КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФГОС ООО 6 класс (УМК И.Н. Сухих) (4 часа в неделю, 136 часов в год)
Учитель _____________________________________ _____________________ уч.год
Курсивом выделены произведения и авторы, составляющие вариативную часть программы.
Жирным шрифтом выделены темы уроков для углубленного изучения
Выделены цветом номера уроков по изучению произведений, которых нет в УМК, но они предусмотрены Примерной программой для изучения. |
№ | Дата | Раздел. Тема урока. | Основное содержание | Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) |
|
| I триместр |
|
Миф – 4 часа вариативная часть + 2 часа углубл.изучения |
|
В |
| Мифы и мифология. Мифы о сотворении мира и человека. | Представление о мифах и мифологии. Мифология как отражение взглядов человека на происхождение мира, его устройство и его законы. Античная мифология. Сходство мифов разных народов о сотворении мира и человека. | Выразительно читать фрагменты мифов, пересказывать, определять сходство мифов разных народов о сотворении мира и человека. |
В |
| Мифологический герой. Мифы о Геракле. | Культурный герой Древней Греции. Испытания Геракла на службе у царя Эврисфея. Подчинение воле богов как закон жизни человека и героя. 12 подвигов — проявление силы, ума Геракла и глупости и трусости Эврисфея. Безумие как нарушение гармонии между силой и разумом и его последствия. | Выразительно читать фрагменты мифов, пересказывать,давать оценку. |
|
| Двенадцать подвигов Геракла. | Испытания Геракла на службе у царя Эврисфея. Подчинение воле богов как закон жизни человека и героя. 12 подвигов — проявление силы, ума Геракла и глупости и трусости Эврисфея. Безумие как нарушение гармонии между силой и разумом и его последствия. | Выразительно читать фрагменты мифов, пересказывать,давать оценку. |
В |
| Мифы об Ахилле. Ахилл как воплощение красоты и отваги | Ахилл как воплощение красоты и отваги. Античные представления о роке и невозможности избежать своей судьбы. Рождение Ахилла, его короткая, но яркая жизнь. Смерть Ахилла в «Илиаде» Гомера. | Выразительно читать фрагменты мифов, пересказывать,давать оценку. |
|
| Мифы об Орфее. | Миф об Орфее и легенда об Арионе как отражение античных представлений о божественной силе искусства. Сравнение мифа и легенды. Любовь как источник искусства в мифе об Орфее и Эври- дике. Решимость героя, его талант, безграничная любовь и награда богов. Сомнение в слове бога — причина наказания Орфея. | Выразительно читать фрагменты мифов, пересказывать,давать оценку. |
В |
| Миф и легенда. Легенда об Арионе. | Легенда об Арионе как отражение античных представлений о божественной силе искусства. Сравнение мифа и легенды. | Выразительно читать фрагменты мифов, пересказывать,давать оценку. |
Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования – 1 час |
|
|
| Подготовка к домашнему сочинению Рассказ о мифологических персонажах, именами кото- рых названы созвездия. | Письменное высказывание на литературную тему как форма диагностики уровня письменной речевой культуры. | Писать сочинение на литературном материале и с использованием собствен ного жизненного и читатель ского опыта. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ. |
Русский фольклор – 3часа + 2 часа вариативная часть |
|
|
| Былина как жанр фольклора. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Сюжет. | Былина как жанр фольклора. Особенности былин. Гипербола и литота. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Основа сюжета. | Выразительно читать фрагмент былины. |
|
| Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Образ богатыря. | Воплощение в образе богатыря национального характера, нравственных достоинств героя. | Характеризовать героя былины как воплощение национального характера |
|
| Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Идея былины, ее художест венные особенности. | Прославление силы, мужества, справедливости, бескорыстного служения Отечеству.
| Выразительно читать фрагмент былины. Определять идею былины, ее художественные особенности. |
В |
| Баллада «Авдотья Рязаночка» Историческое содержание в русских балладах. | Историческое содержание в русских балладах. Отражение трагических событий монголо- татарского нашествия в балладе «Авдотья Рязаночка». | Выразительно читать фрагменты, пересказывать, давать оценку персонажу и его поступкам. |
В |
| Баллада «Авдотья Рязаночка» Способы создания образов Авдотьи и царя Ахмета. | Мужество героини и ее мудрость. Способы создания образов Авдотьи и царя Ахмета. | Выразительно читать фрагменты, пересказывать, давать оценку персонажу и его поступкам. |
Сведения по теории и истории литературы – 1 час (литературные роды и жанры) |
|
|
| Летопись. История в документах и художественном творчестве. | Летопись как жанр древнерусской литературы. Особенности летописного отражения событий. Представление о документальном и художественном.«Повесть временных лет» и летописец Нестор. | Воспринимать древнерусский текст в современном переводе и его фрагменты в оригинале. Выразительно читать фрагменты произведений древнерусской литературы. Характеризовать героя древнерусской литературы. Выявлять характерные для произведений древнерусской литературы темы, образы и приемы изображения человека. |
Древнерусская литература - 1час вариативная часть + 2 часа углубл. изучения |
|
В |
| «Сказание о походе Олега на Царьград» Документальное и художественное в летописи.
| Киевская Русь. Эпизод о походе Олега. Особенности стиля. Документальное и художественное в летописи. | Воспринимать древнерусский текст в современном переводе и его фрагменты в оригинале. Выразительно читать фрагменты произведений древнерусской литературы. Характеризовать героя древнерусской литературы. |
|
| «Сказание о Кожемяке» Образ Кожемяки в сказании. | Княжение Владимира Святославича и его походы. Печенежские набеги на Русь. Обычай единоборства. Образ Кожемяки в сказании. Роль гиперболы в создании образов богатырей.
| Воспринимать древнерусский текст в современном переводе и его фрагменты в оригинале. Выразительно читать фрагменты произведений древнерусской литературы. Характеризовать героя древнерусской литературы |
|
| «Сказание о белгородском киселе» | Осада Белгорода. Коварство врага. Образ голода как страшнейшего оружия. Антитеза ума и силы: острый ум, способный найти выход из безнадежной ситуации и победить силу. Надежда и ее влияние на отношение людей к ситуации и своим возможностям. Лаконизм летописного изложения событий. Особенности повествования, синтаксиса, подчеркивающего последовательность и непрерывность действия. | Воспринимать древнерусский текст в современном переводе и его фрагменты в оригинале. Выразительно читать фрагменты произведений древнерусской литературы. Характеризовать героя древнерусской литературы |
Русская литература XIX века (первая половина) – 5 часов + 2 часа углубл. изучения |
|
|
| А.С.Пушкин - поэт-историк. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». | Интерес Пушкина к истории России Летописи как источники художественного творчества. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». | Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в. |
|
| А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Смысл противопостав ления образов Олега и кудесника.
| Смысл противопостав ления образов Олега и кудесника. Традиции народной поэзии в создании образов «Песни...». | Характеризовать героя русской литературы первой половины XIX в. |
|
| А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Особенности композиции, художественные средства
| Особенности композиции произведения. Признаки жанра баллады в «Песне…». Художественные средства произведения, позволившие воссоздать атмосферу Древней Руси. Устаревшая лексика. | Выразительно читать наизусть фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в. |
|
| А. К. Толстой. «Курган» | Образы прошлого и настоящего. Хрупкость славы и памяти людской перед равнодушным временем. Роль образов природы и авторских вопросов. Курган как памятный знак, утративший свое конкретное содержание и обретший содержание вечное. Способы выражения авторского отношения в стихотворении. Художественная условность. Художественная правда и вымысел. | Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в. |
|
| А. К. Толстой «Василий Шибанов» | Исторические события и их изображение в балладе «Василий Шибанов». Композиция баллады. Строфика и ритмика и их роль в произведении. Конфликт Курбского и Ивана Грозного. Образ Курбского и авторское отношение к нему. Выразительно- изобразительная роль эпитетов. Образ Ивана Грозного и художественные средства его создания. Авторские характеристики и оценка Ивана Грозного. Средства выражения авторского отношения к герою. Романтический герой. | Характеризовать героя русской литературы первой половины XIX в. |
|
| И.А.Крылов «Волк на псарне». Расшифровка аллегорий в басне. | Жанр басни, история его развития. Образы животных в басне. Аллегория как средство раскрытия определённых качеств человека. | Выразительно читать наизусть фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в. |
|
| И.А.Крылов «Волк на псарне». Мораль басни, своеобразие языка | Выражение народной мудрости в баснях Крылова. Поучительный характер басен. Мораль в басне, формы её воплощения. Своеобразие языка басен Крылова. | Выразительно читать наизусть фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в. |
Русская литература XIX века (вторая половина) – 9 часов + 1час вариат часть + 2 часа углубл. изучения |
|
|
| А. В. Кольцов. «Песня пахаря», «Горькая доля» | Песня как жанр лирики. Народные истоки поэзии А. В. Кольцова. Образ крестьянина в лирическом произведении. «Песня пахаря» — своеобразие художественного языка Кольцова, его народность. Слитность человека и природы, радость труда. Печаль лирического героя в стихотворении «Горькая доля». Жалобы героя и читательское сочувствие. Народность в искусстве. | Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. |
|
| И.С.Тургенев «Муму». Реальная основа повести | Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостной России. | Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты . Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. |
|
| И.С.Тургенев «Муму». Герасим в деревне и в городе. | Образ Герасима. Символическое значение образа главного героя. | Характеризовать героя русской литературы первой половины XIX в. Характе ризовать сюжет произведе ния, его темати ку, пробле матику, идейно-эмоциональ ное содержание. |
|
| И.С.Тургенев «Муму». Герасим и Татьяна. | Жестокость крепостничества. Особенности повествования, авторская позиция. | Характеризовать героя русской литературы первой половины XIX в. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. |
|
| И.С.Тургенев «Муму». Муму в жизни Герасима и барыни. | Образ Муму. Муму в жизни Герасима и барыни. | Составлять план, в том числе цитатный, литературного произве дения. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. |
|
| И.С.Тургенев «Муму». Смысл финала повести. | Выбор ценностей - выбор пути. Смысл финала повести. Предстваление о повести. | Характеризовать тематику произведения, его, проблема тику, идейно-эмоциональное содержание. |
Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования – 1 час |
|
|
| Аудиторное сочинение-повествование по повести И.С. Тургенева «Муму». | Письменное высказывание на литературную тему как форма диагностики уровня письменной речевой культуры. | Писать сочинение на литературном материале и с использованием собствен ного жизненного и чита тельского опыта. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собст венных письменных работ. |
|
| И.С.Тургенев «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе.
| Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Авторская позиция и способы её выражения в произведении. | Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Характеризовать героя |
|
| Н.А.Некрасов «Крестьянские дети». Художественная правда о крестьянской жизни в поэме. | Изображение жизни простого народа. Особенности ритмической организации. | Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. |
|
| Н.А.Некрасов «Крестьянские дети». Образы крестьянских детей и средства их создания. | Образы крестьянских детей и средства их создания. Речевая характеристика. Роль диалогов в стихотворении. | Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Характеризовать героя |
|
| Н.А.Некрасов «Крестьянские дети». Образ героя-поэта. | Авторское отношение к героям. Представление о поэме. | Различать образы лирического героя и автора в лирике. Анализировать различные формы выражения авторской позиции в произведении, |
В |
| Н.А.Некрасов «Железная дорога». Идея стихотворения и способы ее выражения.
| Своеобразие композиции стихо творения. Образ рассказчика и образ Вани. Картины строитель ства железной дороги — художе ственная правда и художествен ный вымысел в литературном произведении. Роль пейзажа. Неоднозначность авторского отношения к изображаемому и средства его выражения. Смысл эпиграфа. | Характеризовать героев. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. |
|
| Н.А.Некрасов «Железная дорога». Жанровое своеобразие стихотворения | Своеобразие композиции стихотворения. Образ рассказчика и образ Вани. Картины строительства железной дороги — художественная правда и художественный вымысел в литературном произведении. Роль пейзажа. Неоднозначность авторского отношения к изображаемому и средства его выражения. Смысл эпиграфа. Идея стихотворения и способы ее выражения. | Выявлять художественно значимые изобразительновыразительные средства языка писателя (поэтичес кий словарь, тропы, поэти ческий синтаксис, фоника и др.) и определять их художественную функцию в произведении. |
Обзор – 3 часа + 1 час углубл. изучение |
|
|
| Тема родины в русской поэзии. И. С. Никитин. «Русь» А.К.Толстой «край ты мой, родимый край…» И.Северянин «Запевка» | Образ родины в русской поэзии. Обращение поэтов к картинам русской жизни, изображению родной природы, событий отечественной истории, создание ярких образов русских людей. | Выявлять художественно значимые изобразительновыразительные средства языка писателя (поэтичес кий словарь, тропы, поэти ческий синтаксис, фоника и др.) и определять их художественную функцию в произведении. |
|
| Сказовое повествование. П. П. Бажов. «Медной горы хозяйка». Особенности сказовой манеры повествования. | Особенности сказовой манеры повествования. Образ повествователя. | Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. |
|
| П. П. Бажов. «Медной горы хозяйка» Образы талантливых людей из народа в сказе. | Фольклорные традиции и образы талантливых людей из народа в сказе. | Характеризовать героя Формулировать вопросы по тексту произведения.
|
|
| П. П. Бажов. «Медной горы хозяйка» Образы талантливых людей из народа в сказе. | Фольклорные традиции и образы талантливых людей из народа в сказе. | Характеризовать героя Формулировать вопросы по тексту произведения.
|
Русская литература XIX века (вторая половина) – 5 ч. |
|
|
| Н.С.Лесков «Левша». Образ Российской империи и его авторская оценка.
| Фольклорные традиции и образы талантливых людей из народа в сказе. Образ Российской империи и его авторская оценка. | Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. |
|
| Н.С.Лесков «Левша» История Левши и история русского народа. | История Левши и история русского народа. Художественное обобщение и конкретность образов Роль художественных деталей в создании образов | Характеризовать героя Формулировать вопросы по тексту произведения. Уметь характеризовать идейно-эмоциональное содержание произведения, определять, что утверждается, а что отрицается писателем. |
|
| Н.С.Лесков «Левша» Партиотизм человека из народа | Роль художественной условности, гиперболы в сказе. | Характеризовать героя Формулировать вопросы по тексту произведения.
|
|
| Н.С.Лесков «Левша» Образ повествователя и средства его создания. | Образ повествователя и средства его создания. | Различать образы лирического героя и автора в лирике, рассказчика и автора-повествователя в эпическом произведении. |
|
| Н.С.Лесков «Левша» Сказ и его художественная идея | Сказ Н. С. Лескова и его художественная идея. | Давать жанровую характеристику изучаемого литературного произведения. Подбирать цитаты из текста |
Русская литература XIX века (первая половина) – 2 ч. |
|
|
| И.А.Крылов «Свинья под Дубом». Аллегория как сред ство раскрытия определённых качеств человека. | Представление о сатире и юморе. Образы животных в басне. Аллегория как средство раскрытия определённых качеств человека. | Воспринимать текст литературного произведения. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. |
|
| И.А.Крылов «Свинья под Дубом». Мораль басни, форма её воплощения.
| Выражение народной мудрости в баснях Крылова. Поучительный характер басен. Своеобразие языка басен Крылова. | Выразительно читать наизусть |
Обзор – 1 час |
|
|
| Жанр басни Ж. де Лафонтен. «Желудь и тыква», Г. Э. Лессинг. «Свинья и Дуб» Нравственные проблемы и поучительный характер басен. | История жанра басни. Сюжеты античных басен и их обработки в литературе XVII—XVIIIвв. Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определённых свойств человека. | Воспринимать текст литературного произведения. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. |
|
| II триместр |
|
Русская литература XIX века (вторая половина) – 2 часа |
|
|
| А.П. Чехов «Хамелеон». Разоблачение трусости, лицемерия, угодничества в рассказе. | Особенности образов персонажей в юмористических произведениях. Средства создания комических ситуаций. Разоблачение трусости, лицемерия, угодничества в рассказах.. | Воспринимать текст литературного произведения. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. |
|
| А.П. Чехов «Хамелеон». Роль художественной детали. Смысл названия | Роль художественной детали. Смысл названия | Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. |
Обзор – 1 час + 1 час углубл. изучение |
|
|
| М.М. Зощенко «Аристократ ка» Смысл названия рассказа | Особенности послереволюционного быта Советской России. Мещанство как особое мироотношение. Сюжет, композиция и конфликт в рассказе «Аристократка». Сказ как стилистическое средство создания образа героя рассказа. Характеры персонажей, их точки зрения. Прием самораскрытия. Конфликт. Самосознание и самооценка персонажей. Образ оперного театра и его роль в рассказе — театр в театре. Точка зрения автора. Объекты юмора писателя. Средства создания комического. | Воспринимать текст литературного произведения. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Характеризовать героя Формулировать вопросы по тексту произведения. |
|
| Жанр рассказа М.М.Зощенко «Галоша» Смешное и грустное в рассказе | История жанра рассказа. Жанровые признаки. Особая роль события рассказывания. Жанровые разновидности рассказа: святочный, юмористический, научно-фантастический, детективный. | Воспринимать текст литературного произведения. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Характеризовать героя Формулировать вопросы по тексту произведения. |
Зарубежная литература – 5 часов |
|
|
| Д.Дефо «Приключения Робинзона Крузо». Сюжет романа. | Представление о романе. Образ путешественника в литературе. Преобразование мира как жизненная потребность человека. | Воспринимать текст литературного произведения. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. |
|
| Д.Дефо «Приключения Робинзона Крузо». Образ Робинзона Крузо. | Изображение мужества человека и его умения противостоять жизненным невзгодам. | Характеризовать героя Формулировать вопросы по тексту произведения. |
|
| Д.Дефо «Приключения Робинзона Крузо». Мужество человека и его умение противостоять жизненным невзгодам. | Образ Робинзона Крузо. Изображение мужества человека и его умения противостоять жизненным невзгодам. | Характеризовать героя Формулировать вопросы по тексту произведения. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. |
|
| Д.Дефо «Приключения Робинзона Крузо». Дружба и преданность как основа взаимоотношений. | Дружба и преданность как основа взаимоотношений. | Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. |
|
| Д.Дефо «Приключения Робинзона Крузо». Жанровое своеобразие романа. | Жанровое своеобразие романа. | Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание, жанровое своеобразие романа.
|
Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования – 1 час |
|
|
| Аудиторное сочинение сочинение по роману Д.Дефо «Робинзон Крузо» | Письменное высказывание на литературную тему как форма диагностики уровня письменной речевой культуры. | Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ. |
Русская литература XIX века (вторая половина) – 5 часов |
|
|
| А.А.Фет «Я пришел к тебе с приветом…» Философская проблематика стихотворения. | Философская проблематика стихотворений Фета. Параллелизм в описании жизни природы и человека. Природные образы и средства их создания. | Воспринимать текст литературного произведения. XIX в. Выразительно читать читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы второй половины XIX в. |
|
| А.А.Фет «Учись у них – у дуба, у березы…» Единство природы и человека.
| Философская проблематика стихотворений Фета. Параллелизм в описании жизни природы и человека. Природные образы и средства их создания. | Выявлять характерные для произведений русской литературы второй половины XIX в. темы, образы и приемы изображения человека и природы. |
|
| Ф. И. Тютчев. «С поляны коршун поднялся…». Природные образы и средства их создания. | Философская проблематика стихотворений Тютчева. Параллелизм в описании жизни природы и человека. | Давать общую характеристику художественного мира произведения. |
|
| Ф.И.Тютчев ««Есть в осени первоначальной…». Философская проблематика стихотворения. | Философская проблематика стихотворений Тютчева. Параллелизм в описании жизни природы и человека. Природные образы и средства их создания. | Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. |
|
| Ф. И. Тютчев. «Фонтан». Параллелизм в описании жизни природы и человека | Философская проблематика стихотворений Тютчева.. Природные образы и средства их создания. | Выявлять художественно значимые изобразительновыразительные средства языка писателя (поэтичес кий словарь, тропы, поэти ческий синтаксис, фоника и др.) и определять их художественную функцию в произведении. |
Русская литература XX века (первая половина) – 2 часа + 4 часа углубл. изучение |
|
|
| С.А.Есенин «Гой ты, Русь моя родная…» Лирический герой и мир природы. | Основные темы и образы поэзии Есенина. Олицетворение как основной художественный приём. Напевность стиха. | Воспринимать текст литературного произведения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения |
|
| С.А.Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…» Своеобразие метафор и сравнений в поэзии Есенина. | Лирический герой и мир природы. Своеобразие метафор и сравнений в поэзии Есенина. | Выразительно читать наизусть лирические стихотворения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. |
|
| С.А.Есенин «Я покинул родимый дом…» | Картины родной природы в изображении русских поэтов. Параллелизм как средство создания художественной картины жизни природы и человека. Изобразительно-выразительные средства в лирике | Выявлять художественно значимые изобразительновыразительные средства языка писателя (поэтичес кий словарь, тропы, поэти ческий синтаксис, фоника и др.) и определять их художественную функцию в произведении. |
|
| Б. Л. Пастернак. «Июль» | Картины родной природы в изображении русских поэтов. Параллелизм как средство создания художественной картины жизни природы и человека. Изобразительно-выразительные средства в лирике | Выявлять художественно значимые изобразительновыразительные средства языка писателя (поэтичес кий словарь, тропы, поэти ческий синтаксис, фоника и др.) и определять их художественную функцию в произведении. |
|
| Н. А. Заболоцкий. «Осенние пейзажи» Картины родной природы в изображении поэта. | «Под дождем», «Осеннее утро» Картины родной природы в изображении русских поэтов. Параллелизм как средство создания художественной картины жизни природы и человека. Изобразительно-выразительные средства в лирике
| Выявлять художественно значимые изобразительновыразительные средства языка писателя (поэтичес кий словарь, тропы, поэти ческий синтаксис, фоника и др.) и определять их художественную функцию в произведении. |
|
| Н. А. Заболоцкий. «Осенние пейзажи» Изобразительно-выразительные средства а стихах.
| «Последние канны» Картины родной природы в изображении русских поэтов. Параллелизм как средство создания художественной картины жизни природы и человека. Изобразительно-выразительные средства в лирике | Выявлять художественно значимые изобразительновыразительные средства языка писателя (поэтичес кий словарь, тропы, поэти ческий синтаксис, фоника и др.) и определять их художественную функцию в произведении. |
Обзор – 2 часа + 1час углубл. изучение |
|
|
| Тема природы в русской поэзии А.К.Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…» И.А.Бунин «Лес, точно терем расписной…» Картины родной природы в изображении русских поэтов. | Картины родной природы в изображении русских поэтов. Параллелизм как средство создания художественной картины жизни природы и человека. Изобразительно-выразительные средства в лирике | Выявлять художественно значимые изобразительновыразительные средства языка писателя (поэтичес кий словарь, тропы, поэти ческий синтаксис, фоника и др.) и определять их художественную функцию в произведении. |
|
| А.А.Фет «Чудная Картина», Н.А. Заболоцкий «Гроза идет». Изобразительно-выразительные средства в лирике | Картины родной природы в изображении русских поэтов. Параллелизм как средство создания художественной картины жизни природы и человека. | Выразительно читать наизусть лирические стихотворения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. |
|
| А. К. Толстой «Край ты мой, родимый край!..»
| Картины родной природы в изображении русских поэтов. Параллелизм как средство создания художественной картины жизни природы и человека. | Выявлять художественно значимые изобразительновыразительные средства языка писателя (поэтичес кий словарь, тропы, поэти ческий синтаксис, фоника и др.) и определять их художественную функцию в произведении. |
Сведения по теории и истории литературы – 1 час + 7 часов углубл. изучения |
|
| Художественная речь | Изобразительно-выразительные средства в лирике | Выявлять художественно значимые изобразительновыразительные средства языка писателя (поэтичес кий словарь, тропы, поэти ческий синтаксис, фоника и др.) и определять их художественную функцию в произведении. |
|
| Ч.Т.Айтматова «Белый пароход». Вечные ценности в повести | Повесть - сказка Ч. Т. Айтматова. Сюжет. Композиция повести. Конфликт между добром и злом, нравственным и безнравственным отношением к природе.
| Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. |
|
| Ч.Т.Айтматов «Белый пароход». Образ мальчика, способы его создания. | Образ мальчика, способы его создания . Образы Орозкула и его жены. Бездетность как наказание. Средства выражения авторского отношения к героям. Образ деда Момуна, его неоднозначность. Пассивное добро и его последствия. Образ шофера и его роль в повести. | Характеризовать героя Формулировать вопросы по тексту произведения.
|
|
| Ч.Т.Айтматов «Белый пароход» Образ природы и его роль. | Легенда о Рогатой матери- оленихе и ее смысл.
| Составлять план, в том числе цитатный, литера турного произведения. |
|
| Ч.Т.Айтматов «Белый пароход». Смысл названия и авторская идея. | Кульминация повести и финал. Смысл названия и авторская идея. | Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. |
|
| Э.Т.А.Гофман «Щелкунчик и мышиный король». Волшебный мир Гофмана. | Волшебный мир Гофмана. Антитеза: единый мир взрослых и детей и мировосприятие Мари.
| Воспринимать текст литературного произведе ния. Выразительно читать фрагменты. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. |
|
| Э.Т.А.Гофман «Щелкунчик и мышиный король». Образы героев. | Средства создания образа девочки. Странности Мари. Неоднозначность образа Дроссельмейера — доброго волшебника, злого чудака или человека, достигшего в своем искусстве совершенства. Образы Дроссельмейера и Щелкунчика, черты сходства и различия между ними. | Характеризовать героя литературного произведения Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведения |
|
| Э.Т.А.Гофман «Щелкунчик и мышиный король». Волшебное и реальное в произведении | Конфликты, их причины и их участники. Роль названия сказки. Волшебное и реальное в произведении Гофмана. Страна Щелкунчика как романтический рай. Отношение к этой стране Мари и его причины. Идея сказки и художественные средства ее воплощения. | Характеризовать героя литературного произведения Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведения |
Русская литература XIX века (первая половина) – 5 часов |
|
|
| Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством». Картины народной жизни. | Поэтизация картин народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Описания украинского села. | Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. |
|
| Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством». Герои повести | Герои повести. Кузнец Вакула и его невеста Оксана. Фольклорные традиции в создании образов. | Характеризовать героя Формулировать вопросы по тексту произведения.
|
|
| Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством». Изображение конфликта темных и светлых сил. | Реальное и фантастическое в произведении. Сказочный характер фантастики | Составлять план, в том числе цитатный, литера турного произведения. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. |
|
| Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством». Описания Петербурга. | Описания Петербурга. | Составлять план, в том числе цитатный, литера турного произведения. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. |
|
| Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством». Характер повествования | Характер повествования. Сочетание юмора и лиризма. | Выявлять характерные темы, образы и приемы изображения человека. |
Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования – 1 час |
|
|
| Изложение эпизода из повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».
| Письменное изложение литературного текста как форма диагностики уровня письменной речевой культуры и понимания основных аспектов содержания литературного произведения. | Писать изложение на литературном материале. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ. |
Обзор – 2 часа |
|
|
| Литературная сказка А. Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» Нравственные проблемы сказки. | Сказка фольклорная и сказка литературная (авторская). Сказочные сюжеты, добрые и злые персонажи, волшебные предметы в литературной сказке. | Воспринимать текст литературного произведе ния. Выразительно читать фрагменты. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. |
|
| А. Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» Поучительный характер сказки. | Нравственные проблемы и поучительный характер литературных сказок. | Характеризовать героя литературного произведения Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведения |
|
| III триместр |
|
Русская литература XX века (первая половина) – 7 часов + 4 часа углубл. изучения |
|
|
| А.Грин «Алые паруса». Мечты и реальная действительность в повести. | Мечты и реальная действительность в повести. Воплощение мечты как сюжетный приём. | Воспринимать текст литературного произве дения. Выразительно читать фрагменты. Харак теризовать сюжет произве дения, его тематику, проблематику, идейно-эмо циональное содержание. |
|
| А.Грин «Алые паруса». История Ассоль. | Мечты и реальная действительность в повести. История Ассоль. | Характеризовать героя литературного произведения Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. |
|
| А.Грин «Алые паруса». Детство и юность Грея, его взросление и возмужание. | Живая душа Артура Грея. Детство и юность Грея, его взросление и возмужание. | Характеризовать героя литературного произве дения Формулировать вопросы по тексту произве дения. |
|
| А.Грин «Алые паруса». Встреча с волшебником как знак судьбы. | Предсказание Эгля. Встреча с волшебником как знак судьбы. | Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. |
|
| А.Грин «Алые паруса». Утверждение веры в чудо как основы жизненной позиции. | Мечты и реальная действительность в повести. Утверждение веры в чудо как основы жизненной позиции. | Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произве дения, в том числе с исполь зованием цитирования. |
|
| А.Грин «Алые паруса». Символические образы моря, солнца, корабля, паруса. | Символические образы моря, солнца, корабля, паруса. | Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произве дения, в том числе с исполь зованием цитирования. |
|
| А.Грин «Алые паруса». Художественный мир А.Грина. | Мечты и реальная действительность в повести. Алые паруса как образ мечты. | Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя. Делать выводы об особенностях художествен ного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведения |
|
| Е.Л. Шварц «Обыкновенное чудо». Сюжет, смысл названия, конфликты в пьесе-сказке | Спектакль. Пьеса. Драма. Необычность названия пьесы Е. Л. Шварца. Волшебное и обыденное и их противостояние. Столкновение разных мироотношений и представлений о счастье как основа конфликта. | Воспринимать текст литературного произве дения. Выразительно читать фрагменты. Харак теризовать сюжет произве дения, его тематику, проблематику, идейно-эмо циональное содержание. |
|
| Е.Л.Шварц «Обыкновенное чудо». Образы Медведя и Принцессы | Способы создания образа персонажа в драме. Авторское отношение к героям и их поступкам. | Характеризовать героя литературного произведения Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. |
|
| Е.Л.Шварц «Обыкновенное чудо». Причины конфликта героев и его преодоление | Вариации на тему любви и их роль в пьесе. Любовь как величайшее чудо и испытание человека, причины конфликта героев и его преодоление. | Характеризовать героя литературного произве дения Формулировать вопросы по тексту произве дения. |
|
| Е.Л.Шварц «Обыкновенное чудо». Смешное и грустное в пьесе. | Смешное и грустное в пьесе. | Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя. Делать выводы об особенностях художествен ного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведения |
Русская литература XIX века (первая половина) – 1 час + 3 часа углубл. изучения |
|
|
| А.С. Пушкин «И..И.Пущину» Жизненная основа стихотво рения. | Многообразие тем, жанров, мотивов лирики Пушкина. Дружба в жизни поэта. Лицейские друзья. Встреча опального поэта с другом в Михайловском. Дружеское послание как жанр лирики. | Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фраг менты. Выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка писателя (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определять их художественную функцию в произведении. |
|
| А.С. Пушкин И.И.Пущину». Мотив дружбы в стихотворе нии | Мотивы дружбы, прочного союза друзей в стихотворении. | Выразительно читать наизусть лирические стихотворения |
|
| А. С. Пушкин. «Выстрел» События и композиция повести. | События и композиция повести.
| Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. |
|
| А. С. Пушкин. «Выстрел» Образы графа и Сильвио. | Антитеза образов графа и Сильвио. Причины конфликта между Сильвио и графом. Отложенная и возобновленная дуэль с точки зрения дуэльного кодекса и человеческих отношений. Цель Сильвио и способ ее достижения. Средства создания образов персонажей. | Характеризовать героя. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. |
|
| А. С. Пушкин. «Выстрел» Авторское отношение к событиям и героям. | Роль портретов героев в повести. Авторское отношение к событиям и героям и средства его выражения. Лаконизм языка и динамика действия как особенности пушкинской прозы. | Характеризовать героя. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. |
Русская литература XX века (первая половина) – 2 часа |
|
|
| В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Одиночество лирического героя, его противопоставле ние толпе обывателей. | Словотворчество и яркая метафоричность ранней лирики Маяковского. Одиночество лирического героя, его противопос тав ление толпе обывателей. | Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фраг менты. |
|
| В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Гуманистический пафос стихотворения | Гуманистический пафос стихотворения. Своеобразие ритмики и рифмы. | Выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка писателя (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определять их художественную функцию в произведении. |
Русская литература XX века (вторая половина) – 5 часов |
|
|
| В.Г. Распутин «Уроки французского». Изображение трудностей послевоенного времени. | Изображение трудностей послевоенного времени. События, рассказанные от лица мальчика, и авторские оценки. | Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. |
Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования – 1 час |
|
|
| Изложение эпизода из рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского».
| Письменное изложение литературного текста как форма диагностики уровня письменной речевой культуры и понимания основных аспектов содержания литературного произведения. | Писать изложение на литературном материале. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ. |
|
| В.Г. Распутин «Уроки французского». Характер главного героя. | Изображение трудностей послевоенного времени. Мужество ребенка в борьбе за жизнь. | Характеризовать героя. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. |
|
| В.Г. Распутин «Уроки французского». Образы детей в изображении писателя. | События, рассказанные от лица мальчика, и авторские оценки. Образы детей в изображении писателя. | Характеризовать героя. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. |
|
| В.Г. Распутин «Уроки французского». Образ учительницы как символ человеческой отзывчивости | События, рассказанные от лица мальчика, и авторские оценки. Образ учительницы как символ человеческой отзывчивости | Характеризовать героя. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. |
|
| В.Г. Распутин «Уроки французского». Нравственная проблематика произведения. | Нравственная проблематика произведения. | Выявлять характерные для произведений русской литературы второй половины XX в. темы, образы и приемы изображения человека. Характеризовать тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.произведения. |
Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования – 1 час |
|
|
| Аудиторное сочинение по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского». | Письменное высказывание на литературную тему как форма диагностики уровня письменной речевой культуры. | Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ. |
Обзор – 15 часов + 5 часов углубл. изучения |
|
|
| Жанр баллады В.Скотт «Клятва Мойны» Своеобразие балладного сюжета. | История жанра баллады. Жанровые признаки. Своеобразие балладного сюжета. Особая атмосфера таинственного, страшного, сверхъестественного в балладе. | Воспринимать текст литературного произве дения. Выразительно читать фрагменты. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. |
|
| Жанр новеллы. П.Мериме «Видение Карла XI» Сюжет, герои новеллы. | История жанра новеллы. Жанровые признаки. Особая роль необычного сюжета, острого конфликта, драматизма действия в новелле. | Характеризовать сюжет произведения, его тема тику, проблематику. Харак теризовать героя литератур ного произведения |
|
| П.Мериме «Видение Карла XI» Конфликт в новелле. | Особая роль острого конфликта, драматизма действия в новелле. | Формулировать вопросы по тексту произведения. Да вать устный или письмен ный ответ на вопрос по тек сту произведения, в том числе с использованием цитирования. |
|
| П.Мериме «Видение Карла XI».Особенности композиции новеллы. | Особенности композиции новеллы. | Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. |
|
| П. Мериме «Маттео Фальконе» Сюжет, композиция и конфликт новеллы. | Новелла Мериме «Маттео Фальконе», ее композиция и конфликт. Роль вступления. | Воспринимать текст литературного произве дения. Выразительно читать фрагменты. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. |
|
| П. Мериме «Маттео Фальконе» Образ Маттео Фальконе | Портрет Маттео Фальконе, история его женитьбы и проявление авторского отношения к герою во вступлении. Отношение к Маттео корсиканцев. | Характеризовать сюжет произведения, его тема тику,проблематику. Хара ктеризовать героя лите ратурного произведения |
|
| П. Мериме «Маттео Фальконе» История предательства | История предательства и отношение к ней разных персонажей новеллы. Искушение, которое не может победить Фортунато. Представление Маттео о чести и справедливости. Неоднозначность образа Маттео и неоднозначность читательского отношения к его финальному поступку. Причины отказа Мериме от заключения и выводов. | Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письмен ный ответ на вопрос по тек сту произведения, в том числе с использованием цитирования. |
|
| П. Мериме «Маттео Фальконе» Художественные особенности новеллы
| Лаконизм повествования и динамика действия. Сопоставление стиля Мериме с особенностями стиля Пушкина в повести «Выстрел». | Давать устный или письмен ный ответ на вопрос по тек сту произведения, в том числе с использованием цитирования. |
|
| Э.А.По Новелла «Низвержение в Маль-стрем» Сюжет новеллы. | Жанровые признаки. Особая роль необычного сюжета, острого конфликта, драматизма действия в новелле. Строгость её построения. | Воспринимать текст литературного произве дения. Выразительно читать фрагменты. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. |
|
| Э.А.По Новелла «Низвержение в Маль-стрем» Характеры героев. | Характеры героев. Поступки и обстоятельства, нравственные проблемы. | Характеризовать героя литературного произведе ния. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику. |
|
| Э.А.По Новелла «Низвержение в Маль-стрем» Художественные особенности новеллы
| Жанровые признаки. Особая роль необычного сюжета, острого конфликта, драматизма действия в новелле. Строгость её построения. Образы персолнажей. | Давать устный или письмен ный ответ на вопрос по тек сту произведения, в том числе с использованием цитирования. |
|
| Тема детства в русской и зарубежной литературе А.П.Чехов «Мальчики» Образы детей в произведении | Образы детей в произведениях, созданных для взрослых и детей. Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых. | Воспринимать текст литературного произве дения. Выразительно читать фрагменты. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. |
|
| А.П.Чехов «Мальчики» Серьёзное и смешное в окружающем мире и в детском восприятии. | Серьёзное и смешное в окружающем мире и в детском восприятии. | Характеризовать сюжет произведения, его тема тику, проблематику. Харак теризовать героя литератур ного произведения |
|
| Русские и зарубежные писатели о животных Ю.П.Казаков «Арктур – гончий пес» Сюжет. Образ животного в рассказе | Образы животных в произведениях художественной литературы. Нравственные проблемы в произведениях о животных. Животные в жизни и творчестве писателей-анималистов. | Воспринимать текст литературного произве дения. Выразительно читать фрагменты. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. |
|
| Ю.П.Казаков «Арктур – гончий пес» Нравственные проблемы в произведении | Нравственные проблемы в произведении | Характеризовать сюжет произведения, его тема тику, проблематику. Харак теризовать героя литератур ного произведения |
|
| Э.Сетон-Томпсон «Королевская аналостанка» Сюжет. Образ животного в рассказе | Животные в жизни и творчестве писателей-анималистов. Образы животных в произведениях художественной литературы. | Воспринимать текст литературного произве дения. Выразительно читать фрагменты. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. |
|
| Э.Сетон-Томпсон «Королевская аналостанка» Взаимоотношения человека и животного в рассказе. | Взаимоотношения человека и животного в рассказе. | Характеризовать сюжет произведения, его тема тику, проблематику. Харак теризовать героя литератур ного произведения |
|
| Э.Сетон-Томпсон «Королевская аналостанка» Нравственные проблемы в произведении | Нравственные проблемы в произведениях о животных. | Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. |
|
| Военная тема в русской литературе А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста» Идейно-эмоциональное содержание произведения. | Идейно-эмоциональное содержание произведений, посвящённых военной теме. Образы русских солдат. Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. | Характеризовать тематику произведения, его пробле матику, идейно-эмоциональ ное содержание. |
|
| А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста» Образ ребенка в произведениях о Великой Отечественной войне. |
| Характеризовать сюжет произведения, его тема тику, проблематику. Харак теризовать героя литератур ного произведения |
Зарубежная литература – 2 часа |
|
|
| А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» Образы повествователя и Маленького принца. | Непонятный мир взрослых, чуждый ребёнку. | Воспринимать текст литературного произве дения. Выразительно читать фрагменты. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. |
|
| А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» Нравственная проблематика сказки. | Нравственная проблематика сказки. Мечта о разумно устроенном, красивом и справедливом мире. | Характеризовать сюжет произведения, его тема тику, проблематику. Харак теризовать героя литератур ного произведения |
Сведения по теории и истории литературы – 1 час |
|
|
| Художественный вымысел. Правдоподобие и фантастика. | Художественный вымысел. Правдоподобие и фантастика Рекомендации для чтения летом. | Воспринимать художественную условность как специфическую характеристику искусства в различных формах - от правдоподобия до фантастики. |