проектная работа по литературе
творческая работа учащихся по литературе (5 класс)

По рассказу В.П.Астафьева  "Васюткино озеро"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_5a_2016-17.docx37.7 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РТ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»



Итоговая аттестационная (проектная) работа

Тема: «Методы выживания в тайге»
(на материале рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» и опроса пятиклассников)



Работа выполнена:

учащимися 5 А класса

Камашевой К.,

Фатхуллиной А.,

Яковлевой Е. 

Руководитель проекта:

  учитель русского языка

и литературы

Гарипова Р.Г.


Мензелинск, 2017


Содержание

Введение………………………..……………………………………………….... 3

Основная часть

  1. Выживание в тайге……….…………………………………….…………. 4
  2. Первые действия пятиклассников……………………………………….. 5
  3. Что помогло Васютке выжить в тайге?…………………………...….….. 7

Заключение…………………………………………………………….…….…. ..8

Список использованных источников и литературы …………….………….... ..9

Введение

Любой человек в своей жизни может оказаться в трудных, практически не выживаемых условиях.

После прочтения рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» у нас возник вопрос «А смогли ли мы (пятиклассники), оказавшись на месте Васютки, выжить в тайге и выбраться из неё?»

Для того чтобы ответить на поставленный вопрос, мы решили провести небольшое исследование и поставили следующую цель –  выяснить,  смогут ли современные пятиклассники выжить в тайге, как это сделал Васютка (имея при себе 1 кусок хлеба, ружьё с 11 патронами).

Для достижения поставленной цели следует выполнить следующие задачи:

  • провести опрос среди пятиклассников;
  • рассмотреть, какие методы выживания в тайге они знают;
  • сравнить ответы учеников с действиями Васютки;
  • сделать выводы.

В решении названных цели и задач в работе применялись следующие методы исследования:

– опрос;

– сравнение;

– обобщение и анализ.

Oбъектом исследования стали рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро» и ответы учащихся.

Предмет исследования -  методы выживания в тайге.


Основная часть

  1. Выживание в тайге

Для наиболее полного освещения выбранной нами темы представляется целесообразным раскрыть и уточнить сущность понятия «тайга»  в современном русском языке, используя толковые  словари и энциклопедии.

В «Толковом  словаре русского языка» под редакцией С.И. Ожегова дается следующее значение: Тайга — дикий, трудно проходимый лес на севере Европы и Азии.

Основные принципы выживания в тайге

Проблема спасения в подобных экстремальных условиях представляется весьма непростой задачей. Неподготовленному человеку выжить в тайге чрезвычайно сложно даже в летнее-осенний период, а попавший в такую агрессивную среду зимой обречён на гибель. Поэтому пребывание в суровой таёжной местности требует тщательной предварительной подготовки. В основе выживания в лесу лежат простые составляющие: психологическая и физическая подготовленность человека к экстремальным испытаниям, максимально подходящая к конкретным условиям одежда и грамотно подобранный минимальный набор инструментария.

Изучив различную литературу по методам выживания в тайге, мы пришли к следующему выводу: выживание в тайге вполне возможно, если

  • уметь хоть немного ориентироваться в местности любым способом;
  • уметь различать съедобные растения;
  •  знать, как развести костер или построить временное жилище.


  1. Первые действия пятиклассников

Целью нашей работы было выяснить, смогут ли современные пятиклассники выжить в тайге, как это сделал Васютка.

Для достижения цели был проведен опрос.  В опросе участвовало 25 человек – ученики 5 класса. Им задали следующий вопрос: Что бы ты сделал, если бы заблудился в тайге?

После опроса получены такие результаты

62% опрошенных начнут ориентироваться в местности, 35% - будут пытаться выжить, 3% - будут звать на помощь.

Сравним действия пятиклассников с действиями Васютки


                  Васютка

                         ученики  

1. Оставил кусок хлеба  про запас

1.  Не оставили про запас (съели сразу)

2. Охотился ради пропитания

2.Охотились и  собирали грибы, ягоды

3. Разводил костёр для согревания

3. Разводили костёр для спасения(SOS)

4. Оставлял заметки для обратного выхода

4. Оставляли заметки для обратного выхода


  1. Что помогло Васютке выжить в тайге?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы еще раз прочитали рассказ и пришли к следующим выводам.

Во-первых, несомненно, это умение брать себя в руки в трудных ситуациях. Излишняя паника только уводит от нужных мыслей.

Умение пользоваться полученной информацией. Мальчик сумел и прокормить себя в лесу и сориентироваться в незнакомом месте. А как мастерски он привлекал к себе внимание рыбацкого бота!

Отличное обращение с оружием помогло ему не пропасть с голоду.

Несравненная смекалка Васютки сыграла хорошую роль. Он смог воспользоваться не только полученными знаниями, но и сделать собственные открытия.


Заключение

В заключение отметим, что настоящая работа велась в соответствии с поставленными целью и задачами.

После проведения опроса и анализа ответов учащихся и действий Васютки мы пришли к выводу, что основная масса пятиклассников смогла бы выжить, оказавшись в таких же условиях, как Васютка, потому что многие из опрошенных умеют ориентироваться в местности, знают , как разводить костер, умеют различать съедобные растения.


Список использованных источников и литературы

  1. Ожегов, С.И. и др. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений – 4-е изд., дополненное, - М., ООО «А ТЕМП», 2010.
  2. Литература. Учебник для 5 класса общеобразовательных организаций: в 2ч. / Авт.-сост. Г. С. Меркин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015г.
  3. http://i-vizhivu.ru/lokacii-vyzhivaniya/vyzhivanie-v-tajge.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа по литературе

Работа по программе А.Г Кутузова дает положительные результаты в рамках моей методической темы самообразования...

Проектная работа по литературе на тему "Лицей в жизни А.С. Пушкина".

Обучающиеся 7 класса принимали участие в проекте "Лицей в жизни А.С. Пушкина". Проект был организован за месяц до 19 октября. Именно на эту дату я планирую всегда проведение урока литературы в 7 класс...

Проектная работа по литературе "Российские лауреаты Нобелевской премии по литературе"

Проектная работа  по литературе "Российские лауреаты Нобелевской премии по литературе"...

Проектная работа по литературе "Система образов в произведениях А.С. Пушкина"

Проектная работа по литературе "Система образов в произведениях А.С. Пушкина"...

Проектная работа по литературе "Басни.Особенности и история жанра"

Проектная работа по литературе "Басни.Особенности и история жанра"...

Проектная работа по литературе

Уникальный проект по роману "Евгений Онегин"...

Проектная работа по литературе "Роль журналистики во время войны".

Проектная работа по литературе посвящена журналистике и работе журналистов во время Великой Отечественной войны....