Рабочая программа учебного предмета "Литература" 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс)

  • Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ООО: приказ Минобрнауки РФ № 1577 от 31. 12. 2015 «О внесении изменений в ФГОС основного общего образования, утверждённый приказом МО и науки РФ от 17. 12. 2010 № 1897».
  • Рабочая программа разработана на основе примерной программы ООО по литературе: В.Я. Коровина. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2017 г.
  • Основной образовательной программы ФГОС основного общего образования Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Панаевская школа-интернат» (приказ от 31.08.2015 №   251-од).

Рабочая программа ориентирована на учебник:

Порядковый номер учебника в Федеральном перечне

Авторский коллектив

Название учебника

Класс

Издатель учебника

1.2.1.2.2.4

В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин

Литература

8 класс

«Просвещение»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit._rp_8b_19-20_sd.doc447 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Панаевская школа-интернат»

Рассмотрено на заседании МО

учителей гуманитарного цикла

Согласовано

«УТВЕРЖДАЮ»

Протокол №1

Зам. директора по УВР

Директор Панаевской школы-

от 27 августа 2019г.

___________/Храброва Н.Г.

интерната

Руководитель МО

__________/Дубникова Е.В.

_____________/Мухаметова Э.М.

от 28 августа 2019г.

Приказ №

от 29 августа 2019г.

Рабочая программа

учебного предмета

литература

8б класс

Составитель: Бакулина Ирина Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

с. Панаевск

2019г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  • Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ООО: приказ Минобрнауки РФ № 1577 от 31. 12. 2015 «О внесении изменений в ФГОС основного общего образования, утверждённый приказом МО и науки РФ от 17. 12. 2010 № 1897».
  • Рабочая программа разработана на основе примерной программы ООО по литературе: В.Я. Коровина. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2017 г.
  • Основной образовательной программы ФГОС основного общего образования Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Панаевская школа-интернат» (приказ от 31.08.2015 №   251-од).

Рабочая программа ориентирована на учебник:

Порядковый номер учебника в Федеральном перечне

Авторский коллектив

Название учебника

Класс

Издатель учебника

1.2.1.2.2.4

В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин

Литература

8б класс

«Просвещение»

Цель изучения литературы в школе — приобщение обучающихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования — чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Содержание школьного литературного образования концентрично — оно включает два больших концентра (5—9 и 10—11 классы). Внутри первого концентра три возрастные группы (5—6, 7—8 классы и 9 класс).

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее – к русской литературе XVIII, XIX, XX вв. В программе соблюдена системная направленность: в 8 классе это освоение различных жанров фольклора, стихотворных и прозаических произведений, знакомство со сведениями по истории их создания, а также с фактами биографий писателей (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом классе (горизонталь).

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Под планируемыми результатами освоения рабочей программы по литературе понимаются позитивные изменения в личности обучающегося, на которые ориентирована данная образовательная программа.

В результате изучения литературы ученик должен

знать

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению в 8 классе;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору) в 8 классе;
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков, изучаемых в 8 классе;
  • историко-культурный контекст изучаемых в 8 классе произведений;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • работать с книгой, находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части;
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;        
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Содержание обучения литературе отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 8 классе формируются и развиваются коммуникативная, информационная, автоионизационная, социальная, нравственная компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сфер и ситуациях общения.

Информационная – владение информационными технологиями – умение работать со всеми видами информации

Автономизационная – умение саморазвития и самопрезентации - способность к самоопределению, самообразованию, конкурентоспособность;

Социальная – умение жить и работать вместе с другими людьми, с близкими, в трудовом коллективе, команде;

Нравственная – готовность, способность и потребность жить по общечеловеческим нравственным законам.

Личностными результатами, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Предметные результаты:

  1. В познавательной сфере:
  • Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно- выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; 
  • Владение литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.
  1. В ценностно-ориентационной сфере:
  • Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  • Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
  • Собственная интерпретация изученных литературных произведений;
  • Понимание авторской позиции и своего отношения к ней.
  1. В коммуникативной сфере:
  • Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  • Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
  • Написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы.
  1. В эстетической сфере:
  • Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
  • Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Метапредметные результаты:

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся обстановкой;
  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственную связь, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач;
  • Смысловое чтение, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группах, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций с учетом интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности: владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

70 часов

Введение 1+0

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

Устное народное творчество 2+0

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).

 Фонохрестоматия: слушаем актёрское чтение

Из древнерусской литературы 2+0

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.

Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

Фонохрестоматия: слушаем актёрское чтение

Из литературы XVIII века 2+1

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

Из литературы XIX века 31+4

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Фонохрестоматия: слушаем актёрское чтение

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представление).

Фонохрестоматия: слушаем актёрское чтение

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления). 

Фонохрестоматия: слушаем актёрское чтение

«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления). 

Фонохрестоматия: слушаем актёрское чтение 

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). 

Фонохрестоматия: слушаем актёрское чтение 

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современного писателя порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Фонохрестоматия: слушаем актёрское чтение

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений. 

Фонохрестоматия: слушаем актёрское чтение 

Поэзия родной природы (2+0)

А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...». 

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).

Фонохрестоматия: слушаем актёрское чтение

Из русской литературы XX века 17+2

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказ».  Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Фонохрестоматия: слушаем актёрское чтение

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

Фонохрестоматия: слушаем актёрское чтение

Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Писатели улыбаются (1+0)

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.

М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.

 Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

 Фонохрестоматия: слушаем актёрское чтение

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа. 

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов (1+0)

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи», Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).

Фонохрестоматия: слушаем актёрское чтение

Русские поэты о Родине, родной природе (1+0)

И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке». «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...». 

Фонохрестоматия: слушаем актёрское чтение

«Мне трудно без России» (1+0)

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов. 

Фонохрестоматия: слушаем актёрское чтение 

Из зарубежной литературы 8+0

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. 

Фонохрестоматия: слушаем актёрское чтение 

Сонеты - «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...». 

В строгой форме сонетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

Фонохрестоматия: слушаем актёрское чтение

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен).  XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.

«Путешествия Гулливера».  Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование раздела, темы

Кол-во часов

В том числе:

творческих работ

контрольных работ

ВВЕДЕНИЕ 1+0

1

Русская литература и история

1

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО  2+0

2

Отражение жизни народа в русских народных песнях. Частушка

1

3

Предание как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве» и др.  Проект 

1

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2+0

4

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского»

1

5

 «Повесть о Шемякином суде» как сатирическое произведение

1

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА 2+1

6

Д. И. Фонвизин. Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии «Недоросль». Проблема воспитания истинного гражданина.  Действие 1,2

1

7

Анализ эпизода комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».  Действие 3,4,5

1

8

РР Подготовка к домашнему сочинению «Проблема воспитания и гражданского служения в комедии  Д.И. Фонвизина «Недоросль»

1

ИЗ  РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19 ВЕКА  31+4

9

И.А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Обоз», «Лягушки, просящие царя».  Сатирическое изображение человеческих пороков

1

10

К.Ф. Рылеев. Думы о Ермаке. Контрольная работа по русской литературе 18,19 веков

1

1

11

А.С. Пушкин. Слово о поэте. Историческая основа романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

1

12

Пушкин в работе над историческим материалом. «История Пугачёва» (отрывки)

1

13

 Формирование личности Петра Гринёва. «Я рос недорослем». Главы 1-3

1

14

 Петр Гринёв в Белогорской крепости. «Русское семейство Мироновых». Главы 3-5

1

15

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в романе. Гринев и Швабрин

1

16

Гринев и Маша Миронова. Нравственная красота героини

1

17

Изображение народной войны и её вождя Емельяна Пугачева. Взаимоотношения Гринева и Пугачева

1

18

Контрольная работа по русской литературе XVIII-XIX веков 

1

19

РР Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

1

1

20

Стихотворения А.С. Пушкина «19 октября», «Туча», «К***»

Проект

1

21

М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве  М. Ю. Лермонтова

1

22

М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»: история создания, особенности композиции

1

23

Идейное содержание поэмы. Образ Мцыри. Три блаженных дня Мцыри

1

24

Художественное своеобразие поэмы. Поэма в оценке русской критики

1

25

РР Сочинение по поэме М.Ю. Лермонтов «Мцыри» «Подвиг ради свободы». Проект

1

1

26

Н.В. Гоголь – писатель-сатирик.  Комедия «Ревизор». История создания. Идейный замысел и особенности построения комедии

1

27

Разоблачение пороков чиновничества. Комментированное чтение 1-2 действий

1

28

Общечеловеческое значение характеров комедии. Образ Хлестакова

1

29

Мастерство Гоголя – сатирика.  Хлестаков и хлестаковщина. Проект

1

30

 РР Сочинение по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

1

31

Н.В. Гоголь.  «Шинель».  Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества

1

32

Контрольная  работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя

1

1

33

М.Е. Салтыков-Щедрин.  «История одного города» как политическая сатира на общественные порядки

1

34

Образы градоначальников в «Истории одного города»

1

35

Тестирование по творчеству  М. Е. Салтыкова-Щедрина

1

36

Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений»

1

37

Л. Н. Толстой. «После бала». Историческая основа произведения. Сюжет и композиция  рассказа «После бала»

1

38

Контраст как средство раскрытия конфликта. Иван Васильевич и полковник

1

39

Мысль автора о моральной ответственности человека за жизнь окружающего общества и свою судьбу

1

40

РР Учимся стилизации. Страницы из дневника (сочинение по рассказу «После бала»)

1

1

Поэзия родной природы (2+0)

41-42

Поэзия родной природы в стихотворениях А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А. Фета, А.М. Майкова. Проект

2

43

А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье

1

6.ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА 17+2

44

И.А.  Бунин. Краткий рассказ о писателе.  Повествование о любви в рассказе «Кавказ»

1

45

А. И. Куприн. Краткий рассказ о писателе.  Утверждение согласия, взаимопонимания, любви и счастья в рассказе «Куст сирени». Проект

1

46

Тестирование  по творчеству  А.П. Чехова,   И.А. Бунина, А.И. Куприна

1

1

47

А. А. Блок. Краткий рассказ о поэте. Россия и историческая тема в творчестве поэта

1

48

С. А. Есенин. Краткий рассказ о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему

1

49

РР Подготовка к домашнему сочинению по творчеству  А. А. Блока,  С.А. Есенина

1

1

50

И. С. Шмелёв. Краткий рассказ о писателе. «Как я стал писателем» - рассказ о пути к творчеству

1

51

М.А. Осоргин. Краткий рассказ о писателе. Сочетание реального и фантастического в рассказе «Пенсне»

1

52

Контрольная работа по творчеству писателей конца XIX- начала XX века

1

1

ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ (1+0)

53

Сатирическое изображение исторических событий в рассказах Тэффи, М. Зощенко

1

54

А.Т. Твардовский. Краткий рассказ о поэте. «Василий Тёркин»- поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны

1

55

«Василий Тёркин». Анализ главы «Переправа». Тема большой и малой Родины

1

56

Народно-поэтическая основа, героика и юмор в поэме «Василий Тёркин». Глава «О награде»

1

 СТИХИ И ПЕСНИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ  (1+0)

57

Стихи и песни   о Великой Отечественной войне М.И. Исаковского, Б. Окуджавы,

Л. Ошанина,  А. Фатьянова

1

58

В.П. Астафьев. Краткий рассказ о писателе. Автобиографический характер рассказа «Фотография, на которой меня нет»

1

59

Отражение довоенного времени в рассказе «Фотография, на которой меня нет».  РР Подготовка к домашнему сочинению «Великая Отечественная война в литературе ХХ века»

1

1

 РУССКИЕ ПОЭТЫ XX ВЕКА О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ И О СЕБЕ (1+0)

60

Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе

1

«МНЕ ТРУДНО БЕЗ РОССИИ» (1+0)

61

Поэты русского зарубежья о Родине

1

62

Тестирование по литературе ХХ века

1

1

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  8+0

63

У. Шекспир. «Ромео и Джульетта» Ромео и Джульетта- символ любви

1

64

Сонеты У. Шекспир. Воспевание любви и дружбы

1

65

Ж.-Б. Мольер. Слово о писателе. «Мещанин во дворянстве»

1

66

Мещанин во дворянстве» как сатира на дворянство и невежественных буржуа. Проект

1

67

Д. Свифт. «Путешествия Гулливера»-сатира на государственное устройство и общество.

1

68

В. Скотт. «Айвенго»

1

69

Обобщающий урок

1

70

Контрольная работа за курс 8 класса

1

1

Всего: 70часов

70

7

8

Календарно – тематическое планирование

урока

Дата проведения

Тема урока

Тип урока

Планируемые результаты

Виды/

формы контроля

Предметные

Метапредметные

Личностные

по пла-ну

по фак-ту

1 четверть

Раздел 1 «Введение»1+0

1

Русская литература и история

Вводный  урок

Узнают образную природу словесного искусства. Научатся составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа.

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся обстановкой;

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Предваритель

ный контроль, комбинированная форма

Устное народное творчество 2+0

2

Отражение жизни народа в русских народных песнях. Частушка

Урок изучения нового материала

Узнают основные роды искусства слова, жанры фольклора, источники обогащения, частушки, предания, песни. Научатся различать роды литературы, частушки, предания, песни, их особенности, влияние на культуру человечества.

Текущий контроль, комбинированная форма

3

Предание как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве» и др.Проект

Урок изучения нового материала

Узнают основные роды искусства слова, предания.  Научатся различать предания, песни, их особенности, влияние на культуру человечества.

Периодический контроль Текущий контроль, комбинированная форма

Древнерусская литература 2+0

4

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Повесть о житии  и  о храбрости благородного и великого князя Александра Невского»

Урок изучения нового материала

Узнают жанр житие, тематику, художественные особенности; содержание и историческую основу «Житие князя Александра Невского».

Научатся различать жанр жития, особенности композиции, идеи авторов; воспринимать и анализировать художественный текст.

Текущий контроль, комбинированная форма

5

«Повесть о Шемякином суде» как сатирическое произведение

Урок изучения нового материала

Узнают идейно-художественное своеобразие повести как сатирического произведения.

Научатся  пересказывать текс с сохранением авторской лексики.

Текущий контроль, комбинированная форма

Из русской литературы XVIII века 2+1

6

Д. И. Фонвизин. Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии «Недоросль». Проблема воспитания истинного гражданина. Действие 1,2

Урок изучения нового материала

Узнают основные этапы жизненного пути Д.И. Фонвизина; условия возникновения классицизма как литературного направления; содержание комедии, черты классицизма. Научатся  воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственную связь,

Текущий контроль, комбинированная форма

7

Анализ эпизода комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».

Действие 3,4,5

Урок изучения нового материала

Узнают особенности анализа эпизода драматического произведения, черты классицизма в комедии. Научатся  воспринимать и анализировать текст, образы комедии; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения.

Текущий контроль, комбинированная форма

8

РР Подготовка к домашнему сочинению «Проблема воспитания и идея гражданского служения в комедии  Д. И. Фонвизина «Недоросль»

Урок развития речи

Узнают план характеристики образа; признаки текста и его функционально-смысловых типов; основные нормы русского литературного языка (орфографические и пунктуационные).

Научатся строить письменный текст по заданной теме.

Творческая работа

Периодический контроль

Индивидуальная форма

Из русской литературы XIX века 31+4

9

И.А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Обоз», «Лягушки, просящие царя».  Сатирическое изображение человеческих пороков. Проект

Урок изучения нового материала

Узнают жанровые особенности, понятия басня, эзопов язык, аллегория, мораль. Научатся  анализировать басню, воспринимать и понимать характер героев, выразительно читать.

строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач;

Смысловое чтение, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группах, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций с учетом интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности: владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Текущий контроль, комбинированная форма

10

К.Ф. Рылеев. Думы о Ермаке

Урок изучения нового материала

Узнают основные факты жизни и творчества; понятие дума. Научатся  анализировать поэтический текст.

Текущий контроль, комбинированная форма

11

А.С. Пушкин. Слово о поэте. Историческая основа романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Урок изучения нового материала

Узнают основные факты жизни и творческого пути А. С. Пушкина; исторические источники; содержание изучаемого произведения.  Научатсявладеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выявлять авторскую позицию.

Текущий контроль, комбинированная форма

12

Пушкин в работе над историческим материалом. «История Пугачёва» (отрывки)

Урок изучения нового материала

Текущий контроль, комбинированная форма

13

Формирование личности Петра Гринёва. Главы 1-3.

«Я рос недорослем»

Урок изучения нового материала

Узнают содержание изучаемого произведения; этапы формирования характера героя. Научатся  владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выделять смысловые части текста.

Текущий контроль, комбинированная форма

14

 Петр Гринёв в Белогорской крепости. Главы 3-5. «Русское семейство Мироновых»

Урок изучения нового материала

Узнают содержание изучаемых глав в тексте; систему художественных образов повести. Научатся владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге; давать характеристику героям.

Текущий контроль, комбинированная форма

15

 Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в романе. Гринев и Швабрин

Урок изучения нового материала

Узнают содержание изучаемых глав в тексте; систему художественных образов.  Научатся сопоставлять эпизоды и сравнивать героев; выражать свое отношение к поступкам героев; выявлять авторскую позицию.

Текущий контроль, комбинированная форма

16

Гринев и Маша Миронова. Нравственная красота героини

Урок изучения нового материала

Узнают содержание изучаемых глав в тексте; систему художественных образов повести. Научатся владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания, давать характеристику героям.

Текущий контроль, комбинированная форма

17

Изображение народной войны и её вождя Емельяна Пугачева. Взаимоотношения Гринева и Пугачева

Урок систематизации и обобщения знаний

Узнают исторические сведения о Пугачевском восстании; содержание изучаемого произведения, его проблематику, отношение автора к народному восстанию. Научатся характеризовать особенности сюжета, композиции; выявлять авторскую позицию и свое отношение к прочитанному.

Текущий контроль, комбинированная форма

18

Контрольная работа по русской литературе XVIII-XIX веков

Урок контроля

Узнают содержание и проблематику изученных произведений. Научатся строить письменные высказывания в связи с изученным произведением; аргументированно отстаивать свою точку зрения; писать отзывы о прочитанном.

Периодический контроль Индивидуальная форма

2 четверть

19

РР Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Урок развития речи

Узнают содержание и проблематику изученного произведения. Научатся выбрать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное.

Творческая работа

Периодический контроль

Индивидуальная форма

20

Стихотворения А.С. Пушкина «19 октября», «Туча», «К***». Проект

Урок изучения нового материала

Узнают богатство тематики и разнообразие жанров в творчестве Пушкина. Научатся  выбрать жанр сочинения, составить план.

Текущий контроль, комбинированная форма

21

М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в  творчестве  М.Ю. Лермонтова

Урок изучения нового материала

Узнают основные факты жизни и творчества поэта, воплощение исторической темы в творчестве.

Научатся  понимать идею произведения, авторскую позицию, выразительно читать поэму.

Текущий контроль, комбинированная форма

22

М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»: история создания, особенности композиции

Урок изучения нового материала

Узнают содержание изучаемого произведения.  Научатся анализировать поэтический текст; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС; выразительно читать поэму.

Текущий контроль, комбинированная форма

23

Идейное содержание поэмы. Образ Мцыри. Три блаженных дня Мцыри

Урок изучения нового материала

Узнают содержание изучаемого произведения. Научатся анализировать художественное произведения; выделять смысловые части художественного текста; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС, давать характеристику героям.

Текущий контроль, комбинированная форма

24

Художественное своеобразие поэмы. Поэма в оценке русской критики

Урок обобщения и систематизации

Узнают способы создания образа, оценку образа Мцыри В. Г. Белинским. Научатся анализировать текст, образ, выразительно читать фрагменты, в том числе наизусть.

Текущий контроль, комбинированная форма

25

РР Сочинение по поэме М.Ю. Лермонтов «Мцыри» «Подвиг ради свободы».

Проект

Урок развития речи

Узнают содержание и проблематику изучаемого произведения. Научатся выбирать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное.

Творческая работа

Периодический контроль Индивидуальная форма

26

Н.В. Гоголь – писатель-сатирик.  Комедия «Ревизор». История создания. Идейный замысел и особенности построения комедии

Урок изучения нового материала

Узнают отношение Гоголя к истории, исторической теме, историю создания комедии, тематику, идею. Научатся составлять тезисы к лекции, видеть отражение в сюжете комедии и героях Россию XIXвека, современность произведения;

определять жанровое своеобразие, видеть и понимать авторскую позицию.

Текущий контроль, комбинированная форма

27

Разоблачение пороков чиновничества. Комментированное чтение 1-2 действие

Урок изучения нового материала

Узнают основы сценического поведения; содержание комедии. Научатся владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выразительно читать фрагменты комедии; выражать свое отношение к прочитанному.

Текущий контроль, комбинированная форма

28

Общечеловеческое значение характеров комедии. Образ Хлестакова

Урок обобщения и систематизации

Узнают основы сценического поведения; содержание комедии. Научатся владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выразительно читать фрагменты комедии; выражать свое отношение к прочитанному.

Текущий контроль, комбинированная форма

29

Мастерство Гоголя – сатирика. Хлестаков и хлестаковщина.

Проект

Урок обобщения и систематизации

Узнают содержание статьи В.Г. Белинского, определение понятия «хлестаковщина». Научатся составлять тезисы к статье, выразительно читать фрагменты, перевоплощаться в героев; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС в создании образов; владеть различными видами пересказа.

Текущий контроль, комбинированная форма

30

 РР Сочинение по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Урок развития речи

Узнают содержание, тему, идею и проблематику изучаемого произведения. Научатся выбрать тему жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное.

Творческая работа

Периодический контроль Индивидуальная форма

31

Н. В. Гоголь.  «Шинель»

Урок изучения нового материала,  формирование умений и навыков

Узнают содержание изучаемого произведения, о новаторстве Гоголя в развитии темы «маленького человека». Научатся  участвовать в диалоге по содержанию и сопоставлению характеров; аргументировано отстаивать свою точку зрения; писать отзывы о прочитанном.

Текущий контроль, комбинированная форма

32

Контрольная работа по творчеству Н.В. Гоголя

Урок контроля

Узнают содержание, тему, идею и проблематику изучаемого произведения. позицию автора по отношению к главному герою; новаторство Гоголя в развитии темы «маленького человека». Научатся строить устные и письменные высказывания.

Периодический контроль, индивидуальная форма

33

М.Е. Салтыков-Щедрин.  «История одного города» как политическая сатира на общественные порядки

Урок изучения нового материала,  формирование умений и навыков

Узнают основные факты жизни и творческого пути писателя; исторические источники; содержание изучаемого произведения.  Научатся владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выявлять авторскую позицию.

Текущий контроль, комбинированная форма

3 четверть

34

Образы градоначальников в «Истории одного города»

Урок обобщения и систематизации

Узнают содержание и проблематику изучаемого произведения. Научатся  характеризовать образы, сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения.

Текущий контроль, комбинированная форма

35

Тестирование по творчеству  М.Е. Салтыкова-Щедрина

Урок изучения нового материала, формирование умений и навыков

Узнают содержание изучаемых произведений.  Научатся анализировать художественный  текст; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС.

Периодический контроль Индивидуальная форма

36

Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений»

Урок изучения нового материала,  формирование умений и навыков

Узнают основные факты жизни и творческого пути писателя; содержание рассказа. Научатся воспринимать и анализировать художественный текст; выделять смысловые части рассказа, составлять план прочитанного; формулировать тему, идею, проблематику произведения.

Текущий контроль, комбинированная форма

37

Л. Н. Толстой. «После бала». Сюжет и композиция  рассказа «После бала»

Урок изучения нового материала,  формирование умений и навыков

Узнают основные факты жизни и творческого пути Л. Н. Толстого; содержание рассказа. Научатся воспринимать и анализировать художественный текст; выделять смысловые части рассказа, составлять план прочитанного; формулировать тему, идею, проблематику произведения.

Текущий контроль, комбинированная форма

38

Контраст как средство раскрытия конфликта.

Иван Васильевич и полковник

Урок изучения нового материала, формирование умений и навыков

Узнают контраст как основу композиции.  Научатся понимать роль контраста для воссоздания эпохи; находить при анализе текста ИВС; сопоставлять эпизоды рассказа; владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге.

Текущий контроль, комбинированная форма

39

Мысль автора о моральной ответственности человека за жизнь окружающего общества и свою судьбу

Урок обобщения и систематизации

Узнают содержание рассказа; приемы анализа текста. Научатся сопоставлять эпизоды рассказа; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; владеть различными видами пересказа.

Текущий контроль, комбинированная форма

40

РРУчимся стилизации. Страницы из дневника (сочинение по рассказу «После бала»)

Урок развития речи

Научатся писать сочинение на основе и по мотивам литературного произведения, в том числе в форме стилизации.

1. Письмо Ивана Васильевича Вареньке.

2. Страничка из дневника Ивана Васильевича «Утро, изменившее мою жизнь».

Творческая работа

Периодический контроль Индивидуальная форма

41

42

Поэзия родной природы (2+0) в стихотворениях А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета,

А.М.Майкова. Проект

Урок обобщения и систематизации

Узнают содержание изучаемых стихотворений. Научатся анализировать поэтический текст; выразительно читать; характеризовать особенности лирического героя, композиции, видеть роль ИВС в раскрытии идеи стихотворения.

Текущий контроль, комбинированная форма

43

А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье

Урок изучения нового материала,  формирование умений и навыков

Узнают основные факты жизни и творческого пути А.П. Чехова; содержание рассказа.  Научатся анализировать художественный текст; сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать героев; выражать свое отношение к прочитанному.

Текущий контроль, комбинированная форма

Из литературы XX века17+2

44

И.А. Бунин. Краткий рассказ о писателе.  Повествование о любви в рассказе «Кавказ»

Урок изучения нового материала, формирование умений и навыков

Узнают основные факты жизни и творческого пути И. А. Бунина; содержание рассказа.

Научатся анализировать художественный текст; сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; выражать свое отношение к прочитанному.

Текущий контроль, комбинированная форма

45

А. И. Куприн. Краткий рассказ о писателе.  Утверждение согласия, взаимопонимания, любви и счастья в рассказе «Куст сирени».  Проект

Урок изучения нового материала, формирование умений и навыков

Узнают основные факты жизни и творческого пути А. И. Куприна; содержание рассказа, Научатся анализировать художественный текст; выделять смысловые части раcсказа,  формулировать тему, идею, проблему произведения; выражать свое отношение к героям рассказа.

Периодический контроль, Текущий контроль, комбинированная форма

46

Тестирование  по творчеству А.П. Чехова,   И.А. Бунина, А.И. Куприна

Урок контроля

Узнают основные понятия темы, содержание текстов, историю создания.  Научатся применять теоретические знания на практике.

Периодический  контроль Индивидуальная форма

47

А. А. Блок. Краткий рассказ о поэте. Россия и историческая тема в творчестве поэта

Урок изучения нового материала, формирование умений и навыков

Узнают основные факты жизни и творчества поэта, содержание изучаемых стихотворений.

Научатся анализировать поэтический текст; выразительно читать; характеризовать особенности лирического героя, композиции, видеть роль ИВС в раскрытии идеи стихотворения.

Текущий контроль, комбинированная форма

48

С. А. Есенин. Краткий рассказ о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему

Урок изучения нового материала, формирование умений и навыков

49

РР Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А. А. Блока,  С.А. Есенина

Урок развития речи

Узнают содержание и проблематику изучаемых произведений.

Научатся выбрать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное.

Творческая работа Периодический контроль Индивидуальная форма

50

И.С. Шмелёв. Краткий рассказ о писателе. «Как я стал писателем» - рассказ о пути к творчеству

Урок изучения нового материала

Узнают содержание рассказа.

Научатся анализировать  текст, понимать идейное содержание.

Текущий контроль, комбинированная форма

51

М.А. Осоргин. Краткий рассказ о писателе. Сочетание реального и фантастического в рассказе «Пенсне»

Урок изучения нового материала

Узнают основные этапы жизни и творчества писателя, жанр юмористического рассказа, природу смешного в рассказах.

Научатся анализировать  текст, понимать идейное содержание.

Текущий контроль, комбинированная форма

52

Контрольная работа по творчеству писателей конца –XIX начала XX века

Урок контроля

Узнают содержание и проблематику изучаемых произведений.

Научатся строить письменные высказывания в связи с изученным произведением; аргументированно отстаивать свою точку зрения; писать отзывы о прочитанном.

Периодический контроль Индивидуальная форма

4 четверть

53

Писатели улыбаются (1+0)

ВЧ Сатирическое изображение исторических событий в рассказах Тэффи,

М. М. Зощенко

Урок изучения нового материала

Узнают содержание рассказов.

Научатся анализировать  текст, понимать идейное содержание.

Текущий контроль, комбинированная форма

54

А.Т. Твардовский. Краткий рассказ о поэте. «Василий Тёркин»- поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны

Урок изучения нового материала

Узнают о ВОВ, о героизме советских воинов.

Научатся понимать тему и идею произведения видеть изобразительные средства языка.

Текущий контроль, комбинированная форма

55

«Василий Тёркин». Анализ главы «Переправа». Тема большой и малой Родины

Урок изучения нового материала

Узнают содержание изучаемых глав; образную природу словесного искусства.

Научатся характеризовать особенности сюжета, композиции; выявлять авторскую позицию.

Текущий контроль, комбинированная форма

56

Народно-поэтическая основа, героика и юмор в поэме «Василий Тёркин». Глава «О награде»

Урок обобщения и систематизации

Узнают содержание изучаемых глав; образную природу словесного искусства. Научатся характеризовать особенности сюжета, композиции; выявлять авторскую позицию.

Текущий контроль, комбинированная форма

57

Стихи и песни   о Великой Отечественной войне (1+0)

М.И. Исаковского,

Б. Окуджавы,

Л. Ошанина,

А. Фатьянова

Урок изучения нового материала

Узнают поэтов военного времени и их творчество; знать стихи наизусть.

Научатся выразительно читать произведения, в том числе наизусть; соблюдать нормы литературного произношения (П); участвовать в диалоге по прочитанным произведениям.

Текущий контроль, комбинированная форма

58

В.П.  Астафьев. Краткий рассказ о писателе. Автобиографический характер рассказа «Фотография, на которой меня нет»

Урок изучения нового материала

Узнают основные факты жизни и творчества писателя; содержание рассказа.  Научатся воспринимать и анализировать художественное произведение; выделять и формулировать тему, идею, проблематику; владеть различными видами пересказа.

Текущий контроль, комбинированная форма

59

Отражение довоенного времени в рассказе «Фотография, на которой меня нет».

РР Подготовка к домашнему сочинению «Великая Отечественная война в литературе 20 века»

Урок развития речи

Узнают содержание произведения; образную природу словесного искусства. Научатся воспринимать и анализировать художественное произведение (П); выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения (П); строить устные и письменные высказывания; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям.

Творческая работа

Периодический контроль, Индивидуальная форма

60

Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе (1+0)

Урок изучения нового материала

Узнают образную природу словесного искусства.  Научатся выразительно читать стихи, в том числе выученные наизусть; строить устные  высказывания.

Текущий контроль, комбинированная форма

61

«Мне трудно без России» (1+0) Поэты русского зарубежья о Родине.

Урок изучения нового материала

Узнают образную природу словесного искусства, содержание изучаемого произведения. Научатся определять род и жанр литературного произведения; выразительно читать стихи, в том числе наизусть.

Текущий контроль, комбинированная форма

62

Тестирование по литературе ХХ века

Урок контроля

Узнают содержание, тему, идею и проблематику изучаемых произведений, позицию автора по отношению к героям. Уметь: строить устные и письменные высказывания.

Периодический контроль Индивидуальная форма

Из зарубежной литературы 8+0

63

64

У. Шекспир. «Ромео и Джульетта» Ромео и Джульетта- символ любви

Урок изучения нового материала

Узнают основные факты жизни и творчества писателя, содержание произведения;  Научатся определять род,  жанр, особенности сюжета, композиции, ИВС, выразительно читать.

Текущий контроль, комбинированная форма

64

Сонеты У. Шекспир. Воспевание любви и дружбы

65

Ж.-Б. Мольер. Слово о писателе. «Мещанин во дворянстве»

Урок изучения нового материала

Узнают основные факты жизни и творчества писателя. Научатся анализировать текст.

Текущий контроль, комбинированная форма

66

«Мещанин во дворянстве» как сатира на дворянство и невежественных буржуа. Проект

Урок обобщения и систематизации

Узнают содержание произведения;

Научатся определять род,  жанр, особенности сюжета, композиции, ИВС, выразительно читать.

Текущий контроль, комбинированная форма

67

Д. Свифт. «Путешествия Гулливера» - сатира на государственное устройство и общество

Урок изучения нового материала

Узнают основные факты жизни и творчества писателя. Научатся анализировать текст.

Текущий контроль, комбинированная форма

68

В. Скотт. «Айвенго» - роман об английском средневековье

Урок изучения нового материала

Узнают основные факты жизни и творчества писателя.

Уметь: анализировать текст.

Текущий контроль, комбинированная форма

69

Обобщающий урок

Урок обобщения и систематизации

Узнают содержание и проблематику изучаемых произведений. Научатся строить письменные

высказывания в связи с изученным произведением; аргументированно отстаивать свою точку зрения; писать отзывы о прочитанном.

Текущий контроль, комбинированная форма

70

Контрольная работа за курс 8 класса

Урок контроля

Итоговый контроль Индивидуальная форма


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год

Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета английский язык для 6 класса основного общего образования на 2018 - 2019 учебный год разработана на основе авторской программы Р.П Мильруд, Ж. А Суворовой,2016 года

Рабочая программа по английскому языку для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федеральног...