Внеклассное чтение. Карнавал любимых сказок
методическая разработка по литературе (5 класс)

Кузьмина Елена Александровна

Технологическая карта  к уроку литературы в 5 классе по программе И.Н. Сухих

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы в 5 классе.

УМК:  Литература. Под редакцией И.Н.Сухих, часть 1.        

Тема:  Карнавал любимых сказок

Тип: урок обобщения и систематизации знаний

Задачи:

  • Обобщить знания учащихся по теме «Мир человека и его изображение в фольклоре»
  • воспитывать интерес к фольклору своего народа

Планируемые результаты

Предметные:

  • повторить жанровые особенности  сказок;
  • повторить сюжеты русских народных сказок

Метапредметные (УУД):

регулятивные

  •  осуществлять взаимооценку и самооценку учебной деятельности;

познавательные

  • анализировать и извлекать необходимую информацию;
  • точно и грамотно излагать свои мысли;

 коммуникативные

  • аргументировать свою точку зрения, опираясь на прочитанный текст

Личностные:

  • пополнять словарный запас;
  •  формировать способность к самооценке

  1. Ресурсы урока: учебник И.Н.Сухих, часть 1, видеофильм «Сказки гуляют по свету» (https://www.youtube.com/watch?v=8PfyS8t_jVw),  раздаточный материал: текст песни «Сказки гуляют по свету», телеграммы героев сказок,  презентация ()

Ход урока

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности обучающихся:

Актуализация необходимых знаний

  • Объявляет тему урока
  • Проводит опрос  «Жанры фольклора»
  • Предлагает посмотреть видеофильм «Сказки гуляют по свету» (https://www.youtube.com/watch?v=8PfyS8t_jVw)  
  • Предлагает распределить героев сказок из песни «Сказки гуляют по свету» на группы
  • Записывают тему урока в тетрадь
  • Называют жанры фольклора

  • Выполняют задание самостоятельно, потом озвучивают и поясняют распределение героев по группам

Обобщение  единичных знаний в систему

  • Предлагает ответить на вопросы
  • 1) К какому типу будут относиться сказки, в которых действующими лицами будут Кощей, Змей Горыныч, Сивка-Бурка, Василиса Прекрасная?
  • 2) Какие еще типы сказок существуют?
  • Предлагает ответить на вопросы по теме «Виды сказок»  (вопросы даны в презентации)

  1. В  этих сказках говорится о бедных и богатых, о том, как простой крестьянин, солдат или крестьянская девушка оказывается умнее попа, купца, царских придворных и

 самого царя.

  1. Герои сказок поднимаются выше туч, попадают в подземное царство, достают мёртвую и живую воду, побеждают смерть.
  2. Самый древний вид  русских сказок. За образами героев скрываются разные люди.
  3. Обычно эти сказки начинаются так: «В некотором царстве, в некотором государстве…»
  4. В сказках высмеиваются недостатки людей: жадность, жестокость, глупость и другие.
  5. В этих сказках используются постоянные эпитеты: девица красная,  лес дремучий,  молодец добрый,  меч острый.

  • Предлагает проверить ответы, посчитать количество правильных ответов
  • Предлагает проверить домашнее задание к уроку

(написать перепутанную сказку) следующим образом: написать на листочках название сказок, сдать учителю, учитель озвучивает названия сказок.

  • Предлагает сделать вывод, какие сказки в классе являются самыми любимыми

  • Предлагает  выполнить задание «Угадай сказку по содержанию» (названия сказок пишут в тетради)

  1. В какой сказке слеза  помогла  герою  вернуть

память? («Перышко Финиста – ясна сокола»)

  1. В какой сказке говорится  про уникальное в своем

роде спортивное состязание  по прыжкам в высоту

среди лиц мужского пола, победителя которого ожидал ценный приз – поцелуй царевны и женитьба на ней? («Сивка Бурка»)

  1. В какой сказке говорится про то, как заяц стал

бездомным, а  плутовка завладела всем заячьим имуществом, и только вмешательство третьего лица помогло восстановить справедливость? («Заячья избушка»)

  1. В какой сказке говорится о хорошем  урожае,

который  собрали  без помощи техники большим количеством рук (лап)? («Репка»)

  • Предлагает проверить задание.

  • Предлагает выполнить задание «Телеграммы» (раздает учащимся листочки с текстом телеграмм)

Мы знаем, что то, о чем читаем в сказках быть не может. Животные не могут говорить, смерть Кощея находится на кончике иглы, перышко превращается в молодца и т.д. также не может быть того, чтобы герои отправили кому-то телеграмму. Мы же себе можем представить, что сказочные герои действительно телеграммы отправили. В телеграмме короткий текст, но вы должны определить,  герой какой сказки ее написал. Но сначала телеграмму надо получить.

  • Проводит  физминутку «Передай телеграмму» (встать

с мест, повернуться вправо, повернуться через левое плечо лицом к участнику, стоящему сзади, передать телеграммы, одну оставить себе, через правое плечо повернуться лицом к доске и сесть, телеграммы не открывать)

  • Предлагает выполнить задание
  1.  Тексты телеграмм.
  2. 1) Все закончилось благополучно, только мой хвост остался в проруби (Волк, «Лисичка-сестричка и волк»)
  3. 2) Дорогие бабушка и дедушка, не волнуйтесь. Я придумала, как обмануть медведя. Скоро буду дома. (Маша, «Маша и медведь»)
  4. 3) Помогите, наш дом сломан, но сами целы  (звери, «Теремок»)
  5. 4) Отец, моя стрела в болоте. Женюсь на лягушке (Иван-царевич, «Царевна-лягушка»)
  6. 5) Хозяйка, сестру и брата не догнали. Возвращаемся.  ( Гуси-лебеди,  «Гуси-лебеди»)

  • Предлагает проверить задание (текст телеграмм появляется на слайде)

  • Предлагает выполнить задание «Что за названия?»

Вспомнить правильные названия сказок.

  1. «По собачьему веленью». («По щучьему веленью»)
  2. «Лапша из топора». («Каша из топора»)
  3. «Бегунок»  («Колобок»)
  4. «Глупая девочка» («Мудрая дева»)
  5. «Иван Ершович» («Иван Быкович»)

  • Предлагает проверить задание (правильные названия сказок появляются на слайде)
  • Отвечают на вопросы учителя

  • Отвечают на вопросы письменно в тетради
  • Озвучивают ответы

  •  На  полях после проверки записывают количество верно данных ответов
  • Пишут названия сказок на листочках, сдают их учителю, после того как учитель озвучивает названия сказок, определяют, к какому типу они относятся.

  • Делают вывод

  • В тетради пишут название задания «Угадай сказку». Выполняют задание.

 

  • Проверяют задание. считают  количество данных верно ответов на полях тетради.

  • Участвуют в физминутке.

  • Записывают название задания. Выполняют задание

  • Учащиеся озвучивают текст телеграммы и отвечают на вопрос, герой какой сказки ее написал. Записывают количество правильных ответов на полях тетради

  • Записывают название задания. Выполняют задание.

  • Проверяют задание. Записывают количество правильных ответов на полях тетради

Подведение  итогов

  • Предлагает посчитать количество правильно данных на задания ответов и ответить себе на вопрос, насколько хорошо знают сказки

18 – 20 ответов – отлично знаете сказки

14 – 17 ответов – хорошо знаете сказки

10 – 13 ответов -  сказки надо знать лучше

  • Считают количество правильно данных ответов на задания. Делают вывод.

Рефлексия учебной деятельности

  • Предлагает учащимся закончить 1 из предложений:
  1.   Русская сказка учит человека …
  2. Я люблю русские сказки, потому что…

  • Учащиеся выполняют задание.

Комментирование домашнего задания

  • Ответить на вопрос: «Куда  возвращается герой после всех испытаний в волшебной сказке?»
  • Стр. 80 – 81 подробный пересказ
  • Записывают домашнее задание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

https://www.youtube.com/watch?v=8PfyS8t_jVw

Слайд 2

1. В этих сказках говорится о бедных и богатых, о том, как простой крестьянин, солдат или крестьянская девушка оказывается умнее попа, купца, царских придворных и самого царя.

Слайд 3

2. Герои сказок поднимаются выше туч, попадают в подземное царство, достают мёртвую и живую воду, побеждают смерть.

Слайд 4

3. Самый древний вид русских сказок. За образами героев скрываются разные люди.

Слайд 5

4. Обычно эти сказки начинаются так: «В некотором царстве, в некотором государстве…»

Слайд 6

5. В сказках высмеиваются недостатки людей: жадность, жестокость, глупость и другие.

Слайд 7

6.В этих сказках используются постоянные эпитеты: девица красная, лес дремучий, молодец добрый, меч острый.

Слайд 8

Угадайте сказку!

Слайд 9

В какой сказке слеза помогла герою вернуть память?

Слайд 10

2. В какой сказке говорится про уникальное в своем роде спортивное состязание по прыжкам в высоту среди лиц мужского пола, победителя которого ожидал ценный приз – поцелуй царевны и женитьба на ней?

Слайд 11

3. В какой сказке говорится про то, как заяц стал бездомным, а плутовка завладела всем заячьим имуществом, и только вмешательство третьего лица помогло восстановить справедливость?

Слайд 12

4. В какой сказке говорится о хорошем урожае, который собрали без помощи техники большим количеством рук(лап)?

Слайд 13

Ответы 1 4 3 2

Слайд 14

Телеграммы

Слайд 15

1. Все закончилось благополучно, только мой хвост остался в проруби.

Слайд 16

2. Дорогие бабушка и дедушка, не волнуйтесь. Я придумала, как обмануть медведя. Скоро буду дома.

Слайд 17

3. Помогите, наш дом сломан, но сами целы.

Слайд 18

4. Отец, моя стрела в болоте. Женюсь на лягушке.

Слайд 19

5. Хозяйка, сестру и брата не догнали. Возвращаемся.

Слайд 20

Что за названия?

Слайд 21

1.«По собачьему веленью» 2. «Лапша из топора» 3. «Бегунок» 4. «Глупая девочка» 5. «Иван Ершович »

Слайд 22

«По щучьему веленью»

Слайд 23

«Каша из топора»

Слайд 24

«Колобок»

Слайд 25

«Мудрая дева»

Слайд 26

«Иван Быкович »

Слайд 28

Русская сказка учит человека … Я люблю русские сказки, потому что…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

По страницам любимых сказок

Внеклассное мероприятие. Командная игра. Формируются 2 команды. Они по очереди выбирают любой вопрос из любой темы и отвечают на него. За правильный ответ 2 балла, если не ответили можно передать слов...

Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина в 5 классе по теме “Мои любимые сказки А. С. Пушкина”

Обобщение и дополнение знаний учащихся, которые пятиклассники получили на уроках литературы по творчеству А.С. Пушкина....

Игра "Поле чудес" на тему "Герои любимых сказок" (6 класс)

Вы знаете, как по-английски будет Золушка, Дюймовочка или Красная шапочка? Тогда давайте поиграем! Игра для 6 класса. Если вы работаете по УМК Spotlight, то лучше после модуля 7с....

Урок внеклассного чтения в 6-ом классе по теме: «Мои любимые сказки А.С.Пушкина».

Обобщение и углубление изученного по творчеству А.С.Пушкина; проверка знания текста, оценка знаний обучающихся, воспитанников с биографией и сказками А.С.Пушкина....

Урока внеклассного чтения в 7 классе « Сравнительный анализ литературной сказки П. Бажова и русских народных сказок»

В материале представлен урок по внеклассному чтению, где показаны сходства и отличия литературной и народных сказок....

внеклассное мероприятие тема «Герои любимых сказок».

вспомнить сказки, развить познавательный интерес к чтению, фантазию, воображение, внимание, мышление, художественный вкус; формировать дружеские отношения внутри коллектива. создать положительну...