Рабочая программа по литературе для учащихся 9 класса
рабочая программа по литературе (9 класс)
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
9 класса
на 2015-2016 учебный год
Учитель: Данилочкина Н.Н.
2015
Пояснительная записка
Ведущая линия изучения литературы в 9 классе – литература как величайшая духовно-эстетическая ценность, освоение идейно-эстетического богатства родной литературы, ее лучших образцов.
Цели программы:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Задачи обучения:
- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть, устного пересказа (подробного, выборочного, сжатого);
- научиться свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
- научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя; отзыву на самостоятельно прочитанное произведение;
- освоение способов свободного владения письменной речью;
Рабочая программа по литературе в 9 классе составлена на основе учебного плана, разработанного в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
• Закон РФ от 29 декабря 2012 №273 – ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
• Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего, среднего общего образования 2015-2016 учебный год, утвержден приказом Минобрнауки №253 от 31 марта 2014 года. Источник: http://минобрнауки.рф/новости/4136.
• Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 N 164,от 31.08.2009 N 320, от 19.10.2009 N 427, от 10.11.2011 N 2643, от 24.01.2012 N 39, от 31.01.2012 N 69).
• Примерная программа среднего (полного) общего образования по литературе, рекомендованная Министерством образования и науки РФ, 2004 год.
• Инструктивно-методическое письмо Липецкого института развития образования «О преподавании предмета «литература» в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2015-2016 учебном году»;
• Основная образовательная программа МБОУ им. Л.Н.Толстого (утверждена приказом МБОУ им.Л.Н.Толстого от 28.08.2015 г. № 260-0).
• Календарный учебный график МБОУ им.Л.Н.Толстого на 2015-2016 уч.г. (утвержден приказом МБОУ им.Л.Н.Толстого от 24.08.2015г. № 229 ).
• Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) (утверждено Приказом МБОУ им.Л.Н.Толстого от 28.08.2015г №243)
Программа составлена на основе Программы по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
Обоснование выбора программы: данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельности самого ученика. Литературное образование делится на этапы: первое знакомство с моделью курса литературы; герой художественного произведения; богатство и разнообразие жанров всех родов литературы: эпоса, лирики и драмы; исторический герой и историческое событие на страницах художественного произведения в литературе разных народов и времен; шедевры родной литературы; курс истории литературы XIII-XIX веков на историко-литературной основе с включением кратких сведений о зарубежной литературе и ее развитии; курс истории литературы XX века на историко-литературной основе с включением кратких сведений о зарубежной литературе и ее развитии. Такое деление позволяет системно подходит к изучению, многократно повторять теоретические сведения.
Изменений в авторскую программу внесено не было.
Предмет литературы входит в образовательную область «филология». Цель литературного образования – способствует духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью. Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Курс литературы в 9 классе строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, который решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Программа рассчитана на 105 часов, из них развитие речи – 12, контрольный тест – 1.
Формы организации образовательного процесса: уроки с групповыми формами работы, уроки творчества; уроки, которые ведут учащиеся; уроки-конкурсы, уроки-игры, уроки-конференции, уроки-семинары, уроки-экскурсии.
Технологии, используемые в образовательном процессе
- Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов.
- Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.
- Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса.
- Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей.
- Личностно-ориентированные технологии обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
- Информационно-коммуникационные технологии.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
- проектная деятельность
- исследовательская деятельность
- применение ИКТ
Виды и формы контроля:
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и наизусть. Развернутый ответ на вопрос, викторина, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи. Лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы, презентации проектов
- итоговый: анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, сочинение, выполнение заданий в тестовой форм.
Формы контроля:
- индивидуальный;
- групповой;
- фронтальный.
Преподавание ведется по учебнику: Литература 9 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учеб. заведений.- В 2 ч. /Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова.- М.: Дрофа, 2013.
Содержание рабочей программы
Введение (1ч)
Роль литературы в духовной жизни России. Шедевры родной литературы в судьбах отечественной культуры. Формирование потребности в общении с искусством. Читательское мастерство.
Знать литературные понятия
Уметь найти нужную информацию, создать связный устный текст
Древнерусская литература (5ч)
Беседы о древней русской литературе. Богатство жанров литературы Древней Руси. Летописи как исторические повествования. Жанр жития. Его особенности.
«Слово о полку Игореве». Высокопоэтическое патриотическое произведение — первое произведение национальной классики. Сюжет. Герои. Художественные особенности памятника. Связь «Слова...» с устным народным творчеством. Поэтические переводы. Роль памятника в судьбах русской культуры. Тема «Слова...» в лирике русских поэтов.
Теория. Стихотворный перевод.
Знать историческую основу произведения, историю открытия, основные версии авторства.
Уметь формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям.
Литература XVIII века (11ч)
Характеристика русской литературы XVIII века как эпохи классицизма.
Теория. Представление о классицизме.
М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года». «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Ломоносов — ученый, реформатор русского языка, поэт. Прославление Родины, науки и просвещения, мира в художественных произведениях поэта. Безграничность мироздания и богатство «Божьего мира» в его лирике.
Теория. Ода
Гаврила Романович Державин. «Властителям и судиям». «Памятник».
Крупнейший поэт XVIII века. Ода «Властителям и судиям», «Памятник» и другие поэтические произведения. Сочетание в произведениях Державина начал классицизма и новаторских черт. Новое в жанре оды: сочетание возвышенного с обыденным.
Денис Иванович Фонвизин. «Недоросль». Сатирическая направленность комедии. Герои и события комедии: господа Скотинины и Митрофанушка. Значащие имена. Реалистические черты характеров. Классицизм в драматическом произведении. Идеал гражданина в рассуждениях Стародума и Правдина. Тема воспитания в комедии.
Теория. Классицизм в драматическом произведении.
Николай Михайлович Карамзин. «Бедная Лиза». Сентиментализм. Лирика и проза Карамзина. «Бедная Лиза» как произведение русского сентиментализма. Конфликт между любовным чувством и нравственными традициями. Образы Лизы и Эраста. Отношение автора к своим героям. Язык повести. Карамзин-историк.
Теория. Сентиментализм.
Знать биографию поэтов, особенности раскрытия темы
Уметь раскрывать авторскую позицию, строить устное высказывание
Контроль: контрольная работа по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Литература XIX века. Золотой век русской поэзии (58ч)
В. А. Жуковский. К. Н. Батюшков. А. С. Пушкин. Н. М. Языков. Расцвет русской поэзии. Совершенство поэтического мастерства поэтов золотого века. Проза и драматургия в эпоху золотого века поэзии. Комедия А. С. Грибоедова и проза А. С. Пушкина.
Теория. Классицизм и классика. Силлабо- тоническое стихосложение.
Основные течения в русском романтизме: психологический, гражданский, неоклассицизм, философский. Синкретический романтизм Пушкина и Лермонтова.
Александр Сергеевич Грибоедов. «Горе от ума». Краткая биография Грибоедова. История создания комедии. Сатирическое изображение жизни и нравов московского дворянства. Особенности развития комедийной интриги; своеобразие конфликта. Система образов. Смысл названия. Герои и их судьбы. Чацкий и Фамусов. Чацкий и Молчалин. Чацкий и Софья. Новаторство драматурга; черты классицизма и романтизма, жанровое своеобразие, язык. Пьеса в восприятии критики. Сценическая жизнь комедии.
Теория. Персонажи пьесы, внесценические персонажи пьесы
Василий Андреевич Жуковский. «Светлана». Краткий очерк жизни и творчества Жуковского. Дружба с Пушкиным, Идеал и действительность в сознании писателя-романтика. Роль Жуковского, поэта и переводчика в приобщении русского читателя к мировой культуре. Баллада «Светлана». Русский быт и обычаи в балладе «Светлана». Сюжеты и герои баллад, имеющих один источник («Людмила», «Ленора»).
Теория. Романтизм.
Александр Сергеевич Пушкин. Поэзия. «Евгений Онегин». Творческий путь А. С. Пушкина. Годы ссылки. Болдинская осень 1830 года. Стихотворения Пушкина разных лет. Богатство тематики и совершенство формы. Любовная лирика Пушкина. Любовь как, источник творческого вдохновения. Красота любовного чувства лирического героя, преклонение перед любимой женщиной. Светлая печаль поэта. Особые формы метафоризации стихотворений о любви. Философские размышления о жизни («Если жизнь тебя обманет...», «Элегия»). Оптимизм философской лирики Пушкина. Дружба в лирике Пушкина («19 октября»). Искренняя привязанность поэта к друзьям лицейских лет. Полная самоотдача этому чувству. Размышления поэта о скоротечности человеческого бытия. Сущность творчества, тема поэта и поэзии. Поиски своего места в поэзии. Вдохновение художника как особое состояние творчества. Философско- эстетические раздумья поэта в стихотворении «Памятник», вечность идей, отраженных в нем. Роль архаичной лексики в создании философского настроя стихотворения.
«Евгений Онегин» — роман в стихах. История создания. Особенности композиции. Сюжет романа. Первая и вторая главы — жизнь столицы и мир деревни. Онегин и Татьяна. Картины родной природы.
Теория. Реализм. Тематика лирики. Роман в стихах.
Михаил Юрьевич Лермонтов. «Ангел». «Ужасная судьба отца и сына...». «Поэт». «Монолог». «Три пальмы». «Пленный рыцарь». «На севере диком стоит одиноко» и др. «Тамань» («Герой нашего времени»). Краткая биография. Трагичность судьбы поэта. Светлые и грустные воспоминания детства (стихотворения «Ангел», «Ужасная судьба отца и сына...» и др.). Поиск своего мести в поэзии («Поэт», «Нет, я не Байрон, я другой...» и др.). Любовные стихи Лермонтова («Нищий», «Я не унижусь пред тобой...» и др.). Грустный колорит его любовной лирики и невозможность достижения гармоний. «Три пальмы». Раздумье поэта о счастье служения людям и человеческой неблагодарности. Невозможность достижения идеала. «Три пальмы» как баллада. «Пленный рыцарь». Философский смысл стихотворения. Особенности метафоры. «На севере диком стоит одиноко...» одиночество и мечты о счастье и взаимопонимании. Смысл противопоставления севера и юга. Сопоставление переводов Лермонтова и Тютчева. Символика в стихах Лермонтова.
«Герой нашего времени». Композиция романа. Повесть «Тамань». Печорин. Сюжет и герои повести. Реалистическое и романтическое начала в повести. Художественное совершенство языка повести.
Теория. Роман в пяти повестях! Социально- психологическая проза. Музыка стиха и прозы.
Николай Васильевич Гоголь. «Мертвые души» (главы). Краткий обзор творчества. Пьесы Гоголя (повторение). «Мертвые души». Замысел и композиция поэмы. Первые главы поэмы. Город N и его чиновники. Чичиков. Манилов. Приемы создания образа. Роль лирических отступлений. Единство повествовательного и лирического начал в поэме, написанной прозой. Сатирический взгляд на события и героев.
Теория. Поэма в прозе. Лирические отступления. Сатира.
Федор Иванович Тютчев. «С чужой стороны». «Как сладко дремлет сад темно- зеленый...». «Еще земли печален вид...». «День и ночь». «Эти бедные селенья...». «Живым сочувствием привета...». «Еще томлюсь тоской желаний...». «Она сидела на полу...». «В разлуке есть высокое значенье...». «Умом Россию не понять...». «Нам не дано предугадать...». Тютчев завершает эпоху русского романтизма. Краткая биографическая справка. Лирика природы. Тютчев о поэте, о любви («Еще томлюсь тоской желаний...», «Она сидела на полу...»). Философские миниатюры.
Николай Алексеевич Некрасов. «Родина». «Тройка». «Вчерашний день, часу в шестом...». «Замолкни, Муза мести и печали!» Жизнь поэта. Своеобразие его поэзии: лиризм, искренность чувств, сатирическая направленность. Гражданские мотивы его лирики. Народность. Мотивы народной песни в лирике Некрасова.
Иван Сергеевич Тургенев. «Первая любой». Краткая биография писателя. «Первая любовь» — любимая повесть Тургенева. Сюжет повести и ее герои. Роль снов в сюжете. Нравственная проблематика повести.
Теория. Стиль писателя.
Лев Николаевич Толстой. «Юность».
Творческий путь великого писателя. Автобиографическая трилогия. Герой трилогии. Николенька Иртеньев среди других героев повести. «Диалектика души» героев в повести «Юность». Мастерство и сила нравственного воздействия автора.
Теория. Автобиографические произведения: роман, повесть, рассказ; циклы автобиографических произведений.
Антон Павлович Чехов. «Маленькая трилогия» («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»). Творческий путь писателя. Ранние юмористические рассказы молодого Чехова. Многообразие тем и сюжетов чеховской прозы. «Маленькая трилогия» («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви») как цикл произведений, рисующих ложные представления, определяющие судьбы людей. Композиция и общая идея цикла. Сюжет и герои «Человека в футляре».
Теория. Юмор и сатира в их соотношении.
Знать биографию писателей; содержание изученных текстов.
Уметь формулировать авторскую позицию, аспекты произведения
Контроль: сочинение по творчеству А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя; контрольная работа по лирике М.Ю. Лермонтова; контрольная работа «Анализ лирического текста»
Русская литература XX века (27ч)
Русская литература XX века: богатство поисков и направлений. Рождение новых жанров и стилей. Советская литература и литература русского зарубежья.
Иван Алексеевич Бунин. «Слово» «Русская сказка». «Изгнание». «Жизнь Арсеньева» (главы). Поэт и прозаик. Тесная связь его творчества с традициями XIX века. Первый лауреат Нобелевской премии в русской литературе. «Жизнь Арсеньева» — автобиографическая повесть. Главы о юности героя. Стилистическое мастерство поэта, прозаика, переводчика. раннее творчество.
М. Горький. Автобиографическая трилогия. Главы из повести «Мои университеты». Герой повести — Алеша Пешков и его судьба. Элементы публицистики в художественной прозе.
Теория. Публицистика.
Из русской поэзии XX века
Александр Александрович Блок. «Девушка пела в церковном хоре...», «Незнакомка». «О доблестях, о подвигах, о славе...». «О, я хочу безумно жить...». «Россия». «На железной дороге». Слово о Блоке. Лирика поэта. Образ Прекрасной Дамы как воплощение вечной женственности. Любовь к России, вера в ее будущее. Трагедия поэта в «страшном мире». Художественное своеобразие поэзии Блока.
Анна Андреевна Ахматова. «Сжала руки иод темной вуалью...». «Песня последней встречи». «Сероглазый король». «Он любил...». «Уединение». «Муза». «Родная земля». Слово об Ахматовой. Стихи о любви. Тема родной земли. Стихи и поэмы. Музыка стиха и тонкий психологизм лирики.
Сергей Александрович Есенин. «Гой ты, Русь, моя родная...». «Я покинул родимый дом...». «Не жалею, не зову, не плачу...». «Отговорила роща золотая...». «Низкий дом с голубыми ставнями...». «Я иду долиной, на затылке кепи...». Слово о Есенине и его судьбе. Тема Родины в лирике поэта. Народно- песенная основа стиха Есенина.
Владимир Владимирович Маяковский. «Послушайте!». «Скрипка и немножко нервно». «Прозаседавшиеся». Слово о Маяковском. Поэт-публицист, поэт-новатор. Сатирические стихи и стихи о любви. Тонический стих поэта.
Михаил Афанасьевич Булгаков. «Мертвые души». Комедия по поэме Н. В. Гоголя или роман «Жизнь господина де Мольера». Пьесы «Кабала святош» и «Полоумный Журден» (по выбору учителя и учащихся). произведения прозы и пьесы Булгакова, созданные на их основе. Комедия по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Чичиков и его окружение в изображении Булгакова. Сатира, фантастика и глубокий психологизм творчества писателя. Роман «Жизнь господина де Мольера» и пьесы «Кабала святош» (Мольер) и «Полоумный Журден». Образ Мольера в произведениях Булгакова, Утверждение права творческой личности на самостоятельные решения. Сатирическое изображении окружения драматурга.
Теория. Пьеса и инсценировка. Связь эпох в литературе.
Михаил Александрович Шолохов. «Судьба человека». Судьба человека в годы Великой Отечественной войны. Война и судьба детей. Психологическая точность и доброжелательность повествования. Андрей Соколов — образ простого и стойкого русского Человека, который прошел и войну и плен. Андрей Соколов и Ванюшка проблема разрушенных семей в годы войны. Забота о судьбе детей, пострадавших от войны. Гуманизм рассказа.
Александр Трифонович Твардовский. «Василий Теркин» (главы). Военная тема в лирике Твардовского. Поэма «Василий Теркин» и ее главный герой, эволюция его образа в поэме: утраты и обретения (главы «Два солдата», «Дед и баба»). Философские раздумья автора (глава «О себе»).
Творчество А.Солженицына. Рассказ «Как жаль». Смысл названия.
Русская литература 60—90-х годов XX века
Писатели конца столетия в произведениях различных видов, жанров, направлений. Богатство жанров, отразивших Великую Отечественную войну в художественной литературе. Полемика писателей, критиков и широкой общественности о роли искусства в жизни человека. Активные столкновения гуманных и антигуманных позиций. Проблема выбора как проблема творчества писателя и как проблема творчества читателя
Василий Макарович Шукшин. «Ванька Тепляшин». Личность Шукшина, его многогранная деятельность. Рассказы Шукшина; образы «чудиков» в рассказах.
Виктор Петрович Астафьев. «Царь-рыба»
Валентин Григорьевич Распутин. «Деньги для Марии». Распутин — писатель, публицист, патриот российской земли. Повесть «Деньги для Марии», ее гуманистический смысл. Различные психологические типы персонажей повести. Противопоставление жизненных принципов персонажей (Наталья, Сте- панида, председатель колхоза, бухгалтер, директор школы и другие). Тема семьи: образы Марии и Кузьмы. Роль вагонных попутчиков Кузьмы в осмыслении идеи повести. Смысл открытого финала произведения.
Александр Валентинович Вампилов. «Старший сын». Особенности драматургии Вампилова: тематика, конфликты, художественные решения. Пьеса «Старший сын». Необычность ее содержания и сюжета. Гуманистический смысл пьесы. Особенности драматической интриги. Сложности человеческой судьбы. Глубина духовного мира Сарафанова
Лирика второй половины 20 века.
Творчество Б.Окуджавы, Е. Евтушенко, А. Вознесенского
Знать биографию писателей; содержание изученных текстов.
Уметь формулировать авторскую позицию, аспекты произведения; анализировать прозаическое и лирическое произведение
Контроль: сочинение по поэзии 20 века.
Учебно-тематический план
№п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | в том числе | |
уроков | развитие речи | |||
1 | Введение | 1 | 1 |
|
2 | Древнерусская литература. «Слово о полку Игореве». | 4 | 4 | |
3 | Литература XVIII века | 12 | 12 | 2 |
| Михаил Васильевич Ломоносов | 3 | 3 |
|
| Гаврила Романович Державин | 1 | 1 |
|
| Денис Иванович Фонвизин | 5 | 5 | 2 |
| Николай Михайлович Карамзин | 3 | 3 |
|
4 | Литература XIX века | 56 | 48 | 8 |
Василий Андреевич Жуковский | 2 | 2 | ||
| Александр Сергеевич Грибоедов | 10 | 8 | 2 |
| Александр Сергеевич Пушкин | 14 | 12 | 2 |
| Михаил Юрьевич Лермонтов | 12 | 10 | 2 |
| Николай Васильевич Гоголь | 9 | 7 | 2 |
| Федор Иванович Тютчев | 1 | 1 |
|
| Николай Алексеевич Некрасов | 1 | 1 |
|
| Иван Сергеевич Тургенев | 3 | 3 |
|
| Антон Павлович Чехов | 2 | 2 |
|
| Лев Николаевич Толстой | 2 | 2 |
|
5 | Русская литература XX века | 27 | 25 | 2 |
| Иван Алексеевич Бунин | 1 | 1 |
|
| Максим Горький | 2 | 2 |
|
| Александр Александрович Блок | 2 | 2 |
|
| Сергей Александрович Есенин | 1 | 1 |
|
| Анна Андреевна Ахматова | 2 | 2 |
|
| Владимир Владимирович Маяковский | 3 | 1 | 2 |
| Михаил Афанасьевич Булгаков | 2 | 2 |
|
| Михаил Александрович Шолохов | 2 | 2 |
|
| Александр Трифонович Твардовский | 2 | 2 |
|
| Александр Солженицын | 2 | 2 |
|
| Василий Макарович Шукшин | 2 | 2 |
|
| Виктор Петрович Астафьев | 1 | 1 |
|
| Валентин Григорьевич Распутин | 2 | 2 |
|
| Александр Валентинович Вампилов | 1 | 1 |
|
| Лирика второй половины 20 века | 2 | 2 |
|
6 | Резервные уроки | 4 | 4 |
|
| Всего | 105 | 95 | 10 |
Требования к уровню обучающихся
В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
- авторов и содержание изученных произведений;
- основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.
уметь:
- прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;
- определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
- определять идейную и эстетическую позицию писателя;
- анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;
- оценивать проблематику современной литературы;
- анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;
- различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
- осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
- сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
- находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;
- выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.
Литература и средства обучения
Для учащихся:
- Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Авторы-составители Т.Ф. Курдюмова, С.А. Леонов, О.Б. Марьина, Е.Н. Колокольцев. – М., Просвещение, 2013 год
- «Читаем, думаем, спорим…» Дидактические материалы по литературе для 9 класса. Составитель Коровина В.Я. и др. – М., Просвещение, 2008 год
Для учителя:
- Золотарева И.В., Белопоместных О.Б., Корнеева М.С. Поурочные разработки по литературе в 9 классе. – М., ВАКО, 2007.
- Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе в 9 классе. – М., ВАКО, 2009
- Галузина Л.В. уроки литературы в 9 классе. Развернутое планирование – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2003.
- Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. – Л., «Просвещение»
- Малюшкин А.Б. Конспекты интегрированных уроков гуманитарного цикла. 10-11 класс – М., «Творческий центр»
- Исаева Е.В., Ролдугина И.А. Урок литературы в современной школе. Теория и практика анализа литературного произведения. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2005
- Литература: Тесты. 9 – 11 кл.:Учебно-метод. пособие/ Авт.-сост. И.М. Михайлова. – М., «Дрофа», 2000
- Методические журналы «Литература в школе»
- Материалы сайтов «Открытый класс», «Первое сентября», «Про школу»
Приложение к рабочей программе
Календарно-тематический план
№ | Тема урока | Кол-во часов | Календарные сроки | |
план | факт | |||
Введение 1 час | ||||
1 | Литература и ее роль в духовной жизни человека. | 1 | 1.09 |
|
Древнерусская литература 4 часа | ||||
2 | Литература Древней Руси. | 1 | 2.09 |
|
3 | «Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской литературы. | 1 | 3.09 |
|
4 | Поэтический мир и герои «Слова». Идейный смысл произведения. | 1 | 8.09 |
|
5 | Поэтическое искусство «Слова….». Связь с фольклором. | 1 | 9.09 |
|
Литературы XVIII века 12 часов | ||||
6 | Общая характеристика русской литературы XVIII века. Классицизм. | 1 | 10.09 |
|
7 | Михаил Васильевич Ломоносов. Слово о поэте и ученом. Ода. | 1 | 15.09 |
|
8 | Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М.В. Ломоносова. | 1 | 16.09 |
|
9 | Гавриил Романович Державин. Идеи просвещения и гуманизма в лирике поэта. | 1 | 17.09 |
|
10 | Д. И. Фонвизин. Слово о писателе. Комедия «Недоросль». | 1 | 22.09 |
|
11 | Герои комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». | 1 | 23.09 |
|
12 | Образы положительных героев пьесы Д. И. Фонвизина «Недоросль». | 1 | 24.09 |
|
13 | Образ Митрофанушки в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» | 1 | 29.09 |
|
14 | Сочинение-характеристика героя комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» | 1 | 30.09 |
|
15 | Понятие о сентиментализме. Н.М. Карамзин | 1 | 1.10 |
|
16 | Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». | 1 | 6.10 |
|
17 | Н.М. Карамзин-историк. | 1 | 7.10 |
|
Литературы XIX века 56 часов | ||||
18 | Романтизм как литературное направление. В.А. Жуковский | 1 | 8.10 |
|
19 | Творчество В.А. Жуковского | 1 | 13.10 |
|
20 | Реализм. А.С. Грибоедов: личность и судьба драматурга. | 1 | 14.10 |
|
21 | С Грибоедовым по фамусовской Москве. Чтение и анализ 1 действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». | 1 | 15.10 |
|
22 | «Век нынешний и век минувший в комедии. Анализ 2 действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». | 1 | 20.10 |
|
23 | Анализ сцены бала (3 действие). | 1 | 21.10 |
|
24 | Смысл названия комедии А.С. Грибоедова. Анализ 4 действия. | 1 | 22.10 |
|
25 | Загадка Софьи Фамусовой | 1 | 27.10 |
|
26 | Чацкий в системе образов комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». | 1 | 28.10 |
|
27 | Критика о комедии. (И. А. Гончаров). | 1 | 29.10 | |
28 | Р.р. Сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» | 1 | 3.11 | |
29 | Р.р. Сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» | 1 | 17.11 | |
30 | А.С. Пушкин: жизнь и судьба. А.С. Пушкин в восприятии современного читателя. Урок-экскурсия | 1 | 18.11 | |
31 | Свободолюбивая лирика А.С. Пушкина | 1 | 19.11 |
|
32 | Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина | 1 | 24.11 |
|
33 | Тема любви и дружбы в лирике А.С. Пушкина | 1 | 25.11 |
|
34 | Философская лирика А.С. Пушкина | 1 | 26.11 |
|
35 | Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». | 1 | 1.12 |
|
36 | «Кто он таков?». Знакомство с Онегиным. Урок-семинар | 1 | 2.12 |
|
37 | Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга. | 1 | 3.12 |
|
38 | Судьба Ленского | 1 | 8.12 |
|
39 | Под влиянием каких событий изменился Онегин? | 1 | 9.12 |
|
40 | «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа. | 1 | 10.12 |
|
41 | Пушкинский роман в зеркале критики. | 1 | 15.12 |
|
42 | Сочинение по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». | 1 | 16.12 |
|
43 | Написание сочинения. | 1 | 17.12 |
|
44 | Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. | 1 | 22.12 |
|
45 | Мотивы вольности и одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова | 1 | 23.12 |
|
46 | Тема России и ее своеобразие в лирике М. Ю. Лермонтова. | 1 | 24.12 |
|
47 | Тема любви. Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова | 1 | 29.12 |
|
48 | «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова — первый психологический роман в русской литературе | 1 | 30.12 |
|
49 | Дневник Печорина. | 1 | 12.01 |
|
50 | Печорин и водяное общество | 1 | 13.01 |
|
51 | Печорин в системе образов романа. | 1 | 14.01 |
|
52 | Печорин как «портрет поколения» | 1 | 19.01 |
|
53 | «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского. | 1 | 20.01 |
|
54 | Сочинение по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». | 1 | 21.01 |
|
55 | Написание сочинения. | 1 | 26.01 |
|
56 | Н. В. Гоголь: страницы жизни и творчества. | 1 | 27.01 |
|
57 | Образ «маленького человека» в произведениях А.С. Пушкина и Н.В.Гоголя | 1 | 28.01 |
|
58 | Н. В. Гоголь «Мертвые души». | 1 | 2.02 |
|
59 | Образы помещиков. | 1 | 3.02 |
|
60 | Чичиков и помещики. | 1 | 4.02 |
|
61 | Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция образа в замысле поэмы. | 1 | 9.02 |
|
62 | «Мертвые» и «живые» души. Эволюция образа автора. | 1 | 10.02 |
|
63 | Сочинение по творчеству Н.В. Гоголя. | 1 | 11.02 |
|
64 | Написание сочинения. | 1 | 16.02 |
|
65 | Ф.И. Тютчев. Основные мотивы лирики. | 1 | 17.02 |
|
66 | Н.А. Некрасов. Тема поэта и поэзии в творчестве Некрасова | 1 | 18.02 | |
67 | И.С. Тургенев. Повести о любви. | 1 | 23.02 | |
68 | История любви как основа сюжета повести. Образ героя-повествователя. | 1 | 24.02 | |
69 | Мастерство пейзажной живописи И.С. Тургенева. Идейный замысел повести. | 1 | 25.02 | |
70 | А.П. Чехов. Маленькая трилогия. | 1 | 1.03 | |
71 | Анализ рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре». | 1 | 2.03 | |
72 | Л. Н. Толстой. Слово о писателе. | 1 | 3.03 | |
73 | Формирование личности юного героя повести Л. Н. Толстого «Юность» | 1 | 8.03 | |
Литературы XX века 27 часов | ||||
74 | Из русской прозы XX века. И.А. Бунин - поэт и прозаик. Повесть «Жизнь Арсеньева» | 1 | 9.03 | |
75 | М.Горький. Судьба писателя и его раннее творчество. | 1 | 10.03 | |
76 | М.Горький «Мои университеты». | 1 | 15.03 | |
77 | Поэзия Серебряного века. А. А. Блок. Слово о поэте. Основные мотивы лирики. | 1 | 16.03 | |
78 | Трагедия поэта в «страшном мире». Чувство Родины. | 1 | 17.03 | |
79 | Тема Родины в лирике С. А. Есенина. Народно-песенная основа произведений. | 1 | 22.03 | |
80 | Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте. Лирические мотивы творчества. | 1 | 5.04 | |
81 | Любовная лирика А.А. Ахматовой. | 1 | 6.04 | |
82 | Владимир Владимирович Маяковский. Новаторство поэта. | 1 | 7.04 | |
83 | Сочинение по поэзии Серебряного века. | 1 | 12.04 | |
84 | Сочинение по поэзии Серебряного века. | 1 | 13.04 | |
85 | М.Булгаков. Комедия «Мертвые души». | 1 | 14.04 | |
86 | Комедия по поэме Н.В. Гоголя. Чичиков и его окружение. | 1 | 19.04 | |
87 | Шолохов М.А. Рассказ «Судьба человека». | 1 | 20.04 | |
88 | Судьба Родины и судьба человека в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека». | 1 | 21.04 | |
89 | Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте. | 1 | 26.04 | |
90 | «Василий Теркин» - поэма про бойца. | 1 | 27.04 | |
91 | А.И. Солженицын. Слово о писателе. | 1 | 28.04 | |
92 | Смысл названия рассказа А.И. Солженицына «Как жаль». | 1 | 3.05 | |
93 | Творчество В.М. Шукшина. | 1 | 4.05 | |
94 | Образы «чудиков» в рассказах В.М. Шукшина. | 1 | 5.05 | |
95 | В.П. Астафьев «Царь-рыба». Нравственные проблемы произведения. | 1 | 10.05 | |
96 | В.Г. Распутин. Повесть «Деньги для Марии». Тема семьи и жизненных принципов | 1 | 11.05 | |
97 | Смысл финала повести В.Г. Распутина «Деньги для Марии» | 1 | 12.05 | |
98 | А.В. Вампилов. «Старший сын». Особенности драматической интриги в пьесе. | 1 | 17.05 | |
99 | Проблема «отцов и детей» в пьесе А.В. Вампилова «Старший сын». | 1 | 18.05 | |
100 | Русская поэзия второй половины XX века. | 1 | 19.05 | |
101 | Своеобразие лирики второй половины XX века. Урок-семинар | 1 | 24.05 | |
102 | Итоговый урок. Контрольный тест. | 1 | 25.05 | |
103 | Подведение итогов. Задание на лето | 1 | ||
104-105 | Резервные уроки | 2 |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО
Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...
Рабочая программапо обществознанию для 9 класса
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...
Рабочая программапо геометрии, 11 класс
Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...