Статья "Инновационные педагогические технологии и их применение в практике преподавания литературы в школе"
статья по литературе на тему
Статья знакомит с использованием в практической деятельности современных педагогических технологий, которые помогают сделать привлекательным процесс познания литературы в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.odt | 27.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационные педагогические технологии и их применение в практике преподавания современной литературы в старших классах.
Современные подходы к модернизации российского образования, внедрение стандартов нового поколения определяют приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования.
Сегодня общество заинтересовано в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения.
Для подготовки таких учащихся необходимо использовать в обучении современные образовательные технологии. Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут подросткам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности, где важная роль отводится урокам русского языка и литературы.
Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи. Это не противоречит творческим процессам личностного совершенствования, так как каждая из педагогических технологий имеет собственную зону, в пределах которой происходит развитие личности.
К современным педагогическим технологиям относятся:
1. Технология дифференцированного обучения
2. Технология личностно-ориентированного обучения
3. Технология эвристического обучения
4. Диалоговые технологии
5. Игровые технологии
6. Информационно- коммуникационные технологии
Остановлюсь на некоторых технологиях, элементы которых применяю в своей практике.
1. Технология личностно-ориентированного обучения.
Приоритетные задачи личностно-ориентированной технологии обучения в педагогике — формировать и развивать интеллект и речь обучающихся, развивать критическое мышление. К этой технологии относятся такие методы, как педагогические мастерские, модульное обучение, метод проектов, обучение как исследование.
В своей работе я использую метод проектов — самостоятельную исследовательскую деятельность обучающихся, которая имеет не только учебную, но и научно-практическую значимость. Эта технология актуализирует важнейшие речевые умения, вовлекая учащихся во все виды речевой деятельности, совершенствует умение работать с текстами разных стилей и типов речи на уровне информационно-смысловой обработки.
Этапы работы над учебным проектом:
А. Поисково-исследовательский ( предварительный выбор темы, краткая формулировка задач, поиск и анализ проблемы)
Б. Технологический ( анализ идей, подбор материала, систематизация информации)
В. Практическая реализация проекта ( создание чернового варианта проекта, внесение изменений, поправок в проект, исправление ошибок, недочетов; оформление презентации, набор текста)
Г. Заключительный ( представление и защита проекта на общешкольной научно-практической конференции, ответы на вопросы по теме проекта)
2. Диалоговые технологии.
Диалог является основной формой коммуникации, он учит обучающихся ясно выражать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
В системе репродуктивного обучения «диалог» часто трактуется как односложный акт общения по схеме вопрос-ответ. Между тем. Учебный диалог призван добиваться взаимодействия сознаний его участников, чтобы совместными усилиями предмет дискуссии становился объемным, понятным, разноплановым. Педагог, являясь организатором учебного процесса, имеет возможность применить в рамках диалога приемы сближения и налаживания сотрудничества с обучающимися, увидеть их внутренние проблемы, установки и позицию, на основе которых учащиеся формулируют свою точку зрения.
В обучающем диалоге все вместе движутся к истине: пространство обсуждения открыто, нет готовых ответов, есть только путь и ориентиры. Диалог с ребенком оказывает на него многофакторное воздействие, а значит, ведёт к решению различных дидактических задач. Диалоговая форма решения проблемы в ходе межличностного общения, будучи освоенной обучающимся, становится одной из главных механизмов его мыслительной деятельности.
Специальных приёмов вовлечения учащихся в диалог не требуется. Обучающиеся открыты к равноправному разговору даже тогда, когда у них есть негативный опыт общения со взрослыми людьми. Число обучающихся, желающих высказать свое суждение в диалектическом общении гораздо выше, чем желающих отвечать на стандартные вопросы, так как рассуждения создают познавательную ситуацию и помогают «расшевелить» умы учеников. К диалогу должен быть готов и педагог. Ведение диалога не зря часто называют «искусством», так как его невозможно выстраивать по строго определенной схеме. Поэтому педагогу требуется творчество и фантазия в его осуществлении.
В своей работе использую эффективный, как мне кажется, прием целенаправленного вовлечения обучающихся в диалог - «придумывание задач». Несмотря на то, что у многих учащихся имеется далеко не блестящий опыт в решении различного вида задач по изучаемым предметам, большинство из них с готовностью соглашаются на этот вид работы. Выполнение такого задания требует разноаспектного рассмотрения задачной ситуации, рефлексии выполняемой деятельности, побуждает к обсуждению проблем, касающихся как предметного содержания задачи, так и вопросов, относящихся к оценке своих способностей, осознания интересов и жизненных планов.
3. Информационно- коммуникационные технологии.
Использование новых информационных технологий в обучении позволяет рассматривать школьника как центральную фигуру образовательного процесса и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъектами. При этом учитель перестает быть основным источником информации и занимает позицию человека, организующего самостоятельную деятельность учащихся и управляющего ею. Его основная роль состоит теперь в постановке целей обучения, организации условий, необходимых для успешного решения образовательных задач.
С помощью ИКТ можно решать такие педагогические задачи, как обучение в сотрудничестве, активизация познавательной деятельности, осуществлять дифференцированный, индивидуализированный и личностно-ориентированный подход в обучении, разрешать проблемы разноуровневого и группового обучения. К тому же возможности использования компьютера на уроке впечатляют, создают атмосферу психологического комфорта, ведут к успешности в обучении.
Принципиальное новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс — интерактивность, позволяющая развивать активно-деятельностные формы обучения. Именно это новое качество позволяет надеяться на реальную возможность расширения функционала самостоятельной учебной работы — полезного с точки зрения целей образования и эффективного с точки зрения временных затрат. Эти технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению, вовлекает их в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
Именно использование ИКТ на уроках русского языка и литературы позволяет мне наполнить уроки новым содержанием, осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению, организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями, развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся, организовать урок в соответствии с современными требованиями.
Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы позволили мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным.
Хороший урок невозможно представить без правильно сформулированной темы, целей и задач, грамотного планирования этапов урока, а также целей, решаемых на каждом из этапов урока. Обычно для этого используется классная доска, на которой выписываются все необходимые термины, составляются таблицы и схемы. Теперь есть прекрасная возможность заранее подготовить весь необходимый материал, расположить его в нужной последовательности и поместить на слайды презентации, что освобождает учителя от постоянной работы у доски и дает возможность больше внимания уделить обучающимся. Презентации оживляют урок, помогают внести игровые моменты в изучаемый материал.
На уроках литературы часто использую компьютерные презентации, к созданию которых привлекаю учащихся. Это могут быть уроки изучения биографии писателя или поэта. При подготовке таких уроков обучающимся дается задание собрать необходимый биографический материал, обработать в определенной программе фотографии, иллюстрации, продумать анимацию.
Работа с Интернет-ресурсами позволила мне познакомиться с системой образовательных порталов, в частности с Федеральным порталом «Российское образование», Российским общеобразовательным порталом, Федеральным порталом «Информационно-коммуникационные технологии в образовании». Впоследствии с этими порталами я также знакомлю и своих учеников, так как представленная информация на сайтах очень важная и нужная. Это и каталоги образовательных ресурсов, и электронная библиотека учебных материалов, включающая различные электронные словари, справочники, энциклопедии.
Интернет-ресурсы представляют обширные материалы, целесообразные для изучения литературного произведения, и как источник накопления литературных знаний (своеобразная энциклопедия), и как средство, позволяющее осуществить литературное развитие учащегося (литературные проекты, гостевые книги, сайты).
Одним из важнейших общеучебных навыков, способствующим успешности ребенка на каждом этапе обучения, является навык беглого, осознанного чтения. Как известно, в настоящее время дети читают мало да и не любят читать, поэтому мне, как учителю литературы, важно заинтересовать ребенка, показать ему красоту поэтического и прозаического художественного слова. Для этого использую диски с записями фильмов по мотивам произведений, эпизоды из фильмов, диски произведений поэтов и писателей не только для ознакомления с содержанием программных произведений, но и с целью показать выразительное чтение в исполнении профессиональных артистов — это тоже необходимый и нужный урок.
Используемая литература.
1. Активные формы преподавания литературы. Лекции и семинары на уроках в старших классах/Сост. Р.И. Альбеткова. - М., 1991
2. Качурин М.Г.. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. - М., 1988
3. Современный урок русского языка и литературы /Под ред З.С. Смелковой. - Л., 1990
4. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться: педагогика грамотного развития. - М., 2010
5. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Издат. центр «Академия», 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды педагогических технологий и их применение в обучении
Применение педагогических технологий в обучении...
Интегративный подход к преподаванию литературы в школе
Процесс интеграции в преподавании дисциплин гуманитарного цикла выдвигает требования гармонизировать профессиональную сторону деятельности учителя и его личностные особенности. Создание подлинно...
Культурологический аспект преподавания литературы в школе.
О том как культурологический аспект влияет на восприятие материала учащимися....
Мои педагогические технологии. Из опыта применения современных педагогических технологий преподавателя МОУ ДОД "Ногинская детская художественная школа Пак Л.П.
Многие опытные педагоги с большим стажем работы, имеющие собственные методические разработки с изумлением находят аналогичные методы, приемы и техники, когда знакомятся с публикациями своих колл...
Разнообразие педагогических технологий и их применение на уроках английского языка. автор работы :Степанова Алина Александровна
Согласно образовательному стандарту основного общего образования по иностранному языку, обучение английскому языку преследует две основные цели: • развитие иноязычной коммуникативной компетенции, кот...
Использование проектной деятельности в практике преподавания истории в школе
Работа над проектом является одним из самых перспективных видов деятельности учащихся по овладению оперативными знаниями в процессе социализации. Это достаточно новый вид деятельности для школьников, ...
Образовательные (педагогические) технологии и их применение на уроках труда (технологии) в основной школе
Для умелого и осознанного выбора из имеющегося банка педагогических технологий именно тех, которые позволят достигнуть оптимальных результатов в обучении и воспитании необходимо понимать сущностные ха...