Кусака - тест
тест по литературе (7 класс)

Бадмаева Татьяна Васильевна

Обучающий тест к рассказу Л.Андреева "Кусака"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тест по рассказу Кусака33.8 КБ

Предварительный просмотр:

Обучающий тест по рассказу Л. Андреева «Кусака»

Тема: «Гуманистический пафос произведения. Авторская позиция»

Цели:

Продолжать обучать анализу художественного текста, формировать навыки устанавливать причинно-следственные связи, формировать понятие об авторской позиции и способах её выражения.

Развивать умение выделять главное, существенное, логически излагать свои мысли.

Воспитывать милосердие, сострадание, способность отвечать за свои поступки.

Пафос – греческое слово, которое обозначает эмоциональную речь или письменный текст, переполненный возвышенными чувствами, которые должны вызвать у тех, кто его слушает или читает, сильный отклик.

Гуманистический пафос – стремление главных героев к высоким гуманистическим идеалам, их возвышение и утверждение наперекор обстоятельствам и противодействию окружающих.

Авторская позиция – авторское понимание жизни и её оценка, в частности оценка изображаемых характеров. Существуют разные способы выражения АП: прямое высказывание автора, через портрет. Особенности поведения персонажей, пейзаж, цвет, время и т. д. В художественном произведении важно каждое слово.

  1. Рассказ начинается описанием собаки.

 «Она никому не принадлежала; у нее не было собственного имени, и никто
не мог бы сказать, где находилась она во всю долгую морозную зиму и чем
кормилась. Не помня себя от страху, переметываясь со стороны на сторону, натыкаясь на загорожи и людей, она мчалась на край поселка и пряталась в глубине большого сада, в одном ей известном месте. Там  она зализывала ушибы и раны и в одиночестве копила страх и злобу.»

Для чего в первом предложении автор употребляет так много слов с отрицанием?

 А. Показать, как несчастна собака    

Б. Показать нарастание злобы в душе собаки

  1. Во 2 главе мы знакомимся с дачниками и видим, что Кусака меняется.

«Приехали из города дачники, целая веселая ватага взрослых, подростков и детей, опьяненных воздухом, теплом и светом; кто-то кричал, кто-то пел, смеялся высоким
женским голосом» .

«Всею своею собачьей душою расцвела Кусака. У нее было имя, на которое
она стремглав неслась из зеленой глубины сада; она принадлежала людям и
могла им служить»

Все герои счастливы, но у каждого свое счастье. Объясните, опираясь на текст, в чем счастье людей и в чем счастье собаки.

  1. Почему, когда приходили посторонние люди, Кусака убегала и пряталась?

А) боялась, что ее обидят    Б) она любила только своих хозяев и хотела служить только им.

4. Четвертая глава начинается описанием пейзажа:

«Желтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо, и
быстро стали пустеть дачи и умолкать, как будто непрерывный дождь и ветер
гасили их, точно свечи, одну за другой.»

Как вы думаете, что оно предвещает?

5 Разговаривая с Лелей перед отъездом мама произносит фразу: «Двора у нас нет, а в комнатах ее держать нельзя». И тут же сама себе противоречит: « Догаевы давно уже предлагали мне щеночка. Говорят, очень породистый и уже служит.  А эта что - дворняжка!»

О чем свидетельствует эта фраза? .

6.  В Кротову принадлежат слова: «Скука – это голод души, не знающей своей подлинной пищи».

Почему Леле становится скучно? Счастлива ли она?

7.  Почему Леля  забыла попрощаться с Кусакой? Каковы ее истинные чувства?

8.  Предательству Лели предшествуют слова:

«Прорвался солнечный луч, желтый и анемичный, как будто солнце было неизлечимо больным; шире и печальнее стала туманная осенняя даль.»

(Анемия (малокровье) – это заболевание, которое характеризуется снижением эритроцитов (красных кровяных телец), гемоглобина, дыхательной функции крови и развитием кислородного голодания тканей.)

Чья душа больна? Почему вы так считаете?

9. В 5 главе автор использует прием градации (постепенное усиление или ослабление признака)

«Поднялся частый дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак осенней длинной ночи. Быстро и глухо он заполнил пустую дачу; бесшумно выползал он из кустов и вместе с дождем лился с неприветного неба. На террасе, с которой была снята парусина, отчего она казалась обширной и странно пустой, свет долго еще боролся с тьмою и печально озарял следы грязных ног, но
скоро уступил и он. Наступила ночь»

Как вы думаете, что писатель хотел передать этим? Что чувствует Кусака в этот момент?

10. Кусаку предали во второй раз. Как вы думаете, чье предательство для нее оказалось больнее – пьяного мужика или Лели? Почему?

11. Почему в конце рассказа несколько раз мы слышим слово собака и ни разу автор не называет ее по имени?

12. Прочитайте последний абзац рассказа:

«И когда уже не было сомнений, что ночь наступила, собака жалобно и
громко
завыла. Звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой в
монотонный, угрюмо покорный шум дождя, прорезал тьму и, замирая, понесся
над темным и обнаженным полем
.  Собака выла - ровно, настойчиво и безнадежно спокойно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу.  Собака выла.» 

Как вы думаете, почему автор повторяет несколько раз это предложение? Чувствуем ли мы, как он относится к собаке?

13. В начале и в конце рассказа автор вставляет  два эпизода: пьяница, пнувший Кусаку, идёт домой и там долго и больно бьёт жену; кучка людей у трактира дразнит деревенского дурачка Илюшу. Зачем нужны эти эпизоды, не имеющие прямого отношения к истории Кусаки?

14. Опираясь на текст и на слова  философа 20 века А. Швейцера : «Чтобы понять, есть ли у животных душа, надо самому иметь душу», попробуйте сформулировать авторскую позицию.

15. Напишите сочинение – рассуждение, отвечая на вопрос: «В каком случае счастье было бы возможным?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по рассказу Л.Андреева "Кусака"

При анализе текста рассказа создаётся схема - образ, позволяющий выйти на творческое задание: создание образа "Мир, который меня окружает"...

"Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил..."По рассказу Л.Андреева "Кусака"

Урок в 7 классе по программе Коровина В.Я. Технология - мастреская ценностных ориентаций. Презентация обеспечивает наглядность урока, помогает проанализировать основные проблемы произведения. Урок зан...

Разработка урока «Мы в ответе за тех, кого приручили» урок по произведению Л.Андреева "Кусака"

Урок предназначен для учащихся 7 класса, по УМК В.Я. Коровиной. Направлен на развитие коммуникативно-речевой компетенции, воспитание гуманного отношения к животным, одного из критериев нравственности....

Урок литературы 7 класс "Авторская позиция в рассказе Леонида Андреева «Кусака»

Формирование  в ходе урока навыков анализа художественного текста, понятия об авторской позиции и способах её выражения.....

Урок по рассказу Л. Андреева "Кусака"

В работе предсавлен конспект урока  и презентация к немуНа уроке ребята размышляют над такими понятиями, как совесть, милосердие; учатся быть сострадательные к "братьям нашим меньшим"....

Конспект урока "Мы в ответе за того, кого приручили" (Л.Андреев "Кусака"

План открытого урока литературы в 7 «Б» классе(Учитель литературы Л.Н.Нагаева, МБОУ Гимназия №9 г.о.Химки Московской области) Тема урока: "Мы в ответе за того, кого приручили" по расск...

Тест по литературе по поизведению Л.Н.Андреева "Кусака"

Данным материалом можно воспользоваться на уроке литературы...