МЕТОД ПРОЕКТОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья по литературе

Самсонова Елена Леонидовна

Метод проектов как педагогическая технология – это технология, которая предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Для обучающегося проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. В рамках курса внеурочной деятельности «Волшебный мир театра» совместно с учащимися был разработан и реализован творческий проект «Театр и А.С. Пушкин». В данной статье  представлен паспорт Проекта и все этапы работы над Проектом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл метод проектов36.41 КБ

Предварительный просмотр:

Самсонова Елена Леонидовна, учитель русского языка и литературы

МЕТОД ПРОЕКТОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

        

        В настоящее время одной из основных задач современного образования становится раскрытие потенциала всех участников образовательного процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение данных задач невозможно без вариативности образовательных процессов, в связи с этим появляются различные инновационные педагогические технологии, которые требуют глубокого научного и практического осмысления. Общеизвестно, что для любого учителя самым важным в работе является повышение эффективности обучения. Этот вопрос требует непрерывного поиска решений, которые смогут оптимизировать учебный процесс. Как же учитель сможет сформировать положительную мотивацию учащихся к изучению учебного материала, создать условия полного раскрытия творческого и интеллектуального потенциала школьников, развития их познавательных интересов? Существуют разнообразные инновационные формы, позволяющие сделать учебную деятельность максимально эффективной. Одной из наиболее часто используемых форм является проектная технология.

        Практика использования метода проектов показывает, что “вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее”. Под методом проектов подразумевается система обучения, при которой ребенок приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий — проектов. Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов и действий обучаемых, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных познавательных действий и предполагающих презентацию этих результатов в виде конкретного продукта деятельности.

        Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и обучающегося, на развитие личности, его творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат. Данный метод предполагает решение интересной проблемы, сформулированной самими обучающимися. Метод проектов как педагогическая технология – это технология, которая предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Для обучающегося проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.

Существует множество подходов к классификации проектов:

  1. По характеру доминирующей в проекте деятельности:
  • Информационный
  • Исследовательский
  • практико-ориентированный
  • ролевой
  • творческий
  1. По форме:
  • видеофильм
  • рекламный ролик
  • журнальный репортаж
  • инсценировка
  • интервью с известным человеком
  • телепрограмма
  • мультимедийный продукт
  • стенгазета
  1. По профилю знаний:
  • монопроекты – в рамках одного учебного проекта
  • межпредметные – в рамках двух или более предметам
  1. По числу участников:
  • личностные
  • парные
  • групповые
  1. По характеру контактов:
  • внутриклассными
  • внутришкольными
  • региональными
  • международными
  1. По продолжительности:
  • минипроекты – в течение 1 урока
  • краткосрочные – в течение 1-5 уроков
  • среднесрочные – 1-2месяцев
  • долгосрочные – до 1года

        Методика организации проекта предполагает несколько этапов:

  • планирование работы над проектом (определение темы проекта, его цели и задач)
  • поисковый этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний);
  • этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков);
  • презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников).
  • защита проектов (проходит в форме презентации с использованием компьютера и мультимедийного проектора)

        Проектная деятельность способствует повышению качества образования, результативности учебного процесса.

        В методике преподавания профессиональных дисциплин проектная деятельность занимает особое место, так как способствует развитию исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления; воспитывает способность к обучению и рассуждению.  На уроках теоретического обучения, а также во внеурочной деятельности я использую возможности технологии проектного обучения, так как это позволяет мне наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося. Уроки с применением проектной деятельности являются увлекательными, яркими, запоминающимися.

        Следует отметить, что занятия проектной деятельностью активизируют познавательный интерес обучающихся, расширяют их кругозор, развивают навыки самостоятельной работы: умение выявлять и формулировать проблему, находить и отбирать необходимую информацию, применять её для решения поставленных задач. Проект развивает у обучающихся «командный дух», коммуникабельность, умение сотрудничать, способствует повышению личной уверенности каждого участника. Учебная деятельность приобретает поисковый и творческий характер. Сегодня проектная деятельность обучающихся - неотъемлемый атрибут их жизни. Обучение с применением метода проектов помогает учителю раскрыть творческий потенциал своих обучающихся. Таким образом, использование проектной деятельности в обучении становится все более актуальной. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем. Метод проектов отвечает требованиям современного образования, поскольку он является и практико-ориентированным, и личностно-ориентированным. Он позволяет индивидуализировать учебный процесс.

        В рамках курса внеурочной деятельности «Волшебный мир театра» совместно с учащимися был разработан и реализован творческий проект «Театр и А.С. Пушкин».


ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

ПО КУРСУ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ТЕАТРА»

НА ТЕМУ

«ТЕАТР И А.С. ПУШКИН»

Введение

Театр – это волшебный мир.

Он дает уроки красоты, морали

и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее

идет развитие духовного мира детей...

Б. М. Теплов

Актуальность

Город, в котором мы живем, назван в честь великого русского поэта – Александра Сергеевича Пушкина. С произведениями Александра Сергеевича Пушкина знаком каждый человек нашей необъятной Родины. В школах изучают творчество великого поэта, посвящают ему творческие вечера. В педагогических университетах произведениям Пушкина уделяется особое внимание. В театрах ставятся спектакли, актеры часто со сцены читают стихи и цитируют Александра Сергеевича. Кино экранизирует свое видение творчества гения.

На уроках литературы в 5 классе учащиеся познакомились со сказками А.С. Пушкина и В.А. Жуковского. Учащиеся узнали, что некоторые сказки были написаны в результате соревнования между поэтами, когда они жили в Царском Селе. Этот факт заинтересовал учащихся.  Было решено продолжить изучение жизненного и творческого пути Пушкина во внеурочной деятельности. Учащиеся решили проявить свои творческие способности через театральную деятельность, а за основу взять сказку Пушкина.

Таким образом, возникла идея - учитывая творческие способности учащихся класса, создать сценарий по сказке А.С. Пушкина, подготовить инсценировку сказки для выступления на сцене.

Театральная деятельность способствует развитию у ребенка общечеловеческой способности к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогает адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.

Театрализованная деятельность положительно влияет на эмоционально-личностную сферу ребенка, способность различать, дифференцировать и выражать эмоции, на развитие речи детей, на формирование творческой, активной личности.
       
Цель проекта:  приобщение детей к театральному искусству, театральной культуре; развитие творческих способностей учащихся через театрализованную деятельность, формирование художественного творчества, чувства прекрасного, умения понимать и ценить окружающий мир и способность к взаимодействию с ним.

Задачи проекта:

- познакомиться с театром как видом искусства;

- изучить интересные факты биографии А.С. Пушкина, связанные с жизнью в нашем регионе;

- посетить Музей-квартиру  А.С. Пушкина;

- посмотреть спектакль по сказке А.С. Пушкина, взять интервью у актеров;

- посетить Музей-дачу А.С. Пушкина, принять участие в игровой программе по сказке Пушкина, написанной в Царском Селе.

Продукт проекта

– театральная постановка по сказке А.С. Пушкина

Предмет  проекта

– театрализованная  деятельность  как  средство развития творческих способностей детей

Исполнители и участники проекта:

– учителя,  учащиеся, родители

Тип проекта: творческий; долгосрочный

Срок реализации проекта: сентябрь 2017 г – май 2018 г

Основная часть

Программа проекта

  1. Знакомство с видами театрального искусства.
  2. Посещение музея-квартиры А.С. Пушкина в г.Санкт-Петербурге.
  3. Просмотр спектакля «Сказка о попе и работнике его Балде».   Интервью с актерами.
  4. Посещение музея-дачи А.С. Пушкина в г.Пушкин, участие в игровой программе по сказке «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне-Лебеди».
  5. Инсценирование учащимися класса сказки Пушкина.

  1. Знакомство с видами театрального искусства.

Программа «Волшебный мир театра» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования второго поколения. В рамках данной программы учащиеся познакомились с театром как видом искусства. Узнали, какие бывают виды театрального искусства: драматический, оперный, балетный, кукольный и другие. Учащиеся познакомились с историей зарождения театрального искусства в разных странах, познакомились с самыми известными театрами мира, выдающимися драматургами и их пьесами.

  1.  Посещение Музея-квартиры А.С. Пушкина в г.Санкт-Петербурге на набережной

Мойки, 12.

Мемориальный Музей-квартира А.С. Пушкина посвящен последнему периоду жизни и творчества А.С. Пушкина. Музей располагается в старинном особняке, который в XIX веке принадлежал нескольким поколениям князей Волконских.

В сентябре 1836 года Пушкин и его семья поселились в нижнем этаже этого дома в наемной квартире, состоящей из одиннадцати комнат. Здесь 29 января (10 февраля по новому стилю) 1837 года Пушкин скончался, смертельно раненный на поединке с Ж. Дантесом, и тысячи петербуржцев поспешили сюда, чтобы проститься с поэтом. В настоящее время мемориальная квартира поэта воссоздана в своем первоначальном виде на основе плана В.А. Жуковского, свидетельств современников и других исторических документов. В музее представлены уникальные мемориальные вещи, принадлежавшие как самому Пушкину, так и членам его семьи: письменный стол и кресло в кабинете Пушкина, локон его волос, посмертная маска, украшения жены, портреты детей, диван, на котором умер поэт, и другие уникальные вещи. При входе в музей в цокольном этаже размещена вводная экспозиция, рассказывающая об истории старинного дома, о жизни Пушкина в Петербурге в 1836 году, об обстоятельствах преддуэльной истории и откликах современников на гибель великого поэта России.

  1. Просмотр спектакля «Сказка о попе и работнике его Балде».   Интервью с актерами.

Просмотр спектакля «Сказка о попе и работнике его Балде» вызвал эмоциональный отклик у учащихся. 

Эта сказка — интерактивный спектакль-скоморошина, в котором можно увидеть кукольное действо, окунуться в эстетику площадного театра и насладиться настоящей живой народной музыкой. В спектакле весёлый и находчивый Балда и попа победит, и народ повеселит, и прокатится на кобыле, и лихо сыграет на балалайке, да так громко, что море сморщит, да чертовское племя скорчит, познакомит зрителей со старым бесом и внучком его – бесёнком, как с жадностью бороться покажет, и попа за жадность накажет, приговаривая с укоризною: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною!» Пушкин адресовал эту сказку и детям, и взрослым, а потому этот спектакль, наполненный озорным и лукавым юмором автора, - чудесный повод сходить в театр всей семьей.

После просмотра спектакля учащиеся сфотографировались с актерами и взяли интервью у них.

Режиссер — Борис Константинов

Художник — Виктор Антонов
Балетмейстер — Анна Ситникова
Продюсер — Алла Данишевская

В спектакле заняты актеры: Денис Пенюгин, Андрей Перович,  Ксения Морозова, Алла Данишевская, Яна Сарафанникова.

  1. Посещение Музея-дачи А.С. Пушкина в г.Пушкин, участие в игровой программе по сказке «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне-Лебеди».

В Царском Селе великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин провел несколько месяцев своей жизни вместе с женой. Летние месяцы 1831 года, проведенные в Царском Селе, были наполнены для поэта радостью дружеского общения и счастьем поэтического труда. Вечером на даче появлялись гости – В. А. Жуковский, молодой начинающий писатель Н. В. Гоголь.   В дружеском поэтическом состязании с В. А. Жуковским Пушкин написал «Сказку о царе Салтане», а Жуковский – «Сказку о царе Берендее» и «Войну мышей и лягушек». Поздней осенью 1831 года Пушкины покинули Царское Село и уехали в Петербург, а скромный деревянный дом навсегда сохранил память о поэте. В 1910 году на дом повесили доску, которая гласила: «В этом доме жил А. С. Пушкин с 25 мая по 20 октября 1831 года». В 1949 году, в честь 150-летия со дня рождения поэта, улицу,  на которой располагался бывший дом поэта, переименовали в Пушкинскую, а доску заменили на новую, мраморную, на ней надпись гласила: «Здесь жил А. С. Пушкин в 1931 году». В 1985 году музей-дача А. С. Пушкина  был открыт для широкой публики. Здесь по воспоминаниям друзей и родственников были воссозданы интерьеры помещений, в которых жил поэт. В музее собрана коллекция вещей Пушкина, напоминающих о его жизни и творчестве.

Сотрудники музея  рассказали учащимся об истории создания  сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» и провели для них игровую программу  по этой сказке.

  1. Инсценирование учащимися класса сказки Пушкина.

Создание спектакля – самое увлекательное занятие. Процесс постановки спектакля вовлекает в совместную творческую деятельность всех детей.

Работа над театральной постановкой состояла из следующих этапов:

  1. Выбор сказки
  2. Выбор эпизодов-действий, создание сценария
  3. Распределение ролей между актерами
  4. Работа с текстом сказки, работа над выразительностью речи
  5. Создание декораций, костюмов, постановка танцев
  6. Репетиция отдельных сцен
  7. Премьера сказки, обсуждение со зрителями

  1. Заключение. Выводы.
  1. Театральные жанры в современном мире разнообразны. Театральное искусство синтезирует в себе литературу, музыку, хореографию, вокал, изобразительное искусство. Существуют различные виды театров: оперный; драматический; театр кукол; театр абсурда; детский; авторский; театр одного актера; театр света; музыкальной комедии; театр сатиры; театр поэзии; театр танца; эстрадный; балетный; театр зверей; театр инвалидов; крепостной; театр теней; театр пантомимы; театр песни; уличный.
  2. Посетив мемориальный Музей-квартиру А.С. Пушкина, учащиеся узнали о  последнем периоде жизни и творчества А.С. Пушкина, о дуэли и гибели великого поэта.
  3. Просмотр интерактивного спектакля «Сказка о попе и работнике его Балде» по сказке Пушкина вызвал эмоциональный отклик у учащихся. Общаяясь с актерами после спектакля, задавая вопросы о профессии актера, дети расширили свои знания о театральном искусстве.
  4. Посетив Музей-дачу А.С. Пушкина, учащиеся приняли участие в игровой программе по сказке «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне-Лебеди», узнали, что написана эта сказка была Пушкиным в Царском Селе в 1831 году.
  5. Работая над созданием спектакля, учащиеся проявили способность осуществлять результативные действия индивидуально и в сотрудничестве. Совместная деятельность детей – это средство мотивации развития личности к познанию и творчеству через широкое разнообразие видов деятельности. Совместное творчество формирует доверительные отношения, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать.

Участие в проекте дало следующие результаты:

- дети познакомились с историей театра, его видами, расширилось  представление детей  о  театре  и  театральной культуре;

- повысилось желание участвовать в спектаклях, импровизациях;

- театрально – игровая деятельность позволила учащимся приобрести и демонстрировать начала ключевых компетентностей:

  • грамматически правильно строить свою речь;
  • умение устанавливать  и  поддерживать  отношения

с разными людьми, анализировать действия и поступки, включаться в разговор, выбирать стиль общения;

  • способность осуществлять результативные действия индивидуально или в сотрудничестве;

- повысился интерес к изучению биографии и творчества А.С. Пушкина;

- повысился интерес к урокам литературы;

- возросло желание посещать театры и музеи. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе с целью развития компетентности личности.

Презентация опыта работы. Метод проектов обеспечивает связь школы с жизнью, развивает исследовательские возможности учащихся, активизирует интерес к познавательной деятельности. Помогает сформировать ...

Метод проектов во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе

Научно-методическая работа «Особенности проектирования и организации внеурочной деятельности. Метод проектов во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе» . Призёр районной научно-методич...

Статья "Метод проектов во внеурочной деятельности"

Текст данной статьи содержит полное теоретическое обоснование метода проектов, который является актуальным в сфере применения новых ФГОСов. А также заинтересующийся данной темой может на практическом ...

Мастер-класс «Метод проекта и внеурочная деятельность учащихся»

В педагогической практике метод проектов сегодня занимает ведущее место. Его можно рассматривать как способ организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению результата, который можно ув...

Использование метода проектов во внеурочной деятельности

Представление педагогического опыта в организации проектной деятельности...

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по  теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...