Особенности преподавания литературы у слабослышащих учащихся
статья по литературе
методы и приемы изучения литературы у слабослышащих и глухих
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Особенности преподавания литературы у слабослышащих учащихся | 21.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
«Особенности преподавания литературы у слабослышащих учащихся»
В России насчитывается 190т. Инвалидов по слуху (портал Милосердие.ru) и с каждым годом их число растет.
Возникает потребность для создания благоприятных условий обучения, доступности образования, в том числе и профессионального.
Так в чем же сложность обучения данной категории учащихся?
- Уровень языкового развития таких ребят достаточно разнороден: от свободно говорящих (но таких единицы) и хорошо понимающих речь окружающих, с неплохим лексическим запасом, до почти неговорящих и совсем не понимающих устную речь.
- Одни носят слуховые аппараты (но слышат плохо) , другие же не носят их совсем.
В результате образовательный процесс, который базируется на передаче информации через устную речь , представляет серьезные трудности для обеих сторон учебного процесса.
Чтение художественной литературы (все ее жанры), пересказ, анализ и др. виды работ на уроках . ,«объемые тексты» и незнакомые слова «пугают» слабослышащих учащихся. Порою вызывая отторжение и нелюбовь к предмету.
Речь у них сформирована на основе зрительного восприятия. Поэтому упор следует делать на этом аспекте, на эмоции,учить образному восприятию (например, при изучении лирических произведений).
Каждый урок литературы – это «открытие» ,постоянное пополнение лексического запаса.
Можно использовать следующий алгоритм:
Новое слово иллюстрация «поиск жеста» запоминание
Подготовка к уроку требует тщательной выборки материала.
Устная речь преподавателя должна быть понятна. Немаловажную роль играет «сработанность» учителя и сурдопереводчика, его жестовый и лексический запас, качество перевода. Большой удачей будет для всех, если рабочий тандем состоится.
Слабослышащие учащиеся должны уметь вести «диалог» и производить анализ текста.
На уроках литературы можно использовать тестирование. Например, при изучении теоретического материала.
Цель каждого урока – получение представления об уровне подготовки самостоятельной связной речи, уровне их грамотности, объеме лексики, о способности самостоятельного продуцирования логически обоснованных высказываний.
Уроки литературы должны способствовать воспитанию публичности (например, жестовое чтение лирических произведений, пересказ).
Это качество необходимо для будущей работы и жизни в коллективе, умение устно конструктировать тексты.
Преподавателям, работающим с такими учащимися, следует знать специфику проведения занятий и общения.
- При разговоре преподавателю следует находится перед ними достаточно близко, чтобы они видели лицо говорящего.
- Желательно, чтобы у них были слуховые аппараты.
- Наличие сурдоперевода.
- Наглядность.
- Дозированность подачи информации
- Много писать на доске, пользоваться письменной речью.
Личность педагога, который работает со слабослышащими очень важна. Ему необходимо учитывать всю социально-биологическую картину личности «исключительного» ребенка и понимать, что он имеет дело с особенными детьми.
Постоянная работа над собой неизбежна и в смысле приобретения теоретической и практической подготовки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «Развитие речи на уроках языка и литературы у слабослышащих учащихся»
Доклад на тему: «Развитие речи на уроках языка и литературы у слабослышащих учащихся»...
Особенности организации и проведение экскурсии с глухими и слабослышащими учащимися.
Методика проведения экскурсии с глухими и слабослышащими учащимися. ...
МЕТОДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ В.И.ВОДОВОЗОВА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОЙ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ
"Язык как средство общения в обучении глухих школьников". С.А. Зыков. Изучение педагогического и методического наследия В.И.Водовозова не т...
Особенности преподавания иностранного языка учащимся с доминантным правым полушарием мозга
Теория функциональной асимметрии полушарий головного мозга за последние десятилетия активно развивалась, накоплен значительный теоретический и практический материал. Однако в практической работе педаг...
Особенности преподавания английского языка в условиях индивидуального обучения различных категорий учащихся.
Особенности преподавания английского языка в условиях индивидуального обучения на дому детей с ослабленным здоровьем и сохранным интеллектом....
Особенности преподавания литературы в сельской малочисленной школе в разновозрастных группах.
Процесс обучения в малокомплектной школе имеет свои специфические особенности, в первую очередь, факторами, определяющими характер взаимодействия учащихся. Такими факторами как: условия окружающей сре...
Особенности преподавания литературы в 5-6 классах
После окончания начальной школы круг чтения детей расширяется весьма интенсивно, так как в него вливается громадный поток «взрослой» литературы, примерно тогда же начинает складываться и д...