КТП 9 класс литература Сухих И.Н.
календарно-тематическое планирование по литературе (9 класс)
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе на общеобразовательном уровне в соответствии с УМК под редакцией Сухих И.Н.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_9_klass_suhih.doc | 295.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФГОС ООО
9 класс (УМК И.Н. Сухих) (3 часа в неделю, 102 часа в год) Учитель _____________________________________ _____________________ уч.год | ||||
№ п/п | Дата | Раздел. Тема урока. | Основное содержание | Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) |
I триместр | ||||
Сведения по теории и истории литературы – 1 час | ||||
История и культура: эпохи и литературные направления. | История и поэзия. Картина мира в зеркале литературы. История и культура: эпохи и направления Вечные образы: словарь культуры. Герои: типы и сверхтипы. | Проектная деятельность Выпуск литературно- художественного альманаха «Вечные образы в изобразительном искусстве». Составление словаря «Вечные образы в мировой литературе». Литературно- художественная и аналитическая деятельность. Сообщения о древнегреческом театре. Выразительное чтение. | ||
Зарубежная литература – 6 часов | ||||
Миф об Эдипе и трагедия Софокла. Вопросы о трагической вине человека и божественной воле. | Миф об Эдипе и трагедия Софокла. «Эдип- царь» как трагедия. Судьбы и трагедия незнания. Переосмысление образа в Новое время. Открытие Эдипова комплекса и его понимание в ХХ веке. Эдип в стихотворении С. М. Соловьева «Киммерия».Композиция трагедии и конфликт. Образ человека на вершине человеческого величия. Орудия Рока. Смысл трагической судьбы. Эдип как вечный тип. | Сообщения о древнегреческом театре. Выразительное чтение. Исследовательская работа «Жизнь мифологических персонажей в искусстве». Образ Эдипа в живописи и скульптуре. | ||
Данте «Божественная комедия». Буквальный и аллегорический смыслы комедии. | Историческая эпоха создания Комедии. Структура мира у Данте и композиция поэмы. Особая роль «Ада». Данте, Вергилий и Беатриче. Локальные сюжеты Комедии: история Паоло и Франчески. Символика чисел. Буквальный и аллегорический смыслы Комедии. О. Э. Мандельштам и Н. А. Заболоцкий о Данте. Культурное пространство. Эпоха Средневековья. Средневековая Италия. Политическая борьба гвельфов и гибеллинов. Личность Данте и его роль в истории итальянской и мировой литературы. Трагическое изгнание Данте из Флоренции. Образ Данте в изобразительном искусстве и в русской литературе. | Сообщение о жизни Данте. Сочинения по «Божественной комедии»: «Самый тяжкий грех», «Преступления и наказа- ния». Сопоставление переводов, выполненных М. Лозинским и В. Маранцманом | ||
В. Шекспир «Гамлет». Исторические источники и шекспировский сюжет. | Трагедия У. Шекспира «Гамлет». Исторические источники и шекспировский сюжет. «Гамлет» как трагедия мести. Гамлет: трагедия воли и трагедия мысли. Развитие душевного кризиса Гамлета. Гамлет как вечный образ: трагедия воли и трагедия мысли. Русские Гамлеты. Гамлет Б. Л. Пастернака («Гамлет», «Заметки переводчика») и Д. С. Самойлова («Оправдание Гамлета»). | Выразительное чтение сцен из «Гамлета». Инсценирование эпизодов трагедии. Сравнение подстрочника шекспировского сонета № 66 с его переводами. Сопоставление экранизаций трагедии Шекспира «Гамлет» (Г. Козинцев — Ф. Дзеффир- релли). | ||
М. де Сервантес «Дон Кихот». Реалистический роман Нового времени. | Роман М. де Серван-теса «Дон Кихот» — реалистический роман Нового времени. Пародия и бытописание в романе. Композиция романа в интерпретации В. В. Набокова: схватка героя с миром. Дон Кихот и Санчо Панса. Дон Кихот как вечный образ: драма действенного добра. Дон Кихот на русской почве. Ф. М. Достоевский о романе и герое. «Гамлет и Дон Кихот» И. С. Тургенева: «вечная борьба двух непрестанно разъединенных и непрестанно сливающихся начал». | Сопоставление иллюстраций разных художников к роману «Дон Кихот». Анализ критической статьи И. С. Тур- генева «Гамлет и Дон Кихот» | ||
Дон Жуан как вечный образ. | Возникновение сюжета. «Севильский озорник, или Каменный гость» Тирсо де Молины: Дон Жуан — женщина- вдова — ожившая статуя. Версии Ж. Б. Мольера, Э. Т. А. Гофмана, В. А. Моцарта, Д. Г. Байрона: Дон Жуан как обольститель, философ- экспериментатор, скептический наблюдатель жизни. «Каменный гость» А. С. Пушкина: трагедия истинной любви. Дон Жуан как вечный герой- любовник. | Реферат «“Каменный гость” А. С. Пушкина и образ Дон Жуана в мировой литературе» | ||
И. В. Гёте «Фауст». Фауст как вечный образ | Трагедия И. В. Гёте «Фауст» и ее народные источники. «Божественная комедия» Данте и «Фауст»: универсальные картины мира Средневековья и Просвещения. Композиция Комедии Данте и поэмы Гёте. Фауст и Мефистофель: мотив искушения. История Фауста: познание — любовь — дело. Фауст как вечный образ: между Гамлетом и Дон Кихотом. Драма действенного познания — драма жизни. Образы «Фауста» Гёте в интерпретации А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, М. А. Булгакова. Вечные образы — вечные спутники русской литературы. | Сравнение двух переводов эпизода из трагедии Гёте «Фауст». Оценка интерпретаций образа Мефистофеля в живописи и музыке. Отзыв об опере Ш. Гуно «Фауст», балетной сцене «Вальпургиева ночь» из той же оперы или музыкальной кар- тине М. П. Мусоргского «Ночь на Лысой горе». Подготовка сообщения о докторе Фаустусе. Составление аннотированной библиографии по теме «Трагедия Гёте “Фауст” и ее литературные и историко- документальные источники» | ||
Поэзия конца XIX- начала XXвв – 1час | ||||
Вечные образы и их отражение в искусстве. | Вечные образы в поэзии. Б.Пастернак «Гамлет», В.Брюсов «Дон Жуан», О.Мандельштам. «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» (1915) А.Ахматова. «Античная страничка». М.Цветаева. «Федра», «Ариадна», «Хвала Афродите». | Выразительное чтение наизусть. | ||
Древнерусская литература - 6 часов | ||||
Русская история и литература: от Древней Руси до Золотого века | История Древнерусского государства. Памятники древнерусской культуры и литературы. Жанры древнерусской литературы: летопись, житие, хронографы, поучения, хождения. Летопись, слово и житие. | Проектная деятельность Литературно- музыкальная композиция «История России». Выпуск журнала «Русская литература в произведениях ис- кусства». Составление каталога кинофильмов на темы русской истории | ||
«Житие Сергия Ра-донежского». Историзм, этикетность, ав-торская анонимность. | «Житие Сергия Радонежского» и житийная традиция. Историзм, этикетность, авторская анонимность. Пушкинский Пимен («Борис Годунов») как образ русского летописца- книжника. | «Житие Сергия Радонежского» в картинах русских худож- ников | ||
«Слово о полку Игореве» История рукописи: книга- феникс, найденная и поте-рянная. Сюжет и композиция «Слова…». Основная идея «Слова…». | История рукописи: книга- феникс, найденная и потерянная. Летописная история и ее трансформация в «Слове…». Роль «Слова…» в русской культуре: переводы и отражения. Культурное пространство. Культура Древней Руси — архи- тектура и живопись. Древняя Русь в искусстве Нового време- ни — живопись Н. К. Рериха, В. М. Васнецова, М. В. Нестерова. Оперы А. П. Бородина «Князь Игорь» и Н. А. Римского- Корса- кова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» А. К. Толстого. | Анализ иллюстраций к «Слову о полку Игореве». Подготовка сообщений об истории изучения «Слова…». | ||
«Слово о полку Игореве» Автор: искусство видеть мир. Образ русской земли. | Автор: искусство видеть мир. | Сравнение образов князя Игоря в опере А. П. Бородина и в тексте «Слова…». Исследовательские работы «Исторические образы в “Слове…”» | ||
«Слово о полку Игореве» Князь Игорь: героизм и трагедия. Образы князей. | Сравнение образов князя Игоря в опере А. П. Бородина и в тексте «Слова…». | Исследовательские работы «Исторические образы в “Слове…”» | ||
«Слово о полку Игореве» «Плач Ярославны» и его роль в произведении. | «Плач Ярославны» и его роль в произведении. | Средства художественной выразительности в тексте «Слова…» Сопоставление переводов «Плача Ярославны». | ||
Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования – 1 час | ||||
Подготовка к домашнему сочинению | Как раскрывается патриотическая тема в «Слове о полку Игореве»? Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве». Каково авторское отношение к князю Игорю (по «Слову о полку Игореве»)? Каковы нравственные уроки неудачного похода князя Игоря? (По «Слову о полку Игореве») Образ автора в «Слове о полку Игореве». | Целенаправленно собирать ма-териал, необходимый для напи-сания сочинения. Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ. | ||
Сведения по теории и истории литературы – 1 час | ||||
Литература Петровской эпохи: перерыв и начало нового движения. Русский классицизм: становление новой литературы. | Век Просвещения: в погоне за Европой. Классицизм как доминирующий метод европейской и русской литературы 1730-1780-х годов. Принципы классицизма. Иерархия жанров. Правило трех единств. Теоретик классицизма Н.Буало и его поэтический трактат «Поэтическое искус-ство». Зарубежные писатели-классицисты – Корнель, Расин, Мольер, Лафонтен. Русский классицизм: становление новой литературы. Роль М. В. Ломоносова. Язык — стиль — жанр — стих — семантический квадрат классицизма. | Реферат «Семантический квадрат русского классицизма | ||
Русская литература ХVIII века - 12 часов | ||||
М. В. Ломоносов. Литературное творчество Ломоносова как образец русского классицизма. | Годы: от рыбака до академика. Ломоносов как универсальный гений Петровской эпохи, «первый русский университет». Место литературы в деятельности Ломоносова. | Сообщения о жизни и творчестве поэта. Презентация | ||
М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» | Торжественные и духовные оды: форма и содержание. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» — одическое парение и практическая программа. Образ императрицы и образ автора. | Выразительное чтение. Анализ | ||
Д. И. Фонвизин как просветитель, вольнодумеци патриот. | Годы: друг свободы. Фонвизин как просветитель, вольнодумец и патриот. Путешествия и отношение к Европе. Литературная деятельность: «сатиры смелый властелин». Басни, послания и публицистика. Комедия «Бригадир». Отношения с Н. И. Пани- ным и Екатериной II. | Сообщения о жизни и творчестве. | ||
Д. И. Фонвизин. «Недоросль» Конфликт комедии и ее историческая основа. | «Недоросль» - классицистическая комедия Конфликт комедии и ее историческая основа. Конфликт между невежеством и просвещением, участники конфликта. | Выразительное чтение по ролям. | ||
Д. И. Фонвизин. «Недоросль» Старинные люди: плоды злонравия. Образы Митрофана и Простаковой. | Старинные люди: плоды злонравия. Образы Митрофана и Простаковой. | Характеризовать, сопоставлять персонажей пьесы. | ||
Д. И. Фонвизин. «Недоросль» Стародум как «решитель действия и резонер». | Другой век: утопия просве- щения. Стародум как «решитель действия и резо-нер». | Характеризовать, сопоставлять персонажей пьесы. | ||
Д. И. Фонвизин. «Недоросль» Развязка комедии и авторская идея. | Образы «Недоросля» в публицистике Фонвизина. Митрофанушка как вечный образ. «Недоросль» как комедия- трагедия. | Характеризовать, сопоставлять персонажей пьесы. | ||
Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования – 2 часа | ||||
Аудиторное сочинение по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Подготовка к сочинению. | Сочинение «Скотинины и Простаковы как вечные образы». Сочинение сатирической сцены или рассказа о недорослях на современном материале | Целенаправленно собирать ма-териал, необходимый для напи-сания сочинения. Писать сочинение на литера-турном материале и с исполь-зованием собственного жиз-ненного и читательского опыта. | ||
Аудиторное сочинение по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Написание сочинения. | Черты нравственного идеала в образе Софьи. (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль») Каково значение последнего явления в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»? Какова роль положительных персонажей в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»? Какие авторские идеалы воплощены в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»? Что общего и различного в характерах г-жи Простаковой и Митрофана? (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль») | Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ. | ||
Г. Р. Державин. Судьба Державина — путь Екатерининского орла. Специфика державинской оды. «Властителям и судиям», | Годы: от капитана до министра. Служба и литературная деятельность как «два поприща единого гражданского подвига» (В. Ф. Ходасевич). Отношения с Екатериной II и Павлом I. Опала и позднее творчество. Участие в «Беседе любителей русского слова». Ломоносов и Державин. Искусство видеть мир в оде «Евгению. Жизнь Званская». «На смерть князя Мещерского»: мотив смерти. «Властителям и судиям» как духовная ода. | Сообщения о жизни и творчестве. Выразительное чтение. Реферат «Образ автора в оде Державина: историческое и вечное» | ||
Г. Р. Державин. Размышления о роли поэта в жизни общества в стихотворении «Памятник».» | Державинские памятники: «Памятник» Традиция и личный смысл. | Выразительное чтение. Анализ. | ||
Сведения по теории и истории литературы – 1 час | ||||
Русский сентиментализм. Художественные принципы сентиментализма. | Сентиментализм как художественный метод | |||
Н. М. Карамзин. Общеевропейское и национальное значение деятельности Н. М. Карамзина | Карамзин как обновитель русской словесности: от классицизма к сентиментализму. Общеевропейское и национальное значение деятельности Н. М. Карамзина. «Путешествие по Европе и «Письма русского путешественника». Издание журналов и создание сентиментальных повестей. Назначение историографом и работа над «Историей государства Российского». | |||
Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза» Образ повествователя: новая чувствительность. | «Бедная Лиза» — визитная карточка сентиментализма. Образ повествователя: новая чувствительность. Стилистика повести, конкретное и условное в изображении мира. | Сопоставление образа человека в классицизме и сентиментализме на примере комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» и повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». | ||
Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза» Образы персонажей и драматический конфликт. | Образы персонажей и драматический конфликт. Естественные противоречия чувств как смысл повести. Влияние повести: «Лизин текст» в истории русской литературы. | Устные иллюстрации к повести «Бедная Лиза». Письмо другу в сентиментальном стиле. Конспект и резюме одной из критических статей о творчестве Карамзина | ||
Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования – 1 час | ||||
Изложение эпизода из повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» | Сжато передавать содержание эпизода. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ. | |||
Сведения по теории и истории литературы – 1 час | ||||
Исторические и социальные корни романтизма. | Романтизм и реализм: противоречия и взаимосвязи. «Золотой век нашей литературы был веком христианского духа, добра, жалости, сострадания, совести и покаяния…» (Б. К. Зайцев) | |||
Русская литература ХIХ века (первая половина) - 49 часов | ||||
В. А. Жуковский как родоначальник русского романтизма. | Годы: от незаконного наследника до воспитателя наследника. Драма самоотречения и разделенной любви. Отношения с Пушкиным и будущим императором Александром II. Жуковский как литератор: «поэзия чувства и “сердечного воображения”» (А. Н. Веселовский). | Составление библиографии ли-тературоведческих работ о творчестве | ||
В. А. Жуковский «Невыразимое» как лирический манифест. Элегия «Море» — опыт нового природоописания, пейзажа души. | Между сентиментализмом и романтизмом. Переводы и оригинальное творчество. «Невыразимое» как ли- рический манифест. Элегия «Море» — опыт нового природоописания, пейзажа души. | Выразительное чтение, анализ лирического произведения | ||
А. С. Г рибоедов. Жизнь поэта. Загадка рождения, светская жизнь и дипломатическая служба. | «Горе мое»: жизнь поэта. Загадка рождения Грибоедова: ранняя зрелость или поздний рост? Светская жизнь и дипломати- ческая служба. Горе уму: смерть Вазир- Мухтара. Путь в Персию, внезапная женитьба, трагическая гибель. | Составление библиографии литературоведческих работ о творчестве А. С. Грибоедова и резюме по одной из них. | ||
II триместр | ||||
А.С.Грибоедов. «Горе от ума» История создания, постановок и критических оценок. | Повторение понятия: комедия классицизма. Консерватизм, прогресс, крепостничество. Рождение «Горя от ума»: странный сон и многолетняя работа. Заглавие комедии: горе уму и горе от ума. Русский странник: «ум с сердцем не в ладу». Идеологический и личный конфликт коме- дии. | Презентация материала по теме «Развитие жанра комедии в русской литературе». | ||
А.С.Грибоедов. «Горе от ума» Фамусов и его роль в произведении. | Чтение и анализ 1 действия. Образ Фамусова и его дома. Фамусов как отец и как представитель московского дворянского общества. Грибоедовская Москва: дом как мир. Фамусовский дом как модель мира. | Проектная деятельность Инсценирование эпизодов из пьесы Грибоедова или современной комедии. Выразительное чтение по ролям. | ||
А.С.Грибоедов. «Горе от ума» «Век нынешний и век минувший». | Анализ 2 действия. Конфликт в комедии, его участники. Система образов и роль каждого персонажа в конфликте. Персонажи комедии: карикатуры и портреты. | Исследовать комедию, выявлять ключевые композиционные эпизоды. Характеризовать систему персонажей комедии, характер конфликта, главных, второ-степенных, внесценических персонажей. | ||
А.С.Грибоедов. «Горе от ума» Кульминация конфликта в 3 действии комедии. Трагедия Чацкого | Анализ 3 действия. Кульминация конфликта, внесценические персонажи. Образ главного героя, его характер, мировоззрение. Образ Молчалина, его цели и способы ее достижения. Образ Софьи. | Характеризовать, сопоставлять персонажей пьесы. | ||
А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Разрешение конфликта в комедии и ее открытый финал. | Анализ 4 действия. Чацкий и Репетилов: принцип двойничества. Чацкий и Грибоедов. Тройственная функция смеха: смех над глупцами, смех над героем, «ирония самого положения вещей» (М. Лифшиц). «Горе от ума» как сценическая поэма: вошло в по- словицу. Странная комедия: странствия во времени. «Горе от ума» в театре. Грибоедовские герои как вечные образы (произведения Е. П. Растопчиной, М. Е. Салтыкова- Щедрина и др.). И. А. Гонча- ров о «Горе от ума». «Мильон терзаний». | Характеризовать, сопоставлять персонажей пьесы. | ||
Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования – 2 часа | ||||
Аудиторное сочинение по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» Подготовка к сочинению | Сочинения «Мой знакомый Чацкий (Молчалин и т. д.)», «Диалог с Софьей Фамусовой», «Чацкий глазами Фамусова (Молчалина, Софьи)». Каковы причины конфликта между Фамусовым и Чацким? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума») | Целенаправленно собирать ма-териал, необходимый для напи-сания сочинения. Писать сочинение на литера-турном материале и с исполь-зованием собственного жиз-ненного и читательского опыта.. | ||
Аудиторное сочине-ние по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» Написание сочинения | Против чего и во имя чего борется Чацкий? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума») В чём Чацкий принципиально противоположен Молчалину? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума») Особенности языка комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». | Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ. | ||
А.С.Пушкин. Грани личности Пушкина. Периоды жизни и творчества. | Грани личности Пушкина. Периоды жизни и творчества. Лицей как дом: «нам целый мир чужбина». Счастье странствий: Крым, Молдавия, Одесса. Дом как чужбина: Михайловское и две столицы. Болдинская осень: «ай, да Пушкин…». Последний Петербург: «я числюсь по России». Любовь и дружество: два дивных чувства | Составлять и презентовать портретную галерею поэта. | ||
А.С.Пушкин. Художественный мир Пушкина. Идеи свободы в творчестве поэта. | Художественный мир Пушкина. Уроки вольности: мгновенья упованья «Вольность»; «К Чаадаеву»; «Деревня»; «Во глубине сибирских руд…»; «Стансы («В надежде славы и добра…») (1826), «Анчар»; «Пир Петра Великого»). | Осуществлять устный и письменный анализ лирических стихотворений. | ||
А.С.Пушкин. «Цыганы» (1824): парадокс о воле. | «Цыганы» (1824): парадокс о воле. | Определять характерные признаки лирических жанров. | ||
А.С.Пушкин. Любовная лирика. Образ возлюбленной и своеобразие авторского отношения к любви. | Любовная лирика. Образ возлюбленной и своеобразие авторского отношения к любви. «Я вас любил, любовь еще, быть может…»; «Мадона»;). | Выразительно читать, анализировать лирику, наблюдать за эволюцией лирического героя. Осуществлять устный и письменный анализ лирических стихотворений | ||
А.С.Пушкин. Тема дружбы в лирике. Дружба как высшая ценность. | «19 октября», 1825; «Была пора, наш праздник молодой…», 1836; | Выразительно читать, анализировать лирику, наблюдать за эволюцией лирического героя. Осуществлять устный и письменный анализ лирических стихотворений | ||
А.С.Пушкин. Философская лирика. | Мудрость Пушкина: «печаль моя светла» «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»; «Элегия», 1817; «Элегия», 1830; «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»; «Два чувства дивно близки нам…»; «Из Пиндемонти» Элегии «Погасло дневное светило…», «К морю». | Выразительно читать, анализировать лирику, наблюдать за эволюцией лирического героя. Осуществлять устный и письменный анализ лирических стихотворений. | ||
А.С.Пушкин. Тема поэта и поэзии. | Пророк как высшее назначение поэта. Уход от суеты жизни ради свободы творчества и подчиненность его Богу. Память потомков и вневременное существование поэзии как залог бессмертия. «Арион» (1827) «Пророк» «Я памятник себе воздвиг…» | Выразительно читать, анализировать лирику, наблю-дать за эволюцией лирического героя. Осуществлять устный и письменный анализ лирических стихотворений. | ||
Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования – 2 часа | ||||
Аудиторное сочинение по лирике А.С.Пушкина | Какой смысл вкладывает А.С. Пушкин в понятие «свобода»? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору) Как в лирике А.С. Пушкина раскрывается тема любви? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору) Как в лирике А.С. Пушкина раскрывается тема дружбы? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору) В чём А.С. Пушкин видит предназначение истинного поэта? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору) Какие нравственные ценности утверждаются в лирике А.С. Пушкина? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору) | Целенаправленно собирать ма-териал, необходимый для напи-сания сочинения. Писать сочинение на литера-турном материале и с исполь-зованием собственного жиз-ненного и читательского опыта. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ. | ||
А.С.Пушкин. «Маленькие трагедии», своеобразие их жанра и место в творчестве Пушкина. | «Маленькие трагедии», своеобразие их жанра и место в творчестве Пушкина. «Грозные вопросы морали» (А. Ахматова). | Проводить сопоставительную характеристику персонажей, формулировать авторскую идею. | ||
А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери»: исторический факт и легенда. | «Моцарт и Сальери»: исторический факт и легенда. Три «платоновских» диалога: «О зависти и дружбе», «Об искусстве и ремесле», «О гении и злодействе». Авторская позиция: диалог и моральный итог. | Проводить сопоставительную характеристику персонажей, формулировать авторскую идею. | ||
А.С.Пушкин «Евгений Онегин» История создания и композиция. Особенности жанра. | «Евгений Онегин». История создания. Большое стихотворение: 7 лет 4 месяца 17 дней. Главное произведение Пушкина. Специ- фика жанра. Роман в стихах: дьявольская разница. Онегинская строфа и свободная композиция. Фабула и отступления. Роман героев: парадоксы любви. Конкретно- историческая специфика и вечная проблематика. История драматического несовпадения созданных друг для друга людей. Пушкин и Р. Брэдбери. Роман Автора: энциклопедия души. Лирический сюжет и персонажная фабула. | Характеризовать особенности композиции «свободного романа». | ||
А.С.Пушкин «Евгений Онегин» Роман героев: парадоксы любви | Образы Онегина, Ленского. Татьяна и Ольга (2 – 3 главы романа). Авторское отношение к героям и художественные средства его выражения. | Проводить сопоставительную работу Онегин – Ленский, Татьяна-Ольга, провинциальное – столичное дворянство. | ||
А.С.Пушкин «Евгений Онегин» Татьяна, «русская душою» – «милый идеал» автора. | Истоки характера героини. Письмо Татьяны. Провинциальная барышня и светский молодой человек. «Проповедь» Онегина. | Характеризовать и сопоставлять образы романа. Заполнять таблицы сопоставления, формулировать (устно и письменно) связные ответы. | ||
А.С.Пушкин «Евгений Онегин» Дуэль Онегина и Ленского. Место образа Владимира Ленского в структуре романа. | Причина трагизма судеб главных героев романа. | Проводить сопоставительную характеристику персонажей, формулировать авторскую идею. | ||
А.С.Пушкин «Евгений Онегин» Онегин и Татьяна в финале романа. | Эволюция Онегина в романе. Онегин и Татьяна в оценке разных писателей, критиков и литературоведов. | Характеризовать и сопоставлять образы романа. | ||
А.С.Пушкин «Евгений Онегин» Пушкинский Петербург, Москва и провинция как миры русской жизни XIX века. | Проблемы и события русской жизни, отразившиеся в романе. Провинциальное и столичное дворянство. | Доказывать, обосновывать реализм пушкинского романа. | ||
А.С.Пушкин «Евгений Онегин» Лирические отступления и их роль в романе. | Особенности жанра лиро-эпического романа. Роль лирических отступлений. | Наблюдать за единством лирического и эпического начал в произведении. Сопоставлять, характеризовать лирические отступления. | ||
А.С.Пушкин «Евгений Онегин» Роман как «энциклопедия» русской жизни. | Роман как «энциклопедия» русской жизни. Энциклопедичность произведения, изображение в нем разных сторон русской культурно-исторической жизни. Спор об «энциклопедии русской жизни»: В. Г. Белинский и Д. И. Писарев. Онегин» в контексте последующей русской литературы. Роман романов: энциклопедия русской литера- туры (Д. Д. Минаев, А. А. Блок, Б. Л. Пастернак, А. Т. Твардовский). Финал романа В. В. Набокова «Дар»: онегинская строфа и пушкинские мотивы. | Проводить сопоставительную характеристику персонажей, формулировать авторскую идею. Характеризовать особенности языка, видеть и объяснять органичное сочетание высокой поэтической речи и живого разговора. | ||
Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования – 2 часа | ||||
Аудиторное сочинение по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» Подготовка к сочинению | Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» В чём проявляется противоположность натур Онегина и Ленского? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин») Можно ли назвать Онегина и Ленского друзьями? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин») Что привлекает Татьяну в Онегине? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин») Почему А.С. Пушкин называет Татьяну своим «милым идеалом»? (По роману «Евгений Онегин») | Целенаправленно собирать материал, необходимый для написания сочинения. Создавать сочинения в кратком и полном формате | ||
Аудиторное сочине-ние по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» Написание сочинения | В чём истоки «хандры» Онегина? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин») В чём смысл противопоставления Ольги и Татьяны в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»? | Находить ошибки и редактиро-вать черновые варианты соб-ственных письменных работ. | ||
Поэзия пушкинской эпохи. | К.Н. Батюшков, А.А. Дельвиг, Н.М. Языков, Е.А. Баратынский (2-3 стихотворения по выбору) | Выразительно читать, анализировать лирику, наблю-дать за эволюцией лирического героя. Осуществлять устный и письменный анализ лирических стихотворений. | ||
М.Ю.Лермонтов. Раннее взросление и ощущение высокого призвания. | Строптивый корнет: «пока не требует поэта…». Раннее взросление и ощущение высокого призвания. Оправдание романти- ческих формул. Служебные шалости и поэтическое творчество. Первая ссылка и возвращение в Петербург. Вторая ссылка и последняя дуэль. | Дополнять материал учебника информацией, связанной с биографией писателя, собирать, обрабатывать, структурировать её. Конспектировать и реферировать источники. | ||
М.Ю.Лермонтов. Художественный мир лирики. Лирический герой. Мотив одиночества, тяжба с миром | Лирический герой Лермонтова: интенсивность переживания. Мотивы одиночества, странничества и изгнанничества. Протест против несправедливости, стремление к свободе, жажда действия, тяжба с миром («Монолог»; «Нет, я не Байрон, я другой…»; «И скучно, и грустно…»; «Утес», «Узник» | Участвовать в пошаговом исследовании, фиксируя этапы эволюции лирического героя. Формулировать выводы исследования. Работать со статьей учебника. | ||
III триместр | ||||
М.Ю.Лермонтов. Тема поэта и поэзии. Поэт как герой. «Смерть Поэта» как переломное произведение | Лирика. «Смерть Поэта» как переломное произведение М. Ю. Лермонтова. «Поэт», 1838; «Пророк», 1841 Лермонтова как литературное продолжение «Пророка» Пушкина. Образы пророков и их назначение в стихотворениях. «Поэт» как размышление о смысле поэтического творчества. | Устно и письменно анализировать лирические стихотворения. Сопоставительный анализ стихотворений «Пророк» А. С. Пушкина и «Пророк» М. Ю. Лермонтова. Отзыв о романсе на стихи Лермонтова | ||
М.Ю.Лермонтов. Тема судьбы поколения. Вызов светскому обществу. | Тяжба с миром: любовь и ненависть Разочарование в людях своего поколения. «Дума»; «Как часто пестрою толпою окружен…», «Вновь я посетил…» | Выразительно читать, анализировать лирику, наблю-дать за эволюцией лирического героя. Осуществлять устный и письменный анализ лирических стихотворений. | ||
М.Ю.Лермонтов. Тема поиска гармонии и примирения в лирике Лермонтова. | Тема поиска гармонии и примирения с Создателем в лирике Лермонтова. Мотивы веры и одухотворенной природы. Поиски гармонии: земля и небо, «Молитва», 1837; «Молитва»; 1839; «Выхожу один я на дорогу…»). | Выразительно читать, анализировать лирику, наблю-дать за эволюцией лирического героя. Осуществлять устный и письменный анализ лирических стихотворений. | ||
М.Ю.Лермонтов. Любовь к Родине в лирике поэта | «Родина» - странная любовь. «Когда волнуется желтеющая нива» | «Родина» - наизусть, комментарии к истории создания стихотворений. Сопоставление иллюстраций к произведениям Лермонтова с текстом и сопоставление иллюстраций разных художников. | ||
М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Композиция романа и система образов. | «Герой нашего времени». Роман нового типа, состоящий из отдельных новелл и объединенный образом главного персонажа. Роман – «история души человеческой», первый психологический роман в русской литературе. Композиция романа и система образов-двойников как ключи к разгадке характера главного персонажа. Спиральная композиция: герой в зеркалах. Б. М. Эйхенбаум и В. В. Набоков о композиции романа в новеллах. | Самостоятельно читать, создавать пакет проблемных вопросов, участвовать в полемике по выявлению начального восприятия, проводить мониторинг о первоначальной оценке главного героя сверстниками. Осмыслять композицию романа. Реконструировать события в хронологической последовательности. | ||
М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Повесть «Бэла» Характер и личность главного героя. | Странный человек: грани скуки. Авантюрная фабула и психологический сюжет. Функции рассказчиков. Психологизм романа. Противоречия «между глубиной натуры и жалкими действиями» Печорина. | Подготовить краткие сообщения по темам: «Изображение природы Кавказа и быта горцев», «Казбич и Азамат в изображении Лермонтова», «Печорин и горцы». | ||
Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования – 2 часа | ||||
Изложение эпизода из повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». | Сжато передавать содержание эпизода. Находить ошибки и редактировать черновые вари-анты собственных письменных работ. | |||
М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Очерк «Максим Максимыч». Странный человек. | Портрет Печо- рина — первый психологический портрет в русской литературе. | Самостоятельно читать, создавать пакет проблемных вопросов, участвовать в полемике по выявлению начального восприятия, проводить мониторинг о первоначальной оценке главного героя сверстниками. | ||
М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Внутренний человек. «Журнал Печорина». Новелла «Тамань». | Сюжетная самодостаточность, кульминация. Обучение анализу эпизода (по главе «Тамань»). | Самостоятельно читать, создавать пакет проблемных вопросов, участвовать в полемике по выявлению начального восприятия, проводить мониторинг о первоначальной оценке главного героя сверстниками. Осмыслять композицию романа | ||
М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Повесть «Княжна Мери». Печорин и светское общество. | Исповедь «сына века». Любовь и игра в любовь в жизни Печорина. Характеристика «водяного общества». | Характеризовать персонажей. Анализировать эпизоды. | ||
М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Повесть «Княжна Мери». Печорин и Грушницкий. | Внутренний человек: парадоксы психологизма. Герои — зеркала Печорина. Эксперименты над жизнью. Самоанализ и самооговор. Система двойников в романе. Печорин и Грушницкий.Трагедия одиночества Печорина. | Характеризовать персонажей. Анализировать эпизоды. | ||
М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Новелла «Фаталист» как философская новелла: проблема предопределения. | «Фаталист» как философская новелла: проблема предопределения. Смысл заключительной новеллы «Фаталист». Итоги судьбы Печорина. Герой и автор: несходство и родство. Печорин как вечный образ: «лишний человек» или русский Гамлет? | Анализировать эпизоды. | ||
М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Герой и автор: несходство и родство. Печорин как вечный образ: «лишний человек» или русский Гамлет? | Портрет Печорина — первый психологический портрет в русской литературе. | Исследовать проблемы: «Автор и его герой». | ||
Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования – 2 часа | ||||
Аудиторное сочинение по роману «Герой нашего времени». Подготовка к сочинению | Почему Печорин одинок и несчастлив? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») Почему дуэль Печорина и Грушницкого оказалась неизбежной? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») Своеобразие характера Печорина. (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») Какой смысл вкладывает М.Ю. Лермонтов в название своего романа «Герой нашего времени»? | Целенаправленно собирать материал, необходимый для написания сочинения. Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. | ||
Аудиторное сочинение по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Написание сочинения | Какую роль в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» играют женские образы? Тема дружбы и особенности её звучания в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». | Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ. | ||
Н.В.Гоголь Очерк жизни и творчества. | Детство и юность в провинции. Петербургские мечтания. Служебные и литературные неудачи. Знакомство с Пушкиным. Триумф «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Премьера «Ревизора» и моральная катастрофа. Бегство из России. Новый Гоголь: непонятый пророк. Жизнь в Риме. | Сопоставлять статью учебника о Н.В. Гоголе с работами К.Мочульского, Ю.Манна, И. Золотусского или других авторов, выявлять общность и разницу концепций. | ||
Н.В.Гоголь «Мертвые души». История создания, жанровые особенности, система образов. | «Мертвые души» (1842). Работа над «Мертвыми душами». Выход первого тома поэмы и споры вокруг него. «Выбранные места из переписки с друзьями». Второй том поэмы: скитания, сожжение, смерть. | Характеризовать замысел писателя по созданию «Мертвых душ». Толковать название поэмы Гоголя. | ||
Н.В.Гоголь «Мертвые души» Картины жизни губернского города N и столицы. | Поэма как малый род эпопеи. Первая страница: образ целого. | Анализ первых страниц «Мертвых душ» как экспозиции поэмы. | ||
Н.В.Гоголь «Мертвые души» Характеристика образа Манилова. Образ Коробочки в поэме «Мертвые души». | Принцип типизации в поэме. Галерея образов помещиков, структура образов и система представления. Портреты персонажей: смех и страх Роль пейзажа и интерьера в создании образов-персонажей. | Участвовать в аналитическом чтении помещичьих глав. | ||
Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования – 1 час | ||||
Изложение эпизода из поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» | Сжато передавать содержание эпизода. Находить ошибки и редактировать черновые вари-анты собственных письменных работ. | |||
Н.В.Гоголь «Мертвые души» Образ Ноздрева в поэме. Образ Собакевича в поэме. Образ Плюшкина в поэме. | Образ Ноздрева в по-эме. Образ Собакеви-ча в поэме. Образ Плюшкина в поэме. | Участвовать в аналитическом чтении помещичьих глав в составе одной из групп. | ||
Н.В.Гоголь «Мертвые души» Чичиков как приобретатель, герой новой эпохи. | Герой: подлец- приобретатель или воскресшая душа? Чичиков первого и второго тома. | «Повесть о капитане Копейки- не». Стиль: слова и краски. | ||
Н.В.Гоголь «Мертвые души» Образы чиновников и их роль в раскрытии авторской идеи. | Структура образов и система представления. | Составлять характеристики персонажей. Анализировать эпизоды. | ||
Н.В.Гоголь «Мертвые души» Народ в поэме. «Повесть о капитане Копейкине» и ее роль в раскрытии авторской идеи. Роль лирических отступлений. Пейзаж в поэме. | Образы крестьян, образ Руси. Черты национального характера, отраженные в образах поэмы. Эволюция мотива дороги. Лирические отступления в поэме. Образ автора-повествователя в поэме. | Автор: пророк и лирик. Образ России: подробности и обобщение. Роль «лирических отступлений» в структуре поэмы Показывать эволюцию лирических отступлений в поэме, характеризовать образ автора, авторский идеал и способы его выражения. Объяснять свое понимание образа Руси-России в поэме. | ||
Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования – 1 час | ||||
Изложение эпизода из поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» | Сжато передавать содержание эпизода. Находить ошибки и редактировать черновые вари-анты собственных письменных работ. | |||
Н.В.Гоголь «Невский проспект» (1833-1834) | Н.В.Гоголь Сборники «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» (обзор).Образ Гоголя в русской культуре:социальный сатирик, мистический пророк, гротескный сатирик. Персонажи Гоголя как вечные образы. | Характеризовать, сопоставлять персонажей пьесы. | ||
Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования – 1 час | ||||
Итоговое тестирование по литературе XIXв. | ||||
Русская литература ХIХ века (вторая половина) - 3 часа | ||||
Ф.И.Тютчев «Siltntium!» (молчи, скрывайся и таи…), «Умом Россию не понять…» | Ф.И.Тютчев «Siltntium!» (молчи, скрывайся и таи…), «Умом Россию не понять…» | Выразительно читать, анализировать лирику, наблю-дать за эволюцией лирического героя. Осуществлять устный и письменный анализ лирических стихотворений. | ||
А.Фет «»Шепот, робкое дыханье…» «Как беден наш язык! Хочу и не могу…» «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Я тебе ничего не скажу…» | А.Фет «»Шепот, робкое дыханье…» «Как беден наш язык! Хочу и не могу…» «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Я тебе ничего не скажу…» | Выразительно читать, анализировать лирику, наблю-дать за эволюцией лирического героя. Осуществлять устный и письменный анализ лирических стихотворений. | ||
Н.А. Некрасов «Вчерашний день, часу в шестом…» (1848), «Несжатая полоса» (1854). «Тройка» (1846), «Размышления у парадного подъезда» (1858) | Н.А. Некрасов «Вчерашний день, часу в шестом…» (1848), «Несжатая полоса» (1854). «Тройка» (1846), «Размышления у парадного подъезда» (1858) | Выразительно читать, анализировать лирику, наблю-дать за эволюцией лирического героя. Осуществлять устный и письменный анализ лирических стихотворений. | ||
Поэзия конца XIX - начала XXвв. – 1 час | ||||
А.Ахматова ««Родная земля» (1961) | Выразительно читать, анализировать лирику, наблю-дать за эволюцией лирического героя. Осуществлять устный и письменный анализ лирических стихотворений. | |||
Русская литература XX века (вторая половина) – 1 час. | ||||
А.Т. Твардовский «Василий Теркин» («Книга про бойца») (1942-1945) – главы по выбору. | Выразительно читать, анализировать лирику, наблю-дать за эволюцией лирического героя. Осуществлять устный и письменный анализ лирических стихотворений. | |||
Поэзия второй половины XX века – 1 час. | ||||
В.Высоцкий | 2 стихотворения по выбору | Выразительно читать, анализировать лирику, наблюдать за эволюцией лирического героя. Осуществлять устный и письменный анализ лирических стихотворений. | ||
Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десятилетий - 1 час | ||||
Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десятилетий (обзор) | Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десятилетий авторов-лауреатов премий и конкурсов («Книгуру», премия им. Владислава Крапивина, Премия Детгиза, «Лучшая детская книга издательства «РОСМЭН» и др., например: Н. Назаркин, А. Гиваргизов, .Кузнецова, Д.Сабитова, Е.Мурашова, А.Петрова, С. Седов, С. Востоков , Э. Веркин, М. Аромштам, Н. Евдокимова, Н. Абгарян, М. Петросян, А. Жвалевский и Е. Пастернак, Ая Эн, Д. Вильке и др. (1произведение по выбору) | Индивидуальные выступления о понравившемся авторе и произведении. | ||
Зарубежная литература – 2 часа | ||||
Дж. Г. Байрон «Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!» (1814)(пер. М. Лермонтова), «Паломничество Чайльд Гарольда» (1809 – 1811) (пер. В. Левика). Фрагменты | Дж. Г. Байрон «Душа моя мрачна. Скорей, певец, ско-рей!» (1814)(пер. М. Лермонтова), «Паломничество Чайльд Гарольда» (1809 – 1811) (пер. В. Левика). Фрагменты | Выразительно читать, анализировать лирику, наблю-дать за эволюцией лирического героя. Осуществлять устный и письменный анализ лирических стихотворений. | ||
Зарубежная романистика XIX– ХХ века: А. Дюма, В. Скотт, В. Гюго, Ч. Диккенс, М. Рид, Ж. Верн, Г .Уэллс, Э.М. Ремарк и др. Обзор (1 произведение по выбору) | Зарубежная романи-стика XIX– ХХ века: А. Дюма, В. Скотт, В. Гюго, Ч. Диккенс, М. Рид, Ж. Верн, Г .Уэллс, Э.М. Ремарк и др. Обзор (1 произ-ведение по выбору) | Индивидуальные выступления о понравившемся авторе и произведении. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КТП 6 класс литература Сухих И.Н.
Календарно-тематическое планирование по литературе для 6 класса к учебно-методическому комплекту под редакцией И.Н.Сухих...
КТП 6 класс литература Сухих И.Н. УГЛУБЛЕНКА
КТП 6 класс литература Сухих И.Н. УГЛУБЛЕНКА...
КТП 5 класс литература Сухих И.Н.
Календарно-теметическое планирование уроков литературы в 5 классе к УМК Сухих И.Н....
КТП 7 класс литература Сухих И.Н.
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе к УМК Сухих И.Н....
КТП 8 класс литература Сухих И.Н.
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе к УМК Сухих И.Н....
КТП 5 класс литература Сухих И.Н. УГЛУБЛЕНКА
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе к УМК Сухих И.Н. углубленный уровень...
КТП 7 класс литература Сухих И.Н. УГЛУБЛЕНКА
Календарно-тематическое планирование уроков литературы для 7 класса углубленный уровень...