Материалы по подготовке обучающихся к итоговому сочинению по литературе в 11 классе
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (10, 11 класс)
Предлагаю текст выступления на семинаре РМО учителей русского языка и литературы по подготовке обучающихся к итгоговому сочинению по литературе в 11 классе ( обмен опытом работы). Изложены основные положения подготовки, а также справочный материал, помогающий школьникам освоить композицию итогового сочинения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на РМО учителей русского языка и литературы | 20.89 КБ |
Опорная таблица для обучения школьников написанию итогового сочинения. | 23.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление учителя русского языка и литературы МОУ Синичинская СОШ Спайковой И.Н.
Подготовка обучающихся старших классов
к итоговому сочинению по литературе.
Когда учащиеся сталкиваются с каким – то новым видом творческой работы, то перед ними всегда встаёт два вопроса: как писать и что писать? Начинать нужно с вопроса: как писать, то есть с композиции сочинения. Построение итогового сочинения в 11 классе не отличается от тех сочинений – рассуждений, которые школьники ранее уже писали: это ( вступление) тезис – доказательства – вывод ( заключение). Но ряд требований и специфика постановки темы делает это сочинение для учеников новым видом работы. Поэтому вначале предлагаю выпускникам такую опорную таблицу, с которой мы работаем на уроках подготовки к сочинениям.
(Приложение № 1).
Разобравшись с композицией сочинения, мы переходим ко 2- му вопросу: что писать? И здесь необходимо выделить несколько трудностей, с которыми сталкиваются ученики, а значит, задача учителя выстроить работу так, чтобы эти сложности у школьников разрешились.
- Формулировка тезиса сочинения.
Нужно отметить, что и тематические направления, и темы сочинений даются удачные, они связаны с духовно – нравственными и философскими жизненными вопросами, с которыми молодые люди либо уже сталкивались, либо обязательно столкнутся, выйдя в большую жизнь. Но часто получается так, что ученики затрудняются дать сразу однозначный ответ, у них нет ещё такого жизненного опыта, да и зачастую бывает, что в жизни они видят одно, а их собственная совесть подсказывает совсем другое. Поэтому необходимо обсуждать эти вопросы в классе на таких своеобразных диспутах, где каждый может высказать свою точку зрения, привести доказательства, а потом с помощью учителя сформулировать тезисы к предложенным тематическим направлениям.
Для таких уроков я предлагаю ученикам в рамках одного тематического направления несколько проблемных вопросов (5-6), которые обсуждаются в свободной беседе. Неизбежно школьники приводят и литературные примеры в качестве подтверждения собственной точки зрения. Это рождает совместный поиск, который помогает не только в подготовке к сочинению, но и даёт возможность обсудить важные вопросы морали и нравственности, выговориться в конце концов ( чего молодым людям так часто не хватает). Поэтому , на мой взгляд, такие уроки важны и для воспитания в наших детях правильной жизненной позиции, это ещё один повод утвердить в их мировоззрении верные духовные ценности. ( Приложение № 2).
- Работа с литературными примерами.
Я считаю, что положительным в данном виде контрольного сочинения является то, что учащиеся не ограничиваются какими – либо рамками в выборе аргументации: это могут быть творения и русской классики, и зарубежная литература, и публицистика, и поэзия, и произведения современных авторов, то есть у выпускников есть возможность показать свои пристрастия в чтении. Поэтому мы с учениками вернулись к уже известной форме работы, такой как ведение читательского дневника. Но каждый может вести его в своей форме, главное собрать такой « банк аргументов», чтобы им можно было пользоваться и на итоговом сочинении, и на творческом задании на ЕГЭ по русскому языку. На уроках мы также обсуждаем возможные литературные примеры к проблемным вопросам, что даёт возможность школьникам поделиться своими впечатлениями о прочитанных ими книгах и порекомендовать их одноклассникам.
Хороший результат даёт совместное чтение на уроке. Для этого выбираю небольшие по объёму , но ёмкие по содержанию произведения и нахожу возможность объединить 2 урока для того, чтобы прочитать в классе произведение и его обсудить. На таких уроках царит атмосфера сопереживания и на этом эмоциональном подъёме лучше запоминается содержание рассказа, живее проходит его обсуждение.
Для опоры в доказательстве собственной точки зрения ученики в сочинении могут использовать высказывания авторитетных людей, поэтому мы собираем «цитатники», но стараемся не только объединить их по тематике, но и подбирать такие высказывания, чтобы они были небольшими ( 1-2 предложения), но универсальными, то есть подходили бы под многие проблемные вопросы. Такие высказывания легче запоминаются учащимися для использования в сочинении в качестве эпиграфа , опоры для формулировки тезиса или вывода в заключении.
Таким образом проходит работа по всем тематическим направлениям. После обсуждения проблемных вопросов в рамках каждого направления и взаиморекомендаций литературных примеров каждый ученик выбирает одну тему и пишет сочинение, исходя из всех критериев проверки данной работы. В результате у каждого ученика ко времени написания этой творческой работы есть 5 сочинений, на которые он может опираться на экзамене.
Все сочинения я оцениваю не только по традиционной оценочной системе, но и исходя из критериев, с которыми знакомлю ребят на самых первых уроках. При проверке я прикрепляю шкалу с критериями и оцениваю написанное школьником сочинение оценками «зачёт/ незачёт» ( - или +) по каждому из них.
объём | самостоят. | рассуждение | лит. мат | композиция | речь | грамотность |
Подготовкой к итоговому сочинению я начинаю заниматься в 10 классе ( пробовала в 9 классе – пошло плохо). Начинаем вести читательские дневники и «цитатники», после изучения произведения пишем сочинение по требованиям этой экзаменационной работы, а именно: даю проблемный вопрос, и учащиеся выдвигают свой тезис, доказывая его одним примером из прочитанного и изученного по программе произведения и ещё один пример приводят самостоятельно, обучаясь таким образом видеть « сквозные» темы.
В заключение хотелось бы сказать, что, готовя учеников к итоговому сочинению, мы одновременно можем решать и учебные, и метапредметные, и воспитательные задачи, а значит, не ограничиваться только узкой задачей подготовки к успешному написанию этой экзаменационной работы.
Предварительный просмотр:
КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ.
Как построить сочинение?
Вопрос 1: Как начать сочинение?
Форма формулировки темы | Тема | Совет | Примеры вступления |
Тема дана в форме чьего-то высказывания | «Разум, властвующий один, — сила ограничивающая; а одна страсть — пламя, сжигающее само себя.» Х. Джубран | Начать с записи высказывания и его пояснения (как поняли), обосновать уже имеющееся утверждение, тем самым сформулировав тезис. | Хамиль Джубран, размышляя над тем, что такое разум и чувства и какова их взаимосвязь, сказал: «Разум, властвующий один, — сила ограничивающая; а одна страсть — пламя, сжигающее само себя». Действительно, человек должен прислушиваться к разуму, однако умение чувствовать, пропускать чужую боль через себя, видеть прекрасное и восхищаться им, любить и быть любимым не менее важно: человек не сможет жить только разумом, иначе он превратится в робота (тезис). |
Тема дана в форме вопроса | В каком возрасте люди чаще всего живут чувствами и почему? | Записать данный вопрос или перефразировать его, а затем дать на него ответ, сформулировав тезис. | Интересно, зависит ли разумная и эмоциональная жизнь человека от возраста? Думаю, да. Дети часто живут чувствами, открыто выражая эмоции – в жизни взрослых разум занимает больше места, чем у детей. Наверное, это происходит потому, что взрослые умеют контролировать свои эмоции, они более рациональны, чем дети. (тезис) |
Тема дана в форме назывного предложения | Содружество разума и чувств | Переделать назывное предложение, данное в качестве темы, в вопросительное, добавив цепочку вопросов. Ответив на них, вы сформулируете тезис. | Что объединяет разум и чувства? Может ли человек жить, всегда подчиняясь разуму, или его жизнь обеднеет, если в ней не будет чувств и эмоций? Мне кажется, что разум и чувство должны «дружить», а объединить их может целостность человека: если человек живет без разума, то он глуп и невыносим, а если он живет без чувств, то он робот. Только в «содружестве разума и чувства» человек является личностью. (тезис) |
Тема дана в форме утверждения | Чувства сильнее разума... | Начните с размышления. Кроме этого, можно начать с актуальности темы, её значимости. | «Чувства сильнее разума...» Спорное утверждение. Нередко разум и чувства конфликтуют. Чувства говорят: "Хочу!", разум отвечает: "Нужно". Разум утверждает: "Правильно так", чувства протестуют: "Не хочется". Как решить это противоречие? Что победит (разум или чувства), зависит от многих факторов: от воспитания, темперамента, характера, от того, кто находится рядом и помогает или мешает, от жизненной ситуации... (тезис) |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ СОЧИНЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ТЕЗИСА С ОПОРОЙ НА ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРИМЕРЫ, ТО ЕСТЬ СОБСТВЕННЫЕ РАССУЖДЕНИЯ И АНАЛИЗ ЭПИЗОДОВ ИЗ САМОСТОЯТЕЛЬНО ВЫБРАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.
Вопрос 2: Как закончить сочинение?
Вариант заключения | Тема | Пример |
Афоризм, пословица, «умные мысли» известных людей | Разум или чувство: кто кого? | И в заключение мне бы хотелось сказать, что если человек эмоционально реагирует на ту или иную жизненную ситуацию, не сдерживая себя, то разум в такие минуты бессилен. Об этом очень точно сказал известный немецкий писатель Генрих Манн: «Когда забьется сердце — разум умолкает». |
Иллюстрация, облегчающая понимание высказанного положения | Стихия чувств и холод разума... | Заканчивая своё рассуждение, я хочу, чтобы вы представили человека, которого поглотила стихия чувств и который в это же время холоден, как лёд. Согласитесь, такого быть не может... Думаю, человек в равной мере должен уметь управлять и «стихией чувств», и «холодом разума», а иначе ему будет сложно строить отношения с окружающими его людьми. Совет: местоимение «ВЫ» используется, если в сочинении уже было обращение к предполагаемому собеседнику |
Призыв Совет: при такой концовке используйте слова «давайте», «давайте задумаемся...», «давайте помнить...»,«Давайте сделаем так, чтобы...» | Что правит миром – разум или чувство? Совет: если тема-вопрос, можно повторить данный вопрос, а оттолкнувшись от него, призвать ... | «Что правит миром – разум или чувство?» На этот вопрос мы искали ответ, приводили аргументы... А ответ прост: править миром надо разумно, не забывая о чувствах. И тогда не будет локальных и глобальных конфликтов, и человек будет жить в гармонии с самим собой... Давайте же помнить об этом! |
Зарисовка | Чувства сильнее разума... | Итак, завершая рассуждение над темой сочинения, я вспоминаю тургеневского воробья, героя одного из стихотворений в прозе, который бросился закрывать птенца своим дрожащим тельцем, защищая его от собаки, спасая от смерти. Действительно, «чувства сильнее разума»! |
Выражение надежды Совет: выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное. | «Кто хоть раз в жизни не терял рассудка?» Мольер | Подводя итог сказанному, ответив на риторический вопрос, заданный французским драматургом Жан-Бати́стом Мольером, хочется выразить надежду на то, что человек в конце концов научится управлять своими эмоциями, в то же время не забывая прислушиваться и к голосу разума. И тогда в мире воцарится гармония! |
Взгляд вперёд, то есть можно пофилософствовать о том, что будет, если… | Когда надо прислушаться к голосу разума? | Рассуждая над вопросом, в какие минуты жизни человеку необходимо прислушиваться к голосу разума, я подумала о том, что сказали бы классики будущего, если бы мы разучились жить, руководствуясь разумом, тогда, когда надо сберечь мир на всей земле. Уверена, они бы сказали, что мир сошёл с ума и что надо срочно исправлять положение... |
Вопрос 3: Как соединить все части сочинения?
Композиционная часть сочинения | Примеры речевых клише и скрепы |
Скрепа, соединяющая вступление, в котором высказан тезис, и основную часть | В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература. |
Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема сочинения и доказывается высказанный мною тезис. | |
Могу доказать свою точку зрения, обратившись к произведениям (произведению) художественной (публицистической) литературы. | |
За доказательствами обратимся (обращусь) к произведениям художественной литературы | |
Размышляя над этим вопросом, не могу не обратиться к произведению (ФИО автора и название его), в котором… | |
Чтобы убедиться в правильности высказанного тезиса, достаточно привести примеры из художественной литературы. | |
В этом легко убедиться, обратившись к художественной литературе. | |
В произведении (назвать) я нашла (нашёл) отражение (подтверждение) своим мыслям... | |
Внутри основной части переход от одного аргумента к другому | Давайте вспомним и другое произведение, в котором тоже говорится (поднимается вопрос) о том, что… |
Можно привести и другой пример. | |
Приведу еще один пример, доказывающий мою точку зрения, - ... | |
Эта же тема рассматривается и в произведении… | |
Скрепа, соединяющая основную часть и заключение | К какому же выводу я пришёл (пришла), размышляя над темой «…»? Думаю, надо… |
И в заключение мне бы хотелось сказать, что... | |
Завершая своё сочинение, хочу обратиться к словам известного русского писателя, который сказал: «...» | |
В заключение нельзя не сказать об актуальности поднятой темы, которая до сих пор звучит современно, потому что ... | |
В заключение хочется призвать людей ... | |
Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для подготовке к итоговому сочинению в 11 классе
Обзор произведений русской литературы по данным блокам....
Подготовка обучающихся к итоговому сочинению по литературе
Статья. Из опыта работы с 11классниками....
материалы для подготовки к ЕГЭ. Итоговое сочинение. Задание 25 «Подготовка к написанию сочинения по русскому языку в формате ЕГЭ»
Этот материал поможет при подготовки к сочинению в формате ЕГЭ...
Материалы для подготовки обучающихся к написанию сочинения по русскому языку в тестировании ЕГЭ ( задание № 27)
Опорная таблица позволяет научить обучающихся правильно строить сочинение по русскому языку в тестировании ЕГЭ ( задание № 27), а также использовать необходимые речевые образцы, ориентироваться ...
Презентация "Подготовка к написанию итогового сочинения в 11 классе. Речевые клише для итогового сочинения".
Данная презентация предназначена для 11 класса, хотя может быть использована и в 10 классе. С помощью этой работы обучающиеся старших классов познакомятся с основными видами речевых клише, необходимых...
Система подготовки обучающихся к итоговому сочинению.
Данный материал поможет подготовить выпускников к итоговому сочинению....
Методическая разработка комплекта методических рекомендаций и памяток для подготовки обучающихся к итоговому сочинению
Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника ...