Структура художественного текста
презентация к уроку по литературе (9, 10, 11 класс)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Этапы развития сюжета
Название этапа сюжета Краткая характеристика Экспозиция (пролог) Изображение расстановки персонажей и обстоятельств в литературном произведении, непосредственно предваряющей развертывание основного сюжетного действия. Экспозиция не влияет на ход последующих событий в произведении, а только мотивирует действие. Завязка Начало конфликта, составляющего основу сюжета, исходный момент, определяющий последующее развертывание действия художественного произведения. Развитие действия События, совершаемые в художественном произведении от завязки до кульминации, развитие сюжетных линий; постепенное нарастание конфликта. Кульминация Высшая точка напряжения в развитии действия художественного произведения, когда особенно ярко проявляется сюжетный конфликт, цели героев и их внутренние качества. Все развитие конфликта стремится к кульминации, после которой наступает развязка; иногда развязка совпадает с кульминацией. В художественном произведении возможно несколько кульминаций. Развязка Положение действующих лиц, которое сложилось в худ. произведении в результате развития изображенных в нем событий; итоговая сцена, добавляющая последние штрихи к характерам действующих лиц. Послесловие (эпилог) Заключительная часть произведения.
Типы экспозиции В зависимости от места в произведении Прямая Задержанная Обратная В трагедии У. Шекспира "Ромео и Джульетта" - сцена Джульетты-девочки с няней, когда Ромео перед первой встречей с Джульеттой рассказывает своему другу Меркуцио о прежней любви
Типы завязок мотивированная ; немотивированная (неожиданная, придающая остроту ). Завязка может быть как в начале произведения, так и в конце. Немотивированная , неожиданная завязка в романе Н. Г. Чернышевского "Что делать?" Завязка в конце худ. произведения - поэма Н. В. Гоголя "Мертвые души"
Виды развязки Естественная (логичная) Ложная В зависимости от развития сюжета: Внезапная Логически вытекающая из развития сюжета В зависимости от художественной манеры писателя: Единая с кульминацией Отдельная от кульминации
Типы эпилогов непосредственное обращение писателя к читателю (автор высказывает какие-либо обобщающие суждения, благодарит за внимание, просит о благосклонности ); развернутые "событийные" (сообщают сведения о дальнейшей судьбе действующих лиц после изображаемых событий ).
Внесюжетные элементы художественного произведения Авторские рассуждения лирического характера, не имеющие непосредственного отношения к сюжету произведения, но связанные с ним тематически. А.С.Пушкин «Евгений Онегин» – лирические отступления о театре, образовании, искусстве, любви и др. Фрагменты художественного текста, не относящиеся к сюжету произведения, но объединенные с ним идейно. «Повесть о капитане Копейкине» из поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». Лирические отступления Вставные эпизоды
Конфликт в художественном произведении столкновение , борьба, на которых построено развитие сюжета в художественном произведении; противоречие как принцип взаимодействия между образами литературного (эпического или драматического) произведения. Конфликт определяет идейную направленность и композиционно организует художественное произведение на всех уровнях, придавая каждому образу его качественную определенность в противопоставлении другим образам.
Характер конфликта Краткая характеристика Пример Любовный Взаимоотношения между людьми, построенные на любовных коллизиях; характерен для традиционной драмы классицизма и любовного романа. У. Шекспир "Ромео и Джульетта" А.С. Пушкин "Дубровский" Социально-бытовой (общественный) Социальные взаимоотношения, характерен для реалистических произведений. А. С. Пушкин "Евгений Онегин" Философский Постановка и решение философских проблем: жизни и смерти, кардинальных основ бытия, судьбы человека. Ф. М. Достоевский "Братья Карамазовы", " Идиот " Идейный Столкновение различных идей, имеющих право на существование. И. С. Тургенев "Отцы и дети" Психологический Внутренние противоречия личности; характерен для романтических произведений. Д. Г. Байрон "Дон Жуан" Символический Противоборство, столкновение реальности с ее символическим перевоплощением; характерен для произведений символизма. М. Метерлинк "Синяя птица"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 1 (из 1-3)
Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...
"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 2 (из 1-3)
Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...
"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 3 (из 1-3)
Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...
Элективный курс "Постигаем структуру художественного текста". Рекомендованный для профильного обучения на 2011 - 2012 учебный год Министерством образования Саратовской области
Элективный курс направлен на организацию помощи страшеклассникам в профессиональном самоопределении, развитии временной перспективы, способности к целеполаганию и развитию социальной компетентсности....
Кроссворд «Структура и содержание художественного текста»
Кроссворд «Структура и содержание художественного текста»...
Задания для развития умений анализировать логическую структуру художественного текста, понимать и интерпретировать его содержание
вопросы для работы и анализа художественного текста...
Структура художественного текста
В основу понятия текста, видимо, удобно будет положить следующие определения.1. Выраженность. Текст зафиксирован в определенных знаках и в этом смысле противостоит внетекстовым структурам. Для художес...