроке, посвящённом комплексному анализу текста.
- – Представьте себя в роли учеников. Заканчивается третья учебная четверть. Последние дни марта. На улице пасмурно и сыро. С каким настроением вы сегодня пришли на урок? На столах у вас лежат полоски разноцветной бумаги. Поднимите ту, которая соответствует вашему настроению.
(Нетрудно догадаться, что многие, в связи с пасмурной погодой, поднимут полоски тёмных цветов.)
- Да, настроение, прямо скажем, неважное. Постараюсь его вам немного приподнять. Послушайте звуки весеннего леса.
(Включается презентация «Приобщение к прекрасному».
Слайд: на фоне зарисовок весенней природы звучат птичьи голоса)
- Какие ассоциации вызывают у вас эти звуки? Создайте словесный этюд «Утром в весеннем лесу».
(Слайд - например: «Весеннее утро распахнулось небесной синевой. В лесу солнечно, тепло. В воздухе сладостный аромат берёзового сока. Птицы, радуясь солнцу, выводят свои радужные трели. Так хочется после долгой, глухой зимы оказаться в весеннем лесу, насладиться его красотой»).
- После такого виртуального похода в весенний лес мы вполне можем согласиться с И.Буниным.
(Слайд – И.Бунин: «Ты раскрой мне, природа, объятья, чтоб я слился с красою твоей…»)
- – Поможет нам насладиться красотой весеннего леса и лирическая миниатюра В.П.Деткова «Доброго леса».
- Что вы знаете о её авторе?
(Слайд: Биографическая справка о писателе.)
- - Прочитаем текст лирической миниатюры и выполним задания к нему.
Доброго леса
В апрельскую субботу отправился за сморчками. Лес уже шагнул навстречу лету: подсох, зеленью задымился, обрёл новые голоса птиц… Сквозь лёгкий прельный запах прошлогодней листвы свежестью пробивается дух берёзового сока. Он хранит в себе память о снеге и тайну первого листа… Хорошо, хмельно им дышится. Мысли и чувства светлеют добротой. И грибная неудача лишь забавляет.
Перепробовал все свои заговоры и нашёптывания; но сморчков нет как нет. Все бугорки живут лишь мгновением надежды. Вскроешь – а там упрямый стебелёк травы пробивается сквозь лежалую листву. Что ж, и в том польза – помог зелёному дружку плечи расправить… Пошептался с ним - и дальше.
Так, в игре-охоте, время летит неприметно. Всё здесь одно к одному – увлекает новизной. У каждого дерева и куста – своё особое выражение. И даже если ты без труда признаёшь их зимой и летом, сейчас, по весне, тебя ждёт немало сюрпризов. На что уж берёзка привычна глазу, но и она под светлой вуалью лопнувших почек смотрится таинственной незнакомкой.
Взглянул на иву, и первое, что подумалось о ней, - «щебечет». Стал доискиваться, почему такое слово пришло. То ли птичьи голоса определили впечатление, то ли ещё что… Не сразу отгадку нашёл. Но без птиц и правда не обошлось – на изогнутых ветвях первые пары желтоватых остроконечных листков как десятки раскрытых клювов.
Лес первое зелёное слово говорит, а птицы его подхватывают на все лады, солнцем высвечивают и разносят, дарят людям. И бойчей всех, на правах старожила, синичка выплёскивает своё «цви-цви». Не отстаёт от неё и зяблик, захлёбывается в восторге. Зорянка, та потише, и песня её тоньше, светлая такая, точно паутинка на солнце. А дрозд ещё не распелся. Посвистывает, соловья кличет на подмогу.
Живая тишина леса… Вряд ли найдёшь место целебнее для оглушённого городского жителя. Зелень – лучшая тишина для глаз. А птичьи голоса лишь ласкают слух. Хочешь – вслушивайся в них. Задумался – они тебе не помеха. Наоборот, о чём-то напомнят, что-то подскажут.
Вот подумал об этом, а сам себя неуютно почувствовал… Что –то мешает мне говорить с лесом… Даже остановился, прислушался…
Ну, так и есть, это ж город с «домашним уютом» на природу пожаловал. Совсем рядом транзистор заголосил во все свои полупроводниковые лёгкие.
Два парня и девушка, должно быть студенты, развели у поваленного дерева огромный костёр, пьют вино из единственного стакана, передавая его по кругу, и, напрягая голоса, чтобы пересилить технику, на полукрике беседуют.
Подошёл. Поприветствовал. Извинился.
- Выключите, пожалуйста, на минутку свою «машину»…
Ребята было захорохорились, но девушка одним движением руки оборвала крикуна и выжидающе посмотрела на меня.
- Помолчим, - предложил я, присаживаясь на валежину, и поднял палец вверх. Пернатые певцы не подвели меня. Словно торжествуя свою победу над крикливой техникой, они ударили дружно…
Девушка кивнула с тихой улыбкой.
Опустил палец в сторону костра и «включил» его потрескивание и протяжное ветровое «фф-фф-фф»…
Отвёл руку в сторону порыва ветра – и шумливо заговорили одетые в облако первой зелени осины…
Не затягивая минуту молчания, встал, ещё раз извинился и не удержался от назидания:
- Сам тише – больше слышишь…
- Спасибо вам… - хорошо сказала девушка.
- Спасибо и вам… за внимание… Доброго леса…
И пошёл своей дорогой, с напряжением ожидая, словно выстрела в спину, транзисторного крика…
Но было тихо. Говорил только лес.
а) Докажите, что этот текст относится к художественному стилю речи.
(Автор словами рисует картину родной природы – лес ранней весной. Тексту присущи эмоциональность, яркость и выразительность. Состояние весенней природы помогает лирическому герою увидеть её красоту, пробудиться от зимнего оцепенения, отдохнуть от городского «домашнего уюта», скрежета улиц, открыть в себе добрые мысли и чувства).
б) В тексте автор удачно использует средства художественной выразительности. Вам предстоит поработать в группах:
1 группа выписывает из текста олицетворения;
2 группа – метафоры;
3 группа – сравнения;
4 группа – эпитеты;
5 группа – перифраз;
6 группа – синекдоху.
(Слайд ПК: олицетворения – «лес говорит», «лес шагнул навстречу», «неудача забавляет», «бугорки живут», «заговорили осины»;
метафоры – «лес задымился зеленью», «помог зелёному дружку плечи расправить», «под светлой вуалью лопнувших почек», «зелёное слово», «ива щебечет», «одетые в облако первой зелени осины»;
эпитеты – «упрямый стебелёк», «живая тишина»;
сравнения – «берёзка смотрится таинственной незнакомкой», «пары желтоватых остроконечных листков как десятки раскрытых клювов»; перифраз – «пернатые певцы»;
синекдоха – «город на природу пожаловал»).
- Какой же вывод вы сделаете?
Всё перечисленное говорит о том, что приведённый текст является примером художественного стиля речи.)
в) Какой тип речи преобладает в тексте: описание или повествование? Свой ответ обоснуйте.
(Преобладает описание, так как текст представляет собой весенний пейзаж).
г) Найдите в тексте слова, которые характеризуют душевное состояние лирического героя. («Хорошо», «хмельно»; «неуютно»).
д) Почему герой испытывает явно противоположные чувства? Ответить на данный вопрос нам поможет исследовательская работа по тексту. Выполните задание в группах:
1) найдите и выпишите слова, обозначающие те предметы и явления, которые заставляют лирического героя чувствовать себя неуютно в весеннем лесу;
2) найдите и выпишите слова, обозначающие предметы и явления, которые способствуют умиротворённости лирического героя («хорошо, хмельно дышится»).
По итогам работы в группах заполните следующую таблицу:
«неуютно» | «хорошо, хмельно» |
то, что мешает слушать живую тишину леса, говорить с ним | то, от чего мысли и чувства светлеют добротой |
Слайд ПК:
«неуютно» | «хорошо, хмельно» |
«транзистор заголосил во все полупроводниковые лёгкие» «у поваленного дерева огромный костёр» «пьют вино из единственного стакана» «на полукрике беседуют» | «дух берёзового сока» «упрямый стебелёк травы» «берёзка под светлой вуалью» «ива щебечет» «птицы зелёное слово солнцем высвечивают и разносят»
|
то, что мешает слушать живую тишину леса, говорить с ним | то, от чего мысли и чувства светлеют добротой |
е) Как вы понимаете смысл словосочетания «живая тишина»? Что включает в это понятие автор?
Составьте кластер.
Слайд ПК:
Например:
живая тишина
зелень птичьи голоса
лучшая тишина для глаз ласкают слух
целебное средство
для городского жителя
ё) - Читая текст, мы слышим музыку весеннего леса. Назовите лесных «оркестрантов». Как автор текста передаёт мелодии, выводимые ими?
(Пернатые певцы: синичка – «выплёскивает «цви-цви»; зяблик – «захлёбывается в восторге»; зорянка - «песня её тоньше, светлая такая, словно паутинка на солнце»; дрозд – «посвистывает». «Потрескивание» костра; «протяжное ветровое «фф-фф-фф». Ива «щебечет», «шумливо заговорили осины»).
ж) - Как заканчивается лирическая миниатюра? («Тонкий» вопрос)
(«Было тихо. Говорил только лес»).
- Почему транзисторный крик в лесу больше не повторился? («Толстый» вопрос)
(Лирический герой в конце повествования словно «дирижёр» лесного оркестра. Человек, способный увидеть, услышать, почувствовать красоту родной природы, он сумел «открыть» ёё для тех, кто изначально был духовно «глух» и «слеп», показать им, как можно увидеть и услышать прекрасное в природе: «Сам тише – больше слышишь».)
з) - Как вы понимаете смысл пожелания: «Доброго леса»?
(ассоциируется с пожеланием «Доброго здоровья!»)
и) - К какой проблеме в качестве иллюстрации можно использовать данный текст?
(Проблема восприятия красоты природы. Как увидеть и услышать прекрасное в природе?)
к) - Составьте синквейн.
Слайд ПК: например,
Лес
Добрый, живой
Шагнул, задымился, запел
Первое зелёное слово сказал
Лекарь
- Мы благодарны В.П. Деткову за приобщение к прекрасному в природе, за эстетическое наслаждение от чтения и анализа текста, за радость интеллектуального поиска.
Всем спасибо!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Весеннее утро распахнулось небесной синевой. Солнечно. Тепло. В воздухе сладостный запах берёзового сока, распускающихся почек и первых лесных цветов. Повсюду раздаётся заливистый щебет птиц . После долгой , глухой зимы так хочется пройтись по весеннему лесу, вобрать в себя всю красоту, всю нежность, всю тёплую суть природы.
Ты раскрой мне, природа, объятья, Чтоб я слился с красою твоей. И.А.Бунин
Лирическая миниатюра «Доброго леса» Владимир Павлович Детков
Владимир Павлович Детков родился в 1937 г. в подмосковном городе Наро-Фоминске в семье военнослужащего. Школу закончил в г. Шостке на Сумщине , затем учился в Азово-Черноморском сельскохозяйственном институте Ростовской области. Трудовая биография связана с Курской землёй: был агрономом, комсомольским работником, журналистом. В 1975 году окончил литературный институт. С 1978 года - член Союза писателей. С февраля 1987 года возглавил курскую областную писательскую организацию. Первая книга писателя «Встреча на рассвете» издана в 1978 году в г. Воронеже. В 1981 году вышла в свет вторая под названием «Три слова». Повесть «Свет мой милый» выпущена издательством «Современник» в 1984 году. В том же году на экраны страны вышел «Люблю. Жду. Лена», поставленный режиссёром С. Никоненко по повести В. Деткова. Позже публикуется повесть «Отава - поздняя трава», замечательная новелла «Молитва». Затем ответственный секретарь Курского отделения Союза писателей России
Средства выразительности Олицетворение - Метафора - Сравнение – Эпитет - Перифраз - Синекдоха -
Олицетворение – «лес говорит», «лес шагнул навстречу», «неудача забавляет», «бугорки живут», «заговорили осины» Средства выразительности Метафора – «лес задымился зеленью», «помог зелёному дружку плечи расправить», «под светлой вуалью лопнувших почек», «зелёное слово», «ива щебечет», «одетые в облако первой зелени осины» Сравнение – «берёзка смотрится таинственной незнакомкой», «пары желтоватых остроконечных листков как десятки раскрытых клювов»
Средства выразительности Эпитет – «упрямый стебелёк», «живая тишина» Перифраз – «пернатые певцы» Синекдоха – «город на природу пожаловал»
д ушевное состояние лирического героя «хорошо», «хмельно» « неуютно »
д ушевное состояние лирического героя «хорошо», «хмельно» « неуютно » «дух берёзового сока» «упрямый стебелёк травы» «берёзка под светлой вуалью» «ива щебечет» «птицы зелёное слово солнцем высвечивают и разносят» «транзистор заголосил во все полупроводниковые лёгкие» «у поваленного дерева огромный костёр» «пьют вино из единственного стакана» «на полукрике беседуют» то, от чего мысли и чувства светлеют добротой то, что мешает слушать живую тишину леса, говорить с ним
живая тишина с оставим кластер зелень птичьи голоса лучшая тишина для глаз ласкают слух целебное средство для городского жителя
«тонкий» и «толстый» вопросы Как заканчивается миниатюра «Доброго леса»? Почему транзисторный крик больше не повторился? «Тонкий» вопрос «Толстый» вопрос
К какой проблеме в качестве иллюстрации можно взять этот текст? Проблема восприятия красоты природы. Как увидеть и услышать прекрасное в природе?
Составим синквейн Лес Добрый, живой Шагнул, задымился, запел Первое зелёное слово сказал ЛЕКАРЬ
Мы благодарны В.П.Деткову за приобщение к прекрасному в природе, за эстетическое наслаждение от чтения и анализа текста, за радость интеллектуального поиска. Спасибо !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема «КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА» 9 класс
Задание части С в 9 классе представляет собой сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста. Именно это задание КИМа прверяет реальное состояние практических умений учащегося, а именно:понимать ...
Комплексный анализ текста. 9 класс.
Материал для подготовки к ГИА....
Функциональные стили речи. Комплексный анализ текста. 9 класс.
На уроке отрабатываются навыки работы с текстами разных стилей. Повторяются стили речи: научный, официально-деловой, художественный. Проверяются грамматические умения и навыки...
Комплексный анализ текста 5 класс
Данное задание может быть использовано на уроке русского языка в 5 классе...
Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень
Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...
Работа с текстом. Комплексный анализ текста. 9 класс.
Комплексный анализ текста предназначен для подготовки учащихся 9 класса ГИА по русскому языку. В него входит синтаксический материал части В9 - В14. Повторяются простое осложненное предложение, а так ...
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...