Разработка урока литературы в 8а классе по произведению Н.В. Гоголя «Ревизор» Литературная игра «Суд над Хлестаковым»
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Основная задача суда - не только осудить Хлестакова, но и в ходе процесса раскрыть моральный облик потерпевших - городничего и чиновников, показать их истинное лицо, страх перед возмездием за совершенные поступки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hletakov.docx | 31.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ельнинская средняя школа №2 им. К.И. Ракутина
Разработка урока литературы в 8а классе по произведению Н.В. Гоголя «Ревизор»
Литературная игра «Суд над Хлестаковым»
Разработала: Халенкова Н.А.,
учитель русского языка и литературы
Ельня,
2014г.
Цель урока-игры: Основная задача суда - не только осудить Хлестакова, но и в ходе процесса раскрыть моральный облик потерпевших - городничего и чиновников, показать их истинное лицо, страх перед возмездием за совершенные поступки.
ХОД ЗАСЕДАНИЯ
Секретарь сидит в зале. Обвиняемый под стражей двух полицейских.
Секретарь (молоточком стучит): « Прошу встать! Суд идет!»
Идет судья.
Судья: « Здравствуйте, господа! Прошу вас – садитесь. Судебное заседание объявляется открытым.
Председательствует
Судья - Ирина Равильевна К…
Прокурор - Татьяна Юрьевна Н…
Адвокат - Алена Юрьевна Л..
Секретарь - Кристина Александровна С..
- Кристина Александровна, никто из свидетелей не опоздал? Все присутствуют?
Секретарь: Да, господин судья.
Судья:
- Сегодня суд слушает дело по обвинению Хлестакова Ивана Александровича.
Подсудимый, встаньте! Представьтесь, пожалуйста.
Хлестаков: Иван Александрович Хлестаков
Судья: Где проживаете? Где работаете? В браке состоите?
Хлестаков: Временно не работаю, еду к отцу. Жил в Петербурге. Не женат.
Судья: вы имеете право на защиту, можете возражать, давать показания, обжаловать приговор, выступать с последним словом.
- Ходатайства есть какие? Приступаем к работе.
Прокурор зачитывает обвинение.
Обвиняется Иван Александрович Хлестаков, 23 лет, коллежский регистратор Петербургского департамента, уроженец Саратовской губернии, деревни Подкатиловки, холостой.
Предан суду по обвинению в мошенничестве, в оскорблении должностных лиц, а также за безнравственный образ жизни, распутство, безделие.
Хлестаков Иван Александрович, направляясь в имение отца, кое находится в Саратовской губернии, по дороге задержался в городе N, где ожидали приезда ревизора.
Некоторое время проживал в гостинице города, жил в долг. Из-за ошибочных действий чиновников был принят за ревизора. Быстро вошел в данную роль. Действуя мошенническим образом, сумел обобрать чиновников города, взяв у них деньги под предлогом займа.
В своем письме к некоему господину Тряпичкину оскорбил должностных лиц, чиновников города N. Потерпевшие, господин городничий и подведомственные ему чиновники, требуют наказания.
Секретарь: В зал приглашается Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин.
Судья:
- Встаньте, пожалуйста, за кафедру. Представьтесь. Сколько Вам лет? Работаете?
- Предупреждаетесь говорить правду
- Что Вы скажете по делу Хлестакова Ивана Александровича.
Ляпкин – Тяпкин:
Имею честь представиться: судья здешнего уездного суда, коллежский асессор Ляпкин- Тяпкин.
Господин судья, господа присяжные заседатели! Хочу засвидетельствовать тот факт, что подсудимый господин Хлестаков нанес мне моральный и в некотором смысле материальный ущерб.
Судья:
Уточните, г-н Ляпкин-Тяпкин, суд хочет знать: какой материальный ущерб нанес вам обвиняемый? Давали ли Вы взятку г-ну Хлестакову?
Ляпкин – Тяпкин:
Никак нет-с, г-н судья. Да и какая может быть взятка: мы люди честные. С 1816 был избран на трехлетие по воле дворянства и продолжал должность до сего времени. За три трехлетия представлен к Владимиру IV с одобрения со стороны начальства. А что касается взяток, то разве можно назвать борзых щенков взятками?
Адвокат:
Вас в письме к Тряпичкину г-н Хлестаков называет моветоном. Неужели вас оскорбило это слово? Ведь про вас всем известно. Во что вы превратили свои присутственные мест? Под ногами гуси с гусятами так и шныряют. А еще высушивается в самом присутствии всякая дрянь, а над шкапом у вас висит охотничий арапник.
Судья:
Можете ли Вы согласиться со словами адвоката?
Ляпкин – Тяпкин:
Как Вам сказать, г-н судья. Я их (гусей с гусятами) вот сегодня же велю забрать на кухню. Хотите, приходите обедать
Судья:
Прошу не оскорблять честный суд. Благодарю за показания.
Вы свободны, г-н Ляпкин-Тяпкин. Присаживайтесь.
- Вопросы сторон есть?
Секретарь:
В Зал приглашается г-н Земляника Артемий Филиппович, попечитель богоугодных заведений.
Судья:
- Встаньте, пожалуйста, за кафедру. Представьтесь. Сколько Вам лет? Работаете?
- Предупреждаетесь говорить правду
В чем вы обвиняете г-на Хлестакова?
Земляника:
Высокопочтенные судьи, сегодня я свидетельствую и обвиняю: некий г-н Хлестаков нашел смелость отнестись ко мне очень дерзко – обозвал в письме совершенной свиньей в ермолке, а ведь это читали все.
Да кроме всего прочего должок-с за ним остался: 300 рублей. Уж не сочтите это за взятку. Он у меня деньги взаймы просил.
Хлестаков:
Г- н судья, что касается долга, то я его верну. А вот в отношении свиньи в ярмолке…
Судья:
Подсудимый, вам слова не давали.
Адвокат:
Господа судьи! Я считаю, что г-н Хлестаков был прав и в отношении господина Земляники. Посудите сами: истинная свинья в ярмолке. Ведь больные в его заведении походят на кузнецов, как обыкновенно они ходят. А что касается их врачевания, то г-н Земляника со своим лекарем считают: “Человек простой если умрет, он и так умрет, если выздоровеет, он и так выздоровеет”. И лекарств дорогих не употребляют.
Прокурор:
Г-н адвокат, вы как я считаю, призваны защищать подсудимого. А ваща речь – обвинение г-на Земляники. Есть у вас еще что сказать, г-н Земляника?
Земляника:
Сколько страху-то пришлось натерпеться, уважаемые судьи. И все из-за этого вертопраха. Вот смотрю на него – и на полмизинца-то ничего нет похожего. А туда же, в ревизоры
Секретарь:
В зал приглашается Хлопов Лука Лукич, смотритель училищ.
Судья:
- Встаньте, пожалуйста, за кафедру. Представьтесь. Сколько Вам лет? Работаете?
- Предупреждаетесь говорить правду
Лука Лукич:
Ваше бла…преос…сият…Ой, простите, господа судьи. Совсем что-то оробел, проклятый язык продал. Я, признаюсь, так воспитан, что заговори со мной одним чином повыше, у меня просто и души нет, и язык как в грязь завернул. Не приведи Бог служить по ученой части, всего боишься. Всякий мешает, всякому хочется показать, что он тоже умный человек.
А ведь каким ученым человеком показался мне г-н Хлестаков. ОХ, и страх меня взял. Что греха таить, господа судьи, боялся я, что он в классы пойдет. Учителя мои люди разные, воспитывались в разных коллегиях, но и имеют странные поступки.
Прокурор:
Ближе к делу, г-н Хлопов. Что вы имеете к подсудимому?
Лука Лукич:
Что касается денег, которые я дал взаймы г-ну Хлестакову, бог с ними, прощаю ему этот долг. А вот хочу не согласиться с тем, как обо мне сказал подсудимый, что я протухнул насквозь луком. И в рот-то его не беру, как перед Богом говорю.
Судья:
Г-н Хлопов, если вам больше нечего сказать, вы свободны.
Секретарь:
В зал приглашается городничий.
Судья:
- Встаньте, пожалуйста, за кафедру. Представьтесь. Сколько Вам лет? Работаете?
- Предупреждаетесь говорить правду
Городничий:
Господа судьи! Вот смотрите, смотрите, весь мир, все христианство, все смотрите, как одурачен городничий. Тридцать лет живу на службе. Ни один купец, ни один подрядчик не могли провести. Сосульку, тряпку принял за важного человека.
Хлестаков:
Господа судьи, я протестую против выпадов этого господина.
Судья:
Вы что-то хотите сказать, подсудимый?
Хлестаков:
Позвольте мне изложить некоторые факты, коими я располагаю в отношении господина городничего.
Судья:
Суд разрешает. Излагайте.
Хлестаков:
Господа, вот что донесли мне купцы. Такого городничего, говорят, еще никогда не было.
Такие обиды чинит, что описать нельзя. Так все и припрятываешь в лавке, когда его завидишь… А попробуй прекословить, наведет к тебе целый полк на постой.
Да и не думал я быть у них ревизором. Это его милость его из меня сделала. А ведь я в тюрьму собирался за тот долг, что в гостинице проживал.
Адвокат:
Г-н городничий, мне хочется выяснить, случайна ли ваша ошибка? Почему вдруг вы коллежского регистратора приняли за государственного человека? Ведь Хлестаков никого не собирался обманывать. Ему и в голову не приходило выдавать себя за ревизора.
Городничий:
-До сих пор не могу придти в себя. Вот подлинно, если Бог хочет наказать, так отнимет
прежде разум. Уж как это случилось, хоть убей, не могу объяснить. Точно туман какой-то ошеломил, черт попутал.
Ко всему – я человек суеверный. Перед этим мне во сне привиделись какие-то две необыкновенные крысы. И сон, как я посчитал, оказался в руку, когда мне не замедлили сообщить о приезде г-на Хлестакова.
Адвокат:
Господа судьи! Страх за свои грехи внушает г-ну городничему мысль, что Хлестаков – ревизор. Ведь грешки-то , как вы догадались, водятся за Антоном Антоновичем.
Городничий:
А я вам так скажу: нет человека, который бы за собой не имел каких- нибудь грехов. Это уж так самим Богом устроено, и вольтерианцы напрасно против этого говорят.
-Высокопочтенные судьи! Оскорблена моя честь и честь моего дома. Я требую наказания!
Судья:
Кроме всего прочего, вас, г-н Хлестаков, обвиняют в безнравственном образе жизни. Вы вместо того, чтобы служить Отечеству, проигрываете и спускаете состояние своего родителя. Сему свидетель ваш слуга.
Секретарь:
В зал приглашается Осип.
Судья:
- Встаньте, пожалуйста, за кафедру. Представьтесь. Сколько Вам лет? Работаете?
- Предупреждаетесь говорить правду
Осип:
-Делом не занимается: вместо того, чтобы в должность идти, он идет гулять по прешпекту, в картишки играет.
Эх, если бы знал старый барин! Он бы не посмотрел, что ты чиновник, а поднявши рубашонку, таких бы засыпал тебе, что дня четыре ты б почесывался. Коли служить, так служи. Вот теперь трактирщик говорит, что не даст вам есть, пока не заплатите за прежнее.
Хлестаков:
А ты уж и рад, скотина, пересказывать сейчас все это.
Судья:
Хоть он и слуга вам, г-н Хлестаков, это не дает вам право оскорблять его в присутственном месте. Вы свободны, Осип.
Адвокат:
Я требую у суда, чтобы в зал пригласили еще одного человека. Именно благодаря ему город узнал, кто есть на самом деле господин Хлестаков. Я прошу пригласить в зал господина почтмейстера.
Секретарь:
- В зал приглашается почтмейстер Шпекин.
Судья:
- Встаньте, пожалуйста, за кафедру. Представьтесь. Сколько Вам лет? Работаете?
- Предупреждаетесь говорить правду
Почтмейстер:
Имею честь представиться, почтмейстер, надворный советник Шпекин.
Судья:
А скажите-ка суду, г-н почтмейстер, по какому праву вы вскрыли чужое письмо?
Почтмейстер:
Вы знаете, господа судьи, смерть люблю узнать, что на белом свете нового. Но уверяю вас: последнее время я действовал по указке господина городничего. Он меня так и попросил: “Иван Кузьмич, нельзя ли вам, для общей нашей пользы, всякое письмо, которое прибывает к вам в почтовую контору, знаете, эдак немножко распечатать и прочитать: не содержится ли в нем какого-нибудь донесения. Если нет, можно опять запечатать, впрочем, можно отдать письмо и распечатанное”
Мог ли я ослушаться, господа, если сам городничий меня просил об этом?
Судья:
Что бы вы еще хотели сказать суду, г-н почтмейстер, о Хлестакове?
Почтмейстер:
Что касается Хлестакова, так ведь ему с великим удовольствием взаймы дал. Жаль только, мошенником оказался. Ну, скверный мальчишка, которого надо высечь и больше ничего.
Прокурор:
Если вам, г-н почтмейстер, больше нечего сказать суду, вы свободны.
Судья:
Вам, подсудимый, предоставляется последнее слово.
Хлестаков:
Высокопочтенные судьи! Жаль, конечно, что сегодня я оказался на скамье подсудимых. А во всем виноват мой батюшка. Жил бы и жил я в Петербурге. Но вот батюшка вытребовал меня к себе в деревню, рассердился , что до сих пор не выслужил ничего в Петербурге. Он думает, что так вот приехал, да и сейчас тебе Владимира в петлицу и дадут. Нет, я бы послал его самого потолкаться в канцелярию. Ведь мой отец упрям и глуп, как бревно.
А вы знаете: не могу я жить без Петербурга. Эх, Петербург! Что за жизнь, право! За что же, в самом деле, я должен погубить жизнь?... Душа моя жаждет просвещенья.
Да, если бы я в Пензе не покутил, стало бы денег доехать домой. А что об этом, собственно жалеть, господа судьи? Ведь на то и живешь, чтобы срывать цветы удовольствия. И простите, господа, да разве я виноват, что по моей петербургской физиономии и по костюму весь город принял меня за генерал-губернатора?
Мои доказательств- видеозапись (фрагмент к/ф)
Адвокат:
Господа! Посмотрите на этот произвол. Ни одного честного, благородного лица.
Н.В.Гоголь:
- Позвольте не согласиться с вами, господа! Жаль, что никто не заметил в моей пьесе одно честное и благородное лицо, это честное и благородное лицо – смех!
Судья:
Суд удаляется на совещание. (Над решением суда работают присяжные заседатели – ученики, не задействованные в спектакле.)
Секретарь:
- Прошу всех встать!
Зачитывается приговор.
Судья:
Именем закона Российского государства суд, рассмотрев дело по обвинению Хлестакова Ивана Александровича в мошенничестве, оскорблении должностных лиц, в аморальном образе жизни, установил следующее:
Хлестаков Иван Александрович действительно совершил преступление, предусмотренное частью 3-й статьи 89-й УК Российской империи – мошеннические действия, в результате которых им было присвоено 2265 рублей, принадлежащих чиновникам города. Суд установил обстоятельства, смягчающие вину господина Хлестакова: подсудимый никого не собирался обманывать, то есть у него отсутствовал умысел преступления. Ревизором его сделал страх перед возмездием за совершенные преступления со стороны господина городничего и подведомственных ему чиновников.
Исходя из вышеизложенного, суд применяет к господину Хлестакову И.А. следующую меру наказания:
1. Деньги, полученные мошенническим образом, вернуть в городскую казну.
2. Уведомить департамент, в коем служит Хлестаков И.А., о мошеннических действиях коллежского регистратора.
3. За аморальный образ жизни господина Хлестакова предать общественному осуждению и публичной казни смехом.
Приговор окончателен и обсуждению не подлежит.
Суд также выносит частное определение в адрес господина Сквозник-Дмухановского и подведомственных ему чиновников: привлечь к уголовной ответственности по обвинению в должностных преступлениях.
Указать, что мир, в котором первого проходимца принимают за важное государственное лицо, не нормален. В этом безумном мире пошлость живет в почете, в этом мире царят свои представления о человеческой морали.
Градоначальник господин Сквозник-Дмухановский – взяточник и казнокрад, мошенник и невежда, авторитетом которого покрывается произвол и дичайшие безобразия.
УЧИТЕЛЬ:
Мы завершили наш суровый и справедливый суд.
Вы ощутили всю сложность этого процесса?
Чему мы научились при такого рода анализе? Умению рассматривать вещи с разных точек зрения. Становится видна их сложность, неординарность, а мы сами становимся мудрее и не столь скоропалительны в своих оценках и приговорах.
Благодарю за участие в игре. Всего доброго!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для проведения уроков литературы в 8 классе "Изучение комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
Методическая разработка для проведения уроков литературы в 8 классе "Изучение комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» ВВЕДЕНИЕ Выбор нашей темы обусловлен тем, что нам по ...
Урок литературы в 8 классе по комедии Н.В.Гоголя « Ревизор». "Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничьей России. Финал комедии и его идейно – композиционное значение."
Заключительный урок по комедии Гоголя "Ревизор". Анализ ключевых сцен комедии, подведение итогов по всему произведению....
Урок литературы в 8 классе по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"
Данный урок разработан в форме урока-суда. Материал полностью построен на тексте комедии великого классика, а также литературных критиков. Непосредственно уроку предшествует кропотливая исследовательс...
Урок литературы в 8 классе "Бессмертная комедия Н.В.Гоголя "Ревизор" (обобщение)
Цель урока: Закрепить и обобщить пройденный материал, углубить понимание идейно-художественного богатства комедии. Задачи: Формировать интерес к творчеству Н.В.Гоголя; выделять элементы...
Разработка урока литературы для 6 класса по произведению «Сказание о Кожемяке»
Цели урока:Образовательные: дать представление о древнерусской литературе, условиях ее возникновения, отличительных особенностях; дать понятия “летопись”, познакомить с содержанием “Сказания о Кожемяк...
Разработка урока литературы в 6 классе по произведению «Сказание о белгородском киселе»
Цели урокаОбразовательные: дать представление о древнерусской литературе, условиях ее возникновения, отличительных особенностях; дать понятия “летопись”, познакомить с содержанием “Сказания о бел...
Урок литературы в 8 классе по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор" в форме игры "К нам едет ревизор!"
Презентация к заключительному уроку литературы в 8 классе по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор" в форме игры "К нам едет ревизор!"...