Синквейн как приём технологии развития критического мышления на стадии рефлексии
презентация к уроку по литературе (9 класс)

Фомина Елена Николаевна

Синквейн - превосходный способ контроля. Составляя синквейн, каждый ученик реализует свои способности: творческие, интеллектуальные, образные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinkveyn.pptx215.35 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Синквейн на уроках русского языка и литературы Синквейн как приём технологии развития критического мышления на стадии рефлексии

Слайд 2

Слово « синквейн » происходит от французского слова, которое означает «пять» (в вольном переводе – «пять вдохновений» или «пять удач») Синквейн (от фр. cinquains , англ. cinquain ) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Пишется по определённому плану.

Слайд 3

Параметры синквейна 1 строка – одно ключевое слово (обычно существительное или местоимение), название стихотворения – тема синквейна , определяющая содержание. 2 строка – два слова (прилагательные или причастия), раскрывающие тему, выражающие главную мысль, слова можно соединять предлогами и союзами. 3 строка – три слова (глаголы или деепричастия), характеризующие действия, относящиеся к теме. 4 строка – четыре слова – предложение, фраза, показывающая отношение автора к теме, афоризм в виде пословицы, крылатого выражения, цитаты. 5 строка – одно слово (обычно существительное) – резюме, вывод, выражающий личное отношение к теме, ассоциация .

Слайд 4

Чёткое соблюдение правил написания синквейна необязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Слайд 5

Методические рекомендации по составлению синквейна : объяснить правила написания синквейна ; составить вместе с учащимися синквейн по теме урока, показывая приём набора лексики; определить темы для написания синквейнов на первом этапе в парах (группах) зафиксировать время на написание синквейна ; заслушать варианты (примеры).

Слайд 6

Синквейны на уроках литературы Синквейны – превосходный способ контроля. Ученики любят эти французские стихотворения, потому что они небольшие по объёму, составлять их несложно и довольно интересно. При помощи синквейна можно несколькими словами выразить всю суть литературного героя. Учитель при этом не только экономит время, но и проверяет одновременно прочитанность текста, глубину его понимания и способность ученика грамотно выражать свои мысли. Если 45 минут урока позволяют зачитать вслух лишь несколько сочинений, то свой синквейн представить сможет каждый, да ещё останется время, чтобы всё обсудить. Составляя синквейн , каждый ученик реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.

Слайд 7

Синквейны , написанные учениками на уроках литературы Дюймовочка . Страдает, любит, благодарит. Много странствует. Маленькая, нежная, смелая. Красавица. Иван – царевич. Добрый, умный, находчивый. Ищет, воюет, добивается. Персонаж русских сказок. Герой.

Слайд 8

Хозяйка Медной горы. Идеальная, фантастическая, красивая. Колдует, дурманит, не отпускает. Образ уральского фольклора. Каменное сердце Снежная королева Холодная , бесчувственная, жестокая. Мчится, леденит, сверкает. Владычица холода и льдов. Загадка.

Слайд 9

Обломов. Ленивый, душевный. Лежит, скучает, бездельничает. Его погубила обломовщина. Лишний человек. Любовь Базарова. Глубокая, страстная. Терзает, пытает, мучит. Кто не знал любви, тот всё равно что не жил. Испытание

Слайд 10

А.П.Платонов. Мир глазами ребёнка в рассказе «Никита»

Слайд 11

Синквейн 1-я строка Кто? Что? 1 существительное 2- я строка Какой? Какая? 2 прилагательных 3- строка Что делает? 3 глагола 4-строка Что автор думает о теме? Предложение их 4 слов 5-строка Кто? Что? Новое звучание темы. 1 существительное

Слайд 12

« Синквейн » Никита Ответственный, любознательный Наблюдает, общается, трудится Доброта всех сделает живыми Человек

Слайд 13

Синквейны , написанные учениками на уроках русского языка Весна. Теплая, яркая, внезапная Пришла, пробудила, оживила Вдохнула жизнь в природу. Время года. Ноябрь. Красочный и дождливый. Осыпал, раскрасил, наступил. Вложил в душу каплю грусти. Осень.

Слайд 14

Зима. Спокойная и грустная. Ударила, побелила, наступила Подарила детям Новый год. Веселье и подарки. Имя существительное. Одушевленное или неодушевленное. Обозначает, отвечает, является. Называет предметы. Часть речи.

Слайд 15

Русский язык Живой, удивительный Учит, объединяет, творит Берегите наш язык! Познание Дополнение П рямое , косвенное О твечает , употребляется, обозначает объект, на который направлено действие Член предложения

Слайд 16

Корень Главный, смысловой Определяется, не меняется, чередуется Основная смысловая часть слова Главная часть Лексика Нормативная, богатая Говорит, развивается, меняется Лексика – раздел филологии Слова

Слайд 17

Синквейн – один из способов метапредметных технологий в преподавании. Написание синквейна можно использовать на любом уроке, освещая в нем всевозможные темы.

Слайд 18

Например: Математика. Точная, важная, обязательная. Учит, развивает, считает. Составляет основу точных знаний. Школьный предмет . Фотосинтез Медленный, последовательный Протекает, преобразует, использует Сложный, многоступенчатый процесс Энергия

Слайд 19

Важно делать упражнения с составлением синквейнов систематически, целенаправленно и с ясными педагогическими целями. Когда это делается, учение и мышление становятся прозрачным процессом, доступным для всех .

Слайд 20

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синквейн как прием технологии развития критического мышления

Составление синквейна требует от учащегося умение находить в учебном материале наиболее существенные учебные элементы, делать заключение и выражать все это в кратких выражениях. Написание синквейна яв...

Дидактический синквейн – эффективный приём технологии развития критического мышления на стадии рефлексии

В работе представлена история создания синквейна, план написания синквейна, актуальность использования синквейна на уроке литературы как приёма технологии  развития критического мышления на стади...

Синквейн как приём технологии развития критического мышления (из опыта работы).

Почему слово утратило свою силу? Даём слово - не держим... От слова, от осмысления толкования слова - к сочинению. Чтобы не набор слов, а смысл глубокий! Все ли смогут разобрать морфемно слово "с...

Использование приёмов технологии « Развитие критического мышления» на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения как условие формирования коммуникативно - речевой компетенции учащихся с депривацией слуха

В центре современной образовательной системы – полноценное личностное развитие детей. Такой подход обращает школу к личности ребёнка, к его внутреннему миру, где таятся ещё неразвитые способност...