Рабочая программа по литературе для учащихся 10 класса
рабочая программа по литературе (10 класс)
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
10 класс
Составила Данилочкина Н.Н.,
учитель русского языка и литературы,
высшая квалификационная категория
2018 год
Пояснительная записка
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.
Изучение литературы в 10 классе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют следующие задачи обучения:
- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
- научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя; устному пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному); свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений; отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
- освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Рабочая программа по литературе в 10 классе составлена на основе учебного плана, разработанного в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
• Закон РФ от 29 декабря 2012 №273 – ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".» Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 "N 99-ФЗ", от 07.06.2013 "N 120-ФЗ", от 02.07.2013 "N 170-ФЗ", от 23.07.2013 "N 203-ФЗ", от 25.11.2013 "N 317-ФЗ", от 03.02.2014 "N 11-ФЗ", от 03.02.2014 "N 15-ФЗ", от 05.05.2014 "N 84-ФЗ", от 27.05.2014 "N 135-ФЗ", от 04.06.2014 "N 148-ФЗ", от 28.06.2014 "N 182-ФЗ", от 21.07.2014 "N 216-ФЗ", от 21.07.2014 "N 256-ФЗ", от 21.07.2014 "N 262-ФЗ", от 31.12.2014 "N 489-ФЗ", от 31.12.2014 "N 500-ФЗ", с изм., внесенными Федеральным "законом" от 04.06.2014 N 145-ФЗ)
• Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего, среднего общего образования 2016-2017 учебный год, утвержден приказом Минобрнауки №253 от 31.03.2014г (о внесении изменений №1577, №1578 от 31.12.2015г,)
• Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 N 164,от 31.08.2009 N 320, от 19.10.2009 N 427, от 10.11.2011 N 2643, от 24.01.2012 N 39, от 31.01.2012 N 69).
• Примерная программа среднего (полного) общего образования по русскому языку и литературе, рекомендованная Министерством образования и науки РФ 2004 год.
• Инструктивно-методическое письмо Липецкого института развития образования «О преподавании предмета «Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2017-2018 учебном году»;
• Основная образовательная программа МБОУ им. Л.Н.Толстого (утверждена приказом МБОУ им. Л.Н.Толстого от 30.08.2011г. №246 в ред. приказов №241-о от 30.08.2012г, №260-о от 30.08.2013г, №242-о от 29.08.2014г, №260-о от 28.08.2015г№268-о от 15.08.2016г., №310-о от 21.08.2017г.).
• Календарный учебный график МБОУ им. Л.Н.Толстого на 2016-2017 уч. г. (утвержден приказом МБОУ им. Л.Н.Толстого № 296-о от 21.08.2017г .).
• Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) (утверждено Приказом МБОУ им.Л.Н.Толстого от 29.08.2014г. №247)
Программа составлена на основе Программы по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
Обоснование выбора программы: данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельности самого ученика. Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и всесторонне изучить творчество писателей XIX века, их основные произведения. В программе представлена классическая литература XIX века, которое определяет богатство и разнообразие жанров всех родов литературы: эпоса, лирики и драмы на историко-литературной основе с включением кратких сведений о зарубежной литературе и ее развитии, что позволяет системно подходит к изучению авторов и их произведений, многократно повторять теоретические сведения.
Изменений в авторскую программу внесено не было.
Примерная программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.
Изучение литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение;
- различные виды пересказа;
- заучивание наизусть стихотворных текстов;
- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду, жанру;
- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрыли идейно-тематического содержания произведения;
- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;
- подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Программа рассчитана на 140 часов (4 часа в неделю), из них 10 сочинений.
Формы организации образовательного процесса: уроки-лекции, уроки-беседы, уроки-диалоги, уроки с групповыми формами работы, уроки-семинары; урок-творческий практикум, урок-анализ, урок-конференция; уроки-экскурсии, уроки-диспуты, интегрированные уроки.
Технологии, используемые в образовательном процессе
- Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.
- Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.
- Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала всеми обучающимися.
- Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей.
- Личностно-ориентированные технологии обучения.
- Технология индивидуализации обучения.
- Информационно-коммуникационные технологии.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
- проектная деятельность
- исследовательская деятельность
- применение ИКТ
Виды и формы контроля:
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и наизусть, развернутый ответ на вопрос, викторина, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы, презентации проектов;
- итоговый: сочинение, анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, выполнение заданий в тестовой форме.
Формы контроля:
- индивидуальный;
- групповой;
- фронтальный.
Программа составлена на основе учебника: Ю.В.Лебедев. Русская литература XIX века. 10 класс. В двух частях. – М., «Просвещение», 2009
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Русская литература I половины XIX века (20 ч + 3 ч р.р.)
1. Введение (2 ч)
Россия в первой половине XIX века.Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы XIX века.
Становление реализма в русской и мировой литературе. Русский реалистический роман («Евгений Онегин», «Герой нашего времени», «Мертвые души»). Зарождение и развитие русской критики (В.Г. Белинский, его статьи о Пушкине и Лермонтове).
Взаимодействие реализма и романтизма в литературе XIX века.
2. А.С. Пушкин (5 ч)
«К Чаадаеву», «Деревня», «Вольность», «Погасло дневное светило…», «Пророк», «Я вас любил…», «Арион», «На холмах Грузии…», «Анчар», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Поэту», «Безумных лет угасшее веселье…», «Осень», «Отцы-пустынники и жены непорочны…», «Вновь я посетил…». Личность и художественный мир поэта. Основные мотивы лирики Пушкина. Философская лирика. Вольнолюбивые стихи, лирика дружбы и любовная лирика. Совершенство пушкинского стиха. Активное слияние личной и гражданской тем. Одухотворенность лирики любви. Вера в торжество светлых начал жизни и философские раздумья о смысле жизни. Утверждение высокого предназначения поэта, тема искусства, судьбы художника и творческого вдохновения.
«Маленькие трагедии». «Моцарт и Сальери». Нравственная проблематика трагедии. Талантливость и гениальность, взгляды и поступки героев. Позиция автора.
Реалистическая трагедия «Борис Годунов». Философские, политические и морально-этические проблемы, поставленные автором в трагедии. Образ Бориса Годунова и летописца Пимена. «Петербургская повесть». Поэма «Медный всадник». Тема «маленького человека», бунт героя. В.Г. Белинский. «Сочинения Александра Пушкина». Статья восьмая и девятая (в отрывках). Значение творчества А.С. Пушкина для русского общества и развития отечественной литературы.
Теория. Понятие о реализме. Народность литературы.
3. М.Ю. Лермонтов (6 ч + 3 ч р.р.)
«Нищий», «Я не унижусь пред тобою…», «Я, матерь Божия, ныне с молитвою…», «Поэт», «Молитва (В минуту жизни трудную…)», «Как часто пестрою толпою окружен…». «Родина», «Выхожу одни я на дорогу…», «Пророк». Жизнь и творчество поэта. Формирование творческих взглядов поэта. Романтизм в творчестве Лермонтова. Основные мотивы лирики: чувство одиночества, философское осмысление трагического бытия человека в окружающем мире, пафос вольности и протеста, тема любви, размышления о роли поэта и поэзии. Лермонтов и Пушкин. Лермонтов и Байрон.
Критика. В.Г. Белинский. «Стихотворения М. Лермонтова» (в отрывках). РР Конспектирование статьи (1 ч)
Теория. Развитие понятия о композиции. Развитие понятия о романтизме и реализме. РР Анализ произведения. Одиночество как один из ведущих мотивов в лирике М.Ю. Лермонтова (сочинение 2 ч).
4. Н.В. Гоголь (4 ч)
Личность и художественный мир писателя. Литература середины XIX века как «эпоха Гоголя». Очерк жизни и творчества писателя. Общая характеристика творчества раннего периода. «Петербургские повести» и тема «маленького человека».
«Невский проспект». Петербург в изображении Гоголя. Условность и «призрачность» петербургской жизни. Становление двух враждебных миров: мира богатства и роскоши и мира столичной бедноты. Роль повести в судьбах русской литературы.
«Выбранные места из переписки с друзьями». Особенности жанра. Полемика с Белинским.
Теория. Развитие понятий о литературном типе, сатире, литературной критике.
Русская литература второй половины XIX века (72 ч + 8 ч р.р.)
1. Введение (1 ч)
Русская литература второй половины XIX века. Роль русской классики в культурной жизни страны. Богатство проблематики и широта тематики. Развитие литературы критического реализма. Роль литературной критики в развитии и становлении критического реализма. Журнальная полемика 60-х годов XIX века.
2. А.Н. Островский (8 ч) «Гроза». «Бесприданница».
Жизнь и творчество драматурга. «Гроза». Неравный и острый конфликт героини с «темным царством». Борьба Катерины за право быть свободной в своих чувствах. Обличие самодурства и невежества.
«Бесприданница». Лариса и ее трагическая судьба. Быт и нравы русской провинции.
Пьесы драматурга на русской сцене.
Критика. Н.А.Добролюбов. «Луч света в темном царстве». А.А. Григорьев. «После «Грозы» Островского». Конспектирование.
Теория. Реалистическая драма. Речевая характеристика в драматическом произведении. Драматургический конфликт.
3. И.А. Гончаров (6 ч) «Обломов» (главы)
Краткая биография писателя. Общая характеристика 3-х романов: «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв».
«Обломов» - роман, утвердивший писателя как классика. Обломов. Сущность характера героя, его мироощущение и судьба. Обломов и Захар. Обломов и Штольц. Обломов и Ольга Ильинская. «Обломовщина».
Р.р.Творческая работа «Почему Обломов «променял» любовь Ольги Ильинской на любовь Агафьи Пшеницыной»
Критика. Н.А. Добролюбов. «Что такое ―обломовщина‖?». Д.И. Писарев. «Обломов». А.В. Дружинин «Обломов. Роман Гончарова».
4. И.С. Тургенев (10 ч + 2 ч р.р.) «Отцы и дети»
Очерк жизни и творчества.
«Отцы и дети». Острота и искренность отклика писателя на появление нового и значительного типа в русском обществе.
Конфликт отцов и детей или конфликт жизненных позиций. Базаров в системе действующих лиц. Причины его конфликтов с окружающими и причины его одиночества. Оппоненты героя, их нравственная и социальная позиция. Испытание любовью. Взаимоотношения Базарова с родителями. Автор и герои романа. Полемика сторонников и противников позиции автора. Значение Тургенева в русской мировой литературе.
Критика. Н.А. Антонович «Асмодей нашего времени». Д.И. Писарев «Базаров», Н.Н. Страхов «Отцы и дети. И.С. Тургенев».
Теория. Философские позиции героев романа и автора. Социально-историческая обусловленность темы, идеи и образов романа.
РР Сочинение «Смертельная рана Базарова»
5. Н.Г. Чернышевский. Гражданский подвиг писателя. Роман «Что делать?» (обзор содержания).
6. Ф.И. Тютчев (2 ч) Лирика
«Полдень», «Silentium», «Тени седые смесились…». «Природа – сфинкс. И тем она верней…», «Я очи знал, - о, эти очи!.. «, «Не то, что мните вы, природа…», «Еще земли печален вид…», «Эти бедные селения…», «Как хорошо ты, о море ночное..», «Нам не дано предугадать…», «К Б. (Я встретил вас – и все былое…)», «Чему бы жизнь нас не учила…»
Тютчев – поэт – философ и певец родной природы. Раздумье о жизни, человеке и мироздании. Любовь как «поединок роковой». Строгое изящество формы. Ритмическое богатство стиха.
7. А.А. Фет (2 ч) Лирика
«Поэтам», «Еще весны душистой нега…», «Еще майская ночь», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Шепот, робкое дыханье…», «На железной дороге», «Это утро, робость эта…»
Сочетание удивительной конкретности и точности в передаче человеческого восприятия картин родной природы, оттенков чувств и душевных движений человека. «Зоркость по отношению к красоте окружающего мира» (А.Фет), «умение ловить неуловимое» (А. Дружинин). Волшебство ритмов, звучаний и мелодий.
А. К. Толстой. «С л е з а д р ожи т в т в о е м р е в н и в ом в з о р е...», «Пр о т и в т е ч е н и я...», «Г о с у д а р ь т ы н а ш б а т ю ш к а...». Краткий обзор жизни и творчества. Своеобразие художественного мира А. К. Толстого. Ведущие темы лирики поэта. Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние романтической и фольклорной традиции на его произведения.
Т е о р и я. Влияние фольклора на лирику XIX в.
Сочинение «Влияние фольклора на лирику XIX в.» (на примере лирики А. А. Фета, А. К. Толстого и др.)
8. Н.С. Лесков (2 ч) «Очарованный странник»
Очерк жизни и творчества.
«Очарованный странник». Иван Флягин – один из героев-правдоискателей. Былинные мотивы в повести.
9. Ф.М. Достоевский (8 ч) «Преступление и наказание»
Очерк жизни и творчества. Основные мотивы произведений. Острое чувство нравственной ответственности в произведениях писателя, философская глубина творчества. Поиски «человека в человеке» в его произведениях. Особенности творческой манеры Достоевского: психологизм, полифонизм, авантюрность сюжета, полемическая направленность произведений.
«Преступление и наказание». Детективный сюжет и глубина постановки нравственных проблем. Социальные и философские истоки бунта героев романа. Смысл его теории и причина поражения Раскольникова (право на «кровь по совести» и разоблачение этой ложной позиции). «Двойники» Раскольникова (Лужин и Свидригайлов), их роль в романе. Женские образы в романе. Мрачный облик Петербурга в романе. Мировое значение творчества Достоевского. Споры вокруг наследия Достоевского в современном мире.
Теория. Полифонизм романов Достоевского. Развитие понятия о нравственно-психологическом романе.
10. Н.А. Некрасов (3 ч) Лирика. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
«В дороге», «Тройка», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и гражданин», «Плач детей», «Элегия А.Н. Еракову», «О Муза! Я у двери…», «Я не люблю иронии твоей…», «Рыцарь на час». Стихотворения из цикла «о погоде». «Умру я скоро. Жалкое наследство…», Элегия«, «Пророк», «Зине («Ты еще на жизнь имеешь право…»)». «Кому на Руси жить хорошо»
Очерк жизни и творчества. Поэт «мести и печали». Гражданственность лирики, обостренная правдивость и драматизм в изображении жизни народа. Образы города и деревни. Художественные открытия Некрасова, простота и доступность стиха, его близость к строю народной речи. Полемика вокруг поэзии Некрасова.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (главы по выбору учителя). Смысл названия. Путешествие как прием организации повествования. Сюжет поэмы и авторские отступления. Мастерство изображения жизни России. Многообразие народных типов в галерее героев поэмы. «Люди холопского звания» и «народные заступники». Проблемы счастья и смысл жизни в поэме. Нравственная проблематика произведения. Идейная поэзия автора.
Теория. Народность литературы.
К. Хетагуров. Стихотворения из сборника «О с е т и н с к а я л и р а». Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость его творчества к творчеству Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, женской судьбы. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.
Т е о р и я. Стихотворный перевод.
11. М.Е. Салтыков-Щедрин (3 ч) «История одного города». «Сказки»
Очерк жизни и творчества. Жизненная позиция писателя.
«История одного города». Сатирическое изображение смены градоначальников. Градоначальники и народ. Перекличка события и героев произведения с факторами российской истории. Безграничное терпение и бесправие народа.
«Сказки». Злободневность, политическая острота сказок.
Прием гротеска в сатирическом произведении. Роль гротеска в создании сюжетов и обрисовка героев. Литературная полемика вокруг творчества писателя.
Теория. Понятие об условности в искусстве (эзопов язык, гротеск).
12. Л.Н. Толстой. (20 ч + 4 ч р.р.) Роман-эпопея «Война и мир»
Жизненный и творческий путь писателя. Военный опыт писателя, участие в обороне Севастополя. Изображение суровой правды войны, героизма и патриотизма солдат в «Севастопольских рассказах».
«Война и мир». Художественные особенности романа-эпопеи: своеобразие композиции, особенности психологизма, «диалектика души». «Мысль народная» в эпопее. Богатый и сложный духовный мир героев романа – Пьера Безухова и Андрея Болконского. Женские образы романа – Наташа Ростова и Мария Болконская. Их роль и судьба. Исторические личности на страницах романа. Кутузов и Наполеон как личности и как полководцы. Смысл резкого противопоставления этих героев. Взгляд Л.Толстого на роль личности в истории. Картины войны в романе. Лев Толстой – классик и самобытный философ. Интерес ко Льву Толстому в современном мире. Л. Толстой и культура ХХ века.
РР Изложение «Описание дуба» (2 ч)
Теория. Роман-эпопея. История на страницах художественного произведения. Внутренний монолог как прием психологической характеристики героя.
РР Сочинение по творчеству Л.Н. Толстого (2 ч)
13. А.П. Чехов (6 ч) «Ионыч» и др. рассказы. «Вишневый сад»
Общая характеристика жизни и творчества А.П. Чехова. Рассказы Чехова, своеобразие их тематики и стиля. Тема гибели человеческой души под влиянием пошлого мира в поздних рассказах Чехова. Тема оскудения нравственного мира человека. Отношение автора к своим героям.
Чехов-драматург. Пьесы Чехова, их новаторство и художественное своеобразие. Ослабленность внешнего действия и внутренние психологические конфликты. Подтекст и его роль. Ремарки. «Вишневый сад» как одно из наиболее характерных для Чехова-драматурга произведений. Символический смысл названия. Сюжет и подтекст пьесы. Раневская и Гаев. Лопахин. Внесценические персонажи. Образ сада. Сценическая судьба пьес Чехова на сценах России и мира.
Теория. Лирическая комедия. Своеобразие стиля Чехова, прозаика и драматурга (лаконизм рассказов, отсутствие морализаторства, расчет на читателя-единомышленника, роль художественной детали; своеобразие и построения, и стилистики пьес, роль авторских ремарок, пауз, переклички реплики и т.д.).
Из зарубежной литературы (5 ч)
14. В. Шекспир (2 ч) «Гамлет», «Король Лир»
«Гамлет». Основной конфликт, герои трагедии (обзор содержания)
Трагедия «Король Лир». Мастерство Шекспира-драматурга.
15. В. Гѐте «Фауст» (2 ч)
Философская трагедия. Протест против рутины и схоластики, утверждение величия разума и права человека на дерзания.
Мефистофель и Фауст. Роль Мефистофеля как злого начала в судьбе Фауста.
Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Ведущая роль реализма. Символизм. Обзор творчества характерных для эпохи писателей.
Ги де Мопассан
Новелла «Ожерелье» Сюжет и композиция новеллы. Система образов. Грустные раздумья автора о человеческом уделе и несправедливости мира. Мечты героев о высоких чувствах и прекрасной жизни. Тонкость психологического анализа.
Г. Ибсен
Драма «Кукольный дом» (обзорное изучение) Особенности конфликта. Социальная и нравственная проблематика произведения. Вопрос о правах женщины в драме. Образ Норы. Особая роль символики в «Кукольном доме». Своеобразие драм идей Ибсена как социально- психологических драм. Художественное наследие Ибсена и мировая драматургия.
Э.По «Золотой жук». Динамичность сюжета. Острая характерность облика и поведения героев.
А.Рембо. «Пьяный корабль». Пафос отрицания устоявшихся норм. Символические образы в стихотворении.
Подведение итогов (2 ч)
Итоговый урок. Тематика и проблематика русской классики. Судьба реализма и итоги века.
Содержание рабочей программы
Введение
Русская литература первой половины ХIХ века – основа российской культурной традиции, формирующая представление о национальных идеалах и общечеловеческих принципах. Общая характеристика и своеобразие русской литературы первой половины ХIХ века.
Знать своеобразие литературы Х1Х века, становление реализма в русской литературе. Знать жизненный и творческий путь поэтов; тексты произведений.
Уметь конспектировать лекцию учителя и статью учебника, характеризовать основные литературные направления Х1Х века. Уметь выразительно читать и анализировать произведения
Из русской литературы первой половины ХIХ века
Александр Сергеевич Пушкин
Личность писателя, основные периоды творчества, статус общенационального гения. Своеобразие пушкинской эпохи. Особенности художественного мира Пушкина. Основные темы лирики Пушкина. Пушкин о назначении поэта и поэзии. Философские мотивы в лирике Пушкина. «Великое» и «малое» в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник». «Евгений Онегин». Художественное своеобразие романа «Евгений Онегин». Онегин в петербургских главах романа. Проблема счастья и смысла жизни в романе «Евгений Онегин».
Знать важнейшие биографические сведения о поэте, периоды его творчества, основные темы и мотивы творчества; тексты произведений; характерные изобразительно-выразительные средства языка произведения; сюжет, особенности композиции, систему образов произведений.
Уметь выразительно и наизусть читать поэтические произведения; выявлять основную проблематику произведения; определять идейно-художественную роль элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка; выявлять характерные особенности, роль и место героя в системе образов, авторскую оценку; составлять простой и сложный план ответа, конспект, готовить сообщение; писать сочинение по изученному произведению.
Классное сочинение по творчеству А.С. Пушкина.
Михаил Юрьевич Лермонтов
Драматическая судьба лермонтовского поколения. Личность писателя. Лермонтов как наследник и как творческий оппонент Пушкина. Художественный мир М.Ю.Лермонтова. Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю.Лермонтова. «Герой нашего времени». Первый психологический роман в русской литературе. Роман о незаурядной личности. Особенности композиции романа «Герой нашего времени». Повесть «Княжна Мери». Печорин и водяное общество. Нравственно-философские проблемы романа.
Знать важнейшие биографические сведения о поэте, периоды его творчества, основные темы и мотивы лирики; тексты произведений; характерные изобразительно-выразительные средства языка произведения; сюжет, особенности композиции, систему образов.
Уметь выразительно и наизусть читать поэтические произведения; выявлять основную проблематику произведения; определять идейно-художественную роль элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка; составлять простой и сложный план ответа, конспект, готовить сообщение; решать тестовые задания.
Классное сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова.
Николай Васильевич Гоголь
Гоголевский период в русской литературе. «Мёртвые души». История создания поэмы. Смысл названия. Особенности жанра и композиции. Система образов. Изображение поместного дворянства в поэме. Чичиков как сатирический образ новейшего приобретателя. Своеобразие гоголевского комизма. Одна из петербургских повестей по выбору.
Знать важнейшие биографические сведения о писателе, периоды его творчества; тексты произведений; сюжет, особенности композиции, систему образов.
Уметь выявлять основную проблематику произведения; определять идейно-художественную роль элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка; выявлять характерные особенности, роль и место героя в системе образов, авторскую оценку; писать сочинение по изученному произведению.
Классное сочинение по творчеству Н.В. Гоголя.
Литературный процесс 50-90-х годов ХIХ века
Общая характеристика и своеобразие русской литературы второй половины ХIХ века. Русская критика и литературный процесс.
Знать о своеобразии литературы второй половины Х1Х века.
Уметь конспектировать лекцию учителя и статью учебника.
Иван Александрович Гончаров
Личность писателя, особенности творческого пути. Своеобразие художественного таланта Гончарова . Жанр романа в творчестве Гончарова. Место Гончарова в истории русского романа. «Обломов». Один день из жизни Обломова. Идиллический мир Обломовки. Полнота и сложность характера Обломова. Андрей Штольц как антипод Обломова. Два типа любви в романе «Обломов». Ольга Ильинская. Агафья Пшеницына. Смысл финала. Нарицательность образа Обломова. Очерки «Фрегат Паллада».
Знать важнейшие биографические сведения о писателе, периоды его творчества, основные темы и мотивы творчества; тексты произведений; характерные изобразительно-выразительные средства языка произведения; сюжет, особенности композиции, систему образов.
Уметь выявлять основную проблематику произведения; определять идейно-художественную роль элементов сюжета, композиции, системы образов; выявлять характерные особенности, роль и место героя в системе образов, авторскую оценку; писать сочинение по изученному произведению.
Классное сочинение по творчеству И.А. Гончарова.
Алексей Николаевич Островский
Личность драматурга. «Колумб Замоскворечья». «Социальная» драматургия Островского. «Гроза». Идейно-художественное своеобразие драмы «Гроза». Город Калинов и его обитатели. Один день в городе Калинове. Душевная трагедия Катерины. Семейный и социальный конфликт в драме «Гроза». Трагическая острота конфликта Катерины с «тёмным царством». Русская критика о драме «Гроза».
Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя.
Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывать свою точку зрения; составлять конспект критической статьи; писать сочинение.
Домашнее сочинение по творчеству А.Н. Островского.
Иван Сергеевич Тургенев
Личность писателя. Особенности художественной манеры Тургенева. «Отцы и дети». Смысл названия романа. История создания романа. Причины конфликта Базарова с окружающими. Русские дворяне Кирсановы. Базаров и Кирсановы. Сила и слабость нигилизма Евгения Базарова. Базаров и Одинцова. Испытание любовью. Базаров и его родители. Особенности конфликта поколений на страницах романа. Роман Тургенева в русской критике.
Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя.
Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывать свою точку зрения; составлять конспект статьи; писать сочинение.
Домашнее сочинение по творчеству И.С. Тургенева.
Фёдор Иванович Тютчев
Личность поэта и его лирический герой. Поэт-философ и певец русской природы. Пейзажная лирика и философия природы. Два лика России в лирике Ф.И.Тютчева. Стихотворения. Ритмическое своеобразие лирики Тютчева.
Знать важнейшие биографические сведения о поэте, основные темы его творчества; тексты произведений.
Уметь выразительно и наизусть читать поэтические тексты; анализировать поэтические тексты; определять изобразительно-выразительные средства языка.
Афанасий Афанасьевич Фет
Личность поэта и его лирический герой. Литературная судьба Фета. Слияние внешнего и внутреннего мира в лирике Фета. Стихотворения. Музыкальность поэзии Фета.
Знать важнейшие биографические сведения о поэте, основные темы его творчества; тексты произведений.
Уметь выразительно и наизусть читать поэтические тексты; анализировать поэтические тексты; определять изобразительно-выразительные средства языка.
Алексей Константинович Толстой
Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Когда природа вся трепещет и сияет...», «Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Государь ты наш, батюшка...», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору учителя.
Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К. Толстого. Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в ней идеальных устремлений художника. Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики поэта. Жанрово-тематическое богатство творчества А.К. Толстого: многообразие лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире.
Опорные понятия: лирика позднего романтизма; историческая песня.
Внутрипредметные связи: А.К. Толстой и братья Жемчужниковы; сатирические приемы в творчестве А.К. Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Межпредметные связи: исторические сюжеты и фигуры в произведениях А.К. Толстого; романсы П.И. Чайковского на стихи А.К. Толстого.
В ходе изучения данной темы учащиеся должны:
знать: - основные вехи биографии, темы, мотивы, образы поэзии А. К. Толстого;
уметь: - анализировать и интерпретировать стихотворения А.К. Толстого, обращая внимание на особенности их поэтической символики;
- выразительно читать стихотворение, подбирать музыкальное сопровождение для мелодекламации
Николай Алексеевич Некрасов
Личность поэта. Общественные идеалы Некрасова и его литературная позиция. Основные темы лирики Некрасова. «Кому на Руси жить хорошо». Проблематика и жанр поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Многообразие крестьянских типов. Сатирический портрет русского братства в поэме. Матрёна Тимофеевна. Образ русской женщины. Проблема счастья, долга и смысла жизни в поэме.
Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя.
Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывать свою точку зрения; составлять конспект статьи; писать сочинение.
Классное сочинение по творчеству Н.А. Некрасова.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
Этапы биографии и творчества. Особенности сатиры Салтыкова-Щедрина. Социальное и общечеловеческое в сказках Салтыкова-Щедрина.. История одного города» как сатирическое произведение. Особенности сюжета. Народ и власть в «Истории одного города».
Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя.
Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывать свою точку зрения; составлять конспект статьи.
Фёдор Михайлович Достоевский
Личность писателя. Художественный мир Достоевского. История создания. «Преступление и наказание». Петербург Достоевского. Изображение безысходности жизни обездоленных людей в мире зла. Социальные и философские источники теории Родиона Раскольникова. Идея Раскольникова о праве сильной личности. Преступление Раскольникова. Раскольников и Соня Мармеладова. «Правда» Сони. Трагедия Раскольникова. Воскрешение человека в Раскольникове через любовь. Полифонизм романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Идейный смысл романа.
Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя.
Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывать свою точку зрения; составлять конспект статьи; писать сочинение.
Классное сочинение по творчеству Ф.М. Достоевского
Лев Николаевич Толстой
«Страницы великой жизни». Духовные искания Толстого. «Война и мир». История создания романа-эпопеи. Композиция «Войны и мира». Верхушка светского общества в изображении Толстого. Изображение войны 1805-1807 годов. Андрей Болконский и Пьер Безухов. Князь Андрей и Наташа Ростова. Красота духовного мира Наташи Ростовой. Отечественная война 1812 г. Кутузов и Наполеон в романе Толстого. «Дорога чести» князя Андрея Болконского. Жизненные искания Пьера Безухова. Изображение мирной жизни в эпилоге романа. Художественное мастерство Толстого в создании индивидуального человеческого характера.
Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя; определение жанра романа-эпопеи.
Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывать свою точку зрения; составлять конспект статьи; писать сочинение.
Классное сочинение по творчеству Л.Н. Толстого.
Николай Семёнович Лесков
Личность писателя. Взаимодействие с русским фольклором. «Очарованный странник». Поиск «призвания» в повести. «Житейские пристани» Флягина. Праведники Лескова как воплощение русского национального характера. Авторская ирония по отношению к рассказчику.
Знать важнейшие биографические сведения о писателе; сюжет, особенности композиции.
Уметь выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе образов.
Антон Павлович Чехов
Личность писателя. Особенности художественного мироощущения Чехова. Человек в художественном мире Чехова: создатель социальной среды или её жертва. «Студент», «Палата №6», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч». Идейный смысл и художественные особенности рассказов. История «болезни» Дмитрия Ионыча Старцева. «Вишнёвый сад». Конфликт в пьесе «Вишнёвый сад». Два сюжета пьесы. Образ будущего в пьесе. Новаторство Чехова-драматурга.
Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя; определение жанра пьесы.
Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывать свою точку зрения; составлять конспект статьи; писать сочинение.
Домашнее сочинение по творчеству А.П. Чехова
Мировое значение русской литературы ХIХ века.
Обзор зарубежной литературы второй половины ХIХ века.
Зарубежная литература 2 половины XIX века. Ги де Мопассан. Новелла «Ожерелье». Нравственная проблематика драмы Г.Ибсена. «Кукольный дом». А.Рембо. Стихотворение «Пьяный корабль».
Знать основные темы и проблемы зарубежная литература 2 половины XIX века, тенденции ее развития. Знать о жизни и творчестве зарубежных писателей.
Уметь анализировать эпическое, драматическое, поэтическое произведения.
Учебно-тематический план
№ пп | Содержание | Кол-во часов всего | из них сочинений |
1 | Введение. | 3 |
|
2 | Из русской литературы первой половины ХIХ века. | 30 | 3 |
| А.С.Пушкин | 11 | 1 |
| М.Ю.Лермонтов | 9 | 1 |
| Н.В.Гоголь | 10 | 1 |
3 | Из русской литературы второй половины ХIХ века. | 98 | 7 |
| Литературный процесс 50-90-х годов Х1Х века. | 2 |
|
| А.И.Гончаров | 10 | 1 |
| А.Н. Островский | 9 | 1 |
| И.С.Тургенев | 9 | 1 |
| Ф.И.Тютчев | 4 |
|
| А.А.Фет | 3 |
|
| Н.А.Некрасов | 8 | 1 |
| М.Е.Салтыков-Щедрин | 6 |
|
| Ф.М.Достоевский | 14 | 1 |
| Л.Н.Толстой | 19 | 1 |
| Н.С.Лесков | 4 |
|
| А.П.Чехов | 10 | 1 |
4 | Обзор зарубежной литературы второй половины ХIХ века. | 5 |
|
5 | Резервные уроки | 4 |
|
| Итого | 140 | 10 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения литературы ученик должен
знать /понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х-ХХ вв., этапы их творческой эволюции;
- историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
- основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
- анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;
- раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
- раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
- связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией;
- выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
- соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
- определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;
- сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;
- выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- составлять планы и тезисы статей на литературные темы;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- совершенствовать духовно-нравственные качества личности, воспитывать чувство любви к многонациональному Отечеству, уважительное отношение к русской литературе, к культурам других народов;
- использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Литература и средства обучения
- Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века. 10 класс (учебник в 2-х частях) – М., «Просвещение», 2009.
- Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе. 10 класс. (в 2-х ч.) – М., «ВАКО», 2007.
- Каплан И.Е. Анализ произведений русской классики: Школьный курс. – Брянск: Курсив, М.: Новая школа, 2001.
- Безносов Э.Л. Краткий курс. Русская литература. Вторая половина XIX века. 10 класс. – М., «Дрофа»
- Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. – Л., «Просвещение»
- Малюшкин А.Б. Конспекты интегрированных уроков гуманитарного цикла. 10-11 класс – М., «Творческий центр»
- Исаева Е.В., Ролдугина И.А. Урок литературы в современной школе. Теория и практика анализа литературного произведения. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2005
- Литература: Тесты. 9 – 11 кл.:Учебно-метод. пособие/ Авт.-сост. И.М. Михайлова. – М., «Дрофа», 2000
- Михайлова И.М. Тесты. Литература 9-11 классы – М., «Дрофа»
- Олимпиадные задания по литературе. 10 класс/Сост. О.А. Финтисова. – Волгоград: Учитель, 2005.
- Турьянская Б.И., Гороховская Л.Н. Русская литература XIX века. Материалы для подготовки к экзаменам – М., «Русское слово»
- Горшков А.И. Русская словесность. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов школ, гимназий, лицеев гуманитарной направленности. – М.: Просвещение,1995.
- Белинский В.Г. Статьи о Пушкине, Лермонтове, Гоголе. – М., 1983
- Чернышевский Н.Г. Сборник статей. Русский человек на rendez-vous. – М.; 1981.
- Добролюбов Н.А. Что такое обломовщина? – М.; 1981
- Материалы сайтов «Открытый класс», «Первое сентября»
Приложение к рабочей программе
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Календарные сроки | |
план | факт | |||
Введение (3ч) | ||||
1 | Русская литература Х1Х века в контексте мировой культуры. | 1 |
| |
2 | Обзор русской литературы первой половины Х1Х века. | 1 |
| |
3 | Становления реализма как жанра. | 1 | ||
Из русской литературы первой половины ХIХ века (30ч) | ||||
А.С.Пушкин (11ч) | ||||
А.С. Пушкин. Личность и художественный мир поэта. Основные мотивы лирики Пушкина. Вольнолюбивые стихи. «Деревня». | 1 | |||
Вера в торжество светлых начал жизни и философские раздумья о смысле жизни. Утверждение высокого предназначения поэта. «Пророк», «Поэту», «Безумных лет угасшее веселье…» | 1 | |||
Одухотворенность, чистота, чувство любви в восприятии поэта. Картины природы в лирике Пушкина. | ||||
Философская лирика. «Вновь я посетил…», «Брожу ли я…». В.Г. Белинский о лирике Пушкина. | ||||
«Маленькие трагедии». «Моцарт и Сальери». Нравственная проблематика трагедии. | ||||
Реалистическая трагедия «Борис Годунов». Философские, политические и морально-этические проблемы. Образ Бориса Годунова и летописца Пимена | ||||
«Петербургская повесть». Поэма «Медный всадник». Тема «маленького человека», бунт героя. | ||||
В.Г. Белинский. «Сочинения Александра Пушкина». Статья восьмая и девятая. | ||||
Значение творчества А.С. Пушкина для русского общества и развития отечественной литературы. | ||||
М.Ю. Лермонтов. Личность и художественный мир поэта. Формирование творческих взглядов поэта. Основные мотивы лирики. | ||||
Размышления о роли поэта и поэзии М.Ю. Лермонтова. | ||||
Лермонтов и Пушкин. Лермонтов и Байрон | ||||
Философская лирика М.Ю. Лермонтова. «Выхожу один я на дорогу…» | ||||
Тема демонизма и идея гармонии. «Молитвы» М.Ю. Лермонтова. | ||||
РР Статья В.Г. Белинского «Стихотворения Лермонтова (конспектирование)» | ||||
Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова | ||||
Особенности лермонтовского восприятия любви. Любовная лирика поэта | ||||
РР Сочинение. «Одиночество как один из ведущих мотивов в лирике М.Ю. Лермонтова» | ||||
Н.В. Гоголь. Личность и художественный мир писателя. Литература середины XIX века как «эпоха Гоголя». | ||||
«Петербургские повести» и тема «маленького человека» (обзор содержания). Петербург в изображении Гоголя. | ||||
«Невский проспект». Условность и «призрачность» петербургской жизни. Становление двух враждебных миров | ||||
«Выбранные места из переписки с друзьями». Особенности жанра. Полемика с Белинским. | ||||
Русская литература второй половины XIX века | ||||
Введение. Роль русской классики в культурной жизни страны. Роль литературной критики. Журнальная полемика 60-х годов XIX века | ||||
А.Н. Островский (9ч) | ||||
А.Н. Островский - создатель русского национального театра. Этапы биографии и творчества. | 1 | |||
А.Н. Островский драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие. | 1 | |||
Город Калинов и его обитатели. | 1 | |||
Душевная трагедия Катерины. | 1 | |||
Урок-семинар. «Образ Катерины глазами читателей разных эпох». | 1 | |||
Обличение «хозяев жизни» в драме А.Н. Островского «Гроза». | 1 | |||
Урок-анализ по пьесе А.Н. Островского «Бесприданница». | 1 | |||
Катерина и Лариса: сходства и отличия. Тема трагедии таланта и красоты в пьесах «Гроза» и «Бесприданница». | 1 | |||
Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А.Н.Островского | 1 | |||
А.И.Гончаров (10ч) | ||||
И.А. Гончаров. Краткий обзор жизни и творчества. Художественный мир писателя | ||||
«Обломов». Сущность характера героя, его мироощущение и судьба. | ||||
Обломов и Захар. | ||||
Обломов и Штольц. | ||||
Обломов и Ольга Ильинская. | ||||
Обломов и «обломовщина». Оценка обломовщины в критике. Статьи Добролюбова, Писарева, Дружинина. | ||||
РР Творческая работа «Почему Обломов «променял» любовь Ольги Ильинской на любовь Агафьи Пшеницыной» | ||||
И.С. Тургенев. | ||||
И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества. Художественный мир писателя. | ||||
«Отцы и дети». Смысл заглавия романа. Его художественное своеобразие. | ||||
Конфликт отцов и детей или конфликт декабрь жизненных позиций | ||||
Базаров в системе действующих лиц. | ||||
Причины конфликта Базарова с окружающими, причины его одиночества | ||||
Оппоненты Базарова, их нравственная и социальная позиция. | ||||
Базаров и Одинцова. Испытание любовью. | ||||
Взаимоотношения Базарова с родителями. | ||||
Автор и его герой. Полемика вокруг романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». | ||||
РР Подготовка к сочинению по роману «Отцы и дети». | ||||
РР Сочинение «Смертельная рана Базарова» | ||||
контрольная работа по изученному в I полугодии | ||||
Н.Г. Чернышевский. Гражданский подвиг писателя. Роман «Что делать?» (обзор). | ||||
Ф.И. Тютчев. Поэт-философ и певец русской природы. Представление о единстве мира природы и внутреннего мира человека, о жизни как борьбе. | ||||
Любовная лирика Тютчева. Раскрытие драматических переживаний человека. Ритмическое богатство стиха. | ||||
А.А. Фет. Слияние внешнего и внутреннего мира в лирике поэта. | ||||
Метаморфичность поэзии Фета. Музыкальность, мелодичность стиха. январь | ||||
Письменный анализ лирического стихотворения Ф.И. Тютчева или А.А. Фета (на выбор). | ||||
А. К. Толстой. Краткий обзор жизни и творчества. Своеобразие художественного мира А. К. Толстого. Ведущие темы лирики поэта. Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние романтической и фольклорной традиции на его произведения. Сочинение «Влияние фольклора на лирику XIX в.» (на примере лирики А. А. Фета, А. К. Толстого и др.) | ||||
Н.С. Лесков. Слово о писателе. | ||||
«Очарованный странник». Былинные мотивы в повести. | ||||
Иван Флягин – один из героев-правдоискателей земли русской. | ||||
Ф.М. Достоевский. | ||||
Ф.М. Достоевский. Очерк жизни и творчества. Художественный мир писателя. | ||||
«Преступление и наказание» - нравственно- психологический роман. История его создания, нравственная проблематика, философская глубина. | ||||
Боль за человека – основа авторской позиции в романе. Суровая правда изображения. | ||||
Родион Раскольников. Социальные и философские истоки бунта. | ||||
Смысл теории Раскольникова. | ||||
«Двойники» Раскольникова. Лужин и Свидригайлов, их роль в романе. | ||||
Женские образы в романе. Раскольников и Соня Мармеладова. | ||||
Мрачный облик Петербурга | ||||
Мировое значение творчества Достоевского. Тест по роману Достоевского «Преступление и наказание». | ||||
Н.А. Некрасов. Поэт «мести и печали». Мотивы народной песни. Гражданский пафос, правдивость и драматизм в изображении жизни народа. | ||||
Своеобразие поэзии Некрасова (лиризм, искренность чувств, сатирическая несправедливость) | ||||
«Кому на Руси жить хорошо» | ||||
М.Е. Салтыков-Щедрин. | ||||
М.Е. Салтыков-Щедрин. Очерк жизни и творчества. | ||||
М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города». Сатирическое изображение смены градоначальников. | ||||
Прием гротеска в изображении градоначальников. Глава «Органчик» | ||||
«Сказки». Обличение самодурства, произвола в сказках. Злободневность, политическая острота сказок. Современное звучание произведений писателя. | ||||
Л.Н. Толстой. | ||||
Л.Н. Толстой. Жизненный и творческий путь писателя. Начало творческой деятельности. | ||||
Военный опыт писателя. «Севастопольские рассказы» | ||||
«Война и мир». Авторский замысел и история создания романа-эпопеи. Художественные особенности. | ||||
Изображение столичного и поместного дворянства. | ||||
Духовно богатая жизнь главных героев. Путь исканий Андрея Болконского. | ||||
Наташа Ростова и Андрей Болконский. | ||||
Путь жизненных исканий Пьера Безухова. | ||||
А. Болконский и Пьер Безухов. | ||||
«Мысль народная» в эпопее. Народ и личность – одна из главных проблем в романе. | ||||
Картины войны 1812 года. Бородинское сражение. | ||||
«Дубина народной войны». Изображение партизанского движения и его героев в романе. | ||||
Кутузов и Наполеон как личности и как полководцы. Смысл резкого противопоставления этих героев. | ||||
Взгляд Л.Толстого на роль личности в истории. | ||||
Патриотизм русских солдат в Отечественной войне. Патриотизм в понимании писателя. | ||||
Верхушка светского общества в изображении Л.Н. Толстого, ее лжепатриотизм и бездуховность. | ||||
Женские образы романа – Наташа Ростова и Мария Болконская. Их роль и судьба. | ||||
«Что есть красота?» Наташа Ростова и Элен Курагина. | ||||
Р/р Подготовка к изложению с элементами сочинения. | ||||
Написание изложения. | ||||
Идейные искания Толстого. | ||||
Обзор позднего творчества позднего периода: «Анна Каренина», «Хаджи Мурат», «Воскресение». | ||||
Подготовка к домашнему сочинению по роману «Война мир» (тема -на выбор) | ||||
Зачетная работа по роману «Война и мир». | ||||
А.П. Чехов. | ||||
А.П. Чехов. Художественный мир писателя. Раннее творчество. | ||||
Трилогия Чехова. Тема гибели человеческой души под влиянием пошлого мира. | ||||
Чехов-драматург. Пьесы Чехова. Их новаторство и своеобразие. | ||||
Своеобразие стиля Чехова, прозаика и драматурга. Тест по творчеству Чехова | ||||
«Вишневый сад». Символический смысл названия. | ||||
Разлад между желанием и его реальным осуществлением – основа конфликта пьесы. | ||||
Зарубежная литература | ||||
В. Шекспир. Трагедия «Король Лир». Мастерство Шекспира- драматурга. | ||||
Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. | ||||
Г. де Мопассан Новелла «Ожерелье» Сюжет и композиция новеллы. Система образов. Грустные раздумья автора о человеческом уделе и несправедливости мира. | ||||
Г. Ибсен Драма «Кукольный дом» (обзорное изучение) Особенности конфликта. Социальная и нравственная проблематика произведения. | ||||
Э.По «Золотой жук». Динамичность сюжета. Острая характерность облика и поведения героев. | ||||
А.Рембо. «Пьяный корабль». Пафос отрицания устоявшихся норм. Символические образы в стихотворении. | ||||
|
Приложение к рабочей программе
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Календарные сроки | |
план | факт | |||
Введение (3ч) | ||||
1 | Русская литература Х1Х века в контексте мировой культуры. | 1 | 1.09 |
|
2 | Обзор русской литературы первой половины Х1Х века. | 1 | 2.09 |
|
3 | Становления реализма как жанра. | 1 | 4.09 |
|
Из русской литературы первой половины ХIХ века (30ч) | ||||
А.С.Пушкин (11ч) | ||||
4 | А.С.Пушкин. Основные темы и мотивы лирики. Этапы творчества А.С. Пушкина. Своеобразие пушкинской эпохи. | 1 | 7.09 |
|
5 | А.С.Пушкин о назначении поэта и поэзии. Анализ стихотворений | 1 | 8.09 |
|
6 | Философские мотивы в лирике А.С.Пушкина. | 1 | 9.09 |
|
7 | А.С.Пушкин о любви и дружбе. Анализ стихотворений. | 1 | 11.09 |
|
8 | Роман «Евгений Онегин» – «энциклопедия русской жизни» начала 19 века. | 1 | 14.09 |
|
9 | Духовные искания героев романа. | 1 | 15.09 |
|
10 | Онегин и Ленский. Онегин и Татьяна. Характеристика героев. | 1 | 16.09 |
|
11 | Татьяна – любимая героиня А.С.Пушкина. | 1 | 18.09 |
|
12 | А.С.Пушкин. «Медный всадник». Проблема личности и государства в поэме. | 1 | 21.09 |
|
13 | Р.р. Сочинение по творчеству А.С.Пушкина. | 1 | 22.09 |
|
14 | Написание сочинения | 1 | 23.09 |
|
М.Ю.Лермонтов (9ч) | ||||
15 | Художественный мир М.Ю.Лермонтова. | 1 | 25.09 |
|
16 | Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю.Лермонтова. | 1 | 28.09 |
|
17 | «Пророк» Лермонтова и Пушкина (сопоставительный анализ). | 1 | 29.09 |
|
18 | Лирический герой поэзии М.Ю.Лермонтова. Анализ стихотворений. | 1 | 30.09 |
|
19 | «Герой нашего времени». Смысл названия, особенности композиции. | 1 | 2.10 |
|
20 | Печорин в отношении с другими персонажами. Характеристика героев. | 1 | 5.10 |
|
21 | Причины трагедии Печорина. Анализ главы «Фаталист». | 1 | 6.10 |
|
22 | Р.р.Сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова. | 1 | 7.10 |
|
23 | Р.р. Написание сочинения | 1 | 9.10 |
|
Н.В.Гоголь (10ч) | ||||
24 | Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество. | 1 | 12.10 |
|
25 | Н.В.Гоголь. «Миргород». Художественные особенности романтических произведений. | 1 | 13.10 |
|
26 | «Петербургские повести» Н.В. Гоголя. | 1 | 14.10 |
|
27 | Художественный мир поэмы «Мертвые души». | 1 | 16.10 |
|
28 | Урок-семинар по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»: «Великий омут ежедневно вращающихся образов». | 1 | 19.10 |
|
29 | Урок-семинар: «Великий омут ежедневно вращающихся образов». | 1 | 20.10 |
|
30 | Урок-дискуссия. «Чичиков: кто же он?». | 1 | 21.10 |
|
31 | Дорога в лирике Пушкина и лирических отступлениях Гоголя. | 1 | 23.10 |
|
32 | Р.р.Сочинение по творчеству Н.В.Гоголя. | 1 | 26.10 |
|
33 | Р.р. Написание сочинения | 1 | 27.10 |
|
Из русской литературы второй половины ХIХ века (98ч) | ||||
Литературный процесс 50-90-х годов Х1Х века (2ч) | ||||
34 | Особенности русского литературного процесса 50-90-х годов Х1Х века. | 1 | 28.10 |
|
35 | Русская критика и литературный процесс второй половины Х1Х века. | 1 | 30.10 |
|
А.И.Гончаров (10ч) | ||||
36 | А.И.Гончаров. Основные этапы жизни и творчества. | 1 | 2.11 |
|
37 | «Обломов». Характеристика главного героя. | 1 | 3.11 |
|
38 | Среда, сформировавшая «обломовщину». | 1 | 16.11 |
|
39 | Роль второстепенных персонажей в романе. | 1 | 17.11 |
|
40 | Обломов и Штольц. | 1 | 18.11 |
|
41 | Любовь в жизни Обломова. | 1 | 20.11 |
|
42 | Проблема «лишнего» человека и человека «дела». | 1 | 23.11 |
|
43 | Урок-исследование «Художественное мастерство А.И. Гончарова в романе». | 1 | 24.11 |
|
44 | Р.р. Сочинение по роману А.И.Гончарова «Обломов» | 1 | 25.11 |
|
45 | Р.р. Написание сочинения по роману А.И. Гончарова «Обломов» | 1 | 27.11 |
|
А.Н. Островский (9ч) | ||||
46 | А.Н. Островский - создатель русского национального театра. Этапы биографии и творчества. | 1 | 30.11 |
|
47 | А.Н. Островский драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие. | 1 | 1.12 |
|
48 | Город Калинов и его обитатели. | 1 | 2.12 |
|
49 | Душевная трагедия Катерины. | 1 | 4.12 |
|
50 | Урок-семинар. «Образ Катерины глазами читателей разных эпох». | 1 | 7.12 |
|
51 | Обличение «хозяев жизни» в драме А.Н. Островского «Гроза». | 1 | 8.12 |
|
52 | Урок-анализ по пьесе А.Н. Островского «Бесприданница». | 1 | 9.12 |
|
53 | Катерина и Лариса: сходства и отличия. Тема трагедии таланта и красоты в пьесах «Гроза» и «Бесприданница». | 1 | 11.12 |
|
54 | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А.Н.Островского | 1 | 14.12 |
|
И.С.Тургенев (9ч) | ||||
55 | И.С.Тургенев. Жизнь и творчество. | 1 | 16.12 |
|
56 | Поиски «героя времени» в дворянской среде. «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне»: общая характеристика романов. | 1 | 18.12 |
|
57 | И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Общественная атмосфера и ее отражение в романе. | 1 | 21.12 |
|
58 | Взаимоотношение Базарова с Кирсановыми. | 1 | 22.12 |
|
59 | Базаров и Одинцова | 1 | 23.12 |
|
60 | Базарова и его родители | 1 | 25.12 |
|
61 | Урок-семинар. «Нигилизм Базарова: вчера и сегодня». | 1 | 28.12 |
|
62 | Евгений Васильевич Базаров. «Испытания» героя. | 1 | 29.12 |
|
63 | Р.р.Подготовка к домашнему сочинению по роману Тургенева «Отцы и дети» | 1 | 30.12 |
|
Ф.И.Тютчев (3ч) | ||||
64 | Ф.И.Тютчев. Этапы биографии и творчества. Основные темы и идеи лирики поэта. | 1 | 11.01 |
|
65 | Любовная лирика Ф.И. Тютчева | 1 | 12.01 |
|
66 | Философская лирика Ф.И. Тютчева | 1 | 13.01 |
|
А.А.Фет (3ч) | ||||
67 | А.А.Фет. Художественный мир поэта. | 1 | 15.01 |
|
68 | Основные мотивы творчества А.А. Фета | 1 | 18.01 |
|
69 | Творческий практикум. Анализ стихотворений А.А. Фета. | 1 | 19.01 |
|
А.К. Толстой (2ч) | ||||
70 | Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К. Толстого | 1 | 20.01 | |
71 | Романтический колорит любовной лирики А.К. Толстого, отражение в ней идеальных устремлений художника. | 1 | 22.01 | |
Н.А.Некрасов (8ч) | ||||
72 | Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество. | 1 | 25.01 |
|
73 | Основные темы и мотивы в лирике Некрасова. Лирический герой Н.А. Некрасова | 1 | 26.01 |
|
74 | Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Особенности жанра, композиции, поэтики, сюжета. | 1 | 27.01 |
|
75 | Эпопея крестьянской жизни. | 1 | 29.01 |
|
76 | Народ в споре о счастье. | 1 | 1.02 |
|
77 | Женская доля. Образ Матрены Тимофеевны в поэме. | 1 | 2.02 |
|
78 | Гриша Добросклонов. Поиск правды. | 1 | 3.02 |
|
79 | Р.р. Сочинение по творчеству Н.А. Некрасова. | 1 | 5.02 |
|
М.Е.Салтыков-Щедрин (5ч) | ||||
80 | Этапы биографии и творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина. Художественный мир писателя. | 1 | 8.02 |
|
81 | Сказки как синтез творчества. Анализ сказок. | 1 | 9.02 |
|
82 | Логическая схема сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина. | 1 | 10.02 |
|
83 | «История одного города» - сатира на историю и жизнь России. | 1 | 12.02 |
|
84 | Градоначальники в изображении М.Е. Салтыкова-Щедрина. | 1 | 15.02 |
|
Ф.М.Достоевский (14ч) | ||||
85 | Ф.М.Достоевский. Жизненный и творческий путь писателя. | 1 | 16.02 |
|
86 | «Преступление и наказание». История создания. Идейно-художественное своеобразие. | 1 | 17.02 |
|
87 | Суть философии Раскольникова. Путь к преступлению. | 1 | 19.02 |
|
88 | Урок-семинар. «Раскольников и его идея о праве сильной личности». | 1 | 22.02 |
|
89 | Преступление Раскольникова. | 1 | 23.02 |
|
90 | Раскольников и «сильные мира сего». | 1 | 24.02 |
|
91 | Двойники Раскольникова. | 1 | 26.02 |
|
92 | Семья Мармеладовых. | 1 | 29.02 |
|
93 | «Правда» Сони. | 1 | 1.03 |
|
94 | Крушение философии Раскольникова. | 1 | 2.03 |
|
95 | Эпилог романа. Воскрешение человека в Раскольникове. | 1 | 4.03 |
|
96 | Петербург как соучастник всех преступлений. | 1 | 7.03 |
|
97 | Р.р Сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». | 1 | 8.03 |
|
98 | Р.р. Написание сочинения. | 1 | 9.03 |
|
Л.Н.Толстой (19ч) | ||||
99 | Л.Н.Толстой – человек, мыслитель, писатель. По страницам великой жизни. | 1 | 11.03 |
|
100 | «Севастопольские рассказы» как антитеза войны и мира. | 1 | 14.03 |
|
101 | «Война и мир». История создания и идейно-художественное своеобразие романа-эпопеи. | 1 | 15.03 |
|
102 | Роман «Война и мир». Дворянское общество в романе. Анализ эпизода «Вечер в салоне А.П. Шерер». | 1 | 16.03 |
|
103 | Знакомство с семьями Ростовых и Болконских. Именины у Ростовых. Лысые горы. | 1 | 18.03 |
|
104 | Изображение войны 1805-1807 годов. | 1 | 21.03 |
|
105 | Поиски плодотворной общественной деятельности Андрея Болконского и Пьера Безухова | 1 | 22.03 |
|
106 | Быт поместного дворянства. «Жизнь сердца» героев романа. | 1 | 1.04 |
|
107 | Отечественная война 1812г. Философия войны. | 1 | 4.04 |
|
108 | Бородинское сражение. | 1 | 5.04 |
|
109 | Кутузов и Наполеон в романе. | 1 | 6.04 |
|
110 | Партизанская война. Последний период войны и ее воздействие на героев | 1 | 8.04 |
|
111 | «Мысль народная» в романе. | 1 | 11.04 |
|
112 | Эпилог романа. | 1 | 12.04 |
|
113 | Образ Наташи Ростовой | 1 | 13.04 |
|
114 | Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова | 1 | 15.04 |
|
115 | Семья в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». | 1 | 18.04 |
|
116 | Р.р. Сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир. | 1 | 19.04 |
|
117 | Р.р. Написание сочинения. | 1 | 20.04 |
|
Н.С.Лесков (4ч) | ||||
118 | Н.С.Лесков. Жизнь и творчество писателя. | 1 | 22.04 |
|
119 | «Очарованный странник». Смысл заглавия повести. | 1 | 25.04 |
|
120 | Идейно-художественное своеобразие повести. Особенности изображения русского национального характеров повести «Очарованный странник». | 1 | 26.04 |
|
121 | Н.С. Лесков. «Соборяне». | 1 | 27.04 |
|
А.П.Чехов (10ч) | ||||
122 | А.П.Чехов. Этапы жизни и творчества. | 1 | 29.04 |
|
123 | «Палата № 6» - «это Россия». | 1 | 3.05 |
|
124 | Урок-семинар. «От «маленького человека» к мелюзге: эволюция темы». | 1 | 4.05 |
|
125 | А.П. Чехов. «Вишневый сад». История создания пьесы. | 1 | 6.05 |
|
126 | Своеобразие конфликта в чеховской драме. Два сюжета пьесы. | 1 | 9.05 |
|
127 | «Подводное течение» в пьесе А.П. Чехова. Особенности чеховского диалога. | 1 | 10.05 |
|
128 | Система образов в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад». Главный образ пьесы. | 1 | 11.05 |
|
129 | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А.П. Чехова. | 1 | 13.05 |
|
130 | Мировое значение русской литературы ХIХ века. Урок-конференция | 1 | 16.05 |
|
131 | Мировое значение русской литературы ХIХ века. Урок-конференция | 1 | 17.05 |
|
Обзор зарубежной литературы второй половины ХIХ века. (9ч) | ||||
132 | Обзор зарубежной литературы 2 половины XIX века | 1 | 18.05 |
|
133 | Жизнь и творчество Мопассана. Новелла «Ожерелье». | 1 | 20.05 |
|
134 | Жизнь и творчество Г.Ибсена. «Кукольный дом». | 1 | 23.05 |
|
135 | Нравственная проблематика драмы. | 1 | 24.05 |
|
136 | Жизнь и творчество А.Рембо. Стихотворение «Пьяный корабль». | 1 | 25.05 |
|
137 | Резервый урок | 1 | 27.05 |
|
138 | Резервый урок | 1 |
|
|
139 | Резервый урок | 1 |
|
|
140 | Резервый урок | 1 |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО
Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...
Рабочая программапо обществознанию для 9 класса
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...
Рабочая программапо геометрии, 11 класс
Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...