Цели: Образовательная: познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.А. Крылова, с жанровыми признаками басни, обучать выразительному чтению, научить анализировать литературное произведение. Развивающая: формирование развития фантазии, воображения; развивать умение понимать иносказательный подтекст басен и их мораль. Воспитательная: воспитывать любовь к литературе и гордость за великие произведения русского баснописца И.А.Крылова. Оснащение урока: портрет И. А.Крылова, книги с произведениями баснописца, иллюстрации и рисунки детей по фрагментам басен, магнитофон, костюмы к инсценировкам, проектор и экран для демонстрации слайдов, плакат “Крылатые выражения”. Презентация ХОД УРОКА 1. 2. Звучит в записи “Шутка” И. С. Баха. Учитель: - Ребята, я рада, что сюита “Шутка” И. С. Баха вызвала у вас улыбку и хорошее настроение, а значит, мы достигли своей цели, вызвали положительные эмоции и правильный настрой на урок-концерт “А за меня мои звери говорят!” 3. Работа с эпиграфом к уроку. Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим всё сильней. Со школьной парты с ними мы сживались, В те дни букварь постигшие едва. И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова. М.Исаковский - Согласны ли вы со словами русского поэта? - Почему крыловские слова названы “крылатыми”?
(Крылатые слова (выражения) – т.е., которые "улетели" из произведения, где были впервые употреблены: «Ай, Моська, знать, она сильна, что лает на слона», «А Васька слушает да ест», «А ларчик просто открывался» и т.п. К каким жизненным ситуациям применимы эти выражения? 1. Ироническое замечание в отношении человека, создающего много шума для того, чтобы его заметили, ничем при этом не рискуя; 2. Игнорирует то, что ему говорят; 3. Проблема, казавшаяся сложной, имела простое решение. )
III. Послушаем сообщение учащейся о биографии Крылова И.А. Иван Андреевич Крылов – великий русский поэт-баснописец. Почему русский? Почему великий? Крылов любил все русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. Задание для работы в группах: - В какой семье родился Иван Андреевич? (в семье офицера)
- Что оставил Крылову отец в наследство? (сундучок с книгами)
- Какими талантами обладал этот баснописец? (хорошо рисовал, играл на скрипке, умел талант к перевоплощению, знал древнегреческий язык и легко с него переводил, писал басни)
- Во сколько лет Крылов написал свою первую басню? (в 11 лет)
- Сколько басен было написано Иваном Андреевичем? (более 200) (Церовина)
4. Прослушаем в записи актерского чтения басни И. А. Крылова “Волк на псарне”. - Ребята, мы сейчас с вами прослушали? (Басню Крылова). - А что такое басня? (Басня – короткий занимательный рассказ в стихах, в котором главная мысль – мораль - высказывается в виде поучительного вывода). - Кто действующие лица в баснях? (В баснях действуют не только люди, но и животные, растения и даже неодушевленные предметы). - Почему животные, насекомые, вещи в баснях говорят человеческим языком? (Потому что они похожи на людей по своим поступкам и характерам). - Стрекоза и Муравей, Кот и Повар, Листы и Корни – вот герои басен Крылова. Но под видом животных, растений в них говорится о человеческих недостатках и пороках.
- Что лежит в основе любой басни? (аллегория, или иносказание) - Как называется такой способ изображения в художественных произведениях, когда животные или неодушевленные предметы говорят и действуют, как люди? (олицетворением). - Значит, олицетворение – это один из важных признаков большинства басен. Демонстрация слайда с формулировкой данных литературных терминов. 5. Из истории басни. (Сообщение учеников) Чабанная Ксения - Ребята, литературная форма басни была известна задолго до Крылова, и баснописцев было много. Басни сочинялись еще в Древней Греции и Древнем Риме, создавались в Европе в средние века и позднее. Много басен было написано и русскими поэтами еще до И.А. Крылова. Но никто из прежних русских писателей не создал таких басен, которые могли бы сравниться с крыловскими.
6. Беседа о памятнике И.А.Крылову. - А теперь, ребята, давайте рассмотрим изображение памятника И. А. Крылову. Немного найдется во всем мире городов, которые были бы также прекрасны, как Петербург. Много в нем чудесных сокровищ искусства. Немало великолепных памятников на его улицах, площадях и в парках. Может кто-то из вас был в этом городе? Но давайте представим, что с набережной Невы входим мы в Летний сад и, пройдя несколько шагов, останавливаемся, пораженные произведением искусства. На постаменте перед нами, словно живой, сидит Иван Андреевич Крылов. Его большая голова чуть наклонена вниз. Глаза его серьезны и внимательны, будто разглядывают они, что делается внизу. А там, вокруг постамента, толпятся отлитые из бронзы “герои” его басен. И кажется нам, что вот-вот полные губы Крылова дрогнут, сложатся в улыбку, и тогда оживут, задвигаются бронзовые медведи, лисицы, зайцы, обезьяны и волки. Этот памятник поставлен Крылову в городе, где он создал больше двухсот своих басен.
7. Инсценирование басен “Ворона и лисица”, “Свинья под дубом ”.
Скажите, какие пороки осмеивает в этих баснях баснописец? - Какова мораль каждой из басен?
8. Выразительное чтение в лицах басни «Волк и ягнёнок». (Мельников, Носов), «Лебедь, щука и рак». (Родина). 9. Беседа по инсценировкам. - Скажите, какие пороки осмеивает в этих баснях баснописец?
- Какова мораль каждой из басен? 10. Творческая работа в парах. - А теперь, ребята, представьте, что мы ученики И. А. Крылова и работаем над созданием басни.
На прошлом уроке мы познакомились с басней С. В. Михалкова «Грибы». -Напомните нам эту басню! (чтение наизусть). - Сочините мораль к басне С.В. Михалкова «Грибы» в прозе или стихах.
(Каждая группа выступит с прочтением своей морали).
11. Эту работу вы продолжите дома, записав в тетрадь по литературе мораль и похожую жизненную ситуацию, свидетелем которой вы являлись.
|