Методическая разработка урока литературы в 5 классе по теме "Утраченный рай" (по стихотворению В.Набокова "Лестница")
учебно-методический материал по литературе (5 класс)
Методическая разработка урока литературы в 5 классе по теме "Утраченный рай" (по стихотворению В.Набокова "Лестница") с учетом требований ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nabokov.ppt | 2.65 МБ |
urok_literatury_lestnitsa.docx | 21.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дом Набокова в Петербурге
Музей-усадьба «Рождествено»
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока литературы в 5 классе с учетом требований ФГОС
ФИО учителя: Наумова Елена Валерьевна
Место работы: ГБОУ СОШ №152 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Предмет: литература
Класс: 5
Тема: «Утраченный рай» (по стихотворению В.В. Набокова «Лестница»)
Методическая разработка урока литературы в 5 классе с учетом требований ФГОС
ФИО учителя: Наумова Елена Валерьевна
Место работы: ГБОУ СОШ №152 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Предмет: литература
Класс: 5
Время проведения: 2 урока
Тема: «Утраченный рай» (по стихотворению В.В. Набокова «Лестница»)
Тип урока: комбинированный
Цель урока: выявить своеобразие стихотворения В.В. Набокова «Лестница»
Задачи урока:
Ι. Образовательные: познакомить учащихся с историей создания стихотворения «Лестница», формировать умение анализировать художественный текст (проблематика, сюжетные и композиционные особенности, своеобразие художественных образов), формировать умение грамотно и последовательно выражать свои мысли, обогащать словарный запас.
ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся, навыки анализа художественного текста умение видеть мир чувств и переживаний, развивать умение выражать и отстаивать свою точку зрения, сопоставлять ее с точкой зрения других людей, развивать умение обобщать изученное.
ΙII. Воспитательные: воспитывать внимание, чуткое и бережное отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку; отношение к прошлому человеку как к одной из важнейших ценностей в жизни.
Метапредметные результаты:
- личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению, воспитание правильного отношения к чувствам другого человека, душевную чуткость и внимание; развитие мышления, внимания; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.
– регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию;
– познавательные УУД: формировать умение строить причинно-следственные связи, логические умозаключения, анализировать художественный текст с учетом использования изобразительно-выразительных средств.
– коммуникативные УУД: формировать умение аргументированно излагать свою позицию в диалоге с другими людьми, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи, слушать и слышать других, применять эти умения в жизни.
Методы: эвристический, частично-поисковый, метод самостоятельной работы с текстом, метод мотивации учебной деятельности.
Приемы: диалог, комментированное чтение, фронтальный опрос, работа в группах.
Средства обучения: компьютер, презентация (портрет, фотографии, иллюстрации), тексты.
Ход урока
- Организационный этап.
Создание условий для осознанного восприятия нового материала. Настрой на учебную деятельность.
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Перед вами портрет писателя и архивные семейные фотографии.
- Знаком ли вам писатель? Время – начало 20 века. Это Владимир Набоков. Слышали ли о нем и о его произведениях? Что привлекло внимание в фотографиях? Ловец бабочек, старинный дом, музей Набокова.
- Как вы думаете, какова будет цель нашего урока и что мы узнаем в течение урока?
- Актуализация знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».
- Читали ли сказку Л. Кэррола «Алиса в стране чудес?» Этому автору, с которым мы сегодня познакомимся, принадлежит перевод этой сказки.
- Первичное усвоение новых знаний.
У Владимира Набокова странная литературная судьба. До 1940 года он был русским писателем, а затем стал жить в другой стране – стал писать на английском и стал английским писателем. Он принадлежит к аристократической образованной семье. С родителями он жил в центре города на Большой Морской. Фото. О детстве своем Набоков писал в романе «Другие берега» (позже, в старших классах, вы прочитаете этот роман. Большую часть жизни Набоков провел за пределами России и, может быть, поэтому главным орудием художественного творчества для поэта становится память. В своем творчестве (а писал он романы, повести, рассказы, стихи), он запечатлевает свои воспоминания о доме, о России, о детстве.
- Теперь попрошу вас на минутку вспомнить лето. Все вы когда-нибудь любовались бабочками. Какие эпитеты вы могли бы подобрать к слову «бабочка»? Запишите. «Красивые, легкие, летучие, радостные, яркие, разноцветные».
- А теперь прочитаем отрывок из романа Владимира Набокова «Другие берега». Писатель с детства на протяжении всей жизни любил бабочек, и он очень тонко описывает их красоту. Коллекция бабочек Набокова сегодня хранится в английском музее. Возьмите ручки и на протяжении чтения постарайтесь записать запомнившиеся вам эпитеты.
«Когда, отряхнув погоню, я сворачивал с рыхлой красной дороги в парк, чтобы добраться через него до полей и леса, оживление и блеск молодого лета были как трепет сочувствия ко мне со стороны единодушной природы. Тут весной, высоко и слабо, между елок вился шелковисто-лазоревый аргиол; едва заметный, темный, на зеленой подкладке, хвостатик посещал цветущую чернику; мчалась через прогалины белая, с оранжевыми кончиками, аврора; теперь же, в июне, тихо порхала, где тень и трава, вдоль троп и у мостиков, черная со ржавчиной эребия, появлявшаяся с таинственным постоянством только каждый второй год; и тут же грелась, раскрывшись, на листьях молодых осинок, красно-черная, испещренная мелом, евфидриада. Вот сложилась полупрозрачная, в графитовых жилках, боярышница, присевшая на расцветший от одного взгляда памяти придорожный репейник, и с него же снялись, стрельнув вверх один за другим, два самца червонной лицены: выше и выше поднимаются они, дерясь, а затем победитель возвращается на свой цветок, где уже боярышницу сменила резвая, рыжая, изумрудно-перламутровая с исподу, аглая. Все это были обыкновенные насекомые, но всякую минуту могло перебить стук сердца появление чего-нибудь, давно мечтавшегося, необычайного».
Прочитайте те эпитеты, которые вы записали. Обратите внимание, насколько это тонкие, красочные, поэтичные, выразительные описания. Какой эпитет вам особенно понравился, удивил?
Знакомясьь с произведениями писателя, вы непременно заметите, что все его произведения наполнены этими мельчайшими выразительными деталями, передающими тончайшие оттенки чувств, казалось бы, невыразимые состояния, мгновения. Писатель умел передавать это в словах, и каждый из вас, я думаю, сможет найти в этих словах что-то близкое себе. Сегодня мы с вами в этом убедимся.
- Вспомните, пожалуйста, время, когда вы были совсем маленькие. Вспомните свои первые книжки, которые вы читали. Ответы.
- А храните ли вы свои старые игрушки? Помните ли, где они лежат? Любите ли иногда возвращаться к ним? А почему вам приятно перебирать старые игрушки?
- Вот о таких тонких, далеких воспоминаниях и говорит автор в своем стихотворении «Лестница». Чтение.
- Первичная проверка понимания
- Понравилось ли вам стихотворение? Что было понятно или непонятно? Отдельные слова объясним.
- Автор говорит о лестнице, о ней это стихотворение. Мы с вами говорили о старых книжках, игрушках. Мы сказали, что любим их, т.к. они хранят в себе моменты нашего раннего детства, и мы, глядя на них, вспоминаем. А чем же дорога автору лестница? Да, она такая же хранительница воспоминаний автора. Поэт вырос в этом доме, в детстве каждый день ходил по лестнице и запомнил ее. Разные шаги по лестнице – разные периоды жизни.
- Да, эта лестница так же дорога поэту, как вам дороги ваши игрушки или книги. А чем же все-таки отличается лестница Набокова от вашего ящика с игрушками? Вы игрушку держите в руках, а Набоков эту лестницу не видит. Но ее хранит его память. Его прошлое не умерло, а живет в его памяти. Он не видит ее прямо перед собой, но она с ним. Игрушки помнят отдельные моменты вашей жизни, а лестница «видела» всю жизнь поэта.
- Что значит помнить? Это значит чувствовать, ощущать свое прошлое. О каких-то событиях, случившихся в прошлом, нам может напомнить звук, запах, мелодия колыбельной. Эти события, случившиеся в прошлом, обретают свой вкус, цвет, свои очертания. Часто их восприятие причудливо, необычно. Отсюда особые эпитеты у Набокова.
- Первичное закрепление
- Проведем небольшой экперимент. По группам. Тексты стихотворения убраны (перевернуты). Каждая группа получает слова: 1)сапоги, башмачки, калоши, 2) валенки, подошва, ноги, 3) ступни, шаг, комната.
- К каждому существительному прошу подобрать эпитеты. Читаем.
- А какие же эпитеты у Набокова? Обратимся к тексту. «Уродливые» сапоги. Пришло бы нам это в голову? Калоши – «воркующие». Почему эти эпитеты подобрал автор? Это его чувствование, восприятие. У каждого человека оно свое, не похожее на чувства и восприятие другого человека. И у вас они были все разные. У автора оно такое.
- Калоши – «воркующие». Какой это человек мог пройти по лестнице? Спокойный, неторопливый. Подошвы – «быстрые, неразумные». А какой это человек? Наверное, молодой, беспечный. Ноги – добрые. Ступни – узкие, злые. Совершенно разные люди проходили по этой лестнице: молодые и старые, добрые и злые…
- Но есть здесь и шаги самого героя стихотворения. И его помнит эта старая лестница. «Как, разве в самом деле/Они – веселые – там некогда звенели?» Почему «звенели»? Герой стихотворения был молод, беспечен. А в последний раз он уже «сходил» с лестницы. Обратите внимание на то, что в конце стихотворения герой сравнивает себя с преступником. Как вы думаете, почему? Человеку не дано проникнуть в прошлое, но он все-таки туда проникает в своих воспоминаниях. Это словно незаконное проникновение, нарушение какого-то неписанного запрета.
- Комнаты – «манящие». Почему? Прошлое зовет, манит героя. Он желает вернуться в прошлое, но это невозможно. Он утрачено и никогда не вернется. Но оно манит, зовет. Это тот потерянный рай, о котором всегда тосковал автор. И этот рай – детство.
- Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
- Стихотворение начинается с атмосферы «мягкой темноты» и завершается в атмосфере «сумрака ночи» - можно ли, исходя из этого, назвать стихотворение мрачным? В финале звучит горечь. Но есть и светлая грусть. Действительно, поэт встретился с детством, а эти воспоминания прекрасны.
- Как вы думаете, почему стихотворение начинается со слов «Ты – лестница…»? Лестница для героя – это живое существо, старый добрый друг. Как вы думаете, каким образом должна меняться интонация при чтении стихотворения? В середине – легкое, достаточно быстрое чтение, к концу замедляется, чтение с интонацией задумчивости, печали.
Попробуем прочитать его так. Чтение.
- Почему тема урока звучала именно так? Почему «утраченный рай»?
- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
- Написать небольшое сочинение. Описать предмет, который заставляет вас погрузиться в воспоминания о раннем детстве, который ассоциируется у вас с вашим ранним детством. Это может быть не только предмет, но и песня, звук, запах, вкус. Можете и нарисовать этот предмет, и сфотографировать. А также подготовить выразительное чтение стихотворения с листа.
- Рефлексия (подведение итогов занятия)
- Какие чувства преобладали на уроке? В начале, в середине, в конце?
- Каким цветом вы бы обозначили свое настроение на протяжении урока и в его конце?
- А музыка какая?
- Захотелось ли прочитать еще стихи автора?
- Насколько оправдались ваши ожидания и кому за это спасибо (исключая учителя)?
- Что не оправдалось и почему?
- Почему было трудно?
- Чьи мнения были особенно интересны на протяжении обсуждения?
- Что открыли, узнали на уроке?
- Оправдались ли ваши ожидания от урока?
- Что вы взяли с сегодняшнего урока?
- Над чем заставил задуматься урок?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы. 5 класс.
План-конспект урока литературы в 5 классе по теме "Образ ПАРУСА как СИМВОЛ мечты в художественной литературе"...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ 11 КЛАССА НА ТЕМУ «ПАРАДОКСЫ ЛЮБВИ В СТИХОТВОРЕНИИ В.В.МАЯКОВСКОГО «ЛИЛИЧКА! ВМЕСТО ПИСЬМА»
Представлена методическая разработка проблемного урока-исследования с элементами "погружения". В данном материале содержатся авторские технологии: "мозаика ассоциаций", структурно-логическа...
ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ "СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ". МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ 10 КЛАССА
Методическая разработка урока литературы для 10 класса по теме Иван Сергеевич Тургенев "Стихотворения в прозе" поможет учащимся открыть для себя личность великого писателя...
Методическая разработка урока литературы в 11 классе «Комплексно-семиотический анализ стихотворений А.А. Блока о Прекрасной Даме»
Методическая разработка урока литературы в 11 классе «Комплексно-семиотический анализ стихотворений А.А. Блока о Прекрасной Даме»Учитель русского языка и литературы – Мордвинова Наде...
Методическая разработка урока литературы. 8 класс. Проблематика комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"
Методическая разработка состоит из технологической карты урока, презентации к уроку и материала для учителя....
Методическая разработка урока литературы в 11 классе Тема урока: «Анализ стихотворения А.А.Блока «На железной дороге» в контексте русской литературы конца 19го-начала20го века, подготовка
Целью урока является углубление и расширение знаний учащихся о творчестве А.А. Блока, продолжение формирования навыка работы с текстом, умения анализировать и извлекать необходмую информацию....
Методическая разработка урока литературы 5 класс по рассказу М.Зощенко "Галоша"
Сатирик и юморист М.Зощенко вошел в литературу в начале 20-х годов, в эпоху сложную, драматическую, полную социальных перемен и нововведений. Думаю,что пятиклассникам еще не под силу понять...