Методическая разработка комплекта методических рекомендаций и памяток для подготовки обучающихся к итоговому сочинению
методическая разработка по русскому языку (11 класс)
Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.
При составлении тем итогового сочинения соблюдаются определенные требования. Темы для итогового сочинения должны:
• соответствовать открытым направлениям тем итогового сочинения;
• соответствовать надпредметному характеру итогового сочинения (не нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);
• соответствовать литературоцентричному характеру итогового сочинения (давать возможность широкого выбора литературного материала, на который выпускник будет опираться в своих рассуждениях);
• нацеливать на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);
• соответствовать возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);
• быть ясными, грамотными и разнообразными по формулировкам.
В предложенной методической разработке представлены рекомендации и памятки для написания сочинения (как для учителей, так и для обучающихся) в разных классах, на разных этапах подготовки к итоговому сочинению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._rekomendatsii.docx | 175.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации и памятки
для подготовки обучающихся к итоговому сочинению
Текстовые умения при написании сочинения на заданную тему
•Умение осознать тему, предмет мысли, то, о чѐм следует писать;
•умение определить объѐм темы, ограничить рассуждение кругом вопросов, которые необходимо рассмотреть в данной теме;
•умение сформулировать основную мысль (идею) сочинения – то, что нужно утверждать, доказывать;
•умение подобрать аргументы для доказательства основной мысли, т.е. ответить на вопрос: «Как (с помощью чего) можно доказать основную мысль (идею) сочинения?»;
•умение обосновать тему: «Почему интересна, актуальна эта тема? Почему выбрана именно она?»;
•умение сделать логический вывод из сказанного: «Что из этого следует?»
Поэтому необходимо начинать с умения анализировать формулировку темы.
План анализа темы сочинения.
•Выделение ограничителей (конкретизаторов) темы.
Основная мысль (идея) сочинения
Основная мысль сочинения (тезис) – это та главная мысль, которой подчинены все остальные положения, составляющие объѐм темы, и которую будет раскрывать, доказывать, аргументировать в своѐм сочинении автор. На ней держится весь текст сочинения.
ОМС – это логическое суждение, утверждение, которое будет развиваться в зависимости от вида темы (тема-предмет, тема-признак, тема-суждение)
Типы тезисов в зависимости от их содержания и модели, по которой они построены
1.Тема-предмет: кто (что) является кем (чем) и почему?
Пример: В теме«Лирический герой стихотворений М.Ю.Лермонтова»
герой лирики поэта является человеком высоко интеллектуальным, склонным к самоанализу, ощущающим свою исключительность и одиночество.
2.Тема-признак: кто (что) имеет такие признаки и почему?
Пример: «Отцы и дети в жизни и в литературе»: проблема отцов и детей, которая заключается в противоречии между потребностью молодых быть независимыми и желанием взрослых предостеречь их от ошибок, -это вечный вопрос. Дети должны уважительно относиться к жизненному опыту старших, а отцы – ценить попытки детей стать самостоятельными. В этом единственный путь разрешения проблемы.
3.Тема-суждение: автор высказывания, которое вынесено в заголовок темы (герой произведения) относится к чему-либо (оценивает что-либо таким образом, потому что…
Пример: «Быть человеком –это чувствовать свою ответственность» (А.де Сент-Экзюпери):чувство ответственности отличает человека от всего существующего на земле и является главным для него, потому что, неся ответственность за свои дела, человек может преобразовывать себя и мир.
•Анализ языковой единицы, использованной в формулировке темы.
•Определение содержательного типа темы.
•Обнаружение метафор в формулировке темы.
•Определение ключевых слов темы и отношений между ними.
•Определение объѐма темы.
Составляем план к сочинению
«Одна минута, потраченная на планирование, экономит от 10 до 12 минут при исполнении», – эту цитату я взяла из книги «Делегирование» Брайана Трейси. Автор всячески рекомендует разбивать одну большую задачу на много маленьких. Это не только сильно облегчает жизнь, но и помогает структурировать вашу работу. С четко составленным планом вы сможете строго следовать по маршруту и не сбиваться на посторонние детали.
Пройдемся по структуре плана и сформулируем основные тезисы:
1. I (введение) – то, что нам дано. Формулируем тему.
II (основная часть) – то, что нам требуется доказать.
III (заключение) – то, что нам требовалось доказать. Поэтому и говорю вам не забывать про то, о чем говорили во введении.
2. Во введении также можно порассуждать:
a. Об эпохе;
b. Вспомнить факты из биографии писателя;
c. А лучше всего поговорить глобально о поднятой теме.
3. Оптимальное количество подпунктов в основной части – 4.
4. Лучше всего строить рассуждение следующим образом: сначала приведите пример, а потом свои мысли. Нежели наоборот.
5. Мысль должна либо подтверждать, либо опровергать справедливость идеи сочинения (но лучше, конечно, подтверждать).
6. Будьте нестандартны, когда приступите к написанию заключения! Это может быть цитата, афоризм, риторический вопрос или что-то новое, о чем еще не говорили прежде в сочинении.
Пишем вступление
В книге Е.Н. Ильина «Как сдать экзамен по литературе» (М., 1995) предлагается пять вариантов зачинов.
Варианты зачинов | Примеры | Плюсы и минусы названного варианта |
1.Академический | «Писатель родился в таком-то году, окончил (или не окончил) университет, вершиной творчества стало произведение, о котором пойдёт речь. Роман (повесть, поэма, рассказ) написан в таком-то году…»
| Требует информированности, точности, некоторой деловой сухости |
2. От «я» | «Я не случайно выбрал(а) эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения…» | Предполагает чёткое и мотивированное заявление своей позиции |
3. «Киношный» | «…Ненастная ночь. За окном шумит ливень, а в мокрые стёкла стучат тёмные ветки. Тихо и уютно горит настольная лампа. У меня на коленях раскрытый томик чеховских рассказов…» | Рискует разочаровать к концу несоответствием формы и содержания, надо владеть искусством композиции |
4. Дневниковый | «Болконский… Что же он такое? Почему всякий раз, встречаясь с ним на страницах романа, я испытываю то необъяснимую радость, то жгучую досаду, часто ловлю себя на мысли, что это я, это про меня. Хотя, конечно…» | Для тех, кто может открыть перед чужими людьми свою душу |
5. Цитатный | «Что вы, что вы над собой сделали!» - говорит Соня Раскольникову. Вдумаемся в её слова. Они применимы ко всем героям Достоевского. Мармеладов, Рогожин, Карамазов… - все они что-то над собой сделали, помимо того, что сделала над ними жизнь…» | Даёт возможность не искать первые слова (обычно самые трудные) даёт понять проверяющему, что вы знаете произведение |
Н.П. Морозова в пособии «Учимся писать сочинение» (М., 1987) придерживается следующих названий вступлений:
1. историческое (о времени, когда было написано произведение, или о времени, изображённом в повести, рассказе…);
2. аналитическое (объясняется какое-либо понятие, входящее в формулировку темя, раздумья над тем или иным словом);
3. биографическое (сообщаются факты из биографии писателя, имеющие отношение к произведению или к поднятой в нём проблеме);
4. сравнительное (проведение литературных параллелей);
5. обществоведческое (привлекающее марксистско-ленинское учение.
Упоминает Н.П.Морозова и такое вступление, когда ученик сразу отвечает на вопрос, поставленный темой, он «берёт быка за рога».
И, конечно же, «бывают начала, построенные на сугубо личном материале».
В 2004 году вышла в свет работа В.Н. Мещерякова «Учимся начинать и заканчивать текст», в которой делается попытка обобщить и классифицировать варианты зачинов, рассмотреть их функции. Называет В.Н.Мещеряков и способы начинать текст. Самые интересные из них
- мемуарный приём,
- монтаж информации по контрасту: должное и сущее, ожидаемое и свершившееся, возможное и реальное,
- монтаж фактуальной информации,
- обращение к информационному запасу коммуниканта,
- обзор аспекта деятельности героя,
- обзорная характеристика предмета обсуждения,
- призыв к совоспоминаниям
- приглашение к диалогу,
- призыв к сопредставлению,
- призыв к сопереживанию,
- противопоставление,
- зачин-парадокс,
- подведение к теме,
- самохарактеристика,
- сопряжение фактов по контрасту,
- характеристика через впечатления современников,
- исторический (введение факта с отложенным объяснением; информация о предыстории события; констатация неожиданного, странного; лирический эпизод…).
Учащимся важно показать достоинства и недостатки предложенных вариантов, продемонстрировать примеры зачинов. Необходимо, чтобы к экзамену ученики определили те варианты зачинов, которые им удаются, не требуют больших затрат сил и времени.
Аргументация
Выражение личной позиции
Одно из условий хорошего сочинения – самостоятельность. В каждой работе, помимо героев того или иного произведения, есть ещё один – автор сочинения. О нём можно узнать многое: что любит, презирает, что считает справедливым, к чему стремится его душа…
Личностная позиция проявляется не в присутствии фраз: «я считаю», «по моему мнению», «мне кажется». Правда, и эти обороты могут быть употреблены вполне удачно. Личность ученика должна проявляться во всём: в выборе темы, её раскрытии, подборе аргументов и примеров. Вот тогда можно увидеть пристрастия ученика, его отрицательное отношение к чему-либо, можно увидеть личность.
Интересно читать такие работы, в которых ученик словно бы беседует с читателем, предугадывает ход его мыслей, предостерегает от неверного истолкования тех или иных положений, указывает на продвижение от одного этапа обсуждения к другому. Примеры таких фраз приводит В.Н.Мещеряков. Данные фразы, указывает автор, свойственны научно-популярному жанру. Многие из них можно использовать и в школьном сочинении по литературе.
Предвосхищение | |||
непонимания | неправильного хода мысли | вопроса | опережения в ходе мысли |
- Вряд ли следует удивляться тому, что… - Почему, однако, нельзя воспользоваться | - Даже если считать... одним из…, то и в этом случае.. - Было бы в высшей степени неправильным сопоставление… - В литературе уже было обращено внимание на …но... | - Может возникнуть вопрос... - Возникает вопрос:… - Вопрос этот может возникнуть у многих, поэтому… - Конечно, не следует закрывать глаза на то, что… | - Разумеется, необходимы предварительные исследования и на таком уровне… - Конечно, приведённые примеры достаточно просты, но… |
- Было бы, однако, другой, не менее вредной крайностью утверждать, будто... - Оговоримся сразу: ошибки здесь нет… - Было бы неверно, с одной стороны, преувеличивать расхождения между… с другой стороны, было бы не меньшей ошибкой… - Читатель, пожалуй, уже решил, что я ещё более решительный противник… - Но здесь всё гораздо сложнее | - Логично ли…? - Это не самое лучшее решение было всё же объективно полезным… | - Разумеется, такой подход вполне допускает… - Конечно, можно намного интенсивнее, чем это делается сейчас… - Об экономии и говорить не приходится… - Конечно… претерпят изменения. - Разумеется, предварительно потребуется… |
Одним из способов придания работе индивидуального, неповторимого характера является введение ассоциативности: увидеть, объяснить сходство сюжетных эпизодов, образов, мыслей, переживаний, поступков или рассмотреть их контрастное изображение.
Теперь о полемике. Всегда интересно читаются сочинения, в которых поднимаются спорные вопросы, и автор отстаивает свою точку зрения. Можно ввести в работу воображаемого оппонента. Справедливость того или иного суждения тогда доказывается живее, эмоциональнее.
Неповторимость работе придают и лирические отступления. Они, сюжетно выпадая из текста, могут включать в себя раздумья ученика над, казалось бы, посторонними темами, выражают его идеалы, нравственную позицию, таким образом, помогают понять самого автора сочинения. Но смысловая связь между текстом и лирическим отступлением, конечно же, должна присутствовать.
Заключительная часть сочинения
Заключение должно отвечать следующим требованиям:
•содержать выводы из написанного в данном, конкретном сочинении;
•оно должно соответствовать теме сочинения.
Способы проверки соответствия заключительной части всему написанному тексту
1)Для того чтобы проверить, соответствует ли оно теме, надо поставить вопрос «О чѐм говорится в заключительной части сочинения?» и ответить на него, перечитав весь текст.
2)Необходимо перечитать сочинение и подумать над вопросом: «И что из этого следует?» Если заключительная часть сочинения является следствием из написанного, то логика развития основной мысли не нарушена.
РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ
Клише для вступления или для оформления тезиса | Передо мной тема сочинения «…», которая заинтересовала меня тем, что… |
Могу предположить, что …(тезис) | |
Позволю себе высказать свою точку зрения | |
Переход к основной части | В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература. |
Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема ... | |
Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к … | |
Обратимся к произведениям художественной литературы | |
За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы | |
Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором… | |
Внутри основной части (переход от одного аргумента к другому) | Можно вспомнить и другое произведение, в котором тоже говорится (поднимается вопрос) о том, что… |
Можно привести и другой пример. | |
В качестве второго аргумента обратимся к произведению… | |
Эта же тема рассматривается и в произведении… | |
Заключение | К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо… |
И в заключение мне хотелось бы сказать, что… | |
Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что… | |
Приведенных аргументов, как мне кажется, уже достаточно для того, чтобы утверждать: | |
Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны… | |
Обобщая сказанное, хочу сказать, что… |
УЗЕЛОК НА ПАМЯТЬ
ЗАПОМНИ: 1) Без соответствия сочинения теме не будет зачёта! 2) Без аргументации не будет зачёта! 3) Объем сочинения не мене 300 слов! 4) Суммарный объем введения и заключения не должен превышать одной трети всего сочинения! 5) Время написания – 3 часа 55 минут. |
Список используемой литературы:
- Егораева Г.Т. «Этапы подготовки к сочинению на заданную тему», М., 2018
- Ильина Е.Н. «Как сдать экзамен по литературе» (М., 1995)
- Кашникова И.В., Попова Т.В. «Сочинение – это просто!» Екатеринбург, 2004
- Мещерякова В.Н. «Учимся начинать и заканчивать текст», (М., 2004)
- Морозова Н.П. «Учимся писать сочинение» (М., 1987)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения-2014/2015
Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения-2014/2015...
Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе. Методические рекомендации
Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе. Методические рекомендации изд-ва "Просвещение"...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К НАПИСАНИЮ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ В 2016/2017 УЧЕБНОМ ГОДУ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО ПОДГОТОВКЕ К НАПИСАНИЮИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯВ 2016/2017 УЧЕБНОМ ГОДУДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКАИ ЛИТЕРАТУРЫ...
Подготовка обучающихся к итоговому сочинению по литературе
Статья. Из опыта работы с 11классниками....
Материалы по подготовке обучающихся к итоговому сочинению по литературе в 11 классе
Предлагаю текст выступления на семинаре РМО учителей русского языка и литературы по подготовке обучающихся к итгоговому сочинению по литературе в 11 классе ( обмен опытом работы). Изложены основ...
Методическая разработка круговой тренировки для развития общей физической подготовки обучающихся баскетболу
Круговая тренировка включает в себя различные комплексы упражнений...
Система подготовки обучающихся к итоговому сочинению.
Данный материал поможет подготовить выпускников к итоговому сочинению....