Рабочая программа по литературе для 11 класса углубленное изучение
рабочая программа по литературе (11 класс)
Рабочая программа по литературе для 11 класса с углубленным изучением предмета рассчитана на 5 уроков в неделю в соответствии с требованиями ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_literat_11_uglublen.docx | 79.09 КБ |
Предварительный просмотр:
II. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 279-ФЗ
2. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования( утвержден приказом Министерства образования и науки от 17.05.2012 №413
3. Примерной программы среднего общего образования. Литература.- 2-е изд.- М: Просвещение. 2011.- 176 с.- ( стандарты второго поколения).
4. Авторской программы Агеносова В.В, А.Н. Архангельского, Н.Б.Тралковой"Русская литература XIX-XX веков (для 10-11 классов общеобразовательных учреждений). Углубленный уровень»-М: Дрофа, 2014
5. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях в 2018- 2019 учебном году.
Русская литература XX века. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Углубленный уровень: В 2-х ч. / В.В.Агеносов и др.; Под ред. Агеносова. – М.: «Дрофа», 2014г.
Русская литература XX века. 11 кл.: Хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений. Углубленный уровень: В 2-х ч. / Сост. В.В.Агеносов и др.; Под ред. Агеносова. – М.: «Дрофа», 2014.
6. Основной образовательной программы среднего общего образования на 2017-2019 г.( приказ МБОУ « СОШ №1 пгт Уренгой №71 от 4.04.2014г.)
Предназначена для изучения литературы в 11 классе общеобразовательной школы на профильном уровне
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Основная идея программы - развитие обучающегося как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смысла жизнедеятельности.
Актуальность программы обусловлена её важнейшей культуросберегающей, развивающей и воспитательной функцией. Школьное литературное образование является неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Золотой фонд русской классики, шедевры мировой литературы остаются животворным источником познания мира и человека. Не случайно в концептуальной части Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе особое внимание уделено необходимости формирования у учащихся ценностных ориентиров, художественного вкуса, эстетических и творческих способностей. Изучение литературы на углубленномуровне дает старшеклассникам возможность усвоить основы теории литературы, элементы комплексного анализа прозаического и поэтического текстов, формирует умение интепретировать художественный текст, дает возможность для освоения лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций. Цели программы:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно- творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко- литературных сведений и теоретико- литературных понятий; создание общего представления об историко- литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно- художественных стилей;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко- литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно- сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; написания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета.
Задачи программы:
формирование представлений о литературе как о культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;
осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции;
формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико- эстетический компонент искусства;
формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;
формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
формирование основных эстетических и теоретико- литературных понятий как условного полноценного восприятия, анализа и оценки литературно- художественных произведений
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1. Авторская программаВ.В. Агеносова, А.Н. Архангельского, Н.Б. Тралковой"Русская литература XIX-XX веков (для 10-11 классов общеобразовательных учреждений). Углубленный уровень» -М: Дрофа, 2014
2. Русская литература XX века. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Углубленный уровень: В 2-х ч. / В.В.Агеносов и др.; Под ред. Агеносова. – М.: «Дрофа», 2014г.
3. Русская литература XX века. 11 кл.: Хрестоматия дляобщеобразовательных учебных заведений. Углубленный уровень: В 2-х ч. / Сост. В.В.Агеносов и др.; Под ред. Агеносова. – М.: «Дрофа», 2014.
Данный учебно-методический комплект рассмотрен и утвержден к использованию на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы (протокол № 10 от 29 марта 2018 года)
III. Общая характеристика учебного предмета, курса.
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения.
В основе рабочей программы по литературе для 11 класса лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения литературы на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по литературе. В ней также заложены возможности, предусмотренного стандартом формирования у
обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.
Учет межпредметных связей в преподавании литературы позволяет более рационально использовать изучение нового материала путем устранения дублирования между новым и уже изученным содержанием. Межпредметные связи прослеживаются как вертикальные (между ступенями обра-зования), так и горизонтальные (на одной ступени обучения) между литературой и другими курсами. Курс литературы 11 класса опирается в большей степени на знание курса русского языка, истории, мировой художественной культуры.
IV. Место учебного предмета, курса в учебном плане.
Согласно учебному плану предмет «Литература» входит в предметную область «Филология». На изучение предмета в
11профильном классе отводится 170 часов (из расчета 5 учебных часов в неделю).
Программой предусмотрено: на развитие речи - 14 часов, контрольные и проверочные работы–9 часов, внеклассное чтение- 2 часа
V. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Литература как учебный предмет обладает огромным воспитательным потенциалом, дающим учителю возможность не только развивать интеллектуальные способности учащихся, но и формировать их ценностно -мировоззренческие ориентиры, которые позволят им адекватно воспринимать проблематику произведений отечественной классики, т. е. включаться в диалог с писателем. Приобщение к «вечным» ценностям,
исповедуемым литературной классикой, является одним из главных направлений школьного литературного образования и способствует постановке таких его приоритетных целей, как: воспитание духовно развитой личности, испытывающей потребность в саморазвитии и внутреннем обогащении, расширении культурного кругозора и реализации накопленного духовного опыта в общественной практике; формирование гуманистического мировоззрения, базирующегося на понимании ценности человеческой личности, признании за нею права на свободное развитие и проявление ее творческих способностей;формирование основ гражданского самосознания, ответственности за происходящее в обществе и в мире, активной жизненной позиции; воспитание чувства патриотизма, любви к Отечеству и его великой истории и культуре, а также уважения к истории и традициям других народов;развитие нравственно-эстетического подхода к оценке явлений действительности, стремления к красоте человеческих взаимоотношений, высокие образцы которых представлены в произведениях отечественной классики; приобщение к творческому труду, направленному на приобретение умений и навыков, необходимых для полноценного усвоения литературы как учебной дисциплины и вида искусства.
VI. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса.
Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения и качества:
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.
– осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
– ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;
– потребность в самовыражении через слово;
– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать е. и
координировать е. с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Литература» является сформированность следующих умений:
- владеть техникой грамотного, осмысленного и выразительного чтения;
- воспринимать художественное произведение как сюжетно- композиционное единство в его причинно- следственных связях с эпохой создания и бытования;
- видеть в произведении автора и его отношение к героям, событиям, к читателю;
- вступать в диалог с автором;
- определять жанрово- родовую природу произведения как воплощение историко- культурного развития искусства слова;
- видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;
- выделять эстетическую, социально- историческую и нравственно- философскую проблематику произведения;
- самостоятельно анализировать литературно- художественные произведения, критическую литературу соответственно уровню подготовки;
- давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного восприятия;
- давать эстетическую оценку произведению и аргументировать ее ( интерпретация произведения в контексте художественной культуры и традиции)
- использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке художественного произведения;
- понимать связь изученного произведения со временем его написания, соотносить его с литературными направлениями, соотносить историко- литературный процесс с общественной жизнью и культурой;
-грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных жанров, владеть всеми видами пересказов;
- выполнять письменные работы различного характера, писать сочинения разных жанров;
- работать со справочным аппаратом учебника, различными источниками информации;
- выполнять элементарные исследовательские работы.
VII. Содержание учебного предмета, курса.
№п\п | Наименование разделов, тем | Количество часов | Дата | |
теоретическое | практическое | |||
1 | Введение Литература XX века — наследница всех ветвей русской национальной культуры: духовно-нравственной, революционно-активной и философско-смеховой, лишь в совокупности отражающих многообразный русский национальный характер. | 1 | - | |
2 | Художественный мир русской прозы начала XX века. Художественный мир И.А. Бунина. Художественный мир А. И. Куприна. Художественный мир Л.Андреева. Контрольная работа по разделу Сочинение по творчеству И.Бунина, А.Куприна, Л.Андреева Опорные понятия: литературный период, литературные направления и течения, неоромантизм, тропы и фигуры языка, литературный герой Внутрипредметные связи: конфликт истинных и ложных чувств, образы- символы, образ катастрофического мира Межпредметные связи: музыкальное искусство и прозаИ.Бунина и А.Куприна, духовность прозы Л.Андреева | 1 | 5 5 2 1 2 | |
3 | Серебряный век русской поэзии Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений. Символизм. Истоки русского символизма. Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).Письменный анализ лирического произведения Серебряного века Опорные понятия: модернизм, символизм, футуризм, имажинизм Внутрипредметные связи: влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Межпредметные связи: Серебряный век в музыке и изобразительном искусстве | 2 | 7 | |
4 | Художественный мир А.М.Горького Сочинение по творчеству А.М.Горького Опорные понятия: ранняя проза, романтизм , « босяцкий цикл» произведений писателя, особенности драматургии Горького, социальная драма Внутрипредметные связи: традиции отечественной драматургии в творчестве А. М. Горького Межпредметные связи: А.М.Горький и русский театр; сценические интерпретации пьес Горького Для самостоятельного чтения роман « Фома Гордеев» | 2 | 7 1 | |
5 | Основные направления в литературе 1 половины XX века. Русская литература периода революции и Гражданской войны Произведения И. Бабеля , А. Толстого. Роман А. Фадеева «Разгром» Опорные понятия: литературно – исторический процесс в России первой половины 20 века, раскол русской литературы, многообразие литературных течений и трагическая судьба русских писателей..Литературные направления и течения, социальность творчества. Внутрипредметныесвязи:развернутый монологический ответ, отзыв о прочитанном произведении, сообщение по теме. Создание развернутого сложного плана по теме, биографической справки, отзыва о прочитанном произведении. Межпредметные связи: отражение трагических конфликтов истории в литературе Для самостоятельного чтения: А. Толстой « Сорок первый», Д.Фурманов « Чапаев» | 1 | 4 | |
6 | Художественный мир А.Блока Лирика, поэма « Двенадцать» . Сочинение по творчеству А.Блока Опорные понятия: тематика и проблематика лирики, «страшный» мир и тема города, особенности поэмы « Двенадцать» Внутрипредметные связи: средства, способы и приемы создания образов в лирике А.А.Блока, образ лирического героя, способы индивидуализации Межпредметные связи: революция в творчестве А.Блока | 2 | 8 2 | |
7 | Художественный мир В.Маяковского Лирические произведения, сатира, поэмы В.Маяковского Практикум по творчеству Маяковского Сочинение по творчеству Маяковского Опорные понятия: новаторский характер лирики Маяковского -футуриста, тематическое и жанровое своеобразие и своеобразие образов , средства худ. образности , своеобразие лирического героя, пафос произведений, анализа лирических произведений. Внутрипредметные связи: Тоническое стихосложение, новаторство в лирике В.В.Маяковского, лирический герой Маяковского, гипербола, гротеск, средства сатирического изображения действительности. Межпредметные связи: работа в «Окнах РОСТА», живопись и литература, Маяковский и революция | 2 | 5 2 2 | |
8 | Художественный мир С.А.Есенина Опорные понятия: народность художественного творчества; демократизация поэтического языка. Своеобразие худ.мира Есенина, эволюция темы Родины и деревни Самостоятельный анализ лирического произведения Внутрипредметные связи: интерпретация поэтического текста. Межпредметные связи: есенинские мотивы в живописи и музыке, песни на стихи Есенина, С.Есенин и революция Для самостоятельного чтения: поэма « Черный человек» | 1 | 4 1 | |
9 | Художественный мир поэзии А.Ахматовой Опорные понятия: интеллектуальная лирика; определение тематики и проблематики произведений, эволюция образа лирической героини, развитие тем мужества ,единства с судьбой народа. Внутрипредметные связи: средства, способы и приемы создания образов в лирике А.Ахматовой, способы индивидуализации, исповедальность, психологизм, монолог- исповедь. Межпредметные связи: А. Ахматова и Н. Гумилев, тема революции, судьба народа, страны и поэтессы | 1 | 5 | |
10 11 | Художественный мир М.Цветаевой Опорные понятия: интеллектуальная лирика; определение тематики и проблематики произведений, эволюция образа лирической героини. Внутрипредметные связи: средства, способы и приемы создания образов в лирике М. Цветаевой, способы индивидуализации, исповедальность, психологизм Межпредметные связи: песни на стихи Цветаевой Контрольная работа | 1 | 2 2 | |
12 | Художественный мир М.А.Шолохова. « Донские рассказы», роман « Тихий Дон» Тестирование Сочинение Опорные понятия: тематика , проблематика и общий пафос рассказов, историческая справка, сопоставительная характеристика героев, духовные искания героя, своеобразие языка романа. литературный сказ; жанр романа- эпопеи Внутрипредметные связи: Роман- эпопея, трагедия, трагический конфликт, тематика, проблематика, идея произведения, типическое и индивидуальное в образе героя, роль пейзажа, своеобразие языка романа. Сопоставление произведений Л. Толстого и М. Шолохова Межпредметные связи: революция, Гражданская война и творчество М. Шолохова, экранизация произведений писателя Для самостоятельного чтения: роман « Поднятая целина» | 2 | 12 1 2 | |
13 | Художественный мир А.Платонова Опорные понятия: жизненном и творческом пути писателя, тематику, проблематику и худ.своеобразие произведений, своеобразие языка, особенности речи персонажей и авторского языка Внутрипредметные связи: Аллегория, сатира ,сарказм, антиутопия, своеобразие языка писателя. Межпредметные связи: проза Платонова и революция, живопись Петрова- Водкина Для самостоятельного чтения: рассказ « Усомнившийся Макар» | 3 | ||
14 | Художественный мир М.Булгакова Сатира М.Булгакова. Роман « Мастер и Маргарита». Подготовка к домашнему сочинению Опорные понятия: тематика , проблематика и худ. своеобразие произведений, своеобразие творческого мира писателя; анализ эпизода и сравнительная характеристика персонажей, понятие сатиры Внутрипредметные связи: создание биографического очерка, анализ средств сатиры, эпизодов, определение тематики и проблематики произведения, средства индивидуализации героев. Юмор, сатира, сатирическая фантастика, реальное и фантастическое в произведении, гротеск, композиция и ее элементы, ист. правда и худ . вымысел, герой эпич. произведения. Развернутый ответ на вопрос, индивидуальные задания, анализ эпизода, сопоставительная характеристика героев Межпредметные связи: экранизация произведений Булгакова, интепретацияхудожтекста, историческая реальность и худож. вымысел | 1 | 7 | |
15 | Художественный мир Е.Замятина Роман «Мы». Опорные понятия: роман – антиутопия , проблематика и система образов. Внутрипредметные связи: аллегория, сатира ,сарказм, антиутопия, своеобразие языка писателя Межпредметные связи: историческая правда и художественный вымысел | 2 | ||
16 | Художественный мир Б.Пастернака Стихотворения, роман « Доктор Живаго» Опорные понятия: традиционное и новаторское в лирике поэта, стихотворный размер, тропы и фигуры языка. Идеологический роман и герой-идея Внутрипредметные связи: своеобразие образа лирического героя Пастернака Межпредметные связи: особенности языка и стиля поэзииПастернака; роман «Доктор Живаго» в театре и кино | 1 | 5 | |
17 | Художественный мир А.Твардовского Лирика А.Твардовского. Поэмы « За далью- даль», « По праву памяти», « Василий Теркин» Опорные понятия: анализ поэтических текстов, средства создания образов, выделение типического и индивидуального в образе героя. «бессюжетное» действие; лирическая комедия; символическая деталь. Внутрипредметные связи: тропы и фигуры языка, лирический герой, типическое и индивидуальное, ист. правда и худ. вымысел.Анализ текстов, выразительное чтение и чтение наизусть, составление цитатной характеристики героя. Межпредметные связи: история страны и художественный мир Твардовского | 1 | 5 | |
18 | Литература о Великой Отечественной войне К.Воробьев «Убиты под Москвой» ,Ю. Бондарев « Горячий снег», В.Кондратьев « Сашка». В.Быков « Сотников». Б.Васильев «.А зори здесь тихие» Опорные понятия: человек на войне , правда о нем. Проблема нравственного выбора в экстремальной ситуации. « Лейтенантская проза», тематика, проблематика и своеобразие этого литературного направления Внутрипредметные связи: самостоятельный анализ прочитанного произведения Межпредметные связи: Великая Отечественная война и литература, экранизация произведений о войне. Великая Отечественная война в живописи, музыке. | 1 | 4 | |
19 | Лагерная тема в произведениях А.Солженицына и В.Шаламова. Сочинение по разделу Опорные понятия: лагерная тема, проблема нравственного выбора в экстремальной ситуации Внутрипредметные связи: самостоятельный анализ прочитанного произведения Межпредметные связи: история и литература | 1 | 6 1 | |
20 | Художественный мир В.Распутина, В.Шукшина Опорные понятия: глубина и цельность духовного мира человека, связанного с землей. Внутрипредметные связи: самостоятельный анализ прочитанного произведения Межпредметные связи: экранизация произведений Распутина, Шукшина Письменная работа по разделу | 1 | 5 1 | |
21 | Художественный мир А.Вампилова Опорные понятия: театр, жанры драматургии, особенности драматургии Вампилова Внутрипредметные связи: герои произведений Вампилова, анализ пьесы Вампилова Межпредметные связи: произведения А.Вампилова на сцене и в кино. | 2 | ||
22 | Поэзия второй половины XX века. « Тихая « и « громкая» лирика Опорные понятия: жанры лирики, особенности лирических произведений, средства художественной выразительности Внутрипредметные связи: герои произведений Н.Рубцова, Б.Окуджавы, В.Высоцкого, Н Заболоцкого, И.Бродского, Р.Гамзатова Межпредметные связи: песни на стихи поэтов второй половины XX века. Сочинение по разделу | 2 | 8 2 | |
23 | Основные тенденции современного литературного процесса Тестирование по разделу Опорные понятия: литературно- исторический процесс , его течения и направления. модернизм, постмодернизм. Внутрипредметные связи: особенности тематики, проблематики современных произведений Межпредметныесвязи:история и современность, экранизация произведений современных авторов | 4 | 4 1 | |
24 | Зарубежная литература XX века. Э. Хэмингуэй « Старик и море». Проблема взаимоотношений человека и природы в произведении. Опорные понятия: экологическая тема, психологический жанр Внутрипредметные связи: произведения мировой литературы XX века. Межпредметные связи: исторический процесс, экологические проблемы в литературе | 2 | ||
25 | Итоговая контрольная работа | 2 | ||
Всего за год 170 часов | 28 | 142 |
VIII. Требования к уровню подготовки обучающихся
По окончании обучения в 11 класса выпускник
должен знать:
- историческую эпоху литературного произведения;
- основные литературные направления изучаемого периода литературы;
- авторов и содержание изученных художественных произведений;
-основные теоретические понятия, связанные с изучением исторических произведений;
- биографический материал о писателях;
- основные литературоведческие термины;
должен уметь
- владеть техникой грамотного, осмысленного и выразительного чтения;
- воспринимать художественное произведение как сюжетно- композиционное единство в его причинно- следственных связях с эпохой создания и бытования;
- видеть в произведении автора и его отношение к героям, событиям, к читателю;
- вступать в диалог с автором;
- определять жанрово- родовую природу произведения как воплощение историко- культурного развития искусства слова;
- видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;
- выделять эстетическую, социально- историческую и нравственно- философскую проблематику произведения;
- самостоятельно анализировать литературно- художественные произведения, критическую литературу соответственно уровню подготовки;
- давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного восприятия;
- давать эстетическую оценку произведению и аргументировать ее ( интерпретация произведения в контексте художественной культуры и традиции)
- использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке художественного произведения;
- понимать связь изученного произведения со временем его написания, соотносить его с литературными направлениями, соотносить историко- литературный процесс с общественной жизнью и культурой;
-грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных жанров, владеть всеми видами пересказов;
- выполнять письменные работы различного характера, писать сочинения разных жанров;
- работать со справочным аппаратом учебника, различными источниками информации;
- выполнять элементарные исследовательские работы.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература»
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированностьэкологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректироватьдеятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметными результатами освоения программы по литературе являются:
- в познавательной сфере:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклоров других народов, древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20, 21 вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведениях элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.
- в ценностно-ориентационной сфере:
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и свое отношение к ней.
- в коммуникативной сфере:
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа, уметь вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы.
- в эстетической сфере:
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Система оценки достижения планируемых результатов
Нормы и основные критерии оценки
Устные ответы
Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по предмету. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: I) полноту и правильность ответа; 2)степень осознанности, понимания изученного; 3)языковое оформление ответа.
Ответ на теоретический вопрос оценивается по традиционной пятибалльной системе.
Отметка «5» ставится, если ученик: I) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры; 3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры: 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка сочинений
Критерии оценки содержания:
Соответствие работы теме и основной мысли;
Полнота раскрытия темы;
Правильность фактического материала;
Последовательность изложения;
Критерии оценки речевого оформления:
Разнообразие словаря и грамматического строя речи;
Стилевое единство и выразительность речи;
Число речевых недочетов.
Оценка | «5» | «4» | «3» | «2» | «1» |
Критерии оценки содержания | Соответствие теме. Отсутствие фактических ошибок. Последовательность изложения. Богатство словаря и разнообразие синтаксических конструкций. Стилевое единство, выразительность текста. 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета. | Соответствие теме (незначительные отклонения). Достоверность содержания (единичные фактические неточности). Незначительные нарушения последовательности. Богатство словаря и разнообразие синтаксических конструкций. Стилевое единство, выразительность текста. Не более 2 недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов. | Отклонения от темы. Достоверность содержания (отдельные фактические неточности). Отдельные нарушения последовательности. Бедность словаря, однообразие синтаксических конструкций. Стилевое единство отсутствует, невыразительность текста. Не более 4 недочетов в содержании, не более 5 речевых | Не соответствует теме Фактические ошибки. Нет последовательности. Крайне беден словарь, короткие однотипные предложения. Нет стилевого единства. 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов. |
Критерии оценки речевого оформления | 1 орф., Или 1 пункт. Или 1 граммат. | 2 – 2, Или 1 – 3, Или 0 – 4 , а также 2 гр. | 4 – 4, Или 3 – 5, Или 0 – 7, а также 4 гр. | 7 -7, Или 6 – 8, Или 5 – 9, Или 6 – 8, а также 7 гр. | Более 7 орф., более 7 пункт., Более 7 гр. |
Примечания.
При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
- Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
Оценивание тестовых работ
Тесты даются каждому ученику в письменном виде (на бумажных носителях) Задача учащихся – найти правильный ответ из нескольких предложенных.и подтвердить его материалом из источника.
Тесты оцениваются в школьных отметках («5», «4», «3», «2»).С 5 класса обучающиеся должны усвоить, что задание должно быть выполненным не менее чем на 50 %.
Отметка «5» выставляется за 84 % - 100 % выполнения работы,
Отметка «4» выставляется за 67 % - 83 % выполнения работы,
Отметка «3» выставляется за 50 % - 66 % выполнения работы,
Отметка «2» выставляется за 49 % и менее.
IX. Материально- техническое обеспечение образовательного процесса
Материально-техническая база:
1 | Компьютер, монитор, системный блок | 1 |
2 | Мультимедийный проектор | 1 |
3 | Колонки | 2 |
4 | Интерактивная доска | 1 |
5 | Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей | 1 комплект |
6 | Раздаточный материал по темам курса | 20 штук |
7 | Репродукции картин художников | 1 комплект |
8 | Слайдпроетор | 1 |
9 | Кодоскоп | 1 |
Экранно-звуковые пособия | ||
1 | Презентации к занятиям. Творчество отечественных и зарубежных авторов | 48 |
2 | DVD фильмы. | 1.А.Куприн « Гранатовый браслет», « Олеся», « Поединок» 2. А.Горький « На дне» 3. С. Есенин( х\ф) 4. М.Шолохов « Тихий Дон» 5. М.Булгаков « Собачье сердце», « Мастер и Маргарита» 6.Б.Пастернак « Доктор Живаго» 7. М. Шолохов « Судьба человека» |
Сайты
№ п\п | Название |
Педсовет_su - сайт | |
Детские презентации http://viki.rdf.ru/item/395/download/ | |
Педагогическая библиотека (www.pedlib.ru) | |
Фестиваль «Открытый урок» festival@1september.ru | |
TATSEL - Детские песни - Фильмы.files | |
Про школу | |
Социальная сеть учителей «Наша сеть» | |
Рубрика "Педагогика" в рейтинге Mail.ru | |
Uroki.net | |
window.edu.ru - Единое окно доступа к образовательным ресурсам. | |
Сеть творческих учителей (www.it-n.ru) | |
Портал "ВСЕОБУЧ" | |
newseducation.ru - "Большая перемена" |
Литература.
Учебно - методический комплект:
1. Авторская программаВ.В. Агеносова, А.Н. Архангельского, Н.Б. Тралковой"Русская литература XIX-XX веков (для 10-11 классов общеобразовательных учреждений). Углубленный уровень» -М: Дрофа, 2014
Учебники
2. Русская литература XX века. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Углубленный уровень: В 2-х ч. / В.В.Агеносов и др.; Под ред. Агеносова. – М.: «Дрофа», 2014г.
3. Русская литература XX века. 11 кл.: Хрестоматия дляобщеобразовательных учебных заведений. Углубленный уровень: В 2-х ч. / Сост. В.В.Агеносов и др.; Под ред. Агеносова. – М.: «Дрофа», 2014.
Учебные пособия
1. Агеносов В. Русская литература ХХ века. Методическое пособие для учителя, М.: Дрофа, 2014
2.ВасильеваТ.Б.,ИвановаИ.Н. Литература. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов.-М.: Вентана-Граф, 2015
3. Ильина И.Д. Предметная неделя литературы в школе.- Ростов н/Д.: Феникс, 2015
4.Лебедев Ю. Литература.11 кл. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2014
5. Петрович В.Г., Петрович Н.М. Литература в основной и профильной школе. 11 класс. Книга для учителя. М., 2015
6. Крутецкая В.А. Литература в таблицах и схемах. 10 класс. СПб., 2014
7. Черняк М.А. Современная русская литература (10-11 классы): учебно-методические материалы.- М.: Эксмо, 2014
8. Папка с раздаточными материалами «Теория литературы 5-11 классы»
9. Портреты писателей 19- 20 век (портреты, справочные материалы)
Дополнительные ресурсы:
1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 11 класс
2.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.
3. Презентации по творчеству русских писателей от древнерусской литературы до XX века.
4. Уроки в формате А-4(иллюстративный ряд по произведениям русских и зарубежных писателей)
Приложение
Работа по развитию речи учащихся для обучения написанию допускного сочинения
Обоснование проблемы
Мониторинг состояния работы по подготовке обучающихся общеобразовательных учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа к допускному сочинению, проведённый в апреле-мае 2018 года, показал, что сочинение как вид ученической работы сохраняется, но оно изменилось: статус выпускного и, следовательно, объёмного, логически завершающего литературное образование труда обучающегося, утрачен. Во многих общеобразовательных учреждениях проводятся специальные занятия (факультативы, элективные курсы) по обучению написанию сочинения.
Выявленные в ходе названного мониторинга типичные проблемы в обучении написанию сочинения и обобщение их для всех общеобразовательных организаций определило диапазон проблем, сформулированных муниципальными образованиями по каждой параллели классов по русскому языку и литературе.
В 11–х классах такими проблемами стали: отсутствие должных навыков публичного выступления; ошибки при цитировании; использование готовых рефератов или сочинений; мал объём сочинений; домашние сочинения не отличаются самостоятельностью подхода к раскрытию темы;
трудности при выполнении письменных работ на лингвистические темы.
В этом перечне также достаточно широко представлена речемысленная, устная и письменная деятельность обучающихся; преобладают монологи, но есть и (что очень важно) диалоги. Именно в диалогах они учатся коммукации: слушать и слышать собеседника, аргументировано отстаивать свою точку зрения, соглашаться с собеседником, рефлексировать, выстраивать новый текст. Представленный материал для контроля/обучения навыкам связной речи, подготовке к допускному сочинению разнообразен: от живого опыта, наблюдений и дневниковых записей до творческого воображения и импровизации. Учебник для общеобразовательных учреждений В.В.Агеносова предусматривает такую возможность.
Исходя из этого в рабочей программе по литературе в 11 классе предусмотрено проведение 26 уроков развития речи, что обеспечит систематическую работу по развитию связной устной и письменной речи обучающихся, по оптимизации деятельности при обучении написанию сочинения на литературную и общегуманитарную тему, при проведении последующих мониторинговых исследований в 2017/2018 учебном году.
Виды деятельности и тематика этих уроков представлены в таблице.
№ раздела\ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Примечание |
16-17 | Сочинение по творчеству И.Бунина, А.Куприна, Л.Андреева | 2 | ||
36 | Сочинение по творчеству А.М.Горького | 1 | ||
52-53 | Сочинение по творчеству А.Блока | 2 | ||
63-64 | Сочинение по творчеству В.Маяковского | 2 | ||
70 | Анализ лирического произведения С. Есенина | 1 | ||
97-98 | Сочинение по творчеству М.А.Шолохова | 2 | ||
136 | Сочинение по разделу Лагерная тема в произведениях А. Солженицына, В. Шаламова | 1 | ||
143 | Сочинение « Художественный мир В. Распутина, В. Шукшина | 1 | ||
156-157 | Сочинение «Поэзия второй половины XX века». | 2 | ||
Всего часов | 14 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по алгебре. 9 класс. Углубленное изучение по учебнику Макарычева Ю.Н. под редакцией Феоктистова И.Е.
Рабочая программа по алгебре. 9 класс. Углубленное изучение алгебры в 9 классе . 6 часов. Учебник Макарычев Ю.Н, Миндюк Н.Г. Нешков К.И.,Феоктистов И.Е ...
Рабочая программа по физике 10 класс углубленное изучение
Рабочая программа по физике составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, составленная в соответствии с учебниками физики для 10 классов (авторы программы- Ю.И. Дик, О...
Рабочая программа по математике 7 класс (углубленное изучение)
В 2014-2015 учебном году в 7 классе предметы алгебра и геометрия объединены в один предмет - математика.Авторских рабочих программ и календарных планов на данный момент не выпущено, поэтому я разработ...
Рабочая программа для 5-9 классов углубленного изучения английского языка
Рабочая программа для 5-9 классов углубленного изучения английского языка...
Рабочая программа по алгебре 7 класс углубленное изучение по учебнику Макарычева
Рабочая программа по алгебре 7 класс углубленное изучение по учебнику Макарычева...
Рабочая программа по географии 10 класс(углубленное изучение) по учебнику Домогацких Е.М,
В социально-экономическом профиле идет углубленное изучение географии, где отводится 2 часа в неделю. Представляю рабочую программу по географии по учебнику Домогацких....
Рабочая программа по алгебре, 9 класс (углубленное изучение)
Рабочая прграмма по алгебре, 9 класс (углубленное изучение)...