Рабочая программа по литературе для 7 класса. УМК В.Я.Коровиной. 68 часов (2 в неделю)
рабочая программа по литературе (7 класс)
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование с приблизительными датами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
l7.doc | 337 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа по литературе для 7 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерное Программы основного общего образования по литературе, авторской Программы по литературе В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение) к учебнику В.Я. Коровиной (М.: Просвещение).
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Цели и задачи. Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей: формирование духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для их успешной социализации и самореализации;постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании. Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего. В этой возрастной группе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений различных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.
Эта группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, проектной деятельности учащихся.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Главная идея программы по литературе – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX, XX вв. русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью. Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Курс литературы в 7 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов.
Содержание курса литературы в 7 классе включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя). Ведущая тема при изучении литературы в 7 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы. В программе соблюдена системная направленность. В разделах 1-8 даются: перечень произведений художественной литературы, краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.
Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета Литература в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения, проектную деятельность учащихся. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 7 класса: В 2ч. - М.: Просвещение.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся. Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление. При обучении в сотрудничестве главной силой, влияющей на учебный процесс, стало влияние коллектива, учебной группы, что практически невозможно при традиционном обучении. Эта педагогическая технология считается одной из самых трудоемких и не всегда дающей ожидаемый результат, зачастую непредсказуемой. Учителю порой бывает сложно оказать помощь каждому конкретному ученику в классе. Обучение в сотрудничестве решает эту задачу. Учащиеся, работая в небольших группах, учатся помогать друг другу и отвечать за успехи каждого. Целью обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития. Очень важен эффект социализации, формирования коммуникативных умений. Проблемное обучение — это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, эмоционального интеллекта. Здоровьесберегающие технологии – это условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим. Исследовательское обучение – особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению (познанию) окружающего мира. При исследовательском обучении большое значение имеют интересы и склонности учащегося и мотивация его познавательной активности. Информационная технология – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио – и видео средства, компьютеры) для работы с информацией, позволяющая значительно повысить качество обучения, ускорить передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу
Устное народное творчество
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Киевский цикл былин. Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Теория литературы. Гипербола (развитие представлений). Былина. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений)
Из древнерусской литературы
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.
Теория литературы. Поучение (начальные представления).
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
Из русской литературы XVIII века
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.
Теория литературы. Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
Из русской литературы XIX века
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача».
Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Теория литературы. Стихотворения в прозе.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».
«Дикий помещик». Для внеклассного чтения.
Теория литературы. Гротеск (начальные представления).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Саввишна», «Маман» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.
«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
«Край ты мой, родимый край!» Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
Из русской литературы xx века
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каши-рин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления)
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.
«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.
«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для внеклассного чтения).
На дорогах войны. Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.
Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).
Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе.
«О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.
«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.
«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.
«Тихая моя Родина». Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).
Из зарубежной литературы
Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
- Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
- Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
- Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся обстановкой;
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственную связь, строить логическое рассуждение, умозаключение ( индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач;
- Смысловое чтение, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группах, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций с учетом интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности: владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
- Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
- Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявления заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание и роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа), владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- Формирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
- Умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;
- Понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
- Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
- Написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
- Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса;
- Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств в создании художественны образов литературных произведений.
ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ
I. Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса: знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев; понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения; знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно; умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи; уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст. При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
II. Оценка сочинений
Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. С помощью сочинений проверяются: умение раскрыть тему; умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Первая отметка считается отметкой по литературе, вторая – по русскому языку.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям: соответствие работы ученика теме и основной мысли; полнота раскрытия темы; правильность фактического материала; последовательность изложения. При оценке речевого оформления сочинений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Содержание и речь. Грамотность
«5» 1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов. Допускается: 1 негрубая орфографическая, или 1 негрубая пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
«4» 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. Отметка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
«3» 1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки. Отметка «3» может выставляться при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
«2» 1. Работа не соответствует теме.
2. Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
«1» Работа отсутствует
Примечание:
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.
III. Оценка тестовых работ
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %; «4» - 77 – 89 %; «3» - 50– 77 %; «2»- менее 50 %.
IV. Оценка письменных и контрольных работ
Отметка «5» ставится, если ученик: выполнил работу без ошибок и недочетов; допустил не более одного недочета.
Отметка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: не более одной негрубой ошибки и одного недочета; 1 или не более двух недочетов.
Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил: не более двух грубых ошибок; или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух-трех негрубых ошибок; или одной негрубой ошибки и трех недочетов; или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка «2» ставится, если ученик: допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка “3”; или если правильно выполнил менее половины работы.
Примечание:
1) Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
2) Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
IV. Оценка обучающих работ
Обучающие работы (проверочная работа с выборочным ответом, комплексный анализ текста, публичное выступление, зачёт) неконтрольного характера оцениваются более строго, чем контрольные работы. Если возможные ошибки были и учащиеся предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил.
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТОРОЛЯ
Основные формы контроля: сочинение (по данному тексту, эссе, стилизация, на свободную тему, синквейн), тест (задания с выбором ответа, с кратким ответом, с развёрнутым ответом в объёме не менее 50 слов), устный и письменный ответ на вопрос (высказывание), устный пересказ (подробный, выборочный, сжатый, с изменением лица), характеристика героя (одного, групповая, сравнительная), отзыв, план сочинения или доклада, подготовка сообщения, доклада (в устной и письменной форме), устный и письменный анализ текста, выразительно чтение текста, выполнение проекта, выразительное чтение наизусть, самостоятельная работа, проверочная работа, составление плана.
Произведения для заучивания наизусть и для самостоятельного чтения в соответствии с программой по литературе: Литература под редакцией В.Я.Коровиной, Москва, Просвещение.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Содержание | Планируемые результаты | Дата план/ факт | Контроль | ||
1 | Введение | Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Конспект лекции, работа с книгой, пересказ | Знают образную природу словесного искусства. Умеют составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа Выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Осознанно строят сообщения в устной форме, формулируют собственное мнение и позицию Формирование положительного отношения к учебной деятельности; возможность для формирования этического оценивания | 2.09 | Отв.на вопр. | ||
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО | |||||||
2 | Предания как поэтическая автобиография народа. | Исторические события в преданиях, пересказ одного из преданий | Знают термин «предание, умеют осуществлять поиск нужной информации в учебнике; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. Учатся понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном процессе Получают возможность научиться адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Положительное отношение к познавательной деятельности; на основе анализа ситуаций формируются интерес к учебному материалу; чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. | 3.09 | Пересказ | ||
3 | «Вольга и Микула Селянино вич» | Понятие о былине. Нравственные идеалы народа в былинах. Прославление мирного труда в былине. | Знают своеобразие былин как героических песен эпического характера. Умеют воспринимать и анализировать поэтику былин. Принятие и сохранение учебной задачи, соответствующей этапу обучения. Формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные высказывания; Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, - эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. | 10.09 | Выр.чт. | ||
4 | Былины об Илье Муромце. «Садко» | Киевский цикл былин, Новгородский цикл былин. Особенности былинного стиха, роль гиперболы в былине. | Знают своеобразие былинного эпоса. Умеют воспринимать и анализировать поэтику героического эпоса народа. Проводят сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей. Умеют задавать вопросы; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. Наличие положительного отношения к познавательной деятельности, интереса к учебному материалу. | 11.09 | Выр.чт. | ||
5 | Пословицы и поговорки | Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц. Мудрость народа | Знают своеобразие данного жанра фольклора. Умеют объяснить пословицу и поговорку Умеют принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации Научатся принимать участие в работе группами, допускать существование различных точек зрения; договариваться, приходить к общему решению. Мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя, осознание своей этнической принадлежности) | 17.09 | Сообщ. | ||
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | |||||||
6 | «Повесть о Февронии и Петре Муромских» | Прославление любви и верности. Нравственные идеалы и заветы Древней Руси | Владеть общим приёмом анализа литературного произведения Выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своего действия. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого характера. Доброжелательно, эмоционально-нравственно отзываться на чувства других людей, уметь сопереживать и проявлять свои чувства в добрых поступках. | 18.09 | Пересказ | ||
7 | «Поучение Владимира Мономаха» | Образец древнерусской литературы. Нравственные заветы Древней Руси (отрывок «О пользе книг»). | Формирование традиции уважительного отношения к книге, поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Выделяют учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Строить речевое высказывание в устной форме, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; наличие познавательных интересов, учебных мотивов. | 24.09 | Сочинение | ||
8 | Контрольная работа №1 по древнерусской литературе | Развитие речи | Оформить устное высказывание в письменной форме, четко ответить на поставленный вопрос Планировать поиск информации, формулировать поисковые запросы; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его и учёта характера сделанных ошибок. Готовить план выступления на основе заданной цели;аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Наличие положительного отношения к познавательной деятельности, интереса к учебному материалу. | 25.09 | Сочинение | ||
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА | |||||||
9 | М.В. Ломоносов «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия…» | Слово о поэте и ученом. Мысли автора о Родине, российской науке и ее творцах. Теория «трех штилей». Роль личности в произведениях | Осознанно высказываются в устной форме о том, в чём видят своеобразие композиции стихотворения Рефлексия способов и условий действий; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления. Мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя, осознание своей этнической принадлежности) | 1.10 | Выр.чт. | ||
10 | Лирика Г.Р.Державина. | Знакомство с личностью и поэзией Г.Р.Державина, новаторство в стихотворной деятельности. Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества | Осуществляют поиск необходимой информации; извлекают необходимую информацию из рассказа учителя. Обращаться к способу действия, оценивая свои возможности; осознавать уровень и качество выполнения. Научатся адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия. Наличие положительного отношения к познавательной деятельности, интереса к учебному материалу. | 2.10 | Выр.чт. | ||
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА | |||||||
11 | А.С.Пушкин «Полтава» | Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. Изображение Петра1 в поэме | Использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы и других источников. Обращаться к способам действий, оценивая свои возможности; определять последовательность действий для решения предмет ной задачи. Действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя. Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | 8.10 | Доклад | ||
12 | А.С.Пушкин «Медный всадник» (отрывок). | Историко-литературное и жанровое своеобразие «Медного всадника». Прославление деяний Петра I. Тема и идея поэмы | Оценивать свои достижения, участвовать в аналитической беседе, соотносить изученные понятия с примерами.
Формулировать и удерживать учебную задачу, применять правила в планировании способа решения. Обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество. | 9.10 | Анализ текста | ||
13 | А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге» | Историческая основа «Песни», определение понятия «баллада», особенности содержания. Смысл сопоставления Олега и волхва, летописный источник. | Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах. Выбирать действия в соответствии с задачей и условиями её реализации, определять последовательность целей и действий с учётом конечного результата Формулировать собственное мнение и позицию; прояв -лять интерес и уважение к различным точкам зрения Формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные высказывания. | 15.10 | Выр.чт. | ||
14 | А.С.Пушкин «Борис Годунов» | Трагедия. Анализ отрывка «Сцена в Чудовом монастыре» Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры | Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета. Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, принимать и понимать алгоритм выполнения заданий. Осознанно и произвольно строить сообщения-рассуждения в устной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием | 16.10 | Отв.на вопр. | ||
15 | А.С.Пушкин «Станционный смотритель» | Тема «отцов и детей» в повести. Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Гуманизм повести | Участие в обсуждении содержания прочитанного, следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности. Составлять план и последовательность действий. выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, осознание ответственности человека за общее благополучие | 22.10 | Отв.на вопр. | ||
16 | Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского» | Практикум. Дуня и Минский. Развитие понятия о повести Анализ эпизода, сопоставление повести и притчи о блудном сыне | Использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы и других источников. Обращаться к способам действий, оценивая свои возможности; осознавать уровень и качество выполнения работы Выстраивать устное высказывание, аргументировать свою точку зрения. Осознание ответственности человека за общее благополучие, самостоятельность и личная ответственность за свои поступки. | 23.10 | Сочинение | ||
17 | М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» | Картины быта XVI века, их роль в понимании характеров и идеи поэмы . Причины обращения поэта к давно минувшим временам, историю создания «Песни…». Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем в поэме | Уметь узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата. Выступать перед аудиторией сверстников, опираясь на результаты частичного поиска на основе заданной цели. Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе. | 5.11 | Отв.на вопр. | ||
18 | М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» | Фольклорные начала в «Песне…». Особенности сюжета, нравственная проблематика, жанровое своеобразие «Песни…» | Уметь определять причины и следствия явлений, событий - делать выводы на основе обобщения знаний Выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного. Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Осознавать себя гражданином России; объяснять , что связывает гражданина с историей, культурой, судьбой народа России. | 6.11 | Выр.чт. | ||
19 | Контрольная работа №2 по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова | Урок контроля | Самостоятельно анализировать текст, создавать собственное высказывание Выполнять учебные действия, использовать речь для регуляции своего действия. Мотивация учебной деятельности. | 12.11 | Сочинение | ||
20 | М.Ю.Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…» | Знакомство со стихами поэта, навыки анализа лирических произведений. Проблема гармонии человека и природы в стихотворении | Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении поставленной задачи. Выполнять учебные действия, используя письменную речь для регуляции своего действия. Формулировать собственное мнение и позицию. Осознавать себя гражданином России; объяснять, что связывает гражданина с историей, культурой, судьбой народа России | 13.11 | Анализ текста Выр.чт. | ||
21 | Н.В.Гоголяь «Тарас Бульба» | Историческая и фольклорная основа повести Нравственный облик Тараса и его товарищей: героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу, подвиг во имя родной земли. | Работа над статьей учебника, обучение письменному высказыванию, составлению плана. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме; смысловое чтение текста; выбирать вид чтения в зависимости от цели. Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы. | 17.11 | Пересказ | ||
22 | Противопоставление Остапа и Андрия. | Работа по сравнительной характеристике главных героев. | Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата. Формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные высказывания. Положительная мотивация учебной деятельности; принятие образа «хорошего ученика»; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений. | 19.11 | Характеристика персонажа | ||
23 | Запорожская Сечь | Патриотический пафос повести. Глубина и трагизм конфликта отца и сына, отношение автора к героям. Запорожская Сечь. Ее нравы и обычаи. | Поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Уметь отбирать материал для сравнительной характеристики, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности Уметь слушать собеседника, формулировать свои затруднения, уметь использовать письменную речь для регуляции своего действия. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций, этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально – нравственная отзывчивость. | 20.11 | Отв.на вопр. | ||
24 | Природа и люди в повести | Особенности изображения природы и людей. Художественные приемы, описывающие природу | Ориентироваться в разнообразии способов решения задач, устанавливать причинно - следственные связи. Составлять план и последовательность действий, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Координировать и применять различные позиции во взаимодействии, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления. Проявление чувства эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им. | 26.11 | Отв.на вопр. | ||
25 | Контрольная работа №3 по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» | Развитие речи | Ориентироваться в разнообразии способов решения задач, выбирать вид сочинения в зависимости от цели. Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; принимать и выполнять алгоритм выполнения заданий. Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила речевого этикета. Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм. | 27.11 | Сочинение | ||
26 | И.С.Тургенев «Бирюк» | Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. Мастерство И.С. Тургенева в изображении картин природы. Нравственные проблемы рассказа | Использовать поиск необходимой информации при комментированном чтении для выполнения проблемных учебных заданий Формулировать и удерживать учебную задачу, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности Уметь слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними при участии в коллективном диалоге. Обладать способностью признавать свои плохие поступки и отвечать за них. | 2.12 | Доклад Отв.на вопр. | ||
27 | И.С.Тургенев Стихотворения в прозе | «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Чтение наизусть стихотворения в прозе «Русский язык» | Делать выводы на основе обобщения знаний; определять последовательность действий для решения предметной задачи. Обращаться к способу действия, оценивая свои возможности Подтверждать аргументы фактами; аргументировать свою точку зрения при участии в учебном диалоге. Осознание ответственности человека за общее благополучие, гуманистическое сознание. | 4.12 | Выр.чт. | ||
28 | Н.А. Некрасов «Русские женщины» | Историческая основа поэмы. Величие русской женщины. Судьба русской женщины в поэме. Обучение выразительному чтению | Овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнить. Оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами. Формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; наличие познавательных интересов, учебных мотивов. | 9.12 | Выр.чт. | ||
29 | Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда» | Навыки работы со стихотворным текстом, с научно-популярными текстами, усвоение теоретических понятий. Образ Родины и народа в стихотворении | Определяют элементы сатиры на барскую Русь. Воспринимают и сохраняют учебную задачу. Обмениваются мнениями, принимают различные позиции при решении проблемных заданий Положительная мотивация учебной деятельности; принятие образа «хорошего ученика»; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений. | 10.12 | Анализ текста | ||
30 | А.К.Толстой «Василий Шибанов» | Факты жизни и творческой деятельности А.К. Толстого, жанровое своеобразие исторических баллад. Правда и вымысел в исторической балладе | Овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнить. Действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя. Формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение Проявление чувства эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им. | 16.12 | Анализ текста | ||
31 | М.Е. Салтыков-Щедрина «Повесть о том как мужик двух генералов прокормил» | «Сказки для детей изрядного возраста» Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение покорности. Сатирическое изображение нравственных пороков общества в повести | Использование различных способов поиска , сбора, анализа полученной информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами . Осознавать уровень и качество выполнения работы. Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Определять общую цель и пути её достижения. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций | 17.12 | Пересказ | ||
32 | Контрольная работа №4 по произведениям писателей XIX века | Разбор сказки после самостоятельного прочтения. Понятие о гротеске. Произведения Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова-Щедрина | Осуществляют поиск необходимой информации, анализируют её, строят рассуждения в форме связи суждений об объекте, делать выводы на основе обобщения знаний Осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание. Устойчивое следование в поведении социальным нормам, осознание ответственности человека за общее благополучие, гуманистическое сознание. | 23.12 | Тест | ||
33 | Л.Н. Толстой «Детство» | Сложность взаимоотношений взрослых и детей. Главный герой повести, его чувства, поступки, духовный мир. Автобиографический характер повести | Знать содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, преобразовывать практическую задачу в познавательную. Задавать вопрос, формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, слушать и понимать речь других. Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам | 24.12 | Пересказ | ||
34 | А.П.Чехов «Хамелеон» | Осмеяние душевных пороков. Средства создания комического в рассказе. Смысл названия рассказа. Живая картина нравов в рассказе | Осуществление поиска необходимой информации. Действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, воспринимают оценку, ориентируются в учебнике. Определять общую цель и пути её достижения. Положительная мотивация учебной деятельности; принятие образа «хорошего ученика»; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений. | 13.01 | Отв.на вопр. | ||
35 | А.Чехов «Злоумышленник» | Выразительное чтение рассказа «Злоумышленник», анализ рассказа. Два лица России в рассказе | Уметь анализировать текст, видеть «смех» и «слезы» автора, раскрывать роль художественной детали Развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Проявление чувства эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им. | 14.01 | Выр.чт. | ||
36 | А.Чехов «Тоска», «Размазня» и др. | Внеклассное чтение. Смех и слезы в рассказах | Уметь видеть смешное и грустное в произведении, оценивать творческую манеру писателя Определять последовательность действий для решения предметной задачи, осуществлять простейшее планирование своей работы. Определять последовательность действий для решения предметной задачи. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций. | 20.01 | СР | ||
37 | Стихи русских поэтов XIX века о природе. | В.А.Жуковский, А.К.Толстой, И.А.Бунин Аналитическая беседа, проблемные вопросы | Знать основные пункты анализа стихотворения Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять. Обращаться к способу действия, оценивать свои возможности; осознавать уровень и качество выполнения. Участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения. Готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение. | 21.01 | Анализ текста. | ||
38 | Контрольная работа №5 по изученным стихотворениям | Ориентироваться в разнообразии способов решения задач, выбирать вид чтения в зависимости от цели. | Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; принимать и выполнять алгоритм выполнения заданий. Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила речевого этикета. Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм. | 27.01 | Анализ текста | ||
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА | |||||||
39 | И.А.Бунин «Лапти» и «Цифры». | Идейно-тематическая направленность. Нравственный смысл рассказов | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, преобразовывать практическую задачу в познавательную Определять наиболее эффективные способы достижения результатов. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | 28.01 | Пересказ | ||
40 | М.Горький «Детство» | Аналитическая беседа, проблемные вопросы. Автобиографический характер повести | Дать представление о противоречивой позиции Горького в советской литературе, оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами. Выделять учебную задачу на основе соотнесении известного, освоенного и неизвестного. Уметь определять причины и следствия явлений, событий; делать выводы на основе обобщения знаний Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | 3.02 | Сообщ. | ||
41 | Вера в творческие силы народа в произведении М.Горького «Детство». Познакомиться с отдельными главами повести и проводить анализ. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. | Использование различных способов поиска¸ сбора¸ обработки, анализа овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Обращаться к способу действия, оценивать свои возможности; осознавать уровень и качество выполнения. Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку события. Положительная мотивация учебной деятельности; принятие образа «хорошего ученика»; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений. | 4.02 | Характеристика персонажа | |||
42 | «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. | Ориентироваться в разнообразии способов решения задач, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. Действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают его оценку, ориентируются в учебнике Определять общую цель и пути её достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Проявление чувства эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им. | 10.02 | Характеристика персонажа | |||
43 | М. Горький «Старуха Изергиль» | Портрет как средство характеристики. Гуманистический пафос «Легенды о Данко» из рассказа | Осуществление поиска необходимой информации для решения основной цели урока, уметь работать с текстом в композиционном плане, комментировать прочитанное Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, предвосхищать результат. Определять общую цель и пути её достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций. | 11.02 | Отв.на вопр. | ||
44 | Контрольная работа №6 по произведениям М.Горького | Контроль полученных знаний | Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; принимать и выполнять алгоритм выполнения заданий. Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила речевого этикета. Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм. Семья как нравственная и духовная ценность человечества | 18.02 | Сочинение | ||
45 | Л.Н.Андреева «Кусака» | Ознакомить учащихся с жизнью писателя. Прочитать рассказ и анализировать вырабатывать навыки составления плана. Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека в рассказе | Применять установленные правила в планировании способа решения. Ориентироваться в разнообразии способов решения задач, строить сообщения творческого и исследовательского характера. Конструировать новый или перестроить известный способ действия в соответствии с условиями новой задачи. Осознание ответственности человека за общее благополучие, гуманистическое сознание. | 19.02 | План | ||
46 | В.В.Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче. | Анализ стихотворения Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора, роль фантастических картин. | Познакомиться с отдельными главами повести и проводить анализ Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, преобразовывать практическую задачу в познавательную. Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм. | 25.02 | Анализ стихотворения | ||
47 | В.В.Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». | Анализ стихотворения. Два взгляда на мир. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя, гуманизм и сочувствие ко всему живому. | Ознакомить со стихотворением, вырабатывать навыки выразительного чтения, анализировать лирическое произведение. Осуществление поиска необходимой информации для решения основной цели урока. Формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания. Доброжелательно, отзываться на чувства других людей, обладать способностью признавать свои плохие поступки и отвечать за них. | 26.02 | Анализ стихотворения | ||
48 | А.Платонов «Юшка» | Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию, уважению к человеку. Друзья и враги главного героя, его непохожесть на окружающих в рассказе | Ознакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, осуществление поиска необходимой информации для решения основной цели урока. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, преобразовывать практическую задачу в познавательную. Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; наличие познавательных интересов, учебных мотивов. | 3.03 | Отв.на вопр. | ||
49 | Контрольная работа №6 по произведениям писателей 20 века | Отношение писателя к своим необычным героям | Делать выводы на основе обобщения знаний. Обращаться к способу действия, оценивать свои возможности; осознавать уровень и качество выполнения. Участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения. Положительная мотивация учебной деятельности; принятие образа «хорошего ученика»; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений. | 4.03 | Сочинение | ||
50 | Б.Л. Пастернак. Лирика | Рассказ учителя. Своеобразие картин природы в лирике | Ориентироваться в разнообразии способов решения задач, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. Действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают его оценку, ориентируются в учебнике Определять общую цель и пути её достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций | 10.03 | Выр.чт. | ||
51 | А.Т. Твардовский. Лирика | Философские проблемы в лирике. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя, гуманизм и сочувствие ко всему живому. | Ориентироваться в разнообразии способов решения задач, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. Действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают его оценку, ориентируются в учебнике Определять общую цель и пути её достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Доброжелательно отзываться на чувства других людей, уметь сопереживать и проявлять свои чувства в добрых поступках | 11.03 | Выр.чт. | ||
52 | Интервью с поэтом-участником Великой Отечественной войны. | Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя, гуманизм и сочувствие ко всему живому. | Ориентироваться в разнообразии способов решения задач, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. Действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают его оценку, ориентируются в учебнике Определять общую цель и пути её достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Доброжелательно отзываться на чувства других людей, уметь сопереживать и проявлять свои чувства в добрых поступках | 17.03 | |||
53 | Ф.А.Абрамов «О чем плачут лошади» | Литературные традиции в рассказе. Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа | Ознакомить со стихотворением, вырабатывать навыки выразительного чтения, анализировать лирическое произведение. Осуществление поиска необходимой информации для решения основной цели урока. Формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания. Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам | 18.03 | Пересказ | ||
55 | Е.И. Носов «Кукла» | Нравственные проблемы рассказа. Идея и символы в рассказе | Ориентироваться в разнообразии способов решения задач, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. Действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают его оценку, ориентируются в учебнике Определять общую цель и пути её достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю | 31.03 | Пересказ | ||
55 | Е.И. Носов «Живое пламя» | Нравственные проблемы рассказа. Тема памяти и героизма в рассказе | Ориентироваться в разнообразии способов решения задач, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. Действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают его оценку, ориентируются в учебнике Определять общую цель и пути её достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю | 1.04 | Характеристика персонажа | ||
56 | Ю.П.Казаков «Тихое утро» | Художественный анализ рассказа. Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности | Осуществление поиска необходимой информации для решения основной цели урока, уметь работать с текстом в композиционном плане, комментировать прочитанное Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, предвосхищать результат. Определять общую цель и пути её достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам | 7.04 | Отв.на вопр. | ||
57 | «Земля родная» Д.С.Лихачева как напутствие молодежи | Эстетические и нравственные проблемы рассказа. Анализ текста, пересказ. | Осуществление поиска необходимой информации для решения основной цели урока, уметь работать с текстом в композиционном плане. Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, предвосхищать результат. Определять общую цель и пути её достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам | 8.04 | Отв.на вопр. | ||
58 | М.М. Зощенко «Беда» | Смешное и грустное в рассказе. Виды юмора в литературе | Познакомиться с отдельными главами повести и проводить анализ Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, преобразовывать практическую задачу в познавательную. Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Осознание ответственности человека за общее благополучие, гуманистическое сознание. | 14.04 | ПР | ||
59 | Стихи поэтов XX века | Стихотворения о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира .Единство человека и природы. Чтение и художественный анализ стихотворения | Осуществление поиска необходимой информации для решения основной цели урока, уметь работать с текстом Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, предвосхищать результат. Определять общую цель и пути её достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Следование в поведении социальным нормам, осознание ответственности за общее благополучие, гуманистическое сознание. | 15.04 | Отв.на вопр. | ||
60 | Контрольная работа №7 по произведениям писателей и поэтов 20 века | Отношение писателя к своим необычным героям | Делать выводы на основе обобщения знаний. Обращаться к способу действия, оценивать свои возможности; осознавать уровень и качество выполнения. Участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения. Положительная мотивация учебной деятельности; принятие образа «хорошего ученика»; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений. | 21.04 | Сочинение | ||
ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ | |||||||
61 | Расул Гамзатов. «Опять за спиною родная земля» и др. | Литература народов России. Размышления поэта об истоках и основах жизни. | Знать: факты жизни и творчества поэта, план анализа лирического произведения Уметь: выразительно читать стихотворения Действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают его оценку, ориентируются в учебнике Определять общую цель и пути её достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам | 22.04 | Выр.чт. | ||
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА | |||||||
62 | Р.Бернс, Д.Г.Байрон. Лирика | Р. Бернс. «Кто честным кормится трудом – таких зову я знатью!» (Р. Бернс. «Честная бедность»). Д.Г.Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!..» как прославление подвига во имя свободы Родины Размышления поэта об истоках и основах жизни. | Ориентироваться в разнообразии способов решения задач, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. Действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают его оценку, ориентируются в учебнике Определять общую цель и пути её достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Положительная мотивация учебной деятельности; принятие образа «хорошего ученика»; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений. | 28.04 | Выр.чт. | ||
63 | Японские хокку | Особенности жанра. Творческая работа | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, преобразовывать практическую задачу в познавательную. Осуществление поиска необходимой информации для решения основной цели урока. Формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций. | 29.04 | Сочинение | ||
64 | О.Генри «Дары волхвов | Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей. Преданность и жертвенность во имя любви в рассказе | Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Осуществление поиска необходимой информации для решения основной цели урока. Формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания. Устойчивое следование в поведении социальным нормам | 5.05 | Отв.на вопр. | ||
65 | Р.Д.Брэдбери «Каникулы» | Фантастический рассказ-предупреждение. Мечта о победе добра. Реальность и фантастика в рассказе | Знать: биографические сведения автора Уметь: объяснить смысл названия рассказа Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, предвосхищать результат. Определять общую цель и пути её достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Доброжелательно отзываться на чувства других людей, уметь сопереживать и проявлять свои чувства в добрых поступках. | 6.05 | Отв.на вопр. | ||
66 | Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса | Итоги года и задание на лето. | Знать: как литература влияет на формирование в человеке нравственного и эстетического чувств Адекватно воспринимают его оценку, ориентируются в учебнике Определять общую цель и пути её достижения. Устойчивое следование в поведении социальным нормам | 12.05 | Проект | ||
67 | Резервный урок | 15.05 | |||||
68 | Резервный урок | 22.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс.Учебник В.Я.Коровиной
Программа с пояснительной запиской,УМК....
Рабочая программа по литературе.8 класс.Учебник В.Я.Коровиной
Рабочая программа составлена на основе авторской программы основного общего образования В.Я. Коровиной.Рассчитана на 68ч +2ч резерв....
Рабочая программа по литературе 8 класс (учебник В.Я.Коровиной)
Данная рабочая программа рассчитана на двухчасовое изучение литературы в 8 классе...
Рабочая программа по литературе (6 класс УМК В.Я.Коровиной)
Рабочая программа...
Рабочая программа по литературе 9 класс, УМК В.Я.Коровиной
Данная рабочая программа разработана на основе Программы по литературе. 5-11 классы, авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев. В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина/ Сб. общеобразовательных ...
Рабочая программа по литературе 9 класс, УМК В.Я.Коровиной
Данная рабочая программа разработана на основе Программы по литературе. 5-11 классы, авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев. В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина/ Сб. общеобразовательных ...
Рабочая программа по литературе 11 класс,по В.Я. Коровиной
В программе имеется пояснительная записка,тематическое планирование,список учебно-методической литературы....