КТП 7 класс литература Сухих И.Н.
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе к УМК Сухих И.Н.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_7_klass_suhih.doc | 236.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФГОС ООО
7 класс (УМК И.Н. Сухих) (2 часа в неделю, 68 часов в год) Учитель _____________________________________ _____________________ уч.год | |||||
№ п/п | Дата | Раздел. Тема урока. | Основное содержание | Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) | |
Сведения по теории и истории литературы - 1 час | |||||
Героизм и патриотизм. Героический эпос в мировой литературе. Народное представление о героическом, отраженное в мифе, фольклоре и литературе. | Эволюция понятия «герой» в истории культуры. Герои мифологические и герои исторические. Литературный герой. Героизм и патриотизм. Героический эпос. Эпос. Эпопея. Народное представление о героическом, отраженное в мифе, фольклоре и литературе. Эпический герой у разных народов. | Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведений зарубежной литературы | |||
Зарубежная литература - 2 | |||||
Гомер «Илиада». Сюжет и композиция «Илиады». Война и вечные ценности. | Гомер и его поэмы. «Гомеровский вопрос». Переводы Гомера. Сюжет и композиция «Илиады». Гекзаметр. Троянская война и ее изображение в эпосе. Война и вечные ценности (анализ эпизодов «Свидание Гектора с Андромахой», «Выкуп Гектора»). | Выразительно читать фрагменты Характеризовать героя Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения | |||
Гомер «Илиада». Образы героев- воинов | Боги и герои, участвовавшие в войне. Стилистика гомеровского «живописания». Образы героев- воинов — Ахилла и Гектора (анализ эпизода «Умерщвление Гектора»). Бесстрашие и доблесть Ахилла, патриотизм и благородство Гектора Эпический герой Гомера. Теоретико- литературные знания. Миф и литература. Эпическая поэма. Национальный эпос. Сюжет как путешествие. Гекзаметр, составные эпитеты. Психологизм. Роль детали в раз- вертывании сюжета. Образ героя в эпосе. | Давать устный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования | |||
Зарубежный фольклор, легенды, баллады, саги, песни - 1 час | |||||
Национальный карело-финский эпос «Калевала». Эпическое изображение жизни народа, его национальных традиций | Карело- финский мифологический эпос. Эпическое изображение жизни народа, его национальных традиций, трудовых будней. Космогонический миф (анализ эпизода «Сотворение Вселенной»). Тип культурного героя в «Калевале». Царство мертвых — страна Похъёла. Чудо- мельница как модель мира (анализ эпизода «Ильмаринен выковывает Сампо»). Образы богатырей Ильмаринена и Вяйнямёйнена в их сопоставлении с героями Гомера. Теоретико- литературные знания. Миф и литература. Эпическая поэма. Национальный эпос. Образ героя в эпосе. | Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты литературных произведений. Характеризовать героя литературного произведения.Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. | |||
Древнерусская литература - 1 час | |||||
Героическое и патриотическое в литературе Древней Руси. Поучение как жанр. Владимир Мономах "Поучение" | Героические образы князей и святых в древнерусской литературе как пример служения государству, Богу, народу. Патриотизм древнерусской литературы. Личность князя Владимира Мономаха. Слава и честь родной земли, духовная преемственность поколений как главные темы «Поучения». Психологический портрет русского князя. | Воспринимать древнерусский текст в современном переводе и его фрагменты в оригинале. Выразительно читать фрагменты произведений древнерусской литературы. Характеризовать героя древнерусской литературы. | |||
Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования – 1 час | |||||
Подготовка к домашнему сочинению Поучения современникам «Как правильно жить» | Композиция «Поучения». Нравственный смысл произведения. Основы христианской морали в «Поучении». Теоретико- литературные знания. Жанр поучения. Автор и его образ в древнерусской литературе. Канон и устойчивые фигуры речи. | Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ. | |||
Русская литература XIX века (первая половина) – 5 часов | |||||
Героический характер и подвиг в новой русской литературе. Н. В. Гоголь Повесть "Тарас Бульба". История создания. Мир и обычаи Запорожской Сечи. | Героизм как способность к совершению подвига и как каждодневный стоический труд. Героико- патриотический пафос произведения. Историческая основа повести. Мир и обычаи Запорожской Сечи. Композиция произведения. | Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. | |||
Н. В. Гоголь Повесть "Тарас Бульба" Остап и Андрий: единый портрет героев в начале повести. | Сходство и различия в характерах братьев. Остап и Андрий: единый портрет героев в начале повести. Принцип контраста в изображении героев. Антитеза. Конфликт. | Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. | |||
Н. В. Гоголь Повесть "Тарас Бульба" Образ Тараса, его героическое начало. | Образ Тараса, его героическое начало. Тра- гизм конфликта отца и сына. | Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведений | |||
Н. В. Гоголь Повесть "Тарас Бульба" Столкновение любви и долга в душах героев. | Столкновение любви и долга в душах героев. | Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. | |||
Н. В. Гоголь Повесть "Тарас Бульба" Особенности изображения человека и природы в повести. Авторское отношение к героям и событиям. Идея повести. | Особенности изображения человека и природы в повести. Авторское отношение к героям и событиям. Идея повести. Теоретико- литературные знания. Литературный герой как тип и как характер. Основные способы создания характера в ли- тературе: прямая авторская характеристика, самохарактеристика, характеристика героя другими действующими лицами, портрет, речь, поступки героя. Роль пейзажа в художественном произведении. | Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. | |||
Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования – 1 час | |||||
Аудиторное сочинение по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" | Сравнительно- сопоставительная характеристика двух героев. | Писать сочинение на литературном материале и с использованием соб-ственного жизненного и читатель-ского опыта. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ. | |||
Проза конца XIX – начала XX вв – 3 часа | |||||
М.Горький. «Старуха Изергиль». Образ героя- индивидуалиста. Способы создания образа Ларры | Романтические герои и художественные средства их изображения. Легенда о Ларре и ее идея в рассказе «Старуха Изергиль». Образ героя- индивидуалиста. Способы создания образа Ларры. идеальность его характера. Романтический герой и толпа. Образ осторожного человека. | Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении. Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения | |||
М.Горький. «Старуха Изергиль». Легенда о Данко и ее идея. Утверждение подвига во имя людей. | Легенда о Данко и ее идея. Утверждение подвига во имя людей. Крайняя степень самопожертвования Данко, исключительность, Крайняя степень самопожертвования Данко, исключительность,идеальность его характера. Романтический герой и толпа. Образ осторожного человека. | Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы первой половины XX в. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. | |||
М.Горький «Песня о Соколе» Сущность спора Ужа и Сокола. | Сущность спора Ужа и Сокола. Сокол как романтический герой. Значение понятия «безумство храбрых». Роль образов природы в рассказах Горького. Смысл горьковских афоризмов. Теоретико- литературные знания. Углубление представления о романтизме. Романтизм как творческий метод. Романтический герой. Романтический пейзаж. Автор и рассказчик. Антитеза. Афоризм. | Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы первой половины XX в. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. | |||
Русская литература XIX века (первая половина) – 7 часов | |||||
Мир литературных героев Маленький человек в русской литературе А.С.Пушкин «Станционный смотритель» | Понятие «маленький человек» в реалистической литературе. Болдинская осень в биографии Пушкина и в переносном значении. «Повести Белкина» как цикл. Образ повествователя Белкина. Смысл и художественная роль эпиграфа к повести «Станционный смотритель». Сюжет и композиция повести. | Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в. | |||
А.С.Пушкин «Станционный смотритель» Образ Самсона Вырина — героя войны 1812 года и «маленького человека». | Жизнь станционного смотрителя. Образ Самсона Вырина — героя войны 1812 года и «маленького человека». Любовь к дочери как источник жизненных сил героя. | Характеризовать героя русской литературы первой половины XIX в. Выявлять характерные для произведений русской литературы первой половины XIX в. темы, образы и приемы изображения человека. Соотносить | |||
А.С.Пушкин «Станционный смотритель» Образ Дуни и причина ее бегства из родительского дома. | Образ Дуни и причина ее бегства из родительского дома. Причины, побуждающие Вырина вернуть дочь; его неудачи на этом пути. Образ Минского. | Характеризовать героя русской ли-тературы первой половины XIX в. | |||
А.С.Пушкин «Станционный смотритель» Несовпадение представлений героев о счастье. | Идейный смысл притчи о блудном сыне в контексте повести. Несовпадение представлений героев о счастье. Смысл финала. Авторское отношение к Дуне, Минскому и Вырину. Выразительность и лаконизм пушкинской прозы. Теоретико- литературные знания. Типы литературных героев. Повесть. Композиция. Автор (писатель), повествователь, рас- сказчик. Тема, проблема и идея в художественном произведении. Аллюзии и реминисценции. Роль детали в создании образа. | Соотносить содержание произведений русской литерату¬ры первой половины XIX в. с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека | |||
Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования – 1 час | |||||
Изложение по отрывку из повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» | Писать изложение на литературном материале.Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ. | ||||
Н.В.Гоголь «Шинель» как одна из «Петербургских повестей». | «Шинель» как одна из «Петербургских повестей» Н. В. Гоголя. Темы человеческого одиночества, мечты и действительности. | Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Характеризовать героя русской ли-тературы | |||
Н.В.Гоголь «Шинель» Образ Акакия Акакиевича | Образ Акакия Акакиевича: замкнутость его мира, как в скорлупе. История шинели и изменения, происходящие с Акакием Акакие- вичем, — разрушение скорлупы и беззащитность героя. Отношение чиновников к Акакию Акакиевичу и причины их внимания к нему. Образ Петербурга как холодного, равнодушного к страданиям людей города. Шинель как центр мироздания и смысл жизни героя. | Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Характеризовать героя русской ли-тературы | |||
Н.В.Гоголь «Шинель» Образ «значительного лица» и его роль в повести. | Комическое и трагическое и их переплетение. «Сердечная остуда» людей как причина смерти Акакия Акакиевича. Авторское от- ношение к герою и его смерти. Роль детали в повести Гоголя. Значение фантастического финала повести. Гуманистический смысл повести — «я брат твой». Образ «маленького человека» в повести Пушкина и повести Гоголя. Теоретико- литературные знания. Тема, проблема и художественная идея. Элементы фабулы в произведении. Художественная деталь, ее роль. Фантастическое в литературе. Функции фантастики в реалистическом произведении. Особенности фантастики у Гоголя. Индивидуальный стиль писателя. Ассоциации. Образ Петербурга в русской литературе. | Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Характеризовать героя русской ли-тературы | |||
Русская литература XIX века (вторая половина) – 2 часа | |||||
А.П.Чехов «Смерть чиновника» «Маленький человек» в изображении А.П.Чехова. | Полемическое осмысление этой темы по сравнению с Гоголем и Пушкиным. Комическое в рассказе «Смерть чиновника» и средства его создания. Авторское отношение к герою и средства его выражения. Трагическое и сатирическое осмысление темы. | Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Характеризовать героя русской ли-тературы | |||
II триместр | |||||
А.П.Чехов «Тоска» Одиночество человека в суетном мире. | Рассказ «Тоска». Смысл эпиграфа и его художественная роль. Описания в рассказе, лаконизм Чехова и выразительность его стилистических деталей. Композиция рассказа. Средства создания художественной атмосферы и раскрытия переживаний Ионы. Образы движения, суеты и статики, покоя. Контраст внутреннего и внешнего в рассказе. Авторское отношение к персонажам. Теоретико- литературные знания. Повесть, рассказ, новелла как эпические жанры. Жанровые особенности повести, рассказа и новеллы в сопоставлении друг с другом. Тема, проблема, идея произведения. Авторское отношение к персонажам. Художествен- ная деталь у Чехова. | Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Характеризовать героя русской ли-тературы | |||
Русская литература XIX века (первая половина) – 2 часа | |||||
Герой в лирике М.Ю.Лермонтов «Парус» Образ паруса как символ. «Тучи» Лирический герой в стихотворении | Лермонтов — поэт-романтик. Романтический конфликт и противоречивость романтической души. История создания стихотворения «Парус». Образ паруса как символ. Авторское настроение в стихотворении. Композиция стихотворения. Изобразительно-выразительные средства создания образов и чувств. Лирический герой в стихотворении «Тучи». Тучки, отношение к ним лирического героя (автора). Сравнение стихотворений «Тучи» и «Парус». Роль символики. | Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведения. Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. | |||
Герой в лирике Лирический герой. А.С.Пушкин «Зимнее утро» | Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать наизусть лирические стихотворения. | ||||
Русская литература XX века (первая половина) – 2 часа | |||||
В.В.Маяковский «Послушайте!» Ораторская интонация и лирическая тема стихотворения. | Лирический герой Маяковского. Ораторская интонация и лирическая тема стихотворения «Послушайте!». Обращение, вынесенное в название стихотворения, как обращение ко всему миру. Преодоление одиночества, внимание к ближнему как самое необходимое для человека. Символика и философская идея стихотворения. Художественные средства создания образа героя. Теоретико- литературные знания. Лирический герой и автор лирического произведения. Тоническое и силлабо- тоническое стихосложение. Стопа. Стихотворные размеры (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест). Пиррихий, спондей. Ритмика и строфика. «Лесенка» Маяковского. Особенности рифмовки. Неточная, составная, богатая рифма. Словотворчество. Изобразительно- выразительные средства языка: тропы, синтаксические фигуры, звукопись. Элементы фантастики в стихотворениях Маяковского. | Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать наизусть лирические стихотворения. | |||
В.В.Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» Образ автора и образ лирического героя в стихотворении | Образ автора и образ лирического героя в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Фантастическое и реальное в произведении. Словотворчество Маяковского. Образы поэта и солнца, их родственность друг другу. Художественная идея стихотворения и символический образ поэта- солнца. Средства создания образа лирического героя. Стилистика стихотворений. Оригинальность тропов Маяковского и их роль. | Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать лирические стихотворения. | |||
Русская литература XIX века (вторая половина) – 6 час | |||||
Народный характер И. С. Тургенев «Бирюк» Сюжет и композиция рассказа | Черты, составляющие характер русского народа. Книга И.С.Тургенева «Записки охотника»: история создания, проблематика,общественное значение. Сюжет и композиция рассказа «Бирюк». Отношение крестьян и рассказчика к Бирюку. Внешний конфликт между крестьянином-вором и Бирюком и внутренний конфликт в душе Фомы. Портрет и интерьер в рассказе Тургенева как средства социально-психологической характеристики героя. Роль природы в рассказе. Авторское отношение к народу. Теоретико- литературные знания. «Натуральная школа». Внешний и внутренний конфликт. Художественные средства соз- дания образа героя. Краткий и развернутый портрет. Интерьер; объективное и субъективное описание интерьера. Реалистический пейзаж, его функции. | Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведений. Характеризовать героев русской литературы второй половины XIX в. | |||
Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования – 1 час | |||||
Аудиторное сочинение по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк» | Образ лесника и способы его создания. | Писать сочинение на литературном материале и с использованием соб-ственного жизненного и читатель-ского опыта. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ. | |||
И. С. Тургенев Стихотворения в прозе. Лирико-философские раздумья автора о мире и человеке | Стихотворения в прозе «Нищий», «Воробей», «Два богача», «Щи», Русский язык», «Житейское правило» Многообразие их тематики. Лирико-философские раздумья автора о мире и человеке, черты народного характера, представленные в стихотворениях Тургенева. Музыкальность прозы Тургенева Теоретико- литературные знания. Стихотворения в прозе как лирический жанр. Деталь. Антитеза. | Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведений. Характеризовать героев русской литературы второй половины XIX в. | |||
М. Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Герои Щедрина как типы. | М.Е.Салтыков-Щедрин — писатель-сатирик. «Сказки для детей изрядного возраста» как особый жанр. Народ как герой и адресат щедринских сказок. Особенности сюжетов и проблематики сказок. Фольклорные и басенные традиции в сказках Салтыкова-Щедрина. Герои Щедрина как типы. | Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведений. Характеризовать героев русской литературы второй половины XIX в. | |||
М. Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик», «Премудрый пискарь» Обличение нравственных пороков общества, сатира на помещичью Русь. | Обличение нравственных пороков общества, сатира на помещичью Русь. Сильные и слабые стороны народного характера, показанные писателем. Авторское отношение к народу и художественные средства его выражения. Теоретико- литературные знания. Сатира. Средства сатиры: фантастика, гипербола, гротеск, эзопов язык, сарказм. Сати- рический герой. Тип. Способы создания сатирического типа: «говорящее» имя, гротеск, аллегория, саморазоблачающая речь, ироничная похвала, ироничное порицание, сарказм. Фольклорные мотивы в сказках. | Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведений. Характеризовать героев русской литературы второй половины XIX в. | |||
Герой и нравственный выбор Л.Н.Толстой «Детство» Автобиографическая основа повести. | Понятие нравственного выбора. Автобиографическая основа повести. Нравственный идеал гармонии и добра. Изображение внутреннего мира ребенка, сложность его чувств и переживаний. Роль внутреннего монолога в раскрытии характера героя. Анализ глав «Учитель Карл Иваныч», «Наталья Савишна», «Детство», «Стихи», «Ивины». | Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведений. Характеризовать героев русской литературы второй половины XIX в. | |||
Л.Н.Толстой «Детство» Тема детской открытости миру. | Художественные средства создания образов персонажей. Образ повествователя (взрослого Иртеньева) и образ рассказчика (мальчика Николеньки). Художественная идея повести. Теоретико- литературные знания. Автобиография и автобиографическое произведение. Автор, повествователь, рассказчик в автобиографическом произведении. Внутренний монолог. Портрет в литературе. | Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведений. Характеризовать героев русской литературы второй половины XIX в. | |||
Проза конца XIX – начала XX вв – 4 часа | |||||
А.М.Горький «Детство» «Свинцовые мерзости дикой русской жизни» и живая душа русского человека. | Автобиографическая повесть М. Горького. «Свинцовые мерзости дикой русской жизни» и живая душа русского человека. Образы Алеши, деда и бабушки. Изображение внутреннего мира подростка. Роль портретов в повести. Пейзаж и его художественная роль. | Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы первой половины XX в. | |||
А.М.Горький «Детство» Образы Алеши, деда и бабушки. | Образы Алеши, деда и бабушки. Способы выражения авторского отношения к персонажам. Вера в человека, в его возможность противостоять миру насилия и зла. Теоретико- литературные знания. Автобиографическое произведение. Автор, повествователь, рассказчик в автобиографическом произведении. Пейзаж и портрет в литературе. Речь персонажа. Тема, проблема, идея. | Характеризовать героя русской литературы первой половины XX в. Выявлять характерные для произведений русской литературы первой половины XX в. темы, образы и приемы изображения человека. | |||
Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования – 1 час | |||||
Изложение по отрывку из повести А.М.Горького «Детство» | Выборочный письменный пересказ с элементами рассуждения «Бабушка Акулина Ивановна» | Писать изложение на литературном материале.Находить ошибки и ре-дактировать черновые варианты собственных письменных работ. | |||
А.Н.Толстой «Детство Никиты» Жизнь в восприятии ребенка. | Символика названия повести. Жизнь в восприятии ребенка. Взаимосвязь жизни ребенка с жизнью природы. | Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Характеризовать героя | |||
А.Н.Толстой «Детство Никиты» Народный быт в повести. | Народный быт в повести. Теоретико- литературные знания. Своеобразие сюжета в автобиографическом произведении. Фабула. Образ рассказчика. Портрет в литературе. | Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. | |||
Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования – 1 час | |||||
Аудиторное сочинение автобиографическое «И тогда мне стало стыдно…». | Писать сочинение на литературном материале и с использованием соб-ственного жизненного и читатель-ского опыта. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ. | ||||
Проза о детях - 2часа | |||||
Ф.Искандер «Чик и Пушкин» (из книги «Детство Чика»). | Отличие автобиографического героя Искандера от героев Толстого и Горького. Способы создания характера Чика. Образ рассказчика, юмористическая подсветка повествования. Восприятие героем пушкинских произведений, уроки, которые он из них извлекает. | Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. | |||
Ф.Искандер «Чик и Пушкин» (из книги «Детство Чика»). | Роль эпизода о поисках «вредителей». Гуманистическая идея рассказа, смысл названия. Теоретико- литературные знания. Виды комического: юмор, ирония, сатира, сарказм, гротеск. Противоречие или несоответствие как основа комического. Точка зрения рассказчика и по- вествователя. Композиция произведения. | Характеризовать героя Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. | |||
III триместр | |||||
Древнерусская литература - 1 час | |||||
Испытание героев любовью Ермолай-Еразм «Повесть о Петре и Февронии» | Представления писателей Древней Руси о духовной красоте человека. Изображение идеальных человеческих отношений. Тема любви в ее семейно-бытовом проявлении. Образец христианского супружества. Цельность характеров героев. Тема преданности и святости в повести. Литературное и сказочное начала в повести. Теоретико- литературные знания. Древнерусская повесть и ее разновидности. Житие как жанр. Условность в древнерусской литературе. Фольклорные (сказочные) мотивы. | Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. | |||
Зарубежная литература – 2 часа | |||||
Шекспир Трагедия «Ромео и Джульетта» Конфликт, его развитие и трагическая развязка. | Личность У. Шекспира. «Шекспировский вопрос». Литературные источники трагедии Шекспира. Сюжет и композиция трагедии. Конфликт, его развитие и трагическая развязка. Образы враждующих домов и причины их вражды. Меркуцио и Тибальт. Образы Ромео и Джульетты. Мнимая любовь Ромео к Розалине и истинная к Джульетте. | Характеризовать героя Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. | |||
Шекспир Трагедия «Ромео и Джульетта» Судьба влюбленных в мире несправедливости и злобы. | Судьба влюбленных в мире несправедливости и злобы. Помощники героев и причины их неудачи. Смысл финала трагедии. Авторская позиция и художественная идея пьесы. Отражение в трагедии «вечных тем»: любви, преданности, вражды, мести. Образы трагедии в мировом искусстве — музыке, живописи, кинематографе, театре, литературе. Теоретико- литературные знания. Драма как род литературы. Драматическое действие. Герой в драме. Способы создания образа персонажа в драме. Способы выражения авторской позиции в драме. Трагедия как жанр драмы. Катарсис. Основной конфликт и его разрешение в трагедии. Антитеза. | Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. | |||
Русская литература XIX века (первая половина) – 7 часов | |||||
А.С.Пушкин. «Барышня-крестьянка» Сюжет и герои повести. | Сюжет и герои повести. Образы отцов и причины их ссоры и примирения. Особенности композиции. Истинные и мнимые конфликты в повести и их причины. | Характеризовать героя Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. | |||
А.С.Пушкин. «Барышня-крестьянка» Художественная идея произведения. | Образ Лизы Муромской и художественные средства создания женского характера. Образ Алексея Берестова. Тема любви в повести. Юмор Пушкина в изображении героев. Художественная идея произведения. Любовь в «Барышне- крестьянке» Пушкина и в трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта». Условия преодоления преград на пути к счастью. Теоретико- литературные знания. Жанр повести. Композиция. Конфликт. Способы создания характера в литературном произведении. Юмор. Образ автора, средства выражения авторского отношения к героям. Роль композиционных и стилистических деталей в создании образа. | Осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассо-циаций, отбирать произведения для чтения. Определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художе-ственной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения. | |||
А.С.Пушкин «Дубровский» Сюжетные линии и герои романа, его основной конфликт. | Приключенческий роман Пушкина и особенности жанра. «Тайна занимательности». Сюжетные линии и герои романа, его основной конфликт. Столкновение Дубровских и Троекурова. Роль документа в контексте романа. | Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, про-блематику, идейно-эмоциональное содержание. | |||
А.С.Пушкин «Дубровский» Образ «благородного разбойника». | Нравственная проблематика произведения — высокое чувство чести и достоинства. Образ «благородного разбойника». Тема «отцов и детей». Образы крестьян и их роль в раскрытии образа главного героя. | Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, про-блематику, идейно-эмоциональное содержание. | |||
А.С.Пушкин «Дубровский» . Образ Маши, ее нравственный выбор. | Любовная линия в романе. Образ Маши, ее нравственный выбор. Поступок героя как способ создания характера. Переклички с трагедией У. Шекспира «Ромео и Джульетта». Теоретико- литературные знания. Роман как эпический жанр; жанровые разновидности романа. Роман и повесть. Композиция произведения и авторский замысел. Ретроспектива. Конфликт. Образ автора, средства выражения авторского отношения. | Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, про-блематику, идейно-эмоциональное содержание. | |||
Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования – 1 час | |||||
Аудиторное сочинение по повести А.С.Пушкина «Дубровский» | Способы создания характера в литературном произведении. | Писать сочинение на литературном материале и с использованием соб-ственного жизненного и читатель-ского опыта. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ. | |||
Личность и власть: вечное противостояние М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Сюжет поэмы, его историческая основа. | Сюжет поэмы, его историческая основа. Образ Ивана Грозного и тема власти. Нравственная проблематика и особенности конфликта в «Песне про купца Калашникова». | Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, про-блематику, идейно-эмоциональное содержание. | |||
М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Нравственный выбор героев. Народное представление о чести и долге. | Калашников и Кирибеевич, причины их конфликта; сила и цельность характеров героев. Особенности языка поэмы, ее связь с устным народным творчеством. Нравственный выбор героев. Народное представление о чести и долге. Авторское отношение к героям и способы его выражения. Художественная идея произведения. Теоретико- литературные знания. Эпическая поэма. Система персонажей. Конфликт. Фольклор и литература. Стилизация.Повторы, параллелизмы, постоянные эпитеты. Портрет. | Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, про-блематику, идейно-эмоциональное содержание. | |||
Произведения о Великой Отечественной войне - 5 часов | |||||
Человек и война Стихотворения о войне. Собирательный образ поэта-солдата в произведениях | Биографии поэтов- фронтовиков, общее в их судьбе. Война и молодость, война и оборванное детство. Собирательный образ поэта- солдата в произведениях Н. П. Майорова («Мы»), Д. С. Самойлова, А. Т. Твардовского, К. М. Симонова, Ю. В. Друниной. Стихотворение- воспоминание, ретроспективный характер лирического переживания («Мы», «Сороковые», «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»). История создания «книги про бойца». Органическая сопричастность героя судьбе своего народа. Народный взгляд на войну («О войне»). | Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, про-блематику, идейно-эмоциональное содержание. | |||
Стихотворения о войне. Тема родины и ее воплощение. | Тема родины и ее воплощение. Патриотизм. Тема исторической памяти («Сороковые», «О войне», «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»). Жестокая реальность войны. Антивоенный пафос стихотворения «Я только раз видала рукопашный…». Теоретико- литературные знания. Лирический герой. Точка зрения автора. Композиция стихотворения. Художественная деталь. Олицетворение. Символ. Фигура умолчания. Стиль повествования. Тема и идея произведения. | Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, про-блематику, идейно-эмоциональное содержание. | |||
М.А.Шолохов. «Судьба человека» Смысл названия рассказа. Проблема национального достоинства и гордости. | Сюжет и композиция рассказа. Тема рассказа — человек в экстремальной ситуации, в ситуации выбора — и его художественная идея. Проблема национального достоинства и гордости. Ответственность человека за свой нравственный выбор. Моральное превосходство над врагом как источник внутренней силы русского солдата. Образ Андрея Соколова. Способы создания характера. Испытания героя. Значение встречи с Ваней в судьбе Андрея Соколова. Смысл финала рассказа. Авторское отношение к героям и событиям и авторская позиция. Теоретико- литературные знания. Сюжет и композиция эпического произведения. Рассказ и повесть. Представление о реализме как художественном методе. Реалистический образ. Типический характер. Повествователь и герой- рассказчик. Второстепенные персонажи. Способы создания характера. Портрет. Художественная деталь. Психологизм повествования (прямой и скрытый). Внутренний монолог. Тема и идея произведения. Символика. | Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, про-блематику, идейно-эмоциональное содержание. | |||
Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования – 1 час | |||||
Изложение отрывка М.А.Шолохов «Судьба человека» | Писать изложение на литературном материале.Находить ошибки и ре-дактировать черновые варианты собственных письменных работ. | ||||
В.В.Быков. «Обелиск» Проблематика повести. | Тема войны в творчестве писателя. Проблематика повести. Сюжет, персонажи. | Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, про-блематику, идейно-эмоциональное содержание. | |||
В.В.Быков. «Обелиск» Антитеза образов времени и пространства. | Антитеза образов времени (прошлое и настоящее) и пространства (город и деревня). Авторская позиция в повести. Теоретико- литературные знания. Сюжет и фабула. Композиция. Время и пространство в произведении. Образ рассказчика.Роль художественной детали. Тема и художественная идея. | Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, про-блематику, идейно-эмоциональное содержание. | |||
Зарубежная литература – 2 часа | |||||
«Странный человек» в движении Времени М. де Сервантес Сааведра. «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» Фабула романа. Композиция и основной конфликт. | Биография Мигеля де Сервантеса (основные вехи). Фабула романа «Дон Кихот». Композиция и основной конфликт. Теоретико- литературные знания. Вечные образцы. Роман как эпический жанр. Рыцарский роман. Пародия; отличие пародии от стилизации. Фабула. Конфликт. Способы создания характера (поступки героя, речь). Способы выражения авторской позиции в эпическом произведении. Повествователь и рассказчик. Второстепенные персонажи. Тема и художественная идея. | Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, про-блематику, идейно-эмоциональное содержание. | |||
М. де Сервантес Сааведра. «Хит-роумный идальго Дон Кихот Ламанчский» | Образ Дон Кихота и средства его создания. Проблема выбора жизненного идеала. Иллюзия и действительность, идеальное и реальное в со- знании героя. Понятия рыцарского долга и рыцарского служения Даме. Антитеза «Дон Кихот и Санчо Панса мечтательность и приземленность». Комическое и трагическое звучание образа Дон Кихота. Дон Кихот как вечный образ. Противоречивость образа главного героя: мудрость и безумие. И.С.Тургенев о Дон Кихоте. | Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, про-блематику, идейно-эмоциональное содержание. | |||
Проза конца XIX – начала XX вв – 2 часа | |||||
В.М.Гаршин. «Красный цветок» Образ человека, страдающего за все человечество. | В. М. Гаршин как человек «потрясенной совести». Обыденность и героизм в художественном мире Гаршина. Тема страстного сопротивления злу. Образ человека, страдающего за все человечество. | Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, про-блематику, идейно-эмоциональное содержание. | |||
В.М.Гаршин. «Красный цветок» Смысл финала. Художественная идея рассказа. | Символический образ красного цветка как мирового зла. Нравственный выбор героя. Трагическое звучание его образа. Смысл финала. Художественная идея рассказа. Теоретико- литературные знания. Рассказ и новелла. Символ и аллегория. Способы создания характера (самохарактеристика, поступки, портрет героя). Тема и художественная идея. Эпизод. План анализа эпизода. | Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, про-блематику, идейно-эмоциональное содержание. | |||
Русская литература XX века (первая половина) – 2 часа | |||||
А.П.Платонов. «Юшка» Платоновский «сокровенный человек». Сюжет и композиция рассказа | Платоновский «сокровенный человек». Сюжет и композиция рассказа «Юшка». Нравственная проблематика рассказа. | Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, про-блематику, идейно-эмоциональное содержание. | |||
А.П.Платонов. «Юшка» Образ главного героя и художественные средства его создания. | Образ главного героя и художественные средства его создания. Значение имени героя. Своеобразие конфликта в рассказе. Любовь ко всему живому как «странность» для мира слепых сердец. Отношение к Юшке персонажей рассказа и причины неприятия ими беззлобного человека. Авторское отношение к персонажам и Юшке и своеобразие авторской позиции неосуждения. Художественная идея рассказа — созидательная сила добра. Идеи христианской гуманности. Нагорная проповедь Христа и поведение Юшки. Черты праведника и юродивого в образе Юшки. Теоретико- литературные знания. Рассказ. Конфликт. Портрет. Деталь. Способы создания характера. Авторское отношение к героям. Идея произведения. Анализ эпизода. | Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, про-блематику, идейно-эмоциональное содержание. | |||
Русская литература XX века (вторая половина) – 2 часа | |||||
В.М.Шукшин. «Чудик» Особенности шукшинских героев — «чудиков», правдоискателей. | Оценка личности и творчества В.М.Шукшина современниками (В.С. Высоцкий о Шукшине). Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Композиция рассказа «Чудик». Система образов персонажей и их роль в раскрытии характера главного героя. Кинематографический принцип изображения в рассказе. Отношение к герою персонажей, автора и читателя. Смысл финала. Художественная идея произведения. | Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, про-блематику, идейно-эмоциональное содержание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КТП 6 класс литература Сухих И.Н.
Календарно-тематическое планирование по литературе для 6 класса к учебно-методическому комплекту под редакцией И.Н.Сухих...
КТП 6 класс литература Сухих И.Н. УГЛУБЛЕНКА
КТП 6 класс литература Сухих И.Н. УГЛУБЛЕНКА...
КТП 5 класс литература Сухих И.Н.
Календарно-теметическое планирование уроков литературы в 5 классе к УМК Сухих И.Н....
КТП 8 класс литература Сухих И.Н.
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе к УМК Сухих И.Н....
КТП 5 класс литература Сухих И.Н. УГЛУБЛЕНКА
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе к УМК Сухих И.Н. углубленный уровень...
КТП 7 класс литература Сухих И.Н. УГЛУБЛЕНКА
Календарно-тематическое планирование уроков литературы для 7 класса углубленный уровень...
КТП 8 класс литература Сухих И.Н. УГЛУБЛЕНКА
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе к УМК Сухих И.Н. углубленный уровень...