Календарно-тематическое планирование
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс)
Календарно-тематическое планировнаие по литературе Г. С. Меркин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tem._lit_7_klass.doc | 137 КБ |
Предварительный просмотр:
№ п./п | Дата | Основное содержание программного материала | Основные знания, умения, навыки | Теория литературы | ||||||||
По плану | Факт. | |||||||||||
1 | 02.09 | Знакомство со структурой и особенностями учебника. Литературные роды (лирика, эпос, драма) | кратко повторить изученное в 6 классе; проверить, что прочитано за лето; определить основную тему курса на год; познакомить учеников со структурой и кратким содержанием учебника, обратить внимание на вопросы к текстам и справочные материалы | Литературные роды | ||||||||
2-3 | 05.09 09.09 | Событие в былине, поэтическая речь былины. Отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость) | актуализировать знания учеников о жанрах устного народного творчества; дать представление об отличиях былины от сказки, углубить представление об особенностях жанра былин. совершенствовать навыки устной речи, навыки анализа текста; познакомить учеников с иллюстрациями к былинам известных художников. | Эпические жанры в фольклоре Блина(эпическая песня) Тематика былин Своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине | ||||||||
4 | 11.09 | Р.Р. Отзыв на эпизод былины «Илья Муромец и Соловей –разбойник» | Совершенствовать навыки работы над эпизодом. | |||||||||
5 | 16.09 | Русская народная песня | Уметь определять лирическое и эпическое начало в песне; Раскрыть многозначность поэтического образа в народной песне | Песенные жанры в фольклоре Многообразие жанра обрядовой поэзии Лироэпическая песня | ||||||||
6 | 18.09 | Поучительный характер древнерусской литературы. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Любовь к родине, образованность, твёрдость духа, религиозность. | Познакомить с особенностями жанра древнерусской литературы; Помочь учащимся понять взгляды, идеалы народа, отражённые в «Повести…», почувствовать нравственную красоту и силу героев | Работа над планом Выразительное чтение Беседа по вопросам Элементы анализа текста | ||||||||
7 | 23.09 | Р. Р. «Повести о Петре и Февронии Муромских» | Проверить творческие способности учащихся, знания «Повести о Петре и Февронии Муромских» | |||||||||
8 | 25.09 | М.В. Ломоносов Жизнь и судьба поэта, просветителя и учёного. Теория о трёх штилях. | Познакомить учащихся с особенностями литературы VIII века и с фактами биографии М.В.Ломоносова, рассказать о его роли в развитии русской литературы; Дать понятие о жанре оды. | Ода Тема и мотив | ||||||||
9 | 30.09 | В.Ч. Час размышления «М.В.Ломоносов – учёный-энциклопедист» | Проверить знания наизусть текстов М.Ломоносова; Поговорить о его заслугах перед наукой. | |||||||||
10 | 02.10 | Р.Р. Сочинение с элементами рассуждения по теме «Слава науке» | Учиться доказывать и аргументировать свою точку зрения | |||||||||
11 | 07.10 | Г.Р.Державин. Биография Державина (по страницам книги В.Ходасевича «Державин» «Властителям и судиям» Тема поэта и власти | Дать краткий обзор жизненного и творческого пути Г.Р.Державина, показать новаторское значение его стихотворческой деятельности, развивать навыки анализа поэтического текста. | Лирическое стихотворение Отличие лирического стихотворения от оды Тематическое разнообразие лирики | ||||||||
12-13 | 09.-14.10 | Д.И.Фонвизин. «Недоросль»Своеобразие, основной конфликт пьесы и её проблематика, образы комедии (портрет и характер, поступки, мысли, язык); Образование и образованность; воспитание и семья | Дать краткий обзор жизненного и творческого пути Д.И.Фонвизина, Рассмотреть систему образов и основной конфликт В комедии «Недоросль» помочь увидеть нравственные и социальные проблемы в комедии; | Юмор Сатира Сарказм Драма как литературный род Жанр комедии Говорящие фамилии; Литературное направление; классицизм | ||||||||
14 | 16.10 | Р.Р. Инсценировка пьесы Д.И.Фонвизина «Недоросль» | Развивать навыки сценической речи и сценического искусства | |||||||||
15-16 | 21-23. 10 | А.С.Пушкин. Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта. Дружба и тема долга «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и балладе Пушкина; «Потава»: образ Петра и тема России в поэме.Изображение «массы» и персоналий поэмы. | Познакомить с лирикой и летописным источником произведения Пушкина Углубить знания учеников о жизни и творчестве Пушкина, совершенствовать навыки монологической речи, навыки анализа поэтического текста | Поэма Отличие поэмы от баллады Образный мир поэмы Тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора) Жанровое своеобразие – дружеское послание | ||||||||
17 | 28.10 | Р.Р. Сочинение на тему «Пётр I и КарлXII в поэме А.С.Пушкина «Полтава» | Проверить творческие способности учащихся | |||||||||
18 | 30.10 | В.Ч. «Час поэзии в литературной гостиной «Мой Пушкин» | Дать учащимся возможность представить наиболее полюбившиеся им стихи А.С.Пушкина | |||||||||
19-20 | 11-13.11 | М.Ю.Лермонтов. Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика, основные мотивы «Песни…». Центральные персонажи повести и художественные приёмы их создания. | Расширить знания учеников о биографии М.Ю.Лермонтова; помочь ученикам выявить основную идею, особенности конфликта «Песни…», совершенствовать навыки выразительного чтения, навыки анализа поэтического текста | Жанры лирики Лирический сюжет Композиция лирического стихотворения Фольклорные элементы в авторском произведении; Приём контраста Вымысел и верность исторической правде; Градация | ||||||||
21 | 18.11 | В.Ч. «Москва Ивана Грозного» . Заочная экскурсия в историко-литературный музей | Погрузиться в мир правления Ивана Грозного; Увидеть улицы, быт и нравы Москвы. | |||||||||
22-23 | 20-25.11 | Н.В.Гоголь в Петербурге. Изображение чиновничества и жизни «маленького человека». «Шинель».:основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича | Углубить знания учеников о биографии и творчестве Н.В.Гоголя; Дать представление об изображении чиновничества, образе «маленького человека» | Сатирическая повесть Юмористические ситуации «говорящие фамилии» | ||||||||
24 | 27.11 | Р.Р. Сочинение на тему Сюжет, герои и проблематика повести Н.В. Гоголя «Шинель» | Подготовить учащихся к пониманию темы сочинения; Дальнейшее развитие речи учащихся | |||||||||
25 | 02.12 | В.Ч. «Петербургские повести» Н.В.Гоголя в русском искусстве (кино) | Посмотреть кинофрагменты «Петербург. Повест» | |||||||||
26-27 | 04.-09.12 | И.С.Тургенев. Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника» Рассказ «Хорь и Калиныч»: природный ум, трудолюбие, смекалка, талант. «Певцы»:основная тема рассказа, талант Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стиха. | Познакомить с творческой и жизненной биографией И.С.Тургенева, с такими понятиями как портрет и характер, стихотворения в прозе; Вызвать интерес к творчеству поэта Рассмотреть особенности композиции и сюжета; | Портрет и характер Стихотворение в прозе | ||||||||
28-29 | 11-16.12 | Н.А.Некрасов. Доля народная – основная тема произведений поэта. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; Верность, преданность, независимость, стойкость, чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие. | Познакомить с творческой и жизненной биографией Н.А.Некрасова, помочь ученикам выявить идею произведений, определить пафос стихотворений, особенности лирического героя. | Диалоговая речь Развитие представлений о жанре поэмы | ||||||||
30 | 18.12 | В.Ч. «По сибирским дорогам декабристок» . Литературно-краеведческая экскурсия. | Более углубленно пройтись по следам истории декабристов. | |||||||||
31-32 | 23-25.12 | М.Е.Салтыков - Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик». Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика. | Кратко познакомить учеников с биографией и творчеством Салтыкова-Щедрина; показать особенности жанра сказки в творчестве писателя, сатирический пафос сказок; совершенствовать навыки анализа текста. | Сатира Сатирический образ Сатирический персонаж Сатирический тип Мораль Тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория) | ||||||||
33-34 | 30.12 13.01 | Л.Н.Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества – основные темы рассказа. | Познакомить с биографией и литературным творчеством Л.Н.Толстого. Выявить особенность героев «Севастопольских рассказов» | Рассказ Книга рассказов | ||||||||
35 | 15.01 | А.А. Фет. Русская природа в стихотворениях: «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой». Общечеловеческое в лирике. | Раскрыть поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет. | Лирика природы Тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие) | ||||||||
36 | 20.01 | В.Ч. Час поэзии в литературной гостиной « Стихи и песни о родной природе поэтов XIX века» | Прослушать стихотворения А.С.Пушкина, М.Ю Лермонтова, А.А.Фета, Ф.И.Тютчева, Я.П.Полонского, А.Н.Майкова; определить общее отношение к природе и индивидуальность каждого автора в раскрытии характера картины | |||||||||
37 | 22.01 | Н.С.Лесков. «Лесков – писатель будущего». «Левша». Особенность проблематики и центральная идея повести. | Проникнуть в образный мир произведения; Выявить черты характера главного героя | Своеобразия стиля повести Расширение представлений о сказе | ||||||||
38 | 27.01 | Антон Павлович Чехов. «Хамелеон», «Смерть чиновника»: разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. | Углубить знания учеников о личной и творческой биографии Чехова; Познакомить с его рассказом и выявить его художественные особенности | Психологический портрет сюжет | ||||||||
39 | 29.01 | В.Ч. «О русская земля…»: стихи о России поэтов XIX – XX веков. | Дать учащимся возможность представить наиболее полюбившиеся им стихи поэтов XX века | |||||||||
40 | 03.02 | М.Горький. «Детство». Основные сюжетные линии в автобиографической повести и рассказе; становление характера мальчика. «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»: контраст как основной приём раскрытия замысла. | Познакомить учеников с автобиографической повестью; Дать понятия «романтизма», «романтического героя»; Развивать навыки анализа текста, работы с иллюстрациями. | Развитие представлений об автобиографической прозе Герой-романтик Приём контраста | ||||||||
41 | 05.02 | В.Ч. Конференция « М.Горький и русские писатели ( Л.Толстой, А.Чехов)» | ||||||||||
42-43 | 10-12.02 | И.А.Бунин. «Догорел апрельский теплый вечер». Образ природы. «Кукушка».Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение – основные проблемы рассказа. | Дать краткую характеристику творчества И.А.Бунина; Познакомить с рассказом «Кукушка», его своеобразием; Выявить особенность героев рассказа; | Темы и мотивы в лирическом стихотворении Поэтический образ Художественно-выразительная роль бессоюзия в поэтическом тексте | ||||||||
44 | 17.02 | А.И. Куприн «Куст сирени» Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в пони мании автора и его героя. | Познакомить с творчеством А.И.Куприна и его рассказом «Куст сирени» | Рассказ Диалог в рассказе | ||||||||
45 | 19.02 | В.В.Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. | начать знакомство учеников с личностью Маяковского; попытаться осмыслить своеобразие, оригинальность, значение личности поэта и его произведений; дать предварительное понятие о футуризме; развивать навыки анализа поэтического текста. | Мотив Тема Идея Рифма Тропы и фигуры (гипербола Метафора) Синтаксические фигуры Интонация конца предложения | ||||||||
46-47 | 24-26.02 | С.А.Есенин. «Отговорила роща золотая» , «Я покинул родимый дом». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта. | познакомить с классическими произведениями С.Есенина; повторить сведения о литературных направлениях; развивать умения видеть особенности стиля поэта; на примере стихотворений показать острое чувство любви поэта к родной природе, родине. | Образ-пейзаж Тропы и фигуры (эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис) | ||||||||
48 | 03.03 | В.Ч. Литературный вечер «Мой Сергей Есенин» | ||||||||||
49 | 05.03 | И.С.Шмелёв «Русская песня» Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. | Познакомить с творчеством И.С.Шмелёва и его рассказом «Русская песня»; Раскрыть национальный характер в рассказе, определить проблематику и художественную идею произведения | Рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка, антитеза | ||||||||
50 | 10.03 | М.М.Пришвин. «Москва-река» Тема и внутренний смысл. Родина, человек и природа в рассказе. | Познакомить с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Москва-река»; | Подтекст Выразительные средства художественной речи градация | ||||||||
51 | 12.03 | К.Г.Паустовский. «Мещерская сторона» Мир человека и природы; малая родина; образ рассказчика в произведении | познакомить с личностью и творчеством К.Г. Паустовского, раскрыть многогранность его таланта, показать любовь писателя к родному краю, донести до детей его призыв о бережном отношении к природе | Лирическая проза Эпитет Сравнение Метафора Олицетворение Пейзаж как сюжетообразующий фактор | ||||||||
52 | 17.03 | Р.Р. Изложение с элементами сочинения по рассказу М.М.Пришвина «Мещерская сторона» | Уметь подробно и чётко излагать текст произведения; высказывать письменно свои мысли. | |||||||||
53-54 | 19.03 31.03 | Н.А.Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться» Тема стихотворения и его художественная идея. | Раскрыть понятия»духовность и духовный труд» как основное нравственное достоинство человека | Выразительно-художественные средства речи (риторическое восклицание, метафора) Морфологические средства (роль глаголов и местоимений) | ||||||||
55-56 57 | 02.04 07.04 09.04 | А.Т.Твардовский. «Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни», «Василий Тёркин» Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память – основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т.Твардовского. В.Ч. Встреча в литературной гостиной « Стихи и песни о войне поэтов XX века» | Познакомить с биографией и литературным творчеством А.Т.Твардовского. Выявить особенность композиции, поэтического синтаксиса поэмы «Василий Тёркин» | Композиция лирического стихотворения Поэтический синтаксис | ||||||||
58-59 | 14-16.04 | Б.Л.Васильев. «Экспонат №…» Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия | Кратко познакомить с творчеством Б.Л.Васильева и его рассказом «Экспонат №…» Раскрыть особенность названия рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения | Рассказчик и его роль в повествовании | ||||||||
60 | 21.04 | В.Ч. В.М.Шукшин. «Чудаки» и «чудики» в рассказах «Микроскоп», «Волки», «Срезал», «Постскриптум» Внутренняя простота и нравственная высота героев. | Дать краткую характеристику творчества И.А.Бунина; Познакомить с рассказами «Микроскоп», «Волки», «Срезал», «Постскриптум», их своеобразием; Выявить особенность «чудиков» и «чудаков»; | Способы создания характера | ||||||||
61 | 23.04 | «Мне о России надо говорить…»: стихи о России поэтов ХХ века. Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов ХХ века. | Показать своеобразие темы России в стихах поэтов ХХ века. | |||||||||
62 | 28.04 | У.Шекпир. Темы и мотивы сонетов. | Сделать акцент на вечных темах У.Шекспира (любви, жизни, красоты, смерти) | Твердая форма (сонет) Строфа (углубление и расширение представлений) | ||||||||
63 | 30.04 | Р.Бёрнс «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» (по выбору) Осиновые мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе. | Познакомить с творчеством Р.Р.Бёрнса и его стихотворениями; Раскрыть в стихотворениях представления о добре и зле. | Лироэпическая песня Баллада аллегория | ||||||||
64 | 12.05 | Ш.Петёфи. «В деревне» Тема стихотворения и позиция поэта. | Раскрыть вопросы смысла жизни, жизни и смерти в стихотворении Ш.Петёфи | |||||||||
65 | 14.05 | Р.Л.Стивенсон. «Остров сокровищ» Приёмы создания образов. Находчивость, любознательность – наиболее привлекательные качества героя | Показать мастерство писателя в изображении характера героя; Раскрыть авторское отношение к героям, роль пейзажа. | Приключенческая литература | ||||||||
66 | 19.05 | А.Конан Дойл «Записки о Шерлоке Холмсе» | Раскрыть детективный смысл произведения | Детектив Художественная деталь | ||||||||
67 | 21-26.05 | А.Сент-Экзюпери «Планета людей» Основные события и позиция автора | Познакомить кратко биографией А.Сент-Экзюпери, с такими понятиями как добро, справедливость, мужество, порядочность, честь в понимании писателя и его героев Вызвать интерес к творчеству поэта | Лирическая проза Правда и вымысел | ||||||||
68 | Подведение итогов года. Литература на лето. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова М.: Просвещение, 2006
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11)Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. СтрельниковаМ.: Просвещение, 2006(рассчитан на 3 часа ...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-9” (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-9” (серия УМК 5-11)Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, Л.Н. Григорьева, И.П. Костина, Е.В.Кузнецова, О.В.ДувановаМ.: Прос...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)...