проектная работа по литературе
творческая работа учащихся по литературе (5 класс)
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РТ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
Итоговая аттестационная (проектная) работа
Тема: «Методы выживания в тайге»
(на материале рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» и опроса пятиклассников)
Работа выполнена:
учащимися 5 А класса
Камашевой К.,
Фатхуллиной А.,
Яковлевой Е.
Руководитель проекта:
учитель русского языка
и литературы
Гарипова Р.Г.
Мензелинск, 2017
Содержание
Введение………………………..……………………………………………….... 3
Основная часть
- Выживание в тайге……….…………………………………….…………. 4
- Первые действия пятиклассников……………………………………….. 5
- Что помогло Васютке выжить в тайге?…………………………...….….. 7
Заключение…………………………………………………………….…….…. ..8
Список использованных источников и литературы …………….………….... ..9
Введение
Любой человек в своей жизни может оказаться в трудных, практически не выживаемых условиях.
После прочтения рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» у нас возник вопрос «А смогли ли мы (пятиклассники), оказавшись на месте Васютки, выжить в тайге и выбраться из неё?»
Для того чтобы ответить на поставленный вопрос, мы решили провести небольшое исследование и поставили следующую цель – выяснить, смогут ли современные пятиклассники выжить в тайге, как это сделал Васютка (имея при себе 1 кусок хлеба, ружьё с 11 патронами).
Для достижения поставленной цели следует выполнить следующие задачи:
- провести опрос среди пятиклассников;
- рассмотреть, какие методы выживания в тайге они знают;
- сравнить ответы учеников с действиями Васютки;
- сделать выводы.
В решении названных цели и задач в работе применялись следующие методы исследования:
– опрос;
– сравнение;
– обобщение и анализ.
Oбъектом исследования стали рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро» и ответы учащихся.
Предмет исследования - методы выживания в тайге.
Основная часть
- Выживание в тайге
Для наиболее полного освещения выбранной нами темы представляется целесообразным раскрыть и уточнить сущность понятия «тайга» в современном русском языке, используя толковые словари и энциклопедии.
В «Толковом словаре русского языка» под редакцией С.И. Ожегова дается следующее значение: Тайга — дикий, трудно проходимый лес на севере Европы и Азии.
Основные принципы выживания в тайге
Проблема спасения в подобных экстремальных условиях представляется весьма непростой задачей. Неподготовленному человеку выжить в тайге чрезвычайно сложно даже в летнее-осенний период, а попавший в такую агрессивную среду зимой обречён на гибель. Поэтому пребывание в суровой таёжной местности требует тщательной предварительной подготовки. В основе выживания в лесу лежат простые составляющие: психологическая и физическая подготовленность человека к экстремальным испытаниям, максимально подходящая к конкретным условиям одежда и грамотно подобранный минимальный набор инструментария.
Изучив различную литературу по методам выживания в тайге, мы пришли к следующему выводу: выживание в тайге вполне возможно, если
- уметь хоть немного ориентироваться в местности любым способом;
- уметь различать съедобные растения;
- знать, как развести костер или построить временное жилище.
- Первые действия пятиклассников
Целью нашей работы было выяснить, смогут ли современные пятиклассники выжить в тайге, как это сделал Васютка.
Для достижения цели был проведен опрос. В опросе участвовало 25 человек – ученики 5 класса. Им задали следующий вопрос: Что бы ты сделал, если бы заблудился в тайге?
После опроса получены такие результаты
62% опрошенных начнут ориентироваться в местности, 35% - будут пытаться выжить, 3% - будут звать на помощь.
Сравним действия пятиклассников с действиями Васютки
Васютка | ученики |
1. Оставил кусок хлеба про запас | 1. Не оставили про запас (съели сразу) |
2. Охотился ради пропитания | 2.Охотились и собирали грибы, ягоды |
3. Разводил костёр для согревания | 3. Разводили костёр для спасения(SOS) |
4. Оставлял заметки для обратного выхода | 4. Оставляли заметки для обратного выхода |
- Что помогло Васютке выжить в тайге?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы еще раз прочитали рассказ и пришли к следующим выводам.
Во-первых, несомненно, это умение брать себя в руки в трудных ситуациях. Излишняя паника только уводит от нужных мыслей.
Умение пользоваться полученной информацией. Мальчик сумел и прокормить себя в лесу и сориентироваться в незнакомом месте. А как мастерски он привлекал к себе внимание рыбацкого бота!
Отличное обращение с оружием помогло ему не пропасть с голоду.
Несравненная смекалка Васютки сыграла хорошую роль. Он смог воспользоваться не только полученными знаниями, но и сделать собственные открытия.
Заключение
В заключение отметим, что настоящая работа велась в соответствии с поставленными целью и задачами.
После проведения опроса и анализа ответов учащихся и действий Васютки мы пришли к выводу, что основная масса пятиклассников смогла бы выжить, оказавшись в таких же условиях, как Васютка, потому что многие из опрошенных умеют ориентироваться в местности, знают , как разводить костер, умеют различать съедобные растения.
Список использованных источников и литературы
- Ожегов, С.И. и др. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений – 4-е изд., дополненное, - М., ООО «А ТЕМП», 2010.
- Литература. Учебник для 5 класса общеобразовательных организаций: в 2ч. / Авт.-сост. Г. С. Меркин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015г.
- http://i-vizhivu.ru/lokacii-vyzhivaniya/vyzhivanie-v-tajge.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа по литературе
Работа по программе А.Г Кутузова дает положительные результаты в рамках моей методической темы самообразования...
Проектная работа по литературе на тему "Лицей в жизни А.С. Пушкина".
Обучающиеся 7 класса принимали участие в проекте "Лицей в жизни А.С. Пушкина". Проект был организован за месяц до 19 октября. Именно на эту дату я планирую всегда проведение урока литературы в 7 класс...
Проектная работа по литературе "Российские лауреаты Нобелевской премии по литературе"
Проектная работа по литературе "Российские лауреаты Нобелевской премии по литературе"...
Проектная работа по литературе "Система образов в произведениях А.С. Пушкина"
Проектная работа по литературе "Система образов в произведениях А.С. Пушкина"...
Проектная работа по литературе "Басни.Особенности и история жанра"
Проектная работа по литературе "Басни.Особенности и история жанра"...
Проектная работа по литературе
Уникальный проект по роману "Евгений Онегин"...
Проектная работа по литературе "Роль журналистики во время войны".
Проектная работа по литературе посвящена журналистике и работе журналистов во время Великой Отечественной войны....