Подготовка обучающихся к итоговому сочинению по литературе
статья по литературе (11 класс) на тему
Статья. Из опыта работы с 11классниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtoby_podgotovit_obuchayushchegosya_k_sochineniyu.docx | 20.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Чтобы подготовить обучающихся к сочинению, особое внимание уделяла формированию умения создавать связный текст на заданную тему. Как показывает практика, наиболее эффективно здесь сочетание двух направлений работы:
С одной стороны, необходимо анализировать готовые художественно-публицистические тексты с разных точек зрения: определение коммуникативной задачи текста (вычленение главной информации, определение темы и микротем текста), его логического и композиционного замысла, анализ отбора лексики и сочетаемости слов, риторических приемов и др.
С другой стороны, следует регулярно практиковать выполнение обучающимися письменных заданий различного объема на основе литературного произведения (или его фрагмента).
Работа над итоговым сочинением начинается с выбора темы. Чтобы не ошибиться в этом и не менять тему в середине экзаменационного времени, учились обдумывать все пять предложенных тем и выбирать ту, которая наиболее близка
.
Обдумывание темы требует понимания значения каждого слова в формулировке темы. Важно уяснить, в чем суть вопроса, который заключен в формулировке темы, какой краткий ответ на него можно дать изначально, чтобы затем в сочинении развернуто обосновать этот ответ. Выпускник должен помнить, что нельзя отклоняться от темы, неоправданно расширяя ее до рамок тематического направления или уходя в высказывании от проблемы, заданной формулировкой темы сочинения. Несоответствие теме влечет за собой выставление за сочинение «незачета» по критерию №1 и, соответственно, за всю работу, даже если она написана грамотно, логично и с привлечением некоего литературного материала.
Следующий этап работы над сочинением требует определения проблемы будущего высказывания, то есть формулирования главного вопроса, ответом на который станет текст сочинения. Обращаясь к опыту обучения сочинению в российской школе, следует ориентировать выпускников на то, что главной мыслью сочинения может стать формулировка заголовка основной части работы. В школе XX века, когда школьников учили составлять план будущего сочинения, они умели озаглавливать его основную часть. Это умение важно развивать и у сегодняшних обучающихся.
Чтобы задать нужный ракурс в раскрытии темы сочинения, нужно выявить в ней ключевое слово (слова), которые позволяют сузить тему от тематического направления до заданного в теме аспекта рассуждения.
Для уяснения смысла терминов и понятий в формулировках тем (судьба, память, принцип, личность, опыт, нравственные ценности, трагедия, счастье, ответственность, честь, выбор, самолюбие, благородство, познание, ориентир, актуальность, классика и др.) в процессе подготовки к сочинению следует обращаться к философскому или психологическому словарям.(как советуют,)мы чаще обращались к словарю Ожегова, Ушакова.
Четкая формулировка главной мысли сочинения поможет в выборе литературного материала, на котором она может быть доказана. Обширный литературный контекст, привлеченный поверхностно, на уровне перечисления авторов и названий произведений, совершенно не нужен и может увести от темы. Значительно уместнее применить аспектный анализ созвучных теме проблем в одном литературном произведении. Чтобы избежать ошибок в привлечении литературного материала, обучающийся должен научиться использовать его рационально: не увлекаться пересказом содержания книги, забывая при этом об аргументации своих мыслей и комментировании литературных примеров.
Следует помнить о том, что приведенные примеры должны соответствовать выдвинутым тезисам и аргументам; не перегружать работу литературным материалом, который только упомянут, но не проанализирован. Необходимо размышлять над прочитанными книгами в ракурсе темы, обращаясь к характеристике героев и сюжетов, проблематике произведения, его конфликту и т. д. Важно ориентировать школьников на формат итогового сочинения и на уроках литературы, в процессе изучения художественных текстов, то есть акцентировать внимание на философских и нравственно-психологических вопросах произведений школьного курса и самостоятельно прочитанных книг.
Содержание каждого абзаца основной части должно включать в себя тезис (мысль, требующую доказательств), аргументы (доказательства), необходимые примеры (с использованием литературного материала), промежуточные выводы. В заключение следует дать краткий и точный ответ на вопрос темы, подвести сжатый итог всего рассуждения или использовать уместную цитату, содержащую в себе суть главной мысли сочинения.
Перед написанием заключения полезно перечитать вступление, вспомнить, какие проблемы в нем поставлены, и сделать так, чтобы заключение обязательно перекликалось с ним. Работы, в которых соблюдена эта связь, отличаются логико-композиционной завершенностью, а отсутствие связи между вступлением и заключением является одной из самых распространенных содержательно-композиционных ошибок.
После того как черновик сочинения, в основном, написан, следует его отредактировать: • обратить внимание на уместность логических переходов между смысловыми частями выказывания; • обнаружить содержательные, смысловые повторы и откорректировать эти части сочинения; • исключить все сомнительные случаи, которые могут привести к фактическим ошибкам; • заметить и устранить все речевые ошибки и недочеты; • проверить по орфографическому словарю слова с возможными орфографическими ошибками; • выявить синтаксические особенности текста для предупреждения пунктуационных ошибок. Следует помнить о важности самоанализа, обеспечении обратной связи: необходимо уделять внимание анализу формы и содержания созданного текста, учить видеть сильные и слабые стороны собственной работы и редактировать текст. Обучение написанию итогового сочинения должно начинаться уже в основной школе и целенаправленно продолжаться в 10 классе. Для этого следует применять в процессе обучения следующие типы обучающих заданий: • определение ракурса выбранной темы, выявление ключевых слов в ее формулировке и подбор аргументов для обоснования своей позиции; • формулировка главной мысли сочинения в соответствии с заданной темой; • подбор литературного материала, которым можно усилить свои аргументы при раскрытии темы; • сопоставление двух вступлений к сочинениям на общую тему и анализ того, в каком из вступлений удачнее сформулированы основные проблемы, которые будут раскрываться в основной части; • проверка соответствия вступления и заключения специфике сочинения и аргументация своей позиции; • установление соответствия литературных примеров выдвинутым тезисам и аргументам; • формулирование логических переходов между смысловыми частями сочинения; • выявление и обоснование фактических ошибок, допущенных в сочинении; • редактирование фрагментов сочинения, содержащих речевые ошибки и недочеты; • выявление и исправление орфографических и пунктуационных ошибок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе
В 2014/2015 учебном году проводится итоговое сочинение (изложение) в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в Порядок проведения государств...
Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе. Методические рекомендации
Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе. Методические рекомендации изд-ва "Просвещение"...
Материалы по подготовке обучающихся к итоговому сочинению по литературе в 11 классе
Предлагаю текст выступления на семинаре РМО учителей русского языка и литературы по подготовке обучающихся к итгоговому сочинению по литературе в 11 классе ( обмен опытом работы). Изложены основ...
Система подготовки обучающихся к итоговому сочинению.
Данный материал поможет подготовить выпускников к итоговому сочинению....
Подготовка к написанию итогового сочинения по литературе.
Подготовка к написанию итогового сочинения по литературе....
Методическая разработка комплекта методических рекомендаций и памяток для подготовки обучающихся к итоговому сочинению
Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника ...
Бинарный урок в 11 классе. Подготовка к написанию итогового сочинения по литературе в рамках тематического направления «Дорога в жизни человека»
Подготовка к написанию итогового сочинения по литературе в рамках тематического направления «Дорога в жизни человека»....