Рабочая программа учебного предмета "Литература" 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс)
- Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ООО: приказ Минобрнауки РФ № 1577 от 31. 12. 2015 «О внесении изменений в ФГОС основного общего образования, утверждённый приказом МО и науки РФ от 17. 12. 2010 № 1897».
- Рабочая программа разработана на основе примерной программы ООО по литературе: В.Я. Коровина. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2017 г.
- Основной образовательной программы ФГОС основного общего образования Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Панаевская школа-интернат» (приказ от 31.08.2015 № 251-од).
Рабочая программа ориентирована на учебник:
Порядковый номер учебника в Федеральном перечне | Авторский коллектив | Название учебника | Класс | Издатель учебника |
1.2.1.2.2.4 | В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин | Литература | 8 класс | «Просвещение» |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit._rp_8b_19-20_sd.doc | 447 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Панаевская школа-интернат»
Рассмотрено на заседании МО учителей гуманитарного цикла | Согласовано | «УТВЕРЖДАЮ» |
Протокол №1 | Зам. директора по УВР | Директор Панаевской школы- |
от 27 августа 2019г. | ___________/Храброва Н.Г. | интерната |
Руководитель МО | __________/Дубникова Е.В. | |
_____________/Мухаметова Э.М. | от 28 августа 2019г. | Приказ № |
от 29 августа 2019г. |
Рабочая программа
учебного предмета
литература
8б класс
Составитель: Бакулина Ирина Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
с. Панаевск
2019г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ООО: приказ Минобрнауки РФ № 1577 от 31. 12. 2015 «О внесении изменений в ФГОС основного общего образования, утверждённый приказом МО и науки РФ от 17. 12. 2010 № 1897».
- Рабочая программа разработана на основе примерной программы ООО по литературе: В.Я. Коровина. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2017 г.
- Основной образовательной программы ФГОС основного общего образования Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Панаевская школа-интернат» (приказ от 31.08.2015 № 251-од).
Рабочая программа ориентирована на учебник:
Порядковый номер учебника в Федеральном перечне | Авторский коллектив | Название учебника | Класс | Издатель учебника |
1.2.1.2.2.4 | В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин | Литература | 8б класс | «Просвещение» |
Цель изучения литературы в школе — приобщение обучающихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования — чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Содержание школьного литературного образования концентрично — оно включает два больших концентра (5—9 и 10—11 классы). Внутри первого концентра три возрастные группы (5—6, 7—8 классы и 9 класс).
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее – к русской литературе XVIII, XIX, XX вв. В программе соблюдена системная направленность: в 8 классе это освоение различных жанров фольклора, стихотворных и прозаических произведений, знакомство со сведениями по истории их создания, а также с фактами биографий писателей (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом классе (горизонталь).
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Под планируемыми результатами освоения рабочей программы по литературе понимаются позитивные изменения в личности обучающегося, на которые ориентирована данная образовательная программа.
В результате изучения литературы ученик должен
знать
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению в 8 классе;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору) в 8 классе;
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков, изучаемых в 8 классе;
- историко-культурный контекст изучаемых в 8 классе произведений;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь
- работать с книгой, находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части;
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- сопоставлять литературные произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Содержание обучения литературе отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 8 классе формируются и развиваются коммуникативная, информационная, автоионизационная, социальная, нравственная компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сфер и ситуациях общения.
Информационная – владение информационными технологиями – умение работать со всеми видами информации
Автономизационная – умение саморазвития и самопрезентации - способность к самоопределению, самообразованию, конкурентоспособность;
Социальная – умение жить и работать вместе с другими людьми, с близкими, в трудовом коллективе, команде;
Нравственная – готовность, способность и потребность жить по общечеловеческим нравственным законам.
Личностными результатами, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Предметные результаты:
- В познавательной сфере:
- Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно- выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;
- Владение литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.
- В ценностно-ориентационной сфере:
- Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
- Собственная интерпретация изученных литературных произведений;
- Понимание авторской позиции и своего отношения к ней.
- В коммуникативной сфере:
- Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
- Написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы.
- В эстетической сфере:
- Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Метапредметные результаты:
- Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся обстановкой;
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственную связь, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач;
- Смысловое чтение, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группах, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций с учетом интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности: владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
70 часов
Введение 1+0
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
Устное народное творчество 2+0
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
Фонохрестоматия: слушаем актёрское чтение
Из древнерусской литературы 2+0
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.
Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
Фонохрестоматия: слушаем актёрское чтение
Из литературы XVIII века 2+1
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.
«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
Из литературы XIX века 31+4
Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.
«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Фонохрестоматия: слушаем актёрское чтение
Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Фонохрестоматия: слушаем актёрское чтение
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).
Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
Фонохрестоматия: слушаем актёрское чтение
«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Фонохрестоматия: слушаем актёрское чтение
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).
Фонохрестоматия: слушаем актёрское чтение
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современного писателя порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Фонохрестоматия: слушаем актёрское чтение
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделенности двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Фонохрестоматия: слушаем актёрское чтение
Поэзия родной природы (2+0)
А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).
Фонохрестоматия: слушаем актёрское чтение
Из русской литературы XX века 17+2
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
Фонохрестоматия: слушаем актёрское чтение
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Фонохрестоматия: слушаем актёрское чтение
Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Писатели улыбаются (1+0)
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.
М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.
Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.
Новаторский характер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Фонохрестоматия: слушаем актёрское чтение
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.
«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов (1+0)
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи», Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
Фонохрестоматия: слушаем актёрское чтение
Русские поэты о Родине, родной природе (1+0)
И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке». «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».
Фонохрестоматия: слушаем актёрское чтение
«Мне трудно без России» (1+0)
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.
Фонохрестоматия: слушаем актёрское чтение
Из зарубежной литературы 8+0
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Фонохрестоматия: слушаем актёрское чтение
Сонеты - «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».
В строгой форме сонетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Фонохрестоматия: слушаем актёрское чтение
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).
Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.
«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела, темы | Кол-во часов | В том числе: | |
творческих работ | контрольных работ | |||
ВВЕДЕНИЕ 1+0 | ||||
1 | Русская литература и история | 1 | ||
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО 2+0 | ||||
2 | Отражение жизни народа в русских народных песнях. Частушка | 1 | ||
3 | Предание как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве» и др. Проект | 1 | ||
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2+0 | ||||
4 | Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» | 1 | ||
5 | «Повесть о Шемякином суде» как сатирическое произведение | 1 | ||
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА 2+1 | ||||
6 | Д. И. Фонвизин. Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии «Недоросль». Проблема воспитания истинного гражданина. Действие 1,2 | 1 | ||
7 | Анализ эпизода комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Действие 3,4,5 | 1 | ||
8 | РР Подготовка к домашнему сочинению «Проблема воспитания и гражданского служения в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» | 1 | ||
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19 ВЕКА 31+4 | ||||
9 | И.А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Обоз», «Лягушки, просящие царя». Сатирическое изображение человеческих пороков | 1 | ||
10 | К.Ф. Рылеев. Думы о Ермаке. Контрольная работа по русской литературе 18,19 веков | 1 | 1 | |
11 | А.С. Пушкин. Слово о поэте. Историческая основа романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | 1 | ||
12 | Пушкин в работе над историческим материалом. «История Пугачёва» (отрывки) | 1 | ||
13 | Формирование личности Петра Гринёва. «Я рос недорослем». Главы 1-3 | 1 | ||
14 | Петр Гринёв в Белогорской крепости. «Русское семейство Мироновых». Главы 3-5 | 1 | ||
15 | Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в романе. Гринев и Швабрин | 1 | ||
16 | Гринев и Маша Миронова. Нравственная красота героини | 1 | ||
17 | Изображение народной войны и её вождя Емельяна Пугачева. Взаимоотношения Гринева и Пугачева | 1 | ||
18 | Контрольная работа по русской литературе XVIII-XIX веков | 1 | ||
19 | РР Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | 1 | 1 | |
20 | Стихотворения А.С. Пушкина «19 октября», «Туча», «К***» Проект | 1 | ||
21 | М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М. Ю. Лермонтова | 1 | ||
22 | М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»: история создания, особенности композиции | 1 | ||
23 | Идейное содержание поэмы. Образ Мцыри. Три блаженных дня Мцыри | 1 | ||
24 | Художественное своеобразие поэмы. Поэма в оценке русской критики | 1 | ||
25 | РР Сочинение по поэме М.Ю. Лермонтов «Мцыри» «Подвиг ради свободы». Проект | 1 | 1 | |
26 | Н.В. Гоголь – писатель-сатирик. Комедия «Ревизор». История создания. Идейный замысел и особенности построения комедии | 1 | ||
27 | Разоблачение пороков чиновничества. Комментированное чтение 1-2 действий | 1 | ||
28 | Общечеловеческое значение характеров комедии. Образ Хлестакова | 1 | ||
29 | Мастерство Гоголя – сатирика. Хлестаков и хлестаковщина. Проект | 1 | ||
30 | РР Сочинение по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» | 1 | ||
31 | Н.В. Гоголь. «Шинель». Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества | 1 | ||
32 | Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя | 1 | 1 | |
33 | М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» как политическая сатира на общественные порядки | 1 | ||
34 | Образы градоначальников в «Истории одного города» | 1 | ||
35 | Тестирование по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина | 1 | ||
36 | Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» | 1 | ||
37 | Л. Н. Толстой. «После бала». Историческая основа произведения. Сюжет и композиция рассказа «После бала» | 1 | ||
38 | Контраст как средство раскрытия конфликта. Иван Васильевич и полковник | 1 | ||
39 | Мысль автора о моральной ответственности человека за жизнь окружающего общества и свою судьбу | 1 | ||
40 | РР Учимся стилизации. Страницы из дневника (сочинение по рассказу «После бала») | 1 | 1 | |
Поэзия родной природы (2+0) | ||||
41-42 | Поэзия родной природы в стихотворениях А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А. Фета, А.М. Майкова. Проект | 2 | ||
43 | А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье | 1 | ||
6.ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА 17+2 | ||||
44 | И.А. Бунин. Краткий рассказ о писателе. Повествование о любви в рассказе «Кавказ» | 1 | ||
45 | А. И. Куприн. Краткий рассказ о писателе. Утверждение согласия, взаимопонимания, любви и счастья в рассказе «Куст сирени». Проект | 1 | ||
46 | Тестирование по творчеству А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна | 1 | 1 | |
47 | А. А. Блок. Краткий рассказ о поэте. Россия и историческая тема в творчестве поэта | 1 | ||
48 | С. А. Есенин. Краткий рассказ о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему | 1 | ||
49 | РР Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А. А. Блока, С.А. Есенина | 1 | 1 | |
50 | И. С. Шмелёв. Краткий рассказ о писателе. «Как я стал писателем» - рассказ о пути к творчеству | 1 | ||
51 | М.А. Осоргин. Краткий рассказ о писателе. Сочетание реального и фантастического в рассказе «Пенсне» | 1 | ||
52 | Контрольная работа по творчеству писателей конца XIX- начала XX века | 1 | 1 | |
ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ (1+0) | ||||
53 | Сатирическое изображение исторических событий в рассказах Тэффи, М. Зощенко | 1 | ||
54 | А.Т. Твардовский. Краткий рассказ о поэте. «Василий Тёркин»- поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны | 1 | ||
55 | «Василий Тёркин». Анализ главы «Переправа». Тема большой и малой Родины | 1 | ||
56 | Народно-поэтическая основа, героика и юмор в поэме «Василий Тёркин». Глава «О награде» | 1 | ||
СТИХИ И ПЕСНИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ (1+0) | ||||
57 | Стихи и песни о Великой Отечественной войне М.И. Исаковского, Б. Окуджавы, Л. Ошанина, А. Фатьянова | 1 | ||
58 | В.П. Астафьев. Краткий рассказ о писателе. Автобиографический характер рассказа «Фотография, на которой меня нет» | 1 | ||
59 | Отражение довоенного времени в рассказе «Фотография, на которой меня нет». РР Подготовка к домашнему сочинению «Великая Отечественная война в литературе ХХ века» | 1 | 1 | |
РУССКИЕ ПОЭТЫ XX ВЕКА О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ И О СЕБЕ (1+0) | ||||
60 | Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе | 1 | ||
«МНЕ ТРУДНО БЕЗ РОССИИ» (1+0) | ||||
61 | Поэты русского зарубежья о Родине | 1 | ||
62 | Тестирование по литературе ХХ века | 1 | 1 | |
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 8+0 | ||||
63 | У. Шекспир. «Ромео и Джульетта» Ромео и Джульетта- символ любви | 1 | ||
64 | Сонеты У. Шекспир. Воспевание любви и дружбы | 1 | ||
65 | Ж.-Б. Мольер. Слово о писателе. «Мещанин во дворянстве» | 1 | ||
66 | Мещанин во дворянстве» как сатира на дворянство и невежественных буржуа. Проект | 1 | ||
67 | Д. Свифт. «Путешествия Гулливера»-сатира на государственное устройство и общество. | 1 | ||
68 | В. Скотт. «Айвенго» | 1 | ||
69 | Обобщающий урок | 1 | ||
70 | Контрольная работа за курс 8 класса | 1 | 1 | |
Всего: 70часов | 70 | 7 | 8 |
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Тип урока | Планируемые результаты | Виды/ формы контроля | ||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||
по пла-ну | по фак-ту | ||||||||
1 четверть | |||||||||
Раздел 1 «Введение»1+0 | |||||||||
1 | Русская литература и история | Вводный урок | Узнают образную природу словесного искусства. Научатся составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа. | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся обстановкой; | Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. | Предваритель ный контроль, комбинированная форма | |||
Устное народное творчество 2+0 | |||||||||
2 | Отражение жизни народа в русских народных песнях. Частушка | Урок изучения нового материала | Узнают основные роды искусства слова, жанры фольклора, источники обогащения, частушки, предания, песни. Научатся различать роды литературы, частушки, предания, песни, их особенности, влияние на культуру человечества. | Текущий контроль, комбинированная форма | |||||
3 | Предание как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве» и др.Проект | Урок изучения нового материала | Узнают основные роды искусства слова, предания. Научатся различать предания, песни, их особенности, влияние на культуру человечества. | Периодический контроль Текущий контроль, комбинированная форма | |||||
Древнерусская литература 2+0 | |||||||||
4 | Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского» | Урок изучения нового материала | Узнают жанр житие, тематику, художественные особенности; содержание и историческую основу «Житие князя Александра Невского». Научатся различать жанр жития, особенности композиции, идеи авторов; воспринимать и анализировать художественный текст. | Текущий контроль, комбинированная форма | |||||
5 | «Повесть о Шемякином суде» как сатирическое произведение | Урок изучения нового материала | Узнают идейно-художественное своеобразие повести как сатирического произведения. Научатся пересказывать текс с сохранением авторской лексики. | Текущий контроль, комбинированная форма | |||||
Из русской литературы XVIII века 2+1 | |||||||||
6 | Д. И. Фонвизин. Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии «Недоросль». Проблема воспитания истинного гражданина. Действие 1,2 | Урок изучения нового материала | Узнают основные этапы жизненного пути Д.И. Фонвизина; условия возникновения классицизма как литературного направления; содержание комедии, черты классицизма. Научатся воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения. | Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственную связь, | Текущий контроль, комбинированная форма | ||||
7 | Анализ эпизода комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Действие 3,4,5 | Урок изучения нового материала | Узнают особенности анализа эпизода драматического произведения, черты классицизма в комедии. Научатся воспринимать и анализировать текст, образы комедии; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения. | Текущий контроль, комбинированная форма | |||||
8 | РР Подготовка к домашнему сочинению «Проблема воспитания и идея гражданского служения в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» | Урок развития речи | Узнают план характеристики образа; признаки текста и его функционально-смысловых типов; основные нормы русского литературного языка (орфографические и пунктуационные). Научатся строить письменный текст по заданной теме. | Творческая работа Периодический контроль Индивидуальная форма | |||||
Из русской литературы XIX века 31+4 | |||||||||
9 | И.А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Обоз», «Лягушки, просящие царя». Сатирическое изображение человеческих пороков. Проект | Урок изучения нового материала | Узнают жанровые особенности, понятия басня, эзопов язык, аллегория, мораль. Научатся анализировать басню, воспринимать и понимать характер героев, выразительно читать. | строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач; Смысловое чтение, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группах, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций с учетом интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности: владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. | Текущий контроль, комбинированная форма | ||||
10 | К.Ф. Рылеев. Думы о Ермаке | Урок изучения нового материала | Узнают основные факты жизни и творчества; понятие дума. Научатся анализировать поэтический текст. | Текущий контроль, комбинированная форма | |||||
11 | А.С. Пушкин. Слово о поэте. Историческая основа романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка». | Урок изучения нового материала | Узнают основные факты жизни и творческого пути А. С. Пушкина; исторические источники; содержание изучаемого произведения. Научатсявладеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выявлять авторскую позицию. | Текущий контроль, комбинированная форма | |||||
12 | Пушкин в работе над историческим материалом. «История Пугачёва» (отрывки) | Урок изучения нового материала | Текущий контроль, комбинированная форма | ||||||
13 | Формирование личности Петра Гринёва. Главы 1-3. «Я рос недорослем» | Урок изучения нового материала | Узнают содержание изучаемого произведения; этапы формирования характера героя. Научатся владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выделять смысловые части текста. | Текущий контроль, комбинированная форма | |||||
14 | Петр Гринёв в Белогорской крепости. Главы 3-5. «Русское семейство Мироновых» | Урок изучения нового материала | Узнают содержание изучаемых глав в тексте; систему художественных образов повести. Научатся владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге; давать характеристику героям. | Текущий контроль, комбинированная форма | |||||
15 | Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в романе. Гринев и Швабрин | Урок изучения нового материала | Узнают содержание изучаемых глав в тексте; систему художественных образов. Научатся сопоставлять эпизоды и сравнивать героев; выражать свое отношение к поступкам героев; выявлять авторскую позицию. | Текущий контроль, комбинированная форма | |||||
16 | Гринев и Маша Миронова. Нравственная красота героини | Урок изучения нового материала | Узнают содержание изучаемых глав в тексте; систему художественных образов повести. Научатся владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания, давать характеристику героям. | Текущий контроль, комбинированная форма | |||||
17 | Изображение народной войны и её вождя Емельяна Пугачева. Взаимоотношения Гринева и Пугачева | Урок систематизации и обобщения знаний | Узнают исторические сведения о Пугачевском восстании; содержание изучаемого произведения, его проблематику, отношение автора к народному восстанию. Научатся характеризовать особенности сюжета, композиции; выявлять авторскую позицию и свое отношение к прочитанному. | Текущий контроль, комбинированная форма | |||||
18 | Контрольная работа по русской литературе XVIII-XIX веков | Урок контроля | Узнают содержание и проблематику изученных произведений. Научатся строить письменные высказывания в связи с изученным произведением; аргументированно отстаивать свою точку зрения; писать отзывы о прочитанном. | Периодический контроль Индивидуальная форма | |||||
2 четверть | |||||||||
19 | РР Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | Урок развития речи | Узнают содержание и проблематику изученного произведения. Научатся выбрать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное. | Творческая работа Периодический контроль Индивидуальная форма | |||||
20 | Стихотворения А.С. Пушкина «19 октября», «Туча», «К***». Проект | Урок изучения нового материала | Узнают богатство тематики и разнообразие жанров в творчестве Пушкина. Научатся выбрать жанр сочинения, составить план. | Текущий контроль, комбинированная форма | |||||
21 | М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю. Лермонтова | Урок изучения нового материала | Узнают основные факты жизни и творчества поэта, воплощение исторической темы в творчестве. Научатся понимать идею произведения, авторскую позицию, выразительно читать поэму. | Текущий контроль, комбинированная форма | |||||
22 | М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»: история создания, особенности композиции | Урок изучения нового материала | Узнают содержание изучаемого произведения. Научатся анализировать поэтический текст; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС; выразительно читать поэму. | Текущий контроль, комбинированная форма | |||||
23 | Идейное содержание поэмы. Образ Мцыри. Три блаженных дня Мцыри | Урок изучения нового материала | Узнают содержание изучаемого произведения. Научатся анализировать художественное произведения; выделять смысловые части художественного текста; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС, давать характеристику героям. | Текущий контроль, комбинированная форма | |||||
24 | Художественное своеобразие поэмы. Поэма в оценке русской критики | Урок обобщения и систематизации | Узнают способы создания образа, оценку образа Мцыри В. Г. Белинским. Научатся анализировать текст, образ, выразительно читать фрагменты, в том числе наизусть. | Текущий контроль, комбинированная форма | |||||
25 | РР Сочинение по поэме М.Ю. Лермонтов «Мцыри» «Подвиг ради свободы». Проект | Урок развития речи | Узнают содержание и проблематику изучаемого произведения. Научатся выбирать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное. | Творческая работа Периодический контроль Индивидуальная форма | |||||
26 | Н.В. Гоголь – писатель-сатирик. Комедия «Ревизор». История создания. Идейный замысел и особенности построения комедии | Урок изучения нового материала | Узнают отношение Гоголя к истории, исторической теме, историю создания комедии, тематику, идею. Научатся составлять тезисы к лекции, видеть отражение в сюжете комедии и героях Россию XIXвека, современность произведения; определять жанровое своеобразие, видеть и понимать авторскую позицию. | Текущий контроль, комбинированная форма | |||||
27 | Разоблачение пороков чиновничества. Комментированное чтение 1-2 действие | Урок изучения нового материала | Узнают основы сценического поведения; содержание комедии. Научатся владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выразительно читать фрагменты комедии; выражать свое отношение к прочитанному. | Текущий контроль, комбинированная форма | |||||
28 | Общечеловеческое значение характеров комедии. Образ Хлестакова | Урок обобщения и систематизации | Узнают основы сценического поведения; содержание комедии. Научатся владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выразительно читать фрагменты комедии; выражать свое отношение к прочитанному. | Текущий контроль, комбинированная форма | |||||
29 | Мастерство Гоголя – сатирика. Хлестаков и хлестаковщина. Проект | Урок обобщения и систематизации | Узнают содержание статьи В.Г. Белинского, определение понятия «хлестаковщина». Научатся составлять тезисы к статье, выразительно читать фрагменты, перевоплощаться в героев; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС в создании образов; владеть различными видами пересказа. | Текущий контроль, комбинированная форма | |||||
30 | РР Сочинение по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» | Урок развития речи | Узнают содержание, тему, идею и проблематику изучаемого произведения. Научатся выбрать тему жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное. | Творческая работа Периодический контроль Индивидуальная форма | |||||
31 | Н. В. Гоголь. «Шинель» | Урок изучения нового материала, формирование умений и навыков | Узнают содержание изучаемого произведения, о новаторстве Гоголя в развитии темы «маленького человека». Научатся участвовать в диалоге по содержанию и сопоставлению характеров; аргументировано отстаивать свою точку зрения; писать отзывы о прочитанном. | Текущий контроль, комбинированная форма | |||||
32 | Контрольная работа по творчеству Н.В. Гоголя | Урок контроля | Узнают содержание, тему, идею и проблематику изучаемого произведения. позицию автора по отношению к главному герою; новаторство Гоголя в развитии темы «маленького человека». Научатся строить устные и письменные высказывания. | Периодический контроль, индивидуальная форма | |||||
33 | М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» как политическая сатира на общественные порядки | Урок изучения нового материала, формирование умений и навыков | Узнают основные факты жизни и творческого пути писателя; исторические источники; содержание изучаемого произведения. Научатся владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выявлять авторскую позицию. | Текущий контроль, комбинированная форма | |||||
3 четверть | |||||||||
34 | Образы градоначальников в «Истории одного города» | Урок обобщения и систематизации | Узнают содержание и проблематику изучаемого произведения. Научатся характеризовать образы, сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения. | Текущий контроль, комбинированная форма | |||||
35 | Тестирование по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина | Урок изучения нового материала, формирование умений и навыков | Узнают содержание изучаемых произведений. Научатся анализировать художественный текст; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС. | Периодический контроль Индивидуальная форма | |||||
36 | Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» | Урок изучения нового материала, формирование умений и навыков | Узнают основные факты жизни и творческого пути писателя; содержание рассказа. Научатся воспринимать и анализировать художественный текст; выделять смысловые части рассказа, составлять план прочитанного; формулировать тему, идею, проблематику произведения. | Текущий контроль, комбинированная форма | |||||
37 | Л. Н. Толстой. «После бала». Сюжет и композиция рассказа «После бала» | Урок изучения нового материала, формирование умений и навыков | Узнают основные факты жизни и творческого пути Л. Н. Толстого; содержание рассказа. Научатся воспринимать и анализировать художественный текст; выделять смысловые части рассказа, составлять план прочитанного; формулировать тему, идею, проблематику произведения. | Текущий контроль, комбинированная форма | |||||
38 | Контраст как средство раскрытия конфликта. Иван Васильевич и полковник | Урок изучения нового материала, формирование умений и навыков | Узнают контраст как основу композиции. Научатся понимать роль контраста для воссоздания эпохи; находить при анализе текста ИВС; сопоставлять эпизоды рассказа; владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге. | Текущий контроль, комбинированная форма | |||||
39 | Мысль автора о моральной ответственности человека за жизнь окружающего общества и свою судьбу | Урок обобщения и систематизации | Узнают содержание рассказа; приемы анализа текста. Научатся сопоставлять эпизоды рассказа; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; владеть различными видами пересказа. | Текущий контроль, комбинированная форма | |||||
40 | РРУчимся стилизации. Страницы из дневника (сочинение по рассказу «После бала») | Урок развития речи | Научатся писать сочинение на основе и по мотивам литературного произведения, в том числе в форме стилизации. 1. Письмо Ивана Васильевича Вареньке. 2. Страничка из дневника Ивана Васильевича «Утро, изменившее мою жизнь». | Творческая работа Периодический контроль Индивидуальная форма | |||||
41 42 | Поэзия родной природы (2+0) в стихотворениях А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.М.Майкова. Проект | Урок обобщения и систематизации | Узнают содержание изучаемых стихотворений. Научатся анализировать поэтический текст; выразительно читать; характеризовать особенности лирического героя, композиции, видеть роль ИВС в раскрытии идеи стихотворения. | Текущий контроль, комбинированная форма | |||||
43 | А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье | Урок изучения нового материала, формирование умений и навыков | Узнают основные факты жизни и творческого пути А.П. Чехова; содержание рассказа. Научатся анализировать художественный текст; сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать героев; выражать свое отношение к прочитанному. | Текущий контроль, комбинированная форма | |||||
Из литературы XX века17+2 | |||||||||
44 | И.А. Бунин. Краткий рассказ о писателе. Повествование о любви в рассказе «Кавказ» | Урок изучения нового материала, формирование умений и навыков | Узнают основные факты жизни и творческого пути И. А. Бунина; содержание рассказа. Научатся анализировать художественный текст; сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; выражать свое отношение к прочитанному. | Текущий контроль, комбинированная форма | |||||
45 | А. И. Куприн. Краткий рассказ о писателе. Утверждение согласия, взаимопонимания, любви и счастья в рассказе «Куст сирени». Проект | Урок изучения нового материала, формирование умений и навыков | Узнают основные факты жизни и творческого пути А. И. Куприна; содержание рассказа, Научатся анализировать художественный текст; выделять смысловые части раcсказа, формулировать тему, идею, проблему произведения; выражать свое отношение к героям рассказа. | Периодический контроль, Текущий контроль, комбинированная форма | |||||
46 | Тестирование по творчеству А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна | Урок контроля | Узнают основные понятия темы, содержание текстов, историю создания. Научатся применять теоретические знания на практике. | Периодический контроль Индивидуальная форма | |||||
47 | А. А. Блок. Краткий рассказ о поэте. Россия и историческая тема в творчестве поэта | Урок изучения нового материала, формирование умений и навыков | Узнают основные факты жизни и творчества поэта, содержание изучаемых стихотворений. Научатся анализировать поэтический текст; выразительно читать; характеризовать особенности лирического героя, композиции, видеть роль ИВС в раскрытии идеи стихотворения. | Текущий контроль, комбинированная форма | |||||
48 | С. А. Есенин. Краткий рассказ о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему | Урок изучения нового материала, формирование умений и навыков | |||||||
49 | РР Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А. А. Блока, С.А. Есенина | Урок развития речи | Узнают содержание и проблематику изучаемых произведений. Научатся выбрать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное. | Творческая работа Периодический контроль Индивидуальная форма | |||||
50 | И.С. Шмелёв. Краткий рассказ о писателе. «Как я стал писателем» - рассказ о пути к творчеству | Урок изучения нового материала | Узнают содержание рассказа. Научатся анализировать текст, понимать идейное содержание. | Текущий контроль, комбинированная форма | |||||
51 | М.А. Осоргин. Краткий рассказ о писателе. Сочетание реального и фантастического в рассказе «Пенсне» | Урок изучения нового материала | Узнают основные этапы жизни и творчества писателя, жанр юмористического рассказа, природу смешного в рассказах. Научатся анализировать текст, понимать идейное содержание. | Текущий контроль, комбинированная форма | |||||
52 | Контрольная работа по творчеству писателей конца –XIX начала XX века | Урок контроля | Узнают содержание и проблематику изучаемых произведений. Научатся строить письменные высказывания в связи с изученным произведением; аргументированно отстаивать свою точку зрения; писать отзывы о прочитанном. | Периодический контроль Индивидуальная форма | |||||
4 четверть | |||||||||
53 | Писатели улыбаются (1+0) ВЧ Сатирическое изображение исторических событий в рассказах Тэффи, М. М. Зощенко | Урок изучения нового материала | Узнают содержание рассказов. Научатся анализировать текст, понимать идейное содержание. | Текущий контроль, комбинированная форма | |||||
54 | А.Т. Твардовский. Краткий рассказ о поэте. «Василий Тёркин»- поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны | Урок изучения нового материала | Узнают о ВОВ, о героизме советских воинов. Научатся понимать тему и идею произведения видеть изобразительные средства языка. | Текущий контроль, комбинированная форма | |||||
55 | «Василий Тёркин». Анализ главы «Переправа». Тема большой и малой Родины | Урок изучения нового материала | Узнают содержание изучаемых глав; образную природу словесного искусства. Научатся характеризовать особенности сюжета, композиции; выявлять авторскую позицию. | Текущий контроль, комбинированная форма | |||||
56 | Народно-поэтическая основа, героика и юмор в поэме «Василий Тёркин». Глава «О награде» | Урок обобщения и систематизации | Узнают содержание изучаемых глав; образную природу словесного искусства. Научатся характеризовать особенности сюжета, композиции; выявлять авторскую позицию. | Текущий контроль, комбинированная форма | |||||
57 | Стихи и песни о Великой Отечественной войне (1+0) М.И. Исаковского, Б. Окуджавы, Л. Ошанина, А. Фатьянова | Урок изучения нового материала | Узнают поэтов военного времени и их творчество; знать стихи наизусть. Научатся выразительно читать произведения, в том числе наизусть; соблюдать нормы литературного произношения (П); участвовать в диалоге по прочитанным произведениям. | Текущий контроль, комбинированная форма | |||||
58 | В.П. Астафьев. Краткий рассказ о писателе. Автобиографический характер рассказа «Фотография, на которой меня нет» | Урок изучения нового материала | Узнают основные факты жизни и творчества писателя; содержание рассказа. Научатся воспринимать и анализировать художественное произведение; выделять и формулировать тему, идею, проблематику; владеть различными видами пересказа. | Текущий контроль, комбинированная форма | |||||
59 | Отражение довоенного времени в рассказе «Фотография, на которой меня нет». РР Подготовка к домашнему сочинению «Великая Отечественная война в литературе 20 века» | Урок развития речи | Узнают содержание произведения; образную природу словесного искусства. Научатся воспринимать и анализировать художественное произведение (П); выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения (П); строить устные и письменные высказывания; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям. | Творческая работа Периодический контроль, Индивидуальная форма | |||||
60 | Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе (1+0) | Урок изучения нового материала | Узнают образную природу словесного искусства. Научатся выразительно читать стихи, в том числе выученные наизусть; строить устные высказывания. | Текущий контроль, комбинированная форма | |||||
61 | «Мне трудно без России» (1+0) Поэты русского зарубежья о Родине. | Урок изучения нового материала | Узнают образную природу словесного искусства, содержание изучаемого произведения. Научатся определять род и жанр литературного произведения; выразительно читать стихи, в том числе наизусть. | Текущий контроль, комбинированная форма | |||||
62 | Тестирование по литературе ХХ века | Урок контроля | Узнают содержание, тему, идею и проблематику изучаемых произведений, позицию автора по отношению к героям. Уметь: строить устные и письменные высказывания. | Периодический контроль Индивидуальная форма | |||||
Из зарубежной литературы 8+0 | |||||||||
63 64 | У. Шекспир. «Ромео и Джульетта» Ромео и Джульетта- символ любви | Урок изучения нового материала | Узнают основные факты жизни и творчества писателя, содержание произведения; Научатся определять род, жанр, особенности сюжета, композиции, ИВС, выразительно читать. | Текущий контроль, комбинированная форма | |||||
64 | Сонеты У. Шекспир. Воспевание любви и дружбы | ||||||||
65 | Ж.-Б. Мольер. Слово о писателе. «Мещанин во дворянстве» | Урок изучения нового материала | Узнают основные факты жизни и творчества писателя. Научатся анализировать текст. | Текущий контроль, комбинированная форма | |||||
66 | «Мещанин во дворянстве» как сатира на дворянство и невежественных буржуа. Проект | Урок обобщения и систематизации | Узнают содержание произведения; Научатся определять род, жанр, особенности сюжета, композиции, ИВС, выразительно читать. | Текущий контроль, комбинированная форма | |||||
67 | Д. Свифт. «Путешествия Гулливера» - сатира на государственное устройство и общество | Урок изучения нового материала | Узнают основные факты жизни и творчества писателя. Научатся анализировать текст. | Текущий контроль, комбинированная форма | |||||
68 | В. Скотт. «Айвенго» - роман об английском средневековье | Урок изучения нового материала | Узнают основные факты жизни и творчества писателя. Уметь: анализировать текст. | Текущий контроль, комбинированная форма | |||||
69 | Обобщающий урок | Урок обобщения и систематизации | Узнают содержание и проблематику изучаемых произведений. Научатся строить письменные высказывания в связи с изученным произведением; аргументированно отстаивать свою точку зрения; писать отзывы о прочитанном. | Текущий контроль, комбинированная форма | |||||
70 | Контрольная работа за курс 8 класса | Урок контроля | Итоговый контроль Индивидуальная форма |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 7 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
автор УМК В.В. Пасечник....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 8 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
автор УМК В.В. Пасечник....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета английский язык для 6 класса основного общего образования на 2018 - 2019 учебный год разработана на основе авторской программы Р.П Мильруд, Ж. А Суворовой,2016 года
Рабочая программа по английскому языку для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федеральног...