Литературная гостиная "К Вам приехал ревизор..."
материал по литературе (8 класс)

Афанасьева Наталия Николаевна

Внеурочное занятие "Литературная гостиная" для учащихся 8 класса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_vam_priehal_revizor.docx193.7 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1»

ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ

Литературная гостиная

«К ВАМ ПРИЕХАЛ РЕВИЗОР…»

3130a9249358

Разработала:

Афанасьева Наталия Николаевна,

учитель русского языка и литературы

г. Вилючинск

Камчатский край

2018 г.

Рецензия на методическую разработку

учителя русского языка и литературы МБОУ СШ №1 г. Вилючинска

Афанасьевой Наталии Николаевны

        Представленная на конкурс методическая разработка в номинации «Воспитательная работа» Афанасьевой Наталии Николаевны литературная гостиная по теме «К Вам приехал ревизор…»  представляет собой внеклассное мероприятие духовно-нравственного характера. Материал, представленный Наталией  Николаевной интересен с точки зрения как урочной, так и внеурочной работы, что является неотъемлемой частью в рамках работы по ФГОС, т.к. особенность Федерального государственного стандарта второго поколения - нацеленность не только на решение задач обучения и развития, но и задач воспитания.

В представленном материале демонстрируются дидактические возможности и особенности использования ИКТ, отражается актуальность и результативность практического применения данной методической разработки.

            Внеклассное занятие составлено в соответствии с требованиями ФГОС, четко прописаны формируемые УУД, задачи, формы организации деятельности, планируемые результаты. Творческий педагог может использовать методическую разработку в готовом виде, а также материал, предлагаемый Наталией Николаевной, на уроках литературы и внеурочных занятиях.

Представленная        разработка        внеурочного мероприятия демонстрирует возможности мультимедийного сопровождения в обеспечении обратной связи со всеми учащимися, создания дополнительных условий для творческой работы учителя и ученика, рациональной организации экологической работы с учащимися.

 Представленный блок занимательного материала позволяет сделать внеурочное мероприятие более ярким, интересным, запоминающимся. Демонстрация и решение нестандартных задач –  прием, вызывающий повышенный интерес и мотивацию учащихся даже со слаборазвитой эмоциональной сферой.

            В конце разработки указан список используемой литературы. Данный материал может использоваться не только учителями литературы, но и педагогами дополнительного образования.

Директор МБОУ СШ №1                                                    Н.Л.Машкина

Зам. директора по УВР                                                       Т.В. Пузанкова

          12. 12.2018г.

Содержание:

I. Пояснительная записка

II. Цель и задачи внеклассного занятия

  1. Оборудование
  2. Возраст детей, на которых рассчитан сценарий
  3. Сценарий мероприятия (ход внеклассного занятия)
  4. Список литературы

  1. Приложения:
  • Презентация («Черный ящик»)
  • Исследовательская работа учащихся (Презентация)
  • Внеклассное мероприятие «Литературная гостиная»  «К Вам приехал ревизор…» (Печатный и электронный вариант)
  • Видеофрагмент «К нам едет ревизор».

  1. Пояснительная записка

Внеклассное занятие «Литературная гостиная» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию обучающегося - читателя.

 Деятельность ребёнка направлена на эмоциональное, творческое, интеллектуальное развитие, помогает решить проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

 Актуальность. В России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В результате огромного количества перемен в  жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется. Проблема чтения находится в зоне особо пристального внимания. Утрата интереса к чтению вызвала реакцию в стране. Российским книжным союзом была разработана и в настоящее время реализуется «Национальная программа поддержки и развития чтения», рассчитанная до 2020 года, с целью противодействия снижению интереса к чтению, исходя из понимания роли чтения в развитии общества.

  В подготовке к внеклассному мероприятию принимает участие не только учитель, но и учащиеся, это позволяет дать посильное задание и каждому ученику в соответствии с его склонностями и интересами, в результате появляется реальная возможность, работая в зоне ближайшего развития, поднять авторитет даже неуверенного в себе ученика.

Занятие помогает формировать положительную мотивацию у детей с небольшими способностями, слаборазвитой эмоциональной сферой и волевыми качествами.

Новизна «Литературной гостиной» состоит в развитии самостоятельности учащихся при отборе литературного материала и составлении сценариев для выступлений.

Целью внеклассного занятия  является духовно-нравственное воспитание школьников; развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, человеку, процессу познания; формирование основ читательской культуры в процессе чтения, восприятия и оценки произведений художественной литературы.

Задачи 

Образовательные:

— закрепление ранее полученных на уроках литературы сведений на новом дидактическом материале с широким привлечением игровых элементов, выработка умений работы с текстом.

Воспитательные:

— воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению, воспитание самостоятельности, уверенности в своих силах, любознательности.

Развивающие:

— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, совершенствование всех видов речевой деятельности, памяти, внимания, наблюдательности, творческой инициативы, повышение уровня языкового развития учащихся.

Личностные, метапредметные результаты внеклассного занятия.

Ожидаемый личностный результат соответствует целям внеурочной деятельности:

— создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг

— совершенствование всех видов речевой деятельности

— овладение правильным и выразительным чтением

—приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.

В результате освоения программы занятий внеурочной деятельности «Литературная гостиная» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта общего образования:

— осознавать значимость чтения для личного развития

— формировать потребность в систематическом чтении

— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое)

— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу

— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

В результате  «Литературная гостиная» формируются следующие метапредметные результаты:

регулятивные умения:

—самостоятельно работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий

—работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх

—определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

познавательные умения:

— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности

— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом)

— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

коммуникативные умения:

— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения — оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию

— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги

— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков

— соблюдать правила общения и поведения в обществе.

Результативность освоения программы определяется на основе участия школьников в конкурсных мероприятиях, в выполнении творческих работы.

Преемственность занятий внеурочной деятельности с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта школьников.

Содержание внеурочной деятельности создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературы, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.

Содержание занятия с указанием форм организации учебных занятий и основных видов учебной деятельности:

1. групповые формы работы

2. индивидуальные формы работы

3. познавательно-развлекательные викторины

Содержание занятия «Литературная гостиная» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

Программа занятий внеурочной деятельности — это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературы для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет школьнику общаться с книгами: внимательно читать, получать необходимую информацию.

Результативность освоения программы определяется на основе участия школьников в конкурсных мероприятиях, в выполнении творческих работ.

Методологическая база:

1. Деятельностный подход, обеспечивающий самостоятельную творческую деятельность каждого ученика.

2. Информационно-коммуникационные и мультимедиа технологии, технология проектного обучения, игровая технология (метод ролевых игр).

3. Здоровьесберегающие технологии: эмоциональная разгрузка за счет нетрадиционной формы занятия; проявление компенсаторных механизмов психологии (чувство успешности, возможность для проявления лидерских качеств, новый стиль общения учителя и ученика).

Реализация сценария во внеклассной деятельности  формирует мотивацию учащихся к изучению творческого наследия Н.В. Гоголя.

Наличие межпредметных связей. Связь с МХК (кино, театр); историей (биография Н.В. Гоголя, высказывания его современников).

Методы:

-поисковый,

-метод самостоятельной индивидуальной работы,

-метод опережающего обучения,

-метод мотивации интереса к изучению творчества писателя.

Данное занятие позволяет решить следующие проблемы: отсутствие интереса к чтению; отсутствие интереса к творческому наследию                        Н.В. Гоголя; схематичность и поверхностность знаний о мировоззрении и авторском идеале Н.В. Гоголя; отсутствие системного мышления, неумение выявлять взаимосвязь художественного образа и авторской позиции; отсутствие навыков театрализации и самопрезентации.

III. Оборудование

  • Компьютер, проектор, экран.
  • Презентации.
  • Исследовательская  работа учащихся.
  • Видеофрагмент  «К нам едет ревизор…».
  • Сценарий литературной гостиной.

IV. Возраст детей, на которых рассчитан сценарий –   14 – 15   лет, что соответствует 8 классу.

 

V. Ход внеклассного занятия

I.  Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, уважаемые  восьмиклассники! Сегодня мы, завершая изучение комедии Николая Васильевича Гоголя «Ревизор», собрались в литературной гостиной. Многое было сказано на предыдущих уроках, многое не сказано, потому что истинное классическое произведение  неисчерпаемо. Хочется ещё раз соприкоснуться с этим гениальным произведением, обобщить наши знания, понять, чему учит нас писатель.   Всем  желаю УДАЧИ!

II. Просмотр видеофрагмента «К нам едет ревизор».

III. Викторина «Угадай героя».

Узнайте героя по его портрету

1. Герой пожилых лет. Говорит серьезно,  резонер. Любит  читать нравоучения самому себе для своего барина. Не любит много говорить. Плут.            

       (Слуга Осип)

2. Человек, прочитавший 5 или 6 книг, и потому несколько вольнодумен. Говорит басом, с растяжкой, придает вес каждому своему слову.  

     (Судья Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин)

3. Серьезен, несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, но каждое его слово значительно.  Постаревший на службе человек и очень неглупый по-своему.  

     (Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский)

4. Человек несколько приглуповат, без царя в голове.  Говорит и действует  без всякого соображения.  Речь отрывиста, слова вылетают неожиданно.

   (Хлестаков Иван Александрович, чиновник из Петербурга)

5. Провинциальная кокетка, воспитанная на романах и альбомах, на хлопотах в своей кладовой и девичьей. Очень любопытна, при случае выказывает тщеславие.

 (Анна Андреевна)

6. Очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек. Проныра и плут. Очень услужлив и суетлив.

    ( Земляника Артемий Филиппович, попечитель богоугодных заведений)

IV. Конкурс  чтецов. (Задание дается предварительно)

Ученик читает  наизусть монолог (отрывок) из комедии. Оценивается знание текста, выразительность, артистизм.

1. Эх, надоела такая жизнь! Право на деревне лучше: оно хоть нет публичности, да и заботности меньше… Конечно, если пойдет на правду, так  житье в Питере лучше всего.

Деньги бы только были, а жизнь тонкая и политичная: кеятры, собаки тебе танцуют, и все что хочешь. Разговаривают все на тонкой деликатности …  Галантерейное, черт возьми, обхождение! Невежливого слова не услышишь, всякий тебе говорит «вы»… Одно плохо: иной раз наешься хорошо, а в другой чуть не лопнешь с голоду. Как теперь, например. А все он виноват… (Осип)

2. Хорошо бы, черт побери, приехать домой в карете, подкатить этаким чертом к какому-нибудь помещику под крыльцо, с фонарями… Как бы, я воображаю, все переполошились: «Кто такой? Что такое? А лакей входит: «Иван Александрович из Петербурга, прикажете принять?» Они, пентюхи, и не знают, что такое значит «прикажете принять». К ним если приедет какой-нибудь гусь помещик, так и валит медведь, прямо в гостиную. К дочечке какой-нибудь хорошенькой подойдешь: «Сударыня, как я…» Тьфу! Даже тошнит, так есть хочется.     (Хлестаков)

3.Удивительное дело, господа! Чиновник, которого мы приняли за ревизора, был не ревизор… Я узнал это из его письма…, которое я распечатал…

     Неестественная сила побудила. Призвал было уже курьера, с тем чтобы отправить его с эштафетой, - но любопытство такое одолело, какого еще никогда не чувствовал. Не могу, не могу! Слышу, что не могу! Тянет, так вот и тянет!.  В одном ухе так вот и слышу: «Эй не распечатывай! Пропадешь как курица»; а в другой словно бес какой шепчет: «Распечатай, распечатай, распечатай!» И как придавил сургуч – по жилам огонь, а распечатал – мороз, ей-богу мороз. И руки дрожат, и все помутилось. (Шпекин)

4. Эх, толстоносый! Сосульку, тряпку принял ха важного человека! Вот он теперь по всей дороге заливает колокольчиком. Разнесет  по всему свету историю. Мало того, что пойдешь в посмешище – найдется щелкопер, бумагомарака, в комедию тебя вставит. Вот что обидно!.. Чина, звания не пощадит, и будут все скалить зубы и бить в ладоши. Чему смеетесь? – Над собою смеетесь!.. Эх вы!.. Я бы всех этих бумагомарак! У, щелкоперы, либералы проклятые! Чертово семя! Узлом бы всех завязал, в муку  бы стер… в шапку туды ему!.. (Городничий)

5. Могу сказать, что я не жалею ничего и ревностно выполняю службу. Вот здешний почтмейстер ничего не делает, все дела в большом запустении, посылки задерживаются…

Судья тоже ездит только за зайцами, в присутственных местах держит собак и поведения… самого предосудительного. А смотритель здешнего училища… Он хуже, чем якобинец, и такие внушает юношеству неблагонамеренные правила, что даже выразить трудно. Не прикажете ли,  я все это могу изложить на бумаге… (Земляника)

V.  Инсценирование.  Гости салона.

Дама 1. Что за пошлость? Что за люди, что за лица выведены? Хотя бы один привлёк.

Дама 2. Ну, отчего не пишут у нас так, как французы пишут, например, как Дюма?

Господин 1. Что в этой пьесе? Во-первых, завязки никакой, действия тоже нет, соображенья решительно никакого, всё невероятности и при том всё карикатуры.

Господин 2. Как смел Гоголь написать и представлять публично такой пасквиль на начальство?

Гоголь. На зеркало неча пенять, коли рожа крива…

Я потрясён силой общественного возбуждения, вызванного «Ревизором». Теперь я вижу, что значит быть комическим писателем. Малейший призрак истины – и против тебя восстают, и не один человек, а целые сословия.

VI. Инсценирование  эпизода «Несут обед».

Учитель: «А теперь предлагаю вам взглянуть на главного героя комедии, господина Хлестакова, так сказать, воочию».

Хлестаков, Осип, потом слуга.

Хлестаков. А что?                                                                                                                                               Осип. Несут обед.

Хлестаков (прихлопывает в ладоши и слегка подпрыгивает на стуле). Несут! несут! несут!

Слуга (с тарелками и салфеткой). Хозяин в последний раз уж дает.

Хлестаков. Ну, хозяин, хозяин… Я плевать на твоего хозяина! Что там такое?

Слуга. Суп и жаркое.

Хлестаков. Как, только два блюда?

Слуга. Только-с.

Хлестаков. Вот вздор какой! я этого не принимаю. Ты скажи ему: что это, в самом деле, такое!.. Этого мало.

Слуга. Нет, хозяин говорит, что еще много.

Хлестаков. А соуса почем нет?

Слуга. Соуса нет.

Хлестаков. Отчего же нет? Я видел сам, проходя мимо кухни, там много готовилось. И в столовой сегодня поутру два каких-то коротеньких человека ели семгу и еще много кой-чего.

Слуга. Да оно-то есть, пожалуй, да нет.

Хлестаков. Как нет?

Слуга. Да уж нет.

Хлестаков. А семга, а рыба, а котлеты?

Слуга. Да это для тех, которые почище-с.

Хлестаков. Ах ты, дурак!

Слуга. Да-с.

Хлестаков. Поросенок ты скверный… Как же они едят, а я не ем? Отчего же я, черт возьми, не могу так же? Разве они не такие же проезжающие, как и я?

Слуга. Да уж известно, что не такие.

Хлестаков. Какие же?

Слуга. Обнакновенно какие! они уж известно: они деньги платят.

Хлестаков. Я с тобою, дурак, не хочу рассуждать. (Наливает суп и ест.) Что это за суп? Ты просто воды налил в чашку: никакого вкусу нет, только воняет. Я не хочу этого супу, дай мне другого.

Слуга. Мы примем-с. Хозяин сказал: коли не хотите, то и не нужно.

Хлестаков (защищая рукой кушанье). Ну, ну, ну… оставь, дурак! Ты привык там обращаться с другими: я, брат, не такого рода! со мной не советую… (Ест.) Боже мой, какой суп! (Продолжает есть.) Я думаю, еще ни один человек в мире не едал такого супу: какие-то перья плавают вместо масла. (Режет курицу.) Ай, ай, ай, какая курица! Дай жаркое! Там супу немного осталось, Осип, возьми себе. (Режет жаркое.) Что это за жаркое? Это не жаркое.

Слуга. Да что ж такое?

Хлестаков. Черт его знает, что это такое, только не жаркое. Это топор, зажаренный вместо говядины. (Ест.) Мошенники, канальи, чем они кормят! И челюсти заболят, если съешь один такой кусок. (Ковыряет пальцем в зубах.) Подлецы! Совершенно как деревянная кора, ничем вытащить нельзя; и зубы почернеют после этих блюд. Мошенники! (Вытирает рот салфеткой.) Больше ничего нет?

Слуга. Нет.

Хлестаков. Каналья! Подлецы! И даже хотя бы какой-нибудь соус или пирожное. Бездельники! Дерут только с проезжающих.


Слуга  убирает и уносит тарелки вместе с Осипом.

VII. Представление мини-проекта.

Исследование «Личное дело Хлестакова»

(Сл.№1) Ученик 1: После прочтения комедии нас заинтересовал один из героев. Виссарион Григорьевич Белинский называл его ничтожным и пустейшим человеком.

(Сл.№2) Ученик 2: Юрий Владимирович  Манн писал о герое: «…сделавшись виновником всеобщего обмана, герой никого не обманывал. Он с  успехом сыграл роль ревизора, даже не осознав, что он ее играет».

(Сл.№3) Ученик 3: Николай Васильевич Гоголь писал, что его герой «без царя в голове».

(Сл.№4) Ученик 4: И персонажи пьесы могут предъявить герою следующие обвинения:

(Сл.№5) Чиновники могут предъявить ему обвинение в мошенничестве, в оскорблении должностных лиц.

(Сл.№6) Ученик 1: Жена и дочь городничего –  в распутном поведении. (Сл.№7) Ученик 2: Слуга недоволен бездельем и легкомыслием своего господина.

(Сл.№8) Ученик 3: И мы решили  разобраться: справедливы ли все эти обвинения? Или кто же этот Хлестаков из Петербурга?

(Сл.№9) Ученик 4: Нам предстояло провести такие следственные действия:

  • Собрать личную информацию о герое.
  • Выяснить, как относятся к герою учащиеся 9 класса.
  • Понять, ради чего живет герой?
  • Какого приговора заслуживает герой?

     (Сл.№10) Ученик 1:  Мы  составили личное дело героя, предварительно посоветовавшись с  работниками канцелярии нашей школы.

      (Сл.№11) Ученик 2:  И вот что у нас получилось.

 Хлестаков Иван Александрович, молодой человек 23-х лет. Отец его помещик, проживает в деревне  Подкатиловка, Саратовской обл.  Господин Хлестаков занимает должность коллежского регистратора в одном из департаментов. Холост. Проживает в  Петербурге.

    (Сл.№12) Ученик 3:   Портрет прилагается.

                     Ученик 1: На первый взгляд, ничего подозрительного, обычный человек, как и все. И даже «недурён собой», как о нём говорят Бобчинский и Добчинский, хорошо одевается.

                      Ученик 2:  Самое главное в герое не внешность, а качества характера, которые проявляются через слова и поступки.

    (Сл.№13) Ученик 3:  Вот мы и попытались с помощью опроса «Твоё мнение о герое» выяснить, какие положительные и отрицательные качества характера Хлестакова могут назвать  наши одноклассники. Как видно из таблицы, отрицательных качеств было названо больше.

                Ученик 1: Нельзя обвинять в чём-либо героя голословно, нужны факты.

  (Сл.№14) Ученик 2:  Представляем собранные по делу доказательства.

(Сл.№15) Ученик 3:  Хлестаков не понимает, за кого его принимают довольно долго. (Щелчок) И это говорит о его глупости.

(Сл.№16) Ученик 2:  Берёт деньги от чужих людей и  даже не задумывается, почему ему дают в долг. (Щелчок) Ну не наивно ли это?

(Сл.№17) Ученик 1:  На работу не ходит, а всё проигрывает в карты. (Щелчок) Это можно объяснить только безответственностью.

(Сл.№18) Ученик 3:  Врёт о себе, о своей жизни в Петербурге. (Щелчок) Да, при этом он ещё и хвастается!

(Сл.№19) Ученик 2:  Когда понимает, что его принимают за важную персону, продолжает брать взятки, унижает чиновников в письме. (Щелчок) Это полная непорядочность.

 (Сл.№20) Ученик 1: Ведет двойную игру по отношению к дочери и жене городничего, хотя не любит ни ту, ни другую. (Щелчок) Это не столько жестоко, сколько легкомысленно.

                  Ученик 3:  При всем делает это эмоционально, с чувством наслаждения.

               Ученик 1: Вот это-то и ужасно.

              Ученик 2:  Так ради чего живет Хлестаков?

(Сл.№21) Ученик 3: Дадим слово самому герою: «Ведь на то и живешь, чтобы срывать цветы удовольствия…». Хлестаков уверен, что в жизни все дается легко, как в его лживых фантазиях.

                Ученик 2: Таким образом, мы пришли к выводу: все обвинения в адрес Хлестакова Ивана Александровича справедливы. Поэтому дело можно передавать в суд.

                Ученик 3: Каков же приговор?

(Сл.№22) Ученик 1: На основании собранных по  делу доказательств суд назначил Хлестакову Ивану Александровичу следующие меры наказания:

1.  Деньги, полученные мошенническим образом, вернуть в городскую казну.

2. Уведомить департамент, в котором служит Хлестаков Иван Александрович,  о мошеннических действиях коллежского регистратора.

3.  За аморальный образ жизни господина Хлестакова предать общественному осуждению и публичному осмеянию.

                Ученик 2: Приговор окончателен и обжалованию не подлежит.

VIII. РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА (презентация)

 Конкурс «Черный ящик».

Ученики должны угадать, какому персонажу (или персонажам) принадлежит предмет:

- серебряный поднос (купцам)

- две крысы (приснились городничему)

- триста рублей (размер взятки чиновников города)

- лабардан (это рыба, которой угощал Хлестакова Земляника)

- арбуз (выдумка Хлестакова)

- письмо (городничий пишет Чмыхову, Хлестаков – Тряпичкину).

IX.  Продолжите фразу… и скажите ее автора

1. Чему смеетесь?   (Над собой смеетесь) –  Городничий

2. Галантерейное, черт возьми… (обхождение) - Осип

3.Глуп как (сивый мерин) -  Хлестаков о Городничем.

4.На то живешь,  чтобы срывать (цветы удовольствия) - Хлестаков

5.Человек умный и не любишь пропускать того, что  (что плывет в руки)  А.И. Чмыхов

6. Александр Македонский – герой (но зачем же стулья ломать?) - Городничий

7. С Пушкиным  (на дружеской ноге)  -  Хлестаков

8. В ином случае много ума  хуже, чем бы его… (совсем не было) - Городничий

X. Закрытие гостиной. 

ДАМА 1: Дорогие друзья! Только честно, вам не кажется, что прошло 200 лет и мало чего изменилось? Это всё и про нас с вами! Нам никогда не приходило в голову погоревать о неоцененных талантах? Все ли из нас не сумеют оглохнуть от фанфар, не растаять от льстивого комплимента?

ДАМА 2: Сударь, в завершение нашего литературного рандеву, что бы Вы пожелали нашим слушателям?

ХЛЕСТАКОВ: Слова Николая Васильевича Гоголя: «Я люблю добро, я ищу его и сгораю им...».

XI. Рефлексия.

  1. Составление синквейнов (о комедии или об одном из героев):

1)  Городничий.

Хитрый, изворотливый.

Ворует, наглеет, бездействует.

Привёл  город  в упадок.

Бюрократ!!

2) Смех.

Положительный, оптимистический.

Обличает, высмеивает, бичует.

Гоголь доверяет ему.

Прорвёмся!!                               

3) Комедия «Ревизор»

Сатирическая, грустная.

Вскрывает, высмеивает,  бьёт.

Гоголь   пытается  изменить  мир.

 Гений!

4) Хлестаков                              

Врун, взяточник.

Обманывает, бахвальствует,  мечтает.

Делу - время, потехе - час.

Плохо!

5) Хлестаков.

Лживый, самовлюблённый.

Транжирит, придумывает, кутит.

Первый человек, обдуривший  городничего.

Пустейший!

6) Комедия «Ревизор»

Поучительная, бессмертная.

Учит, смешит, развивает.

Большому кораблю - большое плавание!

Гениально!

  1. Учитель:  А  теперь,  ребята,  прочитайте    предложение: «Бессмертная  комедия  Н. В. Гоголя!»  с определённой  интонацией  и  логическим  ударением,  соответствующими    вашему  душевному  настроению.    

(Варианты  прочтений:

1.        Бессмертная  комедия  Н. В. Гоголя!

2.        Бессмертная  комедия  Н. В. Гоголя!

3.        Бессмертная  комедия  Н. В. Гоголя?

4.        Бессмертная  комедия  Н. В. Гоголя!)

3.  Учитель: закрывая нашу гостиную, я прочитаю стихотворение Е. Винокурова:

Средь шумной и трусливой суеты

За ревизора принятый пройдоха

Берёт небрежно взятку, и плуты

Сдержать не в силах радостного вздоха.

Всё обошлось, они теперь чисты

От грязных дел, да и ему неплохо:

Он здесь со всеми чуть ли не на ты,

Ведь что ни город, то его эпоха.

Он здесь как свой – набил карман тугой

И в путь. Но прибыл ревизор другой.

Что ждёт плута?  Отставка? Суд? Позор?

Они застыли перед страхом новым…

Напрасно! Настоящий ревизор

Окажется таким же Хлестаковым!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

Использованная литература

  1. «Я вхожу в мир искусств». Л. Зиман. Литературный театр. «Из прекрасного далека…» (На темы Н.В. Гоголя». Репертуарно-методическая библиотечка. №2, 2006 г.
  2. «Читаем, учимся, играем». 2004 г.- Вып. №1
  3. Театр круглый год. – 2003 г. - №3
  4. Гоголевский вечер в школе. Инсценировки. – «Детская  литература», 1975 г.
  5. Н.А. Марченко. Жизнь  и творчество Н.В. Гоголя: Материалы для  выставки в школе и детской библиотеке.- М.: Дет. лит., 1980 г.
  6. Загребельная И.Н. Литературные гостиные в 8-11 классах. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 318с.
  7. Шадрина С.Б. Литературная гостиная. 9-11 классы: сценарии внеклассных мероприятий (Выпуск 2). – Учитель, 2009. – 219с.
  8. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.-184с.
  9. 8. Воспитание творческого читателя: Проблемы внеклассной и внешкольной работы по литературе / Под ред. С.В. Михалкова, Т.Д. Полозовой. -М.,2010.

перо2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

новогодняя вечеринка для старшеклассников "К нам приехали на бал"

Форма мероприятия позволяет включить любое количество участников, развивает творческие способности старшеклассников....

Литературный КВН по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"

Литературный КВН по комедии Гоголя Н.В. "Ревизор" для 8 класса. Вопросы и задания, творческие конкурсы и задание, связанное с инсценировкой....

Литературный турнир по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

Литературный турнир по комедии Н.В. Гоголя "Резизор", разработан с целями : формировать знания по биографии и т ворчеству Н.В. Гоголя, а также по его комедии; совершенствовать знания учащихся, развива...

Разработка урока литературы в 8а классе по произведению Н.В. Гоголя «Ревизор» Литературная игра «Суд над Хлестаковым»

Основная задача суда - не только осудить Хлестакова, но и в ходе процесса раскрыть моральный облик потерпевших - городничего и чиновников, показать их истинное лицо, страх перед возмездием за совершен...

Внеклассное мероприятие на тему: «К нам приехал ревизор»

Представляю сценарий внеклассного мероприятия "К нам приехал ревизор", посвященного 210-летию со дня рождения Н. В. Гоголя....

Литературный КВН по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Литературный КВН по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор", 8 класс....

Литературный квест «Душевный город» (по мотивам комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»)

Литературный квест «Душевный город» рассчитан на возрастную категорию учащихся 8-9 классов. Для успешного прохождения квеста учащиеся должны ознакомиться с текстом комедии Н.В. Гоголя &laq...