Разработка занятия "Внеклассное чтение. Мир сказок"
план-конспект на тему
Разработка занятия для 1 класса
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГБОУ КК специальная (коррекционная) школа №22
г. Армавира
Обобщающий урок внеклассного чтения
с элементами интеграции
по музыке и ритмике:
«Мир сказок».
Учитель начальных классов
Эмирова Н.Ю.
Обобщающий урок внеклассного чтения с элементами интеграции по музыке и ритмике.
Тема: « Мир сказок ».
Актуальность:
Уроки внеклассного чтения способствуют:
- развитию интереса учащихся к чтению книг, журналов;
- учат запоминанию и правильному называнию заглавия прочитанной книги и ее автора;
- учат детей отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, связному рассказу отдельных эпизодов из прочитанных произведений.
Цели: обобщить знания учащихся о произведениях устного народного творчества в обработке русских писателей.
Задачи:
- . Дидактическая (общеобразовательная):
- развивать читательский интерес;
- расширять знания учащихся о богатстве устного народного творчества;
- учить детей эмоциональному, выразительному чтению.
- Воспитательная:
- воспитывать бережное отношение к книгам, доброе, терпимое отношение к людям.
- Коррекционно - развивающая:
- развивать слуховое восприятие и эмоциональную отзывчивость;
- корригировать исправление недостатков общей и речевой моторики.
Используемые ресурсы:
1.Технологии развития критического мышления. ( Создаются условия для творческой самореализации учащихся.) Используются следующие приёмы: рефлексивные вопросы: «Угадай». Эти технологии способствуют активизации мышления, повышают мотивацию, дети учатся критически относиться к своим действиям.
2. Технологии группового обучения. ( Дети инсценируют сказку, работая в группе по 4 человека. Развиваются коммуникативные свойства личности: навыки общения.)
3. Личностно – ориентированные технологии. ( Создаётся положительный эмоциональный настрой на работу всех учащихся, обсуждается в конце урока то, что понравилось и почему, дается разноуровневое домашнее задание. Все эти моменты способствуют личностному росту ребёнка).
4. Здоровьесберегающие технологии.( Используются на уроке различные виды деятельности, чередующиеся каждые 10 минут. Используются методы, способствующие активизации, методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки). Используется гимнастика для губ и языка. Все эти приемы снимают общее и локальное утомление).
5. Технология использования в обучении игровых методов. (На урок приходит гость из сказки, приносит сказочные предметы. Игра должна вызвать у детей радостное рабочее настроение).
6. Электронные образовательные ресурсы и ИКТ:
- Видеурок. ( Физкультминутка для губ и язычка – Интернет-ресурс)
- Слайдовая презентация.
- Музыкальные отрывки из мультфильмов. (Интернет-ресурс)
- «Песня о сказках». ( Интернет-ресурс).
- Музыка природы (шум моря). (Интернет- ресурс).
Оборудование:
Магнитофон, телевизор с видеомагнитофоном, видеокасеты, аудиокасеты, плакаты, рыболовная сеть, сапоги, 2 ведра, 2 мяча, кегли.
УУД, формируемые на уроке:
Регулятивные: учить понимать роль в учебном сотрудничестве, осуществлять самоконтроль, формировать умение слушать и корректно оценивать ответы одноклассников, работать по плану, соотносить то, что уже известно, и то, что ещё неизвестно, формировать умение принимать и сохранять цель и учебные задачи и следовать им в учебной деятельности.
Познавательные: развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы, , находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.
Коммуникативные: учить договариваться, приходить к общему решению при работе в группе, строить монологические высказывания, оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание.
Личностные: развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, формировать адекватную самооценку , формировать чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой, формировать установку на здоровый образ жизни, развивать сопереживание, эмоционально – нравственную отзывчивость.
Ожидаемые результаты:
Предметные:
- продолжить работу по формированию читательских умений,
-продолжить развитие общего и литературного образования,
-формировать понятие о нравственности,
-способствовать обогащению словаря учащихся,
- развивать речевые умения ,
- развивать творческие способности,
- воспитывать у учащихся радость от процесса творчества .
Технологическая карта урока по теме: «Мир сказок».
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Цель: эмоциональный настрой класса, позволяющий положительному восприятию информации на уроке.
Цель: мотивация обучающихся к изучению объявленной темы. УУД: личностные - проявление интереса к теме урока, удовлетворённость работой на уроке; регулятивные -умение работать по предложенному плану, оценивать уровень своих первоначальных знаний. познавательные -развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью.
Цель: учить проводить анализ художественного произведения для более глубокого понимания идейного содержания сказки. УУД: личностные: - проявление интереса к предложенным формам работы, - развитие навыков сотрудничества со сверстниками, - творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий, - формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с отечественной художественной культурой; коммуникативные: -проявлять активность в деятельности, - формировать понимание возможности различных позиций и точек зрения, - учёт разных мнений и умение обосновать собственное, - умение договариваться, находить общее решение, - развитие способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу; регулятивные: -выделение и осознание того, что уже освоено и что ещё нужно освоить, - формирование волевой саморегуляции как способность к мобилизации сил и энергии; познавательные: - анализ объектов с целью выделения признаков, - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера, - сравнивать и группировать произведения, - преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Цель: подготовка речевого аппарата к речевой деятельности, коррекция звукопроизношения. УУД: личностные: - установка на здоровый образ жизни. Цель: коррекция общей и речевой моторики. УУД: коммуникативные: -договариваться и проходить к общему решению в совместной деятельности, - контролировать действия партнера.
Цель: учить школьников соотносить полученный результат с поставленной целью и оценивать результат своей деятельности. УУД: личностные: - формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия. VII. Домашнее задание ( дифференцированное). VIII. Итог урока. | - Здравствуйте, ребята. - Нам на уроке будет помогать учитель музыки и ритмики – Елена Александровна. - Давайте поприветствуем друг друга. Повернитесь к своему соседу по парте и подарите ему улыбку. - Наш сегодняшний урок по внеклассному чтению мы посвятим самому удивительному и увлекательному миру… (Звучит музыка: «Песня о сказках», 1 куплет). У сказки чистая душа, Как ручеёк лесной. Она приходит не спеша В прохладный час ночной. Родной народ её творец, Народ - хитрец, народ мудрец, В неё мечту свою вложи В нее мечту свою вложил, Как золото в ларец. - Ребята, вы догадались чему сегодня будет посвящен наш урок? Волшебному и удивительному миру … - Сказка родилась давно, прежде чем человек научился читать и писать. Сказки сочиняли народные мечтатели и рассказывали их родным и друзьям, а те передавали сказки дальше. И шагала она по свету из уст в уста, яркая, умная, весёлая. - В сказках отразилась вера человека в победу добра над злом, в силу любви и дружбы, мечты о сильном и умном защитнике, о счастливой жизни людей. Слушать сказки любили -Слушать сказки любили многие известные писатели: А.С.Пушкин, Л.H. Толстой, Г.Х.Андерсен, Братья Грим, Шарль Перро и другие. - Они записывали услышанные сказки, а потом сочиняли свои. Поэтому сейчас мы имеем возможность читать не только народные сказки, но и сказки, созданные выдающимся писателями. Эти сказки называются...
(Звучит музыка «Шум моря») Уч-ль: Как взмолятся золотые рыбки. Голосом молвят человечьим. Уч-ль: Удивился старик, испугался: И сказал им ласковое слово: - Ребята, давайте поможем рыбкам выполнить желания рыбака. (Учитель берёт первую рыбку и читает задание.) -Кто на уроке будет внимательным и будет хорошо работать, тому рыбки оставят небольшие сюрпризы, которые вы получите в конце урока. 1 задание. «Отгадайте название сказки, по которой поставлен м/ф и назовите автора сказки.» - Рыбка очень просит вас, ребята, чтобы вы внимательно просмотрели отрывки из м/ф, которые поставлены по мотивам сказок. (Просмотр отрывков из м/ф.)
(Шум моря.) - Задание для второй рыбки пойдёт прочитает ...(учитель называет имя учащегося).
-Ребята, рыбак приготовил загадки. А загадки хранят в себе морские ракушки. Вот они! (учитель показывает морские ракушки). - Но рыбак очень хочет, чтобы загадки читали вы, а он послушает, как вы умеете читать.
- Молодцы, ребята, и со вторым заданием справились. - Рыбак, ты отпустишь вторую рыбку? ( Шум моря.) - Дети, все вы любите петь? Знаете много песен? Сказочные герои тоже любят петь. (Учитель берёт третью рыбку и читает задание). 3задание. «Сейчас прозвучат некоторые песни из любимых вами м/ф. Их исполняют сказочные герои. Вам нужно отгадать названия сказок и назвать автора.» (Звучат песни: Красной Шапочки Ш.Перо, Бременских музыкантов Б.Грим, Буратино Л.H.Толстой) - Я считаю, что рыбка очень рада, что вы, ребята, так хорошо знаете песни из сказок. Учитель: А эту рыбку, ты рыбак, выпустишь гулять на просторе? (Шум моря. Звучит взволнованная музыка.) - Взволновалось синее море. Так и вздулись сердитые волны, Так и ходят, так воем и воют. 4 задание. - Надо помочь рыбке, развлечь старуху. Ребята, хотите поиграть! Конкурсы.
( Одна нога в ведре. Одной рукой придерживать ведро, а в другой руке держать веник. Нужно пройти дистанцию.)
(Прокатить мяч между кеглями.) - А пятой рыбке поможет учитель музыки и ритмики Елена Александровна. 5 задание. «Жестами показать сказку». Е.А.: - Ребята, мысленно перенесёмся в сказку А.С.Пушкина «О царе Салтане, о сыне его славном князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». - Закройте на секунду глаза и представьте берег моря... Итак, Под музыку Сен-Санса «Лебедь» будем красиво и выразительно выполнять ритмические движения. (Звучит музыка). -Ветер по морю гуляет (взмах руками над головой) И кораблик подгоняет; (волнообразные движения) Он бежит себе в волнах На поднятых парусах… Там – поверх текучих вод Лебедь белая плывет! (изобразить фигуру лебедя) То взмахнёт она крылами, (взмахи руками поочерёдно) Проснётся над волнами; (одновременные взмахи) Повернёт то вправо, влево (движения рук влево, вправо) И сама-то величава, (движения рук вперёд, назад) А как речь-то говорит, Будто реченька журчит: (повороты кистями) «Ты волна, моя волна, Ты гульлива и вольна; (волнообразные движения) Плещешь ты куда захочешь, Ты морские камни точишь(движения по часовой стрелке слева направо и наоборот) Топишь берег ты земли, Подымаешь корабли », (руки вверх) Твои рыбки в пене -моря (показ рыбок) Так резвятся на просторе! Поплывём по океану (Изображением качку на море) К славному царю Салтану. - И последнее задание - самое сложное. Но мы должны справиться с ним и тогда последняя рыбка будет выпущена на волю. 6 задание: «Инсценировать отрывок из сказки». - Ну, что, ребят, вы готовы помочь 6 рыбке? - Молодцы, ребята! Все наши рыбки выпущены на волю. Они вам оставили небольшие сувениры в знак своей благодарности. ( Учитель раздаёт сувениры). - Молодцы, ребята. Вы справились со всеми заданиями. - С каким настроением вы заканчиваете урок? - Почему? За что бы вы похвалили себя? Что было трудным, а что легко удавалось? - Кто считает, что очень хорошо работал на уроке, может подойти и сорвать аленький цветочек – символ настоящей любви. - Выберите, какое бы домашнее задание вы хотели получить: * нарисовать любого героя; * написать любому герою письмо. - Вот и подошёл к концу наш урок внеклассного чтения, посвящённый миру сказок. - Нет сомнения, что чтение сказок доставляет нам много счастливых минут. Как на крыльях, они уносят нас в воображаемый мир, не раз заставляя удивляться богатству выдумке автора. -Сказки- умное чудо, «чудо чудное», «диво дивное». Так говорят сказочники о своих творениях. - Сказки помогают нам подружиться с книгами. А книги в свою очередь открывают дверь в увлекательный, чарующий, волшебный мир. «Книга - это друг, советчик. Это источник многих добрых мыслей, чувств, знаний». И завершим мы наш урок песней «О книге». Нам увлекательно с книгой весёлой, Она скучать не даёт никогда. Читают книги большие города. * * * * * Нам книга стать помогает умнее, Она, как друг, за собою ведёт. И тот, кто с книгой по жизни шагает, Тот никогда и нигде не пропадет. | Дети здороваются. Дети улыбаются своему соседу по парте. …сказок. … авторскими. - «Сказка о рыбаке и рыбке». - А.С. Пушкин. Дети: Жил старик со старухой У самого синего моря. Старик ловил неводом рыбу. Раз он в море закинул невод, Пришёл невод с одною тиной. Он в другой раз закинул невод, Пришёл невод с травой морскою. В третий раз закинул он невод, Пришёл невод с одною рыбкой. Рыбак: Да не с одною, А с целою семьёю. Рыбки: Отпусти, ты нас в море! Рыбак: Выполните желание моё, да не одно, Отпущу вас в синее море, Гуляйте себе на просторе. Учащиеся отгадывают названия сказок. Рыбак отпускает рыбку в море. Ученик читает 2 задание. Далее дети читают и отгадывают загадки о сказочных героях. Рыбак: Да! Рыбак выпускает вторую рыбку. Учащиеся отгадывают названия сказок и называют автора. Рыбак: Да, отпускаю! Плыви! Рыбак(берёт 4 рыбку и хватается за голову): - Вот вздурилась моя старуха, Не даёт старику мне покоя. Говорит, хочу быть владычицей морскою, Чтоб развлекала меня рыбка игрою И была б у меня на посылках. Все дети участвуют в командных играх. (Рыбак выпускает 4 рыбку) Дети повторяют движения за учителем. (Дети инсценируют отрывок из сказки Милна «Приключения Винни Пуха»). Дети слушают и подпевают песню. |
Приложение.
Загадки о сказочных героях.
1. Красна девица - грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слёзы льёт бедняжка.
- А дорога - далека,
А корзинка - нелегка,
Сесть бы на пенёк,
Съесть бы пирожок.
- Ах-ты, Петя - простота,
Схлопотал немножко,
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.(«Петушок - золотой гребешок»)
- Нет ни речки, ни пруда,
Где воды напиться?
Очень вкусная вода-
В ямке от копытца. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
- Я от бабушки ушёл,
Я от дедушки ушёл,
Отгадайте без подсказки
Из какой ушёл я сказки?(«Колобок)
- Лечит он больных зверей,
Он известен, знаменит.
Добрый доктор.... («Айболит» К.Чуковский)
- Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше лепестка.
Кто читал такую книжку,
Знает девочку - малышку? («Дюймовочка», Г.Х.Андерсен.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока чтения "М.Ю.Лермонтов. Стихотворение “Бородино”
Урок чтения в 7 классе коррекционной школы VIII вида....
Игра - конкурс по чтению "Знатоки сказок".
Игра - конкурс проходит по русским народным сказкам, сказкам А.С. Пушкина, стихам С.В. Михалкова, С.Я. Маршака, К.И. Чуковского и других....
Разработка урока чтения во 2 классе коррекционной школы VIII вида.
Материал содержит конспект урока чтения во 2 классе коррекционной школы для детей с ОВЗ с частичным иллюстративным оборудованием....
Разработка урока "Чтение графика функции"
ТЕМА «ЧТЕНИЕ ГРАФИКА ПРОИЗВОДНОЙ ФУНКЦИИ» Цель урока: формирование умений и навыков по определению свойств производной по графику функции, свойств функции по графику производной, сопо...
Методическая разработка по физике: «Применение сказок на уроках физики» (для 7-8 классов)
Пояснительная записка Сказки помогают принести в уроки физики элемент занимательности. Они делают материал для учеников ближе и понятнее: ведь в детстве каждый из них не ра...
Методическая разработка «Калейдоскоп русских народных сказок».
Методическая разработка группе продленного дня для 1 класса.«Калейдоскоп русских народных сказок»....
Методическая разработка "Правила чтения. Чтение английского буквосочетания oo."
Методическая разработка "Правила чтения. Чтение английского буквосочетания oo."Видеоуроки:Английский для начинающих. Правила чтения в английском языке. Сочетание букв OO. (часть 17)https://w...