Особенности преподавания литературы у слабослышащих учащихся
статья по литературе

Руднева Анна Васильевна

методы и приемы изучения литературы у слабослышащих и глухих

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

«Особенности преподавания литературы у слабослышащих учащихся»

В России насчитывается 190т. Инвалидов по слуху (портал Милосердие.ru) и с каждым годом их число растет.

Возникает потребность для создания благоприятных условий обучения, доступности образования, в том числе и профессионального.

Так в чем же сложность обучения данной категории учащихся?

  1. Уровень языкового развития таких ребят достаточно разнороден: от свободно говорящих (но таких единицы) и хорошо понимающих речь окружающих, с неплохим лексическим запасом, до почти неговорящих и совсем не понимающих устную речь.
  2. Одни носят слуховые аппараты (но слышат плохо) , другие же не носят их совсем.

В результате образовательный процесс, который базируется на передаче информации  через устную речь , представляет серьезные трудности для обеих сторон учебного процесса.

Чтение художественной литературы (все ее жанры), пересказ, анализ и др. виды работ на уроках . ,«объемые тексты» и незнакомые слова «пугают» слабослышащих учащихся. Порою вызывая отторжение и нелюбовь к предмету.

Речь у них сформирована на основе зрительного восприятия. Поэтому упор следует делать на этом аспекте, на эмоции,учить образному восприятию (например, при изучении лирических произведений).

Каждый урок литературы – это «открытие» ,постоянное  пополнение лексического запаса.

Можно использовать следующий алгоритм:

Новое слово Стрелка: небольшой изгибиллюстрация Стрелка: небольшой изгиб «поиск жеста» Стрелка: небольшой изгибзапоминание

Подготовка к уроку требует тщательной выборки материала.

Устная речь преподавателя должна быть понятна. Немаловажную роль играет «сработанность» учителя и сурдопереводчика, его жестовый и лексический запас, качество перевода. Большой удачей  будет для всех, если рабочий тандем состоится.

Слабослышащие учащиеся должны уметь вести «диалог» и производить анализ текста.

На уроках литературы можно использовать тестирование. Например, при изучении теоретического материала.

Цель каждого урока – получение представления об уровне подготовки самостоятельной связной речи, уровне их грамотности, объеме лексики, о способности самостоятельного продуцирования логически обоснованных высказываний.

Уроки литературы должны способствовать воспитанию публичности (например, жестовое чтение лирических произведений, пересказ).

Это качество необходимо для будущей работы и жизни в коллективе, умение устно конструктировать тексты.

Преподавателям, работающим с такими учащимися, следует знать специфику проведения занятий и общения.

  1. При разговоре преподавателю следует находится перед ними достаточно близко, чтобы они видели лицо говорящего.
  2. Желательно, чтобы у них были слуховые аппараты.
  3. Наличие сурдоперевода.
  4. Наглядность.
  5. Дозированность подачи информации
  6. Много писать на доске, пользоваться письменной речью.

Личность педагога, который работает со слабослышащими очень важна. Ему необходимо учитывать всю социально-биологическую картину личности «исключительного» ребенка и понимать, что он имеет дело с особенными детьми.

Постоянная работа над собой неизбежна и в смысле приобретения теоретической и практической подготовки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Развитие речи на уроках языка и литературы у слабослышащих учащихся»

Доклад на тему: «Развитие речи на уроках языка и литературы у слабослышащих учащихся»...

Особенности организации и проведение экскурсии с глухими и слабослышащими учащимися.

  Методика проведения экскурсии с глухими и слабослышащими учащимися.                                ...

МЕТОДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ В.И.ВОДОВОЗОВА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОЙ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ

"Язык как средство общения в обучении глухих школьников".  С.А. Зыков.      Изучение педагогического и методического наследия В.И.Водовозова не т...

Особенности преподавания иностранного языка учащимся с доминантным правым полушарием мозга

Теория функциональной асимметрии полушарий головного мозга за последние десятилетия активно развивалась, накоплен значительный теоретический и практический материал. Однако в практической работе педаг...

Особенности преподавания английского языка в условиях индивидуального обучения различных категорий учащихся.

Особенности преподавания английского языка в условиях индивидуального обучения на дому детей с ослабленным здоровьем и сохранным интеллектом....

Особенности преподавания литературы в сельской малочисленной школе в разновозрастных группах.

Процесс обучения в малокомплектной школе имеет свои специфические особенности, в первую очередь, факторами, определяющими характер взаимодействия учащихся. Такими факторами как: условия окружающей сре...

Особенности преподавания литературы в 5-6 классах

После окончания начальной школы круг чтения детей расширяется весьма интенсивно, так как в него вливается громадный поток «взрослой» литературы, примерно тогда же начинает складываться и д...