Литературная игра "В городе Трех Толстяков"
методическая разработка по литературе (5, 6 класс)

Литературная игра к 90-летию романа-сказки Ю.К. Олеши «Три толстяка» (1928)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературная игра «В городе Трех Толстяков»

Цели и задачи игры:

  1. В игровой форме проверить знание произведения
  2. Развивать интерес к русской литературе
  3. Способствовать развитию коммуникативных компетенций учащихся, осуществлению продуктивного взаимодействия
  4. Способствовать воспитанию мобильной личности, способной мобилизоваться для решения поставленной задачи.  

Оборудование: презентация, музыкальная аппаратура,  таблички для записывания ответов, маркеры.

Ход мероприятия

Наша игра сегодня посвящена роману-сказке Ю.К. Олеши «Три толстяка», которая была напечатана в 1928 году и которой исполняется 90 лет.

Вы все ее прочитали. Мы хотим посмотреть, кто является истинным знатоком произведения.  

Предупреждение. За шумное поведение команды или ее болельщиков с команды будут вычитаться баллы.

0 ЭТАП. ЧЕРНЫЙ ЯЩИК.

Эта вещь есть в романе, и её как бы и нет.

В одиночку не найти правильный ответ.

1 ЭТАП. Песня рассыпалась

- Роман-сказка «Три толстяка» необычайно музыкальна. В сказке есть песни, которые  поют дети. Ваша задача вставить недостающие слова и прочитать слова из песни.

1 команда

Как лететь с земли до звёзд,
Как поймать … за хвост,
Как из камня сделать …
Знает доктор наш Гаспар.

2 команда

Попал Просперо в меткий

Смирительный ошейник –

Сидит в железной клетке

……   оружейни

Ваша задача - обсудить ответ в команде, написать ваш вариант ответа на табличках и показать его мне и жюри. Работаем не на скорость, а на качество.  

2 ЭТАП. «Известно ли вам…» («Конкурс на самого внимательного читателя»)

Ваша задача - обсудить ответ в команде, написать ваш вариант ответа на табличках и показать его мне и жюри. Работаем не на скорость, а на качество.  Вопросы:

  1. Как назывался рынок, на котором правительство трёх толстяков устраивало празднество и приглашало народ? (Четырнадцатый)
  2. Как звали дядюшку, владельца балаганчика, домика на колёсах? (Бризак)
  3. Как звали лучшего попугая, покинувшего клетку во время переполоха зверинце? (Лаура)
  4. Как спасся гимнаст Тибул с площади Звезды? (Через люк в куполе фонаря)
  5. Куда приземлился продавец шаров? (В торт в кондитерской дворца)
  6. На кого упал соломенный башмак продавца шаров, когда тот летел по воздуху на воздушных шарах? (На учителя танцев Раздватриса)
  7. Что принадлежало трём толстякам? (1 – владел хлебом, 2 – принадлежал уголь, 3– скупил всё железо)
  8. Что означает в переводе имя наследника Тутти? (Разлучённый)
  9. На какой улице жил доктор Гаспар Арнери? (Улица Тени)
  10. На каком языке имя Суок означает «вся жизнь»? (на языке обездоленных)

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

1 ТАНЕЦ КУКЛЫ (5 А КЛАСС)

- А сейчас пришло время проверить домашнее задание. Посмотрим, как каждая команда представила себе танец куклы. Первыми своё видение танца нам покажет 5 А класс.

3 ЭТАП. КРОССВОРД + КОНКУРС КАПИТАНОВ+ 2 ТАНЕЦ

– Сейчас хотим предложить командам разгадать кроссворд. Он состоит из имен героев сказки.  (раздаём)

В выделенных клеточках должно получиться имя одного из персонажей сказки. Угадайте, что это за герой и какую роль он играет в романе?  Запишите свой ответ. Карточки с выполненным заданием передайте жюри. (команды пристумают к рабобте)

- Пока наши команды борются за звание знатоков «Трех толстяков», мы пригласим к себе отважных капитанов. (Тянут карточки.)

Вам необходимо предоставить развернутый ответ на поставленный вопрос (монолог-рассуждение 1-2 минуты. В это время смотрим домашнее задание 5  класса).

ВОПРОСЫ:

  1. Кто, на ваш взгляд, самый милосердный из всех героев романа-сказки?
  2. Кто, на ваш взгляд, является главным героем в романе?
  3. Зачем в романе продавец шаров?
  4. Почему именно хлеб, уголь и железо захватили Три толстяка?

ПРОВЕРКА ДОМАШЕГО ЗАДАНИЯ 2 ТАНЕЦ КУКЛЫ (5 Б класс)

ВЫСТУПЛЕНИЕ КАПИТАНОВ С МОНОЛОГОМ.

ПЕРЕДАЧА КРОССВОРДОВ ЖЮРИ.

4 ЭТАП. КОНКУРС БОЛЕЛЬЩИКОВ.

- Пока команды заняты важным делом, поиграем с болельщиками. Они тоже читали произведение и тоже немало знают.

1 конкурс для вас «Оживим героев» («Узнай героя по фразе», «Искусство перевоплощения»)

Участник (по 2 человека от каждого класса) выбирает карточку, определяет персонажа, читает выразительно отрывок с интонацией, присущей  выбранному герою. Вам  нужно  показать так, чтобы остальные догадались.

Подготовка 2 минуты

- Пока наши герои готовятся, давайте посмотрим, как подготовили Д.З. 5 В класс.

3 ТАНЕЦ (5 В класс)

  1. Моя кукла, моя чудесная кукла сломалась. Мою куклу испортили. Гвардейцы кололи мою куклу саблями. (Тутти)
  2. Мне очень недоели приключения. Я не маленький мальчик и я не герой. Я не люблю летать, я боюсь трёх толстяков, я не умею украшать парадные торты. Мне очень хочется освободить дворец от своего присутствия. (Продавец шаров)
  3. Какая неосторожность! Я превратил его в негра, я окрасил его в чудесную краску, я сделал его совершенно неузнаваемым, а он сам себя выдал сегодня на Четырнадцатом Рынке! Ведь его могут схватить! Ну как же он не осторожен! (Доктор Гаспар Арнери)
  4. Я очень давно живу в балаганчике дядюшки Бризака. Я даже не помню, с каких пор я умею танцевать, и ездить верхом, и крутиться на трапеции. Ах, каким я научилась чудесным штукам! Вот, например, в прошлое воскресенье мы представляли в гавани. Я играла вальс на абрикосовых косточках. (Суок)
  5. Мне стало очень страшно. Я закрыла ставни и решила никуда не выходить. Я ждала вас каждую минуту. Я очень волновалась… Обед простыл, ужин простыл, а вас всё нет… (Ганимед)
  6. В самом деле, какая мне польза от бедняков? … Они всегда заняты работой и никогда не имеют денег. То ли дело богатые купцы, богатые франты и дамы! У них всегда много денег, и они никогда ничего не делают! (Раздватрис)
  7. Ваш мозг заплыл жиром. Вы ничего не видите дальше своего брюха! … Спросите своих министров. Они знают, что делается в стране. Пятнадцать лет я учил народ ненавидеть вас и вашу власть. О, как давно мы собираем силы! Теперь пришел ваш последний час… (Просперо)
  8. И вдруг появились гвардейцы. Их было двенадцать человек. Они возбужденно о чем-то говорили. Поравнявшись с нами, они остановились. Один из них сказал, указывая на наследника Тутти: «Вот сидит волчонок.  У трех жирных свиней растет волчонок». (трусливый воспитатель Тутти)

4 ЭТАП. ТОПОНИМИКА («Узнай место»)

(ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОНКУРС)

- Настало время проверить ваши познания в географии города Трех толстяков.

Задание на скорость. Я зачитываю отрывок из сказки, а вы даете названия этому месту.

I. Дворец Трёх Толстяков

«Дом стоял посреди огромного парка. Парк был окружен глубокими каналами. Над каналами висели чёрные железные мосты. Мосты охранялись дворцовой стражей – гвардейцами в чёрных клеенчатых шляпах с жёлтыми перьями. Вокруг парка до самой небесной черты находились луга, засыпанные цветами, рощи и пруды. Здесь было отличное место для прогулок. Здесь росли самые интересные породы трав, здесь звенели самые красивые жуки и пели самые искусные птицы».

II. Площадь Звезды

 «Она была окружена огромными, одинаковой высоты и формы домами и покрыта стеклянным куполом, что делало её похожей на колоссальный цирк. В середине купола, на страшной высоте, горел самый большой в мире фонарь. Это был удивительной величины шар. Охваченный поперёк железным кольцом, висящий на мощных тросах, он напоминал планету Сатурн. Свет его был так прекрасен и так не похож, на какой бы то ни было земной свет, что люди дали этому фонарю чудесное имя, так стали называть и всю площадь».

III. Дворцовая кондитерская

«Влетая в помещение, он (продавец) почувствовал в одно и то же время ужас и восторг. Сперва ему показалось, что он попал в какой-то удивительный птичник, где возились с пением и свистом, шипя и треща, разноцветные драгоценные птицы южных стран.

А в следующее мгновение он подумал, что это не птичник, а фруктовая лавка, полная тропических плодов, раздавленных, сочащихся, залитых собственным соком. Сладкое головокружительное благоухание ударило ему в нос, жар и духота спёрли ему горло. Он со всего размаху сел во что-то мягкое и тёплое. Он сидел в царстве шоколада, апельсинов, гранатов, крема. Цукатов, сахарной пудры и варенья, и сидел на троне, как повелитель пахучего разноцветного царства»

IV. Балаганчик дядюшки Бризака

«Дом, построенный на манер вагона, состоял из нескольких жилищ, разделённых холщовыми перегородками.

На ящике горела керосиновая лампа. На стенах висели обручи, обтянутые папиросной бумагой, белой и розовой, длинные полосатые бичи с блестящими металлическими ручками, костюмы, осыпанные золотыми  кружочками, расшитыми цветами, звёздами. Разноцветными лоскутами. Со стен глядели маски. У некоторых торчали рога, у других нос напоминал турецкую туфлю, у третьих рот был от уха до уха. Одна маска отличалась огромными ушами. Самое смешное было, что уши были человеческие, только очень большие».

5 ЭТАП. КОНКУРС КАПИТАНОВ.

Подведение итогов.


ПРИЛОЖЕНИЕ


Кроссворд "Герои сказки".

Команда ______________________ 5 ____ класса

В выделенных клеточках должно получиться имя одного из персонажей сказки. Что это за герой?

Кроссворд

  1. Гимнаст-канатоходец.
  2. Тот герой, чьё имя значит: "вся жизнь".
  3. Экономка доктора, который должен был починить сломанную куклу.  
  4. Имя доктора.  
  5. Учитель танцев.  
  6. Оружейник, которого Три Толстяка заковали в цепи и посадили в клетку.  
  7. Лошадь, на которой ездила Суок.  
  8. Наследник Трёх Толстяков.  
  9. Силач из балаганчика "Троянский конь".  
  10. Владелец балаганчика, в котором выступали Тибул и Суок.  
  11. Кличка лучшего попугая из зверинца.  

C:\Users\Юлия\Desktop\krossvord.png

Ответ: __________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________


КЛЮЧИ к кроссворду "Герои сказки"

В выделенных клеточках должно получиться имя одного из персонажей сказки. Что это за герой?

Кроссворд

  1. Гимнаст-канатоходец. (Тибул)
  2. Та, чьё имя значит: "вся жизнь". (Суок)
  3. Экономка доктора, который должен был починить сломанную куклу. (Ганимед)
  4. Имя доктора. (Гаспар)
  5. Учитель танцев. (Раздватрис)
  6. Оружейник, которого Три Толстяка заковали в цепи и посадили в клетку. (Просперо)
  7. Лошадь, на которой ездила Суок. (Анра)
  8. Наследник Трёх Толстяков. (Тутти)
  9. Силач из балаганчика "Троянский конь". (Лапитуп)
  10. Владелец балаганчика, в котором выступали Тибул и Суок. (Бризак)
  11. Кличка лучшего попугая из зверинца. (Лаура)

C:\Users\Юлия\Desktop\krossvord.png

Ответ: Имя  БОНАВЕНТУРА  - капитан дворцовой гвардии


Для конкурса капитанов  

 

  1. Кто, на ваш взгляд, самый милосердный из всех героев романа-сказки?

  1.    Кто, на ваш взгляд, является главным героем романа?

  1.      Зачем в романе продавец шаров?

  1. Почему именно хлеб, уголь и железо захватили Три толстяка?


Для игры с болельщиками

  1. Моя кукла, моя чудесная кукла сломалась. Мою куклу испортили. Гвардейцы кололи мою куклу саблями.

  1. Мне очень недоели приключения. Я не маленький мальчик и я не герой. Я не люблю летать, я боюсь трёх толстяков, я не умею украшать парадные торты. Мне очень хочется освободить дворец от своего присутствия.

  1. Какая неосторожность! Я превратил его в негра, я окрасил его в чудесную краску, я сделал его совершенно неузнаваемым, а он сам себя выдал сегодня на Четырнадцатом Рынке! Ведь его могут схватить! Ну как же он не осторожен!

  1. Я очень давно живу в балаганчике дядюшки Бризака. Я даже не помню, с каких пор я умею танцевать, и ездить верхом, и крутиться на трапеции. Ах, каким я научилась чудесным штукам! Вот, например, в прошлое воскресенье мы представляли в гавани. Я играла вальс на абрикосовых косточках.

  1. Мне стало очень страшно. Я закрыла ставни и решила никуда не выходить. Я ждала вас каждую минуту. Я очень волновалась… Обед простыл, ужин простыл, а вас всё нет…

  1. В самом деле, какая мне польза от бедняков? … Они всегда заняты работой и никогда не имеют денег. То ли дело богатые купцы, богатые франты и дамы! У них всегда много денег, и они никогда ничего не делают!

  1. Ваш мозг заплыл жиром. Вы ничего не видите дальше своего брюха! … Спросите своих министров. Они знают, что делается в стране. Пятнадцать лет я учил народ ненавидеть вас и вашу власть. О, как давно мы собираем силы! Теперь пришел ваш последний час…

  1. И вдруг появились гвардейцы. Их было двенадцать человек. Они возбужденно о чем-то говорили. Поравнявшись с нами, они остановились. Один из них сказал, указывая на наследника Тутти: «Вот сидит волчонок.  У трех жирных свиней растет волчонок».


КАРТОЧКИ ЖЮРИ

Литературная игра «В городе Трех Толстяков»

Конкурсы

5 А

  1. Б

1. «Черный ящик»

(5 баллов за правильный ответ)

2. «Песня рассыпалась»

(по 1 баллу за каждое верное слово.

Максимум – 3 балла)

3.«Известно ли вам…»

(по 1 баллу за каждое верное слово.

Максимум – 10 баллов)

4.«Кроссворд»

(по 1 баллу за каждое верное слово.

Максимум – 12 баллов)

5.Конкурс капитанов – развернутый ответ

(подготовка 2-3 минуты)

6.«Узнай место» (Топонимика)

Дополнительный этап

(по 1 баллу за каждое верное слово.

Максимум – 4 балла)

7. Домашнее задание  «Танец куклы»

(Максимум – 5 баллов)

Итого 

(Максимум – 44 балла)

Места


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературные звёзды (литературная игра по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка")

Конспект внеклассного мероприятия по литературе в 8 классе по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"...

ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА-ВИКТОРИНА «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЛУЧАЙ» 5-6 класс

Закрепить полученные на уроках литературы знания, вызвать живой интерес к  литературе, к слову; способствовать развитию творческих способностей школьников....

Дистанционный урок Памятные литературные места города

Урок реализует межпредметное взаимодействие (Литература и История и культура Санкт-Петербурга) и введение регионального культуроведческого материала в основной контент предмета. Урок знакомит с памятн...

Литературная игра «Город N» по «Запискам о Шерлоке Холмсе» Артура Конан Дойла в 6 классе

Литературная  игра  «Город N»по «Запискам  о  Шерлоке Холмсе» Артура Конан Дойла в 6 классе(«Пляшущие человечки», «Союз рыжих», «Пять апельсиновых зернышек», «Голубой карбунку...

Литературная игра для 5-6 классов "Литературный ринг"

Литературный ринг Оборудование: карточки с указанием номера команды, пять комплектов с номерами ответов, звезды.Ход игрыВедущий: Сегодня мы собрались на игру-викторину “Литературный рин...

Сценарий литературного вечера на трех языках « Магия поэзии Тукая/ The Magic of Tukay\'s Poetry/ Тукайныӊ тылсымлы поэзиясе»

Сценарий внеклассного мероприятия разработан для учащихся 2 б класса начальной школы. Материал полезен учителям английского языка, работающим в начальной школе с этнокультурным компонентом. Данному ли...

Литературная игра " По следам литературных героев"

Игра предназначена для учащихся 8-9 классов. В данном внеклассном мероприятии учащиеся должны проявить не только свои познания в истории литературы, но и актёрские способности.Литературные произведени...