Кусака - тест
тест по литературе (7 класс)
Обучающий тест к рассказу Л.Андреева "Кусака"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тест по рассказу Кусака | 33.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучающий тест по рассказу Л. Андреева «Кусака»
Тема: «Гуманистический пафос произведения. Авторская позиция»
Цели:
Продолжать обучать анализу художественного текста, формировать навыки устанавливать причинно-следственные связи, формировать понятие об авторской позиции и способах её выражения.
Развивать умение выделять главное, существенное, логически излагать свои мысли.
Воспитывать милосердие, сострадание, способность отвечать за свои поступки.
Пафос – греческое слово, которое обозначает эмоциональную речь или письменный текст, переполненный возвышенными чувствами, которые должны вызвать у тех, кто его слушает или читает, сильный отклик.
Гуманистический пафос – стремление главных героев к высоким гуманистическим идеалам, их возвышение и утверждение наперекор обстоятельствам и противодействию окружающих.
Авторская позиция – авторское понимание жизни и её оценка, в частности оценка изображаемых характеров. Существуют разные способы выражения АП: прямое высказывание автора, через портрет. Особенности поведения персонажей, пейзаж, цвет, время и т. д. В художественном произведении важно каждое слово.
- Рассказ начинается описанием собаки.
«Она никому не принадлежала; у нее не было собственного имени, и никто
не мог бы сказать, где находилась она во всю долгую морозную зиму и чем
кормилась. Не помня себя от страху, переметываясь со стороны на сторону, натыкаясь на загорожи и людей, она мчалась на край поселка и пряталась в глубине большого сада, в одном ей известном месте. Там она зализывала ушибы и раны и в одиночестве копила страх и злобу.»
Для чего в первом предложении автор употребляет так много слов с отрицанием?
А. Показать, как несчастна собака
Б. Показать нарастание злобы в душе собаки
- Во 2 главе мы знакомимся с дачниками и видим, что Кусака меняется.
«Приехали из города дачники, целая веселая ватага взрослых, подростков и детей, опьяненных воздухом, теплом и светом; кто-то кричал, кто-то пел, смеялся высоким
женским голосом» .
«Всею своею собачьей душою расцвела Кусака. У нее было имя, на которое
она стремглав неслась из зеленой глубины сада; она принадлежала людям и
могла им служить»
Все герои счастливы, но у каждого свое счастье. Объясните, опираясь на текст, в чем счастье людей и в чем счастье собаки.
- Почему, когда приходили посторонние люди, Кусака убегала и пряталась?
А) боялась, что ее обидят Б) она любила только своих хозяев и хотела служить только им.
4. Четвертая глава начинается описанием пейзажа:
«Желтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо, и
быстро стали пустеть дачи и умолкать, как будто непрерывный дождь и ветер
гасили их, точно свечи, одну за другой.»
Как вы думаете, что оно предвещает?
5 Разговаривая с Лелей перед отъездом мама произносит фразу: «Двора у нас нет, а в комнатах ее держать нельзя». И тут же сама себе противоречит: « Догаевы давно уже предлагали мне щеночка. Говорят, очень породистый и уже служит. А эта что - дворняжка!»
О чем свидетельствует эта фраза? .
6. В Кротову принадлежат слова: «Скука – это голод души, не знающей своей подлинной пищи».
Почему Леле становится скучно? Счастлива ли она?
7. Почему Леля забыла попрощаться с Кусакой? Каковы ее истинные чувства?
8. Предательству Лели предшествуют слова:
«Прорвался солнечный луч, желтый и анемичный, как будто солнце было неизлечимо больным; шире и печальнее стала туманная осенняя даль.»
(Анемия (малокровье) – это заболевание, которое характеризуется снижением эритроцитов (красных кровяных телец), гемоглобина, дыхательной функции крови и развитием кислородного голодания тканей.)
Чья душа больна? Почему вы так считаете?
9. В 5 главе автор использует прием градации (постепенное усиление или ослабление признака)
«Поднялся частый дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак осенней длинной ночи. Быстро и глухо он заполнил пустую дачу; бесшумно выползал он из кустов и вместе с дождем лился с неприветного неба. На террасе, с которой была снята парусина, отчего она казалась обширной и странно пустой, свет долго еще боролся с тьмою и печально озарял следы грязных ног, но
скоро уступил и он. Наступила ночь»
Как вы думаете, что писатель хотел передать этим? Что чувствует Кусака в этот момент?
10. Кусаку предали во второй раз. Как вы думаете, чье предательство для нее оказалось больнее – пьяного мужика или Лели? Почему?
11. Почему в конце рассказа несколько раз мы слышим слово собака и ни разу автор не называет ее по имени?
12. Прочитайте последний абзац рассказа:
«И когда уже не было сомнений, что ночь наступила, собака жалобно и
громко завыла. Звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой в
монотонный, угрюмо покорный шум дождя, прорезал тьму и, замирая, понесся
над темным и обнаженным полем. Собака выла - ровно, настойчиво и безнадежно спокойно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу. Собака выла.»
Как вы думаете, почему автор повторяет несколько раз это предложение? Чувствуем ли мы, как он относится к собаке?
13. В начале и в конце рассказа автор вставляет два эпизода: пьяница, пнувший Кусаку, идёт домой и там долго и больно бьёт жену; кучка людей у трактира дразнит деревенского дурачка Илюшу. Зачем нужны эти эпизоды, не имеющие прямого отношения к истории Кусаки?
14. Опираясь на текст и на слова философа 20 века А. Швейцера : «Чтобы понять, есть ли у животных душа, надо самому иметь душу», попробуйте сформулировать авторскую позицию.
15. Напишите сочинение – рассуждение, отвечая на вопрос: «В каком случае счастье было бы возможным?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по рассказу Л.Андреева "Кусака"
При анализе текста рассказа создаётся схема - образ, позволяющий выйти на творческое задание: создание образа "Мир, который меня окружает"...
"Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил..."По рассказу Л.Андреева "Кусака"
Урок в 7 классе по программе Коровина В.Я. Технология - мастреская ценностных ориентаций. Презентация обеспечивает наглядность урока, помогает проанализировать основные проблемы произведения. Урок зан...
Разработка урока «Мы в ответе за тех, кого приручили» урок по произведению Л.Андреева "Кусака"
Урок предназначен для учащихся 7 класса, по УМК В.Я. Коровиной. Направлен на развитие коммуникативно-речевой компетенции, воспитание гуманного отношения к животным, одного из критериев нравственности....
Урок литературы 7 класс "Авторская позиция в рассказе Леонида Андреева «Кусака»
Формирование в ходе урока навыков анализа художественного текста, понятия об авторской позиции и способах её выражения.....
Урок по рассказу Л. Андреева "Кусака"
В работе предсавлен конспект урока и презентация к немуНа уроке ребята размышляют над такими понятиями, как совесть, милосердие; учатся быть сострадательные к "братьям нашим меньшим"....
Конспект урока "Мы в ответе за того, кого приручили" (Л.Андреев "Кусака"
План открытого урока литературы в 7 «Б» классе(Учитель литературы Л.Н.Нагаева, МБОУ Гимназия №9 г.о.Химки Московской области) Тема урока: "Мы в ответе за того, кого приручили" по расск...
Тест по литературе по поизведению Л.Н.Андреева "Кусака"
Данным материалом можно воспользоваться на уроке литературы...