Рабочая программа по литературе для учащихся 11 класса
рабочая программа по литературе (11 класс)
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по литературе
для учащихся 11 класса
на 2016-2017 учебный год
Учитель: Данилочкина Н.Н.
2016 год
Пояснительная записка
Литература в современных условиях является одним из столпов, стоящих в основании нравственного воспитания личности, испытывающей массу негативных воздействий различного характера. В связи с новыми социокультурными обстоятельствами и трудностями адаптации в современном обществе подросток испытывает надобность в советчике, способном помочь обрести ориентиры в жизненном лабиринте, нуждается в своевременном обсуждении насущных проблем. Таким советчиком может стать хорошая книга.
Цели рабочей программы:
1.Воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.
2.Развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи обучающихся.
3.Освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе.
4.Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; на написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использование необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют следующие задачи обучения:
- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
- научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя; устному пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному); свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений; отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
- освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Закон РФ от 29 декабря 2012 №273 – ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".» Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 "N 99-ФЗ", от 07.06.2013 "N 120-ФЗ", от 02.07.2013 "N 170-ФЗ", от 23.07.2013 "N 203-ФЗ", от 25.11.2013 "N 317-ФЗ", от 03.02.2014 "N 11-ФЗ", от 03.02.2014 "N 15-ФЗ", от 05.05.2014 "N 84-ФЗ", от 27.05.2014 "N 135-ФЗ", от 04.06.2014 "N 148-ФЗ", от 28.06.2014 "N 182-ФЗ", от 21.07.2014 "N 216-ФЗ", от 21.07.2014 "N 256-ФЗ", от 21.07.2014 "N 262-ФЗ", от 31.12.2014 "N 489-ФЗ", от 31.12.2014 "N 500-ФЗ", с изм., внесенными Федеральным "законом" от 04.06.2014 N 145-ФЗ)
- Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего, среднего общего образования 2016-2017 учебный год, утвержден приказом Минобрнауки №253 от 31.03.2014г (о внесении изменений №1577, №1578 от 31.12.2015г,)
- Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 N 164, от 31.08.2009 N 320, от 19.10.2009 N 427, от 10.11.2011 N 2643, от 24.01.2012 N 39, от 31.01.2012 N 69).
- Примерная программа среднего (полного) общего образования по по предмету «Литература 5-11 классы» под редакцией Т.Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2010, рекомендованная Министерством образования и науки РФ.
- Инструктивно-методическое письмо Липецкого института развития образования «О преподавании предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2016-2017 учебном году»;
- Основная образовательная программа МБОУ им. Л.Н.Толстого (утверждена приказом МБОУ им.Л.Н.Толстого от 30.08.2011г. №246 в ред. приказов №241-о от 30.08.2012г, №260-о от 30.08.2013г, №242-о от 29.08.2014г, №260-о от 28.08.2015г).
- Календарный учебный график МБОУ им.Л.Н.Толстого на 2016-2017 уч.г. (утвержден приказом МБОУ им.Л.Н.Толстого от 12.08.2016 №230-о).
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) (утверждено Приказом МБОУ им.Л.Н.Толстого от 29.08.2014г. №247)
Программа составлена на основе Программы по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / Т.Ф. Курдюмова, Е.Н. Колокольцев, С.А. Леонов и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2009. – 95 с.
Обоснование выбора программы: данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельности самого ученика. Литературное образование делится на этапы: первое знакомство с моделью курса литературы; герой художественного произведения; богатство и разнообразие жанров всех родов литературы: эпоса, лирики и драмы; исторический герой и историческое событие на страницах художественного произведения в литературе разных народов и времен; шедевры родной литературы; курс истории литературы XIII-XIX веков на историко-литературной основе с включением кратких сведений о зарубежной литературе и ее развитии; курс истории литературы XX века на историко-литературной основе с включением кратких сведений о зарубежной литературе и ее развитии. Такое деление позволяет системно подходит к изучению, многократно повторять теоретические сведения.
Программа рассчитана на 102 часов (3 часа в неделю), из них 7 сочинений.
Формы организации образовательного процесса: уроки-лекции, уроки-беседы, уроки-диалоги, уроки с групповыми формами работы, уроки-семинары; урок-творческий практикум, урок-анализ, урок-конференция; уроки-экскурсии, уроки-диспуты, интегрированные уроки.
Технологии, используемые в образовательном процессе
- Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.
- Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.
- Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала всеми обучающимися.
- Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей.
- Личностно-ориентированные технологии обучения.
- Технология индивидуализации обучения.
- Информационно-коммуникационные технологии.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:
- проектная деятельность;
- исследовательская деятельность;
- применение ИКТ.
Виды и формы контроля:
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и наизусть, развернутый ответ на вопрос, викторина, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы, презентации проектов;
- итоговый: сочинение, анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, выполнение заданий в тестовой форме.
Формы контроля:
- индивидуальный;
- групповой;
- фронтальный.
Программа составлена на основе учебника Литература. 11класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.; под ред. В.П. Журавлёва. – М.: Просвещение, 2009.
Содержание рабочей программы
Введение (1ч)
История XX в. и судьбы искусства. Русская литература XX в. в контексте мировой культуры. Острота постановки вопроса о роли искусства в начале XX в. Сложности периодизации русской литературы XX в. Пути развития русской литературы после 1917 г.: советская литература, литература, «возвращенная» читателю, и литература русского зарубежья и их объединение. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них «вечных проблем» бытия. Поиски путей формирования общего взгляда на сложный литературный процесс в современном литературоведении.
Теория. Литературный процесс, сложности и противоречия.
Знать логику развития историко-литературного процесса на материале темы.
Уметь конспектировать лекцию учителя и статью учебника.
Русская литература рубежа XIX—XX веков (14ч)
Развитие гуманистических традиций русской классической литературы в конце XIX — начале XX в. Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала XX века. Богатство и разнообразие литературных направлений. Дальнейшее развитие реализма. Обогащение реализма достижениями других литературных направлений. Модернизм как одно из новых направлений. Символизм, акмеизм и футуризм.
Теория. Литературное направление. Литературные направления начала XX в.
Знать основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений, основные теоретико-литературные понятия, литературные направления начала XX в.
Уметь конспектировать лекцию учителя и статью учебника.
Развитие критического реализма. Традиции и поиски нового в творчестве писателей-реалистов. Роль писателей-реалистов в литературном процессе рубежа XIX — XX вв.
Т е о р и я. Традиции и новаторство.
И. А. Бунин. «Вечер», «Крещенская ночь», «Ночь» («Ищу я в этом мире сочетанья...»), «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель», «Одиночество», «П е с н я» (по выбору учителя и учащихся). Традиции XIX в. в лирике Бунина. Кровная связь с природой. Чувство всеобщности жизни, ее вечного круговорота. Элегическое восприятие действительности. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова.
«Господин из Сан-Франциско». Толстовские и чеховские традиции в прозе Бунина. Осуждение бездуховности существования. Изображение мирового зла в рассказе. Тесная связь мира человека и того, что его окружает: городского пейзажа и картин природы.
«Чистый понедельник» — любимый рассказ Бунина. Поэтизация мира ушедшей Москвы. Герои и их романтическое и трагическое чувство. Литературные реминисценции и их роль в рассказе. Неожиданность финала.
«Темные аллеи». Трагизм сюжетов. Образы героинь рассказов.
Концентрированность повествования как характерная черта рассказов Бунина. Их эстетическое совершенство.
Теория. Психологизм.
Знать основные биографические сведения о И.А. Бунине, особенности произведений, художественные тропы и фигуры, значение творчества писателя для литературного процесса.
Уметь анализировать произведения, работать с материалами учебника, справочниками, энциклопедиями. Понимать Бунинскую поэтику «остывших» усадеб и лирических воспоминаний, тему «закатной» цивилизации и образ «нового человека со старым сердцем», мотивы ускользающей красоты, преодолении суетного в стихии вечности, тему России, её духовных тайн и нерушимых ценностей.
A. И. Куприн. Жизнь и творчество (обзор) «Олеся». Воплощение нравственного идеала в повести. «Гранатовый браслет». Богатство типажей в рассказах Куприна. Динамичность сюжетов. Романтическое изображение любви героя к Вере Николаевне. Сопоставление чувств героя с представлениями о любви других персонажей повести. Роль эпиграфа в повести, смысл финала. Мастерство Куприна-реалиста.
Теория. Критический реализм.
Знать основные биографические сведения об А.И.Куприне, содержание произведения, особенности жанра и конфликта произведения.
Уметь эмоционально отвечать литературному тексту, анализировать явления, сцены и все произведение в целом, свободно использовать конкретные понятия теории литературы, сопоставлять литературные персонажи, оценивать систему действующих лиц. Владеть монологическим устным и письменным ответом.
Контроль: сочинение по творчеству И.А. Бунина и А.И. Куприна.
Л. Андреев. «Иуда Искариот». Переосмысление евангельских сюжетов в философской прозе писателя. «Жизнь Василия Фивейского». «Бездны» человеческой души как главный объект изображения. Неореализм.
Знать биографию Л. Андреева, содержание произведений.
Уметь эмоционально отвечать литературному тексту, анализировать явления, сцены и все произведение в целом, свободно использовать конкретные понятия теории литературы, сопоставлять литературные персонажи, оценивать систему действующих лиц. Владеть монологическим устным и письменным ответом.
Серебряный век русской поэзии как своеобразный «русский Ренессанс». Модернизм как одно из направлений в искусстве начала XX в. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Предпосылки модернизма и входящих в него течений в русской литературе (романтическая поэзия В. А. Жуковского, философская лирика Ф. И. Тютчева, теория «чистого искусства», импрессионистическая лирика А. А. Фета). Сущность модернизма и его просчеты. Отличие модернизма как литературного направления от декаданса как особого типа сознания. Символизм, акмеизм и футуризм как основные направления модернизма.
Символизм.
Истоки. Эстетические взгляды символистов. Пафос трагического миропонимания. Интерес к проблемам культурных традиций разных народов. «Старшие символисты»: В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, 3. Гиппиус. «Младосимволисты»: Вяч. Иванов, А. Белый, А. Блок, С. Соловьев. Неоромантизм «младосимволистов». Кризис символизма (с 1910 г.).
В.Я.Брюсов. «Творчество», «Юному поэту», «К портрету М. Ю. Лермонтова», «Конь блед», «Памятник», «Юношам» (по выбору учителя и учащихся). Брюсов как теоретик символизма. Рационализм, нарочитая отточенность стиля. Культ формы в лирике Брюсова. Историко-культурная и общественно-гражданская проблематика произведений.
К.Д.Бальмонт. «Я мечтою ловил уходящие тени...», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце...» (по выбору учителя и учащихся). Основные темы и мотивы лирики Бальмонта. Музыкальность стиха.
А. Белый. «Раздумье», «Русь», «Родине». Тема родины. Боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.
Акмеизм.
Истоки акмеизма. Акмеизм как национальная форма неоромантизма. Связь поэтики символизма и акмеизма (статья Н. С. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм»). Мужественный и твердый взгляд на жизнь. Поэзия Н. С. Гумилева, О. Э. Мандельштама, А. А. Ахматовой, С. М. Городецкого, Г. И. Иванова, В. Н. Нарбута и др.
Н. С. Гумилев. «Ж и р а ф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Капитаны», «Андрей Рублев» и др. (по выбору учителя и учащихся). Героический и жизнеутверждающий пафос поэзии Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Россия и Африка.
Трагическая судьба поэта.
Футуризм.
Возникновение футуризма. Русский футуризм. Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Отказ футуризма от старой культуры. Поиски новой формы выразительности: звукоподражание, словотворчество, приемы плаката, графический стих («лесенка» Маяковского). Абсолютная новизна как установка футуристов. И. Северянин (эгофутурист),
В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, В. Каменский (кубофутуристы). Конец футуризма.
И. Северянин. «Интродукция», «Эпилог» («Я гений, Игорь Северянин...»), «Двусмысленная слава» и др. Эмоциональная яркость стиха. Оригинальность словотворчества.
B. В. Хлебников. «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы...», «Еще раз...» и др. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.
Знать истоки, сущность и хронологические границы «русского культурного ренессанса», художественные открытия поэтов «нового времени»: поиски новых форм, способов лирического самовыражения, утверждение особого статуса художника в обществе. Различать основные направления в русской поэзии начала конца XIX – начала XX века (символизм, акмеизм, футуризм). Знать основные биографические сведения о поэтах Серебряного века, содержание произведений, роль символики, новые понятия.
Уметь эмоционально отвечать литературному тексту, анализировать стихи, свободно использовать конкретные понятия теории литературы, сопоставлять литературные персонажи, оценивать систему действующих лиц.
Уметь анализировать стихи. Владеть монологическим устным и письменным ответом.
М. Горький. «Н а дне», литературные портреты («Лев Толстой», «А. П. Чехов»), публицистика. Жизнь, творчество, личность. Раннее творчество. Романтизм ранних рассказов Горького. Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека. Соотношение романтического идеала и реалистической картины жизни в философской концепции Горького.
Горький-драматург. Популярность его пьес. Особая судьба пьесы «На дне». «На дне» как социально-философская драма. Спор о назначении человека. Три или две правды в пьесе? Трагическое столкновение правды факта (Бубнов), правды утешительной лжи (Лука) и правды веры в человека (Сатин). Герои пьесы. Авторская позиция и способы ее выражения. Композиция пьесы. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга.
Литературный портрет как жанр. Проблема изображения исторической личности. Своеобразие литературных портретов, созданных Горьким. Лев Толстой в восприятии писателя: самобытность и противоречивость великого старца. Образ Чехова в восприятии и изображении писателя.
Публицистика. Памфлеты периода первой русской революции («Мои интервью», «Заметки о мещанстве», «Разрушение личности» и др.). Публицистика первых лет революции («Несвоевременные мысли»).
Роль Горького в судьбах русской культуры.
Теория. Социально-философская драма. Литературный портрет.
Знать основные биографические сведения о М.Горьком, особенности романтических произведений, значение творчества писателя для литературного процесса.
Уметь анализировать произведения, свободно используя конкретные понятия теории литературы, составлять план и конспект лекции учителя. Видеть философско-этическую проблематику пьесы о людях «дна». Уметь видеть главное в прочитанном тексте, аргументировано формулировать свое отношение к произведению.
Контроль: сочинение по творчеству М. Горького.
А. А. Блок. «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Скифы» (по выбору учителя и учащихся). Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Поиски эстетического идеала. Влияние философии Владимира Соловьева на Блока. «Стихи о Прекрасной Даме». Эволюция творчества. Тема России и основной пафос патриотических стихотворений. Трагедия поэта в «страшном мире».
Лирический герой поэзии Блока.
«Двенадцать» — первая попытка осмыслить социальную революцию в поэтическом произведении. Сочетание конкретно-исторического и условно-символического планов в романе. Неоднозначность трактовки финала. «Вечные образы» в поэме. Философская проблематика.
Теория. Символ в поэтике символизма.
Знать основные биографические сведения об А.А. Блоке, содержание
Понять, как факты личной биографии отражаются в поэзии Блока, увидеть значение образа России в творчестве поэта, идейно-художественное своеобразие поэмы «Двенадцать»
Уметь эмоционально отвечать литературному тексту, анализировать явления, сцены и все произведение в целом, свободно использовать конкретные понятия теории литературы, сопоставлять литературные персонажи, оценивать систему действующих лиц. Уметь анализировать стихи. Владеть монологическим устным и письменным ответом.
Контроль: анализ стихотворения А.А. Блока
В.В.Маяковский. «А вы могли бы?», «Нате!», «Вам!», «Скрипка и немножко нервно», «Юбилейное», «Письмо Татьяне Яковлевой». Жизнь и творчество. Дух бунтарства в ранней лирике. Словотворчество поэта.
«Облако в штанах». Черты избранничества лирического героя. Материализация метафоры в строках его стиха. Роль гиперболы и гротеска. Драматургия поэта («Клоп», «Баня»). Сатирические произведения. Любовная лирика и поэмы. Тема поэта и поэзии. Новаторство поэта.
Теория. Тоническое стихосложение.
Знать основные биографические сведения об авторе, основные мотивы лирики Маяковского, содержание произведений, творческую историю.
Уметь анализировать произведения (структура, тема, проблема, композиция, изобразительно - выразительные средства языка), свободно использовать конкретные понятия теории литературы.
Крестьянская поэзия.
Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.
Н. А. Клюев. «Осинушка», «Я люблю ц ы ганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...». Изображение труда и быта деревни, тема родины, особое восприятие городской цивилизации. Религиозные мотивы. Выражение национального самосознания.
С.А.Есенин. «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустахбагряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Русь советская», «Русь уходящая», «Несказанное, синее, нежное...». Жизнь и творчество. Трагическая судьба поэта. Глубокое чувство родной природы. Любовь и сострадание «ко всему живому». Народно-песенная основа лирики поэта. Лиричность и исповедальность поэзии Есенина.
«Анна Снегина» — поэма о судьбе человека и Родины. Биографические мотивы. Образ лирического героя.
Лирика Есенина в музыке. Теория. Имажинизм.
Знать основные биографические сведения об авторе, содержание произведений, основные тезисы критических статей по теме, особенности жанра и конфликта произведения, роль символики, новые понятия.
Уметь выразительно читать стихотворения, эмоционально отвечать литературному тексту, анализировать стихи, свободно использовать конкретные понятия теории литературы.
Контроль: сочинение по творчеству В.В. Маяковского и С.А. Есенина.
Зарубежная литература первой половины XX века (3ч)
Общий обзор европейской литературы первой половины XX в. Основные направления. Проблемы самопознания, нравственного выбора в творчестве прогрессивных писателей. Реализм и модернизм.
Дж. Лондон. «Любовь к жизни». Название произведения и его герой, который не сдается.
Б. Шоу. «Пигмалион». Своеобразие конфликта в пьесе. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей. Чеховские традиции в творчестве Шоу.
Г. Аполлинер. Лирика («Мост Мирабо» и др.). Экспериментальная направленность лирики.
Теория. Модернизм.
Методика. Общий обзор литературы, возможно обращение к одной из тем, как теме монографической.
Знать основные факты жизни и творчества писателей, содержание указанных произведений.
Уметь воспроизводить содержание литературного произведения, анализировать художественное произведение, использовать сведения по истории и теории литературы; анализировать эпизод изученного произведения; выявлять авторскую позицию; аргументировать свое отношение к прочитанному произведению
Русская литература 20—40-х годов (обзор) (32ч)
Общая характеристика развития страны после Октябрьской революции. Сложность периодизации русской литературы послереволюционных лет. Советская литература и социалистический реализм (I съезд советских писателей, создание теории социалистического реализма).
Тема России и революции в творчестве писателей нового поколения: «Железный поток» А. Серафимовича, «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, «Разгром» А. Фадеева и др.
Поиски нового героя эпохи: «Чапаев» Д. Фурманова, «Ветер» Б. Лавренева, «Как закалялась сталь» Н. Островского и др.
Романтизация подвига и борьбы за новую жизнь в стихотворениях молодых поэтов (Н. Тихонов, М. Светлов, В. Луговской и др.).
Сатирическое изображение эпохи: рассказы М. Зощенко, «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» И. Ильфа и Е. Петрова.
Развитие жанра антиутопии как свидетельство тревоги за будущее (А. Платонов. «Чевенгур»).
Знать основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; основные факты жизни и творчество писателей; историко-культурный конспект и творческую историю изучаемых произведений.
Уметь эмоционально отвечать литературному тексту, анализировать явления, сцены и все произведение в целом, свободно использовать конкретные понятия теории литературы, сопоставлять литературные персонажи, оценивать систему действующих лиц. Владеть монологическим устным и письменным ответом.
А. Н. Толстой. «Петр Первый». Советский исторический роман. Судьбы русского исторического романа в XX в. (А. Толстой, М. Алданов). Картины Руси XVII в. в романе «Петр Первый». Образ Петра (становление личности в эпохе). Изображение народа. Художественное своеобразие романа (особенности композиции и стиля).
Теория. Исторический роман.
Знать биографию А.Н. Толстого.
Уметь эмоционально отвечать литературному тексту, анализировать явления, сцены и все произведение в целом, свободно использовать конкретные понятия теории литературы.
А.А.Фадеев. «Разгром». Тема Гражданской войны в литературе. Нравственные проблемы в романе. Одностороннее освещение темы интеллигенции в революции. Современная полемика о романе.
И. Ильф и Е. Петров. «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». Дилогия двух авторов. Сатирическая картина 20-х гг. Герои и их свершения. Остап Бендер как герой своего времени. Дилогия как новый тип романа фельетона.
М. И. Цветаева. «М оим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке...»), «Кто создан из камня...», «Тоска по родине! Давно...», «Москве», «Мне нравится, что вы больны не мной...» и др. Трагедийная тональность творчества. Испытания и беды годов «великого перелома» в России. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Необычность образа лирического героя. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Сжатость мысли и энергия чувства. Мощь поэтического дарования и независимость позиции. Самобытность поэтического слова. Богатство ритмики, свежесть и неожиданность рифмовки.
Знать основные биографические сведения о М.И.Цветаевой, особенности лирических произведений, художественные тропы и фигуры.
Уметь анализировать произведения, свободно используя конкретные понятия теории литературы, составлять план и конспект лекции учителя, работать с материалами учебника, выразительно читать стихи наизусть.
О. Э. Мандельштам. «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город...» и др. Яркость поэтической палитры поэта. Острое ощущение связи времен. Философичность лирики. Исторические и литературные образы в поэзии Мандельштама.
Знать содержание указанных стихотворений.
Уметь анализировать стихи; выразительно читать, наизусть по выбору.
А. А. Ахматова. «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля». Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний, ее психологизм. Патриотизм и гражданственность поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Новаторство формы.
«Реквием». Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема». Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога. Роль детали в создании поэтического образа.
Знать основные биографические сведения о А.А.Ахматовой, особенности лирических произведений, художественные тропы и фигуры, особенности жанра и конфликта поэмы, роль символики в стихах, новые понятия, соотносить произведения с литературными направлениями эпохи.
Уметь анализировать произведения, свободно используя конкретные понятия теории литературы, составлять план и конспект лекции учителя, работать с материалами учебника, выразительно читать стихи наизусть.
Б. Л. Пастернак. «Про эти стихи», «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Любить иных — тяжелый крест...», «Никого не будет в доме...», «Сосны», «Иней», «Снег идет», «Гамлет», «Зимняя ночь». Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Проникновенный лиризм и одухотворенность поэзии Пастернака. Стремление «поймать живое». Пристальное внимание к живым просторам, восторг перед миром природы. Размышления о жизни, любви, природе искусства. Живописность и музыкальность поэзии, динамичность и порывистость стиха, раскованность синтаксиса. Яркость формы и философская насыщенность лирики. Человек и природа. Поэт и поэзия. Тема интеллигенции в революции. Герой и автор. Соединение патетической интонации и разговорного языка.
«Доктор Живаго» (обзор). Жанровое своеобразие романа. Соединение эпического и лирического начала. Образ Юрия Живаго. Цикл стихотворений героя. Его связь с проблематикой романа.
Знать о неразрывности связи человека и природы, их взаимотворчестве. Любовь и поэзия, жизнь и смерть в философской концепции Б.Л. Пастернака. Черты нового лирико-религиозного повествования в романе «Доктор Живаго».
Уметь эмоционально отвечать литературному тексту, анализировать стихи, свободно использовать конкретные понятия теории литературы.
М.А.Булгаков. «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» (по выбору учителя и учащихся). Жизнь, творчество, личность.
«Белая гвардия». Судьба произведения. Гражданская война и ее события в романе. «Дни Турбиных» — пьеса по роману «Белая гвардия». Проза и драматургия в творчестве писателя. Новаторство Булгакова-драматурга.
«Мастер и Маргарита». Необычность композиции романа: сочетание фантастического сюжета с философско-библейскими мотивами. Москва и Ершалаим. Человеческое и божественное в облике Иешуа Га-Ноцри. Образ Понтия Пилата и его роль в романе. Тема совести. Мастер и его Маргарита. Образы Воланда и его свиты. Булгаковская «дьяволиада» в свете мировой культурной традиции (Гёте, Гофман, Гоголь). Масштаб изображения главных героев романа. Мастерство Булгакова-сатирика. Проблема нравственного выбора в романе. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.
Теория. Разнообразие типов романа в русской литературе XX в.
Знать основные биографические сведения об авторе, содержание произведения,
особенности жанра и конфликта произведения, роль символики в романе
Уметь эмоционально отвечать литературному тексту, анализировать стихи, свободно использовать конкретные понятия теории литературы.
Контроль: сочинение по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
А. П. Платонов. «Котлован», «Сокровенный человек», «Шарманка», «Впрок» и др. (по выбору учителя и учащихся). Трудная судьба писателя. «Непростые» простые герои Платонова. Необычность стилистики писателя. Пафос и сатира в его произведениях. Связь творчества Платонова с традициями русской сатиры (Салтыков-Щедрин). Особенности композиции произведений Платонова.
Знать биографию А. Платонова
Уметь эмоционально отвечать литературному тексту, анализировать явления, сцены и все произведение в целом, свободно использовать конкретные понятия теории литературы.
М. А. Шолохов. «Тихий Дон». Жизнь и творчество писателя. «Тихий Дон» – роман-эпопея о всенародной трагедии. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. Яркость характеров и жизненных коллизий в романе. «Вечные темы» в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Специфика художественного строя романа. Роль картин природы в изображении жизни героев. Полемика вокруг авторства. Традиции Л. Толстого в изображении масштабных событий в жизни народа.
Методика. Споры по поводу авторства романа-эпопеи «Тихий Дон» предполагают особую тщательность его текстуального анализа.
Знать важнейшие биографические сведения о писателе, периоды его творчества, основные темы и мотивы творчества; тексты произведений.
Уметь выявлять основную проблематику произведения; определять идейно-художественную роль элементов сюжета, композиции, системы образов; выявлять характерные особенности, роль и место героя в системе образов.
Контроль: сочинение по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон».
Русская литература за рубежом. 1917—1941 годы (3ч)
Русская литература в изгнании. Берлин, Париж, Прага, Белград, Варшава, София, Харбин и Шанхай — центры зарубежной русской литературы. «Золотое десятилетие» русской литературы за рубежом (1925— 1935). Поэзия русской эмиграции (М. Цветаева, В. Ходасевич, Г. Иванов и др.). Проза русской эмиграции (И. Бунин, И. Шмелев, А. Ремизов, Б. Зайцев, В. Набоков, Г. Газданов, М. Алданов и др.). Споры о литературе и ее роли. Судьбы молодого поколения писателей эмиграции.
И. С. Шмелев. «Солнце мертвых». Творческий путь в России и в эмиграции. «Лето Господне», «Куликово поле», «Солнце мертвых». Лиризм и глубина нравственного чувства произведений писателя. Тонкость и точность описаний природы. Острое чувство родины.
М. А. Алданов. «Чертов мост». Исторические романы и повести, портреты -и очерки. Стремление охватить историю Европы за 200 лет. Первый роман «Святая Елена, маленький остров». Великие события и их герои в исторических повествованиях. Суворов и его походы в романе «Чертов мост».
В. В. Набоков. «З а щ и т а Л у ж и н а»
Раннее признание таланта Набокова, его изобразительной силы, зоркости взгляда, остроты сюжета, сочности и красочности описаний, обилия формально-стилистических и психологических находок.
Набоков как русский писатель. Рассказы («Гроза», «Сказка» и др.). Яркость и мужество оценок мира вокруг. Богатство ассоциаций. Насыщенность реминисценциями. Романы «Машенька», «Король, дама, валет», «Защита Лужина», «Дар» и другие произведения. Романы на английском языке («Лолита», «Пнин», «Бледный огонь», и др.).
«Защита Лужина» как роман о трагической судьбе талантливого человека.
Необычность и мастерство автора и переводчика: Набоков как переводчик своих романов на русский язык.
Теория. Автор двух литератур.
Знать логику развития историко-литературного процесса на материале темы
Уметь эмоционально отвечать литературному тексту, анализировать явления, сцены и все произведение в целом, свободно использовать конкретные понятия теории литературы, сопоставлять литературные персонажи, оценивать систему действующих лиц. Владеть монологическим устным и письменным ответом.
Великая Отечественная война в литературе (4ч)
Война и духовная жизнь общества. Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике военных лет (Н. Тихонов, М. Исаковский, А. Сурков, К. Симонов, О. Берггольц и др.). Человек на войне и правда о нем. Романтика и реализм в прозе о войне. Повести В. Кондратьева «Сашка», В. Некрасова «В окопах Сталинграда»
Теория. Жанровое богатство произведений литературы на тему войны.
Русская литература 50—90-х годов XX века (обзор) (15ч)
Литература 50-х — начала 60-х гг. Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев: А. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича»; В. Шаламов. «Колымские рассказы».
Новые идеи, темы, образы в поэзии периода «оттепели» (Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Б. Ахмадулина, Р. Рождественский и др.).
«Городская» проза: нравственная проблематика и художественные особенности произведений.
Ю. Трифонов «О б м е н»
«Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства: глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в рассказах В. Шукшина.
Драматургия. Нравственная острота проблематики пьес.
Литература народов России. М. Джалиль, Ю. Рытхэу, К. Хетагуров.
Литература русского зарубежья. «Вторая волна» русской литературной эмиграции: И. Бродский, А. Солженицын.
«Третья волна» литературной эмиграции: Г. Владимов, С. Довлатов.
Осмысление истории русской литературы как единого процесса.
Авторская песня в развитии литературного процесса и музыкальной культуры народа. Песенное творчество В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Визбора.
Литературные журналы. Их позиция и роль в культурной жизни страны: «Новый мир», «Октябрь» и др.
Возрастание роли публицистики, публицистическая направленность многих художественных произведений конца 80—90-х гг.
Теория. Новые тенденции в развитии русской литературы.
Методика. При изучении обзорной темы особенно важен отбор авторов и произведений, поскольку еще не устоялись оценки и творчество ряда писателей находится в процессе становления. Некоторые имена могут быть исключены, могут возникнуть новые, что естественно, так как в этом разделе программа обращается практически к сегодняшнему дню литературы.
Знать основные факты жизни и творчества писателей – классиков; этапы их творческой эволюции
Историко-культурный подтекст и творческую историю произведения; основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; основные теоретико-литературные понятия.
Уметь эмоционально отвечать литературному тексту, анализировать явления, сцены и все произведение в целом, свободно использовать конкретные понятия теории литературы, сопоставлять литературные персонажи, оценивать систему действующих лиц. Владеть монологическим устным и письменным ответом.
А. Т. Твардовский. «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...», «К обидам горьким собственной персоны...» и др. Чувство сопричастности к судьбам родной страны, желание понять истоки побед и потерь. Утверждение нравственных ценностей. Восприятие мира в его многообразных внутренних связях, сопряжение в лирике частного («быть самим собой») и общего («судьбы любой»).
«За далью – даль» – поэтическое и философское осмысление трагических событий прошлого. Пафос труда в поэме. Немногословность, емкость поэтической речи. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.
Твардовский – редактор журнала «Новый мир».
Теория. Проблемы традиций и новаторства в литературе.
Знать, что «любовь к правде сущей» - основной мотив лирического эпоса» поэта. Знать, что поэма «По праву памяти» - поэма-завещание, в которой темы прошлого, настоящего и будущего раскрыты в свете исторической памяти, уроков пережитого.
Уметь видеть главное в прочитанном тексте, аргументированно формулировать свое отношение к произведению.
И. А. Бродский. Стихотворения из сборников «Конец прекрасной эпохи», «Части речи» (по выбору учителя и учащихся). Трагическая судьба поэта. Нобелевская премия (1987). Творческие поиски и мастерство поэта.
A. И. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ» (главы). Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственности народа, а также его руководителей за настоящее и будущее страны. Особенности художественных решений в произведениях писателя. Роль публицистики в его творчестве.
Ф. А. Абрамов. «Поездка в прошлое». Тема русской деревни, ее сложной судьбы. Трагические страницы в истории колхозов. Радость труда и трагедия жизни тружеников под бездарным и жестоким руководством в колхозах. Семья Пряслиных как носительница лучших народных традиций. Колхозная деревня в годы Великой Отечественной войны. «Поездка в прошлое» как повесть-воспоминание и как материал для наблюдения за процессом творчества писателя.
B. П. Астафьев. «Печальный детектив»
Потеря нравственных ориентиров во всех слоях общества, понижение уровня интеллигентности городского населения, стремление главного героя помочь этому обществу.
В. Г. Распутин. «Последний срок» Трагическое решение проблемы отцов и детей.
Знать содержание литературного произведения; анализировать произведение.
Уметь воспроизводить содержание литературного произведения; анализировать и интерпретировать произведение (художественная структура, тематика, проблематика, система образов, особенности композиции).
Зарубежная литература второй половины XX века (2ч)
Основные тенденции в развитии зарубежной литературы второй половины XX в. Развитие реалистических традиций. Литература постмодернизма.
Э. Хемингуэй. «Старик и море». Раздумья писателя о человеке и его жизненном пути. Роль художественной детали и реалистической символики в повести.
Теория. Постмодернизм.
Знать основные темы и проблемы зарубежная литература 2 половины XIX века, тенденции ее развития. Знать о жизни и творчестве зарубежных писателей.
Уметь анализировать эпическое, драматическое, поэтическое произведения.
Литература на современном этапе (3ч)
Общий обзор произведений последних лет. Поиски новых жанров. Произведения, утверждающие положительные идеалы. Авторы, активно отстаивающие бережное отношение к человеку, природе, талантливым и трудолюбивым людям, обустраивающим родную землю. Постмодернизм. Обзор последних публикаций, получивших общественный резонанс.
Знать логику развития историко-литературного процесса на материале темы
Уметь эмоционально отвечать литературному тексту, анализировать явления, сцены и все произведение в целом, свободно использовать конкретные понятия теории литературы, сопоставлять литературные персонажи, оценивать систему действующих лиц. Владеть монологическим устным и письменным ответом.
Итоги
Судьбы русской литературы в драматическом процессе движения культуры и литературы конца тысячелетия. Связи и зависимости литератур и культур народов мира в XX в. Многообразие направлений, обилие форм и неожиданность эстетических и этических решений. Литература XX в. как форма отражения сложности окружающего нас мира.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | |
сочинения | контрольные работы | |||
1 | Русская литература ХХ века. Введение | 1 | ||
2 | Русская литература начала ХХ века | 1 | ||
И.А. Бунин | ||||
А.И. Куприн | 1 | |||
Л.Н. Андреев | ||||
В.В. Набоков | ||||
Серебряный век русской поэзии | 1 | |||
М. Горький | 1 | |||
А.А. Блок | ||||
В.В. Маяковский | ||||
С.А. Есенин | 1 | |||
Зарубежная литература ХХ века | 4 | |||
Русская литература 20 – 40-х годов | 4 | |||
А.Н. Толстой | ||||
М.И. Цветаева | 1 | |||
А.А. Ахматова | ||||
Б.Л. Пастернак | ||||
М.А. Булгаков | 1 | |||
А. Платонов | ||||
М.А. Шолохов | ||||
Русская литература за рубежом. 1917-1941годы | 3 | |||
Великая Отечественная война в литературе | 3 | |||
Русская литература 50 - 90-х годов ХХ века | 17 | 1 | ||
Зарубежная литература II половины ХХ века | 1 | |||
Литература на современном этапе | 4 | |||
Итоги | 1 | |||
Резервные уроки | 1 | |||
Всего: | 102 | 8 | 2 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- историко-культурный контекст изучаемых произведений;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- сопоставлять литературные произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
- писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
Литература и средства обучения
Для учителя:
- Программы по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы) под редакцией Т.Ф.Курдюмовой (авторы: Т.Ф.Курдюмова, Е.Н.Колокольцев, С.А.Леонов и другие) – М.: Дрофа, 2009
- Литература. 11 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. в 2 ч. Под ред. В.П. Журавлёва. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2009.
- Журнал "Литература в школе".
- Газета «Первое сентября» «Литература».
- Н.В.Егорова, И.В.Золотарёва. Поурочные разработки по литературе. М.: «ВАКО», 2008г.
- Поурочные разработки. Методические рекомендации для учителя под ред. В.В.Агеносова. М., «Дрофа», 2005г.
Для учащихся:
- Литература. 11 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. в 2 ч. Под ред. В.П. Журавлёва. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2009.
Приложение к рабочей программе
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Календарные сроки | |
план | факт | |||
Русская литература ХХ века. | 1 | |||
1 | Введение. Сложность и самобытность русской литературы 20 века. | 1 | 01.09 | |
Русская литература начала ХХ века. | 37 | |||
2 | Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала ХХ века. | 1 | 02.09 | |
И.А. Бунин | 5 | |||
3 | И.А.Бунин. Очерк жизни и творчества. Живописность, философская и психологическая насыщенность лирики. | 1 | 05.09 | |
4 | И. А. Бунин. «Чудная власть прошлого» в рассказе «Антоновские яблоки» | 1 | 08.09 | |
5 | «Господин из Сан-Франциско». Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе. | 1 | 09.09 | |
6 | «Чистый понедельник». Тема России, ее духовных тайн и нерушимых ценностей. | 1 | 12.09 | |
7 | Тема любви в творчестве И.А.Бунина. Р.р. Анализ рассказа | 1 | 15.09 | |
А.И. Куприн | 5 | |||
8 | А.И. Куприн. Жизнь и творчество. Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся». | 1 | 16.09 | |
9 | Талант любви в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет». | 1 | 19.09 | |
10 | Романтическое изображение любви героя к Вере Николаевне. Сопоставление чувств героя с представлениями о любви других персонажей повести. | 1 | 22.09 | |
11-12 | Р. р. Сочинение по творчеству И.А. Бунина и А.И. Куприна | 2 | 23.09-26.09 | |
Л. Н. Андреев | 2 | |||
13 | Л. Андреев. «Иуда Искариот». Переосмысление евангельских сюжетов в философской прозе писателя. | 1 | 29.09 | |
14 | Л. Н. Андреев. «Жизнь Василия Фивейского». «Бездны» человеческой души как главный объект изображения. | 1 | 30.09 | |
Поэзия конца XIX — начала XX века | 6 | |||
15 | Поэзия конца XIX — начала XX века. Серебряный век русской поэзии. | 1 | 06.10 | |
16 | В. Брюсов. Стилистическая строгость, образно-тематическое единство лирики поэта. | 1 | 07.10 | |
17 | К. Бальмонт. Созвучность поэзии Бальмонта романтическим настроениям эпохи. | 1 | 10.10 | |
18 | Преодолевшие символизм. Творчество И. Ф. Анненского и А. Белого | 1 | 13.10 | |
19 | Истоки русского акмеизма. Н. С. Гумилев. Своеобразие лирических сюжетов. | 1 | 14.10 | |
20 | Футуризм. Поэтическое своеобразие лирики Игоря Северянина | 1 | 17.10 | |
М. Горький | 5 | |||
21 | М. Горький. «Старуха Изергиль». Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека. | 1 | 20.10 | |
22 | Пьеса «На дне». Особенности жанра и конфликта | 1 | 21.10 | |
23 | Роль Луки в драме «На дне» | 1 | 24.10 | |
24 | Спор героев о правде и мечте как образно- тематический стержень пьесы. | 1 | 27.10 | |
25 | М. Горький. Литературные портреты («Лев Толстой», «А. П. Чехов») | |||
26 | Р.р. Подготовка к домашнему сочинение по творчеству М. Горького. | 1 | 28.10 | |
А.А. Блок | 4 | |||
27 | Личность и творчество А.А.Блока. Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме». | 1 | 31.10 | |
28 | Стихи о России как трагическое предупреждение об эпохе «неслыханных перемен». | 1 | 03.11 | |
29 | Трагедия поэта в «страшном мире». «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «Скифы». | 1 | 14.11 | |
30 | Поэма «Двенадцать» – первая попытка осмыслить социальную революцию в поэтическом произведении. | 1 | 17.11 | |
В. В. Маяковский | 4 | |||
31 | В. В. Маяковский. Жизнь и творчество. Сатирические произведения поэта. | 1 | 18.11 | |
32 | Любовная лирика и поэмы. «Письмо Татьяне Яковлевой» | 1 | 21.11 | |
33 | Тема поэта и поэзии в лирике Маяковского. Новаторство поэта. «Облако в штанах». Черты избранничества лирического героя. | 1 | 24.11 | |
34 | Крестьянская поэзия. Н. А. Клюев. Изображение труда и быта деревни, тема родины, особое восприятие городской цивилизации. | 1 | 25.11 | |
С. А. Есенин. | 4 | |||
35 | С.А. Есенин. Жизнь и творчество. Глубокое чувство родной природы и Родины. Урок-презентация. | 1 | 28.11 | |
36 | Лиричность и исповедальность поэзии Есенина. | 1 | 01.12 | |
37 | «Анна Онегина» – поэма о судьбе человека и Родины. Биографические мотивы. Образ лирического героя. | 1 | 02.12 | |
38 | Р.р. Сочинение по творчеству В. Маяковского и С. Есенина. | 1 | 05.12 | |
Зарубежная литература первой половины XX века (3ч) | 3 | |||
39 | Общий обзор европейской литературы первой половины XX в. Дж. Лондон. «Любовь к жизни». | 1 | 08.12 | |
40 | Б. Шоу. «Пигмалион». Своеобразие конфликта в пьесе. | 1 | 09.12 | |
41 | Г. Аполлинер. «Мост Мирабо». Экспериментальная направленность лирики. | 1 | 12.12 | |
Русская литература 20—40-х годов (обзор) (32ч) | 31 | |||
42 | Сложность периодизации русской литературы послереволюционных лет. Советская литература и социалистический реализм. | 1 | 15.12 | |
43 | Тема России и революции в творчестве писателей нового поколения: «Железный поток» А. Серафимовича, «Разгром» А. Фадеева. | 1 | 16.12 | |
44 | А. Фадеев «Разгром». Нравственные проблемы в романе. Современная полемика о романе. | 1 | 19.12 | |
45 | Поиски нового героя эпохи. Н. Островский «Как закалялась сталь». | 1 | 22.12 | |
46 | И. Ильф и Е. Петров. «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок». Сатирическая картина 20-х гг. Остап Бендер как герой своего времени. | 1 | 23.12 | |
47 | А. Н. Толстой. Советский исторический роман «Петр I». Картины петровской Руси в романе. | 1 | 26.12 | |
48 | Образ Петра. Изображение народа. Художественное своеобразие романа. | 1 | 29.12 | |
М. И. Цветаева | 2 | |||
49 | М. И. Цветаева. Трагедийная тональность творчества. Испытания и беды годов «великого перелома» в России. | 1 | 30.12 | |
50 | Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Необычность образа лирического героя М. Цветаевой. | 1 | 12.01 | |
51 | О. Э. Мандельштам. Яркость поэтической палитры поэта. Острое ощущение связи времен. Философичность лирики. | 1 | 13.01 | |
А. А. Ахматова | 4 | |||
52 | А. А. Ахматова. Жизнь и творчество. Отражение в лирике глубины человеческих переживаний. Тема любви и искусства. | 1 | 16.01 | |
53 | Патриотизм и гражданственность поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Новаторство формы. | 1 | 19.01 | |
54 | «Реквием». Смысл названия поэмы, особенности жанра и композиции. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос поэмы. | 1 | 20.01 | |
55 | Р.р. Анализ стихотворения А.А. Ахматовой. | 1 | 23.01 | |
Б. Л. Пастернак | 3 | |||
56 | Б. Л. Пастернак. Поэтическая эволюция Пастернака. | 1 | 26.01 | |
57 | Яркость формы и философская насыщенность лирики Пастернака. Человек и природа. Поэт и поэзия. | 1 | 27.01 | |
58 | «Доктор Живаго». Жанровое своеобразие романа. Образ Юрия Живаго. Цикл стихотворений героя. Его связь с проблематикой романа. | 1 | 30.01 | |
М. А. Булгаков | 5 | |||
59 | М.А.Булгаков. Жизнь, творчество, личность | 1 | 02.02 | |
60 | «Мастер и Маргарита». Необычность композиции романа. Человеческое и божественное в облике Иешуа Га-Ноцри. Образ Понтия Пилата и его роль в романе. Тема совести. | 1 | 03.02 | |
61 | Масштаб изображения главных героев романа. Образы Воланда и его свиты. Мастерство Булгакова-сатирика. | 1 | 06.02 | |
62 | Мастер и Маргарита. Проблема нравственного выбора в романе. Смысл финальной главы романа. | 1 | 09.02 | |
63 | Р.р. Сочинение по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». | 1 | 10.02 | |
А. Платонов | 2 | |||
64 | А. Платонов. Трудная судьба писателя. «Непростые» простые герои Платонова. Необычность стилистики писателя. | 1 | 13.02 | |
65 | «Сокровенный человек». Тип платоновского героя-мечтателя, романтика, правдоискателя. | 1 | 16.02 | |
М. А. Шолохов | 7 | |||
66 | М.А.Шолохов. Жизнь и творчество писателя. | 1 | 17.02 | |
67 | «Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии. «Вечные темы» в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. | 1 | 20.02 | |
68 | Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. Сложность и противоречивость пути Григория Мелехова. | 1 | 24.02 | |
69 | Яркость характеров и жизненных коллизий в романе. | 1 | 27.02 | |
70 | Специфика художественного строя романа. Роль картин природы в изображении жизни героев. | 1 | 02.03 | |
71 | Р.р. Сочинение по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон». | 1 | 03.03 | |
72 | Р.р. Написание сочинения по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон» | 1 | 06.03 | |
Русская литература за рубежом. 1917-1941 годы | 3 | |||
73 | Русская литература в изгнании. «Золотое десятилетие» русской литературы за рубежом. В.В.Набоков. «Защита Лужина» | 1 | 09.03 | |
74 | И. С. Шмелев. «Солнце мертвых». Творческий путь в России и в эмиграции. Острое чувство родины. | 1 | 10.03 | |
75 | М. А. Алданов. «Чертов мост». Великие события и их герои в исторических повествованиях. Суворов и его походы в романе «Чертов мост». | 1 | 13.03 | |
Великой Отечественной войны в литературе | 3 | |||
76 | Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике военных лет. | 1 | 16.03 | |
77 | Правда о человеке на войне. В. Некрасов «В окопах Сталинграда» | 1 | 17.03 | |
78 | Романтика и реализм в прозе о войне. Повесть В. Кондратьева «Сашка» | 1 | 20.03 | |
Русская литература 50—90-х годов XX века (обзор) | 17 | |||
79 | Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев произведений В. Шаламова. «Колымские рассказы». | 1 | 23.03 | |
80 | Новые идеи, темы, образы в поэзии периода «оттепели» (Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Б. Ахмадулина, Р. Рождественский). | 1 | 06.04 | |
81 | «Городская» проза: нравственная проблематика и художественные особенности произведений. Ю. Трифонов «Обмен» | 1 | 07.04 | |
82 | «Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства в рассказах В. Шукшина. | 1 | 10.04 | |
83 | Драматургия. Нравственная острота проблематики пьес. А.Вампилов «Старший сын» | 1 | 13.04 | |
84 | Литература народов России. М. Джалиль, Ю. Рытхэу, К. Хетагуров. | 1 | 14.04 | |
85 | Литература русского зарубежья. И. А. Бродский. Трагическая судьба поэта. Творческие поиски и мастерство поэта. | 17.04 | ||
86 | Авторская песня. Песенное творчество В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Визбора. | 1 | 20.04 | |
87 | Литературные журналы. Их позиция и роль в культурной жизни страны: «Новый мир», «Октябрь» и др. Возрастание роли публицистики. | 1 | 21.04 | |
А. Т. Твардовский | ||||
88 | А. Т. Твардовский. Чувство сопричастности к судьбам родной страны. Утверждение нравственных ценностей. | 1 | 24.04 | |
89 | «За далью - даль» - поэтическое и философское осмысление трагических событий прошлого. Пафос труда. | 1 | 27.04 | |
А.И. Солженицын | ||||
90 | А.И.Солженицын. «Один день Ивана Денисовича». Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве. | 1 | 28.04 | |
91 | «Архипелаг ГУЛАГ» – летопись страданий. (Обзор) | 1 | 04.05 | |
92 | Ф. А. Абрамов. «Поездка в прошлое» – повесть-воспоминание. Тема русской деревни, ее сложной судьбы. | 1 | 05.05 | |
93 | B. П. Астафьев. «Печальный детектив». Потеря нравственных ориентиров во всех слоях общества | 1 | 08.05 | |
94 | В. Г. Распутин. «Последний срок» Трагическое решение проблемы отцов и детей. | 1 | 11.05 | |
95 | Р.р. Сочинение по литературе второй половины XX века | 1 | 12.05 | |
Зарубежная литература второй половины XX века | 1 | |||
96 | Зарубежная литература второй половины XX века. Э.Хемингуэй «Старик и море». Раздумья писателя о человеке и его жизненном пути. | 1 | 15.05 | |
Литература на современном этапе | 3 | |||
97 | Общий обзор произведений последнего десятилетия. Проза. В. О. Пелевин. «Чапаев и Пустота». Иллюзорный характер реальности в произведениях В. О. Пелевина. | 1 | 18.05 | |
98 | В. С. Маканин «Кавказский пленный». Тема истинных и ложных ценностей, напряженность чувств и интенсивность страданий героев. | 19.05 | ||
99 | Поэзия 1990-х гг.. Неизменность торжества добра и любви в поэзии Б. А. Чичиба6ина («82 сонета и 28 стихотворений о любви»). Проблема нравственного выбора в стихотворениях О. Г. Чухонцева («Пробегающий пейзаж»). | 1 | 21.05 | |
100 | Урок-семинар. «Литература века как форма отражения сложности окружающего нас мира.» | 1 | 22.05 | |
101 | Резервный урок | 1 | ||
102 | Резервный урок | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО
Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...
Рабочая программапо обществознанию для 9 класса
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...
Рабочая программапо геометрии, 11 класс
Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...