Загадочность пушкинской прозы (по повести А.С. Пушкина «Пиковая дама»).
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Спайкова Ирина Натановна

Урок литературы в 8 классе  представляет собой аналитическую беседу по прочитанной школьниками  повести  А.С. Пушкина  «Пиковая дама». Обучающиеся работают  в группах,  отвечают  на  проблемные  вопросы, сами делают  выводы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 8 классе

учителя Спайковой И.Н.

Тема: Загадочность пушкинской прозы

 (по повести А.С. Пушкина «Пиковая дама»).

Цели урока:

Обучающая:

познакомить с повестью А.С.Пушкина «Пиковая дама»; расширить знания обучающихся  об эпохе; научить анализировать выборочные эпизоды текста.

Развивающая:

формировать навык составления характеристики героя произведения.

Воспитательная:

воспитать любовь к русской классической литературе, в частности к творчеству А.С.Пушкина; привить интерес к слову.

ХОД УРОКА.

 I. Вступление. Слово учителя.

*** Сегодня на уроке мы будем вести  разговор  о  соблазнах,  страстях и  о том, что они могут  сделать с человеком. В нашей жизни, согласитесь, много соблазнов – того, что искушает человека и толкает его на неправедные поступки.

!!! Назовите некоторые из них.

( Искушение не делать уроки, желание скрыть правду от родителей, списать контрольную работу, взять что-то без разрешения или украсть…)

Сейчас в нашем мире нет четкой границы между Добром и Злом, погоня за удачей и стремление к быстрому обогащению становятся ведущими темами большинства сериалов и телешоу, которые ориентируют на призрачное счастье, материальное благополучие, поэтому  повесть А.С.Пушкина  в наше время становится актуальной. Расчет, использование любых средств  для достижения цели, погоня за богатством, надежда на случай, выигрыш, а не на собственный труд - все это реалии сегодняшнего дня. Эта повесть заставляет думать, размышлять, искать истину и возвращаться к нравственным истокам - к вечным понятиям чести, совести, благородства.

??? Нужно ли бороться с соблазнами? Почему? 

??? А что такое страсть? 

 ЯЗЫКОВЕДЫ

!!! Давайте уточним в словаре значение этого слова.

*** Для нас с вами сегодня будет интересно узнать, что думает по этому поводу А.С. Пушкин. Обратимся к его повести «Пиковая дама».

!!!  Сформулируйте цель, чего   вы ждете от сегодняшнего урока?

  II. Стадия осмысления.

*** Но прежде давайте послушаем сообщение об истории создания  повести.

СООБЩЕНИЕ.

        Повесть “Пиковая дама” написана осенью 1833 года в Болдино, в то же время написана поэма “Медный всадник” и стихотворение “Не дай мне Бог сойти с ума…”  Тема безумства очень интересовала поэта в этот период.

“Пиковую даму” Александр Сергеевич читал своему другу П. Нащокину, который впоследствии рассказывал, что “главная завязка не вымышлена.

Старуха графиня – это Наталья Петровна Голицына, действительно жившая в Париже в том роде, как описал Пушкин. Внук ее Голицын, рассказывал Пушкину, что раз он проигрался и пришел к бабке просить денег. Денег она ему не дала, а сказала три карты, назначенные ей в Париже Сен-Жерменом. Внучок поставил карты и отыгрался”.

«Пиковую даму»  можно считать «петербургской повестью», реалистично отразившей общественную жизнь столицы Российской империи I половины 19 века: бедность и богатство, желание многих разом получить капитал, готовность идти на все ради достижения собственной цели. Карточная игра сделалась своеобразной моделью жизни: это доказывают примеры: проигрывались миллионные состоянья, дома, в 1802 году в Москве князь Александр Николаевич Голицын проиграл свою жену, княгиню Марию Гавриловну (урожденную Вяземскую),  графу Льву Кирилловичу Разумовскому. В 30-е годы открывались первые игорные дома. Азартные игры формально подвергались запрещению как безнравственные, хотя практически процветали.

Карточная игра и стала сюжетом повести.  Карты – традиционный символ алчности и страсти.  Само  название повести «Пиковая дама» выступает как игральная карта.

Герои «Пиковой дамы» играли в популярную в те годы карточную игру «штосс» (в XVIII веке её называли «фараон», «фаро», «банк»). Правила игры очень простые. Один или несколько игроков загадывали карты в колоде, которая находилась в руках у банкомёта. Банкомёт  открывал по одной карте в колоде и  поочерёдно раскладывал их слева и справа от себя. Если загаданная игроком карта  выпадала слева, то выигрывал игрок, если справа, то выигрыш доставался банкомёту.

Смысловой центр повести определен её эпиграфом: « Пиковая дама означает тайную недоброжелательность». Пушкин взял этот эпиграф из «Новейшей гадательной книги». Такие книги издавались в пушкинское время и живо интересовали современников, да и самого поэта. Он не был чужд суеверия, но для него суеверие не было предрассудком, а скорее являлось связью с народной мудростью. Эпиграф у Пушкина - это всегда нравственная оценка того, что далее изображается.

Повесть пользовалась большим успехом у читателей, свидетельством тому служит запись Пушкина в дневнике от 7 апреля 1834 года. “Моя “Пиковая дама” в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку и туза. При дворе нашли сходство между старой графиней и кн. Натальей Петровной и, кажется, не сердятся…”

А спустя полвека (1890г.) другой гениальный человек, композитор П.И.Чайковский, сядет, по собственному признанию, с «наслаждением и самозабвением» за работу над оперой «Пиковая дама», которая также будет иметь огромный успех.

Л.Н.Толстой назвал “Пиковую даму” шедевром.

***  Итак, утешительный рассказ о том, как благодетельная бабушка спасла внука от крупного проигрыша, Пушкина нисколько не увлек. Такой оборот событий показался ему малоинтересным.

     ???  Что меняет Пушкин в сюжете, услышанном   от Голицына?

     (КРИМИНАЛИСТАМ)

     КТО ТАКИЕ КРИМИНАЛИСТЫ?  ( вопрос языковедам)

   

  • Германн – иностранец;
  • Германн  и старуха не родня;
  • Пушкин вводит в повесть новое лицо – Лизу.
  • Германн  проигрался.

     *** Небольшая повесть Пушкина до сих пор остаётся загадкой для читателей и   для исследователей,  и  сегодня мы с вами вместе  попытаемся её разгадать.

    Недаром и тема сегодняшнего урока: «Загадки пушкинской прозы».

III. Анализ повести в группах. Аналитическая беседа.

!!! Давайте обратимся к повести и восстановим её сюжет.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ:

Восстановление сюжета повести. 

!!! Сформулируйте сюжет буквально в  нескольких  предложениях. На листке  написаны события повести, расположите их в хронологическом порядке.

1.Переписка Германна с Лизаветой Ивановной.

2.Игра Германна с Чекалинским.

3.Рассказ Томского.

4.Видение Германна.

5.Сон Германна.

6.Свидание Германна с Лизаветой Ивановной.

7.Проигрыш Германна.

8.Смерть графини.

9.Германн у гроба графини.

ОТВЕТ: 3, 5, 1, 8, 6, 9, 4, 2, 7

СИСТЕМА ОБРАЗОВ ПОВЕСТИ

ЯЗЫКОВЕДЫ:

??? Каковы же герои повести? Что говорят они сами о  себе? Какую характеристику дают им другие персонажи повести и автор?

Графиня  87 лет  - своенравна, погружена в  холодный эгоизм, избалована све -  том, скупа.

Германн – «… был сыном обрусевшего немца...». «Он расчетлив, вот и все!» — характеризует его Томский. Все ли? 

Военный инженер, далеко не беден, расчетлив, не в состоянии жертвовать, скрытен, излишне бережлив, имел сильные страсти и  огненное воображение. Цель жизни – обрести покой и независимость. В авторской характеристике героя есть одно слово, на  которое надо обратить внимание, честолюбив.

??? Почему Германна сравнивают с Наполеоном и Мефистофелем?

(Наполеон – человек «без сердца», который ставит себя выше всех, может совершить преступление, оправдывая это высокой целью. Мефистофель – злой дух. Германн продает свою душу.)

??? Чем объяснить  противоречивость натуры пушкинского героя? Какое слово  точнее  определит его исключительность? 

ИГРОК! Не картежник, тешащий самолюбие победами за карточным столом, не раб карт, а игрок, умеющий выждать и сесть за стол только тогда, когда решается судьба, и поставить на карту все, вплоть до жизни.

ЛИТЕРАТОРЫ

??? Каким образом герой рассчитывал выведать секрет графини? Ведь, как мы помним из текста, она не раскрыла его даже своим детям и внукам. Что стало решающим в плане Германна?

 («Германн увидел свежее личико …, эта минута решила его участь».  Он решил узнать комбинацию карт через Лизу, воспитанницу старой графини. Он начал ухаживать за ней и добился того, что она провела его в дом. )

ЯЗЫКОВЕДЫ

!!! Внимательно прочитаем строки, посвящённые судьбе героини 

«Лизавета Ивановна была пренесчастное создание…»; «… была домашней мученицею»; «… была сто раз милее наглых и холодных невест», около которых увивались «расчётливые молодые люди».  «Она была самолюбива, живо чувствовала своё положение и глядела кругом себя, - с нетерпением ожидая избавителя».

   

КРИМИНАЛИСТЫ:

*** « Я думаю, что на его совести по крайней мере три злодейства», - небрежно роняет Томский о Германне, танцуя на балу у посланника с Елизаветой Ивановной. «Молодая мечтательница», проявляющая романтические наклонности, очень серьёзно воспринимает «мазурочную болтовню» кавалера. С ужасом глядя на Германна в своей комнате, она вспоминает: «У этого человека по крайней мере три злодейства на душе».

??? Какие три злодейства совершил Германн?

  1. Смерть  графини.

??? Можем ли мы сказать, что Германн виновен в ее смерти?

( Да, конечно. Он использовал графиню в целях достижения своих корыстных целей. )

???  А есть ли ещё герои в повести, к которым Германн относится подобным образом?

( Воспитанница графини Лиза, которая влюбляется в Германна, оказывается обманутой. Германн использует ее чувства и ее положение, только чтобы проникнуть в дом. )

  1. Погубил прекрасное чувство Лизы, нанес ей душевную травму.

(« Вы чудовище! – сказала, наконец,  Лизавета Ивановна.»)

ПСИХОЛОГИ

??? Права ли Лиза, назвав Германна  «чудовищем» ? Так ли однозначен этот герой? Неужели он совсем не чувствует своей вины?

( Германн все-таки чувствует угрызения совести, считает себя в некоторой степени виновным в смерти старухи. Однако на похороны он приходит попросить прощения у старухи, а также, чтобы успокоить свою совесть).

*** Меж тем мольбы Германна не остались безответны: старуха произносит одну фразу(какую?): «Эта была шутка, клянусь вам!».

??? Можно ли верить графине?

( Безусловно! Старый человек клянется, дважды говорит «шутка», дважды после этого автор отметит: «графиня молчала» (все сказано!).

???  Графиня поклялась, что легенда о трех картах – шутка. Почему Германн не поверил?

(Азарт игрока, рвущегося к умножению капитала, глух к доводам рассудка. Видит бессмысленность своей авантюры. Душа, алчущая денег, затмевает не только разум, но и совесть: «Он не чувствовал угрызения совести при мысли о мертвой старухе».)

*** Убитая любовь, убитая жизнь графини…Что станет третьим звеном этой страшной цепи  «злодейства»?

КРИМИНАЛИСТЫ

??? Какое третье преступление совершил Германн?

( Германн загубил не только жизнь старой графини, но и свою. Он сходит с ума, находится на лечении в психиатрической больнице и постоянно твердит комбинацию карт. Он становится жертвой своей расчетливости, в каком-то смысле его можно назвать мертвецом, т.к. он уже не живет, а существует.)

Погубил любовь.

Погубил человека.

Погубил душу.

***Злодейства человека, совершенные против других людей, неизбежно ведут его к саморазрушению.

 *** Все же Германн добился своего: он узнал «секрет» графини.

??? От кого? Была ли умершая старуха (ее призрак) в комнате  Германна? Или это было видение?

КРИМИНАЛИСТЫ

Рассмотрим сцену явления видения. Выписать глаголы:

??? Что делал Германн, возвратясь из трактира, где «пил очень много»?

( «Бросился на кровать, не раздеваясь, и крепко заснул; «проснулся уже ночью… и думал о похоронах графини»;  после видения -  он «засветил свечку и записал свое видение». Итак, все мысли слились в одно.)

*** Итак, призрака не было – но Германн его видел.Графиня не выдала секрет трех карт – но Германн его узнал.

ЯЗЫКОВЕДЫ

!!! Подумайте над сочетанием открывшихся Германну трех заветных карт. ??? Почему «тройка, семерка, туз»? 

(Магические цифры. Вспомните программу Германн: «…вот что утроит,

усемерит мой капитал». Содержание повести вытекает из самой игры.

 «Тройка» и «семерка»  врезаются в его сознание. Что касается туза, то, во-первых, это самая старшая карта в колоде, а во-вторых, в столицах  тузами звались знатные, уважаемые люди.)

ЛИТЕРАТОРЫ

??? Выполняет ли Германн завещание графини?

???  Удается ли ему выиграть?        

 (Он не женится на Лизе, более того, он и не смог выиграть.)

ПСИХОЛОГИ

??? Почему Пушкин, в отличие от реальной истории, на которой основана повесть, заставляет героя проиграть? Случайно ли Германну вместо «туза» выпала «пиковая дама»?

( Германн наказан судьбой за свои поступки: он виновен в смерти графини, обманул Лизу, хотел без особых усилий быстро разбогатеть, но у него это не получилось. )

IV. V. Работа с эпиграфами к уроку.

*** Германн растоптал в себе человека . Алчность, жажда обогащения постепенно заслоняют в его душе все остатки человеческого чувства: ни сомнений, ни угрызений совести, ни тем более раскаяния в нем нет. Но пиковая дама, явившись ему, показала, кто он есть и чего стоит на самом деле. Германн понес наказание не от «тайной недоброжелательности» к нему, а заклеймен за собственную тайную недоброжелательность ко всем. Человек с душой Мефистофеля превращается в душевнобольного. Мечтавший обрести покой и независимость, он вынужден до конца своих дней беспокойно повторять название трех роковых карт.

ВЫБОР ЭПИГРАФА К УРОКУ, ОБОСНОВАНИЕ.

V. Подведение итогов. Выводы.

??? Как вы считаете, актуальна ли повесть в наши дни?

??? О чем вы задумались, прочитав повесть «Пиковая дама»?

VI .  Рефлексия.

Обучающиеся с опорой на схему делают свой выбор.

6

 *** Вокруг нас много соблазнов . «Повсюду страсти роковые...».  Пушкин предостерегает нас  от пагубной страсти обогащения нечестными способами.

Надеюсь, страсть, «неразумное хотенье» никогда не затмят ваш разум.

Пушкин знал, что душа человека легко поддается соблазнам и с огромным трудом противостоит искушениям. Он сам через это прошел и провел через это своих героев. Причем никому не облегчал путей к обретению нравственной стойкости. И не скрывал от читателей, что обрести её очень нелегко.

Наказание в пушкинском творчестве всегда неотвратимо, но почти никогда не жестоко.

         Загадка прозы Пушкина – в удивительной  прозорливости. Если вдуматься, перед нами – прозрение поэта в наш сегодняшний день. Ведь Германн  - предупреждение человечеству об опасности утратить человеческое.

А.С. Пушкин говорит нам: человек, заразившийся страстью к чему-либо, несчастлив сам, он делает несчастными и других. Страсть превращает его в раба. Происходит нравственная, а позже и физическая гибель человека. У страсти огромная сила – разрушительная, губительная.

ПРОСЛУШИВАНИЕ АРИИ  ГЕРМАННА « ЧТО НАША ЖИЗНЬ…» ИЗ ОПЕРЫ П.И. ЧАЙКОВСКОГО «ПИКОВАЯ ДАМА».

VII. Оценивание работы обучающихся на уроке. Работа с зачётными листами.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.

КРИМИНАЛИСТЫ

Восстановление сюжета повести. 

!!! Сформулируйте сюжет буквально в  нескольких  предложениях. На листке  написаны события повести, расположите их в хронологическом порядке.

1.Переписка Германна с Лизаветой Ивановной.

2.Игра Германна с Чекалинским.

3.Рассказ Томского.

4.Видение Германна.

5.Сон Германна.

6.Свидание Германна с Лизаветой Ивановной.

7.Проигрыш Германна.

8.Смерть графини.

9.Германн у гроба графини.

??? Какие три злодейства совершил Германн?

Эпиграфы  к  уроку:

 1. Деньги, - вот чего алкала его душа! (А.С.Пушкин «Пиковая дама»)
2. «Судьба – не случайность, а предмет выбора; её не ожидают, а завоёвывают». (У. Брайан).

3. «Читая произведения А.С.Пушкина, мы можем воспитать в себе человека». ( В.Г.Белинского).

4. «В жизни нет ничего такого, за что бы можно было отдать нечистому хотя бы малую часть своей души ». (А. П. Чехов).

??? Как вы считаете, актуальна ли повесть в наши дни?

??? О чем вы задумались, прочитав повесть «Пиковая дама»?

6

ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ

Восстановление сюжета повести. 

!!! Сформулируйте сюжет буквально в  нескольких  предложениях. На листке  написаны события повести, расположите их в хронологическом порядке.

1.Переписка Германна с Лизаветой Ивановной.

2.Игра Германна с Чекалинским.

3.Рассказ Томского.

4.Видение Германна.

5.Сон Германна.

6.Свидание Германна с Лизаветой Ивановной.

7.Проигрыш Германна.

8.Смерть графини.

9.Германн у гроба графини.

??? Выполняет ли Германн завещание графини?

???  Удается ли ему выиграть?        

Эпиграфы  к  уроку:

1. Деньги, - вот чего алкала его душа! (А.С.Пушкин «Пиковая дама»)
2. «Судьба – не случайность, а предмет выбора; её не ожидают, а завоёвывают». (У. Брайан).

3. «Читая произведения А.С.Пушкина, мы можем воспитать в себе человека». ( В.Г.Белинского).

4. «В жизни нет ничего такого, за что бы можно было отдать нечистому хотя бы малую часть своей души ». (А. П. Чехов).

??? Как вы считаете, актуальна ли повесть в наши дни?

??? О чем вы задумались, прочитав повесть «Пиковая дама»?

6

ЯЗЫКОВЕДЫ

СЛОВАРНАЯ  СТАТЬЯ.        

Криминалисты занимаются сбором данных, необходимых для восстановления следствием примерной картины происшествия

Алчность – ненасытность, жадность.

Искушение – соблазн, прельщение.

 Страсть – алчность, безотчётное влеченье, необузданное, неразумное хотенье.

Честолюбие – искательство внешней чести, уважения, почета, почестей;

Честолюбивый человек – страстный к чинам, отличиям, к славе, похвалам и потому действующий не по нравственным убеждениям.

( В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»).

Восстановление сюжета повести. 

!!! Сформулируйте сюжет буквально в  нескольких  предложениях. На листке  написаны события повести, расположите их в хронологическом порядке.

1.Переписка Германна с Лизаветой Ивановной.

2.Игра Германна с Чекалинским.

3.Рассказ Томского.

4.Видение Германна.

5.Сон Германна.

6.Свидание Германна с Лизаветой Ивановной.

7.Проигрыш Германна.

8.Смерть графини.

9.Германн у гроба графини.

??? Каковы же герои повести? Что говорят они сами о  себе? Какую характеристику дают им другие персонажи повести и автор?

Рассмотрите сцену явления видения Германну. Выпишите из текста  глаголы:

??? Что делал Германн, возвратясь из трактира, где «пил очень много»?

!!! Подумайте над сочетанием открывшихся Германну трех заветных карт. ??? Почему «тройка, семерка, туз»? 

Эпиграфы  к  уроку:

1. Деньги, - вот чего алкала его душа! (А.С.Пушкин «Пиковая дама»)
2. «Судьба – не случайность, а предмет выбора; её не ожидают, а завоёвывают». (У. Брайан).

3. «Читая произведения А.С.Пушкина, мы можем воспитать в себе человека». ( В.Г.Белинского).

4. «В жизни нет ничего такого, за что бы можно было отдать нечистому хотя бы малую часть своей души ». (А. П. Чехов).

??? Как вы считаете, актуальна ли повесть в наши дни?

??? О чем вы задумались, прочитав повесть «Пиковая дама»?

6

ПСИХОЛОГИ

Восстановление сюжета повести. 

!!! Сформулируйте сюжет буквально в  нескольких  предложениях. На листке  написаны события повести, расположите их в хронологическом порядке.

1.Переписка Германна с Лизаветой Ивановной.

2.Игра Германна с Чекалинским.

3.Рассказ Томского.

4.Видение Германна.

5.Сон Германна.

6.Свидание Германна с Лизаветой Ивановной.

7.Проигрыш Германна.

8.Смерть графини.

9.Германн у гроба графини.

??? Какие чувства испытывает Германн  после  посещения графини? Чувствует ли он свою вину в смерти  старухи? Выпишите  из  текста  словосочетания и предложения, характеризующие состояние героя.

??? Как вы объясните видение  Германна?

??? Почему Пушкин, в отличие от реальной истории, на которой основана повесть, заставляет героя проиграть? Случайно ли Германну вместо «туза» выпала «пиковая дама»?

Эпиграфы  к  уроку:

1. Деньги, - вот чего алкала его душа! (А.С.Пушкин «Пиковая дама»)
2. «Судьба – не случайность, а предмет выбора; её не ожидают, а завоёвывают». (У. Брайан).

3. «Читая произведения А.С.Пушкина, мы можем воспитать в себе человека». ( В.Г.Белинского).

4. «В жизни нет ничего такого, за что бы можно было отдать нечистому хотя бы малую часть своей души ». (А. П. Чехов).

??? Как вы считаете, актуальна ли повесть в наши дни?

??? О чем вы задумались, прочитав повесть «Пиковая дама»?

6

КРИМИНАЛИСТЫ

??? Какие три злодейства совершил Германн?

??? Как вы объясните видение  Германна?

Рассмотрите сцену явления видения Германну. Выпишите из текста  глаголы: ??? Что делал Германн, возвратясь из трактира, где «пил очень много»?

ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ

!!! Составьте план повести.

??? Выполняет ли Германн завещание графини?

???  Удается ли ему выиграть?        

ЯЗЫКОВЕДЫ

??? Каковы же герои повести? Что говорят они сами о  себе? Какую характеристику дают им другие персонажи повести и автор? Выпишите из текста.

Графиня:

Германн:

Лиза:

!!! Подумайте над сочетанием открывшихся Германну трех заветных карт. ??? Почему «тройка, семерка, туз»?

ПСИХОЛОГИ

??? Какие чувства испытывает Германн  после  посещения графини? Чувствует ли он свою вину в смерти  старухи? Выпишите  из  текста  словосочетания и предложения, характеризующие состояние героя.

??? Почему Пушкин  заставляет героя проиграть?  Случайно ли Германну вместо «туза» выпала «пиковая дама»?

Общие вопросы:

??? Как вы считаете, актуальна ли повесть в наши дни?

??? О чем вы задумались, прочитав повесть «Пиковая дама»?

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Загадка пушкинской прозы" (по повести А.С.Пушкина "Пиковая дама")

Презентация представляет собой исследование по повести А.С.Пушкина "Пиковая дама"....

Тест на знание содержания повести А.С.Пушкина "Пиковая дама"

Тест представляет собой таблицу, состоящую из двух столбцов. Для выполнения теста необходимо сопоставить отрывки из разных столбцов, выписав номера отрывков....

художественное своеобразие повести А.С. Пушкина "Пиковая дама"

урок посвящен  анализу художественного своеобразия повести А.С.Пушкина "Пиковая дама", в ходе которого раскрываются особенности поэтики произведения....

Три злодейства. ( Урок по повести А.С.. Пушкина «Пиковая дама»)

УМК Г.И.Беленького.       Тема урока:  Три злодейства.   ( Урок по  повести А.С.. Пушкина  ...

Урок литературы в 8 -м классе "Три злодейства". Создание кластера по повести А.С.Пушкина "Пиковая дама"

Урок по повести А.С.Пушкина "Пиковая дама" с созданием кластера по этому произведению....

Заяц М.С. Урок литературы Три злодейства (по повести А.С.Пушкина "Пиковая Дама")

Заяц М.С. Урок литературы Три злодейства (по повести А.С.Пушкина "Пиковая Дама") 9 класс. Материалы содержат: конспект-сценарий урока, рецензию замдиректора по УМР, появснительную записку, характ...