Сценарий урока по сказке "Снежная королева"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Шутова Татьяна Михайловна

Открытый урок по литературе на тему "О дружбе, верности, любви в сказке Андерсена "Снежная королева"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta_uroka_snezhnaya_koroleva.docx25.09 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет

Литература

Класс

5 Б

Тема урока

«О дружбе, верности, любви» ( по сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева»)

Базовый учебник

Литература. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / под ред. В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2009.

Цель урока:  cоздание условий для работы над понятием “Дружба, верность, любовь” при работе с художественным текстом.

Задачи урока:

Образовательные (формирование познавательных УУД):

Научить выделять главное в произведении, обобщать, делать выводы и изображать образы с учетом их внутреннего мира и внешнего описания, предлагаемого автором с учетом собственных впечатлений.

Развивающие (формирование регулятивных УУД):

Развивать умение анализировать прочитанное, логически мыслить, обобщать и оценивать литературный материал; способствовать развитию речи, памяти, логического мышления, воображения, творческой фантазии, навыков самоутверждения и самооценки; развивать у детей чувство радости, успеха в учении, интереса к предмету через игровую форму.

Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

Воспитывать уважение к великой силе любви, верности и дружбы, учить ценить и беречь эти чувства. Способствовать воспитанию умения внимательно выслушивать мнение других, уважительно относиться к ответам одноклассников, работать в группах, совершенствовать сочетание индивидуальной и коллективной формы работы учащихся.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация, кластеры.

Тип урока: открытие новых знаний.

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, поисковые, проблемные, игровые.

Формы обучения: коллективная, работа в парах, индивидуальная.

 В ходе урока

 - отрабатываются навыки выразительного беглого чтения;

 - развиваются речь, внимание, память, логическое мышление, творческое воображение;

 - воспитывается интерес к чтению, умение быть надежным и верным другом;

 - прививается умение работать в коллективе.

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

2

3

4

СТАДИЯ ВЫЗОВА

  1. Вводный

Организационный момент

Введение в тему.

- актуализация имеющихся знаний;

- пробуждение интереса к получению новой информации

  1. Формулирование  темы и целей урока

А) Разгадывание ребуса

Б) Синквейн

(работа в парах)

В) Работа с толковыми словарями

  1. Работа по теме урока

- Вступительное слово о творчестве Г. Х. Андерсена

  1. Мини-сценка

  1. Приветствие учащихся. Проверка готовности класса к уроку, организация внимания
  2. Постановка дидактической цели. Формирование групп.

Контроль за ходом работы

Чтобы определить тему нашего урока я предлагаю выполнить вам задание. Перед вами 3 синквейна. Дайте правильные ответы и сделайте вывод.

1.-----------

2. сплоченный, единодушный

3. общаться, переживать, выручать

4. доверие укрепляет ее и делает прочнее

5. взаимоотношения

(Дружба)

1.-----------

2. надежный, стойкий

3. не предавать, хранить, любить

4. Стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга

5. постоянство

(Верность)

1. -----------

2. беззаветная, бескорыстная

3. обожать, боготворить, страдать

4  испытывать внутреннюю склонность к чему-либо

5. увлечение.

(Любовь)

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Давайте обратимся за помощью к словарям. Найди значение слов дружба, верность, любовь

Дополнение рассказа ученика

Эмоционально настраиваются на работу

Знакомство с познавательной задачей

Знакомство с материалом. Планирование работы в группе. Консультации друг с другом и с учителем

Консультации с учителем

Определение первого слова синквейна

Формулируют тему урока

Поиск значения слов в толковых словарях

Подготовленный ученик рассказывает биографию Х.К.Андерсена

Заранее подготовленные ученики показывают сценку из «Снежной королевы»

-    самоопределение (Л)

  • планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)
  • принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют процесс выполнения, четко выполняют требования поставленной задачи (Р)
  • выражают смысл текста графическими средствами (П)
  • умеют слушать и слышать друг друга (К)
  • умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме (К)
  • интересуются чужим мнением и высказывают свое (К)
  • проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции (К)
  • учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор (К)
  • устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации (К)

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

Маршрут Герды в поисках Кая

Составление кластера «Сравнительная характеристика главных героинь»

Физкультминутка

Работа в группах

Перечень вопросов для учащихся:

Что движет  Гердой, когда она решается отправиться на поиски Кая?

С кем первым встретилась девочка?

Чем она жертвует, что она предлагает реке? Почему река не приняла её подарок?  

Что пытается сделать старушка-колдунья? Почему ей не удалось оставить у себя Герду? Что  помогает девочке  вспомнить названого братца?         

С кем, после  ухода от старушки  встречается Герда? Куда она попадает? Кто приходит на помощь девочке? Почему ворон и ворона помогают ей? С кем во дворце встречается Герда? Кто провожает Герду дальше на поиски Кая? Как отреагировала Герда на сообщение, что Кай, возможно, женился на принцессе?

Путь к чертогам Снежной Королевы-Что пришлось преодолеть девочке?

Выслушивание мнения учеников. Принятие общего решения о составе кластера

Звучит фонограмма “Зима”

Шагая по царству,

 Устали немножко.

 Сейчас отдохнём

 И снова в дорожку.

 Из-за парты тихо встали

 И по царству зашагали

Мы шагаем, мы шагаем,

 Голову не опускаем,

 Дышим ровно, глубоко.

 Раз – подняться, потянуться,

 Два – согнуться, разогнуться,

 Три – присесть,

 Четыре – встать,

 Пять – руками помахать,

 Шесть – за парту тихо сесть

Каждая группа получает своё задание.

Контроль за ходом работы.

Выделение ключевых слов и словосочетаний, которые помогут при характеристике главного героя

Дети находят предлагаемые отрывки в тексте

В кластере отмечают качества каждой героини

Выполняют дыхательные и физические упражнения.

Выполняют задания в группе, назначают секретаря, который огласит принятое решение.

  • вырабатывают уверенность в собственных силах (Л)
  • учатся понимать прочитанное, извлекать необходимую информации (П)
  • осуществляют поиск и выделение необходимой информации (П)
  • выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей (П)
  • умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними (П)
  • определяют основную и второстепенную информацию (П)
  • составляют план и последовательность действий (Р)
  • вносят коррективы и дополнения в составленные планы (Р)
  • учатся достигать договоренностей и согласовывать принятие общего решения (К)
  • развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми (К)
  • понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной (К)
  • используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений (К)

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

Викторина

Домашнее задание

Рефлексия учебной деятельности.

Ответим на вопросы викторины и выясним, кто внимательнее всех читал сказку (за правильный ответ получают жетон-розу)

  1. На выбор прочитать сказку Г.Х.Андерсена.
  2. Сочинить небольшую сказку.
  3. Нарисовать фрагмент сказки.
  4. Составить синквейн на тему: Дружба в сказке «Снежная королева».

Вы преодолели пока недолгий, но трудный путь и получили в награду знания. Храните этот клад знаний и пополняйте на каждом уроке. И помните: знания – это самое ценное богатство.

У вас на парте лежат сердечки.

Кому урок не понравился – пусть сердечко останется лежать на парте.

Кому урок не очень понравился – поднимите сердечко на высоту согнутой руки.

 А кому урок понравился – поднимите руку с сердечком высоко вверх.

Дети устно отвечают на вопросы

Запись домашнего задания в дневник

Берут в руки сердечки, поднимают их.

  • осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме (П)
  • полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К)
  • используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений (К)
  • умеют делать выводы и кратко их формулировать (К)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий новогоднего спектакля "Снежная королева"

Как учитель русского языка я считаю необходимым развивать у учащихся  дар слова, то есть умение красиво и правильно говорить на родном языке. Как показывает практика, лучше всего заинтересовать и...

Сценарий новогоднего утренника "Снежная королева"

Сценарий  в стихотворной форме с современным  музыкальным  репертуаром....

Сценарий внеклассного мероприятия " День королевы музыки".

Цели: Познакомить обучающихся с разнообразием музыкальных инструментов. · -Развивать творческие способности учащихся.· Привлекать детей к участию во внешкольных мероприятиях.Дарите музыку д...

Сценарий внеклассного мероприятия "Снежная королева"

Интересная современная фантастическая интерпретация сказки Г.К. Андерсена....

Сценарий новогоднего праздника "Снежная королева"

Новогодний сценарий «Снежная королева, или Чудесное путешествие Герды»...

Сценарий Новогоднего праздника "Снежная Королева"

Сценарий Новогоднего праздника для старших дошкольников и младших школьников. Этот праздник был проведен для трех групп в преддверии 2018 года. Участвовали дети с ОВЗ. Наполняемость групп составляла д...