КТП 8 класс литература Сухих И.Н.
календарно-тематическое планирование по литературе (8 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе к УМК Сухих И.Н.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_8_klass_suhih.doc | 245 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФГОС ООО
8 класс (УМК И.Н. Сухих) (2 часа в неделю, 68 часов в год) Учитель _____________________________________ _____________________ уч.год | ||||
№ п/п | Дата | Раздел. Тема урока. | Основное содержание | Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) |
I триместр | ||||
Сведения по теории и истории литературы - 1 час | ||||
Литературное произведение как художественное целое. | Литературное произведение как художественное целое. Текст. Художественный мир. Интерпретация произведения. Толкование и художественные интерпретации литературных произведений. Роды и жанры литературы. Вечные темы в литературе. Образ-символ. | Поиск информации в учебнике и в Интернете. | ||
Зарубежная литература – 1час | ||||
Тема 1.О любви Раздел 1. О любви — в лирике У. Шекспир Сонет 130 «Её глаза на звезды не похожи» Образ любви и возлюбленной в сонетах Шекспира. | Лирика как литературный род, выражающий авторское переживание. Лирическое стихотворение как художественная форма, позволяющая читателю открыть мир чувств и мыслей другого человека. Созвучие образов, созданных в разные эпохи, и их различия, характеризующие авторское понимание любви и идеалы каждой эпохи. Сонет. Сонеты Шекспира, воспевающие любовь земную и земную возлюбленную. Принципиальный отказ поэта от традиционных приемов создания образа возлюбленной, ироническая перекличка с сонетами Петрарки. Усиление конкретности образа. Перенос идеала с небес на землю. Образ любви и возлюбленной в сонетах Шекспира. | Анализ текста. Выразительное чтение. Сопоставление близких по теме произведений разных авторов. Сопоставление оригинального текста и перевода. Отзыв о переводе. Сравнение переводов. | ||
Русская литература XIX века (первая половина) – 4 часа | ||||
А. С. Пушкин «Мадона» Смысл названия стихотворения. Одухотворенность и чистота чувства любви. | Смысл названия стихотворения. Событие в биографии поэта как основа создания произведения. Одухотворенность и чистота чувства любви. Основное настроение стихотворения. Роль художественных деталей в создании настроения. Образы- символы в сонете. Смысловые части сонета. Связь стихотворения с другими видами искусства. | Выразительное чтение. Сопоставление близких по теме произведений разных авторов. Мелодекламация. Сравнение музыкальных интерпретаций одного стихотворения. Отзывы о музыкальных интерпретациях стихотворений. Иллюстрирование стихотворений. Письменный анализ сонета | ||
А.С. Пушкин «Я вас любил…» М. Ю. Лермонтов «Я не унижусь пред тобою…» Прощание с любовью как одна из вариаций темы любви. | Прощание с любовью как одна из вариаций темы любви. Победа возвышенных чувств, благодарность за само чувство любви в стихотворении Пушкина и взрыв возмущения в стихотворении Лермонтова. Любовь как высшая радость жизни, разнообразие художественных красок в создании образа любви в стихотворении Пушкина. Поиск равного себе по самоотдаче в любви и накалу чувств в романтическом стихотворении Лермонтова. Сосредоточенность на собственных чувствах лирического героя Лермонтова и обращенность к чувствам возлюбленной в стихотворении Пушкина. Яростное обличение любимой в диалогическом монологе у Лермонтова, скрывающем боль лирического героя. | Выразительное чтение. Сопоставление близких по теме произведений разных авторов. Мелодекламация. Сравнение музыкальных интерпретаций одного стихотворения. Отзывы о музыкальных интерпретациях стихотворений. Иллюстрирование стихотворений. Письменный анализ стихотворения | ||
А.С.Пушкин «Сожженное письмо» Н.А. Некрасов «Горящие письма» Роль художественных деталей в создании образа лирического героя и его чувства. | Стремление лирического героя стихотворения «Сожженное письмо» продлить любовь и преодолеть разлуку, торжество гармонии в любовном чувстве. Способность человека любить как бесценный дар в стихотворении Пушкина. Роль художественных деталей в создании образа лирического героя и его чувства. Повторы и эпитеты и их роль в описании. Невидимое присутствие возлюбленной и отсутствие конкретного образа женщины. Конфликт героев, невозможность компромисса и разрушение отношений в стихотворении Некрасова «Горящие письма». Яркий, конкретный образ женщины, равной мужчине по силе характера и чувства. Способы создания образов. Сопоставительный анализ стихотворений Пушкина и Некрасова. Развитие любовной лирики, ведущее к конкретизации женского образа. | Выразительное чтение. Со-поставление близких по теме произведений разных авто-ров. Мелодекламация. Срав-нение музыкальных интер-претаций одного стихотво-рения. Отзывы о музыкаль-ных интерпретациях стихо-творений. Иллюстрирование стихотворений. Письменный анализ стихотворения | ||
А.С.Пушкин «Я помню чудное мгновенье» | История любви в стихотворениях Пушкина и Блока. «Чудное мгновенье» и его влияние на жизнь человека. Пробуждение души как залог воскресения любви в стихотворении Пушкина. Сходство композиции стихотворений (повторение мотива жизненных бурь) и различия в финалах и динамике авторских чувств (возвращение к жизни лирического героя Пушкина, горечь осознания новой реальности, в которой нет места мечте, у героя Блока). Трагическое звучание стихотворения Блока, вызванное невозможностью возвратить любовь. Образ внешнего мира в стихотворениях и его влияние на интимный мир человека. Сопоставление образов возлюбленных в сонетах Шекспира и стихотворениях Пушкина и Блока. | Выразительное чтение. Мелодекламация. Проект Любовь в жизни А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, А. А. Блока. Женщины —адресаты их любовной лирики. Представление проектов. | ||
Литература XX века (первая половина) – 1 час | ||||
А.А. Блок «О подвигах, о доблести, о славе» Образ внешнего мира в стихотворениях и его влияние на интимный мир человека. | История любви в стихотворениях Пушкина и Блока. «Чудное мгновенье» и его влияние на жизнь человека. Пробуждение души как залог воскресения любви в стихотворении Пушкина. Сходство композиции стихотворений (повторение мотива жизненных бурь) и различия в финалах и динамике авторских чувств (возвращение к жизни лирического героя Пушкина, горечь осознания новой реальности, в которой нет места мечте, у героя Блока). Трагическое звучание стихотворения Блока, вызванное невозможностью возвратить любовь. Образ внешнего мира в стихотворениях и его влияние на интимный мир человека. Сопоставление образов возлюбленных в сонетах Шекспира и стихотворениях Пушкина и Блока. | Выразительное чтение. Сопоставление близких по теме произведений разных авторов. Мелодекламация. Сравнение музыкальных интерпретаций одного стихотворения. Отзывы о музыкальных интерпретациях стихотворений. Иллюстрирование стихотворений. Письменный анализ стихотворения | ||
Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования – 1 час | ||||
Аудиторное сочинение Тема любви в стихах русских поэтов | Сравнительный анализ стихов А.С.Пушкина «Сожженное письмо» и Н.А. Некрасова «Горящие письма» (стр. 43) Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Сожженное письмо» (стр. 40-41) Анализ стихотворения Н.А. Некрасова «Горящие письма» (стр. 43) Тема любви в стихах русских поэтов | Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ. | ||
Русская литература XIX века (первая половина) – 6 часов | ||||
Раздел 2. О любви — в эпосе А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» Замысел и история создания романа. Исторические события и судьбы частных людей. | Специфика эпоса как рода литературы. Жанр повести. Возможности эпических жанров в раскрытии темы любви и проблем окружающего мира. Автор и его герои в эпическом произведении, способы выражения авторского отношения и авторской позиции. Частная жизнь человека и исторические процессы, вторгающиеся в жизнь людей. Конфликт социального и личного. Вечное стремление человека к любви, счастью, взаимопониманию. Экстремальные ситуации, проверяющие человека на человечность. «Капитанская дочка» как исторический роман: частная жизнь и исторические коллизии. Пугачевский бунт как социальная стихия. | Анализ текста. Составление плана произведения. Сравнение фабулы и системы образов романа с фольклорной волшебной сказкой. Письменный анализ образа одного из героев романа. Сопоставление иллюстраций к «Капитанской дочке». Под- готовка рассказа по картине В. Г. Перова «Суд Пугачева». Определение связи эпиграфов с содержанием глав романа. | ||
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» Характер Гринева и художественные средства его создания. | Роман Пушкина как семейная хроника, рассказывающая об истории женитьбы Петруши Гринева на Маше Мироновой. Характер Гринева и художественные средства его создания. Причины нарушения Гриневым приказа коменданта Оренбурга и авторская оценка его поступка. Симметричная композиция повести: Гринев, спасающий Машу, — и Маша, спасающая Гринева. | Анализ текста. Составление плана произведения. Сравнение фабулы и системы образов романа с фольклорной волшебной сказкой. Письменный анализ образа одного из героев романа. Сопоставление иллюстраций к «Капитанской дочке». Под- готовка рассказа по картине В. Г. Перова «Суд Пугачева». Определение связи эпиграфов с содержанием глав романа. | ||
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» Тема "русского бунта" и образ Пугачева. | Три встречи Гринева и Пугачева, классовая рознь и человеческие симпатии. Причины благосклонности Пугачева к Гриневу. Образы Пугачева и Екатерины II как исторических деятелей и частных лиц. Две правды — дворянская и крестьянская — и невозможность компромисса между ними. | Анализ текста. Составление плана произведения. Сравнение фабулы и системы образов романа с фольклорной волшебной сказкой. Письменный анализ образа одного из героев романа. Сопоставление иллюстраций к «Капитанской дочке». Под- готовка рассказа по картине В. Г. Перова «Суд Пугачева». Определение связи эпиграфов с содержанием глав романа. | ||
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» Образ Швабрина как антипода Гринева. | Гринев и Швабрин. Образ Швабрина как антипода Гринева. Тема чести в романе | Анализ текста. Составление плана произведения. Сравнение фабулы и системы образов романа с фольклорной волшебной сказкой. Письменный анализ образа одного из героев романа. Сопоставление иллюстраций к «Капитанской дочке». Под- готовка рассказа по картине В. Г. Перова «Суд Пугачева». Определение связи эпиграфов с содержанием глав романа. | ||
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» Образ Маши Мироновой в свете авторского идеала. | Симметричная композиция повести: Гринев, спасающий Машу, — и Маша, спасающая Гринева. | Анализ текста. Составление плана произведения. Сравнение фабулы и системы образов романа с фольклорной волшебной сказкой. Письменный анализ образа одного из героев романа. Сопоставление иллюстраций к «Капитанской дочке». Под- готовка рассказа по картине В. Г. Перова «Суд Пугачева». Определение связи эпиграфов с содержанием глав романа. | ||
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» Образ Екатерины II. Милосердие как право монарха и потребность сердца. | Тема милости и справедливости. Милосердие как право монарха и потребность сердца. | Анализ текста. Составление плана произведения. Сравнение фабулы и системы образов романа с фольклорной волшебной сказкой. Письменный анализ образа одного из героев романа. Сопоставление иллюстраций к «Капитанской дочке». Под- готовка рассказа по картине В. Г. Перова «Суд Пугачева». Определение связи эпиграфов с содержанием глав романа. | ||
Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования – 1 час | ||||
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» Способы выражения авторской позиции и художественная идея произведения. Подготовка к домашнему сочинению по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка» | Домашнее сочинение (По роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка») Образ Маши Мироновой в свете авторского идеала. Тема милости и справедливости. Роль эпиграфов. | Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ. | ||
Русская литература XIX века (вторая половина) – 3часа | ||||
И. С. Тургенев. «Ася» Природная непосредственность и оригинальность Аси | Ситуация rendez-vous в прозе Тургенева. Любовь как испытание героев в повести. Мир бюргеров — и природная непосредственность и оригинальность Аси. | Анализ текста. Подбор репродукций картин для иллюстрирования повести. Прослушивание и анализ музыкальных произведений, звучащих в повести | ||
И. С. Тургенев. «Ася» Особенности характера Ганина. | Особенности характера Ганина. Надежды и разочарования героев. Желание любви и неспособность Н. Н. на поступок. | Анализ текста. Письменный анализ эпизода «Свидание господина Н. Н. с Асей». Подбор репродукций картин для иллюстрирования пове-сти. Прослушивание и ана-лиз музыкальных произведе-ний, звучащих в повести | ||
И. С. Тургенев. «Ася» Смысл финала и художественная идея повести. | Роль пейзажей и музыки в создании образов героев и выражении их настроения и чувств. Особенности художественной детали у Тургенева. Авторское отношение к героям и их поступкам и средства его выражения в произведении. Смысл финала и художественная идея повести. | Анализ текста. Подбор репродукций картин для иллюстрирования пове-сти. Прослушивание и ана-лиз музыкальных произведе-ний, звучащих в повести | ||
Проза конца XIX – начала XX вв – 2 часа | ||||
И. А. Бунин. «Темные аллеи» Смысл названия рассказа и его художественная идея. | Фабула и сюжет в рассказах И. А. Бунина. Своеобразие их художественной формы. Скрытый конфликт. Любовь и ее вариации. Образы Николая Алексеевича и Надежды в рассказе «Темные аллеи». Роль деталей в создании образов персонажей и образов пространства- времени. Прошлое и настоящее героев. Конфликт между чувствами и социальными нормами. Смысл названия рассказа и его художественная идея. | Анализ текста. Подбор музыки к эпизодам рассказа «Холодная осень». Сопоставление рассказов. Сопоставление характеров Н. Н. из повести Тургенева «Ася» и Николая Алексеевича из рассказа «Темные аллеи». | ||
И. А. Бунин «Холодная осень» Отношение героини к любви. Художественная идея рассказа. | Образ рассказчицы в рассказе «Холодная осень». Композиция произведения и соотношение его частей. Детализация в повествовании о прощании героини с возлюбленным и лаконизм повествования о ее дальнейшей жизни. Социальные бури и человеческая судьба. Отношение героини к любви. Художественная идея рассказа. | Анализ текста. Подбор музыки к эпизодам рассказа «Холодная осень». Сопоставление рассказов. Сопоставление характеров Н. Н. из повести Тургенева «Ася» и Николая Алексеевича из рассказа «Темные аллеи». | ||
Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования – 1 час | ||||
Изложение | Письменный пересказ с элементами рассуждения | Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ. | ||
Литературные сказки XIX – XXвека – 2 часа | ||||
Раздел 3. О любви — в драме Специфика драматического рода литературы А. Н. Островский «Снегурочка» Царство Берендея, мировосприятие жителей и законы жизни. | Специфика драматического рода литературы и раскрытие темы любви в драме. Любовь и внутренние возможности самого человека. Выбор жанра, конфликт и его развязка как выражение авторской позиции в драме. А. Н. Островский. «Снегурочка» Пьеса- сказка «Снегурочка», ее фольклорные корни и современное звучание. Драматический род литературы и его особенности. Проблемы, волнующие автора, и проблемы, с которыми сталкиваются его персонажи. Конфликт в пьесе и его участники. Развитие конфликта и его разрешение. Царство Берендея, мировосприятие жителей и законы жизни. | Сравнительный анализ образов персонажей. Составление словаря устаревших слов. Сочинение речей в защиту героев пьесы — Мизгиря, Леля, Купавы. Прослушивание оперы Н. А. Римского- Корсакова «Снегурочка» и сопоставление образов персонажей в опере и пьесе А. Н. Островского. Анализ декораций к пьесе (Снегурочка в изображении В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и Н. К. Рериха). Анализ критических отзывов о пьесе Островского. | ||
А. Н. Островский «Снегурочка»
Контрастные краски любви. | Образы Бобыля и Бобылихи, их юмористическая окрашенность. Мудрость царя, следующего законам природы. Роль образов Мороза и Весны. Образ Снегурочки, его символическое значение. Неоднозначность отношения к Снегурочке автора, читателя и персонажей пьесы. «Сердечная остуда» как нарушение нормы жизни. Образы Леля, Купавы и Мизгиря. Контрастные краски любви. Символическое значение «печальной кончины» Снегурочки и «страшной погибели» Мизгиря. Способы создания образов в драматическом произведении. Художественная идея произведения. | Сравнительный анализ обра-зов персонажей. Составле-ние словаря устаревших слов. Сочинение речей в защиту героев пьесы — Мизгиря, Леля, Купавы. Прослушива-ние оперы Н. А. Римского- Корсакова «Снегурочка» и сопоставление образов пер-сонажей в опере и пьесе А. Н. Островского. | ||
Русская литература XIX века (первая половина) – 1 час | ||||
Тема 2. О Родине Раздел 1. О Р одине — в лирике М. Ю. Лермонтов. «Родина» «Странная любовь» к Родине | Тема Родины как вечная тема в искусстве. Образы- символы Родины. Своеобразие отношения к Родине русских поэтов. М. Ю. Лермонтов. «Родина» «Странная любовь» к Родине в стихотворении. Композиция (изменение авторской точки зрения) и ее роль в раскрытии авторского отношения к России. Антитеза и ее значение в стихотворении. Одиночество лирического героя и образы «союза» в природе и жизни человека. Мечта героя и невозможность ее осуществления. Художественные средства создания образов в лирическом стихотворении. | Анализ и интерпретация стихотворений по плану. Выразительное чтение. Сопоставление стихотворений разных авторов на одну тему. | ||
II триместр | ||||
Русская литература XIX века (вторая половина) – 1 час | ||||
Ф. И. Тютчев «Эти бедные селенья…» Двойственный образ России, антитеза нищеты народа — и богатства души и духовности. | Стихотворение Тютчева как продолжение лирического монолога Лермонтова. Двойственный образ России, антитеза нищеты народа — и богатства души и духовности. Композиция стихотворения, пафос христианской любви. Роль образа Царя Небесного в раскрытии авторской идеи. | Анализ и интерпретация стихотворений по плану. Выразительное чтение. Со-поставление стихотворений разных авторов на одну те-му. Выразительное чтение и анализ стихотворения. Сопоставление стихотворения Ф. И. Тютчева «Эти бедные селенья…» и картин И. И. Левитана «Над вечным покоем», «Озеро (Русь)». | ||
Русская литература XX века (первая половина) – 2 часа | ||||
А. А. Блок «Россия» Совмещение в образе России пространственных и человеческих черт. | Новое звучание старой темы. Перекличка со стихотворениями Лермонтова и Тютчева. Совмещение в образе России пространственных и человеческих черт. Фольклорные образы в стихотворении. Оппозиции «разбойной красы», угрозы — и терпения, внутренней динамики — и неизменности в образе Родины. | Анализ и интерпретация стихотворений по плану. Выразительное чтение. Со-поставление стихотворений разных авторов на одну те-му. Выразительное чтение и анализ стихотворения. | ||
С. А. Есенин «Русь» Антитеза мирной жизни и войны в композиции стихотворения. | Образ России, созданный С. Есениным в начале Первой мировой войны. Фольклорные мотивы и реальность войны. «Кроткая родина» и мужество ее защитников — пахарей- богатырей. Антитеза мирной жизни и войны в композиции стихотворения. Смена лирических голосов. Роль образов природы. Поэтическая перекличка образов Руси Есенина и Блока. | Сопоставление стихотворения С. А. Есенина «Русь» и картины А. М. Васнецова «Родина». | ||
Поэзия второй половины XX века – 1 час | ||||
И. А. Бродский «Стансы городу» | Замена образа Родины образом родного города. Неразрывная связь человека и города. Олицетворение и его роль в создании настроения. Композиция стихотворения. Тонкость поэтической формы и глубина поэтического чувства. Вытеснение общезначимого и замещение его индивидуальным отношением. Пафос стихотворения. | Анализ и интерпретация стихотворений по плану. Выразительное чтение. Сопоставление стихотворений разных авторов на одну тему. | ||
Литература народов России – 1 час | ||||
Образ «великого русского слова» как нити, связующей прошлое, настоящее и будущее. Р.Г. Гамзатов. «Мой Дагестан» Национальное и общечеловеческое в стихотворении К Кулиев «Стихи о Родине» Любовь к своему родному краю, верность традициям своего народа А.А. Ахматова. «Мужество». | Тема любви к родному краю. Возвращение к истокам, основам жизни. Национальный колорит стихотворения. Особенности художественной образности Гамзатова. Национальное и общечеловеческое в патриотической лирике Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы произведения. Любовь к своему родному краю, верность традициям своего народа. Образ Родины и его связь с родным языком. Патриотизм и лаконизм Ахматовой. Образ «великого русского слова» как нити, связующей прошлое, настоящее и будущее. | Выразительное чтение и анализ стихотворения. Анализ и интерпретация стихотворений по плану. Сопоставление стихотворений разных авторов на одну тему. | ||
Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования – 1 час | ||||
Аудиторное сочинение Тема Родины в стихах русских поэтов. | Тема Родины в стихах русских поэтов. | Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ. | ||
Русская литература XVIII века – 1 час | ||||
Раздел 2. О Родине — в эпосе А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» История создания произведения и судьба его автора. Образ России. | История создания произведения и судьба его автора. Образ России в «Путешествии из Петербурга в Москву». Основная идея произведения. Особенности композиции и языка. Образ автора и образ мира в «Путешествии…». Аллегории и символы в эпизоде «Сон путешественника». Ода «Вольность» и ее роль в произведении. | Анализ текста. Выразительное чтение | ||
Проза русской эмиграции – 1 час | ||||
И. С. Шмелев «Лето Господне» Особенности художественного времени и пространства. | Автобиографическая проза И. С. Шмелева. История создания произведения. Автор — герой — рассказчик в «Лете Господнем». Образы Сергея Ивановича Шмелева и Горкина. Дом и Город в произведении. Образ России. Особенности художественного времени и пространства. | Поиск материала о христианских праздниках, описанных в произведении. Создание устных словесных портретов героев и описаний интерьера. Сопоставление главы «Крестный ход (Донская)» из повести И. С. Шмелева и картины И. Е. Репина «Крестный ход на Пасху». Сравнение образов отца Вани и подрядчика из стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога». Сопоставление повестей Л. Н. Толстого «Детство», А. Н. Толстого «Детство Никиты», М. Горького «Детство» и И. С. Шмелева «Лето Го- сподне» (характеры главных героев, семейные отношения, социальная среда, жизненные ценности) | ||
Русская литература XX века (вторая половина) – 3 часа | ||||
А.И. Солженицын «Матренин двор» Образ России в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор». | Образ России в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор». Автор и повествователь. | Анализ текста. Подбор заголовков к частям рассказа. Со- поставление эпических произведений о Родине, созданных в разное время («Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева и «Матренин двор» А. И. Солженицына). Отзыв о плакате «Родина- мать зовет». | ||
А.И. Солженицын «Матренин двор» Образ Матрены и художественные средства его создания. Роль описаний в рассказе. | Образ Матрены и художественные средства его создания. Роль описаний в рассказе. Контраст внешней скудости быта Матрены и богатства ее души. История жизни и смерти Матрены. Символическое звучание образа Матрены и образа ее дома. Образная параллель «Россия — Матрена». | Анализ текста. Подбор заголовков к частям рассказа. Со- поставление эпических произведений о Родине, созданных в разное время («Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева и «Матренин двор» А. И. Солженицына). Отзыв о плакате «Родина- мать зовет». | ||
А.И. Солженицын «Матренин двор» Герои — созидатели и разрушители. | Герои — созидатели и разрушители. Способы выражения авторского отношения. Авторская идея рассказа | Анализ текста. Подбор заголовков к частям рассказа. Со- поставление эпических произведений о Родине, созданных в разное время («Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева и «Матренин двор» А. И. Солженицына). Отзыв о плакате «Родина- мать зовет». | ||
Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования – 1 час | ||||
Изложение | Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ. | |||
Русская литература XIX века (первая половина) – 3 часа | ||||
Тема 3. О страшном и страхе Раздел 1. О страшном и страхе - в лироэпических произведениях В. А. Жуковский. «Светлана» История создания «Светланы». | Страх и страшное в жизни человека. Причины страха. Силы, влияющие на жизнь человека. Отражение мистических, иррациональных представлений о мироустройстве в литературе. Очищение читателя страхом и смехом История создания «Светланы». Оригинальная баллада В. А. Жуковского и ее фольклорные традиции. | Анализ текста. Выразительное чтение. Поиск информации в Интернете о святочных гаданиях. Иллюстри- рование баллады. Сопоставление образов страха в балладе В. А. Жуковского «Светлана» и в балладе И. В. Гёте «Лесной царь». Анализ иллюстрации К. П. Брюллова «Гадающая Светлана» | ||
В. А. Жуковский. «Светлана» Победа оптимистического мировосприятия над мистицизмом. | Обряд гадания на жениха, попытки героини познать судьбу. Рок и Божий промысел, провидение. Страшное в балладе. Образы- символы. Образы сна и реальности. Время и пространство. Победа оптимистического мировосприятия над мистицизмом. Метр, ритм, особенности рифмовки в балладе «Светлана». Баллада как лироэпический жанр. Способы выражения авторского отношения и идеи в балладе. | Анализ текста. Выразитель-ное чтение. Поиск информа-ции в Интернете о святоч-ных гаданиях. Иллюстри- рование баллады. Сопостав-ление образов страха в бал-ладе В. А. Жуковского «Светлана» и в балладе И. В. Гёте «Лесной царь». Анализ иллюстрации К. П. Брюллова «Гадающая Свет-лана» | ||
Раздел 2. О страшном и страхе в эпических произведениях А. С. Пушкин. «Гробовщик» Фантастическое и реалистическое в произведении. | История создания повести. «Гробовщик» как одна из повестей, входящих в цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Роль эпиграфа. Фантастическое и реалистическое в произведении. Функция сна. Образ гробовщика Адрияна Прохорова и художественные средства его создания. Композиция повести и неожиданная развязка. Мотивы и лейтмотивы в произведении. Художественная роль цвета. Образы жизни и смерти. Смерть как источник жизни гробовщика. Причины искажения человеческого сознания. Страшное и смешное в повести и их художественная роль в воплощении авторской идеи. | Анализ текста. Составление плана повести. Письменный анализ сна Адрияна Прохорова. Сравнение иллюстраций В. Бубновой и В. Милашевского. Подбор своих иллюстраций к повести при помощи интернет- ресурсов. Сочинение «Юмор против уныния» | ||
Зарубежная новеллистика – 1 час | ||||
Э. А. По «Падение дома Ашеров» Композиция новеллы, мастерство автора в создании образа жуткой тайны. | Смысл эпиграфа. Мотивы тоски, печали и их значение в произведении. Образ повествователя и художественные средства его создания. Предчувствия и их осуществление. Композиция новеллы, мастерство автора в создании образа жуткой тайны. Роль пейзажа и образа дома. Детали и их художественная функция. Связь человека и окружающего мира. Образы Родерика и Мэдилейн Ашеров. Роль портрета в создании характера персонажа. Символическое звучание фамилии героя. Страшное, ужасное и их эстетическая функция. Невыразимое в новелле. Образы жизни и смерти, разрушения. Вырождение рода как отклонение от природной нормы. Приобретение уникальных талантов за счет потери психического равновесия и интереса к жизни. Обостренность чувств, граничащая с безумием, как расплата за замкнутость, изоляцию от мира. Литературные и музыкальные аллюзии и их роль в структуре художественного текста. Авторское отношение к героям и событиям, авторский взгляд на человека и его природу и способы выражения авторской идеи. | Анализ текста. Сопоставление оригинального текста с переводом или подстрочником. Анализ стихотворения Ж. П. Беранже «Отказ» и раскрытие смысла эпиграфа. Иллюстрирование произведения. Описание иллюстрации- диптиха: дом Ашеров в начале новеллы и перед разрушением. Анализ иллюстрации В. Алексеева к новелле. Создание киносценария по одному из эпизодов произведения («Похороны леди Мэдилейн», «Буря над домом Ашеров» и др.). Подготовка сообщения об экранизациях и театральных постановках «Падения дома Ашеров» | ||
Зарубежная литература – 2 часа | ||||
Тема 4. Об обманах и искушениях Раздел 1. Об обманах и искушениях – в драмах Ж. Б. Мольер. «Тартюф» Современность образа Тартюфа. | Человеческая природа, сущность человека как объекты внимания литературы в разные эпохи. Человеческие слабости, пороки и способы их разоблачения в искусстве слова. Обманы и самообманы. Искушение как соблазн и как испытание, приобретение опыта. Характер человека, проявляющийся в испытаниях. Этические проблемы и варианты их решения в разные эпохи. Драматическое искусство и его возможности в осмеянии человеческих пороков. Юмор и сатира в драматическом искусстве. Мещанство как образ мыслей и чувств и его общечеловеческая природа. Вопрос о духовном развитии человека. Ж. Б. Мольер. «Тартюф» Проблематика комедии Мольера «Тартюф». Композиция пьесы и ее конфликт. Современность образа Тартюфа. Семья господина Оргона — воплощение здравого смысла. Причины заблуждения Оргона и его матери. Здравомыслие как норма жизни. Комическое и трагическое в пьесе. Художественные средства разоблачения порочности и аморальности Тартюфа. Неоднозначность финала комедии. Сатира Мольера и ее объекты. Мастерство Мольера- комедиографа. Художественная идея произведения. Творчество Мольера в оценках критиков. | Анализ текста. Сочинение «Несколько способов распознать ханжу и лицемера». Анализ высказываний критиков о Мольере, подбор цитат для аргументации своей точки зрения. Инсценирование одного из явлений комедии. Сопоставление своих представлений о героях «Тартюфа» с образами, созданными в одноименном кинофильме Я. Фрида. Сравнение интерпретации образов и сюжета пьесы в спектакле А. Эфроса и кинофильме Я. Фрида. Сравнение кинофильма Я. Фрида с французской киноверсией комедии. Отзыв о кинофильме или об одной из театральных постановок пьесы «Тартюф».
| ||
Ж. Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» Нравственное значение образа господина Журдена. | Проблематика комедии «Мещанин во дворянстве». Своеобразие конфликта произведения. Сатирические персонажи комедии. Нравственное значение образа господина Журдена. Особенности времени, пространства и организации сюжета. Жанровое своеобразие произведения. | Самостоятельная работа. | ||
Русская литература XIX века (первая половина) – 11 часов | ||||
Н. В. Гоголь. «Ревизор» Своеобразие композиции пьесы, обусловленное особенностям двойного конфликта. | Своеобразие композиции пьесы, обусловленное особенностям двойного конфликта. Внешний конфликт между чиновниками и Хлестаковым и его разрешение. Скрытый конфликт между правдой и ложью, реальным и мнимым и его разрешение. Завязка комедии, предшествующая экспозиции. | Выразительное чтение одной из сцен комедии | ||
Н. В. Гоголь. «Ревизор» Образы чиновников. Индивидуальное и типическое в пьесе. | «Замечания для господ актеров» как одна из форм выражения авторского замысла. Образы чиновников и художественные средства их создания. Способы выражения авторского отношения к персонажам. Индивидуальное и типическое в пьесе. | Выразительное чтение одной из сцен комедии | ||
III триместр | ||||
Н. В. Гоголь. «Ревизор» Образ Хлестакова. Способы раскрытия его характера. | Комическое в пьесе. Образ Хлестакова. Способы раскрытия его характера. Динамика самооценки Хлестакова в пьесе и ее причины. | Анализ текста. Различные виды пересказа. Выявление особенностей композиции, основного конфликта, вычленение фабулы, характеристика героев-персонажей, сравнительные характеристики оценивание системы персонажей | ||
Н. В. Гоголь. «Ревизор» Хлестаков и его слуга. Роль образа Осипа в пьесе. | Роль образа Осипа в пьесе. Хлестаков и его слуга. | Письменный анализ эпизода пьесы («Обед в доме городничего», «Хлестаков и купцы» и др.) по плану | ||
Н. В. Гоголь. «Ревизор» Хлестаков и Хлестаковщина как явление русской жизни | Хлестаков и городничий. Обманщики и обманутые. Хлестаковщина как явление. Женские образы в комедии, их художественная роль. | Составление внутреннего монолога каждого из чиновников, дающих взятку Хлестакову. | ||
Н. В. Гоголь. «Ревизор» Идея пьесы и ее воплощение на сцене. | Открытый финал комедии, роль немой сцены. Идея пьесы. Интерпретации «Ревизора» в театре и кинематографе. Комедия «Ревизор» в оценках критиков. | Воссоздание мыслей и переживаний каждого персонажа при чтении письма Хлестакова. | ||
Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования – 1 час | ||||
Сочинение по пьесе «Ревизор» | Сочинение на одну из тем: «Хлестаков и хлестаковщина», «Хлестаков и городничий», «Смех сквозь невидимые миру слезы». | Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ. | ||
Раздел 2. Об обманах и искушениях в эпосе А. С. Пушкин «Пиковая Дама» Выбор героем судьбы — ведущая тема повести | Выбор героем судьбы — ведущая тема повести Пушкина «Пиковая Дама». Германн как романтический герой, помешанный на одной идее — обогащении. Идея как живая сила, способная подчинить себе человека. Наполеоновская тема. Выбор средств достижения цели как зеркало, отражающее внутренний мир героя. | Анализ текста. Сочинение диалога, в котором сталкиваются разные жизненные позиции по отношению к богатству. Сопоставление иллюстраций к повести. Письменный анализ эпизода «Германн у графини». | ||
А. С. Пушкин «Пиковая Дама» Мистическое и реалистическое в повести. Образы повести и средства их создания. | Мистическое и реалистическое в повести. Образ графини и его роль. Образ Сен- Жермена и его восприятие современниками Пушкина. Роль легенды о трех картах. Образ Лизы, отношение к ней персонажей повести и автора. Образы повествователей. Роль эпилога. Реалистическое и романтическое в повести. | Сравнение образов Германна и графини в повести А. С. Пушкина и опере П. И. Чайковского. Выявление режиссерских акцентов и анализ образа повествователя в кинофильме И. Масленникова «Пиковая Дама» | ||
Н. В. Гоголь «Портрет» История падения человеческой души в повести Н. В. Гоголя. | История падения человеческой души в повести Н. В. Гоголя. Особенности композиции произведения. Образы художника — автора портрета и художника, вернувшегося из Италии, и их роль в раскрытии идеи произведения. | Сопоставление образов персонажей повести. Выявление связей между персонажами и собственная интерпретация повести. | ||
Н. В. Гоголь «Портрет» Мистическая и реалистическая трактовка причин деградации Черткова. | Мистическая и реалистическая трактовка причин деградации Черткова. Божественное и дьявольское начала в жизни человека как способность творить или разрушать. | Сопоставление образов пер-сонажей повести. Выявление связей между персонажами и собственная интерпретация повести. Сочинение- рас-суждение «Внутренняя жизнь художника Чарткова». | ||
Н. В. Гоголь. «Портрет» Образы- двойники в повести. | Образы- двойники в повести. Образ Коломны, его мистическая окрашенность. Зловещий образ ростовщика. Жизнь человека после смерти в гениальном произведении искусства. Представления Гоголя о назначении искусства и предназначении художника. Опасность прямого подобия в искусстве. Многозначность художественной идеи произведения. | Сопоставление повестей «Портрет» и «Пиковая Да-ма» (художественная идея, образы главных героев, стиль авторов). Сравнение художественного смысла по-вести Н. В. Гоголя и картины А. А. Иванова «Явление Христа народу». Сравнение портре-та и его роли в повести Н. В. Гоголя и в романе О. Уайль-да «Портрет Дориана Грея» | ||
Русская литература XX века (первая половина) – 2 часа | ||||
Раздел 3. Об обманах и искушениях – в лирике А.А. Блок. «Фабрика». Фабрика как символ зла в стихотворении. «Ты смотришь в очи ясным зорям…». Мотив обмана и разочарования в стихотворении. | История создания стихотворения «Фабрика». Фабрика как символ зла в стихотворении. Композиция. Зрительные и слуховые образы — и чувства читателя. Цветопись и звукопись как художественные средства создания образов. Тропы и их роль в стихотворении. Образ лирического героя и его отношение к происходящему. Авторское отношение к изображаемому. Неотчетливость изображения и ясность чувств лирического героя. Размер и ритм стихотворения. «Ты смотришь в очи ясным зорям…». Динамика читательских чувств и причины изменения настроения. Мотив обмана и разочарования в стихотворении. Стихотворение как диалоглирического героя (поэта) с его alter ego (представленное в тексте лирическим «ты») и городом. Образ alter ego поэта. Образ города- обманщика и средства его создания. Роль тропов в создании образов и атмосферы стихотворения. Композиция, роль антитез «повседневность — тайна», «мечта — действительность», «надежда — разочарование». Образы- символы и их значение. Роль риторических вопросов. Контраст между знанием сущности города и чувством, которое он вызывает. Неуловимая прелесть Петербурга, пленяющая душу. | Выразительное чтение стихотворений. Письменный анализ стихотворения «Фабрика». Подбор музыкального сопровождения к стихотворению «Фабрика» и его мелодекламация. Иллюстрирование стихотворения. Сочинение- рассуждение о самых сильных человеческих искушениях и способах им противостоять | ||
Тема 5. О нравственном выборе Раздел 1. О нравственном выборе — в драме М. А. Булгаков. «Кабала святош» («Мольер») Трагедия художника и ее причины. | Причины смерти Мольера в представлении героев пьесы и ее автора. Рок, или Судьба, и их земное воплощение. Образ Мольера, его динамика и усиление трагического звучания к финалу пьесы. Нравственный выбор Мольера. Конфликт в драме и его участники. Образы Кабалы Священного Писания и ее вдохновителя архиепископа Шаррона. Тема любви в пьесе. Мадлена и Арманда, их роль в жизни Мольера. Образ Муаррона. Причины падения Муаррона и его прощения. Образ Людовика XIV и его сатирическое воплощение. Образы- символы. Образ театра, актерского братства и его роль. Художественные средства создания образов «бессудной тирании» и «окровавленного мастера». Трагедия художника и ее причины. Мистическое и реальное в драме. | Создание словесных портретов трех персонажей пьесы. Анализ одного из эпизодов произведения («Мольер обедает с королем», «Ссора Мольера с Одноглазым» и др.). Сравнение пьесы «Кабала святош» с романом М. А. Булгакова «Жизнь господина де Мольера». Описание или рисование афиши к спектаклю. Описание или создание декораций к каждому действию пьесы | ||
Русская литература XIX века (первая половина) – 2 часа | ||||
Раздел 2. О нравственном выборе —в лироэпических произведениях М. Ю. Лермонтов «Мцыри» Жизнь мцыри в монастыре и причины побега героя. | Значение слова «мцыри». Безымянный герой поэмы Лермонтова. Жизнь мцыри в монастыре и причины побега героя. Образ монастыря в поэме и в восприятии русской православной культуры и мцыри. Образ окружающего мира — Кавказ и его природа. Образы- символы. Роль пейзажей в поэме. Композиция поэмы, значение эпиграфа, вступления, песни золотой рыбки, исповеди мцыри. | Выразительное чтение фрагментов поэмы. Раскрытие об- разов- символов. Письменный анализ образа мцыри. Анализ фрагмента черновой редакции поэмы для выявления авторского замысла и отношения к главному герою. Описание или создание обложки к «Мцыри». Сопоставление иллюстраций к поэме | ||
Мцыри как романтический герой | Характер мцыри, художественные средства его создания. Испытания и искушения героя. Фольклорные мотивы в поэме. Роль повествователя. Мцыри как романтический герой (цельность натуры, целеустремленность, конфликт с миром, одиночество, несломленность и верность идеалу свободы) и реалистичность авторской позиции (понимание подлинных причин неудачи героя и его обреченности, целостное видение мира и конфликта культур). Свобода человека как право на выбор жизненного пути. Идея произведения и его современное звучание. | Выразительное чтение фраг-ментов поэмы. Раскрытие об- разов- символов. Письмен-ный анализ образа мцыри. Анализ фрагмента черновой редакции поэмы для выявле-ния авторского замысла и отношения к главному ге-рою. Описание или создание обложки к «Мцыри». Сопо-ставление иллюстраций к поэме | ||
Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования – 1 час | ||||
Аудиторное сочинение по поэме «Мцыри» | ||||
Русская литература XX века (первая половина) – 1 час | ||||
Н.С. Гумилев. «Старый конквистадор». Романтика приключений, вызов судьбе. | Образ старого конквистадора в балладе Н. С. Гумилева. Романтика приключений и вызов судьбе — готовность принять жизнь такой, какая она есть. Поединок с судьбой и смертью как средство создания характера героя. Ритм баллады. Роль художественных деталей. Авторское отношение к герою и средства его выражения. | Анализ текста. Выразительное чтение. Письменная интерпретация стихотворения Н. С. Гумилева «Конквистадор». Письменное сопоставление образов героев стихотворений «Старый конквистадор» и «Я конквистадор в панцире железном…». Сравнение поэмы Лермонтова «Мцыри» и стихотворения Гумилева «Старый конквистадор». Сочинение- сопоставление мировосприятия героев стихотворения Гумилева «Я конквистадор в панцире железном…» и поэмы Лермонтова «Мцыри». Подбор музыкального сопровождения к балладе Гумилева | ||
Русская литература XIX века (вторая половина) – 2 часа | ||||
Раздел 3.О нравственном выборе в эпосе Ф. М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке» Нравственная проблематика произведения. | Нравственная проблематика произведения. Милосердие как основа жизни. Утверждение общечеловеческих истин. Жанровые особенности рассказа. Роль художественной детали в произведении. | Анализ текста. Сочинение современного святочного рассказа. Сочинение- рассуждение о сходстве и отличии рассказа Ф. М. Достоевского и фильма К. Г. Муратовой «Мелодия для шарманки» | ||
А. П. Чехов «Пари» Развитие внешнего и конфликтов и их разрешение. | Сюжет и композиция рассказа. Позиции героев перед заключением пари и через 15 лет, причины произошедших изменений. Развитие внешнего (между банкиром и юристом) и внутреннего (в душах персонажей) конфликтов и их разрешение. Образы пространства и времени в рассказе. Роль художественных деталей в создании образов, в раскрытии чувств героев и авторского отношения к персонажам. Художественная идея произведения. | Анализ текста. Собственная интерпретация произведения. Рассмотрение действия новеллы в историческом контексте | ||
Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования – 1 час | ||||
Изложение | ||||
Русская литература XX века (первая половина) – 3 часа | ||||
М. А. Булгаков «Собачье сердце» История создания повести. Проблематика повести. Система образов. | История создания повести. Отношение М. А. Булгакова к проблеме эволюции и революции. Проблематика повести. Спор персонажей о собачьем сердце и авторская позиция. Роль композиции в раскрытии авторской идеи. Система образов. Конфликт между Шариковым и профессором Преображенским. Образы профессора, его квартиры и домочадцев и неоднозначность их авторской оценки. Проблема слова и дела в повести и этический выбор ее героев. Характеристика событий с точки зрения каждого героя. | Анализ текста и системы образов персонажей. Письменный анализ одного из образов (Шариков, Швондер и др.) или эпизодов повести («Прием пациентов», «Операция» и др.). | ||
М. А. Булгаков «Собачье сердце» Образ Шарикова, художественные средства его создания и выражения авторской оценки. | Образ Шарикова, художественные средства его создания и выражения авторской оценки. Шариков и шариковщина. | Описание иллюстрации «Встреча Шарика с профессором Преображенским». Прослушивание музыкальных произведений, звучащих в повести, и определение их роли в создании образов персонажей. Сопоставление позиции М. А. Булгакова с позицией В. Бортко, выраженной в художественном фильме «Собачье сердце». Анализ суждений критиков о «Собачьем сердце» и формулирование своего отношения к этим суждениям | ||
М. А. Булгаков «Собачье сердце» Образ Швондера — идейного воспитателя Шарикова — и членов домкома, их роль в повести. | Образ Швондера — идейного воспитателя Шарикова — и членов домкома, их роль в повести. Художественная деталь, ее возможности в создании образа и выражении авторского отношения к изображаемому. Смысл имен и фамилий персонажей. Комическое и драматическое в повести. Время и пространство в произведении. Литературные аллюзии и их роль. Реальное и фантастическое в повести. «Собачье сердце» в оценках критиков. Интерпретации повести в театре и кинематографе. | Анализ суждений критиков о «Собачьем сердце» и формулирование своего отношения к этим суждениям | ||
Зарубежная литература – 1 час | ||||
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» Образ Маленького принца, путешествующего по планетам, и смысл его поисков. Миры взрослых и детей и возможности диалога между ними. | Сказка- притча Антуана де Сент- Экзюпери. Образ Маленького принца, путешествующего по планетам, и смысл его поисков. Авторская логика, которой подчинено путешествие героя. Встречи Маленького принца и его открытия. Смешное и грустное в произведении. Образ Земли и людей. Образ Лиса, его художественная роль. Уроки Лиса и выводы читателя. Образ летчика-повествователя, динамика его отношений к принцу и открытия, которые он делает благодаря встрече с героем. Миры взрослых и детей и возможности диалога между ними. Роль образа змейки. Многозначность образов- символов. Роль композиции сказки, смысл финала. Особенности жанра притчи. Текст и авторские иллюстрации к нему как художественное целое. | Анализ текста. Составление плана произведения. Расшифровка образов- символов. Сочинение- рассуждение, раскрывающее смысл одного из афоризмов Сент- Экзюпери. | ||
Современная зарубежная проза – 1 час | ||||
Е.Ельчин «Сталинский нос» | "Сталинский нос" - громкий писательский дебют художника Евгения Ельчина и первая книга, рассказывающая детям о бесчеловечной сталинской эпохе, о Большом терроре. | Анализ текста. Определение темы и основной мысли произведения. Различные виды пересказа. Выявление особенностей композиции, основного конфликта, вычленение фабулы, характеристика героев-персонажей, сравнительные характеристики оценивание системы персонажей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КТП 6 класс литература Сухих И.Н.
Календарно-тематическое планирование по литературе для 6 класса к учебно-методическому комплекту под редакцией И.Н.Сухих...
КТП 6 класс литература Сухих И.Н. УГЛУБЛЕНКА
КТП 6 класс литература Сухих И.Н. УГЛУБЛЕНКА...
КТП 5 класс литература Сухих И.Н.
Календарно-теметическое планирование уроков литературы в 5 классе к УМК Сухих И.Н....
КТП 7 класс литература Сухих И.Н.
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе к УМК Сухих И.Н....
КТП 5 класс литература Сухих И.Н. УГЛУБЛЕНКА
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе к УМК Сухих И.Н. углубленный уровень...
КТП 7 класс литература Сухих И.Н. УГЛУБЛЕНКА
Календарно-тематическое планирование уроков литературы для 7 класса углубленный уровень...
КТП 8 класс литература Сухих И.Н. УГЛУБЛЕНКА
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе к УМК Сухих И.Н. углубленный уровень...