Статья "Проектирование урока по внеклассному чтению с учетом ФГОС"
статья (6 класс)

Лебедева Наталья Сергеевна

Статья "Проектирование урока по внеклассному чтению с учетом ФГОС" будет интересна учителю-словеснику. В ней показан один из подходов построения урока по внеклассному чтению с учетом всех требований ФГОС. В основе материала предложена технологическая карта урока, который был проведен в 6 классе обычной средней школы. К статье прилагается список литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектирование урока по внеклассному чтению с учетом ФГОС

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, возникает вопрос, как спроектировать свой урок, чтобы реализовать требования ФГОС. В основу разработки новых стандартов положен системно – деятельностный подход, который исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований.

 Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие детей определяется характером организации их деятельности. С точки зрения деятельностного подхода учитель не передает готовые знания, а создает условия для развития учащихся через организацию их деятельности. В связи с этим самой оптимальной формой проектирования урока, на мой взгляд, является технологическая карта. Она дает возможность отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя и ученика, что является актуальным для развивающего образования.

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности, деятельность учителя и деятельность учащихся. Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.

Примером использования этой технологии может стать проект урока по внеклассному чтению для 6 класса.

Технологическая карта урока

Тема

Уроки войны

Цели

Образовательные: расширить представление о ВОВ, о военном детстве. Познакомить с повестью М. Шиханова «Хлебные карточки», его биографией.

Развивающие: развивать познавательные интересы учащихся, формировать навыки работы с текстом; навыки групповой работы; развивать интерес к исследовательской деятельности.

Воспитательные: воспитывать интерес к своему народу, семейным,  духовно-нравственным ценностям; умение слушать друг друга.

Здоровьесберегающие: создать комфортную психологическую обстановку на уроке.

Ход урока:

Этапы урока

 Деятельность    

  учителя

  Деятельность     учащихся

             УУД

1. Организацион

ный момент

Цель:включение учащихся в деятельность

Приветствие, уточнение состава творческих групп.

Вступительное слово  о военном детстве (слайд 1.)

Чтение эпиграфа.

Приветствие,

Концентрация внимания.

Личностные

смыслообразование

познавательные активизация

мышления

Коммуникативные

сотрудничество

2.Актуализация знаний

Цель: знакомство с

биографией писателя, для выявления автобиографического начала в повести.

Словарная работа, необходимая для целеполагания.

Словарная работа с понятиями:

-автобиография,

-документальная повесть,

-война,

-хлебные карточки

 (слайд 2.)

Группа исследователей: сообщение о биографии писателя  в форме презентации.

Запись определений в тетрадь, составление словосочетаний со словом «война».

Познавательные,

Регулятивные,

Коммуникативные.

3.Формулирование проблемы

Цель: организовать мыслительную деятельность учащихся.

Работа над проблемой повести М. Шиханова «Хлебные карточки»:

-Почему писатель пишет о войне?

-Кто главный герой повести?

-Что такое хлебные карточки? Для чего они нужны?

-Что чувствует герой, когда теряет карточки?
-Кто ему помогает?

.Формулировка темы и  проблемы урока.

- Тема военного детства.

- Проблема воспитания.

Коммуникативные координация мнений, сотрудничество.

Регулятивные способность к целеполаганию, постановка и формулировка темы и проблемы.

4. Обсуждение проблемы

Цель: организовать импровизацию диалога учениками. Организовать работу по группам.

-Что помогло выжить герою в тяжелое военное время?

- Какие уроки усвоил герой?

Вопросы для 1 группы:

-Что чувствует герой?

-Почему обращается за помощью к бабушке?

-Какие уроки усвоил герой?

Вопросы для 2 группы:

-Какая бабушка?

-внешность,

- речь,

- поведение.

-Почему бабушка продает любимую шаль?

Творческая группа. Выразительное чтение диалога героя и бабушки (инсценировка)

Работа в группах по составлению характеристики героев.

Формулировка ответа

На предложенный вопрос. (Нравственные уроки милосердия, сострадания, любви).

Коммуникативные:

-владение монологической и диалогической формами речи. Выражение своих мыслей.

Познавательные

-смысловое чтение,

-анализ текста,

-выделение главного.

5.Рефлексия

Цель: Осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности.

-Чему вы научились на уроке?

- Нужны ли любовь и милосердие в нашей жизни?

Подведение итогов урока

Высказывание по модели:

Я научился…

Я считаю….

Регулятивные:

-оценка процессов, результатов деятельности.

6.Домашнее задание

Дифференцированное

задание

1. Подобрать иллюстрации или нарисовать рисунок на тему «Военное детство».

2. Собрать материал о родственниках, переживших военное детство.

Коммуникативные:-собственная творческая деятельность.

Таким образом, технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели урока, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Список литературы:

1. Закон РФ "Об образовании". - М., 2011

2. Гин, А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пос. для учителя. / А. А. Гин. - 5-е изд. - М. : Вита-Пресс, 2004.

3. Карабанова О.А.// Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. –[ № 2. - С. 11-12.]

 4. Петерсон Л.Г.   Механизмы формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения "Школа 2000..." / Л. Г. Петерсон// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. –[ № 3. - С. 17-23.] - Библиогр.: с. 23.

5. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. / Г. К. Селевко. - Т. 1.- М. : НИИ школьных технологий, 2006.- [816 с.]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-мастерская внеклассного чтения " Спешите делать добрые дела"

Урок доброты,  посвященный 80-летию со дня рождения  Ш.А. Амонашвили в 8 классе  “Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других” (Л.Толстой)  Цель урока ...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ПО ВНЕКЛАССНОМУ ЧТЕНИЮ ПО ТВОРЧЕСТВУ С.А.ЕСЕНИНА

Презентация является наглядным материалом к уроку по внеклассному чтению в школе VIII вида по творчеству С.А.Есенина "Образ родной природы в песенном слове С.А.Есенина"...

Задания для составления высказывания по теме урока по внеклассному чтению

Данный дидактический материал "Задания для составления высказывания по теме урока внеклассного чтения по творчеству С.А.Есенина" разработан для составления связных высказываний обучающихся на уроке вн...

Конспект урока по внеклассному чтению. 10 класс.

В данном уроке-конспекте вы познакомитесь с творчеством В.М.Шукшина.Найдете анализ его произведений....

Тема урока литературы (Внеклассное чтение): В поисках смысла жизни (По книге протоиерея И.Гагарина «Восстань, душа, что спишь?»)

Открытый урок внеклассного чтения по литературе в 8 классе на тему«В поисках смысла жизни» по книге протоиерея И.Гагарина «Восстань, душа, что спишь?»(В рамках конкурса к Дню православной к...

Конспект урока по физической культуре с учетом ФГОС НОО по теме: "Прыжок в длину с места. Броски набивного мяча". для 4-х классов.

Конспект урока по физической культурес учетом ФГОС НОО по теме:"Прыжок в длину с места. Броски набивного мяча".для 4-х классов....

Технологическая карта урока по биологии 7класс с учетом ФГОС УМК В.В. Пасечник "Отряды Грызуны, Зайцеобразные».

Познакомить учащихся с многообразием млекопитающих, обеспечить усвоение знаний о характерных особенностях грызунов и зайцеобразных. Их значение в природе и жизни человека....