Урок-игра по басням И.А. Крылова, 5 класс
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Урок обощения по творчеству И.А. Крылова, 5 класс (УМК Коровина В.Я.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krilov_basni.doc | 66 КБ |
krilov.ppt | 2.64 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Его басни переживут века…» Р/Р Понятие об эзоповом языке. Обучение выразительному чтению басни. Конкурс инсценированной басни.
Урок-игра по басням И.А.Крылова в 5 классе (ФГОС).
Цель урока:
-- обобщить и систематизировать знания ребят о басне как литературном жанре и баснях И. А. Крылова; написать свою басню, используя полученные знания.
Планируемые образовательные результаты
Личностные:
* умение быстро и слаженно работать в группе, самоконтроль;
- воспитание интереса к классической литературе.
Предметные:
- проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы.
- проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.
Метапредметные:
- развитие речи и творческого мышления обучающихся;
- формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное и письменное высказывание).
Тип урока: комбинированный, обобщающий.
Форма урока: игра с творческим заданием.
Методы урока: словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
Возрастная категория: 5 класс
Вид урока: урок-игра
Средства наглядности:
— раздаточный материал: карточки с названиями животных;
— зрительная наглядность «Презентация к уроку»
Оборудование: карточки с названиями произведений, карточка со словами, произведения И.А.Крылова, компьютер, проектор.
Оформление: портрет И.А.Крылова, иллюстрации к басням, выставка книг И.А.Крылова.
ИКТ: компьютерная презентация к уроку.
Эпиграф:
Люблю, где случай есть, пороки пощипать.
И.А.Крылов
Организационная структура урока:
1.Вступительное слово учителя, в котором вместе с учащимися формируется тема урока, цель и задачи урока, форма работы, правила игры.
Ребята, мы с вами на протяжении нескольких уроков знакомились с творчеством замечательного русского баснописца И.А.Крылова. И сегодня нам предстоит вспомнить и закрепить полученные знания.
- Кто такой И.А.Крылов? Что мы о нём узнали?
— Что такое басня?
— Кто герои басен?
— А каких баснописцев вы знаете еще? 5-7 минут
Активизация познавательной деятельности учащихся.
Игра-проверка уровня освоения учебного материала по теме «Басня как жанр. Басни И.А. Крылова». Игра проводится с использованием презентации Power Point
Для проведения игры класс делится на 3 команды.
III.Слово о баснописце И.А.Крылове. (Слайд 2)3 минуты
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
М.Исаковский
- Согласны ли вы со словами поэта М.Исаковского?
- Почему крыловские слова называют «крылатыми»?
- Как называются крылатые выражения, взятые из какого-либо произведения?
IV.Повторение литературоведческих терминов. (Слайды 5-7)3 мин
Что такое басня?
Басня - короткие занимательные рассказы в стихах и прозе, в которых персонажами являются люди, животные и различные предметы.
Учитель: Можно дать и другое понятие термину “ басня”.
Басня - небольшое произведение нравоучительного характера, которое высмеивает людские пороки”.
А какое художественное средство используется в басне?
Ответ: ( Аллегория)
Учитель: Так в образе Лисы показывается хитрость, в образе Медведя - неуклюжесть, в образе Осла - глупость, упрямство, в образе Муравья - трудолюбие.
Каждая басня что-либо высмеивает или осуждает. Вспомним, что осуждает басня “ Лебедь, Рак и Щука”? (Разобщенность в дружбе).
Басня “ Стрекоза и муравей”? ( Лень).
А как называют строки, заключающие в себе смысл басни?
Ответ: (Мораль).
Мораль – начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом или нормы поведения людей, нравственное наставление автора.
V. Викторина.
Конкурс-разминка. 2 мин
— Назовите, героиню, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна)
— У кого к зиме под листом «был готов и стол и дом»? (у Стрекозы)
— Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»? (Моська)
— Кого «по улицам водили как будто на показ»? (Слона)
— Какое было для стрекозы лето? (Красное)
— На дереве какой породы восседала ворона? (Ель)
— Что пленило лисицу? (Сырный дух)
— С чего начала свою лесть вороне лисица? (Ну что за шейка…)
1)Продолжите крылатые слова. (Слайды 8-13) 5 мин
Ты всё пела? Это дело … (Так поди же попляши)
А вы, друзья, как ни садитесь … (Всё в музыканты не годитесь)
Когда в товарищах согласья нет… (На лад их дело не пойдет)
Вот то-то мне и духу придаёт,
Что я совсем без драки … (Могу попасть в большие забияки)
А Васька слушает…( да ест).
Чем кумушек считать трудиться,..( не лучше ль на себя, кума, оборотиться?)
2) Конкурс «Картинная галерея» (Слайды 18-33) 3 мин
Задача: угадать, к какой басне относится иллюстрация. На экране демонстрируются слайды с иллюстрациями к басне. Какие художники рисовали иллюстрации к басням И.А.Крылова? А.Лаптев, Г.Куприянов, Е.Рачев.
3) Конкурс «Угадай басню» (Слайды 34-40)2 мин
Задача: узнать, из какой басни взяты строчки.
Оценивание – по 1 баллу за каждую угаданную басню.
Цитаты:
- «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» («Квартет»)
- «У сильного всегда бессильный виноват…» («Волк и ягнёнок»)
- «А Васька слушает да ест…» («Кот и Повар»)
- «И в сердце льстец всегда отыщет уголок…» («Ворона и Лисица»)
- «Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;
- Да только воз и ныне там» («Лебедь, Щука и Рак»)
4) Конкурс «Найди пару» 3 мин
- Для проведения конкурса учителем заранее были подготовлены карточки-картинки с героями басен И.А.Крылова.
- Обучающимся предлагаются перепутанные карточки.
- Задача: составить пары, которые звучат в названиях басен (например, Стрекоза - Муравей), наклеить пары на лист бумаги.
Время выполнения – 3 минуты.
Оценивание: 1 балл за каждую правильную пару.
5) Инсценирование басни или чтение по ролям.
Обучающиеся представляют инсценировку басни, команды объясняют мораль.
Примерное время – 10 минут.
Оценивание по 5-балльной шкале.
Инсценирование басни «Ворона и Лисица».
- Объяснение морали басни. (В басне высмеиваются лесть, тщеславие и глупость. Мораль сводится к тому, что «лесть гнусна, вредна»).
Инсценирование басни «Свинья под дубом».
Чему учит нас эта басня? (Осуждает беспечность, нежелание думать о завтрашнем дне, невежественность)
Инсценирование басни «Волк на псарне».
- Как перекликаются строчки басни с реальными событиями войны 1812 года? (В басне «Волк на псарне» Крылов рисует картину дружного отпора врагу, показывая ошибочный расчет Волка, думавшего попасть в овчарню, а очутившегося на псарне. Псарня - общенародное движение, стремящееся победить врага. Волк – Наполеон злобен и коварен, он понял, что ему не уйти от расплаты за свои преступления, и потому предлагает мирные переговоры. Ловчий отверг переговоры и спустил на Волка стаю гончих. Образ Ловчего - Кутузова полон достоинства и мужества).
Физкультминутка.
6) Конкурс: « Напиши басню».
Для проведения конкурса учитель готовит карточки с пословицами и поговорками, которые должны лечь в основу сюжета басни.
Задача: составить басню, используя основные «законы жанра»
Время выполнения – 8-10 минут.
7) Загадочные животные (на столах лежат карточки с анаграммами)
Составьте и запишите слова, называющие животных из басен.
асли
оранво
райвеум
акр
маркатыш
сретзаок
ведьмед
ковл
снол
VI. Подведение итогов урока. Вопрос классу. Почему же басни И.А.Крылова актуальны и по сей день? Чему они нас учат?
Рефлексия .Что бы вы сказали баснописцу, если бы встретились с ним?
Объявление результатов соревнования между тремя командами.
Оценивание.
VII. Заключительное слово учителя. (Слайд №41-42).
Учитель. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. Крылов изображен сидящим в кресле, задумчивым. На каждой стороне высокого постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России. Такова народная любовь! А современные дизайнеры создали в 2014 г во одном из дворов Санкт-Петербурга такой вот квартет.
Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я очень надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше.
Стихотворение П.Вяземского (слова появляются на слайде по щелчку):
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.
V. Домашнее задание:
1.Выучить стихотворение П. Вяземского наизусть, прочитать статью о В.А.Жуковском.
Стихотворение П.Вяземского Забавой он людей исправил, Её и внуки затвердят. | Стихотворение П.Вяземского Забавой он людей исправил, Её и внуки затвердят. |
Стихотворение П.Вяземского Забавой он людей исправил, Её и внуки затвердят. | Стихотворение П.Вяземского Забавой он людей исправил, Её и внуки затвердят. |
Стихотворение П.Вяземского Забавой он людей исправил, Её и внуки затвердят. | Стихотворение П.Вяземского Забавой он людей исправил, Её и внуки затвердят. |
Стихотворение П.Вяземского Забавой он людей исправил, Её и внуки затвердят. | Стихотворение П.Вяземского Забавой он людей исправил, Её и внуки затвердят. |
Стихотворение П.Вяземского Забавой он людей исправил, Её и внуки затвердят. | Стихотворение П.Вяземского Забавой он людей исправил, Её и внуки затвердят. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Урок-игра "Путешествие в край уральских самоцветов", 5 класс
Итоговый урок литературы по творчеству П.П.Бажова проводится с целью обобщения и углубления знаний обучающихся о писателе, развития их познавательных интересов, творческих способностей. речи, навыков ...
Урок-игра "Сказочное путешествия в страну Дроби" 5 класс (квн)
разработка урока - игры по теме: "Обыкновенные дроби" для 5 класса, (итоговый урок)...
Урок-игра Путешествие по Великобритании для учеников 6 класса
Страноведческая игра для учеников 6 класса по учебнику Кауфман К., Кауфман М. Счастливый английский.ру...
Урок-игра ИЗО«Искусство Древней Греции. Вазопись» 5 класс
Урок-игра изобразительного искусства по программе Б. М. Неменского «Искусство Древней Греции. Вазопись» 5 класс. Сегодня нам предстоит совершить путешествие далеко-далеко, в бассейн Средиземномо...
Урок - игра. Повторение по курсу Новая история. 7 класс
ига по аналогии телеигры "Кто хочет стать миллионером". Включает в себя задания за курс Новой истории 7 кл....
Презентация к уроку-игре СВОЯ ИГРА по теме Кулинария.7.класс.
Презентация для урока-игры по теме кулинария для 7 класса с применением эффектов анимации. Выбрав вопрос в таблице на слайде 2, вы попадаете на слайд с вопросом. После ответа детей по щелчку мыши можн...
Сценарий урока-игры "Мы знаем алфавит" (урок во 2 классе)
Урок- игра для второклассников с готовыми заданиями....