Обоснование концепции преподавания литературы в школе
учебно-методический материал по литературе
Литература не укладывается в рамки школьного предмета, а всё время выплёскивается за край: искусство с одной стороны, и жизнь - с другой.
Концепция педагогической деятельности имеет философскую основу. В статье отражены цели, задачи, методы и приёмы преподавания литературы в современной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obosnovanie_kontseptsii_prepodavaniya_literatury.docx | 20.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Обоснование концепции преподавания литературы
Литература не укладывается в рамки школьного предмета, а всё время выплёскивается за край: искусство с одной стороны, и жизнь - с другой.
Концепция педагогической деятельности имеет философскую основу. Прежде всего это Достоевский с его роковой на все времена фразой: «Мир красотой спасётся, а некрасивость мир погубить может». Но как спасти наш мир? Кажется, пришло время спасать саму красоту. А. И. Солженицын придерживается на этот счёт следующего взгляда: человечество всё больше ощущает своё единство на Земле. События мира мы знаем все. Но в разных краях к мировым событиям, происходящим вчуже от нас, прикладываем нашу собственную мерку, шкалу оценок. По ней и судим о событии. Чужие мерки вместе с событиями не передаются. Отсюда и взаимное непонимание. «Для целого человечества, стиснутого в единый ком, такое взаимное непонимание грозит близкой гибелью», но этого не произойдёт, ибо у человечества есть литература, искусство.
Литература понимается как «заменитель непережитого нами опыта», в котором мы пытаемся найти ответы на мучающие нас вопросы. Но литература как школьный предмет не есть только человековедение. Урок литературы есть триединство воспитания, обучения и современного менталитета.
Реализация воспитывающей и обучающей функций уроков литературы возможна только на основе творческой деятельности учащихся.
Работа читателя должна определяться двумя задачами. Первая - понять произведение так, как понимал автор. Вторая - включить произведение в свой, чужой для автора контекст. Ребёнок учится творчески читать художественное произведение.
Цели обучения и воспитания определяются двумя факторами:
— в процессе преподавания литературы цели воспитания и обучения
сливаются в единое целое, причём первое доминирует;
— под литературным образованием понимается освоение
литературы как искусства слова.
Цель литературного образования - формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературного произведения и подготовленного к самостоятельному общению с художественным текстом.
Основной путь - развитие личности ребёнка на основе творческой деятельности.
Метод - проблемно-поисковый, суть которого состоит в совместной исследовательской деятельности по добыванию знаний. Суть метода:
-погружение в мир произведения, темы, создание мотивации учебной деятельности;
-первоначальная формулировка проблемы, выделение предмета исследования;
-выбор видов деятельности, путей исследования;
-анализ проблемы выбранным способом;
-поиск и выдвижение гипотез, вариантов решения проблемы на основе анализа текста;
-обсуждение вариантов, поиск взаимосвязей;
Далее в зависимости от задач:
-переформирование проблемы;
-выработка заключительных выводов - выдвижение новых проблем.
Основной способ работы - учебный диалог (используются анализ, синтез, сведение, восхождение, проблематизация).
Основной метод воспитания - «метод успеха» (согласно педагогике сотрудничества). Любой, даже маленький, шаг ребёнка на пути познания воспринимается как личный успех. Даже ошибка становится отправной точкой для дальнейшего развития. Исключается негативная рефлексия на ответ, критика (как техника мышления).
Приёмы обучения носят исследовательский характер. Стараюсь реже использовать приёмы демонстрации, показа действий. Все приёмы обучения обьединяет:
- «косвенный» характер обучения;
- сочетание алгоритмов и технологий «ситуативного характера»;
- позиция учителя не «над» , а «с» ребятами;
- приём «красной нити».
Система оценивания
Работа анализируется с точки зрения «доли успешности» в ней, причём достижения ребёнка сравниваются только с его собственными показателями.
Формы общения и обучения:
-эвристическая беседа;
-дискуссия на уроке;
-учебная экскурсия;
-устный литературный журнал;
-инсценировки на уроке;
-литературно-познавательные игры, викторины.
Диалоговый характер обучения, где общение является неформальным, приводит к развитию речи учащихся, а не только к формированию речевых навыков. Речь учащихся свободна, естественна, они обмениваются не только информацией, но и своими мыслями, чувствами.
Стремление оптимально соединить обучающую и воспитывающую функции урока литературы, «впрячь в одну телегу коня и трепетную лань» требует осторожности от учителя: не уклоняться в сторону окололитературных разговоров о жизни, забыв о том, что общение должно быть обучающим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегративный подход к преподаванию литературы в школе
Процесс интеграции в преподавании дисциплин гуманитарного цикла выдвигает требования гармонизировать профессиональную сторону деятельности учителя и его личностные особенности. Создание подлинно...
Культурологический аспект преподавания литературы в школе.
О том как культурологический аспект влияет на восприятие материала учащимися....
Национально-региональный компонент в преподавании литературы в школе
Национально-региональный компонент в преподавании литературы в школе Знание литературы живущих рядом народов воспитывает уважение к культуре, традициям, дает основу для развития интеллектуальных ...
Статья "Инновационные педагогические технологии и их применение в практике преподавания литературы в школе"
Статья знакомит с использованием в практической деятельности современных педагогических технологий, которые помогают сделать привлекательным процесс познания литературы в школе....
Современная концепция преподавания истории в школе
Статья посвящена современным тенденциям преподавания истории в школе....
Новая концепция преподавания биологии в школе: особенности перехода от концентрической модели к линейной
Новая концепция преподавания биологии в школе: особенности перехода от концентрической модели к линейной...